Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны в контексте Целей Устойчивого Развития (2018 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 1

 

 

Настоящий Национальный доклад посвящен 
обзору хода реализации стратегических 
документов страны, Национальной стратегии 
развития на период до 2030 года (НСР2030) и 
Программы среднесрочного развития на 
период 2016-2020 гг., в контексте Целей 
Устойчивого Развития (ЦУР). В рамках 
подготовки доклада была проведена большая 
работа по сбору и анализу данных, 
выявлению существующих тенденций 
социально-экономического развития, 
определению существующих пробелов и 
трудностей, а также поиску путей решения 
для обеспечения устойчивого развития 
страны. Особенностью подготовки данного 
документа стал интегрированный подход в 
анализе реализации как глобальных целей 
развития, так и национальных стратегических 
целей. Представленный на ваше 
рассмотрение Национальный доклад 
подготовлен группой национальных 
экспертов и Министерством экономического 
развития и торговли РТ при поддержке 
агентств ООН. В рамках подготовки 
Национального доклада были проведены 
тематические консультации, посвященные 
отдельным направлениям развития в рамках 
ЦУР и НСР 2030. В консультациях приняли 
участие представители министерств и 
ведомств, агентств ООН и партнеров по 
развитию, представители гражданского 
общества, частного сектора, академических 

кругов и СМИ. Таким образом, большое 
количество организаций и экспертов смогло 
принять участие в формировании содержания 
Национального доклада, дать свои 
предложения и внести свой посильный вклад 
в подготовку документа. Хотелось бы 
отметить, что следуя ключевому принципу 
ЦУР и Повестки устойчивого развития 2030 - 
«никого не оставить в стороне», в данном 
документе было уделено внимание не только 
приоритетным направлениям развития 
страны, но и отдельно взятым проблемам, с 
которыми сталкиваются уязвимые слои 
населения. Национальный доклад дает нам 
видение дальнейшего пути развития для 
Республики Таджикистан, поможет сделать 
выводы и принять правильные решения для 
достижения ЦУР, в тесной взаимосвязи с 
задачами и приоритетами НСР 2030.

Предстоит еще большой объем работы по 
реализации поставленных в рамках ЦУР и НСР 
2030 задач, достижение которых зависит от 
совместной деятельности всех 
заинтересованных сторон. Только при 
совместной работе со всеми секторами 
общества и в партнерстве с международным 
сообществом мы сможем достичь 
поставленных амбициозных целей, добиться 
устойчивого развития и повысить уровень 
благосостояния населения страны.

Уважаемые Дамы и Господа!

Неъматулло Хикматуллозода

Министр экономического развития и 
торговли Республики Таджикистан

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СОДЕРЖАНИЕ

1

Содержание .....………………………………………………………………………......................…………………………………..  1
Список сокращений ......……………………………………………………………………………….....................………………  2
Краткая информация о стране ...………………………………………………………………………………….....................  4
Резюме …………………………………..………………………………….………………………………….....................................  6
Введение ................................…………………………………………………………………………………………………………..  9

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ НСР-2030/ПСР-2020 В КОНТЕКСТЕ 
ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ................................…………………………………………………………………….  13

1.1. НСР-2030 как механизм достижения ЦУР .............................…………………………………………..  13
1.2. Анализ хода реализации стратегических целей НСР-2030 и ПСР 2016-2020 ...................  17
1.2.1. Обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование 

электроэнергии ...........................................................................................................................  17

1.2.

2

. Выход из коммуникационного тупика и превращение страны 

в транзитную страну ...................................................................................................................  2

0

1.2.

3

. Обеспечение продовольственной безопасности и доступ населения к 

качественному питанию .............................................................................................................  2

2

1.2.4. Расширение продуктивной занятости ............................................................................  26
1.2.5. Развитие человеческого капитала ..................................................................................  28
1.2.6. Чистая вода и санитария .................................................................................................   33
1.2.7. Доступ к правосудию .......................................................................................................  34
1.2.8. Гендерное равенство .......................................................................................................   36
1.3. Национальные приоритеты развития и ЦУР: оценка степени взаимосвязи ..................  40
1.4. Локализация ЦУР: пилотные районы - Таджикабад и Исфара ........................................  48

ГЛАВА 2. КООРДИНАЦИЯ И МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ НСР-2030 
 

  И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ....................................................................................  50

2.1. Координация .......................................................................................................................  50
2.2. Мониторинг и оценка НСР 2030 и ЦУР  .............................................................................  52
2.3. Финансирование НСР/ПСР в целях исполнения ЦУР .......................................................  54
2.4. Партнерство для достижения НСР-2030 и ЦУР .................................................................  63

ГЛАВА 3. ПРОБЕЛЫ И ТРУДНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ НСР-2030 
 

  И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ....................................................................................  66

ГЛАВА 4. БУДУЩИЕ ШАГИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НСР-2030 
 

  И ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ....................................................................................  69

Библиография  ....................................................................................................................................  73

Приложение 1. 
Степень влияния в достижении отдельно взятой ЦУР на весь комплекс ЦУР ...............................  75

Приложение 2. 
Влияние достижение ЦУР на возможный эффект достижения конкретной ЦУР ..........................  81

Приложение 3. 
Показатели ЦУР для постоянного мониторинга ...............................................................................  87

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 

2

АБР  

 

Азиатский Банк Развития

АЕИФР   

Ассоциация европейских институтов по финансированию 

 

 

развития

АСПРТ    

Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан

БОС  

 

Бедность и окружающая среда 

ВВП  

 

Валовый внутренний продукт

ВУЗ  

 

Высшее учебное заведение

ГУП 

 

 

Государственное унитарное предприятие

ДНО  

 

Добровольный национальный обзор

ДОТС            

Система лечения коротким курсом под непосредственным контролем

ИФР               

Институт финансирования развития

ИГН 

 

Индекс гендерного неравенства 

ИГР 

 

Индекс гендерного разрыва

ИУВР   

Интегрированное управление водными ресурсами

ИЧК 

 

Индекс человеческого капитала 

ИЧР  

 

Индекс человеческого развития

КЛДЖ    

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

КЛРД    

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

КПЧ 

 

Комитет по правам человека

КСР 

 

Координационный совет по развитию

КЭСКП  

 

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

МДИ    

Медико-демографическое исследование

МиО 

   

Мониторинг и оценка

МОТ    

Международная организация труда

МЭРТ    

Министерство экономического развития и торговли 

 

 

Республики Таджикистан

НД  

 

Национальный Доклад

НИОКР   

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

НСР-2030 

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан 

 

 

на период до 2030 года 

ООН  

 

Организация Объединенных Наций

ООО    

Общество с ограниченной ответственностью

ОПР  

 

Официальная помощь в целях развития

ОРС  

 

Обследование рабочей силы

ПМСП    

Первичная медико-санитарная помощь

ПСР-2020  

Программа среднесрочного развития Республики Таджикистана 

 

 

на 2016-2020 годы

ПФВУ    

Политический Форум Высокого Уровня

РРП  

 

Районы республиканского подчинения

РТ  

 

Республика Таджикистан

СМИ    

Средства массовой информации

СПУБНТ  

Стратегия повышения уровня благосостояния населения Таджикистана

 

 

 

на 2013-2015гг.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3

ССБ  

 

Стратегия сокращения бедности

СДНС    

Страны с доходом ниже среднего 

СНР  

 

Совет национального развития при Президенте Республики Таджикистан

СП  

 

Совместное предприятие

ТЭЦ  

 

Теплоэнергетическая централь

УПО 

 

Универсальный периодический обзор

ЦРТ  

 

Цели развития тысячелетия

ЦУР  

 

Цели устойчивого развития

ФАО  

 

Продовольственная и сельскохозяйственная организация 

 

 

Объединенных Наций 

ЮНДАФ  

Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития 

 

 

для Таджикистана

EPI  

 

Индекс экологичекой эффективности

FPI  

 

Индекс цен на продовольствие

COSI  

 

Инициатива ВОЗ по эпидемиологическому надзору за детским ожирением

MAPS    

Миссия высокого уровня по вопросам адаптации, исполнения и поддержки 

 

 

реализации ЦУР 

JICA   

 

Японское агентство международного сотрудничества

STEPS    

Поэтапный подход ВОЗ

SUN  

 

Глобальная Стратегия движения за улучшение качества питания

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

КРАТКАЯ 

ИНФОРМАЦИЯ

О СТРАНЕ

4

Республика Таджикистан – страна, 
расположенная в Центральной Азии, не 
имеющая выхода к морю, более 93% территории 
которой занимают горы. В Таджикистане 
проживает 9 млн. человек, более 49% из которых 
составляют женщины, 40,6% граждан - это дети в 
возрасте до 18 лет, 66% - молодое население до 
30 лет, что делает население страны одним из 
самых молодых в Центральной Азии. Страна 
занимает 85 место в мире по размеру 
территории и располагает большими запасами 
гидроэнергетических ресурсов и пресной воды, 
многообразием полезных ископаемых, 
благоприятными условиями для выращивания 
экологически чистых продуктов питания, а также 
возможностями для активного развития 
экологического туризма, что соответствует 
основополагающим положениям человеческого 
развития в контексте доступа к природным 
ресурсам.
 
В мировом рейтинге по Индексу человеческого 
капитала (ИЧК) Таджикистан за 2017 год 
занимает 57 место среди 130 стран¹, по Индексу 
человеческого развития (ИЧР) за 2015 год 129 
место среди 187 стран² и по Индексу гендерного 
неравенства (ИГН) 69 место за 2017 год. 
 
По Индексу гендерного разрыва Таджикистан 
занимает 95 место из 144 стран (2017г.). В том 
числе, в рейтинге обеспечения равенства 
женщин и мужчин в экономической жизни 
страна находится на 52 месте, по доступу к 

образованию женщин на 115 месте, по 
возможностям в сферах здравоохранения и 

 

политики на 67 и 117 месте соответственно.³

 

В Глобальном индексе инноваций страна 
находится на 94 месте среди 127 стран (2017г.)⁴, 
в индексе глобальной конкурентоспособности 
занимает 79 место среди 137 стран⁵, в рейтинге 
по «Ведению бизнеса 2018» 123 место из 190 
стран⁶ и в рейтинге экологической 
эффективности 

(Environmental Performance Index, 

EPI) Таджикистан занимает 129 место среди 180 
стран (2018г.)⁷.

 
Важно отметить, что Таджикистан был включен в 
список 10 стран с самым быстрым темпом 
снижения уровня бедности за последние 15 лет⁸. 
Уровень бедности снизился с 81% в 1999 году до 
29,7% в 2017 году. Уровень крайней бедности, 
соответственно, сократился с 73% до 14% ⁹.

В период 1997

 

по 2017 годы экономический рост 

в Таджикистане был достаточно устойчивым и 
составил в среднем 7,2% в год. В основном он 
был обусловлен развитием сельского хозяйства и 
сектора услуг. За последние 10 лет денежные 
переводы трудовых мигрантов, наряду с 
государственными капитальными вложениями в 
промышленность и строительный сектор, также 
были важными источниками экономического 
роста и сокращения уровня бедности в 
Таджикистане. 

1

 Индекс развития человеческого капитала, 

 

https://nonews.co/directory/lists/countries/human-capital

2

 Доклад о человеческом развитии 2016: Человеческое развитие для всех и каждого 

http://hdr.undp.org/sites/default/files/HDR2016_RU_Overview_Web.pdf

 

3

 WEF 

http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2017/dataexplorer/#economy=TJK

4

 

http://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info 

5

 WEF, The Global Competitiveness Report 2017–2018 

http://www3.weforum.org/docs/GCR2017-

2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017%E2%80%932018.pdf 

6

 

http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB2018-Full-Report.pdf 

7

 2018 Environmental Performance Index 

https://epi.envirocenter.yale.edu/downloads/epi2018policymakerssummaryv01.pdf

8

 Отчет о Программе партнерства группы Всемирного Банка и Республики Таджикистан (2015) 

http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Tajikistan-Snapshot-ru.pdf

 

9

  Агентство по статистике при Президенте РТ, 

https://stat.tj/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5

Целью дальнейшего экономического развития 
является достижение устойчивого, высокого, 
регионально-сбалансированного и 
справедливого роста. Согласно Национальной 
стратегии развития Республики Таджикистан на 
период до 2030 года (НСР-2030) в Таджикистане 
предвидится удвоение ВВП и для этого требуется 
поддерживать темп экономического роста на 
уровне 7% в год. 
 
Географическое положение Таджикистана, не 
имеющего выхода к морю и ограниченность 
земельных ресурсов, способствуют тому, что 
страна является уязвимой перед воздействием 
внешних факторов, что может потенциально 
снизить значимость успехов в улучшении 
благосостояния населения, которых добилась 
страна в течение последних восемнадцати лет. 
Таджикистан особенно уязвим к экологическим 
потрясениям. Эта одна из наиболее 
подверженных стихийным бедствиям стран в 
мире, связанных с изменением климата.

Именно поэтому, определяя принципы будущего 
развития страны, в НСР-2030 наряду с 
принципами индустриальности и 
инновационности, на первом месте обозначен 
принцип превентивности, или упреждение 
(снижение) уязвимости будущего устойчивого 
развития.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

РЕЗЮМЕ

6

1 января 2016 года официально вступили в силу 
17 Целей устойчивого развития (ЦУР), 
изложенные в новой Повестке дня в области 
устойчивого развития на период до 2030 года, 
которая была принята мировыми лидерами в 
сентябре 2015 года на историческом саммите 
Организации Объединенных Наций (ООН)¹⁰. 

Новая повестка дня направлена на переход стран 
к устойчивому развитию, базируясь на 
определении приоритетных сфер развития. ЦУР 
продвигают, чтобы мировая и национальные 
политики разрабатывались и внедрялись 
комплексным образом, объединяя социальные, 
экономические и экологические сектора для их 
достижения. ЦУР основаны на стремлении 
«никого не оставить в стороне», предлагая 
странам направить политику в области развития 
и финансирования для решения вопросов 
наиболее уязвимых слоев населения. 

Таджикистан одобрил и принял для реализации 
«Повестку дня в области устойчивого развития» 
до 2030 года. Следует отметить, что участвуя в 
обсуждении и формировании ЦУР Таджикистан 
стал инициатором выдвижения вопросов 
водного сектора как одной из важных проблем в 
рамках Повестки-2030. 

В 2016 году Таджикистан разработал и принял к 
реализации НСР-2030, в которой определены 
основные направления для достижения ЦУР в 
Таджикистане.

В настоящем Национальном Докладе (НД) 
подчеркивается, что вопросы национализации, 
локализации и реализации ЦУР в стране 
являются сложным процессом, который 
подразумевает обеспечение их глубокой 
взаимосвязи с национальными стратегическими 
целями и задачами, поставленными в НСР-2030. 
В Докладе сделана попытка показать, что 
достижение национальных стратегических целей 
и задач на период до 2030 года, обеспечит 
акселерацию дальнейшего устойчивого развития 
страны.

НСР-2030 ставит высшей целью долгосрочного 
развития страны повышение уровня жизни и 
благосостояния населения на основе реализации 
“Концепции 4+1” в структуре поставленных 
стратегических целей и приоритетов. Эта 
концепция предполагает достижение четырёх 
национальных стратегических целей развития 
страны на период до 2030 года

: (1) обеспечение 

энергетической безопасности и эффективное 
использование электроэнергии; (2) выход из 
коммуникационного тупика и превращение 
страны в транзитную страну; (3) обеспечение 
продовольственной безопасности и доступа 
населения к качественному питанию;

 и (4) 

расширение продуктивной занятости.

 

10

 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года «70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого 

развития на период до 2030 года» 

https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

7

Необходимо подчеркнуть, что, вопрос 
дальнейшего усиленного развития 
человеческого капитала поставлен в НСР-2030 
как комплексный, межсекторальный приоритет, 
в рамках которого рассматриваются вопросы 
образования, здравоохранения

социальной 

защиты и гендерного равенства

В 2017 году Таджикистан инициировал 
подготовку Добровольного национального 
обзора (ДНО) в стране для представления на 
Политическом Форуме Высокого Уровня (ПФВУ). 
Основной целью Обзора был анализ процесса 
реализации ЦУР на уровне страны, интеграции 

Повестки дня-2030 в национальную политику 
развития через широкое участие всех 
заинтересованных сторон. 

Основной задачей Обзора был обмен опытом, 
включая успехи, проблемы и извлеченные уроки, 
в целях ускорения осуществления Повестки-
2030. Обзор был направлен на укрепление 
политики правительства и институтов для 
мобилизации поддержки и партнерства для 
реализации ЦУР с участием различных 
заинтересованных сторон. 

2

3

1

4

Выход из 

коммуникационного 

тупика и превращение 

страны в транзитную 

страну

Обеспечение 

продовольственной 

безопасности и доступа 

населения к 

качественному 

питанию

Обеспечение 

энергетической 

безопасности и 

эффективное 

использование 

электроэнергии

Расширение 

продуктивной 

занятости

Повышение 

уровня жизни 

населения 

страны

РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

КОНЦЕПЦИЯ 4+1

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8

Тематика Обзора касалась вопросов искоренения 
бедности через повышение уровня 
благосостояния населения страны. В рамках ДНО 
рассматривался процесс национализации ЦУР 
через достижения только двух стратегических 
целей развития страны, определенных в НСР-
2030, а именно: 1) обеспечение энергетической 
безопасности и эффективное использование 
электроэнергии и 2) обеспечение 
продовольственной безопасности и доступа 
населения к качественному питанию. Другие 
задачи ЦУР также были отражены в Обзоре, как 
межсекторальные вопросы: гендерное 
равенство, индустриализация, доступ к 
безопасной питьевой воде, вопросы изменения 
климата и другие. 

Основой ДНО стали тематические цели и задачи 
устойчивого развития, итоги реализации ЦРТ, 
приоритеты развития, определенные в НСР-2030 
и ПСР, международные инициативы 
Таджикистана в области водного сектора, 
запланированные мероприятия в Год молодежи, 
объявленный в Таджикистане в 2017 году. 

Устойчивое развитие не может быть достигнуто 
без обеспечения достойной жизни и соблюдения 
прав всех жителей страны без исключения, 
расширения их возможностей, обеспечения 
репродуктивного здоровья и прав, достойной 
работы и содействия экономическому росту. В 
ДНО было отмечено, что увеличение инвестиций 
в здравоохранение и образование молодежи и 
предоставление большего числа возможностей 
для женщин, будут раскрывать недостаточно 
используемый в настоящее время потенциал 
трудоспособного населения и способствовать 
развитию человеческого капитала в стране.

В рамках ДНО были рассмотрены основные 
достижения Таджикистана, существующие 
проблемы и вызовы в реализации ЦУР, видение 
будущего и основанные на анализе выводы.

Главным выводом Обзора стало то, что 
ключевыми инструментами интеграции ЦУР в 
национальную политику развития являются 
принятые стратегические документы НСР-2030 и 
ПСР-2020.

ДНО был подготовлен на основе широких 
консультаций на национальном уровне с 
участием уполномоченных и ответственных 
специалистов министерств и ведомств, 
представителей парламента, гражданского 
общества и академических кругов, а также 

представителей партнеров по развитию в 
Таджикистане, частного сектора и СМИ.

Обзор был представлен на Политическом 
Форуме Высокого Уровня 2017 года в штаб-
квартире ООН в Нью-Йорке и получил 
позитивные отзывы от других участников 
мероприятия.

Настоящий НД является продолжением начатой 
работы в рамках ДНО, где отражены основные 
методологические вопросы, поднимаемые в 
настоящем документе. 

Стоит отметить, что сегодня перед 
Таджикистаном наряду с мониторингом 
реализации стратегических целей НСР-2030 и 
ПСР-2020, а также вопросами национализации 
ЦУР, стоят задачи внедрения ЦУР в секторальные 
политики, локализация ЦУР на уровне регионов 
страны, вопросы формирования и дальнейшего 
развития национальных механизмов внедрения 
ЦУР, а также выявление трудностей и проблем, 
стоящих на пути их достижения.

Важной особенностью подготовки НД является 
идея о том, что стратегические цели НСР-2030 и 
большинство ЦУР взаимосвязаны и 
взаимодополняют друг друга, их совокупное 
решение способствует достижению ряда других 
целей.

Именно эти вопросы стали объектом анализа в 
процессе подготовки настоящего НД.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВВЕДЕНИЕ

После принятия в Таджикистане НСР-2030 и ПСР-
2020 началось активное изучение взаимосвязи 
стратегических документов с ЦУР. Была 
проведена Быстрая оценка взаимосвязи ЦУР с 
национальными стратегическими документами и 
секторальными политиками, которая 
определила, что 64% целей, задач и приоритетов 
НСР-2030 и ПСР 2016-2020 имеют связь с ЦУР, 
особенно в определении стратегических целей.

Полученные в результате проведенной оценки 
данные способствовали определению основных 
ускорителей для устойчивого развития в 
контексте реализации НСР-2030 и ПСР-2020. 

В 2017 году Таджикистан вышел с инициативой 
подготовки ДНО, целью которого было отразить 
место Таджикистана в национализации и 
локализации ЦУР, поделиться опытом страны в 
реализации тематических направлений. В рамках 
подготовки ДНО были определены две основные 
темы: энергетическая и продовольственная 
безопасность, а также межсекторальные 
вопросы бедности, гендерного равенства, 
здравоохранения и образования. Эти темы были 
выбраны не случайно, их основой стали 
стратегические цели НСР-2030 и существующие в 
стране проблемы в отдельных отраслях. 

Основным выводом ДНО стало то, что в условиях 
ограниченных ресурсов Таджикистану стоит 
уделить внимание приоритетным направлениям 
развития, которые дадут мультипликационный 
эффект и станут толчком для развития других 
отраслей социально-экономической жизни 
страны. 

ДНО определил, что существующие проблемы в 
области сбора и качества данных делают 
необходимым совершенствование системы 
мониторинга и оценки (МиО) НСР-2030, ПСР-
2020 и ЦУР. Кроме того, анализ показал, что 
существует пробел в координации по вопросам 
реализации НСР-2030 и ЦУР между различными 
заинтересованными сторонами. 

Результаты ДНО были представлены на 
Политическом Форуме Высокого Уровня (ПФВУ) в 
штаб-квартире ООН и получили положительные 
отзывы со стороны других участников ПФВУ. 

После успешной презентации ДНО 
Правительство Таджикистана приняло решение 
подготовить обширный доклад, который был бы 
основан на анализе существующей ситуации, 
проблемах, трудностях и будущих шагов в 
области реализации стратегических документов 
страны как механизма реализации ЦУР. 
Одновременно с этим, со стороны ООН были 
разработаны рекомендации по подготовке 
такого рода отчетов, которые были 
представлены на рассмотрение стран.
 
Рекомендации носили общий направляющий 
характер, и были дополнены с учетом специфики 
подготовки подобного рода документов в стране.

НД является ключевым элементом процесса 
обзора реализации национальных 
стратегических документов в контексте ЦУР. 
Целью НД является определение статуса и 
процесса реализации отдельных сфер и 
направлений развития страны в рамках НСР-2030 
и ПСР-2020 во взаимосвязи с ЦУР. Кроме того, НД 
позволяет определить существующие проблемы 
в реализации стратегических документов, 
включая вопросы сбора и качества данных, 
координации, финансирования для принятия 
своевременных решений по изменению тренда 
развития в рамках НСР-2030 и ЦУР.

Цель и задачи Национального Доклада

9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10

џ

анализ уровня достижений по 
стратегическим целям НСР-2030 в рамках 
реализации ПСР-2020, реализации 
секторальных и региональных политик и 
их взаимосвязи с ЦУР;

џ

выявление барьеров на пути достижения 
НСР-2030, ПСР-2020 и ЦУР;

џ

анализ системы МиО НСР-2030 / ПСР-2020 
и ЦУР;

џ

определение направлений 
совершенствования механизма 
координации между заинтересованными 
сторонами в деле реализации 
национальных стратегических 
документов и ЦУР;

џ

усовершенствование вопросов 
отчетности, качества сбора данных;

џ

обеспечение широкого участия всех 
заинтересованных сторон в обсуждении 
хода реализации НСР-2030/ПСР-2020 и ЦУР 
для НД.

џ

Исходя из поставленных в рамках НД 
целей и задач была разработана 
методология НД. 

џ

Важной особенностью подготовки НД 
является идея о том, что стратегические 
цели НСР-2030 и большинство ЦУР 
взаимосвязаны и взаимодополняют друг 
друга, их совокупное решение 
способствует достижению ряда других 
целей.

Именно эти вопросы стали объектом анализа 
в процессе подготовки настоящего НД.

Основными задачами Национального Доклада стали:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Методология подготовки НД основана на 
рекомендациях министерств и ведомств, 
партнеров по развитию и гражданского 
общества, полученных в результате обсуждения 
на национальном уровне. Методология НД также 
базируется на рекомендациях по подготовке 
национальных докладов, представленных ООН.
НД включает в себя анализ реализации 4 
стратегических целей НСР-2030 и развития 
человеческого капитала (Концепция 4+1), а также 
других секторальных и межсекторальных 
вопросов. 

Подготовка НД основана на участии различных 
заинтересованных сторон в дискуссиях по 
отдельным вопросам взаимосвязи НСР-2030 и 
ЦУР, выявлении существующих проблем по 
достижению стратегических целей НСР-2030 и 
задач ЦУР и определению путей их решения. 
Для анализа достижений и выявления проблем 
было определено, что методология НД должна 
быть сконцентрирована на анализе приоритетов 
в рамках Концепции 4+1, через данные, 
полученные в результате мониторинга 
индикаторов ПСР-2020, результатов индикаторов 
ЦУР первого уровня, альтернативных отчетов и 
обзоров. 

Для сбора данных по индикаторам ПСР-2020 и 
индикаторов ЦУР были разработаны форматы 
отчетности, которые были направлены 

министерствам и ведомствам, отвечающим за 
исполнение соответствующих направлений 
социально-экономического развития страны. 
Форматы отчетности предусматривали сбор 
данных за период 2016-2017гг. После получения 
данных была проведена работа по их 
обобщению и анализу с целью определения 
прогресса реализации стратегических целей НСР-
2030 и задач ЦУР. 

В процессе подготовки НД была использована 
предложенная международными экспертами 
методология анализа степени взаимосвязи ЦУР с 
НСР-2030 и ПСР-2020. Посредством 
использованной методологии оценена степень 
влияния отдельно взятой цели на достижение 
других ЦУР через приоритеты, задачи и 
направления действий НСР-2030 и ПСР-2020. 
Была также проведена работа по определению 
обратной связи, т.е. как другие ЦУР влияют на 
достижение отдельно взятой цели в целом, и на 
уровне задач.

На основе проведенной работы были выявлены 
приоритетные ЦУР для Таджикистана и их 
соответствие стратегическим целям НСР-2030.

Методология

В тематических консультациях приняли 
участие

 

представители

 

различных 

заинтересованных сторон: 

џ

Министерств и ведомств, 

џ

Агентств ООН, 

џ

Партнеров по развитию, 

џ

Представителей Парламента, 

џ

Гражданского общества, 

џ

Академических кругов, 

џ

Частного сектора и 

џ

СМИ. 

Одним из инструментов подготовки НД стало 
проведение тематических консультаций, 
охватывающих основные направления 
социально-экономической жизни страны. 
Тематические консультации проведены с 
целью обеспечения широкого участия 
различных заинтересованных сторон в 
процессе отчетности по реализации НСР-2030 
и ЦУР. 

Тематические 

консультации

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12

Для обеспечения широкого обсуждения 
национализации, локализации и реализации 
НСР-2030 и ЦУР было предложено использовать 
площадку ЮНДАФ (Рамочной программы ООН 
по оказанию помощи в целях развития для 
Таджикистана 2016-2020), которая включает в 
себя 6 Групп по результатам, состоящих из 
представителей агентств ООН и государственных 
органов, с привлечением других 
заинтересованных сторон. Основой для 
использования площадки ЮНДАФ было то, что 
группы по результатам ЮНДАФ соответствуют 
большей части приоритетов НСР/ПСР и ЦУР, 
включая такие темы как: 

џ

Верховенство закона, доступ к правосудию, 
эффективное управление; 

џ

Устойчивое и справедливое экономическое 
развитие; 

џ

Социальное развитие (здравоохранение, 
образование и социальная защита); 

џ

Продовольственная безопасность и питание; 

џ

Поддержка уязвимых групп населения; 

џ

Жизнеспособность и экологическая 
устойчивость.

В процессе подготовки НД, в дополнение к 
Концепции 4+1, партнерами по развитию и 
представителями общественных организаций 
было предложено проведение консультаций по 
вопросам чистой воды и санитарии (ЦУР 6), 
вопросам мира, правосудия и эффективных 
институтов (ЦУР 16), гендерного равенства (ЦУР 
5) и ЦУР 17 – партнерство в интересах 
устойчивого развития. 

Для проведения тематических консультаций 
были разработаны инструменты оценки 
взаимосвязи стратегических целей и задач НСР-
2030 с ЦУР, а также универсальные критерии 
оценки. Инструменты оценки и критерии были 
заблаговременно распространены среди всех 
заинтересованных сторон, которые принимали 
участие в тематических консультациях. 

При подготовке НД, совместно с группами по результатам ЮНДАФ и другими 
партнерами, были проведены тематические консультации по следующим 
направлениям: 

џ

расширение продуктивной занятости

;

џ

здравоохранение

;

џ

социальная защита

;

џ

образование

;

џ

энергетика

;

џ

транспорт и инфраструктура

;

џ

вопросы доступа к правосудию и 
верховенства закона

;

џ

вопросы гендерного равенства

;

џ

продовольственной безопасности

;

џ

водного сектора

;

џ

консультация по вопросам МиО и 
финансированию реализации НСР-2030 и 
ЦУР.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ГЛАВА 1. 
АНАЛИЗ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ 
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ НСР-2030
/ПСР-2020 В КОНТЕКСТЕ 
ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В 2016 году Таджикистан разработал и принял 
НСР-2030. НСР-2030 ставит высшей целью 
долгосрочного развития страны повышение 
уровня жизни и благосостояния населения на 
основе обеспечения устойчивого 
экономического развития. Эта высшая цель 
должна быть достигнута путём достижения 
четырёх стратегических целей развития страны 
на ближайшие 15 лет: (1) обеспечение 
энергетической безопасности и эффективное 
использование электроэнергии; (2) выход из 
коммуникационного тупика и превращение 
страны в транзитную страну; (3) обеспечение 
продовольственной безопасности и доступа 
населения к качественному питанию; и (4) 
расширение продуктивной занятости. 

Существует прямая и межсекторальная 
взаимосвязь НСР-2030 с ЦУР, которая 
заключается в инклюзивном подходе к решению 
существующих проблем и вызовов. Стоит 
отметить, что национализация ЦУР – это очень 
сложный процесс, который подразумевает 
глубокую взаимосвязь глобальных целей с 
целями и задачами НСР-2030. Механизм 
адаптации ЦУР через НСР-2030 предусматривает 
комплексную реализацию мер и деятельности в 
области развития.

НСР-2030 выступает в качестве основного 
механизма, вокруг которого организована 
национализация и непосредственная 
реализация ЦУР. Реализация ЦУР будет 
обеспечена посредством имплементации трех 
пятилетних программ среднесрочного развития, 
первой из которых является ПСР-2020. В ПСР-
2020 заложены основные мероприятия по 
достижению первого этапа реализации НСР-2030 
и ЦУР.

В 2017 году при поддержке ООН в Таджикистане 
была проведена быстрая комплексная оценка 
(БКО) стратегий национального уровня и 
ключевых секторальных программ и планов на 
предмет соответствия целям и задачам ЦУР. На 
основе БКО было определено, что в двух 
национальных стратегических документах 
страны – НСР-2030 и ПСР-2020, около 64% задач 
ЦУР нашли свое отражение. Более широкий 
обзор 10 национальных стратегий и программ 
показал, что интеграция ЦУР в национальные 
стратегические документы составляет 78%.

Проведенный анализ многоотраслевых целевых 
задач ЦУР позволил составить карту/профиль 
Таджикистана в контексте уровня 
согласованности ЦУР со стратегиями и 
программами развития страны.

1.1. НСР-2030 как механизм достижения ЦУР

13

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

14

Рис 1.   Интеграция ЦУР в стратегические документы развития 
 

в Республике Таджикистан (%)

Высокий уровень согласованности был выявлен для 
таких целей, как ЦУР 2 (ликвидация голода - 80%); 
ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие - 100%), ЦУР 
4 (качественное образование - 100%); ЦУР 5 
(гендерное равенство - 100%), ЦУР 6 (чистая вода и 
санитария - 100%); ЦУР 7 (недорогостоящая и чистая 
энергия - 100%); ЦУР 8 (достойная работа и 
экономический рост - 100%), ЦУР 9 
(индустриализация, инновации и инфраструктура - 
100%); ЦУР 11 (устойчивые города и населенные 
пункты - 86%); ЦУР 13 (борьба с изменением климата 
- 100%) и ЦУР 15 (сохранение экосистем суши - 78%).

¹¹

Частичный (средний) уровень согласованности 
выявился в приоритетных областях ЦУР 1 
(ликвидация нищеты - 60%), ЦУР 10 (уменьшение 
неравенства - 71%), ЦУР 16 (мир, правосудие и 
эффективные институты - 70%) и ЦУР 17 (партнерство 
в интересах устойчивого развития - 63%).

¹²

 

Слабый (не обозначенный) уровень согласованности 
был выявлен в отношении ЦУР 12 (ответственное 
потребление и производство - 38%).

¹³

60.0

80.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

100.0

71.4

85.7

37.5

100.0

77.7

70.0

63.2

ЦУР 1. Ликвидация нищеты

ЦУР 2. Ликвидация голода

ЦУР 3. Хорошее здоровье и благополучие

ЦУР 4. Качественное образование

ЦУР 5. Гендерное равенство

ЦУР 6. Чистая вода и санитария

ЦУР 7. Недорогостоящая и чистая энергия

ЦУР 8. Достойная работа и экономический рост

ЦУР 9. Индустриализация, инновации и инфраструктура

ЦУР 10. Уменьшение неравенства

ЦУР 11. Устойчивые города и населенные пункты

ЦУР 12. Ответственное потребление и производство

ЦУР 13. Борьба с изменением климата

ЦУР 15. Сохранение экосистем суши

ЦУР 16. Мир, правосудие и эффективные институты

ЦУР 17. Партнерство в интересах устойчивого развития

11

  Высокий уровень согласованности означает, что в национальных стратегических документах развития определена целевая задача, которая 

соответствует целевой задаче ЦУР, не только в тексте, но также в масштабах и амбициях. Определены показатели для оценки их прогресса.

12

 Частичный уровень согласованности показывает, что в национальных стратегических документах развития имеется целевая задача, которая 

соответствует целевой задаче ЦУР, однако у нее не полная сфера охвата или отсутствуют индикаторы для измерения их прогресса.

13

 Слабый (не обозначенный) уровень согласованности означает, что в документе национального планирования нет целевой задачи соответствующей 

целевой задачи ЦУР.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карта/профиль Таджикистана в контексте уровня 
согласованности ЦУР со стратегиями и 
программами развития страны является, по 
своей сути, профилем ожидания реализации 
целей и задач стратегий и программ развития 
страны, секторов, отраслей и территорий 
Таджикистана в контексте ЦУР. Однако, не все 
цели и задачи НСР-2030, ПСР-2020 и ЦУР могут 
быть выполнены одинаково и одновременно, что 
предполагает активизацию приоритетных мер по 
ускорению реализации.

Меры по ускорению не только повышают темпы 
достижения одной или комплекса ЦУР в стране, 
но также и способствуют реализации комплекса 
целей, приоритетов и задач, предусмотренных в 
НСР-2030 и ПСР-2020. Поэтому важным аспектом 
выступает приоритезация национальных мер по 
ускорению реализации ЦУР, которые могут иметь 
максимальное воздействие на различные цели и 
задачи.

Из многочисленных мер по ускорению 
реализации ЦУР можно выделить четыре 
основные, которые отвечают национальным 
особенностям устойчивого развития 
Таджикистана.

Во-первых, это обеспечение энергетической 
безопасности и доступа к энергетическим 
услугам. Эта мера соответствует первой 
стратегической цели НСР-2030 и активно 
продвигается на уровне руководства страны. Она 
является важным способом достижения 
прогресса по целому ряду ЦУР. Ускорение в этом 
направлении имеет основополагающее значение 
для Таджикистана, так как оказывает 
непосредственное влияние на 

производительность, здравоохранение, 
образование, безопасную воду, занятость, 
стимулирование экономического роста и 
трансграничного сотрудничества, развитие 
человеческого капитала. Многочисленные 
исследования в Таджикистане показывают, что 
энергетика действительно станет мерой 
ускорения, если национальная политика в этом 
направлении будет стимулировать 
положительную синергию в достижении таких 
ЦУР как ликвидация нищеты (ЦУР 1) и хорошее 
здоровье и благополучие (ЦУР 3), а также 
учитывать складывающуюся ситуацию, что 
изменение климата (ЦУР 13) и дефицит воды 
могут со временем повлиять на достижение ЦУР 
6 (чистая вода и санитария), а также другие ЦУР.

Во-вторых, это равномерное и комплексное 
развитие регионов (территорий) страны. Эта 
мера обозначена как один из приоритетов 
развития в НСР-2030 (пункт 3.2.) и ПСР-2020 
(Глава 

V

) и является важным уровнем оценки 

осуществления реформ в стране. В указанных 
стратегических документах комплексное 
развитие регионов (территорий) рассматривается 
как конечная точка усилий правительства в 
реализации таких направлений Концепции 4+1, 
как обеспечение приемлемых уровней 
энергетической и продовольственной 
безопасности, развитие коммуникационных 
возможностей страны

,

 расширение 

продуктивной занятости и развитие 
человеческого капитала. Оценка достижений ЦРТ 
в Таджикистане показала, что они, в основном, 
были достигнуты в столице – городе Душанбе. В 
самих регионах накопилось множество проблем, 
решение которых позволит непосредственно 
влиять на достижение ЦУР в стране.

15

Именно поэтому в НСР-2030 в качестве приоритетов в контексте развития регионов 
выделены:

1. Сбалансированность развития регионов с особым акцентом на территориальное выравнивание 

базовых показателей уровня жизни и повышение качества человеческого капитала в регионах (ЦУР 3; 
ЦУР 6; ЦУР 10);

2. Комплексное развитие сельских регионов (ЦУР 2; ЦУР 6);
3. Урбанизация и содействие процессам развития городов, в том числе малых городов (ЦУР 11);
4. Формирование территориально-промышленных кластеров (территорий новой индустриализации и 

интеграции, свободных экономических зон, бизнес-инкубаторов, технопарков, центров инноваций) и 
развитие экономических коридоров (ЦУР 9); 

5. Приоритеты развития регионов в НСР-2030 (ЦУР 8).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/