План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 2

 

 

- система промысловых трубопроводов.

Аварийные ситуации и инциденты при этом можно условно разделить на группы: аварии (инциденты) на эксплуатационных скважинах, аварии на производственных площадках и аварии на технологических коммуникациях (трубопроводах).

Источники и причины техногенной ЧС (аварии и инциденты) имеют свои особенности на каждом структурном элементе объекта:

Аварии (инциденты) на эксплуатационных скважинах

Главной потенциальной опасностью при строительстве и эксплуатации фонда скважин является открытый нефтяной фонтан, сопровождающийся выбросами в атмосферу углеводородов и токсичных веществ (сероводород - в составе пластовой продукции), с возможным возгоранием (пожарами), взрывами и загазованностью территории.

В соответствии с принятой в бурении терминологией истечение из скважины бурового раствора, нефти, газа или воды называют газонефтеводопроявлениями (ГНВП).

Основными причинами возникновения газонефтеводопроявлений на действующих скважинах являются:

- недостаточный оперативный контроль за текущими изменениями пластового давления вследствие проводимых мероприятий по его поддержанию и других факторов;

- глушение скважины перед началом работ неполным объемом или отдельными порциями;

- длительные простои скважины без промывки;

- снижение плотности жидкости глушения в результате химической обработки;

- нарушение технологии эксплуатации, испытания или ремонта скважин;

- некачественное крепление технических колонн, перекрывающих газонефтеводонасыщенные напорные горизонты;

- уменьшение плотности жидкости в скважине при длительных остановках за счет поступления газа из пласта;

- наличие в разрезе скважины газовых пластов, а также нефтяных и водяных пластов с большим количеством растворенного газа, значительно увеличивают опасность возникновения газонефте-водопроявлений, даже если пластовое давление ниже гидростатического;

- разрушение установленного на скважине противовыбросового оборудования;

- снижение прочности обсадной колонны в результате ее износа при спуско-подъемных операциях.

Любое газонефтеводопроявление может привести к открытому фонтанированию скважины - неуправляемому истечению пластовых флюидов через устье скважины.

Основными причинами перехода газонефтеводопроявления в открытые фонтаны являются:

 

 

- недостаточнаяобученность персонала буровых бригад (бригад освоения, испытания, ремонта скважин и специалистов компании) приемам и методам предупреждения и ликвидации газонефтеводопроявлений;

- несоответствие конструкции скважины фактическим горно-геологическим условиям и требованиям «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;

- некачественное цементирование обсадных колонн;

- отсутствие, неисправность, низкое качество монтажа противовыбросового оборудования на устье скважины;

- неправильная эксплуатация противовыбросового оборудования.

- отсутствие устройств для перекрытия канала насосно-компрессорных или бурильных труб;

- недостаточная дегазация раствора при газонефтепроявлении;

- низкая производственная дисциплина.

Аварии и инциденты на производственной площадке

Емкостное технологическое оборудование, расположенное на производственной площадке, является источником повышенной опасности из-за значительных объемов содержащейся горючей жидкости. При разгерметизации емкостного оборудования в аварии, как правило, участвует большое количество вещества, что может привести к эффекту «домино».

Причинами возникновения возможных аварийных ситуаций на технологических установках могут быть:

1) Опасности, связанные с типовыми процессами

Технологические процессы, осуществляемые на технологических установках связаны с рядом опасных и вредных производственных факторов: высокое давление в аппаратах и трубопроводах, большие объемы углеводородного сырья, наличие динамического оборудования, высокое напряжение и т.д.

Наличие высокого давления в аппаратах и трубопроводах в случае разгерметизации оборудования создает условия, способствующие возникновению пожара, образованию взрывоопасных смесей, отравления людей, находящихся в зоне повышенной опасности.

2) Отказ оборудования (его элементов) вследствие усталости материалов, заводских дефектов труб и оборудования; брака СМР; коррозии оборудования; физического износа оборудования; механического повреждения (вследствие некачественных строительно-монтажных, ремонтных и пусконаладочных работ и т. д.) или температурной деформации оборудования; дефектов оснований резервуаров (неравномерная осадка ведет к образованию чрезмерных растягивающих усилий от давления жидкости); опасностей, связанных с нерегламентированными процессами (гидравлические удары, вибрация, превышения давления), образование взрывоопасных топливовоздушных смесей при потере герметичности оборудования или трубопроводов за счет подсоса воздуха; и прекращение подачи энергоресурсов (электроэнергии, пара, воды, воздуха КИП).

3) Ошибки персонала, в т.ч. нарушение режимов эксплуатации резервуаров и оборудования:

- переполнение резервуаров;

 

 

- превышение скорости наполнения и опорожнения;

- превышение давления в оборудовании выше допустимого;

- образование недопустимого разрежения внутри резервуара;

- ошибки при проведении чистки, ремонта и демонтажа (механические повреждения, дефекты сварочно-монтажных работ);

- нарушение правил безопасности, в том числе при проведении огневых и газоопасных работ,

4) Воздействия природного и техногенного характера, в т. ч. разряды от статического электричества; грозовые разряды; смерчи и ураганы; весенние паводки и ливневые дожди; снежные заносы и понижение температуры воздуха; землетрясения, связанные с разработкой месторождения; попадание оборудования объекта в зону действия поражающих факторов аварий, происшедших на соседних установках и объектах; диверсии.





Аварии и инциденты на трубопроводах

Трубопроводы транспорта являются источником повышенной опасности из-за наличия большого количества сварных и фланцевых соединений, запорной и регулирующей арматуры, жестких условий работы (перепад давлений и температур) и значительных объемов продуктов, перемещаемых по ним.

К причинам, которые могут привести к нарушению герметичности внутрипромысловых нефтепроводов относятся:

- механические повреждения трубопроводов;

- коррозия труб;

- дефекты сварных швов;

- износ, «старение» металла трубопроводов;

- нарушение герметичности запорной арматуры;

- заводской брак;

- нарушение режима эксплуатации, техники безопасности и т.п.

Основной причиной аварий на технологических трубопроводах является

коррозия металла труб нефтепроводов. Коррозия оказывает отрицательное влияние на прочность трубопроводов, внутренняя коррозия труб усиливается при наличии в составе транспортируемого продукта сернистых соединений и минерализированной воды.

Скрытые дефекты труб являются одной из распространенных причин возникновения утечек. Эти дефекты могут возникнуть в результате низкого качества проката при изготовлении труб или сварки стыков при монтаже трубопроводов и ремонтных работах.

Основная опасность трубопроводного транспорта заключается в том, что при повреждении или аварии создается угроза токсического или взрывопожароопасного выброса. Наиболее вероятным местом повреждений или неплотностей трубопроводов являются фланцевые соединения, задвижки, тройники, повороты. Разрушение трубопроводов может возникнуть при резком повышении давления, значительных колебаний температуры, коррозийном воздействии продукта, размораживании при низких температурах, а также при плохом качестве монтажа, в частности, при неудовлетворительной сварке швов, Негерметичность запорной арматуры может вызвать серьезные осложнения при эксплуатации трубопроводов, так как не позволяет своевременно отключить

 

 

\оборудование в нужном случае. Причинами негерметичности могут быть царапины на уплотняющей поверхности, попадание на них механических примесей. Анализ причин промысловых газо-, конденсато-, нефтепроводах показывает, что, помимо нарушений технологического режима, причиной разрывов трубопроводов являются интенсивные волновые процессы (гидроудары). Опасность разрывов возрастает при прохождении трубопроводов по пересеченной местности, через автодороги и водные преграды.

Возможные источники ЧС(Н) будут использованы в качестве исходных данных для последующего моделирования различных вариантов (сценариев) возникновения и развития ЧС(Н).


1.3.2 Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов

Согласно Основным требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613), максимальные объемы пролива определялись:

- при разрушении емкостного оборудования и автоцистерны - как 100% объема нефтепродуктов.

- при порыве трубопровода - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефтепродукта между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;

- при проколе трубопровода - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.

При разрушении насосного оборудования, отдельных участков надземных технологических трубопроводов, расположенных между запорной арматурой, объемы проливов нефтепродуктов незначительны (1,0-2,Ом3). Площадь разлива за границу территории аварийного объекта не выйдет, а сами разливы оперативно ликвидируются дежурной сменой аварийного объекта без привлечения других лиц и сил.

С учетом данных факторов при расчетах аварийные ситуации, связанные с разрушением насосного оборудования и технологических трубопроводов не рассматриваются.

Согласно «Методическим рекомендациям по разработке типового плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для нефтегазовых компаний» радиус зоны разлива рассчитывается по формуле:

 

 

Площадь разлива при разгерметизации подземных резервуаров не определялась из-за отсутствия нормативных алгоритмов.

Результаты расчетов представлены в таблицах 1,6-1.8.

Согласно результатам прогнозирования чрезвычайные ситуации, связанные с максимальным разливом нефтепродуктов на опасных производственных объектах АО «Оренбургнефтеотдача» по объемам разлившегося продукта классифицируются как ЧС локального значения (до 100 т)1.
1)Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.3 Границы зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов

Граница зоны ЧС(Н) при авариях на опасных производственных объектах АО «Оренбургнефтеотдача» определяется территорией загрязнения поверхности почвы нефтепродуктом с учетом зон поражения человека, зданий и сооружений в случае пожара пролива или взрыва облака ТВС.

Расчет вероятных зон поражения тепловым излучением при

возникновении пожаров разлива нефтепродукта на территории

Под зонами поражения при пожарах понимаются зоны поражения открытым пламенем и зоны поражения тепловым излучением.

Размер зоны поражения открытым пламенем определяется размером зоны, где возможно его появление. В пределах зоны открытого пламени люди получают смертельное поражение.

Размеры зоны поражения открытым пламенем ограничиваются геометрическими размерами пролива нефтепродуктов в сумме с размером вытянутым по ветру пламенем.

Под зоной поражения тепловым излучением принимается зона вдоль границы пожара глубиной, равной расстоянию, на котором будет наблюдаться тепловой поток с заданной величиной.

Размеры зон поражения тепловым излучением с поверхности пламени определялись по следующим уровням излучения:

17 кВт/м2 - Воспламенение древесины, окрашенной масляной краской по строганой поверхности; воспламенение фанеры;

12,9кВт/м2 - Воспламенение древесины с шероховатой поверхностью

(влажность 12 %) при длительности облучения 15 мин;

10,5 кВт/м2 - расстояния, на которых человек испытывает непереносимую боль через 3-5 с, а также может получить ожоги 1-й степени через 6-8 с, ожоги 2-й степени через 12-16 с;

7 кВт/м2 - расстояния, на которых человек испытывает непереносимую боль через 20-30 с, а также может получить ожоги 1-й степени через 15-20 с, ожоги 2-й степени через 30-40 с;

4,2 кВт/м2 - безопасно для человека в брезентовой одежде;

1,4 кВт/м2 - расстояния, безопасные для человека без спецодежды.

Расчеты вероятных зон поражения тепловым излучением при пожарах пролива нефтепродукта проводились по методике, изложенной в ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».

Расчет вероятных зон поражения взрывной волной при взрыве ТВС

Размеры зон поражения взрывной волной при взрыве ТВС производятся для следующих границ поражения:

• 100 кПа - полное разрушение зданий;

• 53 кПа - 50 %-ное разрушение зданий;

• 28 кПа - средние повреждения зданий;

• 12 кПа - умеренные повреждения зданий (повреждение внутренних перегородок, рам, дверей и т.п.);

 

 

 

• 5 кПа - нижний порог повреждения человека волной давления;

• 3 кПа - малые повреждения (разбита часть остекления).

Расчеты вероятных зон поражения взрывной волной проводились по методике, изложенной в ГОСТ Р 12.3.047-2012 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».

Расчеты зон поражения и оценка риска аварий представлены в Приложении 2.

Рассчитанные размеры зон поражения (разрушения) следует рассматривать как максимальные. В реальных условиях они могут оказаться существенно меньше, поскольку фактическая зона поражения зависит от многих факторов (оперативности действий персонала аварийных служб по локализации разлива и сбору нефтепродукта, характера рельефа местности, состояния атмосферы, метеоусловий).

Графические отображения зон поражения при максимальных гипотетических авариях представлены в графической части Приложения 3.

1.3.4 Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории

Нефть и нефтепродукты относятся к взрывопожароопасным и токсичным веществам, следовательно, эксплуатация открытых технологических установок представляет определенную опасность для персонала опасных объектов, персонала подрядных организаций и окружающей природной среды.

Аварии с пожарами и взрывами горючих жидкостей развиваются, как правило, по следующей типовой схеме:

1. В результате нарушения герметичности оборудования или трубопроводов происходит истечение горючих жидкостей в окружающее пространство.

2. Вышедшие жидкости либо воспламеняются, либо создают обширную зону топливовоздушной смеси с взрывоопасной концентрацией горючего.

3. Факторы возникшего пожара интенсивно воздействуют на аппарат или трубопровод, из которого происходит истечение, а также на соседнее оборудование и трубопроводы.

4. Количество выходящего продукта и масштабы пожара увеличиваются со временем, принося большой материальный ущерб и приводя к человеческим жертвам.

Источником воспламенения могут быть искры от механических ударов при применении стальных инструментов, от разряда статического и атмосферного электричества, самовозгорание сульфидов железа, образующихся на внутренней стенке емкостного оборудования.

Факторами, влияющими на развитие сценариев аварий, являются:

— региональные условия: рельеф местности, ее ландшафт, время года, метеоусловия и др.;

— наличие современных средств управления процессом переработки и транспортировки углеводородного сырья и систем диагностики состояния технологического процесса;

— оснащенность и эффективность действий аварийно-восстановительных и пожарных бригад;

 

 

 

- время реагирования на аварийную ситуацию как операторов и руководства опасных объектов, системы, так и специальных, в том числе и аварийно-спасательных служб.

Вероятными последствиями пролива нефти и нефтепродуктов на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» являются:

- возгорание разлива нефти;

- образование облака ТВС с последующим взрывом;

- выброс в атмосферу токсичных продуктов горения при возгорании разлива;

- загрязнение территории;

- гибель и травмирование персонала ННТ, находящегося в зоне поражения тепловым излучением при пожаре пролива нефти (НЖС);

- повреждение технологического оборудования, зданий и сооружений ННТ, находящихся в зоне действия поражающих факторов;

- экономические потери, обусловленные нарушением нормальной работы

ННТ.

Возможные аварии можно условно разбить на две основные группы:

- максимальные гипотетические аварии, сопровождающиеся образованием максимальных объемов взрывопожароопасных и токсичных веществ и приводящие к наибольшему ущербу.

-наиболее вероятные аварии - с высвобождением небольшого количества опасного вещества через неплотности в соединительных элементах или свищи в трубопроводах (дефект сварного шва, брак СМР и т.д.). Как правило, данные аварии не представляют большой опасности для людей и окружающей среды.

Ситуационные модели аварий разработаны на основании «Дерева событий»(Приложение 2), как последовательность физических явлений, происходящих одно за другим в результате наступления опасного (инициирующего) события.

Распределение типовых сценариев по группам проведено на основании физикохимических свойств опасных веществ, их количеств и условий, создавшихся при аварийной обстановке.

Группа сценариев 1C

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> полное разрушение —> образование —> пожар разлития —► термическое поражение персонала и оборудования

Группа сценариев 1.1С

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> утечка через отверстие в 1" —» образование пролива —> пожар разлития —> термическое поражение персонала и оборудования

Группа сценариев 2С

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> полное разрушение —> образование и испарение пролива —> образование газового (парогазового) облака —> взрыв ТВС —> ударная волна - поражение персонала, разрушение зданий, сооружений и оборудования.

 

 

Группа сценариев 2.1C

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> утечка через отверстие в 1" —» образование и испарение пролива —> образование газового (парогазового) облака —» взрыв ТВС —> ударная волна - поражение персонала, разрушение зданий, сооружений и оборудования.
Группа сценариев ЗС

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> полное разрушение —* образование и испарение пролива—» токсическое поражение персонала, загрязнение окружающей природной среды.

Группа сценариев 3.1С

Разгерметизация оборудования с жидкими углеводородами —> утечка через отверстие в 1" —> образование пролива —» токсическое поражение персонала, загрязнение окружающей природной среды.

Вероятность (частота) возникновения аварийных разливов нефтепродуктов и их опасных последствий приняты с учетом «дерева событий» и статистической вероятности возникновения аварии.

Наиболее опасной ЧС(Н), с точки зрения воздействия на персонал, окружающую среду, а также технологическое оборудование, здания и сооружения, будет являться разлив нефти и нефтепродуктов с последующим взрывом ТВС при разрушении буферных емкостейобьемом 100 м3.
1.3.5 Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефтепродуктов, с учетом их дислокации

Расчет специальных технических средств проводится для определения достаточного количества средств локализации и ликвидации разливов: сорбентов, суммарного объема емкостей, необходимого количества средств для транспортировки оборудования и персонала к месту проведения работ и т.д.

Расчет необходимых сил и средств для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов произведен на основе расчетов возможных максимальных объемов разливов нефти на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» (п. 1.3.2), моделирования процессов распространения нефтяного загрязнения и нормативных требований к срокам проведения работ по локализации разлива и сбору нефтезагрязнений. Расчеты производились с учетом времени сбора и прибытия АСФ по сигналу о разливе нефти (нефтепродукта) и доставки его к месту аварии.

При расчете сил и средств учитывалосьнеобходимое условие - время локализации разлива на суше -6 ч.

Расчет достаточности сил и средств для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов с учетом их дислокации приведен в приложении 5.

К работам по ликвидации разливов нефти на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования.

 

 

К работам по тушению возможных пожаров на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» привлекаются силы и средства пожарных частей ФГКУ «10 ОФПС по Оренбургской области».

Расчет достаточности сил и средств для тушениявозможных пожаровприведен в приложении 5.

На основании расчета достаточности сил и средств, имеющихся в распоряжении ЗАО «Оренбургнефтеотдача», АСФ и пожарных частей ФГКУ «10 ОФПС по Оренбургской области», сделан вывод о том, что состава сил и средств, привлекаемых к локализации и ликвидации ЧС(Н) на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» достаточно для локализации максимально возможного разлива нефтив установленные сроки (6 часов - при разливе на суше).
1.3.6 Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)

Организационно-технические мероприятия и решения по предупреждению и предотвращению аварий и ЧС(Н) базируются на действующих нормативнотехнических документах, направлены на повышение противоаварийной устойчивости объекта и обеспечивают оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации.

Повышение надежности работы оборудования достигается выполнением ряда инженерно-технических и организационных мероприятий:

- выбор технических устройств, имеющих сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора России на их применение в конкретных условиях;

- организация технического надзора за соблюдением проектных решений и качеством строительно-монтажных работ на опасных производственных объектах;

- постоянный контроль технического состояния технологического оборудования основного и вспомогательного производства, насосно-компрессорного оборудования, трубопроводов, приборов КИПиА, систем телемеханизации в процессе эксплуатации объектов;

- проведение контрольных осмотров, ревизий, технического освидетельствования, плановых ремонтов технологического оборудования, трубопроводов с целью выявления дефектов и определения возможности дальнейшей эксплуатации;

- организация технического диагностирования технологического оборудования и трубопроводов с определением технического состояния объектов, выявления повреждений и прогнозирования наиболее вероятных отказов;

- определение вероятностного остаточного ресурса оборудования опасного производственного объекта на основе совокупности полученной информации;

- своевременное выполнение ремонтных работ в соответствии с требованиями промышленной безопасности, охраны труда и правил технической эксплуатации;

- обеспечение выполнения требований технологических регламентов при эксплуатации оборудования, трубопроводов;

- проведение регулярной проверки состояния фундаментов, опор под зданиями, сооружениями, эстакадами трубопроводов на соответствии требованиям проектной и нормативной документации;

 

 

- поддержание в исправности и постоянной готовности средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения;

- проведение мероприятий по профессиональной и противоаварийной подготовке производственного персонала, обучение его способам защиты и действиям в аварийных ситуациях;

- разработка рациональных маршрутов перемещения персонала с целью минимизации времени нахождения его в зонах повышенного потенциального риска;

- обвалования площадок;

своевременное удаление нефтешламов из емкостного оборудования для предотвращения образования пирофорных соединений.

содержание в исправности предохранительного клапана на сепараторах, газоанализаторах, приборах КИП их поверка.

- обеспечение круглосуточной телефонной и радиосвязью со службами, пожарной частью.

меры по предотвращению доступа посторонних лиц на территорию и к вмешательству в технологические процессы (вооруженная охрана, ограждение территории, шлагбаумы на въездах, кодовые замки на воротах и калитках, спецпропуска, при возможности установка видеонаблюдения).

готовность и обученность персонала к действиям по ликвидации аварий, наличия на объекте защитных, спасательных средств спецтехники и материалов в достаточном количестве для проведения аварийных работ в чрезвычайных ситуациях (по плану ликвидации аварий).

наличие должностных инструкций, технологического регламента на рабочих местах.

проведение ремонтных, сварочных работ в соответствии с действующими правилами, инструкциями по нарядам-допускам.

наличие на объекте защитных укрытий для обслуживающего персонала, указателей путей эвакуации.

В процессе добычи нефти могут возникнуть осложнения, связанные с отложениями парафина в НКТ, выкидных линиях и сепараторе, приводящие к нарушению нормальной работы.

Борьба с отложениями включает в себя следующие мероприятия: очистка НКТ с помощью скребков, спускаемых в скважину через лубрикатор с помощью Лебедки АЗИНМАШ-8;

- прогревы выкидных линий и сепараторов перегретым паром с помощью nnY(t=80°C).

- закачка порций горячей нефти в затрубье.

1.4 Обеспечение готовности сил и средств JI4C (Н)

1.4.1 Уровни реагирования

В соответствии с положениями Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе

предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 21.08.00г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 15.04.02г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории

 

 

 

 

 

ООО «Эмульсионные технологии» по договору с АО «Оренбургнефтеотдача» (см. Приложение 17) производит работы по приему, переработке и обезвреживанию загрязненных нефтепродуктами материалов. Хранение загрязненных материалов осуществляется на территории АО «Оренбургнефтеотдача» в емкостях временного хранения, самосвалах, бортовых прицепах и бензовозах до их доставки и обезвреживания ООО «Эмульсионные технологии».

Осуществляется взаимодействие КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача»с КЧС и ОПБ муниципального образования «Северный район Оренбургской области».

Второй уровень реагирования

В случае возникновения угрозы недостатка имеющихся сил и средств делается запрос на привлечение дополнительных сил и средств в соответствующий координационный орган территориальной подсистемы РСЧС - комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования «Северный район Оренбургской области». В состав группировки сил и средств этого уровня войдутсоответствующие службы муниципального образования «Северный район Оренбургской области».
1.4.2 Состав сил и средств, их дислокация, организация доставки в зону ЧС(Н)

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти на нефтебазе АО «Оренбургнефтеотдача», привлекается Бузулукское территориальное подразделение профессионального аварийно-спасательного

формирования«Самарский центр «ЭКОСПАС» ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций»»согласно договора № ЧС(Н) 249-15/А от 25.12.2015 г. (приложение 7).

Свидетельство, выданное отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса от 05.12.2013 г. серия 16/2-1 №00482, на право веденияСамарским центром «ЭКОСПАС» ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях представлено в приложении 7.

Место дислокации Бузулукского территориального подразделения АСФ «Самарский центр «ЭКОСПАС» ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций»»: г. Бузулук, ул.Юго-Западная, 726.

Расстояние от места дислокации АСФ до объекта составляет 172 км, что позволяет осуществить доставку сил и средств на объект при ЧС(Н) в пределах 2 часов 15 минут.

Приведение в готовность сил и средств и техники АСФ осуществляется по распоряжению ответственного руководителя работ или лица, его заменяющего (расчетное время сбора смены АСФ, находящейся на круглосуточном дежурстве - 3 минуты, остального состава АСФ - 40 мин (см. паспорт АСФ приложение 7)). Доставка специальных технических средств для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов к месту проведения работ по ЛЧС(Н) осуществляется с помощью собственных транспортных средств. Максимальное время доставки техники Бузулукского территориального подразделения АСФ «Самарский центр «ЭКОСПАС» ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций»» на объекты АО

 

 

 

 

 

 

 

1.4.3 Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны

Общее управление организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АО «Оренбургнефтеотдача».

Общееруководство мероприятиями по ЛЧС(Н) осуществляет старшее должностное лицо АСФ(Н).

Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований (служб) определяются при их аттестации и указываются в паспорте АСФ на картах зон ответственности, планах обслуживаемых объектов и в перечнях выполняемых видов работ.

Зона ответственности профессионального аварийно-спасательного формирования, выполняющего работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, определена условиями договора с АСФ(приложение 7).

АСФ в случае разливов нефти на объектахАО «Оренбургнефтеотдача» выполняет работы:

- реагирование на чрезвычайные ситуации, вызванные аварийными разливами нефти и нефтепродуктов, на объектах АО «Оренбургнефтеотдача»;

- локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на объектах АО «Оренбургнефтеотдача».

При возникновении пожара руководство ликвидацией ЧС(Н) переходит к старшему должностному лицу подразделения пожарной охраны. При этом к нему в подчинение поступают все силы и средства, задействованные при тушении пожара.

Перечень аварийно-спасательных работ (тушение пожаров) личного состава пожарных подразделений определяется руководящими документами МЧС России. Согласно им основная задача при тушении пожаров - спасание людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов при возникновении пожара заключается в:

1) спасении и выводе людей из зоны воздействия опасных факторов пожара;

2) тушении пожара, защита зданий, сооружений и соседних объектов;

3) организации взаимодействия со службами объекта (города, населенного пункта) по бесперебойному обеспечению водой для тушения пожара.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации ЧС(Н) без воспламенения заключается в:

1) организации и проведении мероприятий по эвакуации персонала объекта из опасной зоны;

2) организации и проведении мероприятий по предотвращению образования топливовоздушного облака и его воспламенения (покрытие нефтепродуктов слоем пены, смывание их водой с площадки объекта, организация отключения электрооборудования и др. мероприятия);

3) подготовке сил и средств пожарной охраны к ликвидации возможного пожара (установка пожарной техники на водоисточники, прокладка рукавных линий, организация подвоза воды и пенообразователя и т.п.).

 

 

 

1.4.4 Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н)

Поддержание в готовности органов управления, сил и средств ЛЧС(Н) к действиям в условиях ЧС(Н) достигается:

- созданием и поддержанием в постоянной готовности объектовой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- созданием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- материально-техническим обеспечением работ по локализации и ликвидации ЧС(Н);

- привлечением профессионального АСФ(Н) для выполнения работ по локализации и ликвидации разливов нефти;

осуществлением подготовки руководителей и специалистов АО «Оренбургнефтеотдача» в области защиты от ЧС путем проведения учений, тренировок, в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах и т.д.;

- организацией питания и отдыха лиц, участвующих в ликвидации аварии (при аварийных работах более 6 часов);

- информационным обеспечением работ по ЛЧС(Н);

предоставлением информации подразделениям МЧС России, контролирующим органам и органам местного самоуправления, средствам массовой информации;

- созданием устойчивого взаимодействия с силами и средствами ликвидации ЧС(Н) сторонних организаций, указанных в настоящем Плане, в соответствии с существующими нормативами.

Функционирование опасных производственных объектов АО «Оренбургнефтеотдача» предполагает полную обеспеченность необходимым штатом основного и обслуживающего персонала. В АО «Оренбургнефтеотдача» разработаны инструкции по правилам эксплуатации оборудования и установок, по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, по действию обслуживающего персонала при возможных аварийных ситуациях, утвержденные руководителем объекта. К самостоятельному выполнению работ допускаются работники: не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр (обследование) по основной профессии; имеющие квалификационное удостоверение по основной профессии, а также обученные безопасным методам и приемам работы, применению средств индивидуальной защиты, прошедшие проверку знаний по охране труда; имеющие удостоверение по проверке знаний по охране труда и электробезопасности (для электротехнического персонала).

Допуск к самостоятельной работе руководителей и специалистов производится после проведения вводного инструктажа; обучения по охране труда в объеме должностных обязанностей. Допуск к самостоятельной работе работников рабочих профессий (при наличии у них документа об образовании, квалификации) производится после проведения вводного инструктажа; первичного инструктажа на рабочем месте; стажировки на рабочем месте; первичной проверке знаний по охране труда; издания приказа (распоряжения) о допуске к самостоятельной работе. Инженерно-технические работники и работники рабочих профессий с

 

 

периодичностью не реже 1 раза в 3 года должны проходить обучение на курсах целевого назначения.

На объектах АО «Оренбургнефтеотдача» с определенной периодичностью проводятся учения с целью отработки практических навыков по взаимодействию всех подразделений при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. Личный состав проходит теоретический и практический курс обучения. Эти учения направлены на отработку взаимодействия личного состава при возникновении одной из возможных аварийных ситуаций. Для закрепления знаний и правильных действий персонала в чрезвычайных ситуациях проводятся противоаварийные тренировки, плановые занятия по пожарно-техническому минимуму, тренировки по оказанию доврачебной медицинской помощи.

Немедленная готовность технических средств обеспечивается благодаря следующим мероприятиям:

- аварийное и пожарное оборудование содержится в исправном состоянии, использование их не по назначению запрещено;

- оборудование по локализации и сбору нефтиАСФ(Н) хранится в передвижной установке на базе ГАЗ 33023 и ГАЗ 33106, готовой к немедленной транспортировке;

- аварийное оборудование находится в резерве и использование его не по назначению запрещается;

- средства связи постоянно находятся в рабочем состоянии (заряжены и исправны);

- территория объекта оснащена первичными средствами для тушения пожара;

- подъезды к объекту организованы и поддерживаются в исправном состоянии, а зимой очищаются от снега.

Проверка состояния технических средств, оборудования и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛЧС(Н), определяется графиками осмотров, технического обслуживания в соответствии с инструкциями по эксплуатации и обслуживанию оборудования, нормативами замены материалов.

В ходе проведения учебно-тренировочных занятий выполняется проверка работоспособности оборудования, технических средств.

1.5 Организация управления, система связи и оповещения

1.5.1 Общие принципы управления и структура органов управления

Организацию работ по локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродукта условно можно разделить на три этапа:

1. Принятие экстренных мер по ЛРН и передача информации согласно схеме оповещения.

2. Принятие решения на ЛРН и оперативное планирование действий.

3. Организация проведения мероприятий по ЛРН.

Особенности организации работ по ЛРН предъявляют к системе управления следующие основные требования:

- оперативность;

- устойчивость;

- непрерывность;

 

 

- эффективность;

- достоверность передаваемой информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

- максимальным приближением органов управления к местам чрезвычайной ситуации;

- заблаговременным созданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи;

- оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

- сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН.

Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений на локализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременным обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.

Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Меры воздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются в соответствии с действующим законодательством.

Основными задачами органов управления являются:

- подготовка и содержание в готовности органов управления, сил и средств для действий в любых сложных условиях;

- анализ сообщений о факте аварийного разлива нефтепродуктов и оценка масштабов;

- уведомление соответствующих органов управления и организаций;

- принятие решений на перекрытие источников разлива;

- руководство аварийными работами на объекте по локализации разлива и сбору нефтепродуктов;

- подготовка отчетов о проведенных операциях;

- обеспечение безопасности работы персонала.

Управление работами по ЛЧС(Н) начинается с момента возникновения ЧС и завершается после ее ликвидации. Управление осуществляется по циклам, каждый из которых включает:

- сбор данных об обстановке;

- анализ и оценка обстановки;

- подготовку предложений и выводов для решения на проведение работ;

- принятие решения и доведения до исполнителей;

- организацию взаимодействия;

- обеспечению действий сил и средств по ликвидации ЧС(Н).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационным органом является КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача».

Органом повседневного управления является дежурный оператор АО

 

 

«Оренбургнефтеотдача».

Постоянно действующим органом управления является ответственное должностное лицо АО «Оренбургнефтеотдача», уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

К силам и средствам относятся персонал объекта, принимающий участие в мероприятиях по ликвидации ЧС(Н), профессиональное АСФ(Н), привлекаемое в соответствии с заключенным договором, подразделения пожарной охраны и другие силы и средства, привлекаемые к ликвидации ЧС(Н) в соответствии с действующим законодательством.

Управление организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) осуществляется Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АО «Оренбургнефтеотдача».

Структура и состав КЧС, основные задачи, организация и порядок функционирования КЧС определены «Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности АО «Оренбургнефтеотдача», утвержденным приказом руководителя (Приложение 18).
1.5.2 Состав и функциональные обязанности членов КЧС и ее рабочих органов

В целях оперативной оценки обстановки и принятия решений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также для координации и контроля действий при ликвидации ЧС(Н) на основании приказа директора в АО «Оренбургнефтеотдача» создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ).

КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» является координирующим органом объектового звена РСЧС, организует и проводит мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах Общества.

КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» формируется из руководящего состава и специалистов организации. Руководит работой КЧС и ОПБ председатель комиссии - управляющий организации.

Структура, персональный состав комиссии и функциональные обязанности членов комиссии утверждены приказом директора АО «Оренбургнефтеотдача» (Приложение 18),

Основными задачами КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» являются:

- обеспечение постоянной готовности сил и средств Общества для предупреждения и ликвидации ЧС;

- руководство действиями в ходе возникновения, развития и ликвидации ЧС, организация спасательных и других неотложных работ в случае ЧС;

- руководство работами по локализации, ликвидации и уменьшению последствий ЧС, по спасению материальных и культурных ценностей, снижению экологического ущерба;

- обеспечение устойчивой работы Общества в случае возникновения ЧС;

 

 

- разработка мероприятий по предупреждению ЧС, уменьшению ущерба от последствий возможных ЧС;

- организация контроля и наблюдения за состоянием окружающей среды и потенциально опасных участков производственных объектов, оценка и прогнозирование возможных ЧС и их последствий;

- организация оповещения персонала, находящегося в зоне возможного поражения, о ЧС, осуществление экстренных мер по защите персонала и населения в зоне ЧС и их размещения в безопасных местах;

- создание резервов материально-технических ресурсов, используемых на профилактические мероприятия, локализацию и ликвидацию ЧС, восстановление производственной деятельности Общества;

- организация взаимодействия с различными организациями и подразделениями, привлекаемыми для проведения работ, связанных с ликвидацией ЧС и их последствий;

- организация сбора и учета информации об обстоятельствах возникновения ЧС, документирование действий по реагированию на них;

- разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- организация разработки и своевременной корректировки Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организация взаимодействия с КЧС и ОПБ соседних объектов, муниципального образования и общественными организациями, в функции которых входят вопросы защиты населения, по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС и оказанию взаимопомощи;

- контроль за проведением установленных мероприятий по предупреждению ЧС и снижению возможных потерь при их возникновении.

Повседневная деятельность КЧС и ОПБ организуется в соответствии с годовым планом работы. Заседания проводятся один раз в квартал, неплановые заседания - по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся распоряжением до всего состава КЧС и ОПБ или в виде поручений отдельным членам комиссии.

Председатель КЧС и ОПБотвечает за организацию работы комиссии, ее постоянную готовность к выполнению возложенных задач, осуществление контроля за реализацией мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение устойчивого функционирования объектов в случае возникновения ЧС, руководство действиями по ликвидации ЧС:

а) в повседневной деятельности:

- осуществляет руководство повседневной деятельностью комиссии в соответствии с годовым планом работы;

- организует выявление источников опасности на объектах, прогнозирование последствий возможных ЧС, принимает меры по их предотвращению или снижению ущерба;

- обеспечивает выполнение установленных требований по готовности потенциально опасных объектов к локализации и ликвидации ЧС;

 

 

- обеспечивает подготовку руководителей, специалистов и работников в области защиты от ЧС;

- обеспечивает создание, хранение, использование и восполнение финансовых и материальных ресурсов;

- организует взаимодействие с КЧС и ОПБ соседних объектов, муниципального образования и организациями, в функции которых входят вопросы защиты населения, по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС и оказанию взаимопомощи;

- организует проведение работ по разработке (внесению изменений) в планирующие документы в области предупреждения и ликвидации ЧС.

б) при угрозе и возникновении ЧС:

- с получением информации об угрозе или возникновении ЧС отдает распоряжение на оповещение и сбор членов КЧС и ОПБ и персонала организации, прибывает на рабочее место;

- оценивает обстановку, вводит в действие план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, принимает предварительное решение, ставит задачи, устанавливает режим работы комиссии;

- оценивает обстановку и принимает решение о привлечении в установленном порядке сил и средств, техники и материальных ресурсов для выполнения работ по предупреждению и ликвидации ЧС;

- лично и через членов комиссии осуществляет руководство и контроль проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;

- организует работы по ликвидации последствий ЧС;

- обеспечивает для участников аварийно-спасательных и других неотложных работ горячее питание, проживание и отдых;

- организует сбор и доведение до соответствующих органов управления информации о чрезвычайной ситуации и ходе работ по ее ликвидации;

- организует выявление причин аварий с привлечением необходимых специалистов.

Заместитель председателя КЧС и ОПБ обеспечивает принятие необходимых мер по предупреждению возникновения ЧС, своевременной выработке обоснованных решений по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, привлечению сил и средств, финансовых и материальных ресурсов.

а) в повседневной деятельности:

- участвует в работе комиссии, представляет материалы к очередным заседаниям комиссии, проекты решений, направленные на снижение опасности возникновения ЧС и ущерба от них;

- в отсутствии председателя выполняет его обязанности;

- обеспечивает планирование мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения ЧС, выполнение предписаний органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности, защиты населения и территорий от ЧС;

- оценивает действующие и внедряемые технологические процессы с точки зрения их безопасности для персонала и обеспечения условий, исключающих возможность возникновения ЧС;

- обеспечивает планирование и проведение учений на объектах.

 

 

б) при угрозе и возникновении ЧС:

- с получением информации об угрозе или возникновении ЧС прибывает к месту работы КЧС и ОПБ, уточняет свои задачи с переходом на усиленный режим работы;

- уточняет и приступает к выполнению возложенных мероприятий из плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

- обеспечивает приведение в готовность аварийно-технических служб и формирований структурных подразделений для действий в ЧС;

- участвует в сборе информации о характере и масштабе ЧС, нанесенном ущербе, поражениях персонала и других последствиях ЧС, оценивает обстановку, определяет объем и характер работ, определяет количество необходимых сил и средств, дает свои предложения председателю комиссии для принятия решения;

- обеспечивает спасение персонала, оборудования, технической документации, материальных ценностей.

Члены КЧС и ОПБ:

а) в повседневной деятельности:

- осуществляют контроль за наличием, местонахождением и состоянием готовности подчиненных сил и средств, предназначенных для проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- организуют постоянный контроль за безаварийным функционированием объектов, решением вопросов по снижению опасности возникновения аварий и готовности к ликвидации их последствий;

- подготавливают предложения в проект решения комиссии и представляют их на утверждение председателю комиссии;

- организуют подготовку и обучение персонала, привлекаемого к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- участвуют в разработке и корректировке соответствующих разделов планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организуют согласование вопросов привлечения сил и средств других организаций для ликвидации ЧС;

- осуществляют своевременное выявление предпосылок возможного возникновения производственных аварий, принимают меры по их устранению и предотвращению развития масштабов чрезвычайных ситуаций;

- осуществляют постоянный контроль за наличием и накоплением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- организуют и проводят профилактические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах;

- организуют подготовку и представление для заседаний комиссии необходимого информационного материала (справок, докладов и т.п.);

- участвуют в проведении рабочих заседаний комиссии;

б) при угрозе и возникновении ЧС:

- своевременно прибывают на рабочее место по сигналу оповещения;

- осуществляют оценку складывающейся обстановки, подготовку предложений председателю комиссии для принятия решений, постановку задач подчиненным структурным подразделениям;

 

 

- организуют приведение в готовность сил и средств, проведение работ по ликвидации последствий ЧС;

- принимают экстренные меры по защите производственного персонала;

- осуществляют эвакуацию производственного персонала, не привлекаемого к ликвидации ЧС;

- осуществляют сбор и обработку информации;

- осуществляют подготовку и представление информации в вышестоящие органы управления о сложившейся обстановке и проводимых мероприятиях;

- участвуют в работе специальных комиссий по административному и техническому расследованию причин, вызвавших возникновение аварии.

1.5.3 Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ним

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12,2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» вышестоящими координирующими органамипри возникновении ЧС для АО «Оренбургнефтеотдача» являются на локальном и муниципальном уровнях - КЧС и ОПБ муниципального образования «Севверный район Оренбургской области»;

Ответственным лицом за организацию взаимодействия с вышестоящими координирующими органами является председатель КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача».

Если масштабы ЧС(Н) таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать аварию невозможно, председатель КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача» обращается за помощью в вышестоящую КЧС и ОПБ.

Взаимодействие с вышестоящими координирующими органами организуется через органы повседневного управления -

- локальный уровень - дежурный оператор АО «Оренбургнефтеотдача»;

- муниципальный уровень - ЕДДС муниципального образования «Северный район Оренбургской области».

Взаимодействие с вышестоящимикоординирующими органами организуется посредством телефонной связи, при этом осуществляется:

1) взаимный обмен информацией о ЧС(Н), которая должна содержать следующие сведения:

- данные наблюдения о положении пятна нефтепродуктов и источника разлива;

- степень угрозы разлива для людей и окружающей среды;

- наличие и готовность средств ЛЧС(Н) (количество, типы) в районе разлива;

- фактические метеорологические и гидрологические условия в районе разлива;

- данные о ходе, эффективности действий и состоянии технических средств ЛРН, количестве собранных нефтепродуктов;

- информация по изменению любых условий обстановки в районе проведения операции по ЛЧС(Н).

2) привлечение и использование сил и средств взаимодействующих организаций и профессиональных аварийно-спасательных формирований для локализации и ликвидации ЧС(Н).

 

 

3) обеспечение безопасности персонала и населения на прилегающей территории.

4) по решению председателя вышестоящей КЧС и ОПБ к мест}' аварии направляется оперативная группа.

1.5.4 Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств

Успешное выполнение задач и мероприятий при ликвидации последствий ЧС(Н) в значительной степени определяется четко организованным взаимодействием всех привлекаемых сил и средств.

Сущность взаимодействия при ликвидации ЧС(Н) заключается в согласовании и объединении усилий действии органов управления сил и средств по целям, задачам, мероприятиям, способам их выполнения, а также по месту и времени.

Состав и количество сил и средств, привлекаемых для проведения работ по локализации и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных производственных объектах АО «Оренбургнефтеотдача» представлен в разделе 1.4.2

Взаимодействие сил и средств по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов организуется председателем КЧС и ОПБ АО «Оренбургнефтеотдача». Основной целью организации взаимодействия в операциях ЛРН является поддержание постоянной готовности взаимодействующих сил и средств к выполнению поставленных задач.

Взаимодействие осуществляется с учетом возложенных на них задач по следующим направлениям:

- прогнозирование, наблюдение и оценка возможных последствий ЧС(Н);

- взаимный обмен информацией по вопросам предупреждения, локализации и ликвидации ЧС(Н);

- согласование решений о выделении сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС(Н);

обеспечение мероприятий по сохранению здоровья личного состава аварийно-спасательных и других лиц, участвующих в ликвидации чрезвычайных

1.5.4.1 Организация взаимодействия в повседневной деятельности

В условиях повседневной деятельности организуется взаимодействие в ходе:

- проведения совместных тренировок (учений) по проверке реальностисоответствующих планов;

- обучения органов управления и действующих сил к действиям в условиях ЧС(Н);

- обмена опытом, участия в совещаниях по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС(Н);

- уточнения ПЛРН.

В целях удовлетворения потребностей сил, задействованных в ликвидации ЧС(Н), в необходимых средствах и оборудовании, организуется взаимодействие по вопросам материально-технического обеспечения, таких как:

- создание запасов материально-технических средств;

- доставка материально-технических средств к месту ЧС(Н);

 

 

- порядок расчетов за произведенные затраты материальных средств и услуг;

- порядок использования транспортных коммуникаций;

- своевременный ремонт техники и оборудования, участвующих в ликвидации ЧС(Н);

- подготовка специалистов для работы с техникой, необходимой для ликвидации ЧС(Н).


1.5.4.2 Организация взаимодействия в условиях ЧС(Н)

В режиме чрезвычайной ситуации взаимодействие проводится по следующим направлениям:

- оповещение об аварии;

- взаимный обмен информацией об обстоятельствах ЧС(Н);

- согласование решений о выделении сил и средств для ЛЧС(Н);

- организация материально-технического обеспечения;

- организация мероприятий по обеспечению безопасности населения и сил, участвующих в ЛРН.

При угрозе и возникновении ЧС(Н) на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» между участниками ликвидации ЧС(Н) осуществляется взаимный обмен информацией о складывающейся обстановке по существующим каналам связи, системе передачи информации в электронном виде.

В соответствии с приказом МЧС России от 07.07.1997 № 382 «О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»представляются донесения об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации на объектах.

Силы и средства для ликвидации ЧС(Н) привлекаются по распоряжению руководителя объекта в соответствии с настоящим Планом.

Силы и средства органов власти привлекаются на основании запроса, переданного через соответствующие координационные органы.

За участниками ликвидации ЧС(Н) в соответствии с возложенными на них задачами закреплен следующий порядок взаимодействия:

Подразделения профессиональных аварийно-спасательных

формирований, прибыв на место аварии, взаимодействуют с ответственным руководителем работ по ликвидации аварии, принимают основное участие в ликвидации аварии и ее последствий. Выполняют мероприятия по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов согласно данному Плану.

Противопожарная служба способствует обеспечению противопожарной безопасности на участках аварии. При возникновении возгорания и пожара старшее оперативное должностное лицо противопожарной службы принимает на себя руководство тушением пожара. При этом к нему в подчинение поступают все силы и средства, задействованные при тушении пожара.

Персонал аварийного объекта, при возникновении аварийного разлива нефти и нефтепродуктов, выполняет первоочередные мероприятия по локализации аварии, проводит оповещение, подчиняется руководителю работ по ликвидации аварии. При тушении пожара • подчиняется руководителю тушения пожара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..