СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     41      42      43      44     ..

 

 

 

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС. УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

 

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

Студенты должны

ЗНАТЬ:

-          основные понятия и термины,

-          цель сестринского процесса,

-          этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждо­го этапа,

-          значение стандартных планов ухода за пациентом,

-          структуру примерной учебной сестринской документации к осу­ществлению сестринского процесса.

 

УМЕТЬ:

-          объяснить необходимость внедрения сестринского процесса в сестринское образование и практику.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

1.        Дайте определение понятия «сестринский процесс».

2.        Сформулируйте цель сестринского процесса.

3.        Перечислите этапы сестринского процесса

4.        Кратко опишите содержание I этапа сестринского процесса, его значение.

Назовите источники информации о пациенте.

Учение об основных жизненно-важных потребностях человека как фундамент сестринского обследования.

5.        Кратко опишите содержание II этапа сестринского процесса. Дай­те определение термина «проблема пациента».

Охарактеризуйте различия между проблемой пациента и медицин­ским (врачебным) диагнозом.

Приведите классификацию проблем пациента.

Приоритетные проблемы пациента.

6.        Кратко опишите содержание III этапа сестринского процесса.

Определение целей сестринского вмешательства по приоритетным проблемам пациента, их значение.

Требования к формулированию целей ухода.

Виды и компоненты целей.

Некоторые примеры целей сестринских вмешательств.

Индивидуальный план ухода за пациентом.

Значение стандартных планов клинического ухода за пациентом при написании индивидуального плана.

Согласование целей и плана ухода с пациентом и его семьей.

7.        Кратко опишите содержание IV этапа сестринского процесса. Типы и методы сестринских вмешательств.

8.        Кратко опишите содержание V этапа сестринского процесса.

Момент оценки.

Три аспекта оценки.

Коррекция ухода в случае необходимости.

9.        Охарактеризуйте структуру и значение документации к осущест­влению сестринского процесса.

10.    Опишите преимущества внедрения сестринского процесса в прак­тическое здравоохранение.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

«Сострадание сердце утешает, но помогает сострадание разума»

В. Швебель

 

Сестринский процесс является одним из основных понятий совре­менной концепции сестринского дела.

Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х го­дов и за пять десятилетий полностью доказала свою эффективность. В на­стоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и практики в 50-ти странах мира.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медсестры в прак­тическом здравоохранении, требуя от медсестры умения индивидуализи­ровать, систематизировать уход.

Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения си­стемного ухода за пациентами.

Цель сестринского процесса - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для паци­ента в его состоянии физического, психосоциального и духовного ком­форта.

Другими словами: цель сестринского процесса - помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.

Эту же мысль можно выразить по-другому: цель сестринского про­цесса - подержание и восстановление независимости пациента в удовлет­ворении основных потребностей организма или спокойная смерть, если другой исход невозможен.

Сестринский процесс подразделяется па 5 этапов:

1) сестринское обследование;

2) сестринская диагностика, или постановка сестринских проблем;

3) планирование ухода;

4) реализация (выполнение) плана ухода;

5) оценка эффективности и коррекция ухода в случае необходимости.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП – СБОР ИНФОРМАЦИИ

 

Уход является квалифицированным в том случае, если он отвечает трем необходимым требованиям:

-       научность;

-       системность;

-       индивидуальность.

Очевидно, что для реализации этих требований медсестра должна яс­но представлять себе пациента во всем своеобразии его личностной, житейской, клинической и социальной ситуации.

Источники информации о пациенте у медсестры те же, что и у врача:

-         расспрос пациента;

-         физическое исследование пациента по органам и системам;

-         знакомство с медицинской историей болезни;

-         беседа с врачом;

-         беседа с родственниками пациента;

-         чтение медицинской и специальной литературы по уходу.

Встает вопрос - почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Дело в том, что сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различ­ные цели.

Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функции внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причи­ной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт в пределах своей сестринской компетенции, постараться облегчить его со­стояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушений функций различных, органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия и так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функции организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологическою процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, долж­на существенно отличаться.

Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?

 

Запомните!

В основе сестринского обследования лежит учение

о человеческих потребностях

 

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно клас­сификации американского психолога Л. Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

ДЫШАТЬ

ЕСТЬ

ПИТЬ

ВЫДЕЛЯТЬ

ДВИГАТЬСЯ

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

БЫТЬ ЧИСТЫМ

ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

ОБЩАТЬСЯ

иметь жизненныЕ ценности

РАБОТАТЬ

ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и си­стем. Сестра, и силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне про­являет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функции дыхатель­ной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Паци­ент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт се пациента, по­стольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить сто причины,- другими словами, оценить по специальной методике сест­ринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Первый этап сестринского процесса заканчивается определением нарушения удовлетворения основных человеческих потребностей. После первичной документации всех собранных данных в сестринской истории болезни медсестра в перечне потребностей отмечает те из них, удовлетворение которых пострадало в данном случае.

Документация к осуществлению сестринского процесса - своеобразный научный протокол самостоятельной профессиональной деятельности медсестры, отражающий все 5 этапов сестринского процесса. Иногда ее называют сестринской историей болезни.

 

Сестринская история болезни - зеркало квалификации и уровня мышления медицинской сестры

 

ВТОРОЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ПРОБЛЕМ

 

Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось и Америке, в середине 50-х гг. и было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.

Сестринский диагноз - это описание характера существующей или потенциальной реакции пациента па нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой. Другими словами, сестринский диагноз - симптомный или синдромный диагноз, во многих случаях это - жалобы патента.

Например, при медицинском диагнозе: острый аппендицит, могут иметь место следующие сестринские проблемы: острая боль в животе, лихорадка, тошнота и рвота, страх перед операцией.

Очень важно попять, что в центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения какой-либо потребности.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ:

 

Нарушение удовлетворения потребностей:

Возможные проблемы пациента:

 

ЕСТЬ, ПИТЬ

- нарушение глотания

- снижение аппетита

- жажда

ДЫШАТЬ

- одышка

ВЫДЕЛЯТЬ

- недержание мочи

- частый жидкий стул

- неукротимая рвота

ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

- лихорадка

СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

- нарушение сна

- дефицит досуга

 

Приведите свои собственные примеры.

 

Сестринская проблема появляется тогда, когда пациент в силу тех или иных причин (возраст, болезнь, травма или ее последствия, отсутствие не­обходимых знаний и навыков) не в состоянии самостоятельно справляться с удовлетворением жизненно важных потребностей организма. У такого пациента имеет место дефицит самоухода, в активности повседневной жизни он нуждается в физической или консультативной помощи.

 

Различие медицинского и сестринского диагнозов:

 

Врачебный диагноз

Сестринский диагноз

-         выявление конкретного заболева­ния, сущности патологического процесса, происходящего в орга­низме, например, воспаление легких

-         описание внешней, ответной ре­акции нациста па наличие пато­логического процесса в организ­ме. Например, одышка (как одно из проявлений воспаления лег­ких)

-         в основе - нарушение функций различных органов и систем и их причины, то есть патофизиологи­ческие и патологоанатомические изменения

-         в основе - нарушение удовлетво­рения основных человеческих по­требностей, как результат нару­шения функций, то есть, пред­ставления, главным образом, са­мого пациента о его состоянии здоровья, его ощущения и жало­бы

-         не изменяется (если нет врачеб­ной ошибки)

-         подвижен, часто меняется

-         формулируется в терминах врачебной компетенции

-         формулируется в терминах сест­ринской компетенции

 

 

Таким образом, медсестра рассматривает не заболевание, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Эта реакция может быть обусловленна не только заболеванием, но и окружающей пациента средой, лекарственной терапией, условиями ЛПУ, личными обстоятельствами.

 

Классификация сестринских проблем:

 

1) физиологические

2) психосоциальные (психологические, духовные и социальные)

 

Некоторые примеры:

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

-       недостаточное или избыточное питание,

-       снижение защитных функций организма,

-       острая или хроническая боль,

-       отеки или обезвоживание,

-       застой мокроты, влажный или сухой кашель, одышка, удушье, ды­хательная недостаточность, кровохарканье,

-       сердечная недостаточность,

-       запор, диарея, недержание кала, метеоризм (повышенное газообразование в кишечнике),

-       острая или хроническая задержка мочи, недержание мочи,

-       нарушение целостности кожного покрова, нарушение глотания,

-       кожный зуд,

-       недостаточная самогигиена,

-       обессиливание,

-       нарушение речи, памяти, внимания,

-       лихорадка.

-       дефицит самоухода.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

- дефицит знаний (о заболевании, о целесообразном питании, о ра­циональной схеме приема медикаментов, о здоровом образе жизни...);

-         страх, тревога, беспокойство;

-         дефицит досуга;

-         дефицит семейной поддержки;

-         дефицит общения;

-         недоверие медперсоналу;

-         отказ от приема лекарства;

-         неэффективное исполнение лечебной схемы;

-         нарушение представления о споем внешнем облике;

-         неэффективная адаптация семьи к факту наличия заболевания у одного из ее членов;

-         дефицит внимания к будущему ребенку;

-         конфликтная ситуация в семье, усугубляющая состояние здоровья пациента;

-         страх смерти;

-         чувство «ложной вины» перед близкими из-за своего заболевания;

-         чувство ложного стыда.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ:

- социальная изоляция;

- беспокойство о финансовом положении в связи с выходом на ин­валидность.

 

1) НАСТОЯЩИЕ (то, что есть, уже сейчас). Например: одышка, оте­ки, дефицит досуга.

2) ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного се­стринского ухода).

 

Примеры потенциальных сестринских проблем:

-         риск возникновения пролежней у неподвижного пациента;

-         риск развития обезвоживания у пациента с рвотой и частым жид­ким стулом;

-         риск падения и травм у пациента с головокружением;

-         риск ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарст­венных средств;

-         риск суицидальной попытки (самоубийство).

Таким образом, медсестра должна уловить все настоящие пли воз­можные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния пациента и постараться в пределах своей сестринской компетенции ему помочь. Задайте себе вопрос: «Что я, как медицинская сестра, могу сделать для облегчения состояния этого больного?»

Обдумав ситуацию, медсестра выписывает в сестринскую историю болезни все проблемы пациента.

Затем устанавливает приоритеты.

Приоритеты - это первоочередные, самые важные проблемы пациен­та.

Приоритеты необходимы для установления очередности сестринских вмешательств и рационального распределении времени и сил медсестры, их не должно быть много - не более 2-3-х. Следует помнить, что приори­тетными могут быть как настоящие, так и потенциальные сестринские проблемы.

Критерии выбора приоритетов:

1. Все неотложные состояния, например, острая боль в сердце, риск развитии легочного кровотечения.

2. Проблемы наиболее тягостные для пациента в настоящий момент, то, что наиболее беспокоит, является него главным сейчас, самым му­чительным.

Например, пациент с заболеванием сердца, страдающий приступами загрудинных болей, головными болями, отеками, одышкой, может указать именно на одышку, как на свое главное страдание. В этом случае «одышка» будет являться приоритетной сестринской проблемой.

3. Проблемы, способные принести к различным осложнениям и ухуд­шению состояния пациента. Например, риск развития пролежней у непо­движного пациента.

4. Проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем. Например, снижение страха перед предстоящей операцией улуч­шает сон, аппетит и настроение пациента.

 

третий этап – планироваНИЕ ухода

 

Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода. Постановка целей необходима по двум причинам:

1) указание направления для индивидуального сестринского вмеша­тельства,

2) использование для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

1) Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня па 10 кг.

2) Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой це­ли.

По срокам существует 2 вида целей:

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

Неправильно: «У пациента не будет кашля к моменту выписки», так как это область компетенции врача.

Правильно: «Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки».

4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсест­ры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения ин­сулина.

Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Каждая цель включает 3 компонента:

1) действие;

2) критерии: дата, время, расстояние;

3) условие: с помощью кого/чего-либо.

Например: в присутствии сестры пациент пройдет с помощью косты­лей 10 метров через неделю. Здесь «пациент пройдет» - действие, «в при­сутствии сестры с помощью костылей» - условие, «10 метров через неде­лю» - критерий.

После формулировки целей медсестра составляет собственно план ухода за пациентом, то есть письменное руководство по уходу, представ­ляющее собой подробное перечисление специальных действий медсестры необходимых для достижения целей ухода по приоритетной проблеме па­циента.

 

Медсестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуа­цию, стараясь подробно, по пунктам, ответить па вопросы - что она может сделать для пациента поданной проблеме? Как облегчить его положение?

 

ВНИМАНИЕ! План обязательно должен быть конкретным, недо­пустимы общие фразы и расплывчатые рассуждения. Другими словами, если Вы планируете провести беседу с пациентом, Вы должны записать тезисы этой беседы.

 

Например, по приоритетной проблеме пациента «острая боль в живо­те» цель может быть сформулирована следующим образом: поддерживать боль на уровне терпения всё время до операции.

План:

1) Медсестра придаст пациенту удобное положение, облегчающее боль.

2) Медсестра обеспечит прием болеутоляющих средств каждые два часа, в соответствии с назначением врача.

3) Медсестра обучит пациента технике релаксации (расслабление).

4) Медсестра применит словесное внушение и отвлечение.

При составлении плана ухода медсестра может руководствоваться соо­тветствующим СТАНДАРТОМ сестринского вмешательства, если под стандартом понимать перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.

Например, ознакомьтесь с примерным СТАНДАРТОМ сестринских вмешательств при проблеме «стул со склонностью к запорам».

Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.

Цели:

Краткосрочная - у пациента будет стул не реже одного раза в два дня (время индивидуально).

Долгосрочная - пациент продемонстрирует знания о способах борьбы запорами к моменту выписки.

Характер сестринского вмешательства:

1) обеспечить кисломолочную растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) - диета № 3;

2) обеспечить достаточный прием жидкости (кисломолочные про­дукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2-х литров в день;

3) попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак);

4) обеспечить достаточную двигательную активность пациенту;

5) обеспечить прием слабительных и постановку опорожнительных клизм по назначению врача;

6) регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской доку­ментации;

7) обучить пациента особенностям питания при запорах, рекомендо­вать, расширение режима двигательной активности.

Стандарт создается в помощь медсестре, это справочник, но следует помнить, что в стандарте невозможно предусмотреть все разнообразие клинических ситуаций, поэтому его нельзя применять необдуманно, слепо. Еще Петр I предостерегал: «Не держись за устав, как слепой за плетень».

Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника, много жидкости и, постановка очистительных клизм объемом в 1,5-2 л - пациенту с запорами на фоне отеков, а расширение двигательной активности - пациенту с запорами и травмой позвоночника.

Формальные стандарты облегчают работу медсестры, но никогда не заменят ее самостоятельного суждения. Стандарты обобщают сестринские знания и рассчитаны лишь па работу в ТИПИЧНОЙ ситуации - со среднестатистическим, а не с конкретным пациентом. От медсестры при со­ставлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять  стандарт в реальной практической ситуации. Медсестра имеет право исключить любой пункт стандарта из своего плана ухода, либо, наоборот, дополнить план действиями, непредусмотренными стандартом, но она должна уметь аргументировать свою точку зрения.

Методы возможных сестринских вмешательств, то есть, какого рода сестринская помощь может планироваться медицинской сестрой:

-         оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни;

-         выполнение технических манипуляций;

-         оказание психологической помощи и поддержки;

-         обучение и консультирование пациента и членов его семьи;

-         профилактика осложнений и укрепление здоровья;

-         меры по спасению жизни;

-         создание терапевтической среды, благоприятной для удовлетворе­ния основных потребностей человека, в частности, потребности в свободе и независимости, безопасности, общении и других. Напри­мер: медсестра познакомит пациента с человеком, который успешно перенес предстоящую ему операцию, тем самым, способствуя удо­влетворению потребности избегать опасности.

Акцент сестринского вмешательства - это всегда дефицит способ­ности пациента поддерживать свое состояние, то есть функционировать независимо.

После формулирования целей и составления плана ухода медсестра обязана согласовать свои действия с пациентом, заручиться его поддерж­кой, одобрением и согласием.

Одновременно медсестра ориентирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей, и вместе с пациентом определяет пути их дости­жения.

План ухода обязательно записывается в сестринской документации к осуществлению сестринского процесса, что обеспечивает:

1)  продуманность, последовательность, систему в оказании сестрин­ской помощи;

2) преемственность и координацию ухода между сестрами-координа­торами и сестрами-манипуляторами;

3)  легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

 

Все, что медсестра наметила сделать па бумаге, теперь она должна претворять в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

- зависимые;

- независимые;

- взаимозависимые.

 

ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, инъекции антибиотика каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

Однако сестра в этом том случае не должна автоматически выполнить указания врача. Она обязана определить, правильно ли определена доза, учтены ли противопоказания к назначению препарата, совместимо ли это лекарственное средство с другими, оптимален ли путь введения и т.д.

Прояснение указаний входит в компетенцию медсестры. Сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и ответственна за последствия ошибки.

 

НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача.

Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании,

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

3) обучение и консультирование пациента и его семьи,

4) организация досуга пациента.

 

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

- сотрудничество с врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом пли ин­структором ЛФК, когда действия сторон одинаково важны для до­стижения конечного результата.

Примером может служить случай реанимационных мероприятий. Кто важнее - тот, кто осуществляет искусственную вентиляцию легких или тот, кто выполняет непрямой массаж сердца?

 

ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА

 

Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме «риск появления пролежней» сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.

Основные аспекты оценки:

-         оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;

-         обследование ответной реакции пациента па медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре. Всем ли доволен пациент?

-         Что хотелось бы изменить? Как переносит процедуры? Считает ли, что к нему достаточно внимательны?

-         активный поиск и оценка новых проблем.

Вчера Вашего пациента больше всего беспокоила бессонница, а сегодня у него сильнейшая головная боль, и Вы должны реагировать на это.

Систематический процесс оценки требует от медсестры умения мыс­лить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнуты­ми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации к осуществлению сестринского процесса расписывается и проставляет дату.

Например:

Цель: пациент будет уметь измерять артериальное давление самому себе к 5.09

Оценка: пациент измерил артериальное давление и оценил его резуль­таты правильно 5.09.

Цель достигнута.

Подпись медсестры.

 

Когда стремление к цели постигает неудача, медсестра должна выяс­нить причину, для чего весь непосредственный сестринский процесс по­вторяется заново в поисках допущенной ошибки. В результате может быть изменена сама цель с тем, чтобы сделать ее более реалистичной, могут быть пересмотрены сроки, могут быть внесены необходимые коррективы в план сестринской помощи.

Например, при обучении измерению артериального давления мед­сестра обнаруживает: пациент не видит обозначения на шкале тонометра, либо плохо слышит, что не позволяет ему контролировать результаты измерения. Из-за неполной базы данных, собранных па I этапе, сформу­лирована нереалистичная цель. Медсестра ставит новую цель - обучить членов семьи пациента, и в соответствии с этим - пересматривает сроки и намечает план обучения.

Таким образом, сестринский процесс - необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса - пациент как уникальная лич­ность, активно сотрудничающая с медперсоналом.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА ВНЕДРЕНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

 

1) системность, тщательная продуманность и спланированность пре­доставляемого сестринского ухода;

2) индивидуальность, учет конкретной клинической, личностной и социальной ситуации пациента;

3) научность, возможность широкого использования стандартов про­фессиональной деятельности;

4) активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспе­чении ухода;

5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосре­дотачиваемых на основной проблеме нациста;

6) повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а, значит, престижа профессии в целом;

7) универсальность метода.

 

Сестринский процесс есть способ (метод) организации деятельности медсестры, содержание этой деятельности не имеет принципиального зна­чения. Это значит, что метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, Домах ребенка, отделениях интенсивной те­рапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

 

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!

Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу оформиться о качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам

в лечебно-профилактических учреждениях

 

 

 

 

 

 

Сестринский процесс - краткий доклад


План:

  1. 1 Сестринской процесс - метод организации оказания сестринской помощи.

  2. 2 Понятия и термины сестринского процесса.

  3. 3 Цель внедрения сестринского процесса в сестринскую практику.

  4. 4 Преимущество внедрения сестринского процесса в образование и сестринскую практику.

  5. 5 основных компонентов процесса ухода за больными, их взаимосвязь.

  6. 6 Эффективность и качество сестринского ухода.

  1. Сестринской процесс - метод организации оказания сестринской помощи.

    Сестринской процесс является одним из основных понятий современной теории сестринского дела.

    Сестринский процесс - научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение универсальных потребностей человека связанных со здоровьем.

    Сестринский процесс - системный хорошо продуманный, целенаправленно направленный план действия медицинской сестры, учитывающий потребности пациента.

    Сестринский процесс - образ мышления и действий по отношении к основным понятиям сестринского дела: людям, окружающей среде, здоровью.

    Сестринский процесс - структура организующая сестринскую практику, это систематический метод определения ситуации в которой находится пациент и медицинская сестра и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнения плана ухода приемлемого для обеих сторон, это научный метод профессионального решения сестринских проблем.

    Сестринский процесс включает последовательное действие специалиста по уходу за больным.

    Сестринский процесс состоит из 5 этапов.

    Задача медицинской сестры обеспечить пациенту максимально возможный комфорт, постараться облегчить его состояние в пределах своей компетенции.

    Осуществление сестринского ухода заключаются в следующем:

    1. 1 оценка потребности человека и его семьи, в том числе и не реализованные

    2. 2 выявление потребностей, которые могут быть реализованы благодаря Сестринский вмешательства

    3. 3 определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря Сестринский вмешательствам

    4. 4 планирование и осуществление сестринских вмешательств

    5. 5 обучение пациентов и их родственников как сохранять, так и поддерживать здоровье.

  2. 2 Понятия и термины сестринского процесса.

    Краткая характеристика пяти ступенчатого сестринского процесса.

    Компонент

    Цель

    Основные действия

    Сбор данных

    Собрать, проверить и передать сведения о пациента с целью формирования данных

    1)Сбор данных для медицинской сестры, 2)Проведение физического обследования, 3)Сбор лабораторных данных.

    Сестринский диагноз

    Определить в каком уходе нуждается пациент: сформировать сестринский диагноз

    Интерпретация в данных: 1. оценка значимости данных; 2. формирование групп данных, формулирование сестринского дела

    Планирование

    Определить потребности пациента, выделить приоритетные задачи, разработать стратегию достижения поставленных целей, определить критерии их выполнении

    Определение потребностей: 1. определение необходимых мероприятий; 2.

    первоочередные действия; 3. консультации

    Выполнение

    Сделать все необходимое для выполнения плана

    Повторная оценка состояния пациента: 1. пересмотр и изменения существующего сестринского плана; 2. выполнение поставленных задач

    Оценка

    Определить в какой степени достигнуты поставленные цели

    Определение критериев оценки:

    1. сопоставление ответов пациента с установленными критериями; 2. анализ причин полученных результатов, формирование выводов; 3. изменение плана.

  3. 3 Цель внедрения сестринского процесса в сестринскую практику. (3 выучить)

    Цель внедрения сестринского процесса: поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма или спокойную смерть.

    Цель сестринского процесса: обеспечения максимально возможного при его состоянии физического, психологического, духовного и социального комфорта.

  4. 4 Преимущество внедрения сестринского процесса в образование и сестринскую практику.

Преимущества внедрения сестринского процесса:

  1. 1 системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода

  2. 2 активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода

  3. 3 возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельностью

  4. 4 эффективное использование времени и ресурсов сосредоточенных на основной проблеме пациента

  5. 5 универсальность метода

  6. повышение компетентности, независимости, творческой активности и престижа профессий в целом

  7. 7 экономичность метода

  8. 8 обеспечение высокого качества оказания медицинской помощи, высокого профессионализма медицинской сестры, безопасность и надёжность медицинского обслуживания

 

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

  1. 1 этап: сестринской обследование пациента ( определение состояния его здоровья)

  2. 2 этап: сестринский диагноз

  3. 3 этап: планирование действий медицинской сестры 4 этап: реализация сестринского плана

5 этап: оценка качества и эффективности действия медицинской сестры. 1 этап Сестринское обследование пациента:

Уход является квалифицированным, если отвечает 3 необходимым требованиям: научности, системности, индивидуальности. Для медицинской сестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем, сколько внешнее проявление заболевания, как результат нарушения функции организма и основная причина дискомфорта.

Сестринское обследование делится на субъективное и объективное. Субъективное обследование (распрос) включает: паспортные данные пациента; диагноз врача; жалобы в настоящее время; историю болезни пациента; социальные сведения и условия жизни; аллергологический и гинекологический алергоанамнез, её легализация, характер, интенсивность, длительность, реакция на боль и так далее. Источнику субъективного обследования: больной; его окружение (родственники, сослуживцы, очевидцы), бригада скорой помощи; медицинских работников сдающих смены; медицинская документация (справки, выписки, амбулаторная карта); чтение медицинской литературы.

Объективное обследование (осмотр): рост, масса тела, отеки (локализация); выражение лица, сознание; положение в постели; состояние кожи и слизистых оболочек; костномышечная система; температура тела; частота дыхательных движений (ЧДД); характеристика дыхания;/артериальное давление (АД); пульс; естественные отправления, состояние органов чувств; память; наличие протезов, способность к передвижению, способность есть.

Сестринское обследование является необычным специфичным и не можем подменятся врачебным.

  1. 1 этап Сестринская диагностика (определение проблем пациента): Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательств со стороны сестры. Это симптомный (синдромный) диагноз, во многих случаях основанный на жалобах пациента.

    Основными методами сестринской диагностики являются наблюдение и беседа. Сестринская проблема определяет объём и характер ухода за пациентом и его окружение. Медицинская сестра рассматривает не заболевания, а внешнюю реакцию пациента на то, что с ним происходит. Сестринский проблемы делятся на физиологические, психологические, духовные и социальные.

    Проблемы пациента делятся на:

    1. 1 настоящие (существующие) например: одышка, отеки

    2. 2 потанцеальные (возможные в будущем) - это проблемы, возникновение которых может быть предотвращено организацией качественной сестринского ухода (риск развития пролежней у неподвижного пациента; риск развития обезвоживания при рвоте и частом жидком стуле).

    3. 3 приоритетные - первоочередные, которые необходимо решить в первую очередь; их не должно быть много (не более 2-3).

    Критерии выбора приоритета: все неотложные состояния (острая боль в сердце, риск развития легочного кровотечения); наиболее тягостное проблемы для пациента в настоящий момент, что больше всего беспокоит, является для него самым мучительным и главным сейчас; проблемы способные привести к различным осложнениям и ухудшением состояния пациента (риск развития пролежней у неподвижного пациента); проблемы, решение которых приводит к разрешению ряда других проблем (снижение страха перед предстоящей операцией улучшает сон, аппетит и настроение пациента).

  2. 2 этап Планирование ухода:

    После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а так же методы, способы, приёмы, то есть сестринские действия, необходимых для достижения поставленных целей. Необходимо путём правильного ухода устранить все осложняющие болезнь условия, чтобы она

    приняла своё естественное течение. План ухода координируют работу сестринской бригады, адекватный сестринский уход обеспечивает преемственность, то есть помогает поддерживать связь со специалистами и служащими.

    Во время планирования для каждой приоритетной проблемы (сестринского диагноза) формулируются цели и план ухода. Различают 2 вида целей:

    1. 1 краткосрочные цели должны быть выполнены за короткий срок (от нескольких минут до 1-2 недель)

    2. 2 долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение медицинских знаний.

    Каждая цель включает 3 компонента:

    1. 1 Действие

    2. 2 Критерии: дата, время, расстояние

    3. 3 Условие: с помощью кого-либо или чего-либо

    После формулировки целей медицинская сестра составляет план ухода за пациентом, предоставлений собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры необходимо для достижения поставленных целей.

    Требования к постановке целей:

    1. 1 быть реальными

    2. 2 устанавливать конкретные сроки достижения каждой цели

    3. 3 находится в пределах сестринской, а не врачебной компетентности

    4. 4 формулировалась в терминах пациента, а не медицинской сестры Составление плана, обеспечение максимального качественного уровня обслуживания гарантирующего профессиональный уход за пациентом. При составлении плана ухода медицинская сестра может руководствоваться соответствующими стандартами сестринского вмешательства.

    После формулировки цели и составления плана ухода медицинская сестра обязана согласовать действия с пациентом, заручиться его поддержкой, одобрением и согласием. Одновременно она ориентирует пациента на успех, доказывая достижимость цели и совместно определяя пути их достижения.

  3. 3 этап Реализация плана ухода:

    Методы возможных сестринских вмешательств:

    1. 1 Оказание ежедневной помощи в активности повседневной жизни

    2. 2 Выполнение манипуляций

    3. 3 Оказание психологической помощи и поддержки

    4. 4 Обучение и консультация пациента и членов его семьи

    5. 5 Профилактика осложнений и укрепление здоровья

    6. 6 Меры по спасению жизни

    7. 7 Создание оздоровительной атмосферы для удовлетворения основной потребности человека (свободе и независимости, безопасности, общении и так далее)

    Различают 3 формы сестринского вмешательства:

    1. 1 Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия выполнения медицинской сестры по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого требования и указаний врача или других специалистов. Оно включает в себя: 1.1.Оказание помощи пациента в самообслуживании

      1. 1 .Наблюдение за реакцией больного на лечение и уход, за адаптацией в условиях медицинских организаций

      2. 2 .Обучение и консультация его семьи 1.4.Организация досуга пациента

    2. 2 Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением

    3. 3 Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медицинской сестры с врачом или другими специалистами

  4. 4 этап Оценка эффективности ухода:

Заключительный этап сестринского процесса, цель которого является оценка реакции пациента на сестринский уход, анамнез качества оказанной помощь, оценка полученных результатов и подведение итогов.

План сестринского вмешательства при необходимости пересматривается. Если цели не достигнуты медицинская сестра должна выявить причину ошибки. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра расписывается и ставит дату в документации по сестринскому процессу.

 

 

 

 

содержание      ..     41      42      43      44     ..