План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектоа АО "Оренбургнефтеотдача" (2016 год) - часть 1

 

 

Содержание

Список сокращений............................................................................................. .............6

Термины и определения....................................................................................................8

1 Общая часть...................................................................................................................В

1.1Цель и нормативно-правовая база разработки Плана........................................12

1.1.1 Цель и задачи................................................................................................12

1.1.2 Руководящие документы.............................................................................14

1.2 Основные характеристики объекта и прогнозируемой зоны загрязненияв

случае ЧС(Н).........................................................................................................16

1.2.1 Зона действия Плана, готовность организации к действиям по

локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)................................................17

1.2.2 Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами.......18

1.2,ЗГеографические и гидрологические характеристики территории...........29

1.2.4Гидрометеорологические и экологические особенности района.............31

1.3Мероприятия по предупреждению ЧС(Н)..........................................................34

1.3.1 Возможные источники ЧС(Н).....................................................................34

1.3.2 Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и

нефтепродуктов.....................................................................................................38

1.3.3 Границы зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов

нефти и нефтепродуктов......................................................................................46

1.3.4 Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-

экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории.........................................................................46

1.3.5 Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефтепродуктов,

с учетом их дислокации........................................................................................49

1.3.6 Мероприятия по предотвращению ЧС(Н).................................................50

1.4 Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС (Н)...............................................51

1.4.1 Уровни реагирования...................................................................................51

1.4.2 Состав сил и средств, их дислокация, организация доставки в зону

ЧС(Н)......................................................................................................................53

1.4.3 Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны.....56

1.4.4 Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления,

сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н)....................................................57

1,50рганизация управления, система связи и оповещения....................................58

1.5.1 Общие принципы управления и структура органов управления............58

1.5.2 Состав и функциональные обязанности членов КЧС и ее рабочих

органов...................................................................................................................60

1.5.3 Вышестоящий координирующий орган и организация

взаимодействия с ним...........................................................................................64
1.5.4 Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств ....65

1.5.4.1 Организация взаимодействия в повседневной деятельности Ошибка! Закладка не определена.

1.5.4.2 Организация взаимодействия в условиях ЧС(Н) .Ошибка! Закладка
не определена.

1.5.5 Система связи и оповещения и порядок ее функционирования.............68

1.5.6 Организация передачи управления при изменении категории ЧС(Н) ...70

2 Оперативная часть.........................................................................................................70

 

 

2.1 Первоочередные действия приЧС(Н)................................................................72

2.1.1 Первоочередные действия при ЧС(Н)......................................................73

2.1.2 Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала

и населения, оказание медицинской помощи...................................................74

2.1.2.1 Обеспечение безопасности персонала и населения Ошибка! Закладка не определена.

2.1.2.2 Организация медицинского обеспечения..........Ошибка! Закладка не

определена.

2.1.3 Мониторинг обстановки и окружающей среды....................................... 77

2.1.4 Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов..............79

2.2 Оперативный план ликвидации ЧС(Н)..............................................................80

2.2.1 Алгоритм проведения операций по ликвидации ЧС(Н).........................80

2.2.2 Тактика реагирования на разливы нефтепродуктов и мероприятия по

обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей..............................................................................................................89

2.2.3 Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных

территорий и объектов........................................................................................ 91

2.2.4 Технологии ликвидации ЧС, связанных с разливом нефтепродуктов.. 91

2.2.5 Организация материально-технического, инженерного, финансового и

других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н)..............................................94

2.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара)..................................................................................................................96

2.2.7 Меры безопасности при проведении работ по ликвидации ЧС.............96

2.2.8 Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок

уточнения обстановки в зоне ЧС(Н)................................................................101

2.2.8.1 Мониторинг обстановки................Ошибка! Закладка не определена.

2.2.8.2 Мониторинг окружающей среды . Ошибка! Закладка не определена.

2.2.9 Документирование и порядок учета затрат на ликвидацию ЧС(Н).....105

2.2.9.1 Документирование при ликвидации аварий........................................105

2.2.9.2 Порядок учета затрат на ликвидацию аварии.....................................107

3 Ликвидация последствий ЧС (Н)...............................................................................109

3.1 Ликвидация загрязнений территорий и водных объектов..............................109

3.1.1 Материально-техническое обеспечение..................................................109

3.1.2 Технологии и способы сбора разлитой нефти и порядок их

применения..........................................................................................................109

3.1.3 Организация временного хранения собранных нефтепродуктов и

отходов, технологии и способы их утилизации...............................................111

3.1.4 Технологии и способы реабилитации загрязненных территорий.........111

3.2 Восстановительные мероприятия.....................................................................112

3.2.1 Порядок обеспечения доступа в зону ЧС(Н)..........................................112

3.2.2 Типовой ситуационный календарный план проведения работ по

восстановлению работоспособности поврежденных элементов..................113

3.2.3 Организация приведения в готовность к использованию специальных

технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов...............................................................................................................117

Приложения:

 

 

1. Зона действия Плана и схема расположения опасных производственных объектов с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты

2. Свойства нефтепродуктов и оценка риска возникновения ЧС(Н)

3. Характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий

4. Календарные планы оперативных мероприятий ЧС(Н) и документы, регламентирующие порядок реагирования на разливы нефтепродуктов, не попадающих под классификацию ЧС(Н)

5. Расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации

6. Финансовые и материальные резервы

7. Договор на обслуживание с АСФ(Н), свидетельство об аттестации АСФ(Н), справка о материально-технических ресурсах АСФ

8. Лицензии, выданные федеральным органом исполнительной власти

9. Алгоритм (последовательность) принятия решений

10. Основные принципы взаимодействия со СМИ

11. Типовые формы приложений и отчетов

12. Методика оценки ущерба

13. Схема мониторинга обстановки и окружающей среды

14. Документирование, учет затрат и отчетность

15. Способы и порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим

16. Схема оповещения о ЧС(Н)

17. Договор на утилизацию нефтезагрязненных отходов

18. Положение о КЧС

 

 

АВР - аварийно-восстановительные работы

АЗ - аварийные запасы материально-технических средств

АЗС - автозаправочная станция

АРН - аварийный разлив нефти

АЦ - автоцистерна

АСДНР - аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСФ - аварийно-спасательные формирования

АСФ(Н) - аварийно-спасательные формирования, привлекаемые для ЛЧС(Н)

ГИБДД - государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГО - гражданская оборона

ГОСТ - государственный стандарт

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ГНВП - газонефтеводопроявления

КЧСиОПБ (КЧС) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных

ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

КИПиА - контрольно-измерительные приборы и аппараты

ЛРН - ликвидация разливов нефти

ЛЧС - ликвидация чрезвычайных ситуаций

ЛЧС(Н) - ликвидация чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и

нефтепродуктов

ЛЭП - линии электропередач

МГА - максимальная гипотетическая авария

МТС - материально-технические средства

НПБ - нормы пожарной безопасности

НПВК - нижний предел взрывоопасной концентрации

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба

ООП - охрана общественного порядка

ООПТ - особо охраняемые природные территории

ОПО - опасный производственный объект

ОПС - окружающая природная среда

ОС - окружающая среда

ПАВ - поверхностно-активные вещества

ПБ - правила безопасности

ПДК - предельно-допустимая концентрация

ПКЧС - председатель КЧС

ПЛРН - план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

ПП - Постановление Правительства РФ ППБ - правила пожарной безопасности ППР - планово-предупредительный ремонт ПСиНН - пункт сбора и налива нефти ПНН — пункт налива нефти ПЧ - пожарная часть

 

 

ПТЭН - правила технической эксплуатации нефтебаз ПУЭ - правила устройства электроустановок РД - руководящий документ PH - разлив нефти

РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

СанПиН - санитарные правила и нормы

СНиП - строительные нормы и правила

СИЗ - средства индивидуальной защиты

СМР - строительно-монтажные работы

ТВС - топливно-воздушная смесь

УВ - углеводороды

ФЗ - Федеральный закон

ЧС - чрезвычайные ситуации

ЧС(Н) - чрезвычайные ситуации, связанные с разливом нефти и нефтепродуктов

 

 

 

Термины и определения


Аварийно-спасательное формирование для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов - формирование (подразделение) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, созданное в организации, состоящее из подразделений спасателей, аттестованное всоответствии с законодательством Российской Федерации и оснащенное специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, либо профессиональное аварийно-спасательное формирование (служба), выполняющее работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании договора, имеющее соответствующие лицензии и (или) аттестованное в установленном порядке.

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Алгоритм - совокупность действий, правил для решения данной задачи.

Безопасность населения в чрезвычайных ситуациях (безопасность населения в ЧС) - состояние защищенности жизни и здоровья людей, их имущества и среды обитания человека от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий ГОЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.

Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Комиссия по чрезвычайным ситуациям - функциональная структура органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также органа управления объектом народного хозяйства, осуществляющая в пределах своей компетенции руководство соответствующей подсистемой или звеном РСЧС либо проведением всех видов работ по

 

 

предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и их ликвидации. Выделяют следующие виды комиссий: территориальные, ведомственные и объектовые.

Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) — жидкости, давление паров которых при температуре +50°С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки (см.) - не более 100°С. Класс 3 - ЛВЖ, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле +61°С и ниже: подкласс 3.1 ЛВЖ с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже -18°С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости; подкласс 3.2 ЛВЖ со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от -18 до +23°С; подкласс 3.3 ЛВЖ с высокой температурой вспышки — жидкости с температурой вспышки +23 до +61°Свключительно в закрытом тигле.

Ликвидация последствий разлива нефти и нефтепродуктов — действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния: восстановление

окружающей природной среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.

Ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти.

Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти по земле и/или водной поверхности. Мероприятия по локализации считаются завершенными после прекращение сброса нефти.

Материальный ущерб - сумма затрат, состоящая из стоимости безвозвратных потерь нефтепродукта, убытков от перевода кондиционного нефтепродукта, собранного при аварии, повреждении, в нестандартный, и затрат на выполнение работ, связанных с ликвидацией аварии, повреждения, ущерба, нанесенного окружающей природной среде, собственности сторонних предприятий, физических лиц и открытому акционерному обществу.

Меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Нефтепродукт -сырая нефть, а также готовый продукт, полученный при переработке нефти, газоконденсатного, углеводородного и химического сырья.

Обеспечение пожарной безопасности - принятие и соблюдение нормативных правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий.

Объект жизнеобеспечения - совокупность жизненно важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и другие).

Опасный производственный объект- объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво - пожароопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

 

 

Объекты систем жизнеобеспечения населения — объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).

Окружающая природная среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ)— участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Повреждение — нарушение исправного состояния при сохранении работоспособности.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность — состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожара.

Поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации — негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций — опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Разлив нефти и нефтепродуктов (PH) - любой сброс и поступление нефти и нефтепродуктов, произошедший как в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы стихийного или иного бедствия, так и при транспортировке нефти и нефтепродуктов, при строительстве или эксплуатации объема, а также в процессе производства ремонтных работ.

Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных и загрязненных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Сорбенты - жидкие или твердые вещества, применяемые для поглощения из окружающей среды жидких, газообразных, парообразных или растворенных в воде продуктов.

Тактика - совокупность средств, методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели (краткосрочная стратегия).

Тяжелые нефтепродукты — соляровое масло, дизельное топливо, мазут, битум.

Ущерб экологический - ущерб, нанесенный окружающей природной среде.

 

 

Ущерб экономический - материальные потери и затраты, связанные с повреждениями (разрушениями) объектов производственной сферы экономики, ее инфраструктуры и нарушениями производственнокооперационных связен.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. По характеру источника различают чрезвычайные ситуации: природные, техногенные, биолого-социальные и военные, а по масштабам: локальные, местные, территориальные,

региональные, федеральные и трансграничные.

Чрезвычайная ситуация, обусловленная разливом нефти и нефтепродуктов (ЧС (Н)) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате разлива нефти.

 

 

 

 

1 Общая часть
1.1 Цель и нормативно-правовая база разработки Плана

1.1.1 Цель и задачи


Настоящий План по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов для опасных производственных объектов АО «Оренбургнефтеотдача» разработан в целях:

- заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)),

- поддержания в постоянной готовности сил и средств ликвидации ЧС(Н) для обеспечения безопасности населения и территорий;

- максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае возникновения ЧС(Н).

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЛЧС(Н)) являются:

- обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения;

- установление основных принципов организации мероприятий по

предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических,

гидрометеорологических особенностей района возможного разлива нефтепродуктов;

- определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;

- обоснование достаточного количества и состава собственных сил и

средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений

спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;

- установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н);

 

 

 

Срок действия настоящего Плана - три года (п.З раздела III Приложения №1 к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. №621).

Введение Плана в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших План. Ответственность за введение Плана в действие и доведение его положений до всех заинтересованных лиц и организаций возлагается на управляющего АО «Оренбургнефтеотдача».

По истечении указанного срока План подлежит корректировке (переработке). Кроме того, План подлежит корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов его утвердивших или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.

Корректировка (переработка) Плана осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на чрезвычайную ситуацию, при изменении существенных производственных показателей организаций (изменение объемов хранения углеводородного сырья; развитие новой производственной инфраструктуры; изменение производственной структуры предприятия и другие существенные условия), изменении условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации разливов; изменении действующих требований (норм и правил) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности, с обязательным уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти планы.

Внесение поправок в настоящий План производится по мере необходимости по указанию руководителя организации в случаях:

• изменения состава собственных и привлекаемых (на договорной основе) сил и средств;

• образования новых аварийно-спасательных формирований в организации;

• изменений, вносимых в вышестоящие планы функциональных подсистем РСЧС;

• указаний вышестоящих органов.

Внесение текущих изменений, не требующих согласования и утверждения надзорными и контролирующими органами и переутверждения настоящего Плана, проводится в срок не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств. Внесение текущих изменений в настоящий План проводится ежегодно до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года. Внесение текущих изменений в настоящий План осуществляется в соответствии с представлением Председателя КЧС и ОПБ организации.

При внесении изменений действует следующий порядок:

• все текущие изменения, вносимые в План, должны доводиться под роспись до работников собственных и подрядных АСФ(Н);

• все изменения, вносимые в План, должны отражаться в должностных инструкциях работников, задействованных при проведении работ по ЛРН;

 

 

 

• вносимые в разделы Плана изменения или поправки рассылаются всем заинтересованным организациям с указанием номера каждой поправки и даты ее утверждения;

* каждая из заинтересованных организаций включает поправки в свой экземпляр Плана и поддерживает План в актуальном состоянии;

♦ взаимодействующие организации своевременно информируют руководителя организации об изменениях номеров контактных телефонов или факсов, а также обо всех изменениях в составе предусмотренных Планом сил и средств.

Изменения, не требующие пересогласования, вносятся в План немедленно, о чем делают пометку на титульном листе плана. Ответственность за внесение изменений, и переутверждение Плана определяется приказом по организации.


1.1.2 Руководящие документы

Законодательной базой и основополагающими документами, регламентирующими разработку Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов, являются:

Федеральные законы

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997 г. (ред. от 13.07.2015);

2. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. (ред. от

02.05.2015);

3. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. (ред. от

13.07.2015);

4. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. (ред. от 13.07.2015);

5. «О безопасности» № 390-Ф3 от 28.12.2010 г. (ред. от 05.10.2015);

6. «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. (ред. от

13.07.2015);

7. «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14.03.1995 г. (ред. от 13.07.2015);

8. «О мелиорации земель» № 4-ФЗ от 10.01.1996 г. (ред. от 31.12.2014);

9. Водный кодекс РФ, № 74-ФЗ от 03.06.2006 г (ред. от 13.07.2015);

10. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ред. от 13.07.2015);

11. «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (ред. от

13.07.2015);

12. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. (ред. от 13.07.2015);

13. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от 22.08.1995 г. (ред. от 02.07.2013);

14. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации

 

 

 

законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.2004 (ред. от! 3.07.2015).

Постановления Правительства РФ

15. «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду» от 14.02.2000 г. № 128;

16. «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 г. №390 (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации») (в ред. от

06.03.2015);

17. «О Порядке сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 24.03.1997 г. № 334 (в ред. от 10.09.2013);

18. «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. № 794 (в ред. от 14.04.2015);

19. БЗ НС-90 «О неотложных мерах Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним и сотрудничеству»;

20. «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000 г. № 613 (в ред. от 14.11.2014);

21. «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.2002 г. № 240(в ред. от 14.11.2014);

22. «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01.03.1993 г. № 178;

23. «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от ЮЛ 1.1996 г. № 1340;

24. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 04.09.2003 г. № 547 (в ред. от

09.04.2015);

25. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров» от 31.01.2012 № 69 (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров» (в ред. от

28.04.2015);

26. «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» от 22.12.2011 № 1091 (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя») (в ред. от 06.03.2015);

27. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 г. № 304 (в ред. от 17.05.2011).

 

Другие подзаконные нормативные акты

28. Приказ МЧС России «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» № 621 от 28.12.2004 г.;

29. Приказ МЧС России «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциальных опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» № 105 от 28.02.2003 г.;

30. Приказ МПР России «Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации»№ 156 от 03.03.2003 г.;

31. Приказ МЧС России «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» № 156 от 31.03.2011 г.;

32. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» № 480 от 19.08.2011 г.;

33. «Руководство по тушению нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках», утвержденные начальником ГУГПС МВД России от 12.12.1999 г.;

34. «Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденные заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

35. РД 08-624-03 Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности;

36. Приказ Министерства энергетики РФ от 22 декабря 2009 г. № 585 «О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Минэнерго России».

 

 

 

 

Обзорные карты районов расположения объектов АО «Оренбургнефтеотдача» представлены в Приложении 1.

На территории Кирсановского нефтяного месторождения находятся 10 добывающих скважин №№ 2Р, 6Р, 20, 30, 81, 117, 119, 120, 133, 147. 8 внутрипромысловых сборных нефтепровода, 2 счетчика контроля скважинной жидкости (далее СКЖ), 1 АГЗУ «Спутник» и пункт налива нефти (ПНН).

На территории Черновского нефтяного месторождения находятся 4 добывающих скважин №№ 4, 14, 17, 139, 4внутрипромысловых сборных нефтепровода, 2 счетчика контроля скважинной жидкости (далее СКЖ) и пункт налива нефти (ПНН).

На территории Пашкинского нефтяного месторождения находятся 12 добывающих скважин №№ 2, 17, 24, 53, 54, 103, 104, 106, 114, 117, 130, 135; 15 внутрипромысловых сборных нефтепровода, 4 счетчика скважинной жидкости (далее СКЖ) и пункт налива нефти (ПНН).

Часть прогнозируемой зоны загрязнения, расположенная вдоль выкидного трубопровода и прилегающая к приустьевым площадками скважин, имеет грунтовое покрытие.

Площадки ПНН имеют твердое непроницаемое покрытие, отбортовку по всему периметру, а также отбортовку внутри площадок под отдельным оборудованием и по периметру наливной эстакады.



1.2.1 Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)
Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) определяется:

- наличием достаточного количества сил и средств, способных в установленные действующим законодательством сроки провести мероприятия по ликвидации;

- созданием необходимых резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС(Н);

- организацией управления ликвидацией ЧС(Н);

- созданием и надежностью работы систем своевременного обнаружения аварийных утечек, оповещения и связи;

- исправностью и надежностью технических средств, всесторонним обеспечением действий по ликвидации ЧС(Н);

- высокой квалификацией органов руководства и сил ликвидации ЧС(Н).

Оценка готовности АО «Оренбургнефтеотдача» к действиям по локализации

и ликвидации ЧС(Н) позволяет сделать следующие выводы:

- в соответствии со штатным расписанием создан отдел охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, отвечающий за планирование, организацию подготовки и проведения мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном объекте;

- созданы силы и средства по ликвидации ЧС, резервы материально-технических и финансовых средств на случай ЧС;

 

 

- организована система подготовки персонала действиям по локализации и ликвидации последствий аварий;

- утвержден график проведения учебно-тренировочных занятий по ликвидации возможных аварий;

- оповещение руководящего состава, рабочих и служащих осуществляется диспетчером ППН согласно «схеме оповещения»;

- создана система учета инцидентов, аварий и ЧС, их анализа, на основании которых проводится корректировка основных планирующих документов и мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий;

- организовано взаимодействие с органами местного самоуправления, с аварийно-спасательными формированиями;

- созданы и поддерживаются в готовности собственные силы и средства, предназначенные для проведения аварийных и других неотложных работ по ликвидации аварий.
 

 

 

1.2.2 Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами

На территории Кирсановского нефтяного месторождения находятся 10 добывающих скважин №№ 2Р, 6Р, 20, 30, 81, 117, 119, 120, 133, 147. В внутрипромысловых сборных нефтепровода, 2 счетчика контроля скважинной жидкости (далее СКЖ), 1 АГЗУ «Спутник» и пункт налива нефти (ПНН).

На территории Черновского нефтяного месторождения находятся 4 добывающих скважин №№ 4, 14, 17, 139; 4 внутрипромысловых сборных нефтепровода, 2 счетчика контроля скважинной жидкости (далее СКЖ) и пункт налива нефти (ПНН).

На территории Пашкинского нефтяного месторождения находятся 12 добывающих скважин №№ 2, 17, 24, 53, 54, 103, 104, 106, 114, 117, 130, 135; 15 внутрипромысловых сборных нефтепровода, 4 счетчика скважинной жидкости (далее СКЖ) и пункт налива нефти (ПНН).

В состав технологических сооружений на кусте скважин входят:

а) устья (с обустройством) добывающей скважины;

б) индивидуальный счетчик замера дебита скважины;

в) технологический трубопровод.

Подъем нефтяной жидкости на поверхность осуществляется глубинным штанговым насосом. По периметру приустьевой площадки имеется обвалование 60x60 м высотой 0,5 м.

Продукция нефтяных скважин по выкидному трубопроводу подаётся на Пункты налива нефти, которые предназначены для сбора и первичной сепарации водонефтяной эмульсии скважин.

В состав технологической схемы ПНН «Кирсановское» входят следующие сооружения:

- газосепаратор для приёма и дегазации добытой жидкости (на эстакаде) (1 ёмкость 12,5 м3);

- сборные ёмкости для приёма и хранения жидкости (ёмкости по 100 м3 каждая);

 

 

 

- факельная система;

- узел учета нефти;

- факельная система для сжигания газа включая узел учета факельного газа (УУФГ);

- дренажная система.

- административно - бытовой комплекс.

Производительность ПНН «Кирсановское»:

- проектная мощность ПНН по жидкости - до 200 м3/сут.;

- по попутному нефтяному газу - до 2 тыс. м3/сут.;

- фактическая производительность по жидкости - до 80 м3/сут.;

- обводненность - до 10% вес.;

- средний газовый фактор - 26,5 м3/тн.

В состав технологической схемы ПНН «Пашкинское» входят следующие сооружения:

- газосепаратор для приёма и дегазации добытой жидкости (на эстакаде) (1 ёмкость 6,3 м3);

- сборные ёмкости для приёма и хранения жидкости (ёмкости 84 м3 и 72 м3);

- факельная система;

- узел учета нефти;

- факельная система для сжигания газа включая узел учета факельного газа (УУФГ);

- дренажная система;

- вагон-дом оператора.

Производительность ПНН «Пашкинское»:

- проектная мощность ПНН по жидкости - до 300 м3/сут.;

- по попутному нефтяному газу - до 3 тыс. м3/еут.;

- фактическая производительность по жидкости - до 250 м3/сут.;

- обводненность - до 20% вес.;

- средний газовый фактор - 19,6 м3/тн.

В состав технологической схемы ПНН «Черновка» входят следующие сооружения:

- сборные ёмкости для приёма и хранения жидкости (ёмкости по 30 м3 каждая);

- факельная система;

- узел учета нефти;

- факельная система для сжигания газа включая узел учета факельного газа (УУФГ);

- дренажная система;

- вагон - дом оператора.

Производительность ПНН «Черновка»:

- проектная мощность Г1НН по жидкости - до 30 м3/сут.;

- по попутному нефтяному газу - до 0,2 тыс. м3/сут.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.3 Географические и гидрологические характеристики территории

Черновское месторождение нефти расположено на территории Северного административного района Оренбургской области. Месторождение находится в 15 км северо-восточнее районного центра с, Северное.

Транспортная сеть представлена автомобильной дорогой республиканского значения Самара-Уфа, проходящей вблизи месторождения. В контуре лицензионного участка расположены населённые пункты: Черновка и Кукино, Данные населённые пункты связаны между собой грунтовыми дорогами, проезд по которым возможен только в сухое время года.

Поселок Черновка располагается в северо-западном направлении от Пункта налива нефти на расстоянии 0,65 км.

Поселок Кукино располагается в восточном направлении от Пункта налива нефти на расстоянии 1 км.

Севернее месторождения проходит железная дорога Ульяновск-Бугульма. Ближайшая к месторождению железнодорожная станция — Дымка.

В физико-географическом отношении район размещения Черновского месторождения относится к лесостепной зоне. Максимальные отметки поверхности земли (340-360 м) в северо-восточной части территории, а минимальные (100 м) на западе в долине р. Сок. Рельеф местности сильно расчленён речной и овражнобалочной сетью. Гидрографическая сеть района представлена верховьями р. Сок и ее притоками: Малый Сок, Камышка, Черновка, Черемшанка и ручьями временного характера. Водные объекты в зону действия ПЛРН не попадают. Подземные воды до глубины 5,0-8,0 м не вскрыты.

Почвенный покров представлен черноземами южными, южными карбонатными, аллювиальными дерновыми насыщенными, песками, а также смыто-намытыми почвами оврагов и балок.

Территория расположения рассматриваемых объектов неподтопляемая, несейсмоопасная.

Лицензиянаправопользованиянедрами с целевым назначением: добыча нефти и газа на Черновском месторождении серия ОРБ № 00897 НЭот 23.09.1999 г,выдана ЗАО «Оренбургнефтеотдача» насрокдо 31.05.2033 гпредставлена в Приложении 1. Учаетокнедримеетстатусгорногоотвода.

Пашкинское месторождение расположено в северной части Оренбургской области, на территории Северного административного района области. Ближайшие населенные пункты: с. Северное (райцентр), Богдановка, Раздольное, Садовка и Каменогорское.

Непосредственно в контуре Пашкинского лицензионного участка расположен н. п. Раздольное.

В западном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 700 м располагается н.п. Богдановка.

В юго-западном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 6 км располагается районный центр Северного района — поселок Северное.

В восточном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 3,5 км располагается н.п. Садовка.

 

 

В северо-восточном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 6 км располагается н.п. Каменогорское,

Населенные пункты связаны между собой грейдерными и просёлочными дорогами. К северу от площади проходит автомагистраль Самара-Уфа. Железнодорожная магистраль Самара-Уфа проходит в 60 км к югу от месторождения, ближайшая железнодорожная станция- г. Бугуруслан, с которым райцентр с. Северное связан автодорогой с твердым покрытием. Севернее рассматриваемого месторождения проходит железная дорога Ульяновск-Бугульма. Ближайшая железнодорожная станция Дымка расположена в 30 км к северо-западу от месторождения, однако транспортная связь с этой станцией не развита.

Месторождение расположено в южной части Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Рельеф представляет собой всхолмленную равнину, расчленённую современной овражно-балочной сетью. Абсолютные отметки территории месторождения изменяются от 165 до 282 м. Территория изрезана оврагами, большинство из которых имеют меридиональное простирание.

Гидрографическая сеть территории месторождения представлена р. Малый Сок - приток р. Сок, а так же несколькими ручьями временного характера. Водные объекты в зону действия ПЛРН не попадают. Подземные воды до глубины 5,0-8,0 м не вскрыты.

Месторождение находится на открытом пространстве, где практически полностью отсутствуют естественные лесные образования, на смежных территориях встречаются небольшие лесные колки, имеются лесозащитные полосы. Основная часть территории занята сельхозугодиями.

Почвенный покров представлен черноземами южными, южными карбонатными, аллювиальными дерновыми насыщенными, песками, а также смыто-намытыми почвами оврагов и балок.

Территория расположения рассматриваемых объектов неподтопляемая, несейсмоопасная.

Лицензиянаправопользованиянедрами с целевым назначением: добыча

нефти и газа на Пашкинском месторождении серия ОРБ № 00898 НЭот 23.09.1999 г,вы дана ЗАО «Оренбургнефтеотдача» насрокдо 31.05.2033 г представлена в Приложении ЬУчастокнедримеетстатусгорногоотвода. Площадь участка 8,3 км2.

Кирсановское (месторождение расположено на территории Северного административного района Оренбургской области в 35 км на северо-восток от районного центра с. Северное. Ближайшие населённые пункты; Яковлево, Кирсановка и Павловка.

Непосредственно в контуре Кирсановского лицензионного участка населённые пункты отсутствуют.

В западном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 6,5 км располагается н.п. Курская Васильевка.

В южном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 0,3 км н.п. Павловка; в 0,2 км н.п. Кирсановка; в 2,65 км н.п. Яковлево.

В северо-западном направлении от контура лицензионного участка на расстоянии более 5 км располагается н.п. Жмакино.

Населенные пункты связаны между собой грунтовыми дорогами и дорогами с гравийно-щебеночным и асфальтовым покрытием. Через район проходит автомагистраль Москва-Самара-У фа-Челябинск.

 

 

Ближайший населенный пункт (Кирсановка) располагается на расстоянии 2,3 км от Пункта налива нефти Кирсановского месторождения.

Действующая скважина №20 наиболее близко расположена к н.п. Павловка. Расстояние от площадки скважины №20 до населенного пункта Павловка 2,6 км.

Проектируемая скважина №64 наиболее близко расположена к н.п. Павловка. Расстояние от площадки скважины №64 до населенного пункта Павловка 1,4 км.

Основная часть территории занята сельхозугодиями. Леса занимают около 25-30% площади района и встречаются на возвышенных поверхностях, а также прилегающих к ним склонах верховьев рек и ручьёв.

Особо охраняемые природные территории в пределах лицензионного участка отсутствуют.

В физико-географическом отношении район размещения Кирсановского месторождения относится к лесостепной зоне. Максимальные отметки поверхности земли (340-360 м) в северо-восточной части территории, а минимальные (100 м) на западе в долине р. Сок. Рельеф местности сильно расчленён речной и овражнобалочной сетью. Гидрографическая сеть района представлена верховьями р. Сок и ее притоками: Малый Сок, Камышка. Черновка, Черемшанка и ручьями временного характера. Водные объекты в зону действия ПЛРН не попадают. Подземные воды до глубины 5,0-8,0 м не вскрыты.

Почвенный покров представлен черноземами южными, южными карбонатными, аллювиальными дерновыми насыщенными, песками, а также смыто-намытыми почвами оврагов и балок.

Территория расположения рассматриваемых объектов неподтопляемая, несейсмоопасная.

Лицензиянаправопользованиянедрами с целевым назначением: добыча нефти и газа на Кирсановском месторождении серия ОРБ № 00896 НЭот 23.09.1999 г,выдана ЗАО «Оренбургнефтеотдача» насрокдо 31.05.2033 г и представлена в Приложении 1 .У частокнедримеетстатусгорногоотвода.

Ситуационные планы расположения лицензионных участков (месторождений) представлены в Приложении 1.

1.2,4 Гидрометеорологические и экологические особенности района

Климат района расположения объектов АО

«Оренбургнефтеотдача»характеризуется континентальностью, что объясняется значительной удаленностью области от океанов и морей.

Зима довольно суровая, длится от трех с половиной до пяти месяцев. В годы с активной циклонической деятельностью зимы бывают более снежные и теплые.

Летом часто наблюдаются засушливые и суховейные периоды.

Среднегодовая температура воздуха составляет 3,3°С. Самым холодным месяцем года является январь, средняя месячная температура составляет минус 13,2°С. Абсолютный минимум температуры за период наблюдений составил минус 46°С. Самым жарким месяцем является июль. Средняя месячная максимальная температура воздуха самого жаркого месяца равна плюс 25,0 °С. Абсолютный максимум температуры наблюдался в июле и составил плюс 38 °С. Коэффициент стратификации «А» равен 160.

 

 

 

 

На территории объектов АО «Оренбургнефтеотдача» предусмотрены технические решения, направленные на максимальное снижение негативных воздействий особо опасных погодных явлений:

-ливневые дожди - затопление территории и подтопление фундаментов, предотвращается сплошным водонепроницаемым асфальтовым покрытием;

-ветровые нагрузки - в соответствии требованиями СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» элементы конструкций зданий и сооружений рассчитаны на восприятие ветровых нагрузок - 30 кгс/м2 (нормативное значение от средней составляющей ветровой нагрузки на высоте 5 метров над поверхностью земли с наветренной стороны);

- выпадение снега - конструкции кровель зданий рассчитаны на восприятие снеговых нагрузок, установленных СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и восприятия» для данного района;

- грозовые разряды - согласно требованиям РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений» здания и сооружения оборудованы системой защиты от разрядов атмосферного электричества.

Климатические воздействия не представляют непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, находящихся на территории объекта. При обильных затяжных снегопадах с выпадением более 20 мм снега за сутки может быть затруднен доступ сил и средств ликвидации ЧС к месту аварийного разлива. Последствия подобных погодных явлений, влияющих на доступ сил и средств ликвидации к месту ЧС, устраняются в плановом порядке в соответствии с установленным технологическим регламентом работ силами персонала и привлекаемых по договорам сторонних организаций.

Экологические особенности в зоне действия Плана J1PH, объекты приоритетной защиты (системы жизнеобеспечения населения, объекты повышенного риска, особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, природные, культурные, исторические объекты с особым правовым статусом) отсутствуют.

В районе расположения объектов АО «Оренбургнефтеотдача»редких и/или находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных, птиц нет.

Природные, экономические, исторические, культурные объекты, которые представляли бы высокую экономическую, экологическую, рекреационную ценность, а также особо чувствительные (уязвимые) природные зоны или объекты (природные, культурные и т.п.) в непосредственной близости от предприятия отсутствуют.

Район расположения объектов АО «Оренбургнефтеотдача» освоен в промышленном отношении, поэтому испытывает техногенные нагрузки.

 

 

 

1.3 Мероприятия по предупреждению ЧС(Н)
1.3.1 Возможные источники ЧС(Н)


ИсточникамиЧСЦЛ) на объектах АО «Оренбургнефтеотдача» являются аварии и инциденты, связанные с эксплуатацией емкостного и другого технологического оборудования из-за значительных объемов содержащейся в нем горючей жидкости (нефти и нефтепродуктов). При разгерметизации емкостного оборудования в аварии, как правило, участвует большое количество вещества, что может привести к эффекту «домино».

Причинами возникновения возможных аварийных ситуаций на технологических установках могут быть:

1) Опасности, связанные с типовыми процессами

Технологические процессы, осуществляемые на технологических установках связаны с рядом опасных и вредных производственных факторов: большие объемы углеводородного сырья, наличие динамического оборудования, высокое напряжение, давление и т.д.

2) Отказ оборудования (его элементов) вследствие усталости материалов, заводских дефектов труб и оборудования; брака СМР; коррозии оборудования; физического износа оборудования; механического повреждения (вследствие некачественных строительно-монтажных, ремонтных и пусконаладочных работ и т.д.) или температурной деформации оборудования; дефектов оснований резервуаров (неравномерная осадка ведет к образованию чрезмерных растягивающих усилий от давления жидкости); опасностей, связанных с нерегламентированными процессами (гидравлические удары, вибрация, превышения давления), образование взрывоопасных топливовоздушных смесей при потере герметичности оборудования или трубопроводов за счет подсоса воздуха; и прекращение подачи энергоресурсов (электроэнергии, пара, воды, воздуха КИП).

3) Ошибки персонала, в т.ч. нарушение режимов эксплуатации резервуаров и оборудования:

- переполнение резервуаров;

- превышение скорости наполнения и опорожнения;

- превышение давления в оборудовании выше допустимого;

- образование недопустимого разрежения внутри резервуара;

- ошибки при проведении чистки, ремонта и демонтажа (механические повреждения, дефекты сварочно-монтажных работ);

- нарушение правил безопасности, в том числе при проведении огневых и газоопасных работ.

4) Внешние воздействия природного и техногенного характера, в т. ч. разряды от статического электричества; грозовые разряды; смерчи и ураганы; весенние паводки и ливневые дожди; снежные заносы и понижение температуры воздуха; землетрясения; диверсии.

Основными структурными элементами АО «Оренбургнефтеотдача», представляющими опасность возникновения ЧС(Н) являются:

- фонд скважин;

- пункт подготовки и сбора нефти;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////