Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2013» - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2013»

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Национальный доклад «Молодежь Казахстана – 2013» - часть 7

 

 

ГЛАВА 2

РЕАЛИЗАЦИЯ 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ 

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

102

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

2.1. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

В КАЗАХСТАНЕ

Среди важнейших вопросов стратегии развития Казахстана 

особое  место  занимает  работа  с  молодежью.  Более  

шести  миллионов  казахстанцев  родились  в  годы 

независимости. Президент Республики Казахстан - Лидер нации 

Назарбаев Н.А. в Стратегии «Казахстан - 2050» справедливо 

выделил в качестве «двигателя нового курса» молодежь.     

Молодежная  политика,  ее  темпы  и  эффективность 

зависят от возможностей государства. Но, с другой стороны, 

без  молодежи  не  будет  развития  самого  государства, 

что  обусловливает  опережающий  характер  политики  в 

отношении  молодежи,  ее  лидирующее  положение  среди 

других направлений деятельности государства [1].

Закон  «О  государственной  молодежной  политике  

в Казахской ССР» был принят одним из первых в июне 1991 

года.  Поэтому  появление  проблем,  особенно  в  области 

финансирования,  при  реализации  данного  Закона  не  было 

случайностью. Довольно скоро возникли предложения по его 

изменению, а позже - по принятию Закона в новой редакции [2].

В  августе  1999  года  была  одобрена  «Концепция 

государственной 

молодежной 

политики 

Республики 

Казахстан»,  а  7  июля  2004  года  подписан  Закон  

«О  государственной  молодежной  политике  в  Республике 

Казахстан».  Государственная  молодежная  политика 

сформулирована  как  система  социально-экономических, 

политических,  организационных  и  правовых  мер, 

осуществляемых  государством  и  направленных  на 

поддержку молодежи [3]. 

На  стадии  разработки  находится  новый  проект  Закона 

Республики  Казахстан  «О  государственной  молодежной 

политике  в  Республике  Казахстан»,  принятие  которого 

должно  определить  правовые  основы  формирования  и 

реализации  государственной  молодежной  политики  в 

Казахстане на современном этапе развития государства.

На  I  съезде  МК  «Жас  Отан»  НДП  «Нур  Отан»  Глава 

государства 

высказал 

принципиальные 

положения, 

определяющие  сущность  государственной  молодежной 

политики  на  современном  этапе.  Он  отметил,  что,  с 

одной  стороны,  нужно  воздерживаться  от  чрезмерной 

опеки  молодежи  и  благотворительности,  которые 

подрывают  стимул  к  самостоятельной  активности,  ведут 

к  иждивенчеству.  С  другой  стороны,  государственная 

молодежная  политика  должна  давать  молодым  людям 

весомый  шанс  стать  полноправными  гражданами  страны. 

Это получение хорошего профессионального образования, 

наличие стабильной работы с достойным уровнем оплаты и 

собственного жилья для создания семьи, ведение здорового 

образа жизни. 

Новым  импульсом  в  развитии  государственной 

молодежной  политики  стала  речь  Президента  Республики  

Казахстан  Назарбаева  Н.А.  на  ХIХ  сессии  Ассамблеи 

народа  Казахстана.  Вопросы,  поднятые  на  сессии,  нашли  

дальнейшее  отражение  в  программной  статье  Главы 

государства  «Социальная  модернизация  Казахстана: 

двадцать  шагов  к  Обществу  Всеобщего  Труда»  и  в 

интерактивной  лекции  Президента  страны  «Казахстан 

на  пути  к  обществу  знаний»  в  Назарбаев  Университете. 

Подчеркивая 

значение 

молодого 

поколения 

для 

будущего  страны,  Назарбаев  Н.А.  особое  внимание  уделил 

модернизации образования, созданию эффективной системы 

адаптации  молодых  казахстанцев  к  самостоятельной  жизни, 

инициативному  труду,  а  также  разработке  правовых  норм  о 

гарантиях трудоустройства, социальном пакете для молодых 

специалистов и порядке организации молодежной практики [4].

Целый ряд новаций Президент обозначил на II съезде МК 

«Жас Отан» в ноябре 2012 года. Это внесение индикаторов 

по  работе  с  молодежью  в  стратегические  планы  всех  

министерств  и  акиматов  и  укрепление  взаимодействия 

в  этой  работе  с  молодежными  организациями;  введение 

представителей  объединений  молодежи  в  состав 

советов  по  работе  с  НПО  и  создание  фонда  молодежных 

инициатив; 

доведение 

управленческой 

вертикали 

молодежной  политики  до  каждого  города  и  аула  и 

усиление  роли  комитетов  по  делам  молодежи  в  крупных 

производственных коллективах и национальных компаниях; 

обеспечение  молодежи  жильем,  включая  строительство  

студенческих и молодежных общежитий и др. [5].

В  феврале  2013  года  Правительством  Республики  

Казахстан 

одобрена 

Концепция 

государственной 

молодежной политики до 2020 года. 

Главным  приоритетом  государственной  молодежной  

политики  является  создание  условий  для  реализации 

молодежью  права  на  свободное  социальное  развитие, 

творческую  инициативу  в  соответствии  со  своими 

интересами, склонностями, физическими возможностями и 

с учетом интересов общества. 

Нормативно-правовое обеспечение

За  2012-2013  годы  Министерством  образования  и 

науки  Республики  Казахстан  подготовлены  и  реализуются 

около  30  специальных  нормативных  правовых  актов,  

направленных на эффективную реализацию государственной 

молодежной политики [6].

Ключевым  документом,  определяющим  государственное 

видение реализации молодежной политики на современном 

этапе,  является  Концепция  государственной  молодежной 

политики  Республики  Казахстан  до  2020  года  «Казахстан 

2020: путь в будущее» (далее - Концепция), основной целью 

которой является социализация молодежи [7].

  Главная  особенность  Концепции  -  адресный  подход  

и  охват  всех  категорий  молодежи,  тогда  как  прежние 

государственные  акты  и  программы  в  основном  были  

нацелены на обучающуюся молодежь. Впервые специально 

выделяются  направления,  учитывающие  важные  интересы 

и  потребности    молодых  людей  (создание  условий  для 

трудоустройства,  развитие  системы  доступного  жилья  для 

молодежи, поддержка молодых семей и др.).

Приоритетные  направления  молодежной  политики 

нашли  свое  отражение  в  государственных  и  отраслевых 

«Для  молодежи  в  Казахстане  создаются  все 

необходимые условия - для получения образования, 

достойной работы, жилья, занятия спортом».

Из  выступления  Президента  Республики  Казахстан 

Назарбаева  Н.А.  на  XIX  сессии  Ассамблеи  народа 

Казахстана  «Казахстанский  путь:  стабильность,  единство, 

модернизация» (Астана, 27 апреля 2012 года)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

103

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

программах, охватывающих ключевые вопросы социально-

экономической  жизни  казахстанского  общества,  а  также  в  

стратегических планах местных исполнительных органов. 

Вместе с тем, как показывают результаты социологического 

исследования, большинство молодых казахстанцев знакомы 

лишь  с  главным  документом  государства  -  Конституцией 

Республики Казахстан (77 %), 41 % молодежи – с Законом 

Республики  Казахстан  «О  государственной  молодежной 

политике в Республике Казахстан». Напротив, большинство 

молодежи  не  знакомо  с  Концепцией,  что  свидетельствует 

о 

слабой 

информационно-разъяснительной 

работе 

государственных 

институтов 

молодежной 

политики. 

Такой  важнейший  документ,  как  Концепция,  должен  стать 

«настольной  книгой»  каждого  молодого  казахстанца 

(

рис. 

2.1

)

.

Институциональное обеспечение 

За последние два года создана новая институциональная 

модель управления процессами в молодежной среде. 

В июле 2012 года в структуре Министерства образования и 

науки Республики Казахстан, являющегося уполномоченным 

органом  в  сфере  молодежной 

политики,  создан  Комитет  по 

делам  молодежи  (далее  -  КДМ 

МОН  Республики  Казахстан), 

который  наделен  широкими 

полномочиями: выработка стра-

тегии молодежной политики, ее 

планирование,  нормативное 

обеспечение, 

координация 

деятельности 

центральных 

и  местных  исполнительных 

органов Республики Казахстан в  

области  государственной  моло-

дежной политики и другие [8].

Следует  выделить  3  уровня 

управления  молодежной  поли-

тикой: 

республиканский  -  КДМ  МОН 

Республики  Казахстан;  советы 

по 

молодежной 

политике 

при  Президенте  Республики 

Казахстан,  при  Правительстве 

Республики 

Казахстан; 

республиканские  молодежные 

НПО;

областной - управления по вопросам молодежной политики 

городов  Астана,  Алматы  и  областей;  советы  по  делам 

молодежи при акимах городов Астана и Алматы и областей; 

молодежные  ресурсные  центры  на  местах,  региональные 

молодежные НПО;

районный  -  районные  отделы  внутренней  политики, 

молодежные  ресурсные  центры  городов  и  районов, 

инструкторы по работе с молодежью в сельской местности, 

молодежные организации.

Кроме  того,  в  институциональную  структуру  входят 

три  уровня  консультативно-совещательных  органов  в 

лице  указанных  советов,  а  также  иные  консультативно-

совещательные  органы  (Координационный  совет  по 

развитию  молодежных  организаций  при  МОН  Республики 

Казахстан, Молодежный совет ШОС, Совет СНГ и др.).

Важным  шагом  в  развитии  государственной  молодежной 

политики  является  создание  в  марте  2013  года  Научно- 

исследовательского  центра  «Молодежь».  Его  миссия  –  

научно-аналитическое,  информационное  и  консультационное  

обеспечение  институтов  государственной  молодежной 

политики в целях развития конкурентоспособности молодежи и 

ее вовлечения в процесс модернизации Казахстана. 

Следует  отметить  модернизацию  двух  институтов 

молодежной политики в 2013 году: 

-  в  марте  2013  года  Указом  Президента  Республики  

Казахстан обновлен состав Совета по молодежной политике 

при  Президенте  Республики  Казахстан,  а  также  изменен 

формат его работы; 

- на II съезде МК «Жас Отан» Глава государства поручил 

акимам возглавить созданные при них советы по молодежной 

политике городов Астана, Алматы и областей, что является 

показателем совершенно нового уровня ответственности. 

Таким образом, в настоящее время в Казахстане создана 

институциональная  база  государственной  молодежной 

политики (рис. 2.2). 

Вместе  с  тем  результаты  опроса  показывают,  что 

Рис. 2.1

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Знакомы ли Вы с …?”

Конституцией РК

Законом РК “О государственной 
молодежной политике в РК”

Концепцией государственной 
молодежной политики до 2020 года

ДА      НЕТ

77

23

41

59

31

69

Источник: данные МОН РК

Совет 

по молодежной 

политике 

при Президенте 

Республики 

Казахстан

Комитет 

по делам 

молодежи 

Министерства 

образования 

и науки 

Республики 

Казахстан

Научно-

исследовательский 

центр «Молодежь»

Республиканские 

молодежные 

организации

Координационный 

совет 

по развитию 

молодежных 

организаций при 

Министерстве 

образования 

и науки 

Республики 

Казахстан

Рис. 2.2

Институциональная структура государственной молодежной политики

Республиканский 

уровень

Советы по делам молодежи 

при акимах областей, 

гг. Астана, Алматы

Советы по делам молодежи 

при акимах городов и районов

Областные управления 

по вопросам 

молодежной политики

Молодежные

ресурсные центры

Молодежные 

организации

Молодежные

ресурсные центры

Молодежные 

организации

Филиалы 

республиканских 

молодежных 

организаций

Областной

 уровень

Районные отделы 

 внутренней политики

Инструкторы по работе 

с молодежью 

в сельской местности

Городской 

и районный 

уровни

Источник: данные МОН РК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

104

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

больше половины молодых жителей Казахстана не знает о 

существовании  уполномоченных  государственных  органов 

и  создании  советов  по  делам  молодежи,  действующих  как 

на  региональном  (управления  по  вопросам  молодежной 

политики  -  65  %,  совет  по  молодежной  политике  при 

акиматах - 64 %), так и на республиканском уровнях (Совет 

по  молодежной  политике  при  Президенте  Республики 

Казахстан - 57 %) (рис. 2.3).

Тем  не  менее,  в  ходе  исследования  выявлено, 

что  чуть  больше  половины  молодежи  слышали  

о Комитете по делам молодежи Министерства образования 

и науки Республики Казахстан. 

Таким  образом,  результаты  исследования  показали,  с  

одной  стороны,  слабую  адресную  работу  с  молодежью 

институтов 

государственной 

молодежной 

политики, 

отсутствие  их  имиджевого,  информационно-разъясни-

тельного  сопровождения.  С  другой  стороны,  данные 

исследования  свидетельствуют  об  отсутствии  у  большей 

части молодежи ценностей активного, созидательного отно-

шения к жизни и отмечают иждивенческие, патерналистские 

настроения казахстанской молодежи.

Финансовое обеспечение 

По данным Министерства образования и науки Республики 

Казахстан,  в  2013  году  из  республиканского  бюджета  на 

финансирование  молодежной  политики  предусмотрено 

более  1,5  миллиарда  тенге,  в  том  числе  более  

612  миллионов  тенге  по  государственному  социальному 

заказу.  

Анализ  показывает  ежегодный  системный  рост  объемов 

финансирования  государственной  молодежной  политики 

(рис. 2.4). 

В  2013  году  из  местных  бюджетов  на  реализацию 

государственной молодежной политики выделено 942 мил-

лиона тенге (рис.2.5). 

 

2.2. АНАЛИЗ ХОДА ИСПОЛНЕНИЯ 

ПРОГРАММ, СВЯЗАННЫХ 

С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Вопросы,  касающиеся  молодежи,  отражены  в  ряде  

программ  центральных  исполнительных  органов.  Как 

показывает  анализ,  за  последние  два  года  достигнуты 

значительные результаты.

Министерством  труда  и  социальной  защиты  населения 

Республики  Казахстан  (далее  -  МТСЗН)  разработана 

Дорожная карта занятости - 2020 (далее - Дорожная карта), 

утвержденная  постановлением  Правительства  Республики 

Казахстан от 19 июня 2013 года. 

Так,  расширен  круг  потенциальных  участников:  

в  программе  могут  принимать  участие  выпускники 

общеобразовательных  школ  и  организаций  технического 

и  профессионального  образования,  воспитанники  детских 

домов, дети-сироты в возрасте от 18 до 29 лет.

  По  данным  МТСЗН,  в  рамках  данной  программы  на 

Рис. 2.3

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Какие институты государственной 

молодёжной политики Вы знаете?”

Управление по вопросам 

молодежной политики области, города
Совет по молодежной политике 

при акиме области
Совет по молодежной политике

при Президенте РК
Комитет по делам молодежи 

Министерства образования и науки РК

Не знаю / Не слышал(а)

Знаю / Слышал(а)

65

35

64

36

57

43

46

54

Рис. 2.4

Объем финансирования, тыс. тг.

2013

2012

2011

2010

697 200

991 200

1 159 300

2 306 576 

Источник: данные МОН РК

Рис. 2.5

Сведения об объемах финансирования 

государственной молодежной политики в областях 

и гг. Астана, Алматы в 2013 году (тыс. тенге)

Южно-Казахстанская

191 286

0

103 828

Северо-Казахстанская

77,8

11,8

38,7

Павлодарская

457 642

79 899

165 701

Мангистауская

205 259

153 590

35 000

Кызылординская

194 452

39 221

74 905

Костанайская

118 006,8

27 812

41 725,2

Карагандинская

268,1

53,4

42,2

Западно-Казахстанская

77

32,2

44,8

Жамбылская

343 647

257 429

39,1

Восточно-Казахстанская

264 130,3

134 882

34 091

Атырауская

537,3

8,9

60

Акмолинская

141 684

20 021

26 656

Актюбинская

187 112

27 112

130 643

Алматинская

206,1

61,6

10

Общий бюджет предусмотренных средств
В том числе из бюджетов районов и городов
В том числе государственный социальный заказ

Источник: 

данные МОН РК

г. Астана

318

318

63

г. Алматы

201 873

201 873

-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

105

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

молодежную практику в течение 2013 года будут направлены  

19,7  тыс.  человек,  на  что  выделены  средства  в  размере 

3  075,  9  млн.  тенге.  С  начала  2013  года  на  молодежную 

практику  трудоустроены  16,2  тыс.  молодых  людей,  на 

социальные рабочие места направлены 5,6 тыс. человек из 

числа молодежи.

В  марте  2013  года  запущен  веб-портал  «Молодежная 

биржа  труда»,  основная  задача  которого  концентрация 

информации,  связанной  с  регулированием  молодежного 

рынка  труда,  информационное  обслуживание  молодежи  в 

области занятости. 

Таким  образом,  меры,  принимаемые  в  рамках  Дорожной 

карты,  способствуют  обеспечению  занятости  молодежи, 

что,  в  свою  очередь,  отражается  на  повышении  доходов 

молодежи и качестве их жизни. 

По  данным  Министерства  здравоохранения  Республики 

Казахстан,  в  рамках  реализации  плана  мероприятий 

Государственной  программы  развития  здравоохранения 

«Саламатты  Қазақстан»  на  2011-2015  годы  только  в  

1 квартале 2013 года проведено более 960 235 мероприятий 

(спартакиады, 

акции, 

конференции, 

фестивали, 

информационные  кампании  и  др.)  с  охватом  13  252  484 

человек,  из  них  молодежная  аудитория  составляет  более  

9 000 000 человек, или 70 %.  

В  2013  году  в  республике  открыты  9  новых  молодежных 

центров здоровья, их общее количество составляет 67.

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан 

(далее  -  МСХ)  с  2009  по  2012  годы  координировало 

реализацию общественного проекта «С дипломом - в село!». 

В  рамках  проекта  в  сельские  населенные  пункты  прибыли 

24  577  специалистов  социальной  сферы.  Анализ  показал, 

что  актуализируется  проблема  привлечения  молодых 

квалифицированных  специалистов  агропромышленного 

комплекса  для  работы  на  селе.  По  официальным  данным 

МСХ, объем выделенных средств на программу в 2013 году 

составил 8,1 миллиарда тенге. Администратором программы 

с  января  2013  года  является  Министерство  регионального 

развития Республики Казахстан. 

  По  данным  Министерства  культуры  и  информации 

Республики  Казахстан,  в  рамках  реализации  государ-

ственного  заказа  на  проведение  информационной 

политики  по  вопросам  молодежной  политики  с  

1  января  по  17  сентября  2013  размещен  2181  материал:  

на  9  республиканских  телеканалах  318  видеосюжетов, 

на  страницах  58  республиканских  газет  907  статей,  на 

площадках 7 информационных агентств 956 материалов. 

Растет  количество  отечественной  продукции  по 

государственному  заказу  на  молодежную  тематику. 

Только  в  2012-2013  годы  создано  29  художественных 

продуктов (фильмы, спектакли), победителями престижных 

Название 

прорывного проекта

Проект 

«Жастар – Отанға!»

Новые проекты 2013 года, инициированные МК «Жас Отан» НДП «Нур Отан»

Достигнутые результаты

в 2012-2013 годах

Реализуется МК «Жас Отан» партии НДП «Нур Отан» при поддержке 

Министерства образования и науки Республики Казахстан и направлен 

на нравственное воспитание молодежи, продвижение идей гуманизма, 

уважения к старшим, повышения ценности труда.

С 2012 года работает молодежный политический лагерь «Жастар - Отанға!». 

Проект 

«Сəтті қадам»

Запущен в июле 2013 года, направлен на создание возможности для 

выпускников вузов начать карьеру со стажировки в ведущих организациях 

Казахстана, а также на закрепление профессиональных знаний и навыков 

по полученной квалификации. По результатам конкурсного отбора с сентября 

2013 года 79 молодых казахстанцев проходят стажировку в национальных 

компаниях, центральных исполнительных органах.

Проект

«

Кеңес беру орталығы»

Стартовал в августе 2013 года, нацелен на повышение уровня юридической 

грамотности сельской молодежи и качества разъяснительной работы по 

государственным и иным программам, реализуется при поддержке местных 

исполнительных органов. Во всех областных центрах, городах Астана и Алматы 

созданы консультативные центры «Кеңес беру орталығы», где проводят 

консультации специалисты местных исполнительных органов, налоговых служб, 

органов юстиции, операторы основных государственных программ. 

Проект 

«Молодежный

кадровый резерв»

Реализуется МК «Жас Отан» НДП «Нур Отан» при поддержке 

Министерства образования и науки Республики Казахстан, позволяет 

эффективно использовать молодежный кадровый потенциал для нужд системы 

государственного управления и общественно-политической деятельности. 

В 2013 году зарегистрировано более 2000 конкурсантов, 

планируется финансирование в размере 25 млн. тенге. 

Источник: данные МОН РК

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

106

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

международных конкурсов и фестивалей стали 20 молодых 

казахстанцев. 

Вместе  с  тем  в  важнейших  социально-экономических 

программах,  таких  как  Государственная  программа 

форсированного  индустриально-инновационного  развития  

Республики  Казахстан  на  2010-2014  годы,  Программа 

развития  регионов,  Программа  развития  моногородов  на 

2012-2020  годы,  Программа  «Дорожная  карта  бизнеса  - 

2020»,  опосредованно  включены  показатели  реализации 

молодежной  политики,  что  не  дает  возможности 

проанализировать участие молодежи в реализации данных 

программ; кроме того, не позволяет выработать конкретные 

государственные меры в сфере молодежной политики. 

На  республиканском  и  региональном  уровнях  зареко-

мендовали  себя  прорывные  общественные  проекты, 

финансируемые из республиканского и местных бюджетов. 

К  сожалению,  результаты  опроса  выявили,  что  больше 

половины  молодежи  не  знает  о  наличии  Государственной 

программы  «Саламатты  Қазақстан»  (62  %)  и  проекта 

«Молодежная практика» (55 %). Кроме того, почти каждый 

второй  молодой  житель  Казахстана  не  слышал  о  таких 

государственных  программах  и  проектах,  как  «Дорожная 

карта бизнеса - 2020» и «С дипломом в село!» (48 % и 47 % 

соответственно). 

Из всех участников опроса всего 2 % принимали участие 

в  следующих  государственных  программах  и  проектах: 

«Доступное  жилье  -  2020»,  «Дорожная  карта  занятости  - 

2020» и «Молодежная практика» (рис. 2.6).

Важной  представляется  оценка  молодежью  действий 

государства в решении ее основных проблем (рис. 2.7). 

Результаты  опроса  показывают,  что  государственная 

поддержка  по  решению  проблем,  связанных  с  получением 

образования,  высоко  оценивается  в  молодежной  среде 

(54  %).  При  этом  около  половины  молодых  казахстанцев 

говорит о низкой поддержке по обеспечению жильем (51 %) 

и вопросам трудоустройства (43 %) со стороны государства. 

Таким  образом,  молодежь  Казахстана  не  удовлетворена 

государственными  мерами  по  решению  вопросов 

отностительно  важнейших  потребностей  молодых  людей, 

что позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра, 

корректировки  программ,  связанных  с  реализацией 

государственной молодежной политики.

2.3. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ 

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Молодежную политику следует рассматривать в качестве 

особого  самостоятельного  направления  деятельности 

государства,  а  не  в  качестве  составляющей  социальной 

политики  или  внутренней  политики,  так  как  такая  

деятельность  включает  в  себя  и  международный  аспект, 

позволяющий  видеть  состояние  казахстанской  молодежи 

в  контексте  развития  молодежной  политики  современного 

мира. 

На начало 2013 года в 99 странах (50 %) из 198 государств 

мира  реализуется  национальная  молодежная  политика.  В 

56  странах  мира  (28  %)  молодежная  политика  находится 

в  процессе  разработки.  В  43  странах  мира  (22  %)  она  не 

существует  заявленной  в  виде  закона  или  национальной 

стратегии государственной молодежной политики [9].

Наличие 

государственной 

молодежной 

политики 

(законодательные  акты,  стратегии,  иные  нормативные 

документы) в 78 % странах мира свидетельствует о важности 

и значимости данного вопроса.

Пристальный  интерес  к  данному  вопросу  обусловлен 

сложностями в процессе взросления молодого поколения в 

современных реалиях. По оценкам журнала The Economist, 

в  2012  году  около  290  миллионов  молодых  людей  в 

возрастной группе от 15 до 24 лет не работали и не учились, 

что составляет примерно 25 % молодежи всей планеты [10]. 

Рис. 2.7

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Оцените, пожалуйста, по пятибалльной 

шкале уровень поддержки со стороны 

государства в решении основных 

проблем молодежи»* 

Низкая

Средняя

Высокая

Обеспечение жильем

Трудоустройство

Транспортные услуги

Получение медицинских услуг

Социальные выплаты

Получение образования

51

43

3

7

2

5

2

3

2

0

2

4

2

9

2

9

3

2

31

2

6

22

2

6

33

43

44

54

*Не представлены данные по варианту ответа “Затрудняюсь ответить”

Рис. 2.6

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Какие государственные 

  программы и проекты Вы знаете?”

Доступное жилье - 2020

Саламатты Қазақстан

2011- 2015гг.

Дорожная карта занятости - 2020

Дорожная карта бизнеса - 2020

С дипломом - в село!

Не знаю / Не слышал(а)

Слышал(а), но не участвовал(а)

Подавал(а) заявку, но было отказано

Участвовал(а)

37 58 3

2

62

37 - 1

42

55 1

2

48 50 1 1
47

52

- 1

Молодежная практика

55

42

1

2

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

107

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

По  оценкам  Организации  экономического  развития  и  

сотрудничества 

(ОЭСР), 

26 

миллионов 

молодых 

людей  в  богатых  странах  мира  не  проходили  обучение, 

профессиональную  подготовку  и  не  были  трудоустроены. 

Это так называемое «поколение NEET» (Not in Employment, 

Education or Training). В то же время подсчеты Всемирного 

Банка  показывают,  что  более  260  миллионов  молодых 

людей  в  развивающихся  странах  попадают  в  категорию 

«неактивных»  граждан.  Более  того,  в  период  мирового 

финансового  кризиса  с  2007  по  2012  годы  ситуация  с 

молодежной безработицей в мире в целом ухудшилась [11].

Рост «неактивной» молодежи приводит к росту социальной 

напряженности  в  обществе,  что  в  итоге  выливается  в 

протестные  настроения,  причем  эта  проблема  актуальна 

как  для  развивающихся  стран,  так  и  для  экономически 

развитых. Примерами могут служить протесты и революции 

2011 года в Египте, Ливии, Тунисе и других арабских странах, 

где молодежь играла важную роль в протестном движении. 

В  то  же  время  экономически  развитые  страны  также 

подвержены  риску  молодежных  бунтов,  что  было  проде-

монстрировано  молодежными  протестами  во  Франции  

(2005 г.), Великобритании (2011 г.), Швеции (2013 г.). 

В связи с этим проблемы молодежи приобретают важное 

значение  в  государственной  политике  стран  мира,  о  чем 

говорят  молодежные  стратегии,  законодательные  акты  и 

иные нормативные документы.

Однако  сложность  представляет  изучение  феномена 

«молодежь» в связи с отсутствием единого и общепринятого 

определения  данного  понятия.  Это  создает  определенные 

сложности  при  проведении  сравнительного  анализа 

молодежных политик в мире.

Так,  Организация  Объединенных  Наций  (ООН)  считает 

молодежью  группу  лиц  в  возрасте  от  15  до  24  лет  [12].  В 

Австралии молодежью считаются лица в возрасте от 12 до 

25 лет [13]. СНГ причисляет к молодым людям лиц в возрасте 

от 15 до 29 лет [14]. В то же время Африканская молодежная 

хартия (African Youth Charter) к молодежи относит людей в 

возрасте от 15 до 35 лет [15]. 

Различия  в  определении  возрастных  рамок  молодежи 

вызваны  географическими,  культурными,  социальными, 

политическими, экономическими особенностями стран мира. 

Значение имеют также социально-культурные и исторически 

сложившиеся  взаимоотношения  между  родителями  и 

детьми, семьей и обществом. 

Работа с молодежью - стратегический приоритет развития 

большинства  стран  мира,  каждое  государство  по-своему 

определяет рамки молодежной политики. 

Сравнительный анализ опыта ведущих зарубежных стран 

показывает  большое  количество  законов  по  точечным 

направлениям  молодежной  политики  (Германия,  Австрия); 

наличие  разнообразных  государственных  и  местных 

молодежных  программ  по  обучению,  переобучению, 

трудоустройству,  профессиональной  подготовке  молодежи, 

поддержке  молодых  людей  с  асоциальным  поведением, 

развитию  творческих  способностей  молодежи,  вовлечению 

молодежи  в  общественную  жизнь  (США,  Канада,  страны 

Европейского союза, Китай); значительное государственное 

финансирование  программ  для  молодежи  (Китай,  США, 

Сингапур, Чехия); развитую сеть молодежных организаций, 

волонтерских служб. 

Опыт развитых государств мира демонстрирует активное 

участие  всех  уровней  власти  в  реализации  молодежной 

политики,  совершенствование  работы  государственных  и 

общественных  институтов  по  эффективному  проведению 

политики в молодежной сфере.

 

***

В Казахстане на сегодняшний день создана нормативно-

правовая база, направленная на эффективную реализацию 

государственной молодежной политики. Определены новые 

подходы  в  сфере  управления  молодежной  политикой 

путем  создания  новых  и  проведения  модернизации 

молодежных  институтов.  Отмечается  поэтапный  рост 

объемов  финансирования  на  реализацию  государственной 

молодежной  политики.  На  центральном  и  региональном 

уровнях реализуются бюджетные программы, рассчитанные 

на  актуальные  запросы  и  возможности  современной 

казахстанской молодежи. 

Вместе  с  тем,  несмотря  на  значительные  меры, 

предпринимаемые  в  рамках  реализации  молодежной 

политики, следует отметить отдельные узловые проблемы. 

1. Проблемным представляется вопрос управления моло-

дежной политикой. 

На  II  съезде  МК  «Жас  Отан»  НДП  «Нур  Отан»  Глава 

государства  Назарбаев  Н.А.  подчеркнул:  «Вертикаль 

молодежной  политики  важно  довести  до  каждого  города  и 

аула». 

Заметные  подвижки  в  данном  вопросе  есть,  о  чем 

отмечалось выше, однако до настоящего времени:

-  не  выстроен  алгоритм  взаимоотношений  между 

государственными  органами  в  вопросах  молодежной  

политики;  в  стратегических  планах  большинства  государ-

ственных  органов  отсутствуют  показатели  молодежной 

политики,  не  включены  индикаторы,  чувствительные  к 

вопросам и проблемам молодежи;

-  четко  не  определены  цель,  задачи,  организационная 

структура создаваемых повсеместно молодежных ресурсных 

центров. 

2. Проблемными остаются вопросы финансирования моло-

дежной политики, несмотря на его ежегодное увеличение: 

-  объемы  финансирования  в  регионах  неодинаковые  и 

имеют большой разрыв. Как видно из представленных выше 

данных,  разница  в  объемах  финансирования  составляет 

порядка 200-150 миллионов тенге;

- отмечается крайне слабое финансирование на районном 

уровне.

3. Как показывает анализ, в основном мероприятия, свя-

занные  с  реализацией  молодежной  политики,  проводимые 

молодежными организациями:

- эпизодические, несистемные, малоэффективные; 

- не отвечают ожиданиям и запросам молодых людей;

-  превалируют  культурно-массовые  и  досуговые  меро-

приятия (фестивали, конкурсы, концерты), а также, «круглые 

столы», семинары, экологические акции. 

Не  выстроена  система  охвата  всех  категорий  молодежи, 

особенно  сельской,  самозанятой,  рабочей,  безработной, 

маргинальной. 

4.  Слабо  используются  возможности  Интернет-ресурсов. 

Общий  обзор  контента  официальных  сайтов  центральных 

и  местных  исполнительных  органов  позволяет  сделать 

следующие выводы:

-  вопросы  реализации  государственной  молодежной 

политики отражены не в полной мере;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

108

Глава 2. Реализация государственной молодежной политики

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

-  размещенные  материалы  малоинформативные,  опе-

рируют устаревшими данными;

- отсутствуют оперативные сведения;

-  в  ряде  сайтов  отсутствуют  специальные  рубрики, 

посвященные молодежной политике, или вопросы молодежи 

объединены с другими вопросами.  

Основной  вектор  работы  государственных  органов, 

молодежных  ресурсных  центров  с  молодежью  должен 

быть  сориентирован  на  выстраивание  четкого  механизма 

трансляции 

ключевых 

идеологем 

государства 

на 

молодежную  аудиторию,  при  этом  основной  упор  должен 

быть  на  организацию  точечных  системных  мероприятий  с 

максимальным охватом всех групп молодежи. 

Большой 

потенциал 

видится 

в 

эффективной  

работе  молодежных  ресурсных  центров,  организующих 

психолого-педагогическую,  методическую,  информационно-

консультативную помощь,  правовую защиту и юридическое 

консультирование,  техническую  поддержку  и  обучающие 

услуги для всех групп молодежи. 

Таким 

образом, 

для 

дальнейшего 

развития  

государственной  молодежной  политики,  реализации  

социально-экономических  программ  в  молодежной  сфере 

требуется  координация  усилий  всех  государственных  и 

общественных институтов.

Список использованных источников:

1. Зайниева Л.Ю. Государственная молодежная политика: 

Казахстан  в  контексте  мирового  опыта//Алматы:  «Дайк-

Пресс», 2006, с.185-189

2. Там же

3.  Нормативные  правовые  акты  в  сфере  молодежной 

политики// Астана, 2008, с. 63

4. Газета «Казахстанская правда», 28 апреля, 10 июля и 6 

сентября 2012 года

5. Газета «Казахстанская правда», 17 ноября 2012 года

6.  Подзаконные  нормативные  правовые  акты  //

Официальный  сайт  Министерства  образования  и  науки  

Республики 

Казахстан 

http://www.edu.gov.kz/ru/

zakonodatelstvo/podzakonnye_normativnye_pravovye_akty/

7.  Подзаконные  нормативные  правовые  акты  //

Официальный  сайт  Министерства  образования  и  науки  

Республики 

Казахстан 

http://www.edu.gov.kz/ru/

zakonodatelstvo/podzakonnye_normativnye_pravovye_akty/

8.  Положение  о  государственном  учреждении  «Комитет 

по  делам  молодежи  Министерства  образования  и  науки  

Республики Казахстан» // Официальный сайт Министерства 

образования  и  науки  Республики  Казахстан  http://www.

edu.gov.kz/ru/struktura/polozhenija_komitetov/polozhenie_o_

komitete_po_delam_molodezhi/

9.  Andreas  Karsten,  The  state  of  youth  policy  in  2013,  10 

сентября  2013года//  http://www.youthpolicy.org/blog/2013/01/

state-of-youth-policy-2013/

10.  The  Economist,  Generation  jobless,  10  Сентября  2013 

года//  http://www.economist.com/news/international/21576657-

around-world-almost-300m-15-24-year-olds-are-not-working-

what-has-caused

11. Там же

12.  UNESCO,  Youth,  14  сентября  2013  года//  http://www.

unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/youth/

youth-definition/

13.  Australian  Government,  National  Youth  Awards,  14 

сентября 2013 года// http://www.youth.gov.au/sites/youth/news/

pages/national-youth-awards

14. Commonwealth, Young people, 14 сентября 2013 года// 

http://secretariat.thecommonwealth.org/Internal/180392/

15.  UNESCO,  Youth,  14  сентября  2013  года//  http://www.

unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/youth/

youth-definition/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 3

ЗДОРОВЬЕ 

МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

110

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

3.1. СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ 

БОЛЕЗНИ МОЛОДЕЖИ

Здоровье человека – не только личное благо, но и великое 

народное достояние. Каждому из нас в отдельности и всем 

вместе необходимо научиться беречь и преумножать его с 

тем,  чтобы  до  глубокой  старости  сохранить  ясность  ума, 

бодрость духа и высокую работоспособность [1].

Практически  во  всех  цивилизованных  странах  мира 

здоровье  населения,  особенно  здоровье  молодого  

поколения,  является  одной  из  главных  национальных 

ценностей и приоритетным направлением государственной 

политики.

Охрана  здоровья  молодежи  осуществляется  в  рамках 

действующих  нормативных  правовых  актов:  Кодекса 

Республики  Казахстан  о  здоровье  народа  и  системе 

здравоохранения,  Государственной  программы  развития 

здравоохранения  Республики  Казахстан  «Саламатты 

Қазақстан» на 2011-2015 годы, Закона Республики Казахстан 

«О  государственной  молодежной  политике  в  Республике 

Казахстан».       

Основными  проблемами  в  сфере  сохранения  здоровья 

подростков  и  молодежи  являются  высокий  процент 

травматизма,  нерациональное  питание,  недостаточная 

физическая активность, нарушение остроты зрения и слуха, 

респираторные заболевания, употребление психоактивных 

веществ, сохранение репродуктивного, а также психического 

здоровья [2].

В  последние  годы  наблюдается  снижение  некоторых 

показателей  распространенности  социально  значимых 

заболеваний и смертности молодежи от них. По туберкулезу 

в республике сохраняется стабильная эпидемиологическая 

ситуация,  отражением  которой  является  снижение 

заболеваемости  среди  всех  возрастных  групп  молодежи. 

Так,  в  2013  году  в  Казахстане  заболеваемость  среди 

молодежи  в  возрасте  15-29  лет  снизилась  на  12,4  %  по 

сравнению  с  2012  годом  (рис.  3.1).  Такая  же  тенденция 

снижения прослеживается во всех возрастных группах этой 

категории  молодежи:  15-17  лет  -  на  10,2  %,  18-19  лет  -  на  

16,9 %, 20-24 года - на 9,6 % и 25-29 лет - на 14,1 % (рис. 3.1).

Эффективность оказания противотуберкулезной помощи 

в Казахстане в мае 2012 года была оценена миссией ВОЗ. 

Программа  развития  онкологической  помощи  в 

Республике  Казахстан  на  2012-  2016  годы  направлена  на 

повышение  ожидаемой  продолжительности  и  качества 

жизни  казахстанцев  путем  снижения  смертности 

населения  от  онкологических  заболеваний.  При  анализе 

онкологических  заболеваний  у  молодежи  за  2012  год 

(рис.  3.2)  самый  высокий  удельный  вес  заболеваемости 

злокачественными новообразованиями на 100 тысяч человек 

соответствующего  населения  отмечался  в  возрастной 

категории 25-29 лет (26,8). Особенно подвержены данным 

заболеваниям молодые люди этого возраста, проживающие 

в  Северо-Казахстанской  (50,67),  Костанайской  (40,81), 

Карагандинской (38,20) областях и городе Астана (35,43) [3].

В  рамках  Программы  развития  онкологической  помощи 

в  Республике  Казахстан  на  2012-2016  годы  поэтапно 

расширяются скрининговые программы ранней диагностики 

рака  предстательной  железы,  молочной  железы,  шейки 

матки, пищевода, желудка и печени [4].

Существует  множество  психологических  проблем, 

Рис. 3.1

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, 

состоящей на учете  в противотуберкулезных  

диспансерах (абсолютное число по данным МЗРК)

2013 год

2012 год

Всего 

по РК:

Из них по возрастным группам:

25-29 лет

4004

3436

20-24 года

3409

3083

18-19 лет

1018

846

15-17 лет

796

715

9227 8080

Рис. 3.2

Заболеваемость злокачественными 

новообразованиями среди молодежи в возрасте 

15-29 лет в 2012 году (на 100 000 человек 

соответствующего населения по данным МЗРК)

15-17 лет
18-19 лет

20-24 года
25-29 лет

Всего, 15-29 лет

2,55

2,65

4,4

7,7

17,3

Рис. 3.3

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, 

состоящей на учете с психическими 

расстройствами и расстройствами поведения 

в результате употребления алкоголя, в 2012 году, 

(абсолютные числа по данным МЗРК)

15-17 лет
18-19 лет

20-24 года
25-29 лет

Всего, 15-29 лет

29 611

2512

1446

9086

16567

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

111

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

Павлодарская, 

Восточно-Казахстанская, 

Южно-

Казахстанская  и  Акмолинская  области.  По  этим  же 

регионам  отмечается  и  наибольший  процент  молодежи 

в  возрасте  15-29  лет,  страдающей  психическими 

расстройствами  в  результате  употребления  наркотических 

и психоактивных веществ [6]. При этом основная категория 

лиц,  состоящих  на  учете  в  результате  употребления 

наркотических  веществ,  это  молодые  люди  25-29  лет  

(56 % от общего числа молодежи 15-29 лет, состоящей на 

учете). На долю лиц 20-24 года, 18-19 и 15-17 лет приходится 

33,5 %, 7 % и 3,5 % соответственно (рис. 3.4). В целом по 

Республике Казахстан в 2012 году зарегистрированы 46817 

молодых  людей,  страдающих  расстройствами  психики  и 

поведения в результате употребления алкоголя, наркотиков 

и  других  психоактивных  веществ  (рис.  3.5).  Наибольший 

показатель  отмечается  в  возрастной  группе  25-29  лет  - 

54,5 % от общего числа; 30,2 % приходится на возрастную 

категорию  20-24  года.  Доля  лиц  18-19  лет  составляет  

5,5  %  и  несколько  выше  показатели  у  группы  молодежи  

15-17 лет - 9,8 %.

Учитывая  международный  опыт  и  приведенные  данные, 

можно  сделать  вывод,  что  организация  ранней  помощи  и 

профилактики наркозависимости, употребления алкоголя и 

психоактивных веществ наиболее актуальна среди молодых 

людей до 15 лет. В целях профилактики наркозависимости 

в  Казахстане  создана  многоступенчатая  образовательная 

программа,  направленная  на  формирование  позитивных 

жизненных навыков у учащихся школ, колледжей и студентов 

первого курса вузов [7].

Употребление  наркотиков,  алкоголя  и  психоактивных 

веществ  в  сочетании  с  распространением  ВИЧ-инфекции 

составляет  одну  из  проблем  охраны  общественного 

здоровья. Проблема борьбы с ВИЧ-инфекцией в Казахстане 

возникла  как  следствие  распространения  пандемии  ВИЧ/

СПИДа,  охватившей  к  2000  году  почти  все  страны  мира.  

связанных  со  становлением  самосознания  молодых 

людей, 

их 

самоопределением, 

самоактуализацией, 

самоутверждением  и  саморазвитием.  Ломка  ценностных 

ориентаций  отражается  в  настроениях  молодежи.  Все 

перечисленное  является  предпосылками  девиантного 

поведения молодых людей, которое во многом осложняет их 

адаптацию к стремительно меняющимся условиям социума 

[5].  Наибольшее  количество  лиц,  состоящих  на  учете  с 

психическими  расстройствами  в  результате  употребления 

алкоголя  (55  %  от  общего  количества),  отмечается  в 

возрастной  категории  25-29  лет  (рис.  3.3).  Остальные 

возрастные 

категории 

распределились 

следующим 

образом:15-17  лет  (8,5  %),  18-19  лет  (4,9  %),  20-24  года  

(30,7 %). 

По  данным  2012  года,  наиболее  неблагополучными 

регионами 

являются 

г. 

Алматы, 

Карагандинская, 

Рис. 3.4

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, 

состоящей на учете с психическими расстройствами 

и расстройствами поведения в результате 

употребления наркотических веществ, в 2012 году 

(абсолютные числа  по данным МЗРК)

15-17 лет
18-19 лет

20-24 года
25-29 лет

Всего, 15-29 лет

12 098

449

852

4062

6735

Рис. 3.5

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет 

с расстройствами психики и поведения 

в результате употребления 

психоактивных веществ в 2012 году

(абсолютные числа по данным МЗРК)

15-17 лет
18-19 лет

20-24 года
25-29 лет

Всего, 15-29 лет

46 817

4612

2556

14144

25505

Рис. 3.6

Зарегистрированные случаи заражения 

ВИЧ-инфекцией среди молодежи в возрасте 

15-29 лет от общего числа зараженных (по данным 

Центра по профилактике и борьбе со СПИДом; 

в % от общего числа зараженных)

2012 год

2011 год

Девушки

15-29 лет 

Юноши

15-29 лет 

Всего

молодежи

15-29 лет  

93,

7

56,

5

37,2

34,3

17,

1

1

,

8

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

112

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

Со  времени  начала  регистрации  заболевания  от  СПИДа 

умерло  более  18,8  миллиона  человек,  3,8  миллиона  из 

которых составили дети. Сегодня на планете насчитывается 

34,3  миллиона  человек  с  ВИЧ-инфекцией,  в  том  числе  

1,3  миллиона  детей  до  15  лет.  Темпы  мировой  пандемии 

продолжают нарастать [8].

В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности 

по  показателю  распространенности  ВИЧ-инфекции 

Казахстан  занял  45  место  (в  2012-2013  гг  —  12  место), 

ухудшив  свою  позицию  на  33  пункта  [9].  Однако  доля 

молодежи  в  возрасте  15-29  лет  с  зарегистрированными 

случаями  заражения  ВИЧ-инфекцией  от  общего  числа 

зараженных  в  2012  году  снизилась  на  59,4  %.  При  этом 

данный  показатель  у  девушек  понизился  на  35,4  %,  у 

юношей - на 39,4 % (рис.3.6). 

В  настоящее  время,  помимо  организаций  здраво-

охранения,  молодежных  центров  здоровья  (МЦЗ)  и 

центров  по  формированию  здорового  образа  жизни 

(ЦПФЗОЖ),  в  республике  действуют  97  неправи-

тельственных  организаций,  также  работающих  в 

области  профилактики  ВИЧ/СПИДа.  Представители 

гражданского  общества  активно  участвуют  в  разработке, 

реализации  и  оценке  профилактических  мероприятий  

и мер по поддержке людей с ВИЧ/СПИДом.

3.2. РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ 

МОЛОДЕЖИ

Охрана  здоровья  матери  и  ребенка  является  одним  из 

приоритетных  направлений  отрасли  здравоохранения 

Казахстана. 

Благодаря комплексным мерам по снижению материнской 

и  детской  смертности  на  уровне  Правительства  

Республики  Казахстан,  за  последние  пять  лет  (с  2007  г.)  

материнская  смертность  снизилась  более  чем  в  3  раза, 

младенческая смертность с 2008 года снизилась в 1,5 раза 

[10].

Наиболее  высокие  показатели  материнской  смертности 

среди молодежи в возрасте 15-29 лет отмечаются в Южно-

Казахстанской области (рис.3.7). В структуре материнской 

смертности  42  %  составляют  заболевания,  связанные  с 

осложнениями  при  беременности,  58  %  -  заболевания, 

не  связанные  с  беременностью  (экстрагенитальные 

заболевания). 

В 

структуре 

причин 

материнской 

смертности  от  заболеваний,  связанных  с  беременностью, 

первое  место  занимают  акушерские  кровотечения 

(18  %),  на  втором  месте  преэклампсия  тяжелой 

степени,  эклампсия,  удельный  вес  которых  составил  

8  %.  Летальность  от  экстрагенитальной  патологии 

составила  58  %,  где  превалируют  заболевания  сердечно-

сосудистой  системы  (28  %),  болезни  органов  дыхания  

(14 %), онкопатология (6 %), гепатит (4 %), болезни органов 

пищеварения (2 %), туберкулез (2 %), прочие болезни (2 %). 

В последние годы отмечается положительная тенденция 

по показателю младенческой смертности, который снизился 

в 2012 году на 8 % по сравнению с 2011 годом (рис. 3.8). 

В структуре младенческой смертности (рис. 3.9) основное 

место занимают состояния, возникающие в перинатальном 

периоде (59,5 %), врожденные пороки развития (19,4 %) и 

болезни органов дыхания (5,2 %) [11].

В  рамках  системных  мер  по  снижению  материнской 

Рис. 3.7

Численность умерших беременных, 

рожениц и родильниц среди молодежи в возрасте 

15-29 лет за 2012 год, в разрезе областей и городов 

республиканского значения (по данным МЗРК)

г

Астана

г

Алматы

Южно-Казахстанская

Северо-Казахстанская

Павлодарская

Мангистауская

Кызылординская

Костанайская

Карагандинская

Западно-Казахстанская

Жамбылская

Восточно-Казахстанская

Атырауская

Алматинская

Актюбинская

Акмолинская

1

0

4

0

3

4

0

3

0

0

0

0

1

11

1

5

Рис. 3.8

Показатели младенческой смертности 

в Республике Казахстан за 2010-2011 годы 

(на 1000 живорожденных по данным МЗРК)

2012 год

2011 год

14,84

13,48

Рис. 3.9

Структура причин младенческой смертности 

(в % от общего числа смертей)

Прочие болезни

6,1

2,2

Болезни системы 

кровообращения

3,2

Инфекционные 

и паразитарные заболевания

4,4

Несчастные случаи, 

травмы и отравления

5,2

Болезни органов дыхания

19,4

Врожденные пороки развития

59,5

Состояния, возникающие 

в перинатальном периоде

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

113

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

и  младенческой  смертности  на  уровне  первичной 

медико-санитарной  помощи  проводятся  мероприятия  по 

улучшению  репродуктивного  здоровья  женщин  фертильного 

возраста,  раннему  выявлению  заболеваний,  организации 

диспансерного наблюдения и оздоровлению.

3.3. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 

И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ 

РАБОТА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Здоровый  образ  жизни  и  принцип  солидарной 

ответственности молодого человека за свое здоровье – вот 

что  должно  стать  главным  в  государственной  политике  в 

сфере здравоохранения и повседневной жизни населения. 

Выбирая  здоровый  образ  жизни,  мы  заботимся  о  своем 

здоровье,  продолжительности  жизни,  о  потомках  и  своей 

трудоспособности. По данным ВОЗ, здоровье человека на  

50  %  зависит  от  образа  жизни.  Развитие  большинства 

хронических неинфекционных болезней (болезни сердечно-

сосудистой  системы,  сахарный  диабет  и  другие)  связано 

с  образом  жизни  человека.  В  связи  с  этим  становится 

важным  формирование  здорового  образа  жизни  молодых 

казахстанцев и развитие физической культуры. В настоящее 

время  молодые  люди  стали  более  активно  заниматься 

спортом. Однако доступ в частные спортивные учреждения 

для  молодежи  иногда  осложняется  высокой  стоимостью 

услуг [12].

По  данным  Агентства  Республики  Казахстан  по  делам 

спорта  и  физической  культуры  (рис.  3.10),  в  2012  году 

по  сравнению  с  2011  годом  значительно  увеличилось 

количество  молодежи,  занимающейся  физкультурой  и 

спортом (на 7,5 %), в том числе на селе - на 13 %; повысилась 

численность  молодых  людей,  занимающихся  в  группах, 

секциях  по  видам  спорта,  на  12  %,  в  том  числе  на  селе  -  

на 8,5 % (рис. 3.11). На фоне таких положительных примеров 

снизилось количество молодежи, занимающейся в клубах, 

группах физкультурно-оздоровительной направленности на 

селе, на 5 %. Отмечается тенденция некоторого снижения 

количества  молодежи,  занимающейся  физкультурой  и 

спортом  в  учебных  заведениях  в  городе  и  на  селе,  на  

13,6  %  и  22,5  %  соответственно  [13].  В  2012  году  по  

Республике  Казахстан  на  9,5  %  увеличилось  количество 

организаций  и  учреждений  физкультуры  и  спорта,  в  том 

числе на селе на 2,3 % (рис. 3.12).

Органами  здравоохранения  и  образования  принимаются 

меры  по  укреплению  и  развитию  физкультурно-спортивной 

работы  среди  молодежи.  На  сегодня  в  Казахстане 

Рис. 3.10

Численность городской молодежи, 

занимающейся физкультурой и спортом

2012 год

2011 год

Занимаются

физкультурой

и спортом

Занимаются

в физк.-озд.

группах

Занимаются

в учебных 

заведениях

Занимаются

в секциях

по видам спорта

3 394 664

1 172 365

3 314 364

2 043 408

3 648 713

1 270 705

2 863 226

2 290 014

*По данным Агентства РК по делам спорта и физической культуры

Рис. 3.11

Численность сельской молодежи, 

занимающейся физкультурой и спортом

2012 год

2011 год

Занимаются

физкультурой

и спортом

Занимаются

в физк.-озд.

группах

Занимаются

в учебных 

заведениях

Занимаются

в секциях

по видам спорта

1 364 639

385 188

1 012 959

1 046 357

1 542 900

366 169

785 227

1 135 419

*По данным Агентства РК по делам спорта и физической культуры

Рис. 3.12

Количество предприятий, организаций 

и учреждений физкультуры и спорта 

в Республике Казахстан*

2012 год

2011 год

16 835

17 575

10 359

10 605

Всего

Из них на селе

*По данным Агентства РК по делам спорта и физической культуры

«В  ХХI  веке  казахстанцы  должны  стать  Нацией 

долгожителей.  Зачастую  здоровье  ассоциируется 

только  с  медициной.  Здоровье  надо  формировать, 

прежде  всего,  самому  человеку.  Я  призываю  вас... 

отказаться  от  вредных  привычек,  заниматься 

спортом и вести здоровый образ жизни».

Из первой интерактивной лекции Президента Республики 

Казахстан  Назарбаева  Н.А.  в  Назарбаев  Университете 

«Казахстан на пути к обществу знаний» (Астана, 5 сентября 

2012 года)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

114

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

функционирует  служба  формирования  здорового  образа 

жизни, включающая в себя 152 центра формирования ЗОЖ, 

252 центра укрепления здоровья, 87 антитабачных центров, 

67  молодежных  центров  здоровья  (МЦЗ),  1330  школ  по 

профилактике  артериальной  гипертонии,  диабета,  астмы,  

2 257 школ по охране здоровья, в том числе матери и ребенка 

(планирование,  подготовка  к  родам;  беременные,  молодые 

матери, здоровый ребенок, здоровый образ жизни). Работа по 

расширению сети центров здоровья продолжается [14].

В  целом  по  формированию  здорового  образа  жизни 

и  соответствующих  навыков  укрепления  и  сохранения 

здоровья  в  2012  году  и  первом  полугодии  2013  года  

было  проведено    более    3900  мероприятий  с  широким 

привлечением молодежи в возрасте 14-29 лет [15].

Одним  из  перспективных  направлений  работы  с 

молодежью  является  открытие  молодежных  центров 

здоровья, 

регламентированное 

приказом 

Министра 

здравоохранения Республики Казахстан от 19 октября 2006 

года № 491 «О внедрении услуг, дружественных к молодежи», 

в соответствии с характеристиками услуг, оказываемых для 

молодежи. 

Основными направлениями деятельности МЦЗ являются: 

медицинские,  социальные,  психологические  и  правовые 

услуги,  а  также  профилактические  мероприятия  по 

социально значимым заболеваниям, профилактике вредных 

привычек.  В  отличие  от  других  медицинских  организаций, 

МЦЗ  оказывают  более  широкий  спектр  услуг  по  оказанию 

комплексной 

помощи, 

включающей 

медицинскую, 

психологическую, юридическую и социальную помощь.

Специалисты  молодежных  центров  здоровья  в  своей 

деятельности  используют  следующие  формы  работы: 

индивидуальное  консультирование  по  медико-психолого-

социальным  проблемам,  консультирование  по  телефону 

доверия,  групповые  интерактивные  тренинги  в  школах 

и  учебных  заведениях  города,  развитие  волонтерского 

движения,  трудовая  реабилитация  (бисероплетение, 

шахматный кружок, вязание, арт-терапия и др.) 

В  МЦЗ  проводятся  семинары,  тренинги,  интерактивные 

выставки «Маршрут безопасности» по профилактике ВИЧ/

СПИДа  и  планированию  семьи,  анкетирование,  опросы 

с  целью  определения  уровня  знаний  по  вопросам  охраны 

репродуктивного  здоровья  и  факторам  рискованного 

поведения, дебаты для школьников, волонтеров, студентов 

и работающей молодежи. Организовываются и проводятся 

широкомасштабные  акции,  посвященные  Всемирному 

дню  семьи,  Всемирному  дню  борьбы  с  табакокурением, 

Всемирному  дню  здоровья,  Фестивалю  здоровья, 

Всемирному  дню  питания,  Всемирному  дню  борьбы  со 

СПИДом, национальному Дню здоровья. 

В  последнее  время  стали  создаваться  инновационные 

клиники 

при 

поддержке 

ЮНИСЕФ 

«Клиники 

дружественные  к  молодежи  (КДМ)».  Инициатива  создания 

КДМ  поддерживается  Правительством  страны  и  местными 

исполнительными 

органами. 

Среди 

организаций, 

оказывающих  правовые  и  психологические  консультации, 

проводящих  анонимное  консультирование  по  вопросам 

употребления наркотиков, сексуального здоровья, отмечены 

Союз  сельской  молодежи,  Общественный  фонд  «Адал-

Көмек», Альянс студентов Казахстана, Корпоративный фонд 

«Будущее без наркотиков», Государственный фонд развития 

молодежной  политики  г.  Астана  и  др.  Участие  по  данному 

направлению работы активно проявляет Молодежное крыло 

«Жас Отан» НДП «Нур Отан». 

3.4. МОЛОДЕЖЬ И ЗДОРОВЬЕ 

(ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО 

ИССЛЕДОВАНИЯ) 

 

По 

данным 

социологического 

исследования,  

большинство 

молодых 

людей 

отмечает 

хорошее 

состояние  своего  здоровья  (96,3  %  -  интегральная 

оценка  вариантов  ответов  «очень  крепкое»,  «хорошее», 

«удовлетворительное»).  Из  них  15,4  %  утверждают,  что 

имеют очень крепкое здоровье, они практически не болеют 

(рис. 3.13). 

Более  половины  молодых  людей  (56,3  %)  говорят,  что 

они болеют редко, и оценивают состояние своего здоровья 

как  хорошее.  Об  удовлетворительном  состоянии  здоровья 

говорит четверть молодых людей (24,6 %). 

В  то  же  время  3,7  %  респондентов  оценивают  свое 

здоровье  как  плохое  и  слабое,  отмечая,  что  они  часто  и 

долго болеют. 

Рис. 3.13

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

56,3

24,6

15,4

3,7

“Как Вы оцениваете состояние 

  своего здоровья?”

Очень крепкое, 

вообще не болею
Хорошее, 

редко болею
Удовлетворительное
Плохое, 

часто и долго болею

«Здоровье  нации  –  основа  успешного  будущего. 

Важно культивировать здоровый образ жизни среди 

подрастающего поколения. Это ежедневные занятия 

спортом,  умеренное  питание,  отказ  от  дурных 

привычек».

Из выступления Главы государства Назарбаева Н.А. на  

I съезде Молодежного крыла «Жас Отан» (Астана, 14 мая 

2008 года)

«Высшее  благо  достигается  на  основе  полного 

физического и умственного здоровья». 

Цицерон

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

115

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

Рис. 3.14

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“С чем Вы связываете проблемы 

  со здоровьем?”

36,1

19,7

13

9,8

8,7
8,6

3,1

1

Экология, окружающая среда

Неправильное питание

Личное небрежное отношение

Низкое материальное положение

Плохие привычки

Я не задумывался над этим

Другое

Затрудняюсь ответить

и  энергетическим  напиткам  (30,3  %).  Обеспокоенность 

вызывает  тот  факт,  что  хотя  и  в  незначительном 

количестве,  но  есть  респонденты,  которые  отметили 

хорошее  отношение  к  фаст-фуду  (7,6  %),  энергетическим 

напиткам  (5  %),  алкоголю  (0,8  %),  табакокурению  

(2,6 %) и употреблению наркотиков (0,6 %).

В целом большая часть опрошенной молодежи (68,9 %) в той 

или иной степени удовлетворена качеством предоставляемых 

медицинских  услуг  (рис.  3.16).  Высокую  оценку  качеству 

медицинских  услуг  дали  17,9  %  молодых  людей.  Эта 

категория  респондентов  полностью  доверяет  врачам. 

Частично  удовлетворены  качеством  медицинских  услуг  

51  %  молодых  жителей  страны,  по  мнению  которых  не  все 

Из  числа  тех  молодых  людей,  кто  оценивает  свое  

здоровье  как  плохое  и  слабое,  были  выделены  пять 

факторов,  влияющих  на  их  здоровье.  Так,  чаще  всего 

молодые  люди  свои  проблемы  со  здоровьем  связывают 

с экологией, окружающей средой - 36,1 %. Каждый пятый 

молодой человек (19,7 %) говорит о влиянии неправильного 

питания  на  здоровье.  Третий  фактор,  влияющий  на  

здоровье, – это личное небрежное отношение к себе и своему 

здоровью (13 %). 

Низкое  материальное  положение,  по  мнению  каждого 

десятого  респондента  (9,8  %),  также  является  фактором, 

влияющим  на  их  здоровье.  Причиной  плохого  здоровья  

8,7  %  молодых  жителей  республики  считают  пагубное 

влияние 

вредных 

привычек 

(например, 

курение, 

употребление алкоголя и др.). 

Кроме  всего  перечисленного,  факторами,  отрицательно 

влияющими  на  уровень  здоровья,  молодые  люди  считают 

наследственность,  хронические  заболевания,  высокие 

цены  на  медицинское  обслуживание  и  низкий  уровень 

последнего (рис. 3.14).

Общеизвестно,  что  помимо  алкоголя,  наркотиков  и 

табакокурения  отрицательное  влияние  на  организм 

человека  оказывает  злоупотребление  фаст-фудом  и 

энергетическими напитками. 

Результаты  социологического  опроса  показали  (рис. 

3.15),  что  большая  часть  молодежи  (83,5  %)  крайне 

негативно относится к наркотикам, табакокурению (56,3 %) 

и употреблению алкоголя (44,8 %). 

Каждый  пятый  респондент  нейтрально  относится 

к  алкоголю  и  табакокурению  (22,6  %  и  19,6  % 

соответственно). 

Каждый 

третий 

представитель 

молодежи  нейтрально  относится  к  фаст-фуду  (29,9  %) 

Рис. 3.15

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Как Вы относитесь к...?”

Наркотикам

Табакокурению

Алкоголю

Энергетическим напиткам

Фаст-фуду

15,1

25,8

44,8

56,3

83,5

16,6

16,4

20

12,3

4,2

29,9

30,3

22,6

19,6

4,3

29,3

21,5

9,2

6,3

0,8

7,6

5

0,8

2,6

0,6

1,5

1

2,6

2,9

6,6

Хорошо

Не сталкивался

Нейтрально

Нормально

Крайне негативно

Плохо

Рис. 3.16

Результаты социологического опроса молодежи

(в % по данным НИЦ «Молодежь»)

“Насколько Вы удовлетворены 

качеством оказания медицинских 

услуг в Вашем городе/селе?”

Полностью 

удовлетворены
Частично 

удовлетворены
Совсем 

не удовлетворены
Затрудняюсь 

ответить

51

26,8

17,9

4,3

«Если  человек  сам  следит  за  своим  здоровьем, 

то  трудно  найти  врача,  который  знал  бы  лучше 

полезное для его здоровья, чем он сам». 

Сократ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Научно-исследовательский центр «Молодежь»

116

Глава 3. Здоровье молодого поколения

Национальный доклад «Молодежь Казахстана - 2013»

врачи и медработники компетентны в своей профессии. 

Низкую оценку качеству медицинских услуг дала четверть 

молодых  казахстанцев  (26,8  %).  Согласно  их  мнению,  в 

настоящее  время  очень  сложно  найти  среди  медицинских 

работников профессионалов своего дела. 

 

***

Таким  образом,  в  Республике  Казахстан  всеми 

заинтересованными 

государственными 

органами 

и 

различными  организациями  проводится  значительная 

работа,  направленная  на  снижение  уровня  социально 

значимых  болезней  молодежи,  профилактику  вредных 

привычек,  укрепление  репродуктивного  здоровья  и 

пропаганду здорового образа жизни. Согласно приведенным 

данным  и  результатам  социологического  исследования, 

проблемы  по  всем  перечисленным  вопросам  существуют, 

и  они  требуют  дальнейшей  планомерной  работы, 

направленной  на  улучшение  здоровья  и  социально-

психологической 

поддержки 

молодежи 

с 

целью 

формирования  конкурентоспособного,  здорового  молодого 

поколения казахстанцев.

По  результатам  социологического  опроса,  83,5  % 

респондентов  выразили  крайне  негативное  отношение  к 

наркотикам.  К  табакокурению  и  употреблению  алкоголя 

негативно  отнеслись  56,3  %  и  44,8  %  соответственно. 

Вместе  с  тем  в  числе  лиц,  состоящих  на  учете  с 

психическими  расстройствами  в  результате  употребления 

алкоголя 

и 

наркотиков, 

наибольшее 

количество 

приходится  на  возрастную  группу  25-29  лет.  Учитывая 

международный  опыт  и  приведенные  данные,  можно 

отметить, что организация ранней помощи и профилактика 

наркозависимости, употребления алкоголя и психоактивных 

веществ  наиболее  актуальны  среди  молодых  людей  до  

15 лет.

Важную  роль  в  укреплении  здоровья  молодого 

поколения  занимает  профилактика  здорового  образа 

жизни.  О  положительной  динамике  в  данном  направлении 

свидетельствует  рост  числа  в  2012  году  молодежи, 

занимающейся  физической культурой и спортом (на 7,5 %). 

Вместе  с  тем,  по  данным  социологического  исследования, 

каждый  пятый  молодой  человек  (19,7  %)  говорит  о 

негативном влиянии на его здоровье несбалансированного 

питания.  Так,  29,9  %  и  30,3  %  респондентов,  или  каждый 

третий  молодой  человек,  нейтрально  относится  к  фаст-

фуду  и  энергетическим  напиткам  соответственно.  Еще  

8,7 % молодых людей признают, что пагубное влияние на его 

здоровье имеют вредные привычки – курение, употребление 

алкоголя  и  пр.  Все  это  свидетельствует  о  необходимости 

продолжения планомерной работы по пропаганде здорового 

образа жизни в молодежной среде.

Список использованных источников

1. Тель Л.З. Энциклопедия здоровья. Здоровье и долголетие. 

Теория и практика. – Алматы: Эверо, 2011. -736 с.

2. Молодежная политика // Ред. статья. Сайт департамента 

внутренней политики // http://www.dvpko.kz/

3. Аналитические данные Министерства здравоохранения 

Республики Казахстан. – Астана, 2012-2013.

4.  Итоги  деятельности  Министерства  здравоохранения 

Республики  Казахстанза  2012  год  и  задачи  на  2013  год  //

Информационный материал - Астана, 2013. -178 с.

5. Молодежная политика // Ред. статья. Сайт департамента 

внутренней политики // http://www.dvpko.kz/

6.  Национальная  политика  и  социальная  модернизация 

в  здравоохранении  //  Материалы  к  Панельной  сессии 

Министра здравоохранения Республики Казахстан 22-24 мая 

2013 года. Астана. – 2013.

7. Опыт Казахстана в борьбе с наркоманией. Справка – РИА 

Новости  //  http://ria.ru/beznarko_help/20120810/720672587.

html#ixzz2h3JVVooy

8.  Перспективы  улучшения  репродуктивного  здоровья 

подростков  Казахстана  //  Материалы  национальной 

конференции / Астана, 2008.

9. Казахстан в Глобальном индексе конкурентоспособности 

ВЭФ 2012 -2013. - Астана, 2012 // http://www.economy.kz/

10.  Итоги  деятельности  Министерства  здравоохранения 

Республики  Казахстанза  2012  год  и  задачи  на  2013  год  //

Информационный материал - Астана, 2013. -178 с.

11. Там же

12.  Результаты  исследования  Ресурсного  исследовательско-

аналитического  центра  Восточно-Казахстанской  области 

в  рамках  государственного  социального  заказа,  Усть-

Каменогрск, 2011.

13.  Аналитические  данные      Агентства  Республики 

Казахстан по делам спорта и физической культуры. – Астана, 

2012-2013.

14. Аналитические данные Министерства здравоохранения 

Республики Казахстан. – Астана, 2012-2013.

15. Там же

По  уровню  детской  смертности  наихудшая 

ситуация  в  Афганистане,  где  на  1  000  рожденных 

детей 

приходится 

165 

детских 

смертей. 

Демократическая  республика  Конго,  Чад  и  Сьерра 

Леоне  идут  следом  с  показателями  126  смертей,  

124 и 123 соответственно.

Источник: Children in an Urban World. UNICEF, 2012, с. 170

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

 

источники информации - http://www.akorda.kz/ru