Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год - часть 11

 

  Главная      Учебники - Разные     Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..

 

 

Государственная корпорация «Росатом». ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЗА 2018 год - часть 11

 

 

161 

 

Плата  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  (экологические  платежи) 

организаций Госкорпорации «Росатом» 

 

Сумма выплат, млн руб.  
2016 

2017 

2018 

Плата 

за 

допустимые 

выбросы 

(сбросы) 

загрязняющих  веществ  (размещение  отходов 
производства и потребления), всего 
в том числе: 

77,5 

36,4 

33,7 

в водные объекты 

6,7 

7,2 

7,3 

в атмосферный воздух  

5,2 

1,9 

2,9 

за размещение отходов производства и потребления 

65,6 

27,3 

23,5 

Плата  за  сверхнормативные  выбросы  (сбросы) 
загрязняющих  веществ  (размещение  отходов 
производства и потребления), всего 
в том числе: 

59,0 

46,0 

51,9 

в водные объекты 

40,1 

13,6 

13,4 

в атмосферный воздух  

2,1 

6,1 

22,7 

за размещение отходов производства и потребления 

16,8 

26,3 

15,8 

Плата  за  допустимые  и  сверхнормативные 
выбросы 

(сбросы) 

загрязняющих 

веществ 

(размещение 

отходов 

производства 

и 

потребления), всего 

136,5 

82,4 

85,6 

Органами государственного надзора в области охраны окружающей среды в 2018 

году  выявлено  46  нарушений,  по  которым  были  вынесены  постановления  о  назначении 
организациям  Госкорпорации  «Росатом»  административного  наказания  в  виде  штрафов 
общей  суммой  2,2  млн  рублей.  Выявленные  нарушения  не    представляли  угрозы 
благополучию  населения  и  не  требовали  введения  ограничений  производственной 
деятельности организаций. 

Административные  правонарушения    в  области  охраны  окружающей  среды  и  суммы 

штрафов 

 

Случаев  применения  нефинансовых  санкций  за  несоблюдение  экологического 

законодательства и нормативных требований к организациям Госкорпорации «Росатом» в 
2018 году не было. 

 

10.3.6. Водопользование 

Атомная  отрасль  является  крупным  водопользователем.  Доля  забора  воды  из 

природных источников организациями Госкорпорации «Росатом» в общем объеме забора 
воды по Российской Федерации за 2018 год составила 10,6 %. Основными потребителями 

27

28

41

46

1,6

1,7

3,1

2,2

2015

2016

2017

2018

правонарушения (шт.)

штрафы (млн. руб.)

162 

 

воды  среди  организаций  и  предприятий  Корпорации  являются  Ленинградская  АЭС  и 
Кольская АЭС (84,4% от общего объема забираемой воды). 

  Забор  воды  из  природных  водных  источников  организациями  Госкорпорации 

«Росатом» в отчетном году составил 7317,8 млн м

3

, что на 93,2 млн м

3

 меньше, чем в 2017 

году (обусловлено в основном уменьшением забора морской воды на 81,4 млн м

3

). 

Общее количество забираемой воды  

Источник 

Объем, млн м³ 

2016  

2017 

2018 

Морская вода 

5 317,0 

5 061,1 

4 979,7 

Пресные  поверхностные  воды,  включая  реки,  болота, 
озера 

2 301,6 

2 239,1 

2 219,7 

Подземные воды 

92,2 

87,7 

100,4 

Дождевые воды 

2,1 

2,0 

2,0 

Воды сторонних организаций 

40,9 

21,1 

16,0 

Всего 

7 753,8 

7 411,0 

7 317,8 

 

Объем оборотной и повторно используемой воды  

 

Объем, млн м³ 

2016 

2017 

2018 

Общий объем оборотной и повторно используемой 
воды, млн м

3

 

34 122,2 

34 159,7 

34 740,0 

Объем  водозабора,  млн  м

3

  (%  от  объема 

многократно и повторно используемой воды) 

7 753,8 
(22,7%) 

7 411,0 
(21,7%) 

7 317,8 
(21,1%) 

Всего, млн м

41 876,0 

41 570,7 

42 057,8 

Доля  объема  оборотной  и  повторно  используемой 
воды от объема водозабора, % 

440,1 

460,9 

474,7 

Объем  воды,  используемый  организациями  Госкорпорации  «Росатом»  на 

собственные нужды в 2018 году, составил 7 185,8 млн м

3

, что соответствует уровню 2017 

года.  

Потребление воды на собственные нужды  

Вид потребления 

Объем, млн м³ 

2016 

2017 

2018 

Питьевые и хозяйственно-бытовые нужды 

89,5 

41,9 

37,9 

Производственные нужды 

7 403,0 

7 126,0 

7 133,3 

Прочие виды 

11,0 

18,0 

14,6 

Всего 

7 503,5 

7 185,9 

7 185,8 

 

Водоотведение 

Суммарный 

сброс 

сточных 

вод 

организациями 

Госкорпорации  «Росатом»  в 
2018  году  составил  6626,9  млн 
м

3

,  из  них  нормативно-чистых  – 

98,3  %,  нормативно-очищенных 
– 0,7 %, загрязненных – 1,0%.  

В 

структуре 

водоотведения 

основными 

приемниками 

сточных 

вод 

являются  моря  (73,7  %),  озера 
(18,6 %) и реки (7,4 %). 

По  сравнению  с  2017 

годом 

сброс 

сточных 

вод 

Реализация  инициатив  по  снижению  экологического 
влияния на водные источники в 2018 году 

 

Балаковская  АЭС:  модернизации  системы  очистки 
позволила 

исключить 

попадание 

стоков 

с 

нефтепродуктами в почву и в грунтовые воды. 

 

ПАО  «МСЗ»:  создана  система  сбора,  очистки  и 
подготовки  промливневых  вод  к  использованию  в 
техническом  водоснабжении  организации,  что  позволит 
исключить  сброс  загрязняющих  веществ  в  открытую 
гидросеть и снизить общий объем сбросных вод на 59%.  

 

ПАО «ППГХО»: реконструирована 
противофильтрационная  завеса  в  пади  Широндукуй,  что 
повысило  эффективность  водоперехвата  загрязненных 
вод, в 2,4 раза (с 125,9 тыс. м

3

 в 2017 году до 306,0 тыс. м

3

 

в 2018 году).   

163 

 

уменьшился  на  89,5  млн  м

3

,  что  обусловлено  уменьшением  объемов  сброса 

Ленинградской АЭС в Финский залив Балтийского моря.  

В отчетном  году  суммарный  объем  сброса  нормативно-очищенных  вод  составил 

44,5 млн м

3

,  из них  биологическим  методом  очищены  26,1  %  сточных  вод,  физико-

химическим – 2,0 % и механическим – 71,9%. 

Доля  сброса  загрязненных  сточных  вод  организаций  Госкорпорации  «Росатом»  в 

общем объеме сброса по России за 2018 год составила 0,5 %. 

Общий объем сбросов сточных вод 

 

Категория воды 

Объем, млн м

3

 

2016 

2017 

2018 

Нормативно-чистая 

6 902,6 

6 600,1 

6 512,3 

Нормативно-очищенная 

36,6 

37,3 

44,5 

Загрязненная 

96,5 

79,0 

70,1 

ВСЕГО 

7 035,7 

6 716,4 

6 626,9 

10.3.7. 

Выбросы 

вредных 

загрязняющих 

веществ 

в 

атмосферный воздух 

В 

2018 

году 

выбросы 

загрязняющих 

веществ 

в 

атмосферный  воздух  составили  39,9 
тыс.  т,  процент  улавливания  достиг 
90,3 %. Доля выбросов загрязняющих 
веществ  организаций  Корпорации  в 
общем 

объеме 

выбросов 

по 

Российской  Федерации  за  2018  год  – 
0,1 %.  

Выбросы  загрязняющих  веществ  в 

атмосферу

83

, тыс. т 

 

2016  

2017 

2018 

Всего (без учета СО

2

),  

в том числе: 

45,6 

36,4 

39,9 

выбросы твердых веществ 

16,1 

12,8 

13,8 

выбросы NО

x

 

11,1 

9,2 

10,6 

выбросы SO

2

 

11,4 

8,6 

9,4 

выбросы СО 

4,5 

3,6 

3,7 

  выбросы углеводородов, 
  в том числе: 

2,2 

1,8 

1,7 

    выбросы метана 

0,3 

0,3 

0,2 

    летучие органические соединения 

1,5 

1,2 

1,2 

прочие газообразные и жидкие 

0,3 

0,4 

0,7 

По сравнению с 2017 годом объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный 

воздух увеличился на 3,5 тыс. тонн, что обусловлено количеством сжигаемого топлива на 
ТЭЦ.  

Объем выбросов озоноразрушающих веществ остался на уровне 2017 года. 

Выбросы основных озоноразрушающих веществ  

Вещество 

тонн эквивалента хлорфторуглерода-11 

2016  

2017 

2018 

Дихлордифторметан (Фреон-12) 

77,10 

74,84 

75,04 

Дифторхлорметан (Фреон-22) 

0,74 

0,47 

0,19 

1,1,2-Трифтор-1,2,2-трихлорэтан (Фреон-113) 

3,25 

0,40 

0,00 

 

83

  Данные  о  выбросах  загрязняющих  веществ  представляются  организациями  Корпорации  с  помощью 

химических методов анализа или автоматических газоанализаторов

Реализация 

инициатив 

по 

снижению 

экологического  влияния  на  атмосферный  воздух  в 
2018 году 

 

Филиал АО «ОТЭК» в г. Краснознаменске: 
техническое перевооружение золоулавливающей 
установки позволит повысить эффективность 
очистки отходящих дымовых газов от золы до 99%. 

 

ПАО «КМЗ»: оборудование системы вытяжной 
вентиляции установками очистки газа обеспечило 
снижение выброса хрома, гидроцианида и 
гидрохлорида на 99% по сравнению с 2017 годом. 

 

ПАО 

«ОКБМ 

Африкантов»: 

введение 

в 

эксплуатацию  дополнительного  фильтра  очистки 
воздуха позволит повысить эффективность очистки 
выбросов на 20%.  

164 

 

Трифторхлорметан (Фреон-13) 

164,21 

164,48 

164,21 

Тетрафторметан (Фреон-14) 

6,24 

6,24 

6,24 

ВСЕГО 

251,24 

246,43 

245,68 

 

10.3.8. Обращение с отходами производства и потребления 

В  2018  году  в  организациях  атомной  отрасли  образовалось  20,9  млн  т  отходов 

производства и потребления, что на 7,1 млн т (на 25,4%) меньше, чем в 2017 году. 99,96% 
из  образовавшихся  отходов  относятся  к  IV  и  V  классам  опасности  (малоопасные  и 
практически  неопасные  отходы).  При  этом  доля  образования  отходов  производства  и 
потребления  в  организациях  Госкорпорации  «Росатом»  в  общем  объеме  по  России 
составила 0,3 % в 2018 году .  

Основная масса отходов образовалась в ПАО «ППГХО» – 15,6 млн т. Большинство 

этих отходов относится к V, наименее опасному, классу. 

Значительное 

снижение 

объема 

образовавшихся 

отходов 

обусловлено 

уменьшением  отходов  вскрышных  пород  разрезоуправления  «Уртуйское»  (ПАО 
«ППГХО») в связи с выполнением плановых показателей образования вскрышных пород. 

Масса переданных отходов другим организациям составила 176,4 тыс. т. Из общего 

количества  отходов,  образовавшихся  в  организациях  Госкорпорации  «Росатом»  и 
поступивших  от  других  организаций,  доля  утилизированных  отходов  составила  72,6  %, 
обезвреженных – 0,02%. 

Обращение с отходами производства и потребления, тыс. т 

Год 

Наличие 

на 

начало 
отчетного года 

Образовалось  и 
поступило 
отходов 
за год 

Утилизировано  и 
обезврежено 

из 

образовавшихся  и 
поступивших 
отходов 

Передано 
другим 
организациям 

Размещено  на 
предприятиях 

Наличие 
на  конец 
отчетного 
года 

Кол-во 

2016 

399885,6

 

28412,2

 

27181,6 

95,67 

239,7 

392,7 

400708,8 

2017 

399497,0 

27963,4 

23229,1 

83,10 

153,9 

58,7 

404019,0 

2018 

403891,9 

20862,3 

15140,3 

72,6 

176,4 

5565,3 

403872,2 

 

Обращение с отходами производства и потребления по классам опасности в 2018 г., тыс. т 

Класс 
опасно-
сти 
отхода  

Наличие 
отходов 

на 

01.01.2018г. 

Образова-
ние 

и 

поступле-
ние 
отходов  за 
отчётный 
год  

Утилизировано 
из 
образовавшихся 
и поступивших  

Обезврежено из 
образовав-
шихся 

и 

поступивших  

Передача 
отходов 
другим 
органи-
зациям 

Размещение 
отходов 

на 

эксплуатируемых 
объектах 

за 

отчётный  год,  тыс. 
тонн 

Наличие 
на 
предприя-
тиях 

на 

31.12.2018 
г.  

тыс. т 

тыс. т 

Всего 

Из  них 
на 
захоро-
нение 

I  класс 
опас-
ности 

0,037 

0,242 

0,000 

0,0 

0,0005 

0,2 

0,229 

0,0006 

0,0 

0,049 

II  класс 
опас-
ности 

0,023 

0,280 

0,001 

0,36 

0,077 

27,5 

0,193 

0,0007 

0,0 

0,032 

III 
класс 
опас-
ности 

4,522 

6,861 

0,004 

0,06 

0,047 

0,69 

6,811 

3,314 

0,047 

1,208 

IV 
класс 
опас-

22,325 

81,791 

13,437 

16,43 

3,161 

3,86 

56,488 

8,728 

7,597 

22,301 

165 

 

Класс 
опасно-
сти 
отхода  

Наличие 
отходов 

на 

01.01.2018г. 

Образова-
ние 

и 

поступле-
ние 
отходов  за 
отчётный 
год  

Утилизировано 
из 
образовавшихся 
и поступивших  

Обезврежено из 
образовав-
шихся 

и 

поступивших  

Передача 
отходов 
другим 
органи-
зациям 

Размещение 
отходов 

на 

эксплуатируемых 
объектах 

за 

отчётный  год,  тыс. 
тонн 

Наличие 
на 
предприя-
тиях 

на 

31.12.2018 
г.  

тыс. т 

тыс. т 

Всего 

Из  них 
на 
захоро-
нение 

ности 
V  класс 
опас-
ности 

403865,022 

20773,1 

15123,618 

72,8 

0,002 

0,0 

112,632 

5553,28 

520,695 

403848,623 

ВСЕГО  403891,9 

20862,3 

15137,06 

72,6 

3,288 

0,02 

176,4 

5565,323 

528,339 

403872,2 

 

10.3.9. Восстановление нарушенных территорий  

На  31.12.2018  площадь  нарушенных  земель  в  организациях  Госкорпорации  «Росатом» 

составила 6,5 тыс. га (в 2017 году – 5,1 тыс. га, в 2016 году – 5,6 тыс. га).  

Из них нарушено: 
- при разработке месторождений полезных ископаемых –  3,4 тыс. га,  
- при строительных работах – 2,4 тыс. га,  
- при размещении промышленных (в том числе строительных) и твердых бытовых 

отходов – 0,6 тыс. га, 

- при изыскательских работах – 5,5 га, 
- при иных работах – 96,9 га. 
В 2018 году организациями Госкорпорации «Росатом» проводился комплекс работ, 

направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных 
земель,  а  также  на  улучшение  условий  окружающей  среды.  В  отчетном  году  площадь 
рекультивированных 

земель 

составила 

9,57 

га. 

Уменьшение 

площади 

рекультивированных  территорий  связано  с  завершением  в  2018  году  основного  этапа 
работ по восстановлению продуктивности и хозяйственной ценности нарушенных земель 
в АО «Лунное».   

Динамика рекультивации земель в организациях Госкорпорации «Росатом»

 

Организация 

га/год 

2016 

2017 

2018 

АО «Лунное» 

80,60 

47,60 

0,20 

ПАО «ЗиО-Подольск» 

0,00 

0,00 

0,06 

АО «СХК» 

12,75 

9,60 

4,80 

ФГУП «Комбинат «ЭХП» 

0,12 

0,05 

0,04 

ФГУП 

«РФЯЦ-ВНИИТФ 

им. 

академ. Е.И.Забабахина» 

0,00 

2,50 

4,34 

ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» 

0,00 

0,10 

0,10 

ФГУП ПО «Север» 

0,00 

0,02 

0,03 

Итого 

93,47 

59,83 

9,57 

 
10.3.10. Выбросы и сбросы радионуклидов 
  

Выбросы радионуклидов 

В  2018  году  радиационная  нагрузка  на  окружающую  среду  по  сравнению  с  2017 

годом практически не изменилась. Суммарная активность радионуклидов, выброшенных в 
атмосферу предприятиями Госкорпорации «Росатом», составила 4,82∙10

16

  Бк  (активность 

166 

 

практически полностью обусловлена выбросами бета-активных нуклидов), что составляет 
20,96  %  от  разрешенного  норматива  по  альфа-активным  нуклидам,  2,56%  –  по  бета-

активным нуклидам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Газоаэрозольные 

выбросы 

АЭС 

В  2018  году,  как  и  в 

предыдущие  годы,  газоаэрозольные 
выбросы  АЭС  были  значительно 
ниже 

установленных 

Ростехнадзором 

нормативов 

допустимых 

выбросов 

радиоактивных 

веществ 

в 

атмосферный 

воздух. 

Максимальные  значения  выбросов, 
полученные 

с 

применением 

консервативного  порядка  учета,  не 
превышали: 

для 

инертных 

радиоактивных газов ‒ 40% норматива; 

- для соединений йода – 2% норматива. 

Выбросы инертных радиоактивных газов с АЭС, % от допустимого норматива 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Сбросы радионуклидов 

В поверхностные водные объекты предприятиями отрасли отведено 180,99 млн м

3

 

сточных  вод  с  активностью  4,00∙10

13

  Бк.  По  сравнению  с  2017  годом  объем  сброса 

сточных вод уменьшился на 20,42%, суммарная активность уменьшилась на 18,03%, что 
связано  с  со  снижением  объема  сброса  на  ФГУП  «ПО  «Маяк»  за  счет  низкой  водности 
2018 года.

  

Активность 

альфа-активных  радионуклидов,  поступивших 

в 

открытую 

гидрографическую  сеть,  составила  2,58∙10

10

 Бк  (14,38%  от  установленных  нормативов). 

57,3 % активности обусловлено естественным ураном. 

 

Динамика 

газоаэрозольных 

выбросов 

при 

повышении мощности энергоблоков

  

На  активность  выбрасываемых  радионуклидов  влияет 
мощность, на которой работает реактор, герметичность 
оболочек  твэлов,  а  также  состояние  систем  очистки 
воздуха,  выбрасываемого  в  атмосферу  с  энергоблока 
АЭС.  В  период  эксплуатации  энергоблоков  АЭС  на 
повышенной 

мощности 

негерметичных 

ТВС 

обнаружено  не  было.  Предполагаемое  увеличение 
выбросов  радионуклидов  (не  более  чем  на  6-7%)  при 
повышении  мощности  энергоблока  ВВЭР-1000  до 
104%  компенсируется  эффективной  работой  систем 
спецгазоочистки  газоаэрозольных  выбросов,  и  при 
этом  остается  значительно  ниже  установленных 
пределов допустимых выбросов. 

4,78∙10

16

 

4,70∙10

16

 

4,82∙10

16

 

5,01E+15

4,78E+16

4,82E+16

2016

2017

2018

Суммарная активность радионуклидов, выброшенных в 

атмосферу, Бк 

2,9

5,3

6,6

28,6

0,5

5,8

7,7

28,3

1,8

6,1

7,9

37,4

0,0

10,0

20,0

30,0

40,0

БН

ВВЭР

РБМК

ЭГП

2016

2017

2018

167 

 

Активность  бета-активных  радионуклидов,  поступивших  со  сточными  водами  в 

поверхностные  водные  объекты,  составила  3,99∙10

13

  Бк  (0,18%  от  установленных 

нормативов). 99,68 % активности обусловлено тритием.  

10.3.11. Радиационное влияние на население и окружающую среду 

Анализ 

данных 

контроля 

мощности  дозы  гамма-излучения  на 
местности  показывает,  что  значения 
мощности  дозы  гамма-излучения  в 
санитарно-защитных  зонах  и  зонах 
наблюдения  всех  АЭС  находятся  в 
пределах 

колебаний 

естественного 

радиационного фона, сложившегося до 
пуска  АЭС,  что  свидетельствует  об 
отсутствии 

влияния 

АЭС 

на 

территории, где они расположены.  

Оценка 

дополнительного 

облучения  населения  за  счет  работы 
АЭС 

осуществляется 

соответствующими 

региональными 

управлениями  ФМБА  России  при 
оформлении 

радиационно-

гигиенических  паспортов  организаций.  По  данным  радиационно-гигиенической 
паспортизации  Российской  Федерации,  дополнительное  облучение  для  населения  в 
районах  размещения  предприятий  атомной  отрасли,  связанное  с  текущей  работой,  в 
среднем на одного жителя не превышает 1,3 % от  установленного НРБ-99/2009 основного 
дозового предела для населения  в 1 мЗв в среднем за любые последовательные пять лет.  

По данным Роспотребнадзора,  ведущими факторами облучения населения России 

являются  природные  (свыше  85%)  и  медицинские  источники  ионизирующего  излучения 
(порядка  14%).  Вклад  предприятий,  применяющих  ядерные  технологии,  оценивается 
сотыми  долями  процента.  Это  характерно  для  всех  регионов  расположения  крупных 
радиационно опасных объектов в течение многих лет.  

Экологически  значимые  организации  атомной  отрасли  на  регулярной  основе 

осуществляют  контроль  содержания  радионуклидов  в  сельскохозяйственных  пищевых 
продуктах местного производства, в дикорастущих пищевых продуктах (ягоды, грибы и др.) 
и в кормах, произрастающих в зоне наблюдения, а также в рыбе и гидробионтах водоемов-
охладителей  (для  АЭС).  В  пищевых  продуктах  контролируется  удельная  активность 
дозообразующих  радионуклидов.  Региональными  управлениями  ФМБА  России 
проводится  независимый  радиационный  контроль  объектов  окружающей  среды  и 
продуктов  питания  местного  производства.  Радиационный  мониторинг  абиотических 
компонентов 

окружающей 

среды 

осуществляет 

Федеральная 

служба 

по 

гидрометеорологии  и  мониторингу  окружающей  среды.  Результаты  многолетнего 
радиационного  мониторинга  свидетельствуют  о  том,  что  содержание  радиоактивных 
веществ  в  различных  видах  сельскохозяйственных  культур  соответствует  фоновым 
значениям, видовой состав флоры и фауны практически не меняется, темпы образования 
сухостоя находятся в пределах допустимой нормы. 

Кроме того, свидетельством сохранения биоразнообразия в районах расположения 

атомных  станций  является  их  близкое  соседство  с  природными  заповедниками.  В  30-
километровой  зоне  Кольской  АЭС  расположен  Лапландский  государственный 
биосферный  заповедник.  В  30-километровой  зоне  Калининской  АЭС  находится  16 
памятников природы и 33 заказника.  

Основная антропогенная нагрузка при эксплуатации атомных станций приходится 

на  природные  экосистемы  водоемов-охладителей.  Сброс  теплых  вод  влияет  на  жизнь 

Вклад в сохранение биоразнообразия 

Организация 

Госкорпорации 

«Росатом» 

АО 

«Техснабэкспорт» участвует в проектах по сохранению 
редких  и  исчезающих  видов  животных  на  территории 
России. В 2018 году оказана благотворительная помощь 
для: 
-  обновления  инфраструктур  Лазовского  заповедника  и 
национального парка «Зов тигра», а также Сихотэ- 
Алинского  государственного  природного  биосферного 
заповедника в рамках проекта «Поддержка 
природоохранных 

инициатив 

по 

изучению 

и 

сохранению популяции амурского тигра», 
- обновления 

материально-технической 

базы 

национального парка «Земля леопарда» и реализации 
первого этапа  программы  расширения ареала обитания 
дальневосточного леопарда в рамках проекта 
«Поддержка 

природоохранных 

инициатив 

по 

сохранению дальневосточных леопардов и созданию 
международной генетико-молекулярной базы данных». 
 

168 

 

водных организмов и может повлиять на изменение их видового состава. По результатам 
наблюдений и научных исследований состав водных обитателей в зоне сброса теплых вод 
АЭС  может  как  обеднеть  (например,  в  Копорской  губе  Финского  залива),  так  и 
обогатиться (как в Белоярском водохранилище за счет переселения более теплолюбивых 
видов (лещ, судак)). Такие изменения отмечаются на действующих АЭС, где применяются 
прямоточные  и  оборотные  с  водоемом-охладителем  технические  схемы  водоснабжения, 
требующие большого объема оборотных вод. С целью минимизации такого воздействия и 
сохранения стабильного и устойчивого состояния экосистем в районе своего размещения 
АЭС  ежегодно  тратят  значительные  финансовые  средства  на  природоохранные 
мероприятия.  При  проектировании  современных  атомных  электростанций  применяются 
современные оборотные системы охлаждения с башенными испарительными градирнями, 
позволяющие значительно уменьшить воздействие АЭС на близлежащие акватории.  

10.3.12.  Прогноз  влияния  Госкорпорации  «Росатом»  и  ее  организаций  на 
окружающую  среду  и  планы  по  изменению  влияния  и  обеспечению  экологической 
безопасности в 2019 году и среднесрочной перспективе 

В 2019 году и в среднесрочной перспективе организации Госкорпорации «Росатом» 

продолжат  ежегодно  выполнять  большой  объем  работ  и  мероприятий  по  модернизации, 
строительству  сооружений  и  систем,  направленных  на  защиту  окружающей  среды 
(очистные  сооружения,  пылеулавливающие  и  газоочистные  установки,  объекты 
размещения отходов и др.).  

На период до 2024 года прогнозируется:  
-  сокращение  объема  инвестиций  в  основной  капитал  природоохранного 

назначения, обусловленное завершением строительства новых блоков атомных станций; 

-  сохранение  достигнутого  уровня  сброса  загрязненных  сточных  вод  (его  доля  в 

общем объеме сброса сточных вод организаций Корпорации существенно ниже среднего 
показателя по России); 

- отсутствие значительных изменений по выбросу вредных загрязняющих веществ 

в атмосферу; 

- сохранение тенденции по сокращению объема образования отходов I и II классов 

опасности.  
 

 

169 

 

В  течение  2018  года  представители 
Госкорпорации  «Росатом»  участвовали  в 
работе  Межведомственной  рабочей  группы, 
обеспечивающей 

осуществление 

плана 

мероприятий  по  реализации  Концепции 
развития 

публичной 

нефинансовой 

отчетности  в  России,  включая  проект 
перечня  ключевых  (базовых)  показателей 
публичной нефинансовой отчетности.  

Общая цель подготовки публичных отчетов в 
российской  атомной  отрасли  —  повышение 
открытости  и  прозрачности  Госкорпорации 
«Росатом»,  укрепление  имиджа,  деловой 
репутации 

и 

конкурентоспособности, 

информационная  поддержка  продвижения 
продуктов и услуг в РФ и за рубежом.  

Глава 11. Партнерство в интересах устойчивого развития 

 

 

11.1. Система публичной отчетности

 

В  Госкорпорации  «Росатом»  с  2009  года 

развивается  система  публичной  отчетности, 
которая  обеспечивает  подготовку  годовых 
отчетов  Корпорации  и  ее  организаций  в 
интегрированном  формате.  Данные  отчеты 
призваны  сформировать  у  заинтересованных  сторон  комплексное  представление  о 
стратегии  Корпорации,  устойчивости  ее  бизнеса,  производственных  и  финансово-
экономических  результатах  отчетного  года, 
деятельности в области ядерной и радиационной 
безопасности, 

экологической 

безопасности, 

вкладе  в  развитие  территорий  присутствия  и 
других 

общественно 

значимых 

аспектах 

деятельности.  Помимо  этого,  Корпорация 
ежегодно  выпускает  отчет  Правительству  РФ. 
Часть  организаций  и  предприятий  готовят 
экологические отчеты

84

При  подготовке  публичных  годовых  отчетов  Госкорпорация  «Росатом»  использует 

соответствующие  международные  стандарты:  Стандарты  отчетности  в  области 
устойчивого  развития  GRI,  Международный  стандарт  интегрированной  отчетности  и 
стандарты  Accountability  серии  АА1000.  На  их  основании  действуют  Единая  отраслевая 
политика  в  области  публичной  отчетности  и  Стандарт  по  публичной  отчетности 
Госкорпорации «Росатом» и ее организаций.

85

 

В 2018 году в отрасли выпущено 16 интегрированных годовых отчетов. В процессе 

их  подготовки  проведены  комплексные  мероприятия  по  взаимодействию  с 
заинтересованными  сторонами  (опросы,  анкетирования,  диалоги  и  процедуры 
общественного заверения), целью которых являлось определение существенных аспектов 
для раскрытия в отчетах и повышение полезности отчетов для пользователей. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

84

 

http://www.rosatom.ru/social-respons/environmental-management

  

85

 

http://www.rosatom.ru/about/publichnaya-otchetnost

 

 

Ключевые результаты 2018 года: 

 

Подготовлено 16 интегрированных годовых отчетов (отчеты за 2017 год). 

 

7 отчетов подготовлено в соответствии со Стандартами GRI SRS (3 из них — на Расширенном уровне 
соответствия). 

 

Получено 8 наград на российских и 21 — на международных конкурсах годовых отчетов. 

 

Госкорпорация «Росатом» вошла в список лидеров Индексов устойчивого развития РСПП 
(составляются на основе данных публичной отчетности). 

170 

 

Из  аналитического  обзора  по  итогам  конкурса  и 
рейтинга «Эксперт РА» за 2018 год»: 
«Если  посмотреть  на  участников  нынешнего 
конкурса  в  разрезе  отраслей,  то  бросается  в  глаза 
большая  представленность  отчетов  энергетиков 
(почти  1/4  от  всех  коммерческих  компаний). 
Данный  показатель  был  бы  еще  выше,  если  бы  к 
отчетам энергетиков приплюсовать годовые отчеты 
части  компаний,  аффилированных  с  «Росатомом» 
(12%).  Такая  существенная  доля  атомщиков  и 
энергетиков  не  удивительна  –  компании  этих 
секторов  экономики  стали  уделять  внимание 
созданию  публичной  отчетности  раньше  других. 
Так,  в  «Росатоме»  система  публичной  отчетности 
развивается  с  2009  года,  она  обеспечивает 
подготовку  годовых  отчетов  Корпорации  и  ее 
организаций в интегрированном формате, опираясь 
на  российские  и  международные  стандарты  и 
лучшие практики в данной области». 

Система публичной отчетности Госкорпорации «Росатом» и ее организаций 

 

 

11.1.1.  Награды  в  национальных  и 
международных рейтингах и конкурсах 

По  итогам  2018  года  10  из  11 

заявленных  отчетов  организаций  атомной 
отрасли  достигли  «наивысшего»  (5  звезд) 
и  «очень  высокого  качества»  (4  звезды) 
рейтинга  годовых  отчетов  Агентства 
RAEX  («Эксперт  РА»).  Госкорпорация 
«Росатом»  заняла  II  место,  а  АО  ИК 
«АСЭ» ‒ III место  в номинации «Лучший 
годовой  отчет  (нефинансовый  сектор)». 
АО  «Концерн  Росэнергоатом»  заняло  II 
место 

в 

номинации 

«Лучший 

интерактивный  годовой  отчет».  АО 
«Атомредметзолото»  заняло  III  место  в 
номинации  «Лучший  интегрированный 
отчет». 

В  Тoп-20  ежегодного  рейтинга 

корпоративной  прозрачности  крупнейших  российских  компаний,  подготовленного 
Российской  Региональной  Сетью  по  интегрированной  отчетности,  вошли  семь 
организаций отрасли, включая Госкорпорацию «Росатом». АО ИК «АСЭ» и АО «ТВЭЛ» 
возглавили данный рейтинг.  

Всего в 2018 году отчеты Корпорации и ее организаций получили восемь наград на 

национальных  и  21  награду  на  международных  конкурсах  годовых  отчетов.  С  начала 
функционирования  системы  публичной  отчетности  организациями  российской  атомной 
отрасли  получено  свыше  200  наград  в  различных  российских  и  международных 
конкурсах.  

Индексы устойчивого развития РСПП 

В  отчетном  году  Госкорпорация  «Росатом»  вошла  в  число  лидеров  индексов 

корпоративной  устойчивости,  ответственности  и  открытости  Российского  союза 
промышленников  и  предпринимателей  (РСПП).  В  индексе  «Ответственность  и 
открытость»  Госкорпорация  «Росатом»  вошла  в  группу  из  32  компаний  с  наивысшими 
результатами,  в  индексе  «Вектор  устойчивого  развития»  ‒  в  лидерскую  группу  из  24 
ведущих российских компаний. 

Индексы РСПП составляются с 2014 года. Индекс «Ответственность и открытость» 

отражает  ситуацию  в  сфере  раскрытия  корпоративной  информации  по  вопросам 

171 

 

устойчивого  развития  и  корпоративной  ответственности.  Индекс  «Вектор  устойчивого 
развития» – это индекс динамики результативности деятельности компаний в этой сфере, 
который  оценивает  направленность  изменений  основных  социально-экономических  и 
экологических  показателей  за  ряд  лет.  Индексы  взаимосвязаны,  первый  из  них 
представляет собой как самостоятельный инструмент оценки ситуации в сфере раскрытия 
корпоративной  информации,  так  и  «фильтр»,  на  основе  которого  составляется  выборка 
для  второго  индекса,  который  отражает  динамику  реальных  результатов,  отраженных  в 
раскрываемой  информации.  Материалом  для  анализа  служит  публичная  корпоративная 
отчетность порядка 100 крупнейших российских компаний.  

11.1.2.  Отраслевой  конкурс  публичной  отчетности  организаций  Госкорпорации 
«Росатом» 

 

Важнейшим  механизмом  обеспечения  качества  отчетности  в  отрасли  является 

ежегодный  конкурс  годовых  отчетов.  В  нем  принимают  участие  ~  100  организаций, 
разделенные  на  несколько  групп  с  различными  критериями  оценки.  Оценку  отчетов 
проводит независимое конкурсное жюри, формируемое из экспертов в области отчетности 
и устойчивого развития (в том числе в области экологии).  

В 2018 году прошел девятый отраслевой конкурс. Победителями стали: 

 

АО  «Концерн  Росэнергоатом»  —  в  номинациях  «Лучший  публичный  годовой 
отчет  дивизиона  Госкорпорации  «Росатом»  и  «Лучший  публичный годовой  отчет 
по мнению заинтересованных сторон», 

 

АО  «УЭХК»  —  в  номинации  «Лучший  публичный  годовой  отчет  организации 
дивизиона Госкорпорации «Росатом»,  

 

АО «НИКИЭТ» и АО «ИРМ» — в номинации «Лучший публичный годовой отчет 
предприятия Госкорпорации «Росатом», 

 

АО «Атомредметзолото» ‒ в номинации «Лучший публичный отчет о деятельности 
в области устойчивого развития». 

11.2. Диалоги с заинтересованными сторонами 

Для  повышения  прозрачности  и  подотчетности  Госкорпорации  «Росатом» 

представители  основных  заинтересованных  сторон  привлекаются  к  подготовке  отчета 
путем участия в диалогах по обсуждению общественно значимых аспектов деятельности 
Корпорации  и  отражению  этой  деятельности  в  готовящемся  Отчете,  а  также  участия  в 
общественном  заверении  Отчета.  Взаимодействие  с  заинтересованными  сторонами 
является  неотъемлемой  частью  требований  международных  стандартов:  АА1000SES 
AccountAbility,  Global  Reporting  Initiative  (GRI  SRS),  Международного  стандарта  <ИО> 
(<IR>  International  Framework).  При  подготовке  предыдущего  отчета  Госкорпорация 
«Росатом» взяла на себя обязательства, которые были выполнены в отчете за 2018 год.  

В  целях  повышения  прозрачности  и  подотчетности  Госкорпорации  «Росатом»,  а 

также с целью выполнения требований международных стандартов в процессе подготовки 
отчета проведено два диалога с заинтересованными сторонами (диалог по приоритетной 
теме  отчета  05.04.2019  и  общественные  консультации  по  проекту  отчета  21.06.2019),  а 
также  специальный  опрос  с  целью  выявления  существенных  аспектов  деятельности 
Корпорации для отражения в отчете (

cм. Приложение «Информация об отчете, процессе 

определения содержания отчета и существенности информации»

). 

В  процессе  обсуждения  представители  заинтересованных  сторон  высказывали 

запросы  и  рекомендации  по  раскрытию  в  годовом  отчете  той  или  иной  информации,  а 
также  предложения  по  развитию  системы  публичной  отчетности  (протоколы  диалогов 
размещены в интерактивной версии отчета). 

 
 
 
 

172 

 

11.3. Учет предложений заинтересованных сторон 

Выполнение обязательств Госкорпорации «Росатом», взятых при подготовке отчета за 2017 год

 

Предложения заинтересованных сторон 

Выполнение обязательств Корпорации 

Представить в отчете статистику травматизма 
третьих лиц на предприятиях Госкорпорации 
«Росатом». 

Не учтено. Госкорпорация «Росатом» считает 
информацию, изложенную в разделе «Ядерная и 
радиационная безопасность, охрана труда», 
достаточной и полной с точки зрения интересов 
различных заинтересованных сторон. 

В разделе про трудовые отношения разместить 
таблицу по кадрам с разбивкой по половозрастной 
структуре, а также информацию о гендерном 
равенстве, включая борьбу с домогательствами на 
работе. 

Не учтено. Госкорпорация «Росатом» считает 
информацию, изложенную в разделе «Реализация 
кадровой политики», достаточной и полной с точки 
зрения интересов различных заинтересованных 
сторон. 

Отразить в отчете роль Госкорпорации «Росатом» в 
технологическом развитии России и в создании 
высокотехнологичных центров в вузах. 

Учтено частично в различных разделах отчета.  

Добавить в отчет сравнение атомной генерации с 
ветровой и солнечной генерацией. 

Учтено в разделе «Стратегия деятельности до 2030 
года». 

Раскрыть стратегию Госкорпорации «Росатом» по 
научным исследованиям. 

Не учтено. Госкорпорация «Росатом» считает 
информацию, изложенную в разделе «Наука и 
инновации», достаточной и полной с точки зрения 
интересов различных заинтересованных сторон.  

Разработать показатели раскрытия информации по 
теме «Качество жизни», чтобы иметь возможность в 
будущем оценивать вклад Корпорации (за счет 
новых технологий, инноваций и пр.) в повышение 
этого качества. 

Вопрос разработки таких показателей будет 
рассмотрен в будущем в рамках комплексной 
работы с тематикой устойчивого развития в 
Госкорпорации «Росатом».  

Уделить больше внимание обзору рынка: не только 
текущей ситуации и долям основных участников, но 
и аналитике и прогнозам на будущее. 

Учтено в разделе «Рынки присутствия». 

Добавить больше информации о концепции 
«зеленого квадрата» в энергетике. 

Вопрос «устойчивой», «зеленой» энергетики 
рассмотрен в разделах «Стратегия деятельности до 
2030 года» и «Повестка в области устойчивого 
развития».  

Принять участие в конкурсе по устойчивому 
развитию, организуемом ООН, с акцентом на 
систему публичной отчетности 

Вопрос об участии в конкурсе будет рассмотрен в 
будущем в рамках комплексной работы с тематикой 
устойчивого развития в Госкорпорации «Росатом». 

Отразить климатические риски в финансовой 
отчетности 

Учтено частично в разделе «Риск-менеджмент». 

Учет основных предложений заинтересованных сторон, высказанных при подготовке Отчета за 2018 

год 

Запросы и предложения заинтересованных 

сторон 

Реагирование Корпорации 

Выделить как отдельную приоритетную тему 
цифровизацию Госкорпорации «Росатом».  

Тема цифровизации выделена в отдельную главу 
отчета.  

Желательно выбрать 2-3 сквозные цели из всего 
перечня (Цели устойчивого развития ООН, цели 
национальных проектов и т.д.) и показать вклад 
Госкорпорации на их достижение. 

Вклад продуктов и услуг Госкорпорации «Росатом» 
(как традиционных, так и новых) в достижение 
Целей устойчивого развития описан в разделе 
«Повестка в области устойчивого развития». 

173 

 

 

Обязательства Госкорпорации «Росатом» по учету предложений, высказанных при подготовке отчета 
за 2018 год (будут рассмотрены при подготовке отчета за 2019 год)

 

Предложения заинтересованных сторон 

Показать вклад Госкорпорации «Росатом» в реализацию национальных проектов 
России.  

Раскрыть информацию о том, какие экологические эффекты для города и его жителей 
достигаются за счет внедрения системы «Умный город». 

Раскрывать не только информацию о реализуемых Госкорпорацией «Росатом» 
проектах в «атомных» городах, но и показывать, как именно это повлияло на качество 
жизни жителей (как изменились индикаторы и показатели качества жизни). 

Приводить оценку эффективности реализуемых Корпорацией мероприятий со 
стороны тех, для кого они делаются (в частности, по проекту «Бережливая 
поликлиника), а также использовать материалы опросов населения территорий 
присутствия, высказывания жителей.  

Добавить информацию о рынке производства стабильных изотопов на котором 
Госкорпорация «Росатом» является лидером, и включить информацию по проектам в 
этой области. 

11.4. Заключение об общественном заверении 

Вводная информация 

Госкорпорация  «Росатом»  предложила  нам  оценить  отчет  «Итоги  деятельности 

Государственной  корпорации  по  атомной  энергии  «Росатом»  за  2018  год»  (Отчет).  Для 
этого  нам  и  нашим  представителям  была  предоставлена  возможность  участвовать  в 
диалоге  с  заинтересованными  сторонами  по  приоритетной  теме  Отчета  «Вклад 
технологий  российской  атомной  отрасли  в  повышение  качества  жизни  людей  и 
сохранение  окружающей  среды»»  (г.  Москва,  05.04.2019)  и  в  общественных 
консультациях по обсуждению проекта отчета (г. Москва, 21.06.2019). Мы также приняли 
участие в определении существенных тем для раскрытия в отчете.  

Предметом  анализа  и  оценки  в  ходе  настоящего  общественного  заверения  была 

существенность  и  полнота  раскрываемой  в  отчете  информации,  а  также  реагирование 
Корпорации  на  запросы  и  предложения  заинтересованных  сторон.  Наше  заключение 
основывается  на  сравнительном  анализе  двух  версий  отчета  (проект  Отчета  для 
общественных  консультаций  и  заключительная  версия  отчета)  и  предоставленных  нам 
материалов  по  итогам  проведенных  диалогов  (протоколы  мероприятий,  таблицы  учета 
предложений  заинтересованных  сторон),  а  также  на  комментариях,  полученных  от 
руководства  и  сотрудников  Госкорпорации  «Росатом»  в  ходе  мероприятий  по 
общественному заверению отчета.  

Мы  не  получали  от  Корпорации  вознаграждения  за  участие  в  процедуре 

общественного заверения.  

Пояснить суть проекта «Бережливая поликлиника.  

Информация о проекте приведена в разделах отчета 
«Вклад в развитие территорий присутствия» и 
«Производственная система «Росатома», а также на 
официальном сайте Госкорпорации «Росатом»: 

 

https://www.rosatom.ru/social-respons/proekt-
berezhlivaya-poliklinika/

  

В разделе, посвященном рынкам присутствия, 
ввести разделение на традиционные и новые 
рынки. 

Учтено в соответствующем разделе.  

Демонстрировать значимые показатели (например, 
число заключенных международных соглашений) 
не только за отчетный период, но и накопленным 
итогом.  

Учтено в разделах «Международное 
сотрудничество», «Наука и инновации» 

174 

 

Оценки, замечания, рекомендации 

Мы едины в положительной оценке отчета – его формата и объема представленной 

информации. 

На 

наш 

взгляд, 

Госкорпорация 

«Росатом» 

придерживается 

последовательного  подхода  к  обеспечению  прозрачности  и  подотчетности  своей 
деятельности.  В  процессе  подготовки  отчета  Корпорация  продемонстрировала  высокий 
уровень  стремления

 

к  обеспечению  общественной  приемлемости  развития  ядерных 

технологий, а также готовности вести открытый диалог с заинтересованными сторонами 
по различным аспектам своей деятельности.  

На наш взгляд, отчет позволил комплексно раскрыть информацию по всем основным 

аспектам  деятельности  Корпорации,  в  том  числе  связанным  с  устойчивым  развитием. 
Благодаря  детальной  проработке  бизнес-модели  Корпорации  в  отчете  удалось  наглядно 
отразить  сложную  цепочку  создания  стоимости,  систему  управления  Корпорации, 
стратегические цели и подходы менеджмента, показатели социального, экологического и 
экономического  влияния,  проблемы  и  планы  на  средне-

 

и  долгосрочную  перспективу. 

Тем  самым  читателям  отчета  представлена  полная  картина  деятельности  Госкорпорации 
«Росатом», включая общественно значимые аспекты деятельности. 

Безусловным  достоинством  отчета  является  использование  при  его  подготовке 

российских

 

и международных стандартов корпоративной отчетности. В первую очередь, 

это  Стандарты  отчетности  в  области  устойчивого  развития  Global  Reporting  Initiative 
(Основной вариант соответствия). Помимо этого, в ходе подготовки отчета Корпорацией 
были традиционно использованы Международный стандарт интегрированной отчетности 
<IR>  International  Framework,  серия  стандартов  АА1000  AccountAbility,  Концепция 
развития  публичной  нефинансовой  отчетности  в  России,  Базовые  индикаторы 
результативности РСПП, а также Единая отраслевая политика Госкорпорации «Росатом» 
и Стандарт по публичной отчетности.  

Существенность информации 

Для  обеспечения  наиболее  полного  учета  запросов  заинтересованных  сторон 

Госкорпорация «Росатом» провела их анкетирование с целью определения существенных 
тем  деятельности  для  отражения  в  отчете  (полученные  данные  сопоставлялись  с 
результатами  анкетирования  менеджмента  Корпорации).  Мы  высоко  оцениваем  данную 
инициативу  и  рекомендуем  и  в  будущем  максимально  плотно  сотрудничать  с 
представителями  заинтересованных  сторон  по  этому  вопросу  как  с  референтными 
представителями целевых аудиторий публичных отчетов Корпорации.  

Выбор приоритетной темы отчета «Вклад технологий российской атомной отрасли в 

повышение качества жизни людей и сохранение окружающей среды» представляется нам 
верным. Данная тема последовательно развивает тему вклада Госкорпораци «Росатом» в 
устойчивое развитие, которая являлась приоритетной темой предыдущего отчета.  

Полнота информации 

Мы  считаем,  что  по  всем  существенным  аспектам  отчетная  информация 

представлена достаточно полно и позволяет читателям делать выводы об эффективности 
работы Корпорации в отчетном году. 

Реагирование на запросы и предложения заинтересованных сторон 

В  итоговую  версию  Отчета  по  запросам  представителей  заинтересованных  сторон 

были внесены уточнения и дополнительные сведения (либо аргументированно пояснены 
причины,  в  силу  которых  запрашиваемая  информация  не  может  быть  раскрыта).  В 
одиннадцатой  главе  отчета  дана  информация  по  учету  основных  предложений 
заинтересованных  сторон,  высказанных  при  подготовке  отчета  за  2018  год,  а  также 
обязательства по рассмотрению и учету замечаний при подготовке отчета за 2019 год.   

Подводя  итог,  мы  отмечаем,  что  за  последние  годы  Госкорпорация  «Росатом» 

достигла  значительных  успехов  в  области  публичной  отчетности  и  за  счет  этого 
продолжает  повышать  уровень  доверия  к  своей  деятельности.  Мы  надеемся,  что  и  в 
будущем  Госкорпорация  «Росатом»  будет  последовательно  внедрять  принципы 

175 

 

ответственного  корпоративного  поведения,  выстраивать  системную  работу  с  повесткой 
устойчивого развития и раскрывать результаты своей деятельности в этом контексте. .   

 
Лица,  принявшие  участие  в  общественном  заверении  публичного  годового  отчета 
Госкорпорации «Росатом» за 2018 год 
 
Агеев Александр Иванович 

Генеральный  директор  Института  экономических  стратегий  Отделения  общественных 
наук РАН 
 

Барановский Сергей Игоревич 

Президент Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый крест», 
заместитель председателя Общественного совета Госкорпорации «Росатом»  
 

Давыдова Наталья Геннадьевна 

Директор  АНО  «Институт  консалтинга  экологических  проектов»,  член  Общественного 
совета Госкорпорации «Росатом» 
 

Макаренко Александр Иванович 

Исполнительный директор Ассоциации ЗАТО атомной промышленности 

 
Москвин Денис Павлович 

Депутат  Государственной  Думы  РФ,  Член  Комитета  по  экономической  политике, 
промышленности, инновационному развитию и предпринимательству 

 
Огнев Владимир Александрович  

Председатель  Межрегионального  общественного  движения  ветеранов  атомной 
промышленности и энергетики 
 

Скляр Геннадий Иванович

  

Депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по энергетике 
 

Феоктистова Елена Николаевна 

Управляющий  директор  по  корпоративной  ответственности,  устойчивому  развитию  и 
социальному 

предпринимательству 

Российского 

союза 

промышленников 

и 

предпринимателей 
 

Фомичев Игорь Алексеевич 

Председатель 

Российского 

профсоюза 

работников 

атомной 

энергетики 

и 

промышленности 

 

 

176 

 

Приложение 

Информация об Отчете, процессе определения содержания Отчета и 

существенности информации 

 

Публичный  годовой  отчет  (Отчет)  Государственной  корпорации  по  атомной 

энергии  «Росатом»  за  2018  год  подготовлен  Корпорацией  на  добровольной  основе  и 
адресован широкому кругу заинтересованных сторон. 

Отчет подготовлен в интегрированном формате и комплексно отражает: 

 

реализацию стратегии Госкорпорации «Росатом», в том числе вклад отчетного года 
в устойчивость бизнеса Корпорации, и планы на кратко-, средне- и долгосрочную 
перспективу; 

 

существенные  финансово-экономические  и  производственные  результаты  по 
основным видам деятельности; 

 

результаты в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны 
окружающей  среды,  вкладов  в  развитие  территорий  присутствия,  реализации 
социальной политики и другие аспекты устойчивого развития; 

 

экономическое,  экологическое  и  социальное  влияние  на  внешнюю  и  внутреннюю 
среду;  

 

подходы  менеджмента  Госкорпорации  «Росатом»  к  управлению  различными 
аспектами деятельности. 

Приоритетная  тема  Отчета,  определенная  топ-менеджментом  и  представителями 

основных заинтересованных сторон, — «Вклад технологий российской атомной отрасли в 
повышение  качества  жизни  людей  и  сохранение  окружающей  среды».  Информация  о 
выборе  существенных  тем  для  раскрытия  в  Отчете  представлена  ниже  в  разделах 
«Процесс  определения  содержания  Отчета»  и  «Ранговая  карта  существенных  тем  для 
раскрытия в Отчете».  

Согласно  внутренним  нормативным  документам,  в  Госкорпорации  «Росатом» 

установлен годовой цикл отчетности; предыдущий годовой отчет  опубликован в  августе 
2018 года.  В  Отчете  отражена  деятельность  Корпорации  за  период  с  01.01.2018  по 
31.12.2018. 

Стандарты и нормативные требования 

Отчет подготовлен в соответствии с:  

 

Политикой в области публичной отчетности и Стандартом публичной отчетности 
Госкорпорации «Росатом» и ее организаций; 

 

Международным  стандартом  интегрированной  отчетности  (<IR>  International 
Framework); 

 

Стандартами отчетности в области устойчивого развития Global Reporting Initiative 
(GRI SRS, Основной вариант соответствия)

86

 

Стандартами серии АА1000 AccountAbility (AA 1000 AP 2018, AA1000 SES 2015); 

 

Концепцией развития публичной нефинансовой отчетности в России; 

 

Рекомендациями РСПП для использования в практике управления и корпоративной 
нефинансовой отчетности (базовые индикаторы результативности). 

Взаимодействие с заинтересованными сторонами 

Для  повышения  прозрачности,  подотчетности  и  определения  существенности 

раскрываемой  информации  подготовка  Отчета  проходила  во  взаимодействии  с 
заинтересованными сторонами в соответствии с международным стандартом AA1000SES. 
Проведены исследование по определению существенных аспектов для раскрытия в отчете 
и два диалога с заинтересованными сторонами, в том числе Общественные консультации 
по проекту Отчета. В Отчете учтены основные запросы представителей заинтересованных 

 

86

 

Указатель содержания GRI и соответствия базовым индикаторам результативности РСПП размещен в интерактивной версии 

Отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     9      10      11      12     ..