|
|
содержание .. 41 42 43 44 ..
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Студенты должны ЗНАТЬ: - основные понятия и термины, - цель сестринского процесса, - этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа, - значение стандартных планов ухода за пациентом, - структуру примерной учебной сестринской документации к осуществлению сестринского процесса.
УМЕТЬ: - объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Дайте определение понятия «сестринский процесс». 2. Сформулируйте цель сестринского процесса. 3. Перечислите этапы сестринского процесса 4. Кратко опишите содержание I этапа сестринского процесса, его значение. Назовите источники информации о пациенте. Учение об основных жизненно-важных потребностях человека как фундамент сестринского обследования. 5. Кратко опишите содержание II этапа сестринского процесса. Дайте определение термина «проблема пациента». Охарактеризуйте различия между проблемой пациента и медицинским (врачебным) диагнозом. Приведите классификацию проблем пациента. Приоритетные проблемы пациента. 6. Кратко опишите содержание III этапа сестринского процесса. Определение целей сестринского вмешательства по приоритетным проблемам пациента, их значение. Требования к формулированию целей ухода. Виды и компоненты целей. Некоторые примеры целей сестринских вмешательств. Индивидуальный план ухода за пациентом. Значение стандартных планов клинического ухода за пациентом при написании индивидуального плана. Согласование целей и плана ухода с пациентом и его семьей. 7. Кратко опишите содержание IV этапа сестринского процесса. Типы и методы сестринских вмешательств. 8. Кратко опишите содержание V этапа сестринского процесса. Момент оценки. Три аспекта оценки. Коррекция ухода в случае необходимости. 9. Охарактеризуйте структуру и значение документации к осуществлению сестринского процесса. 10. Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Сострадание сердце утешает, но помогает сострадание разума» В. Швебель
Сестринский процесс является одним из основных понятий современной концепции сестринского дела. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за пять десятилетий полностью доказала свою эффективность. В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики в 50-ти странах мира. Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от медсестры умения индивидуализировать, систематизировать уход. Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами. Цель сестринского процесса - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Другими словами: цель сестринского процесса - помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой. Эту же мысль можно выразить по-другому: цель сестринского процесса - подержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен. Сестринский процесс подразделяется па 5 этапов: 1) сестринское обследование; 2) сестринская диагностика, или постановка сестринских проблем; 3) планирование ухода; 4) реализация (выполнение) плана ухода; 5) оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – СБОР ИНФОРМАЦИИ
Уход является квалифицированным в том случае, если он отвечает трем необходимым требованиям: - научность; - системность; - индивидуальность. Очевидно, что для реализации этих требований медсестра должна ясно представлять себе пациента во всем своеобразии его личностной, житейской, клинической и социальной ситуации. Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача: - расспрос пациента; - физическое исследование пациента по органам и системам; - знакомство с медицинской историей болезни; - беседа с врачом; - беседа с родственниками пациента; - чтение медицинской и специальной литературы по уходу. Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели. Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления. Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей сестринской компетенции, постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушений функций различных, органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функции организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями наличия патологическою процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон. Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться. Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?
Запомните! В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях
Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога Л. Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей: ДЫШАТЬ ЕСТЬ ПИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ДВИГАТЬСЯ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ) ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ БЫТЬ ЧИСТЫМ ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ ОБЩАТЬСЯ иметь жизненныЕ ценности РАБОТАТЬ ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Сестра, и силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функции дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью. Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт се пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить сто причины,- другими словами, оценить по специальной методике сестринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей. Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным. Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования. Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После первичной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра в перечне потребностей отмечает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае. Документация к осуществлению сестринского процесса - своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса. Иногда ее называют сестринской историей болезни.
Сестринская история болезни - зеркало квалификации и уровня мышления медицинской сестры
ВТОРОЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ
Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось и Америке, в середине 50-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц. Сестринский диагноз - это описание характера существующей или потенциальной реакции пациента па нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой. Другими словами, сестринский диагноз - симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях это - жалобы патента. Например, при медицинском диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией. Очень важно попять, что в центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой-либо потребности.
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:
Приведите свои собственные примеры.
Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие необходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.
Различие медицинского и сестринского диагнозов:
Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловленна не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.
Классификация сестринских проблем:
1) физиологические 2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)
Некоторые примеры:
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: - недостаточное или избыточное питание, - снижение защитных функций организма, - острая или хроническая боль, - отеки или обезвоживание, - застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, дыхательная недостаточность, кровохарканье, - сердечная недостаточность, - запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике), - острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи, - нарушение целостности кожного покрова, нарушение глотания, - кожный зуд, - недостаточная самогигиена, - обессиливание, - нарушение речи, памяти, внимания, - лихорадка. - дефицит самоухода.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: - дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о рациональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни...); - страх, тревога, беспокойство; - дефицит досуга; - дефицит семейной поддержки; - дефицит общения; - недоверие медперсоналу; - отказ от приема лекарства; - неэффективное исполнение лечебной схемы; - нарушение представления о споем внешнем облике; - неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов; - дефицит внимания к будущему ребенку; - конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента; - страх смерти; - чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания; - чувство ложного стыда.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: - социальная изоляция; - беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность.
1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть, уже сейчас). Например: одышка, отеки, дефицит досуга. 2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода).
Примеры потенциальных сестринских проблем: - риск возникновения пролежней у неподвижного пациента; - риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жидким стулом; - риск падения и травм у пациента с головокружением; - риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств; - риск суицидальной попытки (самоубийство). Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие пли возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния этого больного?» Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента. Затем устанавливает приоритеты. Приоритеты - это первоочередные, самые важные проблемы пациента. Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределении времени и сил медсестры, их не должно быть много - не более 2-3-х. Следует помнить, что приоритетными могут быть как настоящие, так и потенциальные сестринские проблемы. Критерии выбора приоритетов: 1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развитии легочного кровотечения. 2. Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является него главным сейчас, самым мучительным. Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку, как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой. 3. Проблемы, способные принести к различным осложнениям и ухудшению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у неподвижного пациента. 4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента.
третий этап – планироваНИЕ ухода
Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода. Постановка целей необходима по двум причинам: 1) указание направления для индивидуального сестринского вмешательства, 2) использование для определения степени эффективности вмешательства. Требования к постановке целей: 1) Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня па 10 кг. 2) Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели. По срокам существует 2 вида целей: а) краткосрочные (меньше одной недели); б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки). 3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции. Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача. Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки». 4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры. Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина. Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю. Каждая цель включает 3 компонента: 1) действие; 2) критерии: дата, время, расстояние; 3) условие: с помощью кого/чего-либо. Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью костылей 10 метров через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в присутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10 метров через неделю» - критерий. После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме пациента.
Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить па вопросы - что она может сделать для пациента поданной проблеме? Как облегчить его положение?
ВНИМАНИЕ! План обязательно должен быть конкретным, недопустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если Вы планируете провести беседу с пациентом, Вы должны записать тезисы этой беседы.
Например, по приоритетной проблеме пациента «острая боль в животе» цель может быть сформулирована следующим образом: поддерживать боль на уровне терпения всё время до операции. План: 1) Медсестра придаст пациенту удобное положение, облегчающее боль. 2) Медсестра обеспечит прием болеутоляющих средств каждые два часа, в соответствии с назначением врача. 3) Медсестра обучит пациента технике релаксации (расслабление). 4) Медсестра применит словесное внушение и отвлечение. При составлении плана ухода медсестра может руководствоваться соответствующим СТАНДАРТОМ сестринского вмешательства, если под стандартом понимать перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме. Например, ознакомьтесь с примерным СТАНДАРТОМ сестринских вмешательств при проблеме «стул со склонностью к запорам». Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам. Цели: Краткосрочная - у пациента будет стул не реже одного раза в два дня (время индивидуально). Долгосрочная - пациент продемонстрирует знания о способах борьбы запорами к моменту выписки. Характер сестринского вмешательства: 1) обеспечить кисломолочную растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) - диета № 3; 2) обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2-х литров в день; 3) попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак); 4) обеспечить достаточную двигательную активность пациенту; 5) обеспечить прием слабительных и постановку опорожнительных клизм по назначению врача; 6) регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации; 7) обучить пациента особенностям питания при запорах, рекомендовать, расширение режима двигательной активности. Стандарт создается в помощь медсестре, это справочник, но следует помнить, что в стандарте невозможно предусмотреть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применять необдуманно, слепо. Еще Петр I предостерегал: «Не держись за устав, как слепой за плетень». Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника, много жидкости и, постановка очистительных клизм объемом в 1,5-2 л - пациенту с запорами на фоне отеков, а расширение двигательной активности - пациенту с запорами и травмой позвоночника. Формальные стандарты облегчают работу медсестры, но никогда не заменят ее самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны лишь па работу в ТИПИЧНОЙ ситуации - со среднестатистическим, а не с конкретным пациентом. От медсестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной практической ситуации. Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода, либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартом, но она должна уметь аргументировать свою точку зрения. Методы возможных сестринских вмешательств, то есть, какого рода сестринская помощь может планироваться медицинской сестрой: - оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни; - выполнение технических манипуляций; - оказание психологической помощи и поддержки; - обучение и консультирование пациента и членов его семьи; - профилактика осложнений и укрепление здоровья; - меры по спасению жизни; - создание терапевтической среды, благоприятной для удовлетворения основных потребностей человека, в частности, потребности в свободе и независимости, безопасности, общении и других. Например: медсестра познакомит пациента с человеком, который успешно перенес предстоящую ему операцию, тем самым, способствуя удовлетворению потребности избегать опасности. Акцент сестринского вмешательства - это всегда дефицит способности пациента поддерживать свое состояние, то есть функционировать независимо. После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Одновременно медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей, и вместе с пациентом определяет пути их достижения. План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса, что обеспечивает: 1) продуманность, последовательность, систему в оказании сестринской помощи; 2) преемственность и координацию ухода между сестрами-координаторами и сестрами-манипуляторами; 3) легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА
Все, что медсестра наметила сделать па бумаге, теперь она должна претворять в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью. Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств: - зависимые; - независимые; - взаимозависимые.
ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотика каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка. Однако сестра в этом том случае не должна автоматически выполнить указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д. Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.
НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры: 1) оказание помощи пациенту в самообслуживании, 2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ, 3) обучение и консультирование пациента и его семьи, 4) организация досуга пациента.
ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
- сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом пли инструктором ЛФК, когда действия сторон одинаково важны для достижения конечного результата. Примером может служить случай реанимационных мероприятий. Кто важнее - тот, кто осуществляет искусственную вентиляцию легких или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?
ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА
Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента. Основные аспекты оценки: - оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода; - обследование ответной реакции пациента па медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент? - Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны? - активный поиск и оценка новых проблем. Вчера Вашего пациента больше всего беспокоила бессонница, а сегодня у него сильнейшая головная боль, и Вы должны реагировать на это. Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату. Например: Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5.09 Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его результаты правильно 5.09. Цель достигнута. Подпись медсестры.
Когда стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выяснить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс повторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи. Например, при обучении измерению артериального давления медсестра обнаруживает: пациент не видит обозначения на шкале тонометра, либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных па I этапе, сформулирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель - обучить членов семьи пациента, и в соответствии с этим - пересматривает сроки и намечает план обучения. Таким образом, сестринский процесс - необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса - пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с медперсоналом.
ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
1) системность, тщательная продуманность и спланированность предоставляемого сестринского ухода; 2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента; 3) научность, возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности; 4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода; 5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме нациста; 6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом; 7) универсальность метода.
Сестринский процесс есть способ (метод) организации деятельности медсестры, содержание этой деятельности не имеет принципиального значения. Это значит, что метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, Домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ! Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться о качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях
Сестринский процесс - краткий доклад
План:
Преимущества внедрения сестринского процесса:
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
5 этап: оценка качества и эффективности действия медицинской сестры. 1 этап Сестринское обследование пациента: Уход является квалифицированным, если отвечает 3 необходимым требованиям: научности, системности, индивидуальности. Для медицинской сестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешнее проявление заболевания, как результат нарушения функции организма и основная причина дискомфорта. Сестринское обследование делится на субъективное и объективное. Субъективное обследование (распрос) включает: паспортные данные пациента; диагноз врача; жалобы в настоящее время; историю болезни пациента; социальные сведения и условия жизни; аллергологический и гинекологический алергоанамнез, её легализация, характер, интенсивность, длительность, реакция на боль и так далее. Источнику субъективного обследования: больной; его окружение (родственники, сослуживцы, очевидцы), бригада скорой помощи; медицинских работников сдающих смены; медицинская документация (справки, выписки, амбулаторная карта); чтение медицинской литературы. Объективное обследование (осмотр): рост, масса тела, отеки (локализация); выражение лица, сознание; положение в постели; состояние кожи и слизистых оболочек; костномышечная система; температура тела; частота дыхательных движений (ЧДД); характеристика дыхания;/артериальное давление (АД); пульс; естественные отправления, состояние органов чувств; память; наличие протезов, способность к передвижению, способность есть. Сестринское обследование является необычным специфичным и не можем подменятся врачебным.
Заключительный этап сестринского процесса, цель которого является оценка реакции пациента на сестринский уход, анамнез качества оказанной помощь, оценка полученных результатов и подведение итогов. План сестринского вмешательства при необходимости пересматривается. Если цели не достигнуты медицинская сестра должна выявить причину ошибки. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра расписывается и ставит дату в документации по сестринскому процессу.
содержание .. 41 42 43 44 ..
|
|