РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ЯК-18Т (36 серии) - часть 4

 

 

 

Подготовка

 

к

 

полету

 

 

 

3.12 

вольтметру

 

должно

 

быть

 

не

 

ниже

 27 

В

Проверить

 

работу

 

воздушного

 

винта

 

и

 

регулятора

 

оборотов

для

 

чего

рычагом

 

управления

 

двигателем

 

установить

 

обороты

 70% (

винт

 

в

 

положение

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

); 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

перевести

 

в

 

положение

 

БОЛЬШОЙ

 

ШАГ

 (

полностью

 

на

 

себя

), 

число

 

оборотов

 

при

 

этом

 

должно

 

снизиться

 

до

 53%; 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

перевести

 

в

 

положение

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

 

(

полностью

 

от

 

себя

), 

обороты

 

должны

 

возрасти

 

до

 

первоначальных

 70%. 

При

 

этом

 

допускается

 

кратковременное

 

уменьшение

 

давления

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

 

до

 2 

кгс

/

см

2

 

с

 

последующим

 

его

 

восстановлением

 

за

 8-11 

с

Проверить

 

работу

 

воздушного

 

винта

 

и

 

регулятора

 

числа

 

оборотов

 

на

 

равновесных

 

оборотах

для

 

чего

рычагом

 

управления

 

двигателя

 

установить

 

обороты

 70% (

винт

 

в

 

положении

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

); 

рычагом

 

управления

 

шагом

 

винта

 

установить

 

обороты

 64%; 

плавным

 

перемещением

 

рычага

 

управления

 

двигателем

 

вперед

 

и

 

назад

но

 

не

 

до

 

упоров

убедиться

 

в

 

том

что

 

обороты

 

двигателя

 

остаются

 

неизменными

При

 

резком

 

перемещении

 

рычага

 

управления

 

двигателем

 

вперед

 

и

 

назад

 

число

 

оборотов

 

может

 

соответственно

 

увеличиваться

 

или

 

уменьшаться

 

на

 2-4%, 

но

 

через

 2-3 

с

восстанавливаться

 

до

 

равновесных

 

оборотов

Проверить

 

работу

 

двигателя

 

на

 

взлетном

 

режиме

предварительно

 

полностью

 

затормозив

 

колеса

 

и

 

взяв

 

штурвал

 

полностью

 

на

 

себя

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ОПРОБОВАНИЕ

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

НА

 

РЕЖИМАХ

 

ВЫШЕ

  

НОМИНАЛА

 

ПРОИЗВОДИТСЯ

 

ТОЛЬКО

 

ПРИ

 

НАЛИЧИИ

 

ПОД

 

КОЛЕСАМИ

 

КОЛОДОК

.

 

Для

 

проверки

 

необходимо

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

поставить

 

в

 

положение

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

 

вперед

 

до

 

упора

 (

полностью

 

облегчить

 

винт

); 

рычаг

 

управления

 

двигателем

 

плавно

 

переместить

 

от

 

себя

 

до

 

упора

Показания

 

приборов

 

контроля

 

двигателя

 

должны

 

быть

 

следующие

число

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

, % ................................. 95-99 

давление

 

за

 

нагнетателем

 

избыточное

мм

.

рт

.

ст

. ............. 125

-15

  

давление

 

бензина

кгс

/

см

2

............................................... 0,2-0,5  

давление

 

масла

кгс

/

см

2

.....................................................   4-6  

температура

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

, °

С

...................   40-75 

температура

 

головок

 

цилиндров

 

двигателя

, °

С

не

 

выше

..   220 

температура

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюратор

, °

С

не

 

ниже

    10 

Опробование

 

двигателя

 

на

 

взлетном

 

режиме

 

производить

 

не

 

более

 20-30 

с

Проверить

 

работу

 

двигателя

 

на

 

минимальных

 

оборотах

 (

воздушный

 

винт

 

на

 

малом

 

шаге

рычаг

 

управления

 

двигателем

 

переведен

 

полностью

 

на

 

себя

). 

 

Подготовка

 

к

 

полету

 

 

 

3.13 

 

Двигатель

 

должен

 

работать

 

устойчиво

показания

 

приборов

 

должны

 

быть

 

следующие

число

 

оборотов

 

не

 

более

, % 

             

 

 

      26 

давление

 

масла

 

не

 

менее

кгс

/

см

2

 

           

 

     1,0  

давление

 

бензина

 

не

 

менее

кгс

/

см

   

             0,15  

Во

 

избежание

 

замасливания

 

свечей

 

продолжительность

 

работы

 

двигателя

 

на

 

минимальных

 

оборотах

 

не

 

должна

 

превышать

 5 

мин

Проверить

 

приемистость

 

двигателя

Рычаг

 

управления

 

двигателем

 

плавно

в

 

течение

 2-3 

с

., 

перевести

 

от

 

упора

 

малого

 

газа

 

вперед

 

до

 

упора

при

 

этом

 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

должен

 

быть

 

в

 

положении

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

Переход

 

от

 

минимальных

 

оборотов

 

до

 

взлетного

 

режима

 

должен

 

совершаться

 

плавно

в

 

течение

 

не

 

более

 3 

с

Для

 

обеспечения

 

нормальной

 

приемистости

 

температура

 

головок

 

цилиндров

 

должна

 

быть

 

не

 

ниже

 120°

С

а

 

температура

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

 - 

не

 

менее

 40°

С

На

 

оборотах

 

не

 

менее

 44% 

проверить

 

работу

 

пилотажно

-

навигационного

 

и

 

радиооборудования

  (

см

 

раздел

 8). 

 
 

 

Подготовка

 

к

 

полету

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Эта

 

страница

 

преднамеренно

 

оставлена

 

пустой

 

 

 

 

 

3.14 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  

 

 

4.1 

ПОДГОТОВКА

 

К

 

ВЫРУЛИВАНИЮ

 

И

 

РУЛЕНИЕ

........................... 4.2 

4.2 

ПОДГОТОВКА

 

К

 

ВЗЛЕТУ

 ............................................................ 4.4 

4.3 

ВЗЛЕТ

 

И

 

НАБОР

 

ВЫСОТЫ

.......................................................... 4.5 

4.4 

ВЗЛЕТ

 

С

 

БОКОВЫМ

 

ВЕТРОМ

...................................................... 4.6 

4.5 

НАБОР

 

ВЫСОТЫ

 ......................................................................... 4.7 

4.6 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ

 

ПОЛЕТ

......................................................... 4.9 

4.7 

ПИЛОТАЖ

................................................................................... 4.11 

4.8 

ПОВЕДЕНИЕ

 

САМОЛЕТА

 

НА

 

БОЛЬШИХ

 

УГЛАХ

 

АТАКИ

 

И

  

ПРИ

 

СВАЛИВАНИИ

................................................................... 4.19 

4.9 

ШТОПОР

..................................................................................... 4.20 

4.10 

ПОСАДКА

.................................................................................. 4.24 

4.11 

ОСТАНОВ

 

ДВИГАТЕЛЯ

............................................................. 4.27 

4.12 

ОСОБЕННОСТИ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

СИЛОВОЙ

 

УСТАНОВКИ

  

ПРИ

 

НИЗКИХ

 

ТЕМПЕРАТУРАХ

 

НАРУЖНОГО

 

ВОЗДУХА

  

(+5° 

С

 

И

 

НИЖЕ

) ....................................................................... 4.29 

4.13 

ПРИ

 

ВЫСОКИХ

 

ТЕМПЕРАТУРАХ

 

НАРУЖНОГО

 

ВОЗДУХА

....... 4.31 

4.14 

ОСОБЕННОСТИ

 

ЭКСПЛУАТАЦИИ

 

САМОЛЕТА

 

НА

  

ГРУНТОВЫХ

 

АЭРОДРОМАХ

 

С

 

УПЛОТНЕННЫМ

 

СНЕЖНЫМ

  

ПОКРОВОМ

............................................................................. 4.32 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

2

 

 

4.1 

ПОДГОТОВКА

 

К

 

ВЫРУЛИВАНИЮ

 

И

 

РУЛЕНИЕ

 

 

 

Убедившись

 

в

 

нормальной

 

работе

 

двигателя

приборов

радионавигаци

-

онного

 

оборудования

 

и

 

агрегатов

 

самолета

увеличить

 

обороты

 

коленчатого

 

ва

-

ла

 

двигателя

 

до

 54—57%, 

запросить

 

разрешение

 

на

 

выруливание

Получив

 

разрешение

 

на

 

выруливание

пилот

 

должен

рычагом

 

управления

 

двигателем

 

снизить

 

обороты

 

двигателя

 

до

  

ми

-

нимальных

убедиться

что

 

надежно

 

закрыты

 

и

 

заперты

 

двери

 

кабины

 ; 

установить

 

педали

 

и

 

штурвал

 

управления

 

в

 

нейтральное

 

положение

затормозить

 

колеса

 

и

 

подать

 

команду

: "

Убрать

 

колодки

". 

Получив

 

сигнал

 

от

 

техника

 

самолета

 

об

 

уборке

 

колодок

 

и

убедившись

что

 

стояночное

 

торможение

 

колес

 

отключено

необходимо

при

 

нейтрально

 

ус

-

тановленных

 

штурвале

 

управления

 

и

 

педалях

полностью

 

затормозить

 

колеса

 

основных

 

опор

 

шасси

 

и

 

увеличить

 

обороты

 

двигателя

 

до

 64—68%. 

На

 

этих

 

обо

-

ротах

 

самолет

 

должен

 

удерживаться

 

тормозом

 

на

 

месте

После

 

опробования

 

тормозов

 

снизить

 

обороты

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

до

 

минимальных

 

и

убедившись

что

 

препятствий

 

в

 

направлении

 

руления

 

нет

отпустить

 

тормоза

плавно

 

увеличить

 

обороты

 

двигателя

 

настолько

чтобы

 

са

-

молет

 

сдвинулся

 

с

 

места

начать

 

руление

При

 

необходимости

 (

ухудшенной

 

ви

-

димости

неблагоприятной

 

орнитологической

 

обстановке

 

и

 

т

п

.) 

включить

 

ру

-

лежный

 

или

 

взлетно

-

посадочный

 

свет

 

фары

Время

 

включения

 

взлетно

-

посадочного

 

света

 

фары

 

не

 

должно

 

превышать

 

мин

Во

 

время

 

руления

 

штурвал

 

управления

 

удерживать

 

в

 

нейтральном

 

поло

-

жении

тормозами

 

пользоваться

 

плавно

 

и

 

короткими

 

импульсами

Скорость

 

руления

 

по

 

грунту

 

не

 

должна

 

превышать

 15 

км

/

ч

по

 

бетонно

-

асфальтовой

 

поверхности

 — 

не

 

более

 30 

км

/

ч

Скорость

 

руления

 

на

 

разворотах

 

не

 

должна

 

быть

 

более

 5 

км

/

ч

Вблизи

 

препятствий

по

 

незнакомой

 

местности

по

 

размокшему

 

или

 

не

-

ровному

 

грунту

 

рулить

 

на

 

пониженной

 

скорости

соблюдать

 

максимальную

 

ос

-

мотрительность

 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

3

 

 
 

Приближаясь

 

к

 

взлетной

 

полосе

на

 

предварительном

 

старте

 

необходимо

 

проверить

 - 

легкость

 

хода

 

штурвалов

 

и

 

педалей

 

управления

 

самолетом

;  

 - 

установлен

 

ли

 

триммер

 

РВ

 

в

 

нейтральное

 

положение

 - 

включены

 

ли

 

выключатели

переключатели

 

и

 

автоматы

 

защиты

 

се

-

ти

необходимые

 

для

 

выполнения

 

полетного

 

задания

 - 

исправность

 

авиагоризонтов

 

АГБ

 -28

Р

 

в

 

соответствии

 

с

 

п

. 8.8; 

 - 

осмотреться

 

и

убедившись

что

 

взлетная

 

полоса

 

свободна

 

и

 

нет

 

са

-

молетов

заходящих

 

на

 

посадку

запросить

 

по

 

радио

 

разрешение

 

на

 

вырулива

-

ние

 

для

 

взлета

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

:

 1  

ВЫРУЛИВАНИЕ

 

И

 

РУЛЕНИЕ

 

С

 

ВЫКЛЮЧЕННЫМ

 

АВИАГОРИЗОНТОМ

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

.

 

2  

ВЗЛЕТ

 

САМОЛЕТА

 

РАЗРЕШАЕТСЯ

 

ПРОИЗВОДИТЬ

 

ТОЛЬКО

 

ПО

 

ИСТЕЧЕНИИ

 

ВРЕМЕНИ

 

ГОТОВНОСТИ

 

АВИАГОРИЗОНТА

 

К

 

РАБОТЕ

 — 

НЕ

 

РАНЕЕ

 

ЧЕМ

 

ЧЕРЕЗ

 3 

МИН

 

ПОСЛЕ

 

ВКЛЮЧЕНИЯ

 

АВИАГОРИЗОНТА

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

4

 

 

 

4.2 

ПОДГОТОВКА

 

К

 

ВЗЛЕТУ

 

 

Вырулив

 

на

 

взлетную

 

полосу

прорулить

 

по

 

прямой

 3—5 

м

чтобы

 

устано

-

вить

 

носовое

 

колесо

 

по

 

линии

 

взлета

удерживая

 

самолет

 

на

 

тормозах

прове

-

рить

соответствует

 

ли

 

показание

 

компасов

 RCA-15BK-2-28V 

курсу

 

взлета

установлен

 

ли

 

рычаг

 

управления

 

шагом

 

винта

 

в

 

положение

 

МАЛЫЙ

 

ШАГ

Проверить

 

работу

 

двигателя

 

на

 

оборотах

при

 

которых

 

самолет

 

удер

-

живается

 

на

 

тормозах

и

 

проверить

 

показания

 

приборов

контролирующих

 

работу

 

двигателя

Показания

 

приборов

 

должны

 

быть

 

следующие

температура

 

головок

 

цилиндров

, °

С

 

    

140—190 

температура

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

, °

С

   

    50 - 65 

давление

 

бензина

,  

кгс

/

см

2

 

 

 

 

 

    0,2—0,5 

давление

 

масла

кгс

/

см

2

  

 

 

 

 

 

4—6  

Двигатель

 

должен

 

работать

 

без

 

тряски

 

и

 

хлопков

Убедившись

 

в

 

нормальной

 

работе

 

двигателя

 

и

 

отсутствии

 

препятствий

 

на

 

взлетной

 

полосе

запросить

 

разрешение

 

руководителя

 

полетов

 

на

 

взлет

П р и м е ч а н и е

.

 

В

 

зимних

 

условиях

 

разрешается

 

производить

 

взлет

 

с

 

выключенным

 

подогревом

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюра

-

тор

когда

 

температура

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюратор

 

не

 

ниже

 +10°C. 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

5

 

4.3 

ВЗЛЕТ

 

И

 

НАБОР

 

ВЫСОТЫ

 

 

Получив

 

разрешение

 

на

 

взлет

включить

 

часы

взлетно

-

посадочный

 

свет

 

фары

растормозить

 

колеса

 

и

 

плавным

 

движением

 

перевести

 

рычаг

 

управле

-

ния

 

двигателем

 

на

 

взлетный

 

режим

В

 

процессе

 

разбега

 

штурвал

 

удерживать

 

в

 

нейтральном

 

положении

возникающие

 

развороты

 

парировать

 

плавным

 

отклонением

 

руля

 

направления

По

 

достижении

 

приборной

 

скорости

 105 — 110 

км

/

ч

 

плавным

 

движени

-

ем

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

поднять

 

переднее

 

колесо

 

до

 

взлетного

 

поло

-

жения

 (10 — 15 

см

 

от

 

земли

и

 

удерживать

 

это

 

положение

 

до

 

отрыва

 

самолета

Отрыв

 

самолета

 

от

 

земли

 

происходит

при

 

взлетной

 

массе

 1650 

кг

на

 

приборной

 

скорости

 135 

км

/

ч

-

 

при

 

взлетной

 

массе

 1500 

кг

на

 

приборной

 

скорости

 125 

км

/

ч

После

 

отрыва

 

увеличение

 

приборной

 

скорости

 

до

 160 — 170 

км

/

ч

 

произво

-

дить

 

с

 

постепенным

 

набором

 

высоты

На

 

высоте

 

не

 

менее

 10 

м

 

убрать

 

шасси

для

 

чего

 

необходимо

перевести

 

кран

 

шасси

 

из

 

положения

 

ВЫП

в

 

положение

 

УБР

., 

не

 

за

-

держивая

 

кран

 

шасси

 

в

 

нейтральном

 

положении

проверить

 

уборку

 

шасси

 

по

 

загоранию

 

желтых

 

сигнальных

 

ламп

 

и

 

по

 

уборке

 

механических

 

указателей

при

 

этом

 

зеленые

 

сигнальные

 

лампы

 

должны

 

погаснуть

После

 

уборки

 

шасси

 

на

 

высоте

 

не

 

менее

 50 

м

выключить

 

фару

устано

-

вить

 I 

номинальный

 

режим

 

работы

 

двигателя

 

для

 

набора

 

высоты

число

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 — 82 %; 

рычаг

 

управления

 

двигателем

 — 

от

 

себя

 

до

 

упора

Набор

 

высоты

 

производить

 

на

 

скорости

 170 

км

/

час

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

.  

НЕПРЕРЫВНАЯ

 

РАБОТА

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

НА

      

ВЗЛЕТНОМ

 

РЕЖИМЕ

 

ДОПУСКАЕТСЯ

 

НЕ

 

БОЛЕЕ

 5 

МИН

 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

6

 

 

4.4 

ВЗЛЕТ

 

С

 

БОКОВЫМ

 

ВЕТРОМ

 

 

 

Особенностью

 

взлета

 

с

 

боковым

 

ветром

 

является

 

то

что

 

с

 

самого

 

начала

 

разбега

 

штурвал

 

управления

 

нужно

 

отклонить

 

в

 

сторону

откуда

 

дует

 

ветер

Это

 

необходимо

 

для

 

сохранения

 

равномерной

 

нагрузки

 

на

 

основные

 

колеса

 

шасси

а

 

также

 

в

 

целях

 

предупреждения

 

образования

 

крена

Стремление

 

к

 

развороту

 

против

 

ветра

 

необходимо

 

парировать

 

отклоне

-

нием

 

руля

 

направления

По

 

мере

 

нарастания

 

скорости

 

и

 

возрастания

 

эффективности

 

элеронов

 

штурвал

 

управления

 

постепенно

 

убирается

 

ближе

 

к

 

нейтральному

 

положению

с

 

тем

 

чтобы

 

не

 

допустить

 

отрыва

 

самолета

 

от

 

земли

 

с

 

одного

 

колеса

По

 

достижении

 

приборной

 

скорости

 105 - 110 

км

/

ч

 

плавным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

поднять

 

переднее

 

колесо

 

до

 

взлетного

 

положе

-

ния

Скорость

 

отрыва

 

самолета

 

при

 

взлете

 

с

 

боковым

 

ветром

 

должна

 

быть

 

на

 

5—10 

км

/

ч

 

больше

чем

 

в

 

обычном

 

полете

Направление

 

после

 

отрыва

 

и

 

в

 

наборе

 

высоты

 

выдерживать

 

изменением

 

курса

 

полета

 

самолета

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

7

 

 

 

4.5 

НАБОР

 

ВЫСОТЫ

 

 

Набор

 

высоты

 

до

 

Н

=3000 

м

 

выполнять

 

на

 I 

номинальном

 

режиме

 

ра

-

боты

 

двигателя

 (

n

=82%) 

на

 

приборной

 

скорости

:  

- 170 

км

/

ч

 

до

 1000 

м

- 165  

км

/

ч

 

до

 2000 

м

- 160  

км

/

ч

 

до

 3000 

м

В

 

наборе

 

высоты

 

снять

 

триммером

 

нагрузку

 

со

 

штурвала

 

и

 

проверить

 

показания

 

приборов

контролирующих

 

работу

 

двигателя

При

 

наборе

 

высоты

 

постоянно

 

следить

 

за

 

температурным

 

режимом

 

двигателя

сохраняя

 

его

 

в

 

рекомендуемых

 

пределах

температура

 

головок

 

цилиндров

 140—190°

С

-

 

температура

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

 50—65°

С

Максимальная

 

температура

 

головок

 

цилиндров

 

при

 

длительной

 

работе

 

двигателя

 - 220°

С

максимально

 

допустимая

 

в

 

течение

 

не

 

более

 15 

минут

 

не

-

прерывной

 

работы

 

двигателя

 - 240

°

С

Максимальная

 

температура

 

входящего

 

масла

 - 75°

С

максимально

 

допустимая

 

в

 

течение

 

не

 

более

 15 

мин

 

непре

-

рывной

 

работы

 

двигателя

 -  85°

С

Если

 

в

 

наборе

 

высоты

 

температурный

 

режим

 

двигателей

 

превышает

 

допустимые

 

пределы

 

при

 

полностью

 

открытых

 

жалюзи

 

капота

 

и

 

створках

 

маслорадиатора

пилот

 

должен

 

перевести

 

самолет

 

в

 

горизонтальный

 

полет

 

и

 

снизить

 

режим

 

работы

 

двигателя

Для

 

снижения

 

режима

 

работы

 

двигателя

 

в

 

наборе

 

высоты

 

сначала

 

уменьшить

 

угол

 

набора

после

 

этого

 

уменьшить

 

давление

 

наддува

 

рычагом

 

управления

 

двигателем

а

 

затем

 — 

число

 

оборотов

 

двигателя

 

рычагом

 

управле

-

ния

 

шагом

 

винта

Если

 

принятые

 

меры

 

не

 

приводят

 

к

 

понижению

 

температуры

 

масла

 

и

 

го

-

ловок

 

цилиндров

пилот

 

должен

 

прекратить

 

выполнение

 

задания

доложить

 

по

 

радио

 

руководителю

 

полетов

 

и

 

в

 

зависимости

 

от

 

сложившейся

 

обстановки

 

про

-

извести

 

посадку

 

на

 

своем

 

или

 

запасном

 

аэродроме

 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

8

 

 
 
 

В

 

наборе

 

высоты

 

показания

 

приборов

контролирующих

 

работу

 

двигате

-

ля

должны

 

быть

 

следующие

число

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

 , %............. 82 

давление

 

масла

кгс

/

см

2

  ............................... 4—6  

давление

 

бензина

 , 

кгс

/

см

2

............................ 0,2—0,5 

температура

 

воздуха

 

на

................................. 

входе

 

в

 

карбюратор

°

 

С

не

 

ниже

....................   +10 

При

 

непреднамеренном

 

попадании

 

самолета

 

в

 

зону

 

обледенения

 

необ

-

ходимо

 

включить

 

ОБОГРЕВ

 

ПВД

ЧАСЫ

ОБОГРЕВ

 

Д

.

С

., 

проконтролировать

 

включение

 

подогрева

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюратор

доложить

 

руководите

-

лю

 

полетов

 

и

 

изменить

 

направление

 

или

 

высоту

 

полета

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

:  

ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ

 

ПОЛЕТЫ

 

В

 

УСЛОВИЯХ

 

ОБЛЕДЕНЕНИЯ

 

НА

 

САМОЛЕТЕ

 

ЗАПРЕЩАЮТСЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

9

 

 
 

4.6 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ

 

ПОЛЕТ

 

 

После

 

набора

 

заданной

 

высоты

 

установить

 

число

 

оборотов

 

и

 

давление

 

наддува

 

двигателя

 

в

 

соответствии

 

с

 

выбранным

 

режимом

который

 

был

 

ранее

 

определен

 

при

 

составлении

 

плана

 

полета

При

 

выполнении

 

полетов

 

по

 

кругу

 

как

 

с

 

выпущенным

так

 

и

 

с

 

убранным

 

шасси

 

приборную

 

скорость

 

в

 

горизонтальном

 

полете

 

рекомендуется

 

выдержи

-

вать

 170-180 

км

/

ч

При

 

нормальных

 

условиях

 

работы

 

двигателя

 

в

 

горизонтальном

 

полете

 

по

-

казания

 

приборов

контролирующих

 

работу

 

двигателя

должны

 

быть

 

следую

-

щие

температура

 

головок

 

цилиндров

, °

С

  

 

140—190  

температура

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

, °

С

  

 

 50—65  

давление

 

масла

 

на

 

входе

 

в

 

двигатель

кгс

/

см

2

 

 

 4—6  

давление

 

топлива

 

перед

 

карбюратором

кгс

/

см

2

  

 

 0.2-0.5  

температура

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

карбюратор

, °

С

не

 

ниже

     +10 

 

П р и м е ч а н и е

.  

При

 

любом

 

режиме

 

работы

 

двигателя

 

и

 

независимо

 

от

 

высоты

 

полета

 

давление

 

масла

 

должно

 

быть

 

не

 

менее

 4 

кгс

/

см

2

за

 

исключением

 

работы

 

двигателя

 

на

 

мини

-

мальном

 

числе

 

оборотов

при

 

которых

 

давление

 

масла

 

должно

 

быть

 

не

 

менее

 1,0 

кгс

/

см

2

В

 

теплую

 

погоду

 

подогрев

 

воздуха

поступающего

 

в

 

карбюратор

дол

-

жен

 

быть

 

выключен

так

 

как

 

высокая

 

температура

 

воздуха

поступающего

 

в

 

карбюратор

вызывает

 

падение

 

мощности

 

двигателя

Во

 

всех

 

случаях

 

горизонтального

 

полета

 

в

 

условиях

 

повышенной

 

влажности

 

воздуха

а

 

также

 

в

 

случае

 

когда

 

температура

 

воздуха

входяще

-

го

 

в

 

карбюратор

ниже

 +10°

С

включить

 

подогрев

 

воздуха

 

на

 

входе

 

в

 

кар

-

бюратор

Расход

 

топлива

 

в

 

полете

 

контролировать

 

по

 

показаниям

 

топливомеров

расходомера

 FS-450 

и

 

часам

.  

При

 

остатке

 

топлива

 

в

 

каком

-

либо

 

баке

 15 

л

 

загораются

 

сигнальные

 

табло

  "

ОСТ

ТОПЛ

. 15 

л

 

ПРАВ

", 

или

 "

ОСТ

ТОПЛ

. 15 

л

  

ЛЕВ

". 

 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

10

 

 

В

 

полете

 

регулировать

 

мощность

 

двигателя

 

рекомендуется

 

в

 

следую

-

щем

 

порядке

 

Для

 

уменьшения

 

мощности

 (

режима

): 

уменьшить

 

давление

 

наддува

уменьшить

 

число

 

оборотов

 

коленчатого

 

вала

 

двигателя

 

до

 

заданных

отрегулировать

 

давление

 

наддува

 

Для

 

увеличения

 

мощности

увеличить

 

число

 

оборотов

 

двигателя

 

до

 

заданных

увеличить

 

давление

 

наддува

При

 

продолжительном

 

полете

 

на

 

установившихся

 

режимах

при

 

низ

-

ких

 

температурах

 

окружающего

 

воздуха

во

 

избежание

 

загустевания

 

масла

 

в

 

цилиндре

 

втулки

 

винта

рекомендуется

 

периодически

через

 

каждые

  

20—30 

мин

 

полета

рычагом

 

управления

 

шагом

 

винта

 

переводить

 

винт

 

с

 

малого

 

шага

 

на

 

большой

изменяя

 

число

 

оборотов

 

в

 

пределах

 55—67%. 

В

 

полете

 

периодически

 

контролировать

 

работу

 

генератора

 

по

 

светосиг

-

нализатору

 "

ОТКАЗ

 

ГЕНЕР

и

 

уровню

 

напряжения

Не

 

реже

 

одного

 

раза

 

за

 

полет

а

 

при

 

длительных

 

полетах

 

не

 

реже

чем

 

через

 1 

ч

 

полета

 

контролировать

 

зарядный

 

ток

 

аккумуляторной

 

батареи

 

по

 

вольтамперметру

 2DA10-20. 

Если

 

величина

 

зарядного

 

тока

 

равна

 

или

 

более

 

30

А

немедленно

 

выключить

 

аккумуляторную

 

батарею

 

и

 

не

 

включать

 

ее

 

до

 

окончания

 

полета

В

 

случае

 

отказа

 

генератора

 

постоянного

 

тока

 

ранее

 

отключенную

 

акку

-

муляторную

 

батарею

 

вновь

 

подключить

 

к

 

бортсети

 

и

 

продолжать

 

полет

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

рекомендациями

 

подраздела

 5.7. 

После

 

окончания

 

полета

 

аккумуляторную

 

батарею

 

необходимо

 

 

снять

 

с

 

самолета

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

11

 

 

 

4.7 

ПИЛОТАЖ

 

 

 

Самолет

 

ЯК

-18

Т

 

с

 

двигателем

 

М

-14

П

 

позволяет

 

выполнять

 

все

 

фигуры

 

простого

 

и

 

сложного

 

пилотажа

Состав

 

экипажа

 

и

 

высота

 

полета

 

в

 

зону

 

на

 

пилотаж

 

в

 

каждом

 

конкрет

-

ном

 

случае

 

должны

 

определяться

 

полетным

 

заданием

При

 

выполнении

 

полетов

 

на

 

пилотаж

 

полетная

 

масса

 

самолета

 

не

 

должна

 

превышать

 1550 

кг

количество

 

членов

 

экипажа

 – 

не

 

более

 

двух

 

человек

При

 

пилотаже

 

вывод

 

фигур

 

заканчивать

 

на

 

высоте

 

не

 

ниже

 1000 

м

При

 

правиль

-

ном

 

выполнении

 

фигур

 

пилотажа

 

перегрузка

 

не

 

превышает

 4. 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Я

:

1

 

ПЕРЕД

 

ВЫПОЛНЕНИЕМ

 

ПРОСТОГО

 

И

 

СЛОЖНОГО

 

ПИЛОТАЖА

 

БАЛАНСИРОВАТЬ

 

САМОЛЕТ

 

НА

 

ПРИБОРНОЙ

 

СКОРОСТИ

 

 180 

КМ

/

Ч

 

И

 

УСТАНОВИТЬ

 

ЧАСТОТУ

 

ВРАЩЕНИЯ

 

КОЛЕНЧАТОГО

 

ВАЛА

 

ДВИГАТЕЛЯ

 82 %. 

2  

ДЛЯ

 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

 

НЕДОПУСТИМОЙ

 

РАСКРУТКИ

 

ДВИГАТЕЛЯ

 

ПРИ

 

ВЫПОЛНЕ

-

НИИ

 

ФИГУР

 

ПРОСТОГО

 

И

 

СЛОЖНОГО

 

ПИЛОТАЖА

 

НЕ

 

ПРЕВЫШАТЬ

 

СКОРОСТИ

 

300 

КМ

/

Ч

ПРИ

 

ВЫПОЛНЕНИИ

 

ФИГУР

 

ПИЛОТАЖА

 

ВОЗМОЖНО

 

ЗАГОРАНИЕ

 

СВЕТОСИГНАЛИ

-

ЗАТОРОВ

 

СКОРОСТЬ

 

МАЛА

 

И

 

СРЫВ

 

В

 

МИГАЮЩЕЕ

 

РЕЖИМЕ

А

 

ТАКЖЕ

 

СРАБАТЫВАНИЕ

 

ЗВУКОВОЙ

 

СИГНАЛИЗАЦИИ

 

В

 

АВИАГАРНИТУРАХ

 

ПИЛОТОВ

 

При

 

выполнении

 

фигур

 

пилотажа

 

в

 

случае

 

непреднамеренного

 

уменьше

-

ния

 

скорости

 

полета

 

и

 

загорании

 

светосигнализаторов

  "

СКОРОСТЬ

 

МАЛА

и

 

"

СРЫВ

с

 

одновременным

 

появлением

 

звукового

 

сигнала

 

в

 

авиагарнитурах

 

не

-

обходимо

 

уменьшить

 

темп

 

взятия

 

штурвала

 

на

 

себя

 

до

 

пропадания

 

световой

 

и

 

звуковой

 

сигнализации

.  

 
 
 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

12

 

 

Вираж

 

с

 

креном

 

до

 45° 

 

 

Перед

 

вводом

 

в

 

вираж

 

установить

 

режим

 

работы

 

двигателя

 82 % 

и

 

при

-

борную

 

скорость

 180 

км

/

ч

После

 

этого

 

плавным

координированным

 

движением

 

штурвала

 

управле

-

ния

 

и

 

педалей

 

ввести

 

самолет

 

в

 

вираж

поддерживая

 

заданную

 

скорость

 

полета

 

увеличением

 

наддува

Величину

 

крена

 

определять

 

по

 

положению

 

капота

 

и

 

передних

 

частей

 

фо

-

наря

 

самолета

 

относительно

 

горизонта

 

и

 

контролировать

 

это

 

положение

 

по

 

по

-

казанию

 

авиагоризонтов

Когда

 

заданный

 

крен

 

и

 

необходимая

 

угловая

 

скорость

 

будут

 

достигнуты

необходимо

 

поддержать

 

крен

несколько

 

отклоняя

 

штурвал

 

управления

 

в

 

сто

-

рону

противоположную

 

развороту

и

 

на

 

себя

одновременно

 

движением

 

педали

 

против

 

вращения

 

устранить

 

стремление

 

самолета

 

увеличивать

 

скорость

 

враще

-

ния

не

 

допуская

 

скольжения

Правильность

 

выполнения

 

виража

 

контролиро

-

вать

 

по

 

шарику

 

указателя

 

скольжения

 

на

 

приборе

 

ЭУП

-53. 

За

 20—30° 

до

 

намеченного

 

ориентира

 

плавным

 

координированным

 

дви

-

жением

 

педалей

 

и

 

штурвала

 

управления

 

в

 

сторону

обратную

 

вращению

 

само

-

лета

начать

 

вывод

 

из

 

виража

незначительно

 

отжимая

 

штурвал

 

от

 

себя

Когда

 

самолет

 

прекратит

 

вращение

 

и

 

выйдет

 

из

 

крена

поставить

 

рули

 

в

 

нейтральное

 

положение

поддерживая

 

заданную

 

скорость

 

полета

 

необходимым

 

уменьшени

-

ем

 

наддува

Самолет

 

на

 

виражах

 

устойчив

 

и

 

легко

 

переходит

 

из

 

одного

 

виража

 

в

 

дру

-

гой

 

Вираж

 

с

 

креном

 60

° 

Перед

 

вводом

 

в

 

глубокий

 

вираж

 

установить

 

частоту

 

вращения

 

коленчато

-

го

 

вала

 

двигателя

 82 % 

и

 

увеличить

 

приборную

 

скорость

 

до

 200 

км

/

ч

В

 

глубо

-

кий

 

вираж

 

самолет

 

вводится

 

так

 

же

как

 

и

 

в

 

мелкий

По

 

мере

 

увеличения

 

кре

-

на

 

плавно

 

увеличивать

 

наддув

 

с

 

таким

 

расчетом

чтобы

 

при

 

крене

 45-50° 

он

 

был

 

дан

 

полностью

При

 

достижении

 

крена

 45° 

и

 

дальнейшем

 

его

 

увеличении

 

штурвал

 

управ

-

ления

 

необходимо

 

незначительно

 

выбирать

 

на

 

себя

 

и

 

ослаблять

 

нажим

 

на

 

пе

-

даль

отклоненную

 

при

 

вводе

 

в

 

вираж

При

 

крене

 60° 

соразмерными

 

координированными

 

движениями

 

штурва

-

ла

 

управления

 

и

 

педалей

 

удерживать

 

самолет

 

в

 

режиме

 

виража

Штурвалом

 

управления

 

сохранять

 

угловую

 

скорость

 

вращения

 

и

 

крен

а

 

педалями

 

удержи

-

вать

 

нормальное

 

положение

 

капота

 

отностительно

 

горизонта

В

 

ходе

 

виража

 

не

 

допускать

 

перетягивания

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

При

 

перетягивании

 

штурвала

 

на

 

вираже

 

у

 

самолета

 

появляется

 

незначительная

 

тряска

при

 

отдаче

 

Выполнение

 

полета

 

 

 

 

4

.

13

 

штурвала

 

управления

 

от

 

себя

 

тряска

 

самолета

 

прекращается

.  

Вывод

 

из

 

виража

 

начинать

 

за

 30-35° 

до

 

намеченного

 

ориентира

 

коорди

-

нированными

 

движениями

 

штурвала

 

управления

 

и

 

педалей

отклоняя

 

их

 

в

 

сто

-

рону

обратную

 

вращению

 

самолета

при

 

этом

 

штурвал

 

управления

 

одновре

-

менно

 

отжимать

 

от

 

себя

После

 

вывода

 

самолета

 

в

 

горизонтальный

 

полет

 

педа

-

ли

 

и

 

штурвал

 

управления

 

поставить

 

в

 

нейтральное

 

положение

поддерживая

 

заданную

 

скорость

 

полета

 

уменьшением

 

наддува

.

 

Восьмерка

 

Восьмерка

 – 

это

 

два

 

виража

 

противоположного

 

направления

связанные

 

быстрым

энергичным

 

переходом

 

из

 

одного

 

виража

 

в

 

другой

Из

 

виража

 

в

 

вираж

самолет

 

переводится

 

легко

но

 

при

 

перекладывании

 

необходимо

 

незначительно

 

отжимать

 

штурвал

 

управления

 

на

 

себя

чтобы

 

со

-

хранить

 

скорость

По

 

мере

 

уменьшения

 

крена

 

при

 

выводе

 

из

 

первого

 

виража

 

наддув

 

двига

-

теля

 

уменьшается

 

до

 480-500 

мм

 

рт

ст

., 

а

 

при

 

вводе

 

во

 

второй

 

вираж

 

увеличи

-

вается

 

до

 

полного

Выполнение

 

восьмерки

 

требует

 

большого

 

внимания

 

и

 

точной

 

координа

-

ции

 

движений

 

рулями

 

управления

Восьмерку

 

выполнять

с

 

креном

 

до

 45° 

на

 

приборной

 

скорости

 180 

м

/

ч

с

 

креном

 

до

 60° 

на

 

приборной

 

скорости

 200 

м

/

ч

Боевой

 

разворот

 

Перед

 

вводом

 

в

 

боевой

 

разворот

 

необходимо

 

осмотреть

 

воздушное

 

про

-

странство

убедиться

что

 

вблизи

 

нет

 

других

 

самолетов

и

 

наметить

 

ориентир

 

для

 

вывода

Для

 

выполнения

 

боевого

 

разворота

 

установить

 

частоту

 

вращения

 

колен

-

чатого

 

вала

 82  % , 

дать

 

полностью

 

наддув

 

и

 

с

 

небольшим

 

снижением

 

увели

-

чить

 

приборную

 

скорость

 

до

 280 

м

/

ч

после

 

чего

 

плавным

 

движением

 

штурва

-

ла

 

управления

 

на

 

себя

 

подвести

 

капот

 

к

 

линии

 

горизонта

затем

 

энергичным

 

и

 

координированным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

на

 

себя

 

и

 

в

 

сторону

 

бое

-

вого

 

разворота

 

с

 

одновременным

 

движением

 

педалей

 

в

 

ту

 

же

 

сторону

 

перевес

-

ти

 

самолет

 

в

 

набор

 

высоты

 

по

 

восходящей

 

спирали

 

с

 

начальным

 

креном

 15-20° 

и

 

перегрузкой

 3,5-4. 

Темп

 

ввода

 

в

 

боевой

 

разворот

 

должен

 

быть

 

таким

чтобы

 

после

 

разворота

 

на

 130° 

самолет

 

имел

 

крен

 

и

 

угол

 

набора

 

высоты

 50°, 

при

 

дальнейшем

 

разворо

-

те

 

удерживать

 

это

 

положение

Развернувшись

 

на

 

угол

 150° (

за

 30° 

до

 

ориентира

 

вывода

), 

одновременным

 

движением

 

штурвала

 

управления

 

и

 

педали

 

в

 

сторону

противоположную

 

развороту

выводить

 

самолет

 

из

 

разворота

 

так

чтобы

 

при

-

борная

 

скорость

 

при

 

выводе

 

была

 

не

 

менее

 150 

км

/

ч

одновременно

 

неболь

-

шим

 

отклонением

 

штурвала

 

от

 

себя

 

обеспечить

 

положение

 

капота

 

относительно

 

горизонта

 

такое

 

же

как

 

при

 

горизонтальном

 

полете

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..