План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 3

 

 

Служба скорой медицинской помощи при выполнении мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов обеспечивает оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате разлива и при реализации сценариев, связанных с последующим воспламенением или воспламенением и взрывом нефтепродуктов. Бригада прибывает на место аварии по требованию руководителя ликвидации аварии.

Сотрудники ОВД,ГИБДД при пожаре, аварии организуют оцепление зоны чрезвычайной ситуации, обеспечивают беспрепятственный и целенаправленный проезд к месту аварии участвующих в ликвидации аварии сил и средств.

Кроме того, при выполнении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов организуется взаимодействие с контрольными и надзорными органами:

- с Западно-Уральским управлением Ростехнадзора по вопросам контроля за ходом локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов и оценки последствий ЧС(Н);

- с Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области по вопросам контроля за влиянием разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую среду;

- с Главным управлением МЧС России по Оренбургской области по вопросам привлечения сил и средств для тушения пожара и организации, связанных с пожаром, первоочередных аварийно-спасательных работ, а также сбора и обмена информации о ЧС(Н).

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи:

- контролируют обстановку в зоне ЧС(Н) и постоянно уточняют данные о

ней;

- обеспечивают выполнение совместно проводимых мероприятий;

- поддерживают между собой непрерывную связь и осуществляют взаимный обмен информацией;

- согласовывают вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.

При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать

друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.

Схема организации взаимодействия сил и средств ЛРН представлена на рисунке 1.

 

 

1.5.5 Система связи и оповещения и порядок ее функционирования

Связь является основным средством управления силами и средствами при ликвидации ЧС. Своевременное оповещение и надежность системы связи являются неотъемлемым условием успешного проведения работ по ликвидации любой чрезвычайной ситуации.

Основными задачами системы связи являются:

- передача экстренных сообщений о возникновении ЧС(Н) и сигналов оповещения на приведение в готовность органов управления, сил и средств к ликвидации ЧС(Н);

- обеспечение информационного обмена органов управления и сил в ходе проведения мероприятий по ликвидации ЧС(Н).

Для оповещения руководства и персонала, территориальных контролирующих органов, правоохранительных имедицинской службиспользуются следующие виды связи, имеющиеся на объекте:

- телефонная связь, с помощью которой осуществляется связь между дежурным оператором и структурными подразделениями объекта, руководителямиАО «Оренбургнефтеотдача», надзорными органами, органами управления;

- телефонная, сотовая и радиосвязь между постами охраны.

 

 

Организационные решения и технические средства связи АО «Оренбургнефтеотдача» обеспечивают возможность незамедлительной передачи информации по веем необходимым каналам.

В АО «Оренбургнефтеотдача» утверждена инструкция по организации оповещения руководящего состава и работников при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения оЧС(Н) возложена на дежурного оператора. Текст оповещения при аварии заранее заготовлен и находится у дежурного оператора в рабочей документации:

«Внимание! Говорит дежурный оператор. На территории объекта произошла аварийная ситуация с разливом нефтепродуктов. Возможно возгорание или взрыв газо-воздушной смеси. Посторонним, находящимся на территории предприятия, немедленно покинуть территорию. Персоналу немедленно принять меры к локализации и ликвидации аварии!».

В случае аварийного разлива нефтепродуктов, работник, первый заметивший аварию, незамедлительно сообщает об этом оператору, который, в свою очередь, оповещает директора предприятия и других согласно схеме оповещения.

Оповещение и доведение информации о факте разлива нефти до органов управления всех уровней осуществляется немедленно согласно схеме оповещения при разливе нефти (приложение 16).

Согласованные действия органов управления, связи и оповещения обеспечиваются системой взаимного обмена информацией между участниками ликвидации аварийного разлива нефти.

Передача информации о нефтеразливах осуществляется в соответствии с порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 №334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Донесения о факте возникновения ЧС(Н) представляются немедленно; в них допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ.

Информация, передаваемая участниками ликвидации аварийного разлива нефти по каналам связи, должна быть оперативной, достоверной, направленной конкретному абоненту .Информация передается по всем действующим каналам и видам связи, в том числе с использованием электронной почты.

Оперативная информация о ЧС(Н) предоставляется в администрацию муниципального образования«Северный р-н» в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 1/ЧС - 4 /ЧС (Приложение 14) в соответствии с требованиями приложения к приказу МЧС России от 7.07.1997г. №382 «О введении в действие инструкции о сроках и формах предоставления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

 

Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации.

Оперативное управление силами ликвидации аварии и ее последствий осуществляется в локальной радиосети с использованием портативных радиостанций ведомственных формирований (ЛСФ, пожарных, полиции, медиков) на заранее согласованных частотах.

Ответственность за организацию системы связи возлагается на директора, который обеспечивает:

-наличие и готовность к немедленному использованию технических средств

связи;

-ознакомление каждого работника с порядком передачи информации об аварийной ситуации, ее признаках и возможности возникновения.

Схема оповещения и связи представлена в приложении 16.
1.5.6 Организация передачи управления при изменении категории ЧС(Н)

Категория ЧС(Н) определяется в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на территории объекта (Постановление Правительства РФ №613 от 22.08.2000г. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»):

ЧС локального значения - при разливе от нижнего уровня разлива до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;

ЧС муниципального значения - при разливе от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разливе до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящем за пределы территории объекта;

ЧС территориального значения - при разливе от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта РФ либо разливе от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящем за пределы административной границы муниципального образования;

ЧС регионального значения - при разливе от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разливе от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящем за пределы административной границы субъекта РФ;

ЧС федерального значения - при разливе свыше 5000 тонннефти и нефтепродуктов либо разливе нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящем за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разливе нефти и нефтепродуктов, поступающем с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Территориальные органы МПР России, исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде, могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.

 

 

Нижний уровень разлива нефти для отнесения его к чрезвычайной ситуации определяется в соответствии с «Указаниями по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации», утвержденными приказом МПР России от 3 марта 2003 года № 156.

Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности, для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.

Если при реализации Плана ЛРН будет установлено, что имеющиеся в распоряжении АО «Оренбургнефтеотдача» силы и средства недостаточны или неэффективны для полной и надежной ликвидации разлива, то в соответствии с уровневой концепцией реагирования ответственный руководитель работ по ликвидации ЧС(Н) обязан обратиться с запросом в вышестоящую КЧС и ОПБ на оказание помощи. Это может происходить в связи с неблагоприятными погодными условиями, неполной или несвоевременной локализацией разлива, авариями и отказами технических средств, ошибками персонала, невозможностью удержания разлива, утратой контроля над разливом и другими непредвиденными и непредотвратимыми обстоятельствами.

Ответственность и полномочия КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача»могут быть досрочно прекращены или приостановлены только после официального принятия руководства операциями ЛРН и передачи функций управления текущими операциями ЛРН вышестоящей КЧС и ОПБ.

Передача управления ликвидацией последствий ЧС(Н) от КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» вышестоящей КЧС и ОПБ происходит по официальному, документально оформленному решению вышестоящей КЧС и ОПБ.

Информация о передаче управления ликвидацией последствий ЧС(Н) вышестоящей КЧС и ОПБ, информация о изменении категории ЧС(Н) доводится до всех задействованных служб в соответствии с следующим порядком:

• службы непосредственно задействованные в операциях по ЛЧС(Н);

• привлекаемые специализированные организации;

• надзорные и иные органы власти.

Прекращение или приостановка текущих операций ЛРН, высвобождение ранее локализованной нефти (нефтепродукта), снятие оборудования ограничивающего разлив, вывод сил и средств, прекращение контроля и наблюдения за поведением разлива без прямого указания КЧС и ОПБ не допускаются.

После передачи полномочий соответствующей КЧС и ОПБ, КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» действует в соответствии с указаниями вышестоящей КЧС и ОПБ в порядке, установленном действующим законодательством.

Передача функций управления вышестоящей КЧС и ОПБ не означает прекращения материальной ответственности АО «Оренбургнефтеотдача» по возмещению затрат на ликвидацию разлива и возмещению вызванного разливом ущерба.

При понижении категории ЧС(Н) управление и руководство действиями по ликвидации ее последствий передается КЧС и ОПБ соответствующего нижестоящего уровня.

 

 

 

 

2.1.1 Оповещение о ЧС(Н)

Для обеспечения оперативности принимаемых мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен порядок оповещения о ЧС независимо от источника поступления сообщения об аварии или ЧС природного или техногенного характера (оперативного персонала, посторонних лиц). Информация об аварийной ситуации поступает дежурному диспетчеру.

Оповещение о ЧС(Н) осуществляется посредством радио-, телефонной и мобильной связи согласно схеме оповещения.Схема оповещения приведена в Приложении 16.

Первый заметивший аварию по доступному средству связи сообщает дежурному оператору АО «Оренбургнефтеотдача», который после оценки обстановки сообщает об аварии другим работникам производственного объекта и формирует доклад директору АО «Оренбургнефтеотдача» о местонахождении, характере, масштабе и времени обнаружения аварии. К проверке принимается вся информация о выходе нефти (нефтепродукта), независимо от источника поступления.

При возникновении аварии на опасных производственных объектах АО «Оренбургнефтеотдача» в первую очередь оповещаются:

- руководствоАО «Оренбургнефтеотдача»;

- АСФ(Н) Бузулукское ТП АСФ «Самарский центр «ЭКОСПАС» ОАО «ЦАСЭО»;

- ЕДДС муниципального образования «Северный район Оренбургской области»;

- ОП 25ПЧ ФГКУ «10 ОФПС по Оренбургской области»;

- Скорая медицинская помощь;

- Отдел полиции №2 МОМВД России «Бугуруеланекий»;

- ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Оренбургской области»;

- дежурный Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- дежурный Управления Росприроднадзора по Оренбургской области.

Информация о ходе ликвидации разлива нефти (нефтепродукта) передается

председателю КЧС и ОПБАО «Оренбургнефтеотдача».

Список организаций и должностных лиц, оповещаемых о ЧС(Н) на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» представлен в таблице 2.2.

Формы предоставления донесений в органы МЧС (Форма 1/ЧС, 2/ЧС, 3/ЧС, 4/ЧС) приведены в Приложении 14.

 

 

 

 

 

 

Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала в случае ЧС(Н) включают:

- своевременное оповещение о ЧС;

- эвакуацию персонала (вывод в безопасную зону за пределами объекта);

- оказание первой медицинской помощи;

- проведение инструктажа участников ЛЧС(Н);

- обеспечение средствами индивидуальной защиты лиц, участвующих в ЛЧС(Н);

- исключение допуска к месту аварии лиц, не принимающих непосредственное участие в АВР.

На месте аварии до приезда АСФ и начала аварийных работ персонал АО «Оренбургнефтеотдача» действует согласно установленному порядку:

- пока не будет установлено иначе, считать, что существует опасность возгорания или взрыва;

- устранить с территории разлива все источники возгорания;

- иметь по месту разлива средства пожаротушения;

- не входить в зону разлива без четкого определения ее границ;

- подходить к зоне разлива с наветренной стороны;

- размещать оборудование и персонал в специально отведенном безопасном

месте.

При проведении операций по ЛРН для обеспечения безопасности людей необходимо:

- предупредить людей, находящихся в местах возможного их скопления, попадающих в зону разлива, установить при необходимости предупредительные плакаты, выставить посты;

- при наличии пострадавших - оказать им первую медицинскую помощь и организовать отправку пострадавших в медицинское учреждение;

- при необходимости осуществить экстренную эвакуацию лиц, попадающих в зонуг загрязнения нефтью; эвакуация осуществляется всеми доступными видами транспорта.

Первоочередные меры по обеспечению безопасности персонала и населения прилегающих территорий и оказания им своевременной медицинской помощи при ЧС обеспечиваются как организационными мероприятиями, так и материально-техническим обеспечением.

К организационным мерам, реализуемым на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» относятся:

- знание производственным персоналом основных физико-химических свойств нефтепродуктов, мер безопасности, первичных мер по борьбе с разливами нефтепродуктов;

- обученность производственного персонала навыкам оказания доврачебной помощи;

- плановое обучение и периодический инструктаж по правилам противопожарной безопасности производственного персонала в объеме пожарного минимума;

- строгое и безусловное исполнение всех требований и норм, установленных руководящими документами и государственными надзорными органами.

К материально-техническим мерам по обеспечению безопасности относятся:

 

 

- наличие в каждом помещении е постоянным нахождением людей полностью укомплектованной медицинской аптечки с периодически обновляемыми медикаментами;

- наличие исправных и в достаточном количестве штатных средств и оборудования пожаротушения;

- наличие свободных выходов из помещений, ориентированных на наиболее безопасную зону;

- другие меры промышленной безопасности.

При возникновении ЧС(Н) персонал объекта перекрывает дороги, при необходимости выставляет предупреждающие и запрещающие знаки. Персонал объекта немедленно извещается и выводится в безопасные места, транспортные средства удаляются из аварийной зоны. В случае необходимости оказания медицинской помощи, потерпевшимвызывается бригада скорой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь - комплекс медицинских мероприятий по спасению жизни пострадавших, предупреждению или уменьшению тяжелых осложнений и выполняемых на месте поражения.

Основные мероприятия первой медицинской помощи по очередности выполнения:

- устранение факторов, угрожающих жизни пострадавшего;

- извлечение из завалов, колодцев, очагов пожара, токоведущих линий;

- тушение горящей одежды, надевание противогаза, вынос пораженного из зараженной атмосферы и т.д.;

- восстановление сердечной и дыхательной деятельности: восстановление проходимости верхних дыхательных путей, искусственное дыхание методами «изо рта в рот» или «изо рта в нос», закрытый массаж сердца;

- при кровотечении проводится временная остановка наружного

кровотечения всеми доступными методами: пальцевое прижатие сосуда,

максимальное сгибание конечности в суставе, наложение жгута (закрутки), наложение давящей повязки;

- профилактика развития шока, помощь при шоке;

- обработка кожных покровов вокруг ран и наложение асептических повязок на раневые и ожоговые поверхности, наложение герметичных повязок при проникающих ранениях грудной клетки;

- проведение транспортной иммобилизации при переломах, обширных ожогах или синдроме длительного сдавливания мягких тканей;

- профилактика и оказание первой медицинской помощи при острых психических состояниях, исключение паники, массового психоза, выделение и изоляция групп заболевших - особенно агрессивных;

- отправка пострадавшего в медицинское учреждение с обеспечением ему максимально щадящих условий эвакуации, постоянного наблюдения за его состоянием и оказанием первой медицинской помощи при транспортировке.

Медицинское обеспечение мероприятий по ЛЧС(Н) осуществляется силами службы скорой медицинской помощи. В случае необходимости пострадавших доставляют в медицинское учреждение для оказания необходимой медицинской помощи.

В зоне загазованности первую медицинскую помощь и эвакуацию пострадавших осуществляет персонал АФС(Н).

 

 

Обеспечение персонала медицинскими средствами индивидуальной защиты организуется за счет собственных запасов предприятия, ближайших лечебных заведений, а также аптек. На предприятии имеются медицинские аптечки с необходимым набором медикаментов и перевязочных материалов.

На предприятии проводится обучение сотрудников оказанию первой помощи пострадавшим при отравлении вредными парами и газами, поражении электрическим током, ожогах, ранениях и других несчастных случаях. Способы и порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим описаны в Приложении 15.

При авариях на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» население не попадает в зону действия поражающих факторов ЧС(Н), на основании чего сделан вывод о том, что проведение мероприятий по обеспечению безопасности населения не требуется.
2.1.3 Мониторинг обстановки и окружающей среды

Мониторинг представляет собой комплексную систему наблюдения, оценки и прогноза состояния и развития каких-либо природных, природно-антропогенных или иных структур, явлений и процессов.

В случае аварийного разлива нефтепродуктов, мониторинг обстановки заключается в постоянном надзоре за ситуацией на объекте, визуальной оценке количества разлитых нефтепродуктов, определении характера разлива (мгновенный или действующий в течение продолжительного промежутка времени).

Мониторинг обстановки и окружающей среды производится с целью определения наиболее оптимальных мер локализации и ликвидации разлива нефтепродукта в нормативные сроки.

Цель мониторинга обстановки:

- выявление источника ЧС(Н);

- оценка масштаба разлива нефти, на основе которой выбирается техника и определяется технология ликвидации ЧС(Н);

- предоставление объективной информации о масштабах ЧС(Н) председателю КЧС и ОПБ;

- оценка эффективности проведения работ по ликвидации ЧС(Н).

В целях уточнения категории ЧС(Н) необходимо:

- определить возможный объем разлива;

- оценить максимальную возможную площадь и направление растекания нефтепродукта с учетом рельефа местности, возможность попадания в смежные среды, загрязнения почвы;

- произвести оценку метеорологических условий для оценки вероятности возможных сценариев развития ЧС(Н) с вторичными поражающими факторами.

Мониторинг окружающей среды проводится в целях:

- определение загрязнения окружающей среды;

~ получения объективных данных о состоянии окружающей среды, на основе которых обеспечивается организация ликвидации ЧС(Н);

- оценки эффективности проведения работ по ликвидации ЧС(Н).

При возникновении разлива нефти, ответственность за контроль обстановки и окружающей среды возлагается на главного инженера АО «Оренбургнефтеотдача».

 

 

Контроль обстановки и окружающей среды проводится с момента возникновения ЧС(Н) круглосуточно, при условии обеспечения мер безопасности и охраны труда.

Мониторинг (контроль) обстановки и окружающей среды при возникновении ЧС(Н) и до полного завершения работ по ЛРН в рамках своей компетенции проводятперсонал объекта и привлекаемого профессионального АСФ(Н), которые оценивают обстановку, степень и масштабы загрязнения, необходимые для прогноза и организации действий. Полученные сведения незамедлительно сообщаются в КЧС и ОПБ.

По мере возможности, в течение всего периода работ по ЛРН состав группы мониторинга (персонал объекта и привлекаемого по договору АСФ), не должен меняться, чтобы обеспечить последовательность и преемственность выполняемых наблюдений. В состав специалистов могут быть включены представители федеральных и местных контролирующих органов.

Мониторинг может быть дискретным или непрерывным и использовать любые методы контроля, позволяющие адекватно оценивать обстановку. Необходимо контролировать уровни загрязнений, их границы, динамику распространения. При этом основным требованием является оперативное получение информации.

Основные требования к методам контроля и аппаратуры:

- экспресс-определение загрязняющих веществ в режиме реального времени (от несколько минут до получаса);

- широкий диапазон измеряемых концентраций веществ от предельнодопустимых до максимально возможных концентраций;

- высокая селективность анализа наиболее аварийно-опасных веществ.

Личный состав, осуществляющий контроль обстановки и окружающей среды,

должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов.

На первоначальном этапе уточняются направление и скорость ветра, перечень возможных загрязняющих веществ. Наблюдения начинаются при встречном ветре по направлению к месту аварии.

При первоначальном осмотре зоны загрязнения составляется план местности, выполненный от руки, с отметками о расположении нефтяных загрязнений по участкам, протяженности и площади загрязненных участков, места утечки, уклон местности, покрытие растительностью (с разделением по основным формам растительности: деревья, кустарники, травы).

Площадь и протяженность участков, имеющих одинаковые признаки загрязнения, суммируются. Каждому участку присваивается индекс или условное название.

Поведение пятна разлива и направление возможной миграции нефти и нефтепродуктов прогнозируется по рельефу и уклону местности, геоморфологическим, гидрологическим, погодным условиям с учетом подстилающей поверхности. На месте разлива по контуру загрязнения выставляются вешки с указанием даты установки, а на местах заметной миграции с указанием направления миграции (уклона рельефа).

От качества первичной разметки (определения контура загрязнения) зависит качество локализации, особенно в зимнее время года.

Границы газоопасной зоны определяются исходя из условий метеорологической обстановки и показаний газоанализатора.

 

 

Пробы воздуха отбираются у кромки пятна нефтепродукта на высоте 1 м от поверхности разлива на расстоянии не менее 0,5 м от кромки пятна пробоотборником, укрепленным на шесте (в соответствии с РД 52.04.186-89). Лица, участвующие в отборе проб, должны быть в противогазах. Состояние воздуха анализируется на границе санитарно-защитной зоны организации не менее чем в трех точках, одна из которых находится с наветренной стороны.

Результаты анализа обстановки, предложения, принятые решения записываются в журнал учета событий.

Схема организации мониторинга обстановки и окружающей среды приведена в приложении 13.

Порядок организации мониторинга более подробно описан в п.2.2.8.

2.1.4 Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов
Под локализацией разлива понимается фиксация площади, линии периметра разлива. Согласно Постановлению Правительства №240 от 15.04.2002 г. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ» время локализации PH любого уровня на почве (территории) не должно превышать 6 часов.

Локализация аварийного разлива нефти имеет целью подавить или снизить до минимально возможного уровня воздействие вредных и опасных факторов, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также затрудняющих ведение спасательных и других неотложных работ на аварийном объекте.

Мероприятия по локализации разливов нефтепродуктов включают:

1. Уменьшение утечки нефтепродукта:

остановка добычи нефти (в случае разгерметизации устья скважины, трубопровода НКТ);

- остановка транспорта нефтепродукта (в случае порыва трубопровода, неисправности насосного оборудования и сливоналивных устройств);

откачка нефтепродукта из аварийной емкости в резервную;

2. Ограничение зоны разлива:

- недопущение попадания разлива по конкретным направлениям (за границу территории предприятия, что ведет к изменению категории ЧС в сторону ее повышения);

- локализация разлива по всему периметру (недопущение расширения площади разлива).

Уменьшение утечки продукта достигается закрытием запорной арматуры, откачкой продукта из поврежденной емкости в свободную или применением дополнительных технических средств (установкой пробок различных конструкций, установкой специальных хомутов с уплотнениями в местах небольших утечек и др.).

Для ограничения зоны разлива на поверхности с твердым непроницаемым покрытием применяются сорбирующие барьеры, в качестве которых используются насыпи песка.

 

 

На площадке Пункта подготовки и сбора нефти предусмотрена и проведена отбортовка участков. При аварийной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов, максимально возможный разлив не выходит за пределы отбортовки т.е. локализован.

На поверхности почвы время гравитационного растекания нефти и нефтепродуктов в зависимости от вязкости и температуры при квазимгновенном выбросе составляет от нескольких минут до 2.5 часов2. Т.е фиксация периметра разлива произойдет самопроизвольно максимум в течение 2.5 часов.

Локализация зафязнения на водных поверхностях осуществляется путем установки боновых заграждений на заранее выбранных участках водного объекта, а также путем применения сорбционных материалов.

Выбор участков водного объекта для установки боновых заграждений производится с учетом результатов прогнозирования возможного распространения пятна нефтепродуктов (п. 1.3.4).

Применение сорбционных материалов относится одновременно как методам локализации, так и сбора разлившихся нефтепродуктов. В качестве сорбционных материалов используются, имеющиеся в наличии у АСФ, сорбент волокнистый ВЭС-1, сорбционные барьеры СБ-70, маты сорбционные МСБ-0,65. Порядок применения сорбирующих изделий определяется старшим должностным лицом АФС в условиях конкретной сложившейся обстановки.

Работы по локализации аварийного разлива ведутся персоналом профессионального АСФ, а также техническим персоналом аварийного объекта.

Организацию мероприятий по ЛЧС(Н) принимает на себя ответственный руководитель работ, назначенный решением КЧС.

До назначения ответственного руководителя работ и прибытия его на место аварии его обязанности выполняет старшее должностное лицо аварийного объекта.

Мероприятия по локализации PH считаются завершенными после прекращения сброса нефтепродуктов в ОС и прекращения расширения зоны загрязнения (фиксации периметра разлива).
 

 


2.2 Оперативный план ликвидации ЧС(Н)

2.2.1 Алгоритм проведения операций по ликвидации ЧС(Н)


Вукрупненном виде алгоритм (последовательность) проведения операций по ликвидации ЧС(Н) представляет собой совокупность следующих мероприятий:

1. Обнаружение разлива.

2. Проверка информации и оповещение о разливе.

3. Выполнение первоочередных действий по локализации и при возможности по ликвидации разлива нефти до прибытия сил и средств ликвидации ЧС(Н).

4. Локализация и ликвидация разлива нефти силами и средствами АСФ(Н).

5. Проведение мероприятий по первичной реабилитации загрязненных территорий.

 

 

Управление ликвидацией аварии и ее последствий при получении сигнала об аварии принимает на себя КЧС и ОПБ объекта.

Основными мероприятиями, осуществляемыми КЧС и ОПБ являются:

- анализ поступающей информации, определение границ зоны ЧС;

- подготовка проектов решений по локализации и ликвидации последствий

ЧС;

- организация ликвидации последствий ЧС;

- выдвижение оперативной группы или отдельных специалистов в район ЧС (при необходимости);

- контроль за ходом работ по ликвидации последствий ЧС;

- организация работ по восстановлению нарушенных систем обеспечения объекта электрической энергией;

- организация контроля за состоянием окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей территории.

Алгоритм (последовательность) действий при проведении операций по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, связанных с разливами нефтепродуктов, представлен в таблице 2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Тактика реагирования на разливы нефтепродуктов и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей

Под тактикой понимается краткосрочная стратегия или совокупность средств, методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели.

Учитывая, что основными принципами стратегии реагирования при проведении операции ЛРН являются: обеспечение безопасности людей;

локализация источника разлива, прекращение выброса нефти/нефтепродукта в окружающую среду; локализация разлива; ликвидация разлива; вывоз и сдача собранных нефтепродуктов, загрязненного грунта и отходов для их последующей переработки и утилизации, - под тактикой реагирования на PH понимается реализация намеченной стратегии в зависимости от конкретных условий PH.

Выбор тактики зависит от многих факторов, прежде всего: объема разлива, местоположения разлива, погодных условий, сезона и т.д.

При ликвидации разлива нефтепродуктов на территории тактикой реагирования в первую очередь предусматриваются меры, ограничивающие загрязнение и попадание в зону действия поражающих факторов аварии объектов повышенного риска, систем жизнеобеспечения.

При получении информации о ЧС(Н) каждая организация, принимающая участие в ликвидации аварии, действует в соответствии с настоящим Планом и своей компетентностью:

Первый заметивший аварию, а также персонал, обслуживающий аварийный объект:

- принимает меры по спасению людей;

- прекращает отпуск (слив, перекачку) нефти, немедленно обесточивает оборудование;

- докладывает об аварийном разливе нефтепродуктов диспетчеру организации;

- приводит в немедленную готовность к действию технические противопожарные средства;

- до прибытия ответственного руководителя работ по ЛЧС(Н) старший смены выполняет его обязанности.

Председатель КЧС и ОПБ организации:

- отдает распоряжение о созыве КЧС и ОПБ;

- вводит в действие «План предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов»;

- оценивает обстановку в районе ЧС (Н);

- ставит задачи взаимодействующим организациям;

- организует обмен информацией с КЧС и ОПБ взаимодействующих организаций;

- разрабатывает и утверждает оперативный план действий;

- организует проведение мероприятий по ЛЧС (Н).

 

 

Ответственный руководитель работ:

- ознакомившись с обстановкой, немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана ликвидации аварий, и руководит работами по спасению людей и ликвидации аварии;

- проверяет, вызвана ли пожарная служба и оповещены ли должностные лица и учреждения согласно списку;

- выявляет число застигнутых аварией людей и их местонахождение;

- дает указание об удалении людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении постов на подступах к аварийному участку, дежурного у телефона и т.п.;

- докладывает руководству объекта об обстановке и свои расчеты по ликвидации аварии;

- назначает ответственное лицо для ведения оперативного журнала по ликвидации аварии;

- организует выставление постов для закрытия проходов в район аварии;

- по прибытии пожарных предупреждает их об угрозе взрыва и воздействия ядовитых веществ, консультирует по вопросам специфики технологии объекта и используемых продуктов.

Личный состав АСФ(Н):

-в первую очередь проверяет наличие в загазованной зоне людей (пострадавших), производит их срочную эвакуацию в безопасную зону, оказывает первую доврачебную помощь;

-определяет границы зоны загазованности, и устанавливают соответствующие знаки, в зону загазованности персонал должен входить только в индивидуальных средствах защиты;

-уточняет зону загрязнения и оцепляет ее, делает прогноз ее распространения;

-проводит мероприятия по предупреждению возгораний, приступает к тушению пожара в случае его возникновения;

-принимает меры к уменьшению утечки продукта из резервуара или трубопровода с применением дополнительных технических средств (установкой пробок различных конструкций, установкой специальных хомутов с уплотнениями в местах небольших утечек).

Для защиты жизни и здоровья персонала объекта в условиях ЧС(Н) проводятся следующие основные мероприятия, являющиеся составной частью мероприятий ЛЧС(Н):

- своевременное оповещение об угрозе ЧС(Н);

- эвакуация персонала из зоны ЧС(Н);

- использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим.

 

 

2.2.3 Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов

В зоне действия поражающих факторов возможных аварий на опасных объектах АО «Оренбургнефтеотдача» особо охраняемых природных территорий и объектов нет.

Объектами повышенного риска и приоритетной защиты будут являться здание операторной, сооружения и технологическое оборудование, попадание которых в зону действия поражающих факторов аварии, может привести к дальнейшей эскалации аварии и к максимально возможным жертвам среди персонала.

Защита объектов повышенного риска является приоритетной и первоочередной задачей при выборе тактики реагирования на разлив нефти.

При аварии на Пункте подготовки и сбора нефти АО «Оренбургнефтеотдача» приоритетными задачами будут являться эвакуация персонала и профилактика дальнейшей эскалации аварии, которая может включать в себя охлаждение оборудования, находящегося в непосредственной близости от очага пожара, остановку производства, отключение электроснабжения.

2.2.4 Технологии ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов

Мероприятия по ликвидации ЧС(Н) включают в себя следующие обязательные этапы:

- прекращение сброса нефти;

- сбор разлившихся нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

- размещение собранной нефтеводяной смеси и нефтепродуктов для их последующей переработки и утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и окружающей природной среды.

При ликвидации необходимо учитывать форму, в которой нефть и нефтепродукты находятся в почве. В поверхностном слое почвы или грунта нефть, как правило, содержится в виде плотной органоминеральной массы.

Операции по сбору нефтепродуктов и загрязненной почвы осуществляются одновременно, что сокращает общую продолжительность работ. При этом по возможности необходимо исключить повторное загрязнение уже очищенной поверхности.

Для сбора нефтепродуктов применяют ручной, механизированный и комбинированный способ.

Ручной способ применяют при небольших объемах работ, в труднодоступных места и на территории промплощадки.

Вначале определяют участок и приблизительный объем работ. Для определения количества нефтепродуктов свободном слое замеряют общую площадь, затопленную нефтью, и среднюю глубину по каждой отдельной поверхности, потом умножением определяют объем нефтепродуктов по каждому

 

 

замеряемому объекту, затем объемы суммируют. В зависимости от количества поверхностей, неровностей рельефа, берут коэффициент запаса.

Для ориентировочной оценки объема земляных работ определяют глубину проникновения нефтепродукта, которая зависит от типа грунта, его плотности и влажности, времени контакта нефтепродукта с грунтом и его объем. Для этого выкапывают контрольные ямки, в которых визуально определяется нижняя граница нефтепродукта в грунте, и замеряют ее глубину. Затем замеряют площадь загрязнения. Объем земляных работ определяется перемножением площади и глубины загрязнения. На основе определенного объема работ и исходя из производительности одного рабочего рассчитывается численность рабочих.

При сборе нефти и загрязненного грунта ручным способом применяют: ведра, совки, лопаты, грабли, вилы, емкости для накапливания нефтепродуктов, а также техника для их перевозки.

Сбор производится в ведра с последующим сбросом в контейнеры, мешки, бочки или другие герметичные емкости для транспортировки.

К недостаткам ручного удаления нефтепродуктов можно отнести низкую производительность при очистке зон большой площади или объемом загрязнения и высокую трудоемкость (большое количество персонала) по сравнению с механизированными методами. К достоинствам - использование для ликвидации разлива нефтепродуктов в местах недоступных для применения механизмов; небольшое количество загрязненного грунта и мусора; низкая стоимость оборудования, простота его использования и очистки; возможность привлечения неквалифицированного персонала. Среди первоочередных рассматриваются вопросы безопасности производства работ при температурах выше +4°С, контроль летучих углеводородов, обеспечение работающих искробезопасным шанцевым инструментом (лопатами, граблями) и средствами защиты органов дыхания, рук, нефтестойкой обувью и одеждой.

К механизированным методам ликвидации разлива относится сбор нефтепродуктов вакуумной техникой или насосами, сбор нефтезагрязненных грунтов и сорбентов с помощью епецавтотехники,

Механизированные методы требуют участия минимального количества вспомогательного персонала. В случае ликвидации разлива на площадках е гидроизоляцией и асфальтовым покрытием целесообразно механизировать процесс откачки разлитого нефтепродукта в резервную емкость. Возможен сбор нефтепродуктов с использованием нефтесборщика, насоса и емкости бензовоза.

Основным оборудованием для сбора нефти и загрязненного грунта в любое время года, особенно зимой, когда другая техника неэффективна, является техника, срезающая верхний слой грунта.

Перед началом работ по использованию землеройной техники, как и при ручном способе, оценить их объем и определить места погрузки грунта.

При ликвидации разлива нефтепродуктов целесообразно применение как ручных, так и механизированных способов ликвидации разливов нефтепродуктов.

Таким образом, при утечке нефтепродукта на поверхности без твердого покрытия ликвидация PH осуществляется в зависимости от степени загрязнения, времени года и места аварии. Производится снятие загрязненного грунта и вывоз его в специально отведенные места на обезвреживание. Далее завозится чистый грунт и производится планировка местности.

 

 

При утечке нефтепродукта в грунте на глубине залегания резервуара проводится выемка и вывоз на обезвреживание загрязненныхпочвогрунтов. Далее на место аварии завозится чистый грунт.

В случае утечки нефтепродукта на твердой поверхности проводится сбор свободного слоя нефтепродукта нефтесборным оборудованием или вручную с последующей доочисткой поверхности сорбентом.

При малых разливах нефти и нефтепродуктов (до 200л или 4м2) привлечение полного состава сил и технических средств АСФ(Н) нецелесообразно, персоналом объекта производится засыпка песком пятна разлива нефтепродуктов с последующим сбором пропитанного нефтепродуктом песка (в зимнее время снега) в емкость для нефтесодержащих отходов и окончательная зачистка твердых подстилающих поверхностей с помощью моющих средств.

При разливах более 200л или 4м2 на территории объекта персонал предприятия обрабатывает площадь разлива нефтепродукта воздушномеханической пеной с использованием огнетушителей в целях предупреждения возгорания.

При ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов внутри обвалования и с открытой поверхности основной технологией ЛЧС(Н) является использование нефтесборных комплексов или насосных агрегатов с закачкой собираемой нефти в свободный резервуар. После сбора основной массы разлитой нефти (нефтепродукта) производится дозачистка территории с помощью сорбентов (в т.ч. песок) или ручного инструмента.

При температурах ниже 4°Снефтеемкость большинства сорбентов уменьшается на порядок, а при отрицательных температурах (при высокой вязкости нефти) они теряют нефтеемкость. Поэтому в зимнее время в качестве сорбента используется снег, который обладает достаточно хорошими сорбирующими способностями. Загрязненный снег на небольших площадях разливов собирается вручную в пакеты и контейнеры для сорбентов, на значительной территории - тяжелой техникой и вывозится самосвалами в шламовые амбары.

Для смыва нефти с территории автомобильной эстакады могут эффективно применяться системы, используемые для мойки автомобилей. В этом случае гидромеханизированные способы ликвидации разливов рационально сочетать со сбором воды, загрязненной нефтью, механическими нефтесборными устройствами. При низких температурах целесообразно применение теплой воды.

При ликвидации разливов нефтепродуктов категорически запрещается:

- закапывание нефтепродуктов;

- присыпка землей (землевание) нефтяного загрязнения;

- выжигание остатков нефтепродуктов на поверхности почвы.

Мероприятия по ЛЧС(Н), в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2002г. №240 «О порядке организации мероприятий по

предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:

- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;

- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого

 

 

уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;

- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объекгов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
2.2.5 Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н)

Материально-техническое и инженерное обеспечение мероприятий по ликвидации разлива нефти организуют в целях заблаговременной подготовки и поддержания в постоянной готовности сил и средств ЛЧС(Н) и создания условий для их быстрого приведения в готовность к выполнению задач по ликвидации аварийного разлива нефти.

Основной задачей материально-технического и инженерного обеспечения является организация своевременного и полного снабжения сил и средств ЛЧС(Н) техникой, ГСМ, средствами пожаротушения, средствами оповещения и связи, медицинским имуществом, продовольствием, строительными материалами, обменной и специальной одеждой и обувью, а также другими видами материальных и технических средств.

Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в рабочем состоянии автотранспортной, инженерной техники и нефтесборного оборудования, используемых для ликвидации ЧС(Н).

Основными задачами технического обеспечения являются:

- техническое обслуживание транспорта и техники;

- ремонт вышедших из строя средств;

- поставка агрегатов, запасных частей и материалов для техники, задействованной в зоне ЧС(Н).

За техническое обеспечение отвечает начальник ННТ.

Материальное обеспечение мероприятий по ликвидации ЧС(Н) организуется в целях заблаговременной подготовки и поддержания в постоянной готовности сил и средств ЛАРН и создания условий для их быстрого приведения в готовность к ликвидации разлива нефти.

Основной задачей материального обеспечения является организация своевременного и полного снабжения привлекаемых сил и средств.

Резерв материальных ресурсов создается заблаговременно, в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включает в себя продовольствие, топливо, оборудование, приспособления, инструменты, материалы, средства индивидуальной защиты.

Материальные ресурсы созданы в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 1340 от 10.11.1996г. (Приложение 6).

 

 

Пополнение запасов осуществляется в установленном порядке согласно годовым заявкам.

Решением председателя КЧС обеспечение аварийно-восстановительных работ может осуществляться за счет снятия исправного оборудования на временно неработающих объектах.

Необходимые при развертывании операций ЛРН расходуемые материалы и ГСМ предоставляются службой материально-технического снабжения. Обеспечение операций ЛРН эвакуационными, транспортными, погрузочными и материально-техническими средствами, а также ГСМ производится собственными силами.

За материальное обеспечение отвечает председатель КЧС и ОПБ.

Финансовое обеспечение мероприятий по ЛЧС(Н) состоит в выделении финансовых средств на приобретение и восполнение необходимых технических средств и расходных материалов, оплату и компенсацию за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде.

В целях финансового обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)вАО «Оренбургнефтеотдача» создан резерв финансовых средств, средства находятся на специальном счете(Приложение 6).

В целях страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу собственникам и третьим лицам, заключены договоры обязательного страхования риска (Приложение 6).

За финансовое обеспечение отвечает главный бухгалтер.

Инженерное обеспечение - это комплекс инженерных мероприятий, направленных на предотвращение ЧС(Н), защиту' персонала и обеспечение действий привлекаемых сил и средств при проведении ими спасательных и других неотложных работ.

За инженерное обеспечение отвечает управляющий предприятия.

Противопожарное обеспечение организуется и осуществляется в целях создания условий для выполнения спасательных и других неотложных работ при ЧС(Н), сопровождаемых пожарами.

Противопожарное обеспечение включает в себя: организацию и ведение пожарной разведки, обеспечение ввода сил на объекты, участки ведения работ путем локализации и тушения пожаров на маршрутах ввода и в районе ведения спасательных работ; спасение людей, находящихся в горящих загазованных и задымленных зданиях и сооружениях; тушение пожаров в местах развертывания пунктов управления, на маршрутах эвакуации населения и районах его расположения.

Противопожарное обеспечение осуществляется силами пожарных частей, дислоцированными на территории муниципального образования «Город Бугуруслан».

Транспортное обеспечение организуется с целью своевременного вывоза эвакуируемого персонала, доставки привлекаемых сил и средств в зону ЧС(Н), вывоза из района ЧС(Н) материальных ценностей.

За транспортное обеспечение отвечает начальник ННТ.

Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медицинской помощи при ЧС(Н) пострадавшим, их эвакуации и лечения. Задачей медицинского обеспечения является оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения.

 

 

За медицинское обеспечение отвечает инженер по охране труда.

Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления метеорологических и гидрометеорологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил при проведении работ по ЛЧС(Н). Основными задачами гидрометеорологического обеспечения являются:

- подготовка и доведение до КЧС и ОПБ и привлекаемых формирований сведений о фактической и ожидаемой гидрометеорологической обстановке;

- предупреждение об опасных явлениях природы.

Охрана общественного порядка, как вид обеспечения состоитв:

-усилении пропускного и внутриобъектового режима;

- оцеплении района разлива нефти;

- эвакуации персонала, не занятого в ЛЧС(Н), из района аварии;

- патрулировании территории, прилегающей к месту аварии.
2.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара)

Для осуществления противопожарной защиты объекты АО «Оренбургнефтеотдача» укомплектованы первичными средствами пожаротушения. Персонал организации проходит инструктажи по пожарной безопасности, участвует в проведении учебных пожарных тревог. В случае ЧС(Н) персонал аварийного объекта проводит мероприятия по профилактике и локализации пожара до прибытия боевых расчетов пожарных частей.

Для тушения возможных пожаров на объектах АО «Оренбургнефтеотдача»предуемотрены средства пожаротушения, устанавливаемые в местах и количестве в соответствии с правилами пожарной безопасности (Приложение 6).

Тушение пожаров, проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на объектах АО«Оренбургнефтеотдача» организуется силами и средствами ОП 25ПЧ ФГКУ «Ю-ОФПС по Оренбургской области».

Планирование действий по тушению пожаров осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 31.03.2011 №156 «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Подходы к планированию действий по тушению возможных пожаров, определению динамики сосредоточения и введения сил и средств при различных сценариях пожара включают в себя следующие основные операции: вызов, выезд и следование к месту пожара, разведка пожара, развертывание, тушение пожара, особые работы.

Дежурный оператор АО «Оренбургнефтеотдача» при вызове сообщает дежурному диспетчеру пожарной части:

- наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

- особенности объекта, на котором возник пожар;

- время сообщения о пожаре;

- иные сведения, влияющие на выполнение задач подразделением.

 

 

Выезд и следование на место ЧС(Н) включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара.

Выезд и следование к месne пожара должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

- быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

- знанию особенностей района выезда;

- движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность движений скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения.

В пути следования старший начальник подразделения обязан поддерживать непрерывную связь с диспетчером ПЧ.

Разведка пожара ведется непрерывно с момента выезда подразделения на пожар и до его ликвидации. Цель разведки - сбор сведений о пожаре для оценки обстановки и принятия решающего направления по организации действий. Успех разведки зависит от своевременности и непрерывности ее проведения, достоверности сведений, активности и целеустремленности действий.

При проведении разведки необходимо установить:

- наличие и характер угрозы людям, их местонахождения, пути и способы спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

- наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара, обусловленных особенностями опасного производственного объекта;

- площадь горения, к какой категории относится горящий нефтепродукт, а также пути распространения огня;

- наличие и возможность использования средств противопожарной защиты, имеющихся на объекте;

- местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

- возможные пути ввода сил и средств для тушения пожара и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

- достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара;

- количество и вид ЛВЖ в горящих и соседних емкостях;

- наличие и состояние производственной и ливневой канализации;

- возможность откачки или выпуска нефтепродуктов из резервуаров и заполнения их водой или паром;

- наличие и состояние установок и средств пожаротушения, водоснабжения и пенообразующих веществ; возможность быстрой доставки пенообразующих веществ с соседних объектов.

При наличии признаков горения разведка проводится с использованием рукавной линии.

Развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова (пожара) пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению задач по тушению пожара.

Развертывание не должно нарушать нормального хода работ по спасению и эвакуации людей.

Развертывание состоит из следующих этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..