Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны в контексте Целей Устойчивого Развития (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Таджикистан. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД о ходе реализации стратегических документов страны (2018 год) - часть 2

 

 

1

6

14

   

http://sdg.iisd.org/news/ministers-call-on-undp-to-be-sdgs-accelerator/

15

  Шестой периодический доклад Таджикистана по статье 18 Конвенции, подлежащий представлению в 2017 г. (2 октября 2017г) доступен на 

http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CEDAW%2fC%2fTJK%2f6&Lang=en  

НСР-2030 предусматривает существенное улучшение ситуации в области гендерного 
равенства посредством:

џ

Совершенствования законодательства о гендерном равенстве;

џ

Разработки институциональных механизмов интеграции национальных и международных 
обязательств в области гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин для 
секторальной политики;

џ

Улучшения механизмов обеспечения правовой грамотности и социального участия женщин, в том 
числе сельских женщин;

џ

Улучшения гендерного потенциала и гендерной чувствительности государственных служащих; 

џ

Внедрения бюджетирования с учетом гендерных факторов.

В-третьих, это вопрос гендерного равенства, 
который выступает целевым индикатором в НСР-
2030 и межсекторальным приоритетом развития 
в ПСР-2020. Несмотря на то, что ЦУР 5 выделена в 
самостоятельную цель обеспечения гендерного 
равенства, инвестирование в расширение 

возможностей женщин и девочек и расширение 
их экономических, социальных, правовых и 
политических прав и возможностей в глобальном 
масштабе было определено как мера ускорения 
с мультипликативным эффектом.¹⁴

Предотвращение всех форм насилия в 
отношении женщин и девочек является одним из 
субприоритетов НСР-2030. Несмотря на то, что в 
стране внедрены принципы равноправия 
мужчин и женщин в вопросах доступа к земле на 
уровне законодательства и политики,

¹⁵

 в НСР-

2030 отмечено существующее неравенство 
женщин и мужчин в отношении доступа к 
экономическим ресурсам, занятости, 
образованию, предпринимательской 
деятельности, государственной службе и 
принятию решений и контроля над ними.
 
В-четвертых, это молодежь, которая должна 
иметь возможность внести существенный вклад 
в достижение стратегических целей НСР-2030 и 
реализацию ЦУР в стране. Доля молодого 
населения до 20 лет, которая в 2015 году в стране 
достигла 45%, составит основу трудоспособного 
населения к 2030 году. Молодежь должна стать 
неотъемлемой частью разработки, 
осуществления и оценки планов и стратегий, 
которые затрагивают их жизнь. Только благодаря 

конструктивному участию молодежи и 
конкретному вниманию к молодежи в 
реализации ЦУР, риск «оставить их позади» 
может быть трансформирован в возможность 
катализатора перемен, реализуя 
«демографическое окно возможностей» в 

стране, значимость которого отмечены в НСР-
2030 и ПСР-2020. Первый шаг в этом 
направлении был сделан, когда Президент 
Таджикистана официально объявил 2017 год 
Годом молодежи в стране. Эта инициатива 
показала, что энтузиазм и амбиции молодого 
поколения действительно являются величайшим 
богатством Таджикистана. Должны быть созданы 
новые рабочие места, особенно за пределами 
сельскохозяйственного сектора, которые будут 
доступны для молодых людей, в том числе для 
молодых женщин. Человеческий капитал 
молодежи должен стать базовым элементом в 
реализации комплекса ЦУР в стране.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для Таджикистана, обладающего уникальными 
запасами гидроэнергетических ресурсов и 
имеющего крупные запасы угля, оптимальное 
развитие топливно-энергетического комплекса 
(ТЭК) способно стать катализатором для 
развития промышленности и сельского хозяйства 
страны, повышения уровня жизни населения. 

По удельным показателям гидроэнергетического 
потенциала на один квадратный километр 
территории и на душу населения Таджикистан 
занимает,  первое и второе места в мире, 
соответственно. По использованию ресурсов 
производства «зеленой энергии» занимает 
шестое место в мире.

¹⁶

 Исходя из этого, 

производство экологически чистой энергии 
достаточно объективно вписывается в 
концепцию устойчивого развития. Такой 
потенциал производства чистой энергии требует 
ускорения принятого Правительством страны 
курса по освоению гидроэнергетических 
ресурсов для обеспечения социально-
экономического развития, улучшения 
благосостояния населения и снижения уровня 
бедности. Реализация приоритетных 
гидроэнергетических проектов, и на этой основе 
эффективное использование водно-
энергетических ресурсов, дает возможность 
обеспечить энергетическую безопасность страны 
и заложить устойчивую основу для обеспечения 
качества инфраструктуры, индустриализации и 
инноваций.

Гидроэнергетика является ключевым источником 
обеспечения населения и национальной 
экономики Таджикистана энергией. Развитие 
гидроэнергетики большой мощности в 
Республике Таджикистан может быть 
значительным в перспективе, учитывая более 80 
уже выбранных и обследованных створов для 
строительства крупных ГЭС. Это, прежде всего, 
касается завершения строительства Рогунской 
ГЭС, что позволит не только снять проблему 
дефицита электроэнергии, но и решить ряд 
социальных проблем, прежде всего связанных с 
обеспечением защиты прав человека к доступу к 

энергии, созданием рабочих мест, развитием 
производства.

Вопросы развития энергетики Таджикистана, 
включающие строительство как крупных, так и 
средних и малых гидроэнергетических объектов, 
являются не только экономически актуальными, 
но и жизненно важными, играющими ключевую 
роль в сохранении независимости и снижении 
уровня бедности в стране, создающими условия 
для развития человеческого потенциала, через 
доступ к нормально функционирующим 
секторам экономики, жилищно-коммунальным и 
санитарно-гигиеническим услугам, и здорового 
образа жизни.

Исходя из этого, Таджикистан придает 
исключительное значение обеспечению 
энергетической безопасности путем развития и 
расширения крупных, средних и малых 
гидроэлектростанций.

Современные реалии таковы, что дефицит 
электроэнергии не только ограничивает 
возможности страны в экономическом росте и 
подвергает риску усилия по снижению бедности, 
но и является главной причиной деградации 
окружающей среды. С этих позиций, 
гидроэнергетика рассматривается не только как 
основа достижения энергетической 
безопасности, но и является предпосылкой  для 
обеспечения экологической устойчивости и 
достижения «зеленого» роста. 

 Строительство крупных, средних и малых ГЭС в 
Таджикистане приобретает первостепенное 
значение как инструмент исполнения 
обязательств Таджикистана в рамках Киотского 
протокола для сокращения выбросов 
парниковых газов и Парижского соглашения по 
окружающей среде. В этом направлении страна 
имеет огромный потенциал. Технически 
возможные и экономически целесообразные к 
освоению гидроэнергоресурсы Таджикистана 
составляют 317 млрд. кВт. час в год, из которых 
освоены около 5%.

1.2.1. Обеспечение энергетической безопасности
и эффективное использование электроэнергии

1

7

1.2. Анализ хода реализации 
стратегических целей НСР-2030 и ПСР 2016-2020

16

   

https://ru.sputnik-tj.com/main/20180601/1025747036/rahmon-sng-nado-usilit-sotrudnichestvo-oblasti-ekologii-migracii.html 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1

8

Развитие гидроэнергетики, как основного 
направления устойчивого развития в 
Таджикистане, связано и с необходимостью 
повышения энергоэффективности и 
энергосбережения, что проявляет себя как 
эффективное, менее капиталоемкое и быстро 
осуществимое направление для решения 
энергетических проблем. Потери энергии в 
Таджикистане на стадиях ее производства и 
транспортировки составляют до 15%, а в секторе 
потребления - до 30%. Потенциал 
энергосбережения в стране составляет около 2,5 
млрд. кВт часов. 

Учитывая геоэкономические и геополитические 
тенденции современного развития, 
Правительство Таджикистана рассматривает 
дальнейшее развитие гидроэнергетики не только 
как инструмент, имеющий ключевое значение 
для устойчивого развития, но и как фактор, от 
которого во многом зависит безопасность и 
стабильность в регионе Центральной Азии. 
Вопросы эффективного использования 
энергетических и водных ресурсов региона 
сегодня должны рассматриваться не только в 
контексте адаптации к изменению климата, но и 

в контексте адекватного трансграничного 
водного сотрудничества в регионе, что будет 
способствовать максимальному снижению 
воздействия на окружающую среду, а также 
повышению занятости населения.

Мировое сообщество и национальные 
правительства сталкиваются с четырьмя 
основными проблемами относительно 
энергетической отрасли: 1) беспокойство по 
вопросу обеспечения энергетической 
безопасности; 2) борьба с изменением климата; 
3) уменьшение загрязнения и снижение угроз 
здравоохранению; 4) ликвидация энергетической 
бедности. Правительство Таджикистана будет 
вносить существенный вклад в решение этих 
проблем посредством «озеленения» 
энергетической отрасли, включая существенно 
увеличенные инвестиции в возобновляемую 
энергию.

Реализация этих мер в Таджикистане 
предусмотрена посредством принятия 
отраслевых программ, а также целевых 
программ по энергосбережению, что 
непосредственно соответствует ЦУР 7.

В НСР-2030 предусматривается развитие 
электроэнергетического сектора страны на основе 
концепции 10/10/10/10, которая означает: 

 

увеличение проектной мощности электроэнергетической 

системы до 

10 ГВт; 

 

увеличение годового экспорта электроэнергии в соседние 

страны до 

10 млрд. кВт часов;

 

 

обеспечение диверсификации мощностей 

электроэнергетической системы страны не менее чем на 

10% 

(увеличение мощностей других источников энергии, в том числе, 
угля, нефти, газа и других возобновляемых источников энергии); 

 

снижение потерь электроэнергии в стране до 

10%.

10/10/10/10

10 

ГВт

10 млрд.

кВт.час.

10 %

10 %

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сегодня, установленная мощность 
электроэнергетической системы составляет 5718 
МВт, что в процентном соотношении составляет 
57,2% от стратегической цели. На данный момент 
ведутся строительные работы на объектах 
выработки электроэнергии, таких как Рогунская 
ГЭС мощностью 3600 МВт и Оксу 1500 кВт, а 
также ряда малых гидроэлектростанций 
мощностью 1300 кВт. Успешный ввод в 
эксплуатацию вышеназванных проектов будет 
способствовать значительному улучшению 
показателей данной цели.

В 2017 г. производство электроэнергии составило 
18,1 млрд. кВт часов, что больше, чем в 2016 г., 
на 0,9 млрд. кВт часов и выше запланированного 
объема на 0,2 млрд. кВт часов. 

Экспорт электроэнергии в 2017 году составил 1,4 
млрд. кВт часов, что, в процентном соотношении, 
составляет 1

4

% целевого показателя. В 2018 году 

планируется довести экспорт электроэнергии до 
1,5 млрд. кВт часов и выйти на целевой 
показатель, предусмотренный в НСР-2030. С 
целью повышения экспорта электроэнергии из 
Таджикистана в страны Центральной и Южной 
Азии реализуется региональный проект по 
передаче электроэнергии, получивший название 
CASA-1000. Его реализация позволит 
максимально эффективно использовать 
экологически чистые гидроэнергетические 
ресурсы в центральноазиатских странах, 
предоставляя им возможность передавать и 
продавать летний избыток электроэнергии 
энергодефицитным странам Южной Азии.

Кроме этого, проект CASA-1000 поддержит 
действия стран, направленные на улучшение 
доступа к электроэнергии, интеграцию и 
расширение рынков в интересах развития 
торговли, а также поможет найти устойчивые 
решения в области управления водными 
ресурсами. В рамках этого проекта ожидается 
экспорт электроэнергии из Таджикистана в 
объеме 3 млрд. кВт часов в год. Также 
завершается деятельность по восстановлению 
параллельной работы энергосистемы Республики 
Таджикистан с Объединенной энергетической 
системой Центральной Азии и строительства ЛЭП 
низкого и среднего напряжения в приграничных 
районах соседнего Афганистана с целью 
увеличения экспорта электроэнергии.

Диверсификация мощностей 
электроэнергетической системы на сегодняшний 
день составляет 5,4%. Этому способствовал ввод 
в эксплуатацию Душанбинской ТЭЦ мощностью 

400 МВт с использованием угольного топлива.  
Из общего объема производства электроэнергии 
в 2017 г. (18,1 млрд. кВт часов), выработка 
электроэнергии на ГЭС составила – 17,1 млрд. кВт 
часов, а на ТЭС – 1,0 млрд. кВт часов. Это меньше 
установленного ПСР-2020 показателя по 
выработке электроэнергии на ГЭС на 0,1 млрд. 
кВт часов и больше по выработке электроэнергии 
на ТЭС на 0,3 млрд. кВт часов.  

Потери электроэнергии в энергетической 
системе Республики Таджикистан в 2017 году 
составили 16,1%, что ниже показателей 
предыдущих лет. Необходимо отметить, что 
реализуются такие проекты  как «Снижение 
потерь электрической энергии в Согдийской 
области».  Также ведутся работы в рамках 
проекта «Внедрение системы оптового учета 
электроэнергии и улучшения сетей передачи 
электроэнергии». Отдельно стоит отметить, что 
при технической поддержке и грантовой помощи 
Кувейтского фонда, осуществляются подготовка 
технико-экономического обоснования внедрения 
современной системы учета электроэнергии и 
биллинга в городах Бохтар, Куляб, Турсунзаде и в 
районах республиканского подчинения, а также 
южных электрических сетях и Кулябских 
электрических сетях.

Реализация этих направлений позволит смягчить 
угрозы энергетической безопасности, обеспечить 
удовлетворение требований к энергоресурсам, 
вытекающих из намеченного перехода 
экономики страны от аграрно-индустриальной к 
индустриально-аграрной. Благодаря 
договоренностям, достигнутым между главами 
двух государств, Республика Узбекистан 
возобновила поставки природного газа в 
Республику Таджикистан. В начале 2018 года 
добыча угля на основе системы открытого и 
экологически приемлемого способа разработки 
угольных месторождений, была на 11,9% 
больше, чем за тот же период прошлого года. 
Производство угля повысилось вследствие сдачи 
в эксплуатацию ТЭЦ «Душанбе-2», ввода в строй 
ряда новых промышленных предприятий и 
перехода промышленных предприятий страны от 
более дорогостоящего природного газа и 
электроэнергии на более рентабельное топливо - 
уголь. 

Анализ показателей по обеспечению 
энергетической безопасности и эффективному 
использованию электроэнергии выявил 
следующее: доля населения, имеющего доступ к 
электроэнергии составляет 99,5% (данные 
собираются 1 раз в 4 года). 

1

9

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

20

Доля населения, использующего в основном 
чистые виды топлива и технологии, составила в 
2015, 2016 и 2017 годах 98,2%; 96,5% и 94,4% 
соответственно. Доля возобновляемых 
источников энергии в общем объеме конечного 
энергопотребления за этот же период составила, 
соответственно 98,

4

%; 96,7% и 94,6%. Несмотря 

на снижение доли возобновляемых источников 
энергии в общем объеме конечного 
энергопотребления, ее уровень является одним 
из самых высоких в мире и снижение происходит 
планомерно, исходя из задачи диверсификации 
мощностей электроэнергетической системы. 

В апреле 2018 г. потребление электроэнергии 
было на 68,0 млн. кВт часов больше по 
сравнению с тем же периодом прошлого года. 
Такая ситуация свидетельствует об успешном 
ходе реализации первой стратегической цели 
ПСР-2020 - обеспечение стабильного доступа к 
энергетическим ресурсам.

По основным показателям развития сектора 
наблюдается положительная динамика, и их 
реализация не вызывает сомнений, однако 
потери электроэнергии все еще остаются 
значительными. Этому направлению работы 
следует уделить дополнительное внимание.

1.2.

2

. Выход из коммуникационного тупика 

и превращение страны в транзитную страну

Развитие всех видов транспорта находится в 
сфере постоянного внимания Правительства 
страны. За последние два года возросло 
выделение государственных средств на ремонт и 
содержание дорог и видов транспорта общего 
пользования наряду с увеличением инвестиций в 
их строительство, реконструкцию и 
восстановление. 

Дальнейшее развитие транспортных коридоров и 
развитие инфраструктуры транспорта являются 
основными приоритетами и направлениями 
действий, указанных в НСР-2030. В ПСР-2020 для 
достижения стратегической цели выхода из 
коммуникационного тупика и превращения 
Таджикистана в транзитную страну, поставлены 
задачи интеграции трансграничных и 
национальных транспортных коридоров и 
дальнейшего развития телекоммуникационных 
сетей. Запланированные мероприятия являются 
долгосрочными и капиталоемкими. Однако, за 
прошедшие 2 года в этих направлениях 
достигнуты определенные успехи. 

Так, по направлению дальнейшего развития 
транспортных коридоров, практически 
завершены работы по реконструкцию автодороги 
Восе

Ховалинг, Сайрон-Карамик в рамках 

проекта Развитие коридоров 3 и 5 ЦАРЭС.

¹⁷

 

Продолжается строительство приграничных 
терминалов, отвечающих современным 
международным требованиям (Кульма, Гулистон, 
Нижний Пяндж, Бободжон Гафуров) и проведена 
реконструкция автодороги Душанбе-Турсунзаде-
граница Узбекистана, участки от Западных ворот 
Душанбе до

 

границы Узбекистана

 

(ЦАРЭС, 

коридор 3).

По направлению развития инфраструктуры 
транспорта завершено строительство железной 
дороги Вахдат–Яван; активно продолжается 
обновление и развитие общественного парка 
пассажирского транспорта г. Душанбе. Идет 
реконструкция автодороги Худжанд

Исфара и 

завершается реконструкция и техническое 
оснашение аэропорта г. Худжанд. Также 
продолжаются работы по улучшению 
инфраструктуры международного аэропорта 
Душанбе (строительство терминала 
грузоперевозок) и др. 

За последнее десятилетие в сотрудничестве с 
партнерами по развитию Таджикистан построил 
и открыл шесть мостов через реку Пяндж, 
соединяющую страну с соседним Афганистаном. 
В июле 2017 года ЕС взял на себя обязательство 
финансировать строительство 7-го моста в этом 
направлении.

¹⁸

Строительство этих мостов также 
сопровождается строительством 
соответствующей инфраструктуры по обе 
стороны границы для обеспечения законного 
перемещения людей и товаров через мосты и 
пяти трансграничных рынков.

Трансграничные рынки могут стать 
многообещающим решением для повышения 
уровня жизни населения приграничных районов, 
особенно женщин, которые в основном 
занимаются сельскохозяйственным сектором и 
мелкой торговлей. Однако эффективность 
трансграничных рынков в основном зависит от 
качества услуг пограничных контрольно-
пропускных пунктов.

1

7

     

https://www.carecprogram.org/ru/

18

     

https://sputniknews.com/asia/201707151055580006-eu-bridge-tajikistan-afghanistan/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

21

В ПСР-2020 обозначены два основных показателя 
деятельности транспорта страны: грузооборот и 
пассажирооборот. Эти же показатели относятся к 
показателям ЦУР, только в разбивке по видам 
транспорта. В 2017г. рост объемов грузооборота 
по сравнению с 2016 г. составил 0,6 млн. т. км (6,1 
млн. т. км против 5,5), а по пассажирообороту – 
0,2 млн. пассаж. км (9,3 против 9,1 млн. пассаж. 
км). Однако, эти показатели до сих пор ниже 
установленных ПСР-2020 объемов. Среди 
основных причин снижения объемов 
грузооборота, является снижение грузоперевозок 
для ГУП “ТАЛКО”, в связи с резким снижением 
объемов получаемого глинозема и производства 
импортозамещающих видов сырья для 
производства алюминия (серной кислоты, 
криолита и фтористого алюминия), сокращение 
импорта цемента и др. 

Формирование и развитие транзитных 
транспортных коридоров с целью обеспечения 
выхода к морским портам; приведение всех 
транспортных объектов, включая логистические 
центры, в соответствие с требованиями 
международных стандартов с целью увеличения 
объемов перевозки грузов и пассажиров; 
модернизация всех видов транспорта и 
снижение издержек транспорта; обеспечение 
круглогодичного транспортного сообщения 
между городами и районами страны, а также 
повышение эффективности использования 
транспортной инфраструктуры - первоочередные 
задачи развития сектора, которые требуют 
скорейшего решения. 

Выход из коммуникационного тупика связан 
также и с расширением телекоммуникационных 
сетей. В этом направлении в НСР-2030 
определено, что надежный доступ к сети 
интернет и телекоммуникационным услугам, 
будет играть важную роль в процессе оказания 
общественных услуг и эффективного управления 
в стране. Для этого в НСР-2030 определен такой 
целевой показатель, как усиление 
конкурентоспособности отечественного рынка 
телекоммуникаций и его дальнейшее 
расширение на уровне стран Центральной Азии 
посредством освоения транзитного 
телекоммуникационного потенциала страны. В 
ПСР-2020 дальнейшее развитие 
телекоммуникационных сетей определено как 
среднесрочная цель развития, а расширение 
доступа к телекоммуникационным услугам как 
один из приоритетов среднесрочного развития.

Данные таблицы 1. свидетельствуют, что в 
международных рейтингах и индексах развития 
электронного правительства Таджикистан 
занимает невысокое место по сравнению с 
другими странами Центральной Азии. В 2016 году 
Таджикистан в рейтинге Индекса электронного 
правительства ухудшил свои позиции по 
сравнению с 2012 годом на 17 пунктов (снижение 
индекса с 0,4049 до 0,3366).

Таблица 1.  

Международные  рейтинг  и  индексы  развития  электронного 

правительства в странах Центральной Азии

Кыргызстан

Казахстан

Таджикистан

Туркменистан

Узбекистан

Рейтинг (место)

 

2012

99

 

38

 

122

 

126

 

91

2016

97

 

33

 

139

 

140

 

80

Индекс

 

2012

0,4879

 

0,6844

 

0,4049

 

0,3813

 

0,5099

2016

0,4969

 

0,7250

 

0,3366

 

0,3337

 

0,5433

Открытые сервисы

 

2012

0,4248

 

0,7843

 

0,2418

 

0,1895

 

0,4967

2016

0,4275

 

0,7681

 

0,1232

 

0,0870

 

0,6884

Телекоммуникационная  инфраструктура

 

2012

0,1903

 

0,3555

 

0,1474

 

0,1139

 

0,2075

2016

0,3123

0,5668

0,1866

0,2559

0,2463

Исследование ООН по электронному правительству 2016

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

22

1.2.

3

. Обеспечение продовольственной безопасности 

и доступ населения к качественному питанию

Продовольственная безопасность имеет 
решающее значение для обеспечения населения 
достаточным и здоровым питанием, которое 
обеспечивает долгую и здоровую жизнь, 
обеспечивает физическую активность и 
достойную жизнь населения. Эти вопросы 
являются приоритетными в НСР-2030 и ПСР 2016-
2020, а также в процессе национализации ЦУР и 
интеграции Повестки-2030 в стратегические 
документы развития страны. Правительство 
страны рассматривает обеспечение 
продовольственной безопасности как ключевой 
элемент в решении экономических и социальных 
проблем страны, регионов и семьи. 

Данные мониторинга продовольственной 
безопасности в 2017 году показали, что только 
12% сельского населения Таджикистана не имеют 
проблем с доступом к продовольствию, 54% 
испытывают определённые трудности, 28% 
сельских жителей подвержены умеренным 
рискам продовольственной безопасности, то 
время как оставшиеся 5% не имеют доступа к 
продуктам питания в тех количествах, которые 
необходимы для обеспечения их потребностей.

Оценивая уровень продовольственной 
безопасности в Таджикистане необходимо 
отметить, что национальное производство 
полностью удовлетворяет внутренние 
потребности только в молоке и молочных 
продуктах. Уровень самообеспеченности в 
пшенице, яйцах, мясе и мясных продуктах 
составляет около 80%. Для всех других продуктов 
вклад национального производства относительно 
низок. Наиболее важные позиции в импорте 
продовольственной продукции занимают зерно и 
мука. В начале 2018 года в страну завезено на 
13,3% больше зерна и на 54% меньше муки по 
сравнению с тем же периодом 2017 года.
Учитывая обстоятельство, что в стране цены на 
товары первой необходимости ниже, чем на 
мировом рынке, и страна, в целом, является 
страной с низкими доходами, любой даже 
относительно небольшой рост цен может 
затруднить импорт и ограничить доступ к 
импортной продукции для населения. С этой 
точки зрения, одним из важнейших направлений 
в реализации целей и приоритетов НСР-2030 и 
ПСР-2020 является увеличение внутреннего 
предложения и сокращение импорта. Исходя из 
этого, условия торговли имеют важное значение 
для обеспечения продовольственной 

безопасности. В начале 2018 года цены на 
пшеничную муку на рынках страны оставались 
стабильными. По сравнению с тем же периодом 
прошлого года цена 1 мешка (50 кг) муки первого 
сорта отечественного производства была в 
среднем на 11% ниже цен на муку первого сорта 
производства Республики Казахстан.

Уроки, извлеченные из реализации ЦРТ в 
контексте продовольственной безопасности, 
показывают, что в ближайшее время необходима 
активная работа в области разработки 
механизмов вмешательства и координации (план 
действий, включая мониторинг) в процесс 
обеспечения продовольственной безопасности и 
качественного безопасного питания, через 
выработку необходимых мер для улучшения 
доступа домашних хозяйств к продовольствию, 
усиление социальной помощи и программ 
детского питания, формирование 
государственного продовольственного резерва и 
государственного продовольственного зернового 
фонда.

Несмотря на то, что доступность продуктов 
питания первой необходимости в стране в 
последнее время улучшилась, ситуация остается 
довольно неустойчивой. Поэтому, одной из 
необходимых мер обеспечения 
продовольственной безопасности является 
стабилизация и дальнейшее увеличение 
доступности продовольствия на основе роста 
внутреннего производства продуктов питания за 
счет полного использования доступных земель 
сельскохозяйственного назначения и повышения 
их урожайности, более эффективного управления 
дехканскими хозяйствами (фермами), 
направленного на усиление диверсификации их 
структуры производства продуктов питания, 
сокращение потерь при получении урожая, а 
также более широкого использования 
качественных семян и посадочных материалов. 

Среди последних усилий Правительства 
Таджикистана и партнёров по развитию, 
направленных на укрепление 
продовольственной безопасности и обеспечение 
полноценного питания в стране, можно 
обозначить следующие: принятие НСР-2030 и 
ПСР-2020; принятие Стратегии питания и 
физической активности в Республике 
Таджикистан на 2015-2024 годы; 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

3

обязательства Таджикистана в Международном 
движении за усиление внимания к проблемам 
питания (SUN); а также создание полномочного 
органа – Совета по Продовольственной 
Безопасности.

Волатильность цен также сильно влияет на 
ситуацию с продовольственной безопасностью 
по двум основным направлениям: доходы 
домашних хозяйств и покупательная способность 
населения. Воздействие ценовой нестабильности 
сильнее отражается на домохозяйствах, 
подверженных риску. Это связано с тем, что 
скорость интеграции рынка основных видов 
продовольствия еще достаточно слабая, а для 
некоторых видов продукции продовольствия 
(например, молока) она еще не началась. 
Различия в розничных ценах, наблюдаемые по 
регионам, отражают различия в ситуации с 
продовольственной безопасностью по регионам 
и требуют регионального подхода к политике, 
направленной на поддержку уязвимого 
населения. 

Положительная тенденция в отношении калорий, 
белков и жиров наблюдается как в городских, так 
и в сельских районах, что показывает некоторые 
улучшения в статусе питания населения, в 
частности среди детей в возрасте до пяти лет и 
женщин репродуктивного возраста. Поэтому 
меры, направленные на улучшение качества и 
безопасности пищевых продуктов и адекватного 
здорового питания, будут непосредственно 
способствовать также улучшению состояния 
питания населения. В стране существуют 
широкие возможности для улучшения состояния 
продовольственной безопасности. Исследования 
показали, что эти возможности связаны с 
улучшением экономического доступа к 
здоровому и безопасному продовольствию и 
статусом питания групп населения, как со 
средними, так и с низкими доходами. Поэтому 
действия Правительства будут направлены на 
реализацию концептуальных основ 
продовольственной безопасности и 
полноценного питания в стране.

Стабильный экономический рост в период 
реализации ЦРТ и увеличение 
производительности в сельском хозяйстве 
позволили в значительной степени сократить 
бедность по уровню доходов в Таджикистане. 
Вместе с тем, уровень питания населения 
показывает, что существует двойное бремя 
недоедания. 

Медико-демографическое исследование (МДИ), 
проведенное в стране в 2017 году показало, что 
доля детей, отстающих в росте, снизилась с 26% в 
2012 году до 17% в 2017 году, а доля детей с 
недостаточной массой тела снизилась с 12% в 
2012 году до 8% в 2017 году.

¹⁹

 24,2% женщин 

фертильного возраста и 28,8% детей в возрасте 
от 6 недель до 5 лет страдают анемией, а 52,9% 
недостатком йода. Недоедание является 
косвенной причиной 35% смертных случаев 
среди детей в возрасте до пяти лет. Бремя 
недоедания в Таджикистане является 
существенным с экономической точки зрения и 
по оценкам оно составляет 41 млн. долл. США 
ежегодно, из-за потери работоспособности и 
производительности. Учитывая сложившуюся 
ситуацию, постановлением Правительства 
Республики Таджикистан была утверждена и 
начата реализация Национальной 
многосекторальной стратегии и плана действий в 
области питания и физической активности на 
2015-2024 годы. Также страна в сентябре 2013 
года присоединилась к инициативе SUN – 
«Движение за усиление внимания к проблеме 
питания».

²⁰

Сложности в укреплении продовольственной 
безопасности и обеспечении полноценного и 
безопасного питания в Таджикистане, главным 
образом, наблюдаются в четырёх крупных 
направлениях: 1) сектор здравоохранения; 2) 
стратегии сокращения бедности и 
экономического развития; 3) 
сельскохозяйственный сектор; и 4) социальная 
защита.

ЦУР 2 подчеркивает сложные взаимосвязи 
между продовольственной безопасностью, 
питанием, преобразованием сельских районов и 
устойчивым сельским хозяйством. Эта цель 
связывает искоренение голода и недоедания с 
трансформацией в сельском хозяйстве и 
продовольственных системах и расширением 
прав и возможностей сельских жителей, как 
женщин, так и мужчин, в качестве важнейших 
факторов изменений. В связи с высокими 
темпами роста населения, в Таджикистане доля 
сельскохозяйственных угодий на душу населения 
неуклонно падает. Если в 1970 году на каждого 
жителя приходилось 0,17га 
сельскохозяйственных угодий, то в 2017 году этот 
показатель составил всего 0,08га. 

1

9

  Медико-демографическое исследование: Отчет по ключевым индикаторам, 2017. Стр. 36, см.: 

https://dhsprogram.com/pubs/pdf/PR93/PR93R.pdf 

20

  Более подробно о Глобальной Стратегии движения за улучшение качества питания см.: 

http://scalingupnutrition.org/about-sun/=en  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

4

Такая ситуация требует кардинального 
пересмотра отношения к эффективному 
использованию земли, как необходимого 
условия содействия устойчивому развитию 
сельского хозяйства (ЦУР 2).

Сельское хозяйство играет ключевую и 
непосредственную роль в достижении ЦУР 2, но 
также играет ключевую роль в достижении ЦУР 1 
по искоренению крайней нищеты и в некоторых 
других целях, особенно связанных со 
здравоохранением, водой, биоразнообразием, 
устойчивыми городами, устойчивой энергетикой 
и изменением климата.

Стратегическая цель НСР-2030 в области 
достижения продовольственной безопасности и 
доступа населения к качественному питанию, а 
также цель ПСР-2020, определенная как 
преодоление низкого уровня продовольственной 
самообеспеченности, тесно связаны с ЦУР 2 и 
ЦУР 1. Однако достижение концепции «нулевого 
голода» в рамках Повестки-2030 также требует 
сильной системы социальной защиты и наличие 
таких продовольственных систем, которые 
являются экономически эффективными, 
социально открытыми и экологически 
устойчивыми. Исходя из этого, чтобы каждый 
человек сегодня и завтра имел доступ к богатым 
микроэлементами продуктам питания, требуется: 
а) широкое распространение устойчивого 
сельского хозяйства и сохранение 
биоразнообразия; б) улучшение условий 
жизнедеятельности мелких фермеров, включая 
рыбаков, лесников и скотоводов; в) увеличение 
инвестиций в сельское хозяйство, рынки, 
агробизнес и связанную с ними инфраструктуру.

В контексте быстрой урбанизации ускорение 
усилий вокруг целей в области продовольствия 
указанных в НСР-2030 и ПСР-2020, а также ЦУР 1 
и ЦУР 2, требует усилий по улучшению связей 

между городом и селом посредством инвестиций 
в продовольственные системы, способные 
снабжать городские рынки питательными, 
безопасными и доступными продуктами питания 
и расширяя экономические возможности для 
сельского и пригородного населения 
посредством создания цепочек добавленной 
стоимости.

В Таджикистане, в той или иной степени, эрозии 
подвержено 97% сельскохозяйственных земель. 
По данным Азиатского Банка Развития (АБР) в 
стране деградации от эрозии, обусловленной 
выбыванием пастбищ, подвержено примерно 3 
миллиона гектаров, или 85% пастбищных угодий. 
По оценкам исследования, проведенного в 2011 
году в рамках Инициативы ПРООН-ЮНЕП 
«Бедность и окружающая среда (БОС)», в 
Таджикистане экономический ущерб от 
деградации земель, связанный с неиспользуемой 
выгодой в результате деградации и 
непригодности для сельскохозяйственных работ, 
составляет 442 млн. долларов США, или 7,8% ВВП 
Таджикистана (2010 год). Однако фактический 
ущерб намного выше, так как не учитывается 
ущерб инфраструктуре от деградации земель, и 
это может стать одной из причин, 
задерживающих «озеленение» сельского 
хозяйства.

В целях достижения цели НСР-2030 в области 
продовольственной безопасности и доступа к 
качественному питанию и цели ПСР-2020 в 
направлении преодоления низкого уровня 
продовольственной самообеспеченности в 
стране продолжает функционировать Программа 
реформирования сельского хозяйства 
Республики Таджикистан на период 2012-2020 гг., 
в которой обозначены 22 конкретные цели, 
реализация которых будет способствовать 
достижению ЦУР 1 и ЦУР 2.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2

5

Также, в стране принята Программа обеспечения 
продовольственной безопасности (2016-2030гг.), 
которая нацелена на стимулирование 
отечественного производства и уменьшение 
зависимости национальной экономики от 
импорта продукции из-за рубежа. Основная 
задача данной Программы заключается в 
оказании поддержки отечественному 
производству на протяжении последующих 10 
лет и в удовлетворении внутренним 
производством потребностей населения страны в 
хлебе и хлебопродуктах, картофеле, яйцах и рисе 
на 90%, в овощах – на 80-90%, плодах и ягодах – 
на 70-80%, растительном масле – на 80%, мясе 
птицы – на 40%, молоке и молочных продуктах (в 
пересчете на молоко) – на 50%.

В стране принята Концепция инновационного 
развития агропромышленного комплекса 
Республики Таджикистан на период до 2030 года, 
направленная на создание условий для 
успешного развития инновационной 
деятельности и обеспечения ускорения научно-
технологического прогресса во всех отраслях 
агропромышленного комплекса. В свою очередь, 
принятая в стране Программа организации и 
восстановления холодильников и хранилищ для 
хранения продукции сельского хозяйства на 
период 2015-2019 годы, направлена на снижение 
потерь урожая и обеспечения более стабильного 
обеспечения поступлений продовольствия на 
внутренние локальные рынки в течении года.

Сельское хозяйство играет 

ключевую и непосредственную 

роль в достижении ЦУР 2, но 

также играет ключевую роль в 

достижении ЦУР 1 по 

искоренению крайней нищеты 

и в некоторых других целях, 

особенно связанных со 

здравоохранением, водой, 

биоразнообразием, 

устойчивыми городами, 

устойчивой энергетикой и 

изменением климата.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

26

21

     Рынок труда в Республике Таджикистан//Статистический сборник. - Душанбе, АСПРТ,  2017. - С.81.

22

     Муминова Ф.М. Долгосрочные ориентиры развития Республики Таджикистан: фокус на продуктивную занятость//Таджикистан и современный мир 

(Научный журнал). – Душанбе, Центр стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - № 5 (55). - С.47.

1.2.4. Расширение продуктивной занятости

В НСР-2030 расширение продуктивной занятости 
населения определено в качестве одной из 
стратегических целей развития страны. Такая 
постановка проблемы обусловлена тем, что с 
2010 года по настоящее время ежегодный 
средний рост уровня трудовых ресурсов 
составляет порядка 2,3%, а среднегодовой 
уровень роста численности занятого населения 
составляет 1,01%.

²¹

 Численность населения в 

трудоспособном возрасте в 2030 году составит 
более 6,8 млн. чел. Темпы прироста населения 
трудоспособного возраста останутся довольно 
высокими, в среднем 1,7%. Согласно 
приоритетам НСР-2030, общая численность 
занятых должна возрасти с 46,7% 
трудоспособного населения в 2014 году до 70% в 
2030 году. Поэтому необходимость расширения 
занятости будет оставаться очень острой.

²²

Отход от доминирования занятости в сельском 
хозяйстве становится важной частью 
реформирования в области занятости и роста 
производительности труда и, согласно 
приоритетам НСР-2030 и ПСР-2020, связан со 
структурной перестройкой реального сектора (по 
индустриальному или индустриально-
инновационному сценарию). Доля занятых в 
сельском хозяйстве должна сократиться не менее 
чем в два раза. Параллельно, доля занятых в 
сфере услуг и промышленности должна будет 
увеличиться. С позиции расширения 

продуктивной занятости это означает, что около 
70% прироста трудовых ресурсов сельской 
местности республики за 2016-2030 гг. должны 
быть заняты в индустриальных отраслях, в 
социальной сфере, а также вовлечены в учебу в 
профессиональных учебных заведениях. 
Формальная занятость должна увеличиться с 40% 
до 60-65% в общей численности занятых в 
стране

В 2016 г. в Таджикистане было создано 71,1 тыс. 
рабочих мест, а в 2017г. - 80,5 тыс. постоянных 
рабочих мест. Прирост составил 9,4 тыс. 
постоянных рабочих мест или 13,2%. Однако, в 
ПСР-2020 ежегодный показатель по созданию 
новых постоянных рабочих мест составляет 100 
тысяч. Таким образом, ситуация на рынке труда 
нуждается в улучшении.

В НСР-2030 понятие продуктивной занятости 
представлено согласно положению «Конвенции 
Международной организации труда (МОТ) о 
содействии занятости и защиты от безработицы». 
Расширение продуктивной занятости будет 
обеспечивать взаимосвязь экономического роста 
и снижение бедности, защиту интересов и прав 
работников как важного и эффективного 
инструмента в направлении повышения уровня и 
качества жизни населения страны, а также 
содействовать достойной работе для всех.

2017

2016

ПСР

100 

тыс.год

13,2%

Показатель ПСР к фактическим данным по приросту рабочих мест

80,5 

тыс.год

71,1 

тыс.год

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для достижения ЦУР 8 в Таджикистане в НСР-
2030 поставлены задачи расширения целевых 
территориальных программ содействия 
занятости, эффективных краткосрочных программ 
занятости, в особенности для молодежи и 
женщин, содействие в переподготовке 
мигрантов, а также формирование центров 
занятости с развитием технологий социального 
контракта, и усиленное развитие промышленного 
сектора.

В стране введены в строй ряд новых крупных 
промышленных предприятий. Среди них можно 
выделить СП «Чунтай-Дангара-Текстиль» по 
производству пряжи (первый этап), цементные 
заводы СП «Хуаксин Гаюр Сугд цемент» 
Б.Гафуров, СП «Чунгтсай Мохир цемент» Яван, СП 
«Точ-Чайна 2013» Вахдат, ООО «Пакрут» по 
производству золота и серебра, предприятия ГУП 
«ТАЛКО» по производству серной кислоты, 
криолита и фтористого алюминия и другие 
предприятия. В 2016 и 2017 годах было введено 
более 300 микро, малых и средних предприятий. 
Только в 2017 г. в промышленность было 
инвестировано 558 млн. сомони. В 2016 и 2017 
годах рост составил 16,0% и 21,3% 
соответственно. Объем промышленной 
продукции впервые превысил 20 млрд. сомони. 
При этом, численность работающих в 
промышленности по сравнению с 2015 годом, 
увеличилась на 14,3 тысячи человек. В 2,2 раза 
увеличилось производство цемента (3,1 млн.т. в 
2017 г. против 1,4 млн.т. в 2015г.); доля 
переработки хлопко-волокна увеличилась на 16,1 
процентных пункта (22,2% против 6,1%) за счет 

увеличения объемов производства на СП 
“Чунтай-Дангара-Текстиль”, ООО “Ресандаи 
Точикистон”, ООО “Файзи Истиклол” и ООО 
“Хима-текстиль”. 
Рост объемов производства продукции позволил 
значительно увеличить долю промышленности в 
ВВП страны. Если в 2015 году она составляла 
12,8%, то в 2016 году она составила 15,1%, а в 
2017 году уже 17% (рост 4,2 процентных пункта). 
Это значительно больше установленного в 
стратегических документах (13%). Такая ситуация 
сложилась в связи со значительным 
перевыполнением планов роста объемов 
промышленности (плановый рост 10%) и не 
выполнением планов роста других отраслей (в 
частности, рост объемов сельскохозяйственного 
производства составил в 2016г. и 2017 г. 5,2% и 
6,8% при плане 8% и 10% соответственно). 

Если принять во внимание индикаторы ЦУР 9: 
9.2.1- Чистая продукция обрабатывающей 
промышленности в процентном отношении к 
ВВП и на душу населения и 9.2.2 - Занятость в 
обрабатывающей промышленности в процентах 
от общей занятости, то следует отметить, что на 
протяжении 3 лет удельный вес численности 
занятых в обрабатывающей промышленности и 
удельный вес обрабатывающей промышленности 
в ВВП страны остаются пока на прежнем уровне 
(соответственно 2,5% и 9,7%), однако по 
последнему показателю наметилась тенденция 
роста, т.е. увеличение по сравнению с 2015 годом 
на 1,0% (8,7%).

27

2017

2016

Планированный рост в %;

Доля промышленности и 
сельского хозяйства в ВВП

Промышленность

Сельское хозяйство

13%
10%

13%
10%

15,1%

6,8%

12,8%

5,2%

Фактический рост в %;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

28

23

     НСР 2030 (стр.43)

1.2.5. Развитие человеческого капитала
           Образование

В НСР-2030 человеческий капитал определен как 
важный фактор развития производства и 
экономики в целом, поскольку его качество тесно 
связано с развитием всех отраслей. Он занимает 
первое место среди других факторов развития 
будущей экономики, по сравнению с природно-
ресурсным, реальным и финансовым капиталом. 
В связи с этим, развитие человеческого капитала 
определено в качестве приоритетного 
направления деятельности Правительства 
Республики Таджикистан.

Одной из ключевых задач развития 
человеческого капитала в долгосрочный период 
выступает продвижение социальной 
инклюзивности на основе повышения доступа к 
качественным услугам, включая образование, 
здравоохранение, социальную защиту, 
водоснабжение и санитарию.  

Главным приоритетом для Таджикистана в сфере 
образования является повышение его качества на 
всех уровнях и сохранение равного доступа к 
образованию для всех категорий населения, вне 
зависимости от социального и правового статуса, 
пола, возраста, места проживания.

В ПСР-2020 на сектор образования и науки 
отведено 13 индикаторов оценки, которые 
характеризуют его общую деятельность. 
Проведенный анализ индикаторов показывает, 
что несмотря на незначительную позитивную 
тенденцию в данном направлении, многие из 
них не были достигнуты. Например, показатель 
охвата детей в возрасте от трех до шести лет 
учреждениями дошкольного образования 
выполнен на 13,6% в 2017 году против 19 
процентов установленного показателя 
программы в тот же год, что ниже на 5,4 
процентного пункта. Аналогичная тенденция 
наблюдалась и в 2016 году. По сравнению с 
установленным показателем программы на 2016 
год выполнение составило всего 8,9%, что 
меньше на 8,1 процентного пункта. Численность 
детей от 3 до 6 лет будет только расти и к 2030 
году она составит 1137,4 тыс. чел., что по 
сравнению с 2015 годом на 255 тыс. человек 
больше. А охват детей дошкольными 
учреждениями должен возрасти с 12% до 50%, в 
том числе в городской местности – 70%, в 

сельской местности до 30%.   

Ввод ученических мест в системе школьного 
образования установлен в матрице действий 
ПСР-2020 в количестве не менее 30 тыс. 
ежегодно. Как показывает анализ, данный 
показатель в 2017 году составил всего 18,9 тыс. 
мест, что по сравнению с 2016 годом на 6,9 тыс., 
а с базовым годом (2015) на 8 тыс. больше. Если 
сравнить его с установленными показателями 
программы, то наблюдается очень существенное 
отставание.Например, в 2017 году не созданы 
необходимые 11,1 тыс. и в 2016 году 18 тыс. 
ученических мест. Как известно, 
продолжающийся демографический рост будет 
способствовать дальнейшему увеличению 
численности детей и молодёжи в Таджикистане. 
Численность детей в возрасте начального и 
среднего образования будет расти в среднем 
ежегодно на 2,3% и к 2030 году их численность 
достигнет 2,58 млн. человек.

²³

 

По показателям «уровня охвата начальной и 
средней школой (в том числе девочек)» и 
«укомплектованность средних школ 
педагогическими кадрами с высшим 
профессиональным образованием» наблюдается 
динамика роста. По первому показателю следует 
отметить, что в 2017 году уровень охвата 
составил 97%, что на 3 процентных пункта выше 
аналогичного установленного показателя ПСР 
2016-2020 в этом году. В части охвата девочек 
также наблюдается прогресс и данный 
показатель в 2017 году на 7 процентных пункта 
выше показателя 2016 и на 5 процентных пункта 
превышает установленный показатель 
программы на этот же год.

По второму показателю ситуация немного 
отличается. Если укомплектованность средних 
школ педагогическими кадрами в целом в 2017 
году осуществлена на 85,6%, что превышает 
установленный показатель программы этого же 
года на 5,6 процентных пунктов, то данный 
показатель в части сельской местности не 
достигнут на 7,6 процентного пункта. 
Аналогичная тенденция наблюдается и в 2016 
году, когда фактический показатель (52,6%) на 7,4 
процентных пункта ниже установленного 
показателя программы на этот же год.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Показатель «переподготовка и повышение 
квалификации учителей» в 2017 году составил 
22%, что на 12 процентных пунктов ниже 
установленных показателей программы на 2016 и 
2017 годы. Следует отметить, что при разработке 
планового показателя было учтено намерение 
перейти на организацию курсов повышения 
квалификации учителей один раз в три года. В 
настоящее время, курсы повышения 
квалификации, в связи с ограниченными 
финансовыми возможностями государственного 
бюджета, проводятся по старой практике, то есть 
один раз в пять лет. Такое большое расхождение 
в показателях связано именно с этим. 

Показатель доли выпускников 9-х классов, 
поступивших в систему начального и среднего 
профессионального образования, на первый 
взгляд имеет положительную тенденцию. 
Данный показатель в 2017 году составил 10%, что 
на 1,5 процентных пунктов выше показателя 
предыдущего года, но по сравнению с 
установленными показателями программы, этот 
показатель демонстрирует существенное 
отставание, и в 2016, и в 2017 годах на 5,5 и 10 
процентных пункта соответственно. Тем более, 
что в НСР-2030 предусмотрено, что не менее 30% 
выпускников школ (ежегодно порядка 58 тыс. 
чел.) должны быть вовлечены в начальное и 
среднее профессиональное образование, для 
чего потребуется усиление мощности этого 
уровня образования почти в два раза.

²⁴

 Как 

видно, достижение поставленной цели пока не 
представляется возможным.  

Показатель доли учреждений профессионального 
образования, здания которых приспособлены для 
лиц с инвалидностью имеет позитивную 
динамику. Так, в 2017 году этот показатель 

составил 13%, что на 3 процентных пункта 
превышает установленный показатель 
программы на этот же год. 

Доля выпускников общеобразовательных школ, 
системы начального и среднего 
профессионального образования поступивших в 
ВУЗы значительно отстает от установленных 
программой показателей. В 2017 году данный 
показатель составил 33%, что по сравнению с 
показателем предыдущего года на 1,7 
процентных пунктов ниже, а с базисным годом на 
7 процентных пунктов выше. Но, этот же 
показатель, по сравнению с показателем, 
установленным программой, ниже на целых 17 
процентных пунктов. Причиной тому выступает 
сохраняющийся диспаритет в доступе к 
качественным образовательным услугам по 
разным основаниям, т.е. по месту проживания 
(город/село) и экономическому положению 
семьи.

Число студентов ВУЗов (в том числе женщин) в 
2017 году составило 215,2 человека на 10 тыс. 
населения, что по сравнению с предыдущим 
годом на 2,8 человека, а по сравнению с 
плановым показателем этого же года на 34,8 
человека меньше. В отношении этого показателя 
в части студентов женщин в 2017 году по 
сравнению 2016 годом наблюдается рост на 0,9 
человека (76,2-75,3), но отставание от 
установленного показателя значительно, т.е. 
почти в два раза (76,2-150).
Доля занятых исследованиями и разработками в 
общей численности занятых в 2017 году 
составила 0,2 процента,

²⁵

 что по сравнению с 

базисным годом увеличилась на 0,05 процентных 
пункта и сравнялось с плановым показателем 
программы на этот же год.

29

Здоровье и долголетие

Основным фактором развития человеческого 
капитала относительно обеспечения здоровья и 
долголетия выступает реализация следующих 
приоритетов: (

a

) системные преобразования в 

здравоохранении; (b) улучшение доступности, 
качества и эффективности медико-санитарных 
услуг; (c) развитие ресурсов здравоохранения и; 
(d) внедрение моделей ведения здорового 
образа жизни.

Проводимые основные реформы в сфере 
здравоохранения направлены на обеспечение 
устойчивости и доступа всех групп населения к 
оздоровительной, лечебной и реабилитационной 

медицине. Для достижения национальных 
приоритетов развития в здравоохранении к 2030 
году уровень совокупных расходов в эту сферу 
необходимо повысить на 2-2,5 процентных 
пункта от ВВП. При этом ставится задача 
существенного повышения качества диагностики 
и всех видов медицинской помощи, а также 
переориентация отрасли на профилактическую 
медицину. 

ПСР-2020 предусматривает нижеследующие 
индикаторы, с помощью которых можно будет 
отслеживать процесс проведенных реформ в 
данном направлении.

2

4

     НСР 2030 (стр.43)

25

     Презентация Минобрнауки РТ от 15.03.2018 (слайд 21. Зам.министра Исмонзода)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

30

26

     Медико-демографическое исследование: Отчет по ключевым индикаторам, 2017. Стр. 34, см.: 

https://dhsprogram.com/pubs/pdf/PR93/PR93R.pdf

Доля населения, обеспеченного 
первичной врачебной помощью в 
настоящее время имеет тенденцию к 
росту. В 2017 году данный показатель 
составил 94%, что по сравнению с 2015 
годом на 2 процентных пункта выше. 
Величина данного показателя на этот год 
превышает и установленный показатель 
ПСР-2020 на 0,8 процентных пункта.

2015

2017

Доля  населения,  обеспеченного
первичной врачебной помощью

92%

94%

Среднее количество посещений ПМСП на одного 
человека повысилось с 4,0 (2016) до 4,2 (2017) в 
год и демонстрирует необходимость 
сосредоточения усилий на расширении охвата 
ПМСП.

Доля учреждений первичной медико-санитарной 
помощи (ПМСП) оснащенных по утвержденному 
перечню также характеризуется ростом. Данный 
показатель в 2017 году выполнен на 89% и его 
величина превышает показатель 2016 года на 3 
процентных пункта и 2015 года на 4 процентных 
пункта. Также опережение наблюдается и в 
отношении установленных показателей ПСР-2020, 
в 2017 и 2016 годах на 2 и 3 процентных пунктов, 
соответственно.

Число регионов, перешедших на подушевое 
финансирование в системе здравоохранения 
выросло и охват в 2017 году составил 66 регионов 
страны, или 76%, что по сравнению с показателем 
2016 года на 11 регионов больше, а по 
сравнению с установленным показателем ПСР-
2020 почти в два раза выше.

Показатель - обеспеченность санитарными 
постами пунктов пропуска на таможенную 
территорию имеет тенденцию роста, но по 
сравнению с установленным показателем ПСР-
2020 пока наблюдается отставание. В 2017 году 
этот показатель составил 55% против 70% 
установленного показателя программы. 
Аналогичная ситуация сложилась и в 2016 году, 
то есть 55% против 60%. 

Число баклабораторий, согласно утвержденному 
стандарту оснащения также растет, но пока не 
достигнуты установленные показатели ПСР-2020. 
В 2017 году этот показатель вырос на 2 
процентных пункта, наблюдается отставание от 
установленного показателя программы того же 
года на 17 процентных пункта, а в 2016 
отставание составляло 9 процентных пункта.

Индикаторы ЦУР в сфере здравоохранения. 
По данным Агентства по статистике при 
Президенте Республики Таджикистан из 86 
индикаторов первого уровня 17 относятся к 
здравоохранению.

Индикатор 2.2.1 «Распространенность задержки 
роста среди детей в возрасте до пяти лет 
(среднеквадратичное отклонение от медианного 
показателя роста к возрасту ребенка в 
соответствии с нормами роста детей, 
установленными Всемирной организацией 
здравоохранения (ВОЗ), <-2   имеет 
положительную тенденцию. Если данный 
показатель в 2012 году составил 26%, то уже к 
2017 снизился до 17%.²⁶ 

Индикатор 2.2.2 «Распространенность 
неполноценного питания среди детей в возрасте 
до пяти лет в разбивке по виду (истощение или 
ожирение) (среднеквадратичное отклонение от 
медианного показателя веса к возрасту в 
соответствии с нормами роста детей, 
установленными ВОЗ, >-2 или <+2)»  
рассчитывается один раз в 4 года на основе 
проведения исследований. Последнее 
исследование было проведено в 2016 году, а 
предыдущее в 2012 году. Результат исследований 
показал, что изменение данного индикатора в 
дезагрегированном виде происходит 
разнородно. Если в 2012 году он составил 4 
процента, то уже в 2016 его величина снизилась 
на один процентный пункт и достигла 3%. В части 
ожирения и избыточного веса наблюдается 
положительная тенденция. По отношению 
данного показателя в части истощения видится 
совсем противоположное явление. В 2016 году 
этот показатель повысился в два раза по 
сравнению с 2012 годом и составил 6 процентов.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Коэффициент материнской смертности 
(индикатор ЦУР 3.1.1) постепенно снижается и 
характеризуется как позитивной тенденцией. 
Данный показатель в 2017 году составил 24,1 
смертей, что по сравнению с 2015 и 2016 годами 
уменьшилось на 3,2 и 1,1 смертей. 

Доля родов, принятых квалифицированными 
медицинскими работниками (индикатор ЦУР 
3.1.2) имеет положительную динамику, и в 2017 
году составила 94,1%, когда в 2016 и 2015 годах 
ее величина была на уровне 93,3% и 87,6% 
соответственно. Об этом также свидетельствует 
недавнее МДИ в Таджикистане (2017), согласно 
которому доля женщин, получающих 
антенатальную помощь (АНП) от 
квалифицированного медперсонала, увеличилась 
с 79% в 2012 году до 92% в 2017 году. Доля 
женщин, чьи дети были рождены в медицинском 
учреждении, увеличилась с 77% в 2012 году до 
88% в 2017 году. Аналогичным образом, доля 
женщин, чьи роды были приняты 
квалифицированным медработником, возросла с 
86% до 95% за тот же период.

Коэффициент смертности детей в возрасте до 
пяти лет (на 1000 живорожденных) (индикатор 
ЦУР 3.2.1) в целом носит позитивный характер, 
но он изменился неоднородно. Данный 
коэффициент в 2016 году снизился по сравнению 
с показателем 2015 года на 0,5 смертей и 
составил 20,1 смертей, но уже к 2017 году он 
резко увеличился на 0,9 случаев, что считается 
вызывающим явлением. 

Коэффициент неонатальной смертности (на 1000 
живорожденных) (индикатор ЦУР 3.2.2) также 
имеет тенденцию к снижению. Если в 
предыдущие два года его величина достигла 8,7 
смертей, то в 2017 году она равнялась 7,9 случаев 
и снизилась на 0,8 случаев. 

Заболеваемость туберкулезом на 100 000 человек 
(индикатор ЦУР 3.3.2) носит негативный характер. 
В 2016 году она составила 60,6, что на 0,2 
процентных пунктов больше показателя 2015 
года. 

Заболеваемость малярией на 1000 человек 
(индикатор ЦУР 3.3.3) в 2016 году по сравнению с 
2015 годом (0,0005‰) резко снизилась на 
0,0001‰, но, к сожалению, она уже начала 
повышаться к 2017 году и составила 0,0003‰.
В стране разработаны национальные 
межсекторальные стратегии и планы действий по 
борьбе с резистентностью к антимикробным 
веществам (препаратам), которые включают 
компоненты по потреблению противомикробных 
препаратов, санитарной гигиене и гигиене воды 
(2018-2022гг.), по профилактике и контролю 
гельминтов, передаваемых почвой (2018-2022гг.). 
Продолжается процесс разработки планов по 
профилактике и борьбе с малярией, 
лейшманиозом и пищевыми заболеваниями.

Результат исследования Поэтапного подхода ВОЗ 
(STEPS) и сбор данных в рамках Инициативы ВОЗ 
по эпидемиологическому надзору за детским 
ожирением (

COSI

) свидетельствуют о высокой 

распространенности избыточного веса, 
гипертонии и низкой физической активности у 
населения. В результате, Министерство 
здравоохранения и социальной защиты 
населения Республики Таджикистан разработало 
проект национальной межсекторальной 
дорожной карты для пропаганды здорового 
питания и профилактики ожирения среди 
женщин и детей в Таджикистане, который 
рекомендует проводить научно обоснованные 
вмешательства при участии общества, 
здравоохранения и других секторов и 
правительства.

31

Социальная защита

Достижения в области устойчивого развития на 
начальном этапе их реализации связаны с 
достижениями, которые отмечены по 
результатам реализации ЦРТ. Однако не все цели 
в рамках ЦРТ были достигнуты, в связи, с чем 
произошёл их переход в Повестку-2030. 

Вопросы искоренения бедности все еще остаются 
актуальной проблемой, и достижение 
поставленных задач в период до 2030 года лежит 
в основе изменения подходов к решению 
вопросов бедности через решение проблем 
продовольственной безопасности

,

 обеспечения 

энергетической безопасности, вопросов водного

сектора, санитарии и гигиены, изменения 
климата и других ЦУР, влияющих на уровень 
жизни и благосостояние населения.

Основным достижением Таджикистана за 
последние 17 лет стало снижение уровня 
бедности. Важно отметить, что в период 
реализации ЦРТ Таджикистан был включен в 
список 10 стран с самым быстрым темпом 
снижения уровня бедности. С 2000 до 2017 годы 
уровень бедности снизился с 83% до 29,7%, а 
уровень крайней бедности сократился с 73% до 
14%. Уровень крайней бедности в первые два 
года реализации ЦУР снизился с 15,7% до 14% (см 
Рис. 2).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/