Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны в контексте Целей Устойчивого Развития (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 3

 

 

32

31.0

30.3

29.7

15.7

14.0

14.0

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Уровень бедности, в %

Уровень бедности

Уровень краинеи бедности

Рис.2.

Последовательно сохраняющийся экономический рост на уровне в среднем 7% в год (см. Рис. 3) в 
значительной мере повлиял на сокращение общего уровня бедности. 

Рис.3.

6.0

6.9

6.5

6.0

6.8

7.1

2015 г.

2016 г.

январь-март 

2017 г.

январь-июнь 

2017 г.

январь-сентябрь 

2017 г.

январь-декабрь 

2017 г.

Темп прироста ВВП, в %

Реальныи рост ВВП

В отношении крайней бедности такой 
однозначный вывод сделать нельзя. В 
соответствии с данными обследования бюджета 
домохозяйств в отношении 10% наименее 
обеспеченных домохозяйств (см. Рис.4),²⁸ 
денежные доходы наиболее бедной группы 
несколько увеличились, их рост примерно 

соответствует темпу роста ВВП в номинальном 
выражении. Однако следует подчеркнуть, что 
рост доходов нижней децильной группы 
определяется не экономическими показателями, 
а ростом социальных выплат через бюджет и 
прочих поступлений, в том числе, денежных 
переводов мигрантов.

28

     Национальная статистика не приводит такие данные в отношении группы домохозяйств, относящимся к крайне бедным, но в силу близости уровня 

крайней бедности (14%) к нижней децильной группе, то есть 10%, в целом можно считать, что выводы относятся и к группе крайних бедных.

 

 

82.25

168.49

92.9

200.87

Денежные доходы (сомони)

Денежные расходы (сомони)

Доходы и расходы 10% наименее обеспеченных домохозяиств 

(на 1 члена домохозяиств, в среднем в месяц)

2016 г.

2017 г.

Рис.4.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

33

Анализ начального этапа в реализации ЦУР в 
стране показывает, что перераспределение 
доходов через бюджет еще не указывает на его 
решающее значение в сокращении крайней 
бедности. Это означает, что вопросам бюджетной 
социальной поддержки уязвимых слоев 
населения должно уделяться больше внимания.

Система социальной защиты создает условия для 
развития человеческого капитала через 
реализацию следующих приоритетов: (a) 
институциональная модернизация системы 
социальной защиты особенно на местном 
уровне; (b) обеспечение долгосрочной 
устойчивости пенсионной системы; (c) усиление 
стимулирующей направленности социальной 
защиты уязвимых слоев населения. 

Измерение процесса реализации указанных 
приоритетов осуществляется индикаторами, 
установленными ПСР-2020 в сфере социальной 

защиты. Так, рост реальных пенсий произошел 
только в 2016 году на уровне 12,4%, что на 2,4 
процентного пункта выше планового показателя 
на этот же год, однако в 2017 году индексация 
пенсий не была произведена ввиду отсутствия 
необходимых объемов бюджетного 
финансирования социальной защиты населения. 
Доля людей с инвалидностью, получивших 
технические вспомогательные средства 
реабилитации имеет тенденцию к росту и в 2017 
году этими средствами воспользовались 70 
процентов инвалидов, что на 8 процентных 
пункта выше, определенного в ПСР-2020 
показателя.

В 2017 году уже 40 регионов страны были 
охвачены программой Адресной Социальной 
Помощи, против 25 регионов в 2015 году. Полный 
охват в масштабе всей страны запланирован на 
2018 год.

²⁹

29

     ПСР 2016-2020 (стр.74)

30

     Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон. «В поисках взаимозависимости между энергией и водой: Синергия между ЦУР 6 и ЦУР 7». 

President.tj

Международное десятилетие действий «Вода 
для устойчивого развития, 2018-2028» нацелено 
на осуществление задач в области водных 
ресурсов и создает широкую платформу для 
наращивания накопленного опыта и 
сотрудничества в этой области. Более того, новое 
Десятилетие будет способствовать плавному 
переходу к осуществлению ЦУР.

Таджикистан всячески поддерживает и намерен 
активно взаимодействовать со всеми 
заинтересованными сторонами в продвижении 
оптимальных решений в водно-энергетической 
сфере. Располагая огромными запасами водных 
ресурсов и гидроэнергетическим потенциалом, 
Республика Таджикистан постоянно заявляет о 
своей готовности к сотрудничеству со всеми 
заинтересованными сторонами, и, в первую 
очередь с соседними странами, по 
эффективному, взаимовыгодному и 
рациональному использованию водно-
энергетических ресурсов в интересах всех стран 

региона. Совместное освоение этого громадного 
потенциала может содействовать комплексному 
решению целого ряда социально-экономических 
и экологических проблем Центральной Азии.

В первую очередь - это обеспечение водной 
безопасности и гарантированной водоподачи для 
орошения земель всех стран Центральной Азии в 
засушливые годы путем строительства 
водохранилищ, позволяющих регулировать сток 
рек в многолетнем и сезонном разрезе, а также 
способствующих предотвращению таких 
экстремальных гидрометеорологических 
явлений, как паводки, сели и наводнения. Во-
вторых, освоение богатого гидроэнергетического 
потенциала Таджикистана позволяет обеспечить 
регион доступной и экологически чистой 
электроэнергией и, тем самым, содействовать 
достижению ЦУР 7 в регионе. В-третьих, 
освоение гидроэнергоресурсов страны также 
способствует существенному сокращению 
выбросов в атмосферу углекислых газов.³⁰ 

1.2.6. Чистая вода и санитария

«Основные действия для достижения целей НСР-2030 в водном секторе»
 

џ

интегрированное управление водными ресурсами; 

џ

продвижение аграрной и водной реформы; 

џ

формирование системы управления земельно-водными ресурсами на базе их справедливого и 
устойчивого распределения для выращивания ценных сельскохозяйственных культур

;

џ

повышение доступности систем питьевого водоснабжения, санитарии и гигиены. 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

34

В реализации этих направлений достигнуты 
определенные успехи. Так, доступ населения к 
питьевой воде и канализации улучшился. Доступ 
населения городов и районов страны к питьевой 
воде вырос с 48,6% в 2010 году до 57,7% в 2016 
году. К 2017 году общественный доступ к 
централизованным системам водоснабжения 
составляет 59,2% на национальном уровне, 94,1% 
для городского населения и 45,2% для сельского 
населения. На сегодняшний день этот показатель 
на национальном уровне составил уже 65,7%. 
Остальная часть населения потребляет воду из 
других источников (родники, колодцы, 
оросительные канавы, каналы, осадки и т.д.), 
которые не отвечают санитарным требованиям. 
Это, в свою очередь, приводит к 
распространению инфекционных заболеваний, 
передаваемых через воду. Из 764 водопроводов 
страны, 463 трубопровода не отвечают 
санитарным требованиям.

³¹

Несмотря на то, что в рамках вопросов водного 
сектора и улучшились показатели доступа 
населения к питьевой воде и канализации, 
однако эти вопросы не решены полностью и, 
наряду с обеспечением безопасности питьевой 
воды, требуют больших финансовых вложений. 

Таджикистан, являясь участником панели по 
водному сектору на глобальном уровне, также 
является сторонником и участником процесса 
внедрения принципов интегрированного 
управления водными ресурсами (ИУВР), 
исходящими из ЦРТ. Полный переход на ИУВР 
является частью Йоханнесбургского Плана, 
поддерживаемого Республикой Таджикистан. 
ИУВР содействует эффективному управлению 
водой, стабильной подаче её потребителям, 
фактическому равноправию всех 
водопользователей и устойчивому развитию в 
стране. В целом, в отрасли наблюдаются 
положительные тенденции развития.

31

     Глобальный анализ водных ресурсов и оценка санитарии и питьевой воды ООН - Таджикистан, 2015

В ПСР-2020 одним из межсекторальных 
приоритетов выступает обеспечение прав 
человека и верховенства закона. ЦУР 16 
«Содействие построению миролюбивого и 
открытого общества в интересах устойчивого 
развития, обеспечение доступа к правосудию для 
всех и создание эффективных, подотчетных и 
основанных на широком участии учреждений на 
всех уровнях», также является одной из целей, 
провозглашенных ООН в контексте обеспечения 
устойчивого развития в 2015 году и объединяет в 
себе решение проблем преодоления насилия, 
предоставления всеобщего доступа к правосудию 
и повышения эффективности институтов.

Реформа института адвокатуры.

 

По итогам 

реализации Программы судебно-правовой 
реформы на 2015-2017 годы был принят в новой 
редакции Закон «Об адвокатуре и адвокатской 
деятельности». В рамках данного закона создана 
единая, профессиональная и самоуправляемая 
организация Союз адвокатов, которая 
насчитывает на сегодняшний день более 600 
членов.

Реформа государственной системы правовой 
помощи.

 

В рамках вышеназванной Программы в 

2015 году Правительством страны была также 
одобрена Концепция оказания бесплатной 
правовой помощи в стране. Данная Концепция 

предусматривает формирование системы 
бесплатной первичной и вторичной правовой 
помощи, стадию пилотирования (в течение 3-х 
лет) и переходный период (в течение 5 лет). 
Начиная с 2016 года до сегодняшнего дня путем 
пилотирования бесплатной первичной правовой 
помощи в 18 городах и районах страны созданы 
24 государственных юридических бюро. Со 
стороны государственных юридических бюро за 
указанный период предоставлено свыше 12 
тысяч бесплатных юридических консультаций, в 
том числе 7059 женщинам, что составляет 57% от 
общего числа консультаций. Были также 
предоставлены 504 юридические консультации 
лицам с инвалидностью. Уровень 
удовлетворённости услугами, согласно 
выборочному мониторингу, составил более 90%. 
Созданы Колл-центры для своевременного 
обеспечения защитника (адвоката) во время 
задержания, уголовного преследования и 
рассмотрения дел в суде для малообеспеченных 
и уязвимых лиц.

1.2.7. Доступ к правосудию

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

35

Реформа органов ЗАГС. В 2014 году 
Правительство утвердило Программу развития 
органов записи актов гражданского состояния в 
Республике Таджикистан на 2014-2019 годы. 
Основная цель данной программы содействие в 
расширении доступа общественности к услугам, 
предоставляемой системой ЗАГС. В этом 
направлении одной из главных задач является 
перенос всей имеющейся информации в архивах 
ЗАГС с бумажных носителей в электронный 
формат.

Реформа системы ювенальной юстиции.

 

В стране 

успешно был реализован Национальный План 
действий по реформированию системы 
ювенальной юстиции на период 2010-2015 годов. 
В результате реализации названного 
национального плана были внесены 
соответствующие изменения и дополнения в 
законодательные акты страны. С целью 
продолжения реформы ювенальной юстиции в 
2017 году Правительством страны принята 
Программа по реформированию системы 
правосудия в отношении детей на 2017-2021 
годы.

В настоящее время созданы условия для 
совместного диалога, в рамках которого 
обсуждаются наиболее актуальные вопросы 
нормотворчества, правоприменительной 
практики с участием министерств и ведомств 
страны, судов, Уполномоченного по правам 
человека, представителей Парламента, 
партнеров по диалогу, а также общественных 
организаций страны. Основной целью 
совместного диалога является возможность 
заинтересованных сторон обсудить и согласовать 
набор взаимосвязанных мер правовой политики, 
стратегий, законов, повышение осведомленности 
государственных структур и организаций 
гражданского общества о механизме совместного 
Диалога, а также о достижениях в сфере 
правовых реформ и верховенства закона, 
обсуждение проблем и нахождение совместных 
решений. С 2014 года проведено 6 Диалогов на 
национальном уровне, 5 Диалогов на 
региональном, а также 3 ежегодных 
Национальных форума по верховенству закона с 
участием более 800 представителей 
государственных органов, НПО, практикующих 
юристов, судей, СМИ и академических кругов.

4

1

2

3

4

1

22

3

2

3

4

Количество предоставленных государственными бюро 

юридических консультаций по регионам страны

Согд

РРП

ГБАО

Хатлон

6793

1596

320

3696

ВСЕГО

12405

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

36

Международные обязательства.

 

Республика 

Таджикистан является участником 7 основных 
универсальных документов в области прав 
человека.³² Таджикистаном на регулярной основе 
предоставляются доклады о ходе реализации 
данных документов и рекомендаций договорных 
органов ООН. С целью мониторинга и реализации 
данных рекомендаций на уровне Президента и 
Правительства страны утверждаются планы – 
мероприятий с определением задач, сроков и 
ответственных органов.

Несмотря на то, что все отдельные законы, 
начиная с Конституции, содержат 
антидискриминационные нормы, страна за 
последние периоды получила много 
рекомендаций от договорных  и уставных 
органов ООН (УПО, КЛДЖ, КПЧ, КЛРД и КЭСКП) о 
принятии отдельного антидискриминационного 
закона. В этой связи, в республике ведется работа 
по разработке данного закона.

Вместе с тем, в стране еще не определен 
государственный орган по координации 
деятельности всех министерств и ведомств для 
реализации индикаторов ЦУР 16, не создана 
рабочая группа на базе координирующего органа 
для проведения необходимой работы по 
индикаторам. Проведение анализа и 
мониторинга текущего состояния дел с 
выполнением индикаторов по ЦУР 16 выступает 
важным направлением действий для 
дальнейшего отслеживания динамики, 
определение критериев оценки эффективности 
существующей практики, а также выработки 
предложений по улучшению 
правоприменительной практики.

1.2.8. Гендерное равенство

В НСР-2030 вопрос обеспечения равенства 
возможностей и уменьшения социального 
неравенства через сокращение гендерного 
неравенства на основе совершенствования 
политики по обеспечению фактического 
гендерного равноправия и предотвращения всех 
форм насилия в отношении женщин и девочек, 
занимает особое место. В ПСР-2020 снижение 
гендерного неравенства отмечено отдельным 
межсекторальным приоритетом. Реализация этих 
приоритетов, указанных в стратегических 
документах страны, становится важным 
направлением национализации ЦУР 5 в 
Таджикистане.

Согласно ежегодному докладу Всемирного 
экономического форума, в 2017г. Таджикистан 
занял 95-ое место в рейтинге из 144 стран мира в 
Глобальном индексе гендерного неравенства с 
оценкой в баллах 0,678, что указывает на 
ограниченный прогресс с 2007 года, когда оценка 
страны составила 0,658. В то время как оценки 
Таджикистана для уровня образования (115 
место среди 144 стран), а также для здоровья и 
продолжительности жизни являются 
относительно высокими (67 место среди 144 
стран), то в рейтинге экономического участия и 
возможностей страна занимает 52 место (участие 
в рабочей силе, равенство в заработной плате и 
численности ведущих, профессиональных и 
технических работников). Показатели 

политических прав и возможностей (женщины в 
парламенте и на должностях в министерствах) 
являются низкими, и компенсируют другие 
положительные показатели равенства.

В 2014 году Таджикистан ратифицировал 
Факультативный протокол Конвенции о 
ликвидации всех форм дискриминации в 
отношении женщин. В октябре 2017 года 
Правительством Республики Таджикистан был 
представлен отчет о реализации Конвенции.
С целью реализации обеспечения прав женщин в 
последние три года наряду с действующими 
были приняты ряд законов и постановлений 
Правительства, в частности, Государственная 
программа «Воспитание, подбор и расстановка 
руководящих кадров Республики Таджикистан из 
числа способных девушек и женщин на 2017-
2022 годы», План действий Национальной 
стратегии активизации роли женщин в 
Республике Таджикистан на 2015-2020 годы. 
Продолжена реализация Национальной 
стратегии активизации роли женщин в 
Республике Таджикистан на 2011-2020 годы.

Благодаря принятым мерам Правительства 
страны гендерный разрыв на различных ступенях 
образования сократился. На 2015/2016 учебный 
год в начальной школе доля девочек составляет 
48,2%, в 5-9 классах 47,9%, в 10-11 классах 
45,4%.³³

32

     Из выступления Начальника управления международных правовых связей Министерства юстиции РТ на тему «Современное состояние, основные 

проблемы, приоритеты и задачи Министерства юстиции по исполнению Программы Среднесрочного Развития до 2020 и Целей устойчивого 
развития», Тематическая консультация, 30 марта 2018г.

33

     Шестой периодический доклад Таджикистана по статье 18 Конвенции, подлежащий представлению в 2007 г. (2 октября 2017 г.) стр. 25-28 доступен 

на 

http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fTJK%2f6&Lang=en

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

37

Среди учащихся средних специальных учебных 
заведений доля девушек с 2000/2001 учебного 
года по 2015/2016 учебный год увеличилась с 
44,3% до 60%. Развиваются позитивные 
тенденции в расширении доступа девушек к 
высшему образованию. Если в 2000/2001 
учебном году девушки среди студентов ВУЗов 
составляли 24%, то в 2015/2016 учебном году этот 
показатель вырос до 34%. Тем самым, страна 
вышла на уровень 1991 года.³⁴ 

По данным Министерства образования и науки 
Республики Таджикистан, в 2015/2016 учебном 
году в ВУЗы страны по квотам были приняты 
всего 2408 человек, из них: 1178 девушек и 1230 
юношей. Немаловажную роль в расширении 
доступа девушек к получению образования 
сыграло ранее выполнение рекомендации 
Комитета по ликвидации дискриминации в 
отношении женщин об увеличении возраста 
вступления в брак с 17 лет до 18 лет.

К сожалению, по завершении обязательного 
базового образования наблюдается высокий 
уровень отсева девочек. Среди других причин 
выбывания девочек - ранние браки, 
необходимость помогать матерям в ведении 
домашнего хозяйства, и забота о младших членах 
семьи. В сельских районах причиной отсева 
девочек является значительное расстояние 
между домом и средней школой. По 
соображениям безопасности родители могут 
ограничить доступ девочек к школам. 
Необходимость оплачивать поездки для 
посещения школ может быть еще одним 
фактором, способствующим выпадению девочек 
из среднего образования. 

В Республике Таджикистан запрещаются всякие 
различия, недопущение или предпочтение, отказ 
в приеме на работу, производимые по признаку 
пола, приводящие к нарушению равенства 
возможностей в области труда. В 2016 году в 
Таджикистане женщины составляли 51,8% от 
общей численности трудоспособного населения 
(15-75 лет). Сниженная экономическая активность 
женщин объясняется высокой концентрацией 
женского труда в сельскохозяйственном секторе. 
В 2016 году женщины составили 40,5% от всего 
занятого населения, по сравнению с 43,2% в 2009 
году.³⁵ 

У женщин меньше возможностей для 
трудоустройства в связи с увеличением 
требований к семейным обязанностям, в 
частности, по уходу за детьми, уходу за больными 
или старыми членами семей и выполнению 
домашних работ. Многодетные семьи с большим 
количеством детей не позволяют матерям ходить 
на работу. Матери в этих семьях не работают, или 
они заняты неквалифицированным трудом. По 
сравнению с мужчинами женщины менее 
вовлечены в неформальную занятость. Мужчины 
составляют 79,5% всех неофициально занятых. 
Уровень безработицы среди женщин также ниже 
по сравнению с мужчинами. Уровень 
официальной зарегистрированной безработицы к 
численности рабочей силы составил 2,2%.³⁶

В Таджикистане, из всех, кто занимается 
производством товаров и услуг для личного 
пользования, женщины составляют 56%. 
Женщины также больше вовлечены в 
неоплачиваемую работу, связанную с домашним 
хозяйством, за исключением работы, связанной с 
управлением домашним хозяйством (мужчины 
составляют 63,6% всех участников этой работы). 
82,7% всех занятых работой, связанной с 
домашними делами, являются женщины. 
Женщины составляют 75,8% среди тех, кто 
выполняет неоплачиваемую работу по уходу за 
детьми из домохозяйства, а также среди тех, кто 
заботится об инвалидах и престарелых.

34

     См.: Агентство по статистике при Президенте РТ. Таджикистан: 25 лет государственной независимости. Статистический сборник Душанбе. 2016, с. 51, 

55, 57 и 65.

35

     «Положение на рынке труда в Республике Таджикистан – Отчет, подготовленный по результатам обследования рабочей силы, проведенного с 20 

июля по 20 августа 2016 г.», Агентство по статистике при Президенте РТ.

3

6

     Социально-экономическое положение Республики Таджикистан, 2017. Агентство по статистике при Президенте РТ. Стр. 227.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

38

В настоящее время, представительство женщин в 
Парламенте составляет около 19%, женщины – 
государственные служащие составляют около 
22%. Доля женщин среди управленцев высшего 
уровня, высшего звена государственных 
должностей и законодателей составила 15%; 
доля женщин среди управленцев в 
корпоративном секторе составила 40,9%; доля 
женщин среди управленцев в секторе 
производства и услуг составила 26%; доля 
женщин среди управленцев в гостиничном 
секторе и торговле составила 22,5%.

Правительством страны утвержден План 
действий по сексуальному и репродуктивному 
здоровью матери, новорожденных, детей и 
подростков в рамках национальной Стратегии 
здоровья населения Республики Таджикистан на 
период 2016-2020 годы. Все беременные 
женщины днём имеют доступ к медицинским 
услугам на уровне ПМСП, а в вечернее время 
имеют доступ в стационары первичного уровня 
(центральная районная больница). Кроме того, 
разработан порядок перенаправления 
беременных женщин на второй и третий уровень. 

Благодаря улучшению доступа к услугам, за 
последние годы число домашних родов 
сократилось от 12% до 4,9%. Постановлением 
Правительства от 28 ноября 2015 года утверждён 
Порядок оказания медицинских услуг по 
консультированию в сфере репродуктивного 
здоровья несовершеннолетней молодёжи, в том 
числе представителям групп риска. На базе 
центров репродуктивного здоровья созданы и 
функционируют 21 медико-консультативное 

отделение, где оказывается медицинская и 
психологическая помощь молодёжи из группы 
риска. Всего на сегодняшний день в системе 
здравоохранения работают 1640 врачей 
акушер–гинекологов и 5008 акушерок.³⁷

Анализ ситуации показывает, что уязвимость 
женщин все больше связана с низким уровнем 
образования, ограниченным доступом к 
экономическим ресурсам, неправильным 
пониманием традиционного семейного уклада и 
наличием гендерных стереотипов в 
общественном сознании. Существует 
необходимость в развитии системы 
межотраслевой координации и сотрудничества 
на национальном и местном уровнях в области 
успешной реализации национальных программ 
по продвижению гендерного равенства.

В целях эффективной реализации положений 
законодательства о предупреждении насилия в 
семье, а также для оказания помощи и 
поддержки женщинам, пострадавшим от 
насилия, профилактики и пресечения бытового 
насилия в семье, защиты прав, свобод и 
конституционных гарантий женщин в сфере 
семейно-бытовых отношений, в стране созданы и 
функционируют 33 кризисных центра и 3 их 
филиала. При родильных отделениях больниц 
ряда городов и районов страны организованы и 
функционируют кабинеты консультирования и 
оказания медицинской помощи жертвам 
домашнего насилия, куда чаще всего обращаются 
женщины и несовершеннолетние дети.

3

7

     Шестой периодический доклад Таджикистана по статье 18 Конвенции, подлежащий представлению в 2007 г. (2 октября 2017 г.) стр. 25-28, доступен 

на 

http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fTJK%2f6&Lang=en

19%

22%

19%

15%
41%

26%
23%

Представленность женщин в государственных учреждениях 

1.

2.

3.
4.

5.
6.

1. Парламент; 2. Государственные служащие; 3. Управленение на высшем уровне; 
4. Корпоратинвый сектор; 5. Сектор производства и услуг; 6. Гостиничный сектор и торговли;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

39

В 2017 году всего поступило 1296 заявлений, 1036 
из которых были рассмотрены участковыми 
инспекторами милиции, а 260 - инспекторами по 
противодействию домашнему насилию, 996 
заявлений в отношении мужчин, 296 в 
отношении женщин. По результатам проверки 
возбуждено 65 уголовных дел по различным 
статьям Уголовного кодекса, отказано в 
возбуждении уголовных дел 1003, находятся в 
производстве 131, 76 заявлений направлены по 
последовательности. В отношении 

правонарушителей составлены 181 протокол по 
статьям 931 (несоблюдение требований 
законодательства Республики Таджикистан о 
предупреждении насилия в семье) и 932 
(несоблюдение требований защитного 
предписания) Кодекса об административных 
правонарушениях и 52 протокола по другим 
статьям данного Кодекса.³⁸ 

38

     Шестой периодический доклад Таджикистана по статье 18 Конвенции, подлежащий представлению в 2007 г. (2 октября 2017 г.) параграфы 46-51, 

доступен на 

http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fTJK%2f6&Lang=en  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Достижение стратегических целей НСР-2030 и 
ЦУР требуют согласованных усилий, которые 
направлены на их максимальное 
взаимодействие. Не все цели можно 
преследовать одинаково и в тандеме. Хотя все 
цели имеют важное значение, отражая 
глобальный консенсус по многим аспектам 
устойчивого развития, последовательность в 
которой они будут осуществляться, должна 
отражать национальные стратегические цели и 
приоритеты, а также динамическую взаимосвязь 
между достижениями ЦУР для условий 
Таджикистана. 

С целью выявления степени взаимосвязи между 
ЦУР, в процессе подготовки Доклада были 
организованы тематические консультации с 
участием всех заинтересованных сторон: 
парламента страны, специалистов министерств и 
ведомств, гражданского общества, агентств ООН 
и партнеров по развитию, представителей 
частного сектора, академических кругов и СМИ. 
Всего было проведено 12 тематических 
консультаций для оценки хода реализации НСР-
2030, ПСР-2020 и ЦУР. 

Работа тематических консультаций была 
построена следующим образом. Были 
подготовлены письма и распространены среди 
приглашенных с приложением необходимых 

документов и инструментов оценки. 
Представители Министерства экономического 
развития и торговли Республики Таджикистан 
(МЭРТ) обеспечивали модерирование процесса 
проведения тематических консультаций. 
Ведущее ведомство, которое работает в своем 
направлении, презентовало результаты по 
итогам реализации деятельности сектора в 
рамках ПСР-2020 за период 2016-2017 гг. 
Отдельные тематические консультации 
проводились на уровне заместителей министров 
и глав агентств ООН. 

На тематических консультациях были 
презентованы материалы по НСР-2030, ПСР-2020 
и ЦУР и их задачи. Таким образом, была 
проведена работа по информированности 
участников относительно стратегических целей 
НСР-2030 и их взаимосвязи с ЦУР. 
Раздаточные материалы для участников 
тематических консультаций определяли место и 
значение той или иной задачи ЦУР в 
стратегических документах страны, поясняли 
национальные приоритеты по реализации целей 
и задач устойчивого развития. 

По итогам тематических консультаций была 
сделана оценка соответствия национальных 
стратегических целей и приоритетов НСР-2030 и 
ЦУР (таблица 2).

Методика оценки взаимосвязи

1.3. Национальные приоритеты развития 

и ЦУР: оценка степени взаимосвязи

40

Стратегические цели НСР -2030 

(Концепция 4+1)

 

Соответствие ЦУР

 

Обеспечение энергетическои безопасности 
и эффективное использование 
электроэнергии

 

ЦУР 7 (Недорогостоящая и чистая энергия)

 

Выход из коммуникационного тупика и 

 

превращение страны в транзитную страну

 

ЦУР 9 (Индустриализация,  инновации и 
инфраструктура)

 

Обеспечение продовольственнои 
безопасности и доступа населения к 
качественному питанию

 

ЦУР 2 (Ликвидация голода)

 

Расширение продуктивнои занятости

 

ЦУР 8 (Достоиная работа и  экономическии 
рост)

 

Развитие человеческого капитала

 

(здоровье и образование)

 

ЦУР 1 (ликвидация нищеты –

 

задачи 

соцзащиты), ЦУР 3 (хорошее здоровье), ЦУР 
4 (качественное образование)

 

Таблица 2.  

Соответствие национальных стратегических целей НСР-2030 и ЦУР

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

41

В самом общем виде, непосредственное 
соответствие целей и приоритетов «Концепции 
4+1» на уровне задач и в целом с глобальными 
целями устойчивого развития, наблюдается с ЦУР 
1, ЦУР 2, ЦУР 3, ЦУР 4, ЦУР 7, ЦУР 8 и ЦУР 9. 
Однако дополнительные консультации по 
вопросам гендерного равенства (ЦУР 5), чистой 
воде и санитарии (ЦУР 6), вопросам мира, 
правосудия и эффективных институтов (ЦУР 16) и 
других ЦУР показали, что их достижение в 
Таджикистане также имеет очень важное 
значение для реализации целей и приоритетов 
НСР-2030 в рамках «Концепции 4+1».

При проведении тематических консультаций 
были образованы рабочие группы, которые в 

процессе консенсуса определяли степень 
взаимосвязи ЦУР для условий Таджикистана, что 
обеспечивало определенную объективность 
подхода (около 40 участников на каждой 
тематической консультации).³⁹ 

Предложенная международными экспертами 
методика по определению степени взаимосвязи 
между ЦУР (т.е. как сильно влияет 
рассматриваемая ЦУР на достижение других ЦУР, 
и наоборот, как другие ЦУР влияют на 
достижение рассматриваемой ЦУР в целом и на 
уровне задач), представлена в таблице 3

39

     Каждый участник тематической консультации выставлял свою оценку. Согласно таблицы и на основе всех оценок, их суммированием определялась 

средняя оценка - индекс. (Пример. 10 экспертов выставили свои оценки: 6 чел. по +1, итого +6; 3 чел. по 0, итого 0; и 1 чел. -1, итого -1. Всего: +6 +0 +(-
1) = +5. +5/10 чел. = +0,5. Средний индекс = +0,5).

40

      Рисунки 1.3.1-1.3.11 в Приложении 1 показывают степень влияния в достижении отдельно взятой ЦУР на весь комплекс ЦУР. В свою очередь, 

рисунки 1.3.12

-

1.3.22 показывают обратную связь – влияние достижение других ЦУР на возможный эффект достижения конкретной ЦУР.

Таблица 3.  

Шкала степени взаимосвязей между ЦУР в Таджикистане

Степень 

взаимосвязи

 

Описание 

взаимосвязи

 

Пояснение взаимосвязи

 

+3 

Неделимость 

Неизбежная связь с достижением другои цели  

+2 

Усиление 

Помощь в достижении другои цели  

+1

 

Создание условии

 

Создает условия для продвижения еще однои цели

 

Совместимость 

Отсутствие каких-либо значительных 
положительных или отрицательных 
взаимодеиствии  

-1 

Сдерживающии 

фактор 

Ограничение возможностеи для продвижения 
другои цели  

-2 

Противодеиствие 

Негативное столкновение с другои целью  

-3 

Взаимоисключение  Невозможность достичь другои цели  

По итогам тематических консультаций были 
рассчитаны средние индексы прямых и обратных 
связей в достижении ЦУР, а также соответствие 
национальных стратегических целей и 
приоритетов НСР-2030 и ЦУР. Это позволило 
определить приоритетные ЦУР для 
Таджикистана, которые имеют существенный 
положительный мультипликационный эффект и 

оказывают максимальное воздействие на 
достижение других целей и задач. 

Согласно представленной методике были 
оценены прямые и обратные связи в достижении 
ЦУР в Таджикистане. Результаты работы 
тематических консультаций представлены в 
Приложении 1.⁴⁰

Приоритетные ЦУР в средне- долгосрочном периоде

Использованная  в  Докладе  методика  позволила 
по  итогам  тематических  консультаций,  показать 
степень  взаимосвязей  в  достижении  ЦУР  в 

Таджикистане  в  виде  индексов,  которые 
представлены в таблице 4 и рисунке 5.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

42

Т

аблица 

4.  

С

ТЕПЕНЬ 

ВЗ

АИМОСВЯЗИ 

В 

ДОС

ТИЖЕНИИ 

ЦУР 

В 

Т

АДЖИКИС

Т

АНЕ

ЦУР 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

ит

ог

о 

  1 

х 

1,90 

2,62 

1,69 

1,65 

1,38 

0,

50 

2,06 

1,27 

2,53

 

1,61 

1,38 

0,93 

 

0,93 

1,60 

1,47 

1,57 

 2 

2,74 

 

2,63 

1,37 

1,21 

1,21 

1,

21 

2,11 

1,26 

1,32

 

1,47 

1,58 

1,53 

 

0,93 

2,27 

2,60

 

1,70 

 3 

2,62 

2,62 

х 

2,00 

1,30 

0,79 

0,00 

1,50 

1,11 

1,11

 

0,85 

0,90 

0,69 

 

1,00 

1,00 

0,90 

1,23 

 4 

1,88 

1,25 

1,75 

х

 

1,20 

1,00 

0,80 

3,00

 

1,70 

1,90 

1,

00 

1,00 

1,00 

 

1,00 

2,00 

3,00

 

1,63 

 5 

1,00 

1,00 

1,00 

1,00 

х

 

1,50 

1,16 

1,00 

1,95 

2,75 

1,45 

1,60 

1,22 

 

1,05 

1,00 

2,30 

1,40 

 6 

2,00 

2,00 

3,00 

1,00 

1,00 

х

 

2,00 

2,00 

2,00 

1,

00 

2,00 

1,00 

1,00 

 

1,00 

1,00 

2,00 

1,60 

  7 

3,00 

3,00  

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

х 

3,00 

3,00 

1,00 

2,00 

1,00 

-

1,00 

 

-

1,00 

1,00 

3,00

 

1,73 

 8 

2,40 

2,40 

2,10 

2,00 

2,20 

1,00 

2,10 

х 

2,40 

2,20 

1,10 

1,00 

-

0,30 

 

-

0,30 

1,70 

2,40 

1,62 

 9 

1,85 

1,85 

1,58 

2,00 

0,40 

2,18 

2,09 

2,09

 

х

 

1,27 

1,46 

1,25 

-

1,42 

 

-

1,42 

1,00 

2,00 

1,21 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

 

12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

16 

1,85 

1,85 

1,50 

1,88 

1,

87 

1,21 

1,55 

1,74 

1,36

 

2,09 

1,43 

1,09 

1,00 

 

1,00 

х

 

1,91 

1,55 

 17 

1,65 

1,65 

1.43 

1,69

 

1,83 

1.43 

2,09 

1,83 

1,57 

1,48 

1,65 

1,52 

1,70 

 

1,70 

1.61 

х

 

1,66 

 

1

1

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

1

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

1

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

1,73 

1,70 

1,66 

1,63 

1,62 

1,60 

1,57 

1,55 

1,40 

1,23 

1,21 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

43

Ранжирование индексов по убывающей 
величине⁴¹ показывает, что наиболее 
существенный мультипликационный эффект 
воздействия для достижения других ЦУР в 
Таджикистане имеет: ЦУР 7 (недорогостоящая и 
чистая энергия) - с индексом 1,73. Далее следуют 

ЦУР 2 (ликвидация голода) – индекс 1,70; ЦУР 17 
(партнерство) – индекс 1,66; ЦУР 4 (качественное 
образование) – индекс 1,63; ЦУР 8 (достойная 
работа и экономический рост) - индекс1,62; ЦУР 6 
(чистая вода и санитария) – индекс 1,60 и т.д.

41

     Согласно «Шкале степени взаимосвязей между ЦУР в Таджикистане», чем ближе индекс ЦУР к +2, тем выше он воздействует на достижение 

другой цели.

Наименьшее значение характерно для ЦУР 9 
(индустриализация, инновации и 
инфраструктура) – индекс 1,21. Столь низкий 
индекс ЦУР 9 объясняется тем, что достижение 
этой цели наряду с положительным 
мультипликационным эффектом на многие ЦУР, 
оказывает противоположное воздействие с 
индексом (-1,42) на достижение ЦУР 13 (борьба с 
изменением климата) и ЦУР 15 (сохранение 
экосистем суши), что требует дополнительных 
усилий Правительства и Партнеров по снижению 
эффекта обратной силы влияния.

Предложенная методика позволяет также 
оценить степень автономности в достижении 
ЦУР, т.е. показать в какой степени реализация 
какой-либо из целей меньше всего зависима от 
достижений других ЦУР, и тем самым, также 
обосновать их приоритетность. Такую ситуацию 
показывает ЦУР с наименьшим индексом, что 
означает ее достижение более реалистичным и 
целеполагаемым. Результаты расчетов таких 
индексов приведены в таблице 5. и рисунке 6.

Наименьшее значение по методу оценки 
«автономности» характерно для ЦУР 7 

(недорогостоящая и чистая энергия) – индекс 
1,33. Затем следует ЦУР 9 (индустриализация, 
инновации и инфраструктура) – индекс 1,47; ЦУР 
16 (мир, правосудие и эффективные институты) – 
индекс 1,59. Их реализация меньше всего 
зависима от достижения других ЦУР, что делает 
эти ЦУР приоритетными, что нашло отражение в 
НСР-2030.

Согласно этому методу наибольшие индексы 
получили ЦУР 5 (гендерное равенство) – индекс 
2,05 и ЦУР 8 (достойная работа и экономический 
рост) – индекс 2,0, что делает их достижение в 
достаточной степени зависимым и связанным от 
достижения других ЦУР. Достижение этих ЦУР 
автономно практически невозможно.

Таким образом, ранжирование индексов двумя 
методами позволило выделить наиболее явный 
приоритет в достижении ЦУР в среднесрочном 
периоде в Таджикистане - ЦУР 7 
(недорогостоящая и чистая энергия), что 
отражает первую стратегическую цель в НСР-
2030.

Рис.5.

 

1.73

1.70

1.66

1.63

1.62

1.60

1.57

1.55

1.40

1.23

1.21

ЦУР 7

ЦУР 2

ЦУР 17

ЦУР 4

ЦУР 8

ЦУР 6

ЦУР 1

ЦУР 16

ЦУР 5

ЦУР 3

ЦУР 9

Сводная таблица индексов взаимосвязей в 

достижении ЦУР в Таджикистане

Ранжирование индексов позволяет выделить наиболее приоритетные для 
Таджикистана ЦУР, что соответствует стратегическим целям НСР – 2030, а именно:

 

џ

обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии;  

џ

обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию; 

џ

расширение продуктивной занятости; 

џ

развитие человеческого капитала.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

44

Т

аблица 

5.  

С

ТЕПЕНЬ 

«АВ

Т

ОНОМНОС

ТИ» 

В 

ДОС

ТИЖЕНИИ 

ЦУР 

В 

Т

АДЖИКИС

Т

АНЕ

ЦУР 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

Ит

ог

о 

  1 

х

 

2,56 

3,00 

1,55 

0,76 

1,37 

1,41 

3,00

 

1,33 

3,00

 

2,00 

1,36 

0,94 

 

0,94 

2,26 

3,00 

1,90 

 2 

2,72 

 

2,50 

1,78 

1,17 

1,83 

1,

50 

2,22 

2,06 

1,39

 

1,78 

1,78 

1,44 

 

1,44 

2,06 

1,94 

1,84 

 3 

2,61 

2,61 

 

2,09 

0,95 

3,00

 

1,47 

1,62 

1,52 

1,

08 

1,23 

1,67 

2,40 

 

1,74 

1,61 

1,78 

1,82 

 4 

2,70 

2,70 

2,10 

х 

3,00 

1,20 

1,60 

2,00 

2,00 

1,20 

1,00 

1,70 

1,00 

 

1,00 

3,00 

3,00 

1,95 

 5 

2,04 

2,12 

2,44 

2,81 

 

1,52 

1,36 

2,71

 

1,89 

2,85

 

1,55 

1,45 

1,39 

 

1,61 

2,68 

2,37 

2,05 

 6 

1,00 

1,00 

1,00 

2,00 

1,00 

х 

3,00 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

 

1,00 

2,00 

3,00 

1,80 

  7 

1,00 

1,00 

1,00 

1,00

 

1,00 

1,00 

х 

3,00 

3,00 

0,00 

0,00 

1,00 

1,00 

 

1,00 

2,00 

3,00 

1,33 

 8 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

2,00 

3,00 

х 

3,00 

2,00 

2,00 

1,00 

1,00 

 

1,00 

2,00 

3,00 

2,00 

 9 

1,00 

1,00 

1,17 

2,71

 

0,08 

1,23 

2,31 

2,15

 

 

0,58 

2,00 

1,85 

1,00 

 

1,00 

1,92 

2,00 

1,47

 

10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

 

12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

 

13 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

 

14 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

 

15 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х 

 

 

 

16 

1,75 

1,75 

1,47 

2,40 

1,

80 

1,23 

1,21 

2,

00 

1,25 

1,76 

1,

50 

1,25 

1,21 

 

1,21 

 

2,09 

1,59 

 17 

1,74 

1,74 

1,70 

1,74 

1,

70 

1,35 

1,61 

1,

78 

1,74 

1,61 

1,

91 

1,39 

1,26 

 

1,26 

1,83 

 

1,62 

 

1

1

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

1

Ц

У

Р 

1

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

Ц

У

Р 

1,33 

1,47 

1,59 

1,62 

1,80 

1,82 

1,84 

1,90

 

1,95 

2,00 

2,05 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

45

Достижение Целей Устойчивого Развития в 
Таджикистане требует внедрения адекватной 
системы МиО. Такая система должна позволять 
вести мониторинг осуществляемых мероприятий, 
выделяемых финансовых ресурсов, а также 
оценку достигаемых результатов. Кроме того, она 
должна учитывать особенности ЦУР, а именно их 
неделимость и вовлечение всего общества в их 
реализацию. Хотя НСР-2030 с соответствующими 

отраслевыми стратегиями является основным 
механизмом реализации ЦУР в Таджикистане, 
сами ЦУР являются более обширными и 
включают множество задач. Анализ взаимосвязи 
ЦУР в Таджикистане на уровне задач выявил 
следующие приоритетные из них (по набранным 
баллам), решение которых будет активно 
способствовать достижению целей НСР-2030 и 
ЦУР.

Рис.6.

Сводная таблица индексов «автономности»

в достижении ЦУР в Таджикистане

 

1.33

1.47

1.59

1.62

1.80

1.82

1.84

1.90

1.95

2.00

2.05

ЦУР 7

ЦУР 9

ЦУР 16

ЦУР 17

ЦУР 6

ЦУР 3

ЦУР 2

ЦУР 1

ЦУР 4

ЦУР 8

ЦУР 5

Приоритетные задачи ЦУР 
в средне- и долгосрочном периоде

40 и более баллов набрали следующие задачи ЦУР:

7.1. К 2030 году обеспечить всеобщий 
доступ к недорогому, надежному и 
современному энергоснабжению (47); 
9.1. Развивать качественную, надежную, 
устойчивую и стойкую инфраструктуру, 
включая региональную и трансграничную 
инфраструктуру, в целях поддержки 
экономического развития и благополучия 
людей, уделяя особое внимание 
обеспечению недорогого и 
равноправного доступа для всех (47); 
17.17. Совершенствовать государственно-
частное партнерство (46); 
1.4. К 2030 году обеспечить, чтобы все 

мужчины и женщины, особенно 
малоимущие и уязвимые, имели равные 
права на экономические ресурсы, а также 
доступ к базовым услугам, владению и 
распоряжению землей и другими 
формами собственности, наследуемому 
имуществу, природным ресурсам, 
соответствующим новым технологиям и 
финансовым услугам, включая 
микрофинансирование (44); 
16.6. Создать эффективные, подотчетные 
и прозрачные учреждения на всех 
уровнях (43).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

46

От 30 до 39 баллов набрали следующие задачи:

8.5. К 2030 году обеспечить полную и 
производительную занятость и достойную 
работу для всех женщин и мужчин, в том 
числе молодых людей и инвалидов, и 
равную оплату за труд равной ценности 
(38);
6.1. К 2030 году обеспечить всеобщий и 
равноправный доступ к безопасной и 
недорогой питьевой воде для всех (35);                                     
4.4. К 2030 году существенно увеличить 
число молодых и взрослых людей, 
обладающих востребованными 
навыками, в том числе профессионально-
техническими навыками, для 
трудоустройства, получения достойной 
работы и занятий предпринимательской 
деятельностью (34);
2.1. К 2030 году покончить с голодом и 
обеспечить всем, особенно малоимущим 
и уязвимым группам населения, включая 

младенцев, круглогодичный доступ к 
безопасной, питательной и достаточной 
пище (33);
3.8. Обеспечить всеобщий охват услугами 
здравоохранения, в том числе защиту от 
финансовых рисков, доступ к 
качественным основным медико-
санитарным услугам и доступ к 
безопасным, эффективным, качественным 
и недорогим основным лекарственным 
средствам и вакцинам для всех (33);
8.2. Добиться повышения 
производительности в экономике 
посредством диверсификации, 
технической модернизации и 
инновационной деятельности, в том числе 
путем уделения особого внимания 
секторам с высокой добавленной 
стоимостью и трудоемким секторам (30). 

От 20 до 29 баллов:

8.9. К 2030 году обеспечить разработку и 
осуществление стратегий поощрения 
устойчивого туризма, который 
способствует созданию рабочих мест, 
развитию местной культуры и 
производству местной продукции (29);
8.1. Поддерживать экономический рост на 
душу населения в соответствии с 
национальными условиями и, в частности, 
рост валового внутреннего продукта на 
уровне не менее 7 процентов в год в 
наименее развитых странах (28);
8.4. На протяжении всего срока, до конца 
2030 года, постепенно повышать 
глобальную эффективность 
использования ресурсов в системах 
потребления и производства и стремиться 
к тому, чтобы экономический рост не 
сопровождался ухудшением состояния 
окружающей среды, как это 
предусматривается Десятилетней 
стратегией действий по переходу к 
использованию рациональных моделей 
потребления и производства, причем 
первыми этим должны заняться развитые 
страны (28);
9.4. К 2030 году модернизировать 
инфраструктуру и переоборудовать 
промышленные предприятия, сделав их 
устойчивыми за счет повышения 
эффективности использования ресурсов и 

более широкого применения чистых и 
экологически безопасных технологий и 
промышленных процессов, с участием 
всех стран в соответствии с их 
индивидуальными возможностями (27);
5.1. Повсеместно ликвидировать все 
формы дискриминации в отношении всех 
женщин и девочек (26);
9.5. Активизировать научные 
исследования, наращивать 
технологический потенциал 
промышленных секторов во всех странах, 
особенно в развивающихся странах, в том 
числе путем стимулирования к 2030 году 
инновационной деятельности и 
значительного увеличения числа 
работников в сфере НИОКР в расчете на 1 
миллион человек, а также 
государственных и частных расходов на 
НИОКР (26). 

Тематические консультации в целом 
позволили выделить 17 основных задач 
ЦУР, которые могут лежать в основе 
составления карты мероприятий по 
реализации ЦУР в Таджикистане, и 
которые необходимо отслеживать в 
процессе реализации ПСР 2016-2020 и 
каждой последующей ПСР. Эти задачи 
составляют 10% от общего числа задач 
ЦУР.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

47

Все эти задачи по приоритетности можно условно 
разделить на 3 группы.

В первую группу входят следующие задачи: 
обеспечить всеобщий доступ к энергоснабжению; 
развивать устойчивую инфраструктуру; 
совершенствовать государственно-частное 
партнерство; обеспечить равные права на 
ресурсы и развитие эффективных институтов (5 
задач). 

Во вторую группу: обеспечить полную занятость и 
доступ к безопасной воде; существенно 
увеличить число людей, обладающих навыками 
для трудоустройства; покончить с голодом; 
обеспечить всеобщий охват услугами 
здравоохранения и добиться повышения 
производительности в экономике (6 задач).

В третью группу: обеспечить развитие туризма; 
поддерживать экономический рост на душу 
населения; повышать глобальную эффективность 
использования ресурсов; модернизировать 
инфраструктуру и переоборудовать 
промышленные предприятия; повсеместно 
ликвидировать гендерную дискриминацию и 
активизировать научные исследования в сфере 
технологий (6 задач).

Решение всех этих задач ЦУР будет иметь 
существенный положительный 
мультипликационный эффект и окажет 
максимальное воздействие на достижение 
других задач и ЦУР в целом, стратегических 
целей и приоритетов НСР-2030 и ПСР-2020.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/