ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВДВ

 

  Главная       Учебники - Военное дело      УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК (П.В. ЧАПЛЫГИН)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..

 

 

 

Глава вторая

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВДВ

Умелое использование боевой машины в бою — непременное условие для достцжепия победы над протіівііиком. В мнрное время наряду с нзучением машнны важное значение и.меет ее сбе-реженне, содержанне в іюстоянноіі боевой готовностп н \ величе-нне сроков службы. На решение этих задач направлена техниче-ская подготовка. Она организуется и проводнтся в целях изучення материальной части техипки, правил ее эксплуаташін и сбереже-ния, приобретення » совершеиствования практнческих навыков в техническом обслуживанни н войсковом ремонте машин. Сержант должеп в совершенстве знать ыатериальную часть и правила ее эксплуатацин н лично руководнть техническим обслужнваннем машші.

 

 

 

 

I. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО  БОЕВОЙ  МАШИНЫ ДЕСАНТНОЙ  (БМД-І)

Машнна БМД-І (рис. I)—боевая, броннроваиная, гусеничная, плавающая, десантнруемая с современиых самолетов парашютным способом.

Основные частц машниы: бропевоіі корпус н башия, вооруже-нпе, силовая устаиовка, снловая персдача. ходовая часть с гндро-системой изменения велнчииы клиренса п иатяжепня гусеииц, во-дометпые двнжнтели, электрооборудовапие и средства связи, сис-тсма коллектіівной защиты от оружия массового поражеипя п узлы для креплення систем десаитировапня. На машине нмеется возимыіі комплект запасных частеіі, ипструмента н прпнадлеж-ностсіі (31ІП).

Корпус машниы условно разделен на три отделения: отделенне управления, средпее и снловое.

1. Силовая установка

Снловая установка включает двпгатель п обслуживаюіцие его системы: питаиия топлпвом н воздухом, смазки, охлаждения, подо-грева, запуска н механнзм защиты двигателя от попадания поды.

Двигатель устаиовлен в силовом отделенни машниы в общем

45


 

силовом блоке с главиым фрнкцноном, коробкой передач и борто-вымн фріікционами на трех опорах.

а) Д в іі г ател ь.

Двигатель — шестицилиндровый, Ѵ-образныіі, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлажде-ния со струйны.м распыливаннем топлива.

Рис. 12. Боевая машина   десантная БМД-1

Отбор ыощности от двигателя производится иа силовую пере-дачу со стороны маховика, на привод гндравлического насоса НШ-39 с противоположной стороны.

Врашеііпе вала двпгателя правое (по ходу часовой стрелки), если смотреть со стороыы, противоположной маховику.

Двигатель состоит из следующих основных частей: блок-кар-тера, кривошипно-шатунного ыеханизма, уравновешивающего ме-ханнзма, головок блока цилиндров, механизма газораспределения, мехаиизма передач, впускных и выпускных коллекторов.

б) Система питания двигателя топливом.

Система питания двигателя топливом (рис. 13) предназначена для нодачи топлива из баков к топливному насосу и для впрыска необ.чодимых его порцпй в цилиндры двпгателя в последователь-ности, соответствующем порядку работы цилиндров.

В систеыу входят: два правых топливных бака, левый топлив-ный бак, топливораспределительный кран, топливозакачивающий насос, топліівный фильтр грубой очистки, обратныи клапан, топли-воподкачивающий насос двигателя, фильтр тонкой очистки топли-ва с обрагным клапаном, топливный насос высокого давления, ав-томатическая муфта опережения подачи топлива, форсунки, кла-паны слнва топлива, трубопроводы низкого и высокого давления,

46

/


 

воздушная (дренажная) система й привод управления топливным насосом.

в)   Система   питання   двигателя    воздухом.
Спстема (рис. 14) предназначена для очистки воздуха от пыли

и подвода его к цилиндрам двнгателя. В систему входят: воздухо-очиститель с воздухозаборным устройством и радиатором подогре-ва всасываемого воздуха, система эжекциоиного отсоса пыли из пылесборипка воздухоочнстнтеля  и раздаточніле трубопроводы.

г) Система смазкн двигателя.

Система смазки служнт для подачи масла к трущіімся деталям двнгателя в целях уменьшення треішя и износа деталей, a также для отвода от них тепла, вознпкающего в результате треішя.

Система смазкн двигателя комбнпированііая: под давлением и разбрызгпванііем. Она состоит нз масляного бака 11 (рис. 15), масляного насоса 25 двигателя, центробежного масляного фпльтра (центрифугн) 21, масляного радиатора 41,маслозакачнвающего насоса 15 с электроприводом, заборного маслофильтра 24, пере-пускного клапана 40, датчика 18 п указателя 17 ыасляного ма-нометра, датчика 29 п указателя 10 масляиого термометра, трубо-проводов іі арматуры.

д)  Система охлаждения двпгателя.

Система охлаждения предназначена для отвода тепла от дета-лей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддержа-ния температуры этих деталей в пределах, допустнмых для нор-мальноіі работы двигателя.

Система охлаждения двигателя жидкостная, прішуднтельная, закрытого типа, с эжекционным прососом воздуха через раіиато-ры. Для охлаждения применяются: легом — вода, зпмой — низко-за.мерзающая охлаждающая жндкосгь.

В спстему охлаждення двигателя (рис. 17) входят: водяноіі насос двигателя, водяиые рубашки циліпідров и головок, два ра-днатора // ц 22, расширительным бачок 13 с паровыы п воздуш-ным клапанами, два эжектора с глушіітелями, два термостата 5, установлепные в коробках 12 и 23, клапан 34 слива охлаждаю-щей жидкосги нз двигателя, сливпая нробка 35, трубопроводы п термометр, a также радиатор подогрсва всасываемого двпгате-лем воздуха.

е)   Спстема  подогрева   и отопления.

Система подогрева предназпачена для подготовки двигателя к запуску, поддержапия его в состоянші постоянной готовности к запуску в зимнее время и отоплення среднего отделения путем подогрева охлаждающе» жидкости и масла (рис.18).

ж)   Система  воздушного запуска.

Снстема воздушного запуска (рис. 19) служит для запуска двигателя сжатым воздухом в случае отказа в рабете стартера.

Она состоит из баллона / со сжатым воздухом, крана 4, мано-метра 6, зарядного штуцера для зарядки баллона без снятия его с ыашины, воздухораспрецелителя 10, трубопроводов и шести пусковых клапанов 5.

47


 

48


 

Bis.......................................

**■ 5 sc re sc * o r> n- i

-"S**121

П       3 =

S«>7

*:,1|P&

o ж  I   ! f..

aп      co

i     o    nrC

b« O?*  O    I

o ге^ѵз  I

'5   »E4

■ail il

§ 2.8171s S

4    ra o Я ! o
OJ   O-H  ,  = ' >-

f-  c        °"=    S

L. ng;;   ю..

5    re S     "L-I^

Ь      £ u     и *J a.

•=!   Ijooc     «

1   >0   '-<   L-   П              Д

s      я se a<: * I
п   п            on:1

ea  £ =c* У*= ^"^

c   tj x ш     * re

en   5 Ч Ч g o- ra

ь   Fl     <  I  r; n  .

■  Я oh    K XЈJ

S    o  O _ п « Ы,   ш CЈ * m 3

s- ° S S   3

■o ..o S c o.

- = ££   5

,.он a.4 ^ *x*g     g

s=|lл8 S«s &..

Я ra n     ou m      |  . .\д o

-e    C*-1

I;KE9

te п O O Я

3—4054дсп


 

з) Механнзм з а ш п т ы д в н г а т е л я о т попадання    воды

Механизм защиты (рис. 20) сл>жнт для предот-вращения попадания воды в шілиндры двигателя при его остановке во время плавания машпны и ее монки при   неработающем   дшігателе.

Мехапизм состопт нз двух клапапных коробок 1, водосборника, клапана 7 отключенпя воздухоочисти-теля от эжектора отсоса пыли, дву\ гидроцилпн-дров управлеиия механнзмом защпты двнгателя, тяг іі рычагов привода управлеиия мсхаіінзмом н тру-бопроводов.

Регулировка    привода   управления

механизма   защиты   двигателя

от   попадапня   воды

Во время регулировки нсобходпмо: — установпть   расстояние   между   осямн   пальцев тяги (рнс. 20) в пределах 110±3 мм; регулнровать расстояние изменешіем длины тяги 2;

    установить зазор между проушиной тяги и пальцами рычага предохраннтелыюго клапана в пре-делах 4—6 мм;

    установить зазор между седлом слнвного кла-пана іі ннжнеіі часгыо клапана в пределах 14±2 мм. Регулировать зазор измснеішем длнны тяги 27;

    па   правом   підроцплиндре    для    обоспечения плотноіі посадкіі клапана водосборпнка иа седло уста-повлен зазор между поршнем и дном підроцплпндра в пределах 3—5 мм. Регулировать зазор іізмеіісіпіем длины тягн 10.

и) Спстема   дымопуска.

Спстема дымопуска предііазпачена для поста-новкн дымовых завес. Ыа машшіе установлена термо-конденсацнонная дымовая аппаратура (ТДА) миого-кратного деііствня. В качестве дымообразующего ве-щества используется днзельное топливо.

Система дымопуска состоит из насоса МЗН-2, пре-дохранительного клапана, трубопроводов, двух фор-сунок и электрооборудования. Для пуска системы надо пключить выключатель « ТДЛ» на центрально.м щитке ыеханика-водитсля.

Дыыопуск разрешается включать только при ра-ботающем и нагруженном двигателе.

49


 

5 ES

s °

S и

S* = ч


 

 

5 асч

iйt

ииёкёа

|nrsc

^

si

u „se o     ^-So10 э
- s*,*-'     o re n Ч                    ^^  i  ?.

il

II«

ef          o * =

x:    K -S*       ra    K

= a=^atftnj..nre^re = -

Ж

J9s3 I  I = 2 = c лс i  i «.Ci"  I   I  TO r rc re c- >. I   I

•Ore .- e-.-.!■*-. er re rr e -* л->  _

^ * t- f-сч ^

5л=»Н»


 

50


 

2ll

H ч W

CJ S -

•s. 0C

m


 

L* i И п cl S Ь Г - O       *«-Э *

i o "    >з- %

l=ч|g5

1  5 se  '  н s

= .^

I    КП

Ш   CL.

1  re ю

II

il

tfь!


 

Иф Ь

Sil    5 SP *-     3

n R o.Њ

п ^ я ж mп

s* „ -^S  1

"I

ill


 

■£ ej '-i 2 n  |  ь p !?

i s ^-e-ьesi - ч S    „ s       » I -

§ ! = * 2 К i ""£

^ШтУь-ё

9  B  ПQ

-п S    s?"

I

o --     з: er '   I  с.и_ ю i З

c* Г o -      « O

^ •: o 5я я ° £

=     J!a      le"5

 


 

n ra o  I  i

3- i   ;

5e...S • e o o з; i

I !

--^

£&••=?

4 -c K = o

*п " i >

ne      I  c

опl '•

I  SP                       P

H               ....D

«J            * *  S

C3 °             O S C

Ш   I            *D S

K   I              >>h t

г; с^            O-O э

U4                P; t


 

51


 

СЛ

to


 


 

Гсювные обозиачения-—мосло из баио в масмяный насос -иооо из двигателя врадиатор и Sait —масю от иасмозакаіивающего масоса » главнуюяагистрап Эвигатег»

—иас>о от иагнетающей секции насоса через иаслоочиститель • гмовную магистрамь и откачива-ющую свкцию насосо

—шасло.смиваемое из силовыг иими-ндров и дренат двигител/і


 

 


 

 


 

Рис. 16. Схема системы смазки двигателя:

/ —датчик манометра; — центробежный масляный фнльтр-, 3 — укаэатсль манометра; 4 — указатель термометра; 5. J.I. 14, 15 и 17 — тру-бопроводы; 6 — гндроцнлиндрм механнзма защиты двигателя; 7 — клапан перепускной; — заправочная горловнпо-суфлср; 9— раднатор водомасляный;   10 — датчик термометра   масла;    //— масляныіі   Слк   с   котлом   подогрсвателя;   12 — маслозакачивающий   начос   M3U-3;   16 —.

масляныіі  иасос двиіателя;   18 —• обратный   клалан


 

і


 

ycЯoenbie  обозначвния-


 

1


 

-шдность при роботающіи                     о-»- —ниаиость  при равотвкщі

cucm.ve                                                 дшичтгм

—^. — pap

Рис. 17. Схема системы охлаждения, подогрева и отопления: / — двигатель; — раднатор подогрева всасываемою двнгатслем воздуха; и 13 — муфты отключення раднаторов; — указатель термометра: 5 н 10 — термостаты; 6— радиатор во-дяноіі; 7 — бачок расшнрнтслыіыЛ; 8— пробка с паровыч и воздушньім клананами; 9-« радиатор водомасляный; //— радиатор отопителя; 12 — водяиая рубашка заборноіо масло-нровода; /4 —коіел подогреватсля; 15 — проика; 16 — нагнетате іь в сборе; П — клаиаіі слива;   18 — пробка;   19 — водяноіі   насос   двш атсля

53


 

O -3 O "

•-SEls

-il5

O   K

Ej  SC O   =


 

•   4> .

W

*   s

re c

ce SC      O

— a-  H

■o *


 

я ' I   *   !   I   •

oj i) I  sc I   Ira

t-rfO^OJC^CSiEf

o     ас     ,а           о

et       ,   -. n ..      a

cw _ co 2 ^ п i * £•_

llf:

S   Я'

c      п«пe

'    Si"",

D    " " п пп


 

s« giisa «§!*"" "3«


 

54


 


 

 


 

 


 

Рис. 19. Система воздушного запуска:

I — баллон;     2 — запорныіі   вентиль;     3 — трубопроводы;     4 — кран:     в — манометр; 7 —зарядный  штуцер; 8 — отверстне для подвола  смазкн  і — разъемное соединение;  10 — воздухораспределнтель


 

оycKOBofi    клапан; ; валику  привода;


 

55


 

Ol Cl


 


 

Рис.  20.    Ѵіеханизм   защиты   двига-тсля:

1 — клапаниая коробка; 2 — тяга с про-речью; 3 — рычаі; 4, 13, IS н 23 — пру-жниы; 5, 10 н 27 — тяги; 6 •—гидроци-лнидр; 7 — клапан пылеотсоса; S — патру-бок; 9 —рычаг клапана пылеотсоса; II — корпус золотмика с заглушкой; 12—зо-лотпик; 14 — іюршень со штоком; lb — ци-лнндр в сборе; П — крышка; 18— втулка; 19 — маслоотводящая трубка; 20 — зажим-ноіі болт; 21 — рычаг; 22— валик; 24 и 28 — водосливная трубка; 25 — клапан сли-ва; 2Ь — рычаг; 29 — предохраинтелыіый клапан; 30— форсунка ТДА; 31 — ось кла-иана


 

2. Силовая передача

Силовой передачей называется группа соединенных ыежду со-бой агрегатов, предназначенная для преобразоваішн крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам и к ра-бочим колесам водометных движителей.

Силовая передача машниы механическая, со ступенчатым из-менением передаточных чисел, расположена в кормовой части кор-пуса. Она состоит нз след>ющнх агрегатов: главного фрикциона 2

Рис. 21. Кинематическая схема трансмиссии:

7 —двигатель; ! — главпый фрикциои; — коробка передач; 4 —валы привода водометных движителей;   5 — водометиые   движнтели;   6 — бортовые   передачн;   — бортовые   фрикционы

(рис. 21), коробіш передач 3, двух бортовых фрнкцнонов 7 с тор-ыозами, двух бортовых передач и соединительных узлов и де-талей.

Главный фрикцион, коробка передач, борговые фрикцпоны с тормозамн и двигатель объединены в единып сііловой блок.

а)  Главный  фрикцион.

Главиый фрикцион предназначен: для отключения двигателя от коробки передач при переключенни передач, при запуске двига-теля, a также при резком торможешш; для обеспечения плавного трогания машины с места; для нредохранснпя деталей двпгателя И силовой  передачи от ноломки ири резком изменении  нагрузки

57


 

na вечущнх колесах нли na рабочнх колесах воіометных движи-телеіі.

Главныи фрпкшіон состоцт из ведущнх частей (ведущий диск, нажимной диск, кожух, пружины, стаканы), ведомых частей (ве-домый днск), соединенных с ведущим валом коробки передач и механизма выключения.

Привод управления (рис. 22) предназначен для выключсния и включенпя главного фрикциона механиком-водителем из отделе-ния управления.

Регулировка главиого фрикциона н его нривода может нару-шаться вслсдствие износа днсков треиия, износа рычагов ме.ха-низма выкліочеиия п шарннрных сосдинеиші привода.

Зазор между рычагами выключения ц обоймоіі механизма вы-ключения главного фрикциопа должеп быть 1,5—2,3 мм, что соот-ветствует свободпому ходу продольной тяги привода управлення 9—13 мм. Регулируегся изменением длины тяги 30.

Ход нажимного диска главиого фрикциона должен быть не ме-нее 0,9 ым, что обеспечивается полныы ходом продольной тяги 43—48 мм. Регулируется болтом 37.

б)  Коробка  передач.

Коробка персдач предназначена: для нзменения тягового уси-лия на гусенішах и скоростц движення машины в более шнроких пределах, чем это можно сделать нзменением оборотов двигателя; для переіачн кругящего момента к водяиым иасосам водометных движителеіі; для осуществления заднего хода машины; для отклю-чения двигателя и обеспечения его работы на холостом ходу прн запуске и на стоянке.

Пріівод управления   коробкой   передач іі его регулнровка

Привод управлеішя (рпс 23) предназначен для переключення передач и включения водометных двпжителей нз отделения управ-ления.

При эксплуатацни машнны регулнропка прцвода нарушается вследствне износа шарнирных, шпоночных и шлицевых соединений.

Прн нравпльно отрегулированном приводе должны совпадать стрелкн на поводковых валпках с рискамп lia картере коробки передач прп всех положешіях кулисы. Регулировка осушествля-ется сгонными м\фтамн тяг 10, 11, 12.

У правпльно отрегулированного привода включения водометов отверстня в вилке тягп 29 н валпка 28 должны совпадать, a coe-дннительный иалец должен свободно устанавливаться. Регулиров-ка осуществляется сгонноп муфтой тяги 13.

в)  Бортовые фрикііііоны  и тормоза.

Бортовоп фріікцнон предназначен для отключения соответству-ющего ведущего колеса машины от грузового вала коробкн пере-дач при поворотах машины.

58


 

Рис. 22. Прнвод управ.іепия главным  фрикцнопом и остановочным тормозом:

1, 14, 30 и 32 — тягн привода >правлоння главным фрнкцноном: 2, 20, 31 н 34 — тягн прнвода управіония остаиовочпым тормозом; 3 — уі ор; 4 — зацеп; 5 защелка; в н 2Д — пружниы; 7 кронштойн; 8— пробка; S — оіюрпый кронштиин; 10 сфернческнй подшппннк: 11 — рычаг защглки: 12, 15, 21 и 22 — промежуточпые трубы с рычагамн; 13 и 33 валнкн персходмыі с рычагами; 16 м 23—тяги прнвода мцавления тормо аТий; П и 25 — пальцы; / . 24 н 26 — рычзгц; /Р — раздаточный валнк; 27 — рьічаг главного фрмкциона; 29 — коктріaiihd; 35 —псдаль управлския главным фрнкцноіюм; 36 — лсдаль управлення остаіювочным тормозом; 37—регулнровочпый болт Сп


 

Рис. 23. Привод управлеиия коробкой передач и водометами:

1 — рычаг кулисы: 2 — рычаг реверса: 3 — кропштсЛн: 4 — фиксатор; 5 —крышка подшипннка: — пробка сма-зочного отверстия; 7, 32 и 33 — валнки переходные с рычагами; S — рычаг включения водометов; 9 — регулиро-ночные муфты; 10, 17 н 34 — тяги первой и второіі передач; //, 16 и 35 — тяги третьеЛ н четвсртой передач; 12, 19 и 36 — тяги реверса; 13 и 29 — тягн включения водометов; M — валики вертнкальныс: /5 — пробка сма-эочного отверстия; 13 — стрелка; 20 — кронштеПн; 21 — поводковый валнк реверса: 22 — палец; 23 — упор; 24 — стойка; 25 — рычаг; 26 — валик механизма выключення главного фрикциона; 27— рычаг прнвода главного фрикциона;    2S — валик   привода    включения    водометов:  30— стакаіі  подшипника:  3/ — фиксатор


 

Тормоз предназначен для замедления вращения или торможе-нпя одной из гусениц прн поворотах машнны, a также для останов-кн машппы, удержанпя ее на иодъеме и спуске.

Бортовые фрикциоііы (рнс. 24) представляют собой многодиско-вые выключающнеся ыуфты сцеплення с сухим трением (сталь по стали). Тормоза — ленточные, плавающего типа.

Каждый бортовой фрикцнон состонт нз ведущих и ведоыых частей и механизма выключения.

Рис. 24. Бортово» фрикцион:

/— регулнровочный   болт;   2 — лодвижная   обоПма;   3 — днск   улорныЛ;   4 — диск   нажимноП;

5 — барабан    ведомый;    6 — пробка    смазочного    отверстия;     7 — пресс-масленка;     8 — вннт;

— стопорная   млаика;   10 — контргаПка;   11 — муфта   зубчатая;   12 — рычаг   двуплечиП;   13 —

барабан   ведущий;   14 — диск   ведомыЛ;   15 — диск   ведущий

Привод  управлення   бортовыми    фрнкционами

н  т о р м о з a м и

Привод управления бортовыми фрнкцнонами и тормозами (рис. 25) предназначен для включения и выключення фрнкционов и тормозов из отделения управления. Прнвод управлення ручной, общий для бортового фрнкциона и тормоза каждого борта. Кроме того, для управлення торЛюзами обонх бортов (одновременно) нмеется ножной прнвод, который используется как остановочныіі тормоз.

61


 


 


 

 


 

полшипникя; S — пробха для гмаз-ки. 9 и 26 — валики цереходпые с рычагами; 10, 15, 17, 19, 20, 25, 27, і«, 32 н 33— ТИРИ; //— муфта рсгулировочная: 12 и 24 — пальцы: «? ^ — 1'ьгчагн; Л/—нлаігка; /<Г и   2/— пружины;   І8   и   22 —рычаіи


 

Рис.    25.    Привод   управления бортовыми фрикционами:

1     и    29 — регулировочные     Солты;

2      н 30 — упоры; — иробка для смазки; 4 — кронштейи; 5, 31 — ры-чаги уііравлсиия: 6' — труба пере-ходная     с     рычагом;     7—крышка


 

ВидА


 

Регулнровка  привода управления остановочным тормозом н бортовыми фрикционами

Регулировка привода упрачлення остановочным тормозом производится в следующем порядке: отсоединить тягу 23 (рис. 22) и, изменяя ее длнну, устранить зазор между пальцем 25 и ско-сом рычага 26. Отсутствие зазора проверяется при подсоеднненнон тяге 23; вращая регулнровочную ганку тормозной ленты, восста-новить зазор 0,5—1 мм между тормозной лентой н барабаном п распределить его равномерно на окружностн винтамн огтяжных пружин; отсоединить тягу2, п, нзменяя длнну этойтягн спомошью вилки, добиться такого положення, при котором зацеп педали 36 будет заходить в зуб защелкн. При СНЯТІІИ педалп с защелки пе-даль должна возвращаться в исходное положение.

Регулпровка привода управления бортовыми фрикционами и тормозамн нроизводнтся в следующем иорядке: денствуя рычагом (рнс. 25), пронзвестн двух-трехкратное выключение бортового фрнкциона и установить рычаг до упора в болт /, снять стопор-ную планку (рнс. 24), отверн>ть коитрганку 10 и, вращая болт/, восстаріовить зазор 8—9 мм. Установить на ыесто снятые деталн, отсоедшшть тягу 10 (рис. 25) от рычага н, нзменяя длину этоп тяги вилкоіі, установить зазор 6—8 мм между пальцем 12 и ско-сом рычага 13. Зазор замеряется ирн подсоедпненной тяге 10; проверить величину полиого хода тягн 27 (он должен быть 46— 49 мм). Регулировать ослаблением нли натяжением тормозной лен-ты; отсоедішить тягу 25 от рычага п, измеряя длину ее вилкоіі, ус-тановить зазор 6—'8 мм между пальцем 24 п скосом рычага 23; проверить величнну полного хода тяги 32.

г)  Бортовые передачп.

Бортовые передачи предназначены для постоянного увелпчення крутящего момеита, подводимого к ведущим колесам. Размещены по бортам корпуса машины в его кормовой части. Левая борто-вая передача отличается от правой наличием привода к спидо-метру.

3. Водометные движители и водооткачивающие средства

а)  Водометные движнтелн.

Водометные движители по пріінцнпу действия относятся к типу реактивных гидравлнческих аппаратоп. Включаются н выключают-ся водоыетные движители с места механика-водителя с помощью рычага (рис. 23). Поворот машины на плаву осуществляется за-слонками, управление которыми пронзводится посредством рыча-гов, находящихся справа н слева от сиденья механнка-водителя.

Регулировка привода осуществляется нзменением длины троса с помощью регулировочных муфт, соединяющнх концы тросов с рычагами управления заслонками.

Правильно отрегулированный  прнвод уиравления  заслонками

63


 

должен обеспечнвать полное открытие кормовых патрубков при краинем передием иоложениіі рычагов управления и полное за-крытие нх прн краіінем заднем положении рычагов.

б) Водооткачивающие средства.

Водооткачивающие средства предназначены для удаления воды, просочившейся внутрь корпуса во время плавания машины. Они состоят из двух насосов с электрическим приводом, труб, фильт-ров и клапанов. Система работает как автоматнческн путем замы-кания поступившеіі внутрь машины водой контактов и включення насосов, так и вручиую п>тем включения переключателя в режнм ручная работа.

4. Ходовая часть

Ходовая часть машины (рнс. 26) состонт из гусенпчного движи-теля, подвески н гидравлической системы нзменепия клиренса и натяжения гусенцц.

Гусеничный движитель предназначен для сообщення машине поступательного движения за счет крутящего момента, под-воднмого от двпгателя к ведущим колесам, и сцеплснпя гусеннцы с грунтом.

Он состонт нз двух гусенпц, двух ведущнх колес, двух направ-ляющпх колес с механнзмами натяження гусениц, десяти опорных катков, вось.мн ночлерживаіоших роликов п десятн рсчіпювых упо-ров. Механизм натяження состонт нз двух кривошнпов, двух ры-чагов, двух силовых підравлпческих цнлиндров, регулятора давле-ння, крана-распределителя и підравлической снстемы, общеіі спід-равлической системоп изменеиня клпренса.

Подвеской называется грунпа ыеханизмов и детален, с по-мощью которых корпус машпны упруго связывается с опорными катка.ми. Подвеска предназначена для обесиечеиия плавного хода машины ііри двііжешш по местности и для смягчения ударов и толчков нріі наезде на препятствня.

Подвеска машины независимая, состонт из дссятн узлов, по одному узлу иа каждый опорный каток. В узел входят: пневматн-ческая рессора, балансир, рычаг балансира, трубопроводы, непод-тіжнаяопора.

Пневматическая рессора выполняет четыре функціш: работает как рессора (упрупін элемент поірессорнваіпія), как гндравлп-ческніі амортизатор для гашемня колебашш корпуса машнны, как нсполнительный силовой цилнндр при изменении клиренса машн-иы и как меѵанизм удержания опорных катков в верхнем поло-жении при вывешенном корпусе.

Гидравлическая система предназначена для измене-ння клиренса машины, натяжения гусениц, регулирования степени патяжеиня гусеннц и подъема опорных катков на вывешенной машине (на плаву и при подготовке к десантированию). Управ-ленне підросистемоіі электропідравлпческое с места мехацика-водителя.

64


 


 

24   S3


 

 


 

 


 

Сл


 

Рис. 26. Ходовая часть:

7 —опора;   2 — силовой   гидравлическиЛ   цилиндр   в   сборе;   3 — рычаг;  — палец:   5 — кривоиінп   в  сборе:   6 — направляющес   колесо   п  сборе;

7 — крышка; «— шарики;  9 — прокладки;  10 и   /2 — текстолитовыс втулки;   //— рычаг;   /3 — сальннк;   14 — балансир;   15   и   /« — пробки;   17 —

ішовматическая  рессора;   IS — опориый   каток;   19   и  20 — поддерживающие   ролики;   2/— упоры   балансиров;   22 —защитиая   накладка;   23 —

ведущее   колесо;   24— бортовая   пер^дача;   25 — заклеика;   26 — пробка;  27— налец;   28 — трак


 

en a


 

Рис. 27. Гидравлическая схема машины-J - пнсвморессора левая; 2-гидрозамок односторонний ГА-113; - силовой гидравличе-ский цилиидр левый; - краи-распрсделитель; 5 - силовой гидравлический цилніідр мра-вы^Г,і,п,«ул^тор дав-1ен»я; 7-кран дву.хпозиционный ГА-1К5; - кран треѴозицион-7|ЫЙ ,ьД"^м/2;<ьгі,гйаТЧЛК маном"Ра ЭДП-300; /0-предохраннт'ельный клапанГА-Ж5-/J-фнльтр ФГІІСН; /-?—кран Двухпозищюнный ГА-165Б; 13 - обратный клапан ОК-10Аі,Ги/а»СОС РУЧН0Й НР"01: «-гидронасос НШ-39; /5-фільтр сливиой 14ГФ 9СН- /7 _ бак;   IS - пневморсссора  правая;   /9-мультипликатор;   20 - тройник;   2/-трубУа  от  линни

ослабления  гусениц


 

Условиые обозначеиия: — -лииив давмеиип

---------- яинип сяива

м H    -яинип забора -a-»- -лииия дремата Fs^a -рабочав шидность

І)-'--.ь-.'-'-І  -090/»


 

Гидравлическая система (рнс. 27) состонт из бака 17, муфты привода и гидронасоса 15, регулятора давления, крана-расире-деліітеля 4, ручного гидронасоса 14, двух фильтров // и 16, двух электромагнитных трехпозиционных кранов 8, трех электромагнит-ных двухпозиционных кранов н 12, мультиплнкатора 19, предо-хранительного клапана 10, пяти обратных клапанов 13, датчи-ка 9, приемнпка манометра и трубопроводов.

5. Электрооборудование

Электрооборудование ыашины состоит из источннков электри-ческой энергиіі, потребителей электрнческой энергии, вспомога-тельной аішаратуры, коитрольно-измерителыіых приборов и элект-рическон сети (рис. 28).

Нсточники электрической энергин: одна аккумуля-торная батарея 12CT-70 и генератор постоянного тока ВГ-7500, работающий совместно с реле-регулятором Р-ЮТМ.

Потребнтели электрической энергии: электриче-ский стартер; электропривод наведения; электродвнгателн вентиля-торов, транспоитера механизпроваиной укладкн, насосов (масло-закачивающего, іопливозакачнваіощего и водооткачпвг,ющпх), тер-моконденсаииопном дымовой аппаратуры и пагнетателя подсгрева-теля; реле элекгроспусков пулеметов; электрозапальное устройство орудня; приборы наружного и внутреннего освещения и световой сигнализации; звуковой сигнал; ночные приборы, приборы наблю-дения и прішеливания; обогреватели стекол прицелов, прнборов наблюдения и колпака мехапика-водителя; радиостанция P123M п танковое переговорное устройство Р-124; электроприборы системы коллектнвноіі защиты; гирополукомпас; свеча накаливання в по-догревателе; аппаратура снстемы противопожарного оборудова-ния; апішратура пуска н управлення снарядом ПТУРС; реле; кон-такторы; контрольно-нзмернтельные прнборы.

Вспомогательная аппаратура: розетка внешнего за-пуска; ЩІІТКИ (центральный, распределительный, башни и подогре-вателя); вращающееся контактное устройство; выключатель бата-рей; аппаратура ксммутациоиная п защнты.

Контрольрі о-и з м е р н т е л ь н ы е п р и б о р ы: вольтметр ВА-440; термометр 2ТУЭ-1П; манометр ТЭМ-15 н ІЭДММ-300; тахометр ТЭ-4В; спидометр СП-106 с дагчиком ЛІЭ-301; счетчик моточасов 563-4П-Л\.

Электрическая сеть предназначена для передачи электрической энергии от источников к потребителям.

Напряжение бортовой сети 24—28,5 в.

6. Специальное оборудование машины

а)  Противопожарное оборудование.

Противопожарное оборудование (ППО) предназначено для гу-шения пожара в ыашине, оно сосгоит из автоматической установ« ки и ручного огнетушителя.

67


 

Рис. 28. Схема размсщения приборов электрооборудоваиия в корпусс:

— рогулятор тсмпсратуры стекол РТС-27-1 прнборов ТНПО-170: 2, //, 41 и 67 — светнльники; 3 — выключатель цепеЯ питання электроспу-ска и светильника освеідсиня правого пулемета; 4 — звуковоП сигнал; 5 и 65 — фары со свстомаскнровочными шігадками; — распредсли-телыіый щиток; 7 — клсммная коробка Дк: S — ііснтральный щиток; 9 и 62 — псрсдние габаритные фонари: 10 и 7і— блоки пнтамия ириборов ТВНЕ-4: 12 н 71 — регуляторы темнсратуры стекол РТС-27-3 прнборов ТВНЕ-4 и ТНПП-220; 13, 16, 2S и 32 — конечные выключа-тсли блокировок крышек люков; 14 и 27— пігепссльные рстткн; /5— выключатель обогрева стекол ТНП-350Б; /7 и PS—іглафоны: /Я— ріле включения фильтра ФПТ-ІСЮМ; 19 — контакюр включеиия нагнстателя; 20 — электродвигатель нагнетатгля; 21 — фильтр радиопомсх; 22—выключатель обогрева стекол шаровых установок; 23 — рсле закрытия ктапанов »агнетатсля (воздухозаборного и выброса пыли); 24 — реле-рсіулятор; 25 — конечныЛ выключатель клапана внешиего воздухозабора двигателя; 26 — коробка с добавочным сопротивлепном: 30 — гснерлтор ВГ-7500; 31 — стартер: 33 и 43 — заднио габаритпые фоиари: .44 —датчик манометра; 35— рсле закрытня клапаиа возду-хозаборпого устройства прнбора ПРХР: 36 — электродвигатель вытнжпиго вентилятора; 3S — выключатсль светнльника освещения котла подогрснатсля; 39 — датчик тахометра; 40 —дятчнк ічіидометра; 42 — датчнк термометра охлаждпющеіі жидкости; 44 —датчик тсрмомстра маіѵіа; 45 и 50 — элсктродвигатслн водооткачивающих ііасосов; 46 и 52 — контактпые свечи включения зодооткачкваюших иа^осов; 47 — іци-ѵок подогревателя: 48—электродвигатсль маслозакачивающего насоса; 49 — свсча иакалнвания; 51 — элсктродвигятель нагистателя модогрс-ватсля; 53 — элоктродвигатель топлнвозакачивающего насоса; 54 — элѵктромапштііая муфта; 55 — электродвнгатель насоса дымовой ашіа-ратуры;   56 — датчнк   иакометра   гидросистемы:   57 — электродвигатель  вгнтмлятора  охлаждения  геиератора; 5S — контактор  включсння  эліж-


 

При автоматическон работе система обеспечнвает: сиг-нализацию о пожаре; остановку двпгателя н задержку по-дачн опіегасящсго состава на время, неоохочнмое для остановки двигателя; тушенне пожара п^тем подачи со-става «3,5» к очагу пожара. При ручном включении си-стема также обеснечнвает остарювку двигателя, задержку подачи огнегасящего состава и тушенне пожара.

Ручной огнетушитель предназначен для тушення по-жара как внутрн, так и спаружн машины.

б) Снстема коллектнвиой защнты экипа-ж a о т о р y ж н я массового п o p a ж е н н я.

Снстема устропств коллектнвиой защнты предназна-чена для защиты экипажа и оборудовашія, расположен-ных внутри машпны, от воздеііствия ударной волиы, взрыва ядерного боеприпаса, радиоактивноп пылн (PB), отравля-ющнх веществ  (OB)  и бактернальных аэрозолей.

Защнта от ударнон волны ос\ществляется спешіаль-ІІЫМІІ уплотняющимн устроііствамн, установленнымн на машине, нз которых одни постоянно уплотняют среднее отделенне, другие закрываются автоматически по сигналу прибора радиациоініон   н химическоіі   разведкн   (ПРХР).

Защита экипажа от воздействия радиоактивноГі пыли, отравляющих веществ н бактериалыіых аэрозолей осу-ществляется очнсткон воздуха н созданііем в среднем отделенин избыточного давления, которое исключает по-паданне в него неочнщенного воздуха через отдельные не-плотностн.

Очнстка воздуха н созданне избыточного давлення обес-печнваются фильтровентііляциоиіюй установкой, состоя-щей нз нагнетателя-сепаратора н фіільтра-поглотнтеля.

Размещеріие и состав основны.х элементов системы кол-лектнвной защнты показан на рис. 29.

7. Правила пользования специальным оборудованием машины

Пользованпе  гндроснстемой

Натяжение гусеннц счнтается рюрмальным, когда они натянуты с усилием 400 кгс.

Для натяження гусеннц иеобходимо:

    установить машину на ровную горизонтальную пло-щадку с твердым грунтом;

    подготовить двигатель к запуску, запустить его и установить обороты 800—1000 об/мпн;

    включить выключатель «ГИДРОСИСТЕМА» на цен-тралыюм щнтке механика-воднтеля; ири этом должна за-гореться сигнальная ламііочка, находящаяся рядом с вы-ключением.

69


 

70


 

В знмнее время после стояикн машииы выключатель «ГИДРО-СПСТЕМА» включать не менее чем за 3 мнн до пачала работы с гпдроснстемоіі; при нерабогающем двнгателе и прн ненсправном гидронасосе необходимо пользоваться ручным насосом гидро-системы;

   установнть указатель регулятора давления на деление, сб-ответствующее угилию натяжения;

   перевести переключатель «ОСЛАБЛЕНИЕ—НАТЯЖЕ-НИЕ» на цеитралыюм щитке механнка-водителя в положение «НАТЯЖЕНИЕ;> н удержнвать его в этом положении в течение всего временн иатяження; при этом обороты двигателя должны быть не более 1500 об/мнн.

Ослаблять натяженне гусениц только при стоянке машины. Для этого необходимо перевести переключатель ослабленне—натяже-нне в положенне «ОСЛАБЛЕНІІЕ» п удерживать его в этом поло-жении в течение всего времеип ослабления натяжения гусениц.

После натяжения гусениц выключить выключатель «ГИДРО-СИСТЕМА».

Изменение величнны клнренса пронзводнтся в такой иоследо-вательности:

   запустить двнгатель и установить обороты 800—1000 об/мин;

   включнть выключатель «ПІДРОСИСТЕМА» на центральном щитке механнка-водителя;

   неревестн исреключатель по іъем—опусканне иа црГітраль-ном щнтке механпка-водителя в положеіше «ОПУСКАНИЕ» и удерживать его в этом положеніш в течение всего времеии опуска-ния машины;

   для установки машины на макснмальный клиренс необхо-димо перевести переключатель подъем—опускание на централь-ном щитке механнка-водителя в положение «ПОДЪЕМ» и удер-живать его в этом положенин в течение всего времени подъема машнны; прн этом обороты двнгателя должны быть не более 1500 об/мин;

 

   отпустить переключатель подъем — опусканне, в случае зна-чительного проседания машины (вследствие недостаточного разо-грева масла) после отпускания переключателя для выхода на рабочий клнренс допускается нроизвестн 1—3 подъема из проме-жуточного положения с обязателыіым возвращеннем переключате-ля нодъем—онусканне после каждого подъема в нентральное по-ложение;

   произвестн натяжение гусерищ и выключить выключатель «ГИДРОСИСТЕМА».

Подъем катков прн вывешенной машине производится в такой последовательности:

   включить выключатель «ПОДЪЕМ КАТКОВ»;

   установить переключатель подъем — опускание в положение «ОПУСКАНИЕ» н после окончания подъема катков отпустить пе-реключатель; при нод ьеме катков обороты двигателя должиы быть ре более 1500 об/мин;

71


 


 

72


 

Ti

I


 

г


 

1 a- ..    Ш

tf            t= 0> *

**■     '     «   v   H   W

E-      ь 2 =■

2  й  « Ч Ч П

rta t o sc sc

y —. s ta 3 л

at *l    «

r = s  S5 "пf-   v   |

gn^s—Ш 4 ЈuЈu™

Я Э-Г- l

• ч«     *;; _

x  I  я~.0 Е •» 3 ' * ge;Ц

*5^..!ыi

 

•5 «Н-:<ош

Ч     й^ г    e; o.

1  S»h"o    ч

O   я     w ь X      ^

Э   2 o.     a-     ч и e; H   I   " _ 3 n

_:   Ф '   i ra fr* я

g  ПIBIП-»

a*i-~ 3 2 i «I     ai '

ssпOS

o fr-S

g?

U'sl

Ш * 5fr-

-£»£ =

-O ' c | =

dы.*          '

1 --•1

КЈ    :-

i? «g ••c"

o •=-?-£• S.

Г^         S^   w   (-.    Д

°5--° =- —

l 5« a-or"


 

 

    произвести натяжение гусениц;

    выключить выключателн «ПОДЪЕМ КАТКОВ» и «ПІДРОСПСТЕМА».

Пользоваиие системой противопожар-ного оборудования   (ППО).

Еслп пожар обнаружен раньше, че.м сработяет авто-матика ППО, необходимо заглушить двигательи нажать на кнэпку ППО на щитке механика-воднтеля. Пожар в средне.м п переднем отделениях тушптся ручным огне-тушигелем и всеми подручпымн средствами.

Длптелыюе пребывание в машине, из которой не удален состав «3,5» после пожара, не допускается, это опаспо для жпзнп.

Пользование с п с т е м о п д ы м о п y c к а

Для постаиовки дымовой завесы иеобходнмо вклю-чить выключатель «ТДА» на централыюм щитке меха-ника-воднтеля. Аппаратуру включать только пріі про-гретом н работающем под иагрузкон двигателе. Во время дымопуска не допускается переключеиие передач и уменьшемие оборотов двнгателя.

Продолжителыюсть каждого дымопуска не должна превышать 10 міш.

П о л ь з о в а н и е с н с т е м о й  в е н т и л я ц и и

Прн закрытых люках удаление загазованного воз-духа из машнны производится с помощью нагнетателя и двух вытяжных вентнляторов;

—   пуск и остаиовка нагиетателя и вытяжного венти-
лятора корпуса пронзводится соответственно выключа-
гелями «Л\В-67» и «ВЕНТИЛЯТОР» па щіпке мехаішка-
водителя. Пуск п остановка второго вытяжного венти-
лятора пронзводіітся с помощью клапана вентилятора:
клаііан открыт — вептплятор включен, клапан закрыт —
вентнлятор выключен.

Пользованне ночным прибором меха-н нка-во д ител я

Для этого необходимо: — отсоедннить розетку обогрева и вынуть нз централь-иоіі шахты дтевноіі смотровой прнбор ТНПО-170;

    вынуть из укладочного ящика ночной прибор н убеднться, что шторка н диафрагма прибора закрыты;

    снять с окуляров колпак и вывернуть заглушки с высоковольтного ввода н разъема обогрева;

    вставить прибор в шахту и закрепить его боко-выми зажимамн;

    вывернуть заглушку с разъема высоковольтного кабеля блока пнтания, вставнть штырь в гнездо высоко-вольтного ввода и от руки плотно, ио без большого уси-лия завериуть накндную гайку;

    подключить розетку обогрева к колодке прибора;

73


 

t


 

    уложить енятый прибор ТНПО-170, колпак окуляров и за-глуінки D ящнк для иочного прибора;

    убедиться, что пот. насадку СМУ правоіі фары установлен светофильтр; если не установлен, то снять насадку, наложить на фару светофильтр так, чтобы светофильтром закрывалась верхняя половина рассеивателя и установить насадку на место;

    выключить в машине светилышки, мешающие наблюдению через прибор, и включить тумблер на блоке питання;

    наблюдая в прибор, открыть шторку и диафрагмы в объ-ективах (поставнть рукоятку шторки в левое положение, a рукоят-ку диафрагмы п.іавио ішдиять вверх до получення контрастного іізображепня местиости);

    ііри иеобходи.мостіі включить правую фару нереключателем «БОЛЬШОЙ СВЕТ».

Фары регулируются в почиое время и прн отсутствнп посторон-него освещення так, чтобы в прибор былп видны иеровпости доро-ги на установлениоіі дальности.

Пользоваіше гирополукомнасом

Включенне и выключеіше прибора пронзводится только в не-подвижпой машиііе:

    сорнентнровать машнну (ее продолыіую ось) на точку, нахо-дящуюся на направленпн предстоящего двнжеінія; направленне определяется с помощью прибора ТНПП-220 (правого или левого) при застопоренной установке ію-походному; корпус машины на-правляется так, чтобы вертикальная ліппія централыюн марки в поле зрения прибора совпала с намеченной точкой;

    убедиться, что прибор заарретнрован (рукоятка арретира на-ходится в положеиии от себя), и включить выключатель «ГПК»;

    через 5 мнн после включения преобразователя установнть по шкале гироиолукомпаса требуемый угол, плавно поворачи-вая рукоятку арретира;

    прогретьприбор (летом — в теченне Юмнн, зимой — 20мин), после чего разарретировать его, отстопорив и плавно оттянув руч-ку арретира иа себя (до щелчка); прн этом поворачивать ручку нельзя, так как это может исказить показания прнбора. Движе-ние   с   работающнм   заарретированным   прибором   запрещается;

 

    для выдерживания курса необходимо совмещать установлен-ное деление шкалы катушкн с визиром прибора путем поворога машины;

    после окончания работы прибор должен быть заарретирован перемещением рукоятки арретира до отказа от себя, выключить выключатель «ГПК» на центральном щитке механика-водптеля.

Пользование электрообогревом прнборов на-б л ю д е н и я

Электрообогрев наружных окон прнборов включается при тем-пературе окружающего воздуха примерно от +5 до —5°С, при дожде, мокром снеге, изморози и обледененни:

—   электрообогрев внутренних окон очслючается при необходи-
мости  (при индевенни или запотевании поверхности стекол);

74


 

V


 

 

   для обогрева окон прпборов ТППО-170 включается выклю-чатель «ОБОГРЕВ TIIIIЬ» ііри срелнем ноложепии переключателя «НАРУЖН. — ВНІТРЕН.»; прн необходнмостн обогрева только наружных илн только внутречннх окон приборов перекіючатель переводится соответственно в положенпе «НАРУЖН.» или «ВНУТРЕН.»;

   для обогрева окон приборов ТМПП-220 включается в одно из трех положений выключатель на регуляторе темпера-туры стекол, маходящемся на правом подкрылке в переднем отде-лении;

   для обогрева защитного стекла прибора 1ПН22М1 вклю-чается выключатель «ОБОГРЕВ СТЕКЛА» на щитке среднего от-деления; для обогрева ок\ляра прибора 1ПП22М1 включается вы-ключатель «ОБОГРЕВ ТНПО», a переключатель переводится в по-ложение «ВНУТРЕН> или средиее положение;

   для обогрева стекол шаровых установок включается выклю-чатель «ОБОГРЕВ СТЕКОЛ», расположенный на крышке рядом с правым прибором ТНПО-170;

   для обогрева окон прибора ТНП-350Б подключить разъем обогрева от прибора ТНПО-170 к колодке прибора, включить вы-ключатель ТНП-ЗоОБ ма крыше слева от механика-водителя и выключатель яа самом приборе.

Пользование розеткоіі внешнего запуска дви-гателя

Для запуска двигателя стартером от аккумуляторной батареи другой машины необходнмо:

   выключить выключатель аккумуляторной батареи данной машины;

   вставить в гнезда розеткн внешнего запуска штыри двух проводов, приыеняемых для этон цели; вторые концы проводов включить в гнезда такой же розетки машнны, батарея которой служит источником питання. При включенин проводов нужно стро-го соблюдать полярность;

   включить выключатель аккумуляторной батарен машины внешнего источника и приступить к нормальному запуску двигате-ля стартером;

   после запуска двигателя отсоедннпть провода внешнего за-пуска н включить выключатель аккумуляторноіі батареи.

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВЛНИЕ БОЕВОЙ МЛШИНЫ 1. Виды и объем техиического обслуживания

Для машины предусмотрены следующие виды технического об-служивания: контрольные осмотры, ежедневное техническое об-служивание, техническое обслуживание № 1, техническое обслужи-вание № 2, сезонное техннческое обслуживание.

Необходимо строго соблюдать периодичность обслуживания н Полностью производить все предусмотренные работы.

75


 

Смазку узлов и механнзмов, a также замену масла производнть сразу же после возвращения машііны из пробега, когда оиа ра-зогрета, особенно в зпмнее время.

2. Контрольные осмотры

Контрольные осмотры проводятся перед каждым выходом, на малых привалах и перед преодолением воднон преграды в целях проверки ГОТОВНОСТІІ машины к движению (плаванню).

Продолжительность осмотра: перед выходом — 20 мин; на ма-лых привалах—10 мин; перед преодолением водной преграды — 12 ыин.

Перед выходом  выполнить следующие работы:

    снять брезент, свернуть его и закрепить по-походному;

    проверить заправку машины топливом, маслом иохлаждаіо щей жидкостью; при необходнмости произвести дозаправку;

    проверить иаличие, крепленне и плотность закрывання кры-шек люков и пробок в дннще и крыше корпуса; состояние узлов ходовой части (впзуально); надежность креплення наружной ук-ладки ЗИП, крепление фар, сигнала и габаритных фонарей; креп-ление защитных чехлов, надетых на агрегаты, приборы и узлы;

    убедиться, что выключатели «ТДА» и «ГИДРОСИСТЕМА» на центральном щитке механика-водителя находятся в выклю-ченном положенни;

    включить выключатель «АКБ» и проверить нсправность на-ружного и внутреннего освещення, звукового сигнала, габзритных фонарей, сигнальной лампы ППО, вентиляторов;

    подготовнть двигатель к запуску, запустить его, прогрегь и и проверить работу в режиме 800—2600 об/мин по показаниям при-боров;

    проверить, нет ли подтекания топлива, ыасла и охлаждаю-щеіі жидкостп из систем двигателя; работу приводов управления коробкой передач, главным фрикционом, бортовыми фрнкционамп н тормозамн; наличпе зарядиого тока' н напряжения в электричес-кой цепп; креплеиис ночных приборов, блоков пнтания и высоко-вольтных кабелей и их работоспособность; работоснособность ги-рополукомпаса н его заарретировку; работоспособность радиостан-цин и ТПУ;

—   натянуть гусешщы с уснлием 400 кгс, натяжение пропзво-
дить на ровной горизонтальнон плошадке с твердым грунтоы.

H a малых привалах проверить:

—   заправку системы смазки двигателя;

""   — заправку системы охлаждения двигателя;

     наличие, крепление и плотность закрывания крышек люков и пробок в дннще н крыше корпуса;

     состояние узлов ходовой части (визуально);

     надежность крепления наружнон укладкн ЗИП, крепление фар,сигнала и габарнтных фонарей;


 

     нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости из систем двпгателя и агрегатов снловон переяачп;

     нагрев бортовых передач и узлов ходовой части, нет ли вы-брасывания из них смазки и течи масла;

     натянуть гусеницу с усилием 400 кгс;

     после преодоления водной преграды (при наличии воды в корпусе маішшы) откачать воду откачивающими насосами или слить ее через отверстия в днище, a также протереть насухо смот-ровые прнборы н их гнезда.

Перед преодолением водной преграды:

     провернть калнчне, крепление и плотность закрывания кры-шек люков и пробок в днище и крыше корпуса;

     проверить состоиние узлов ходовон части и затяжку пробок смазочных отверстин;

     проверпть исправность приЕода управления механизмом за-щиты двигателя от попадания воды и четкость закрывания клапа-нов в клапанных коробках;

     проверить исправность привода управления волноотража-тельным щитом;

     проверить іісправность прнвода включения водометов и управления заслонками с последуюідим прокручиваннем водомет-ных движителей в теченне 1—2 мин;

     проверить легкость хода клапанов на водоотливных трубах откачивающнх насосов;

 

    проверить работу водооткачивающих насосов;

    провернть надежность крепления буя и налпчие жнлетов около рабочих мест;

    зацепить буксирный трос за задний крюк машины, свобод-ный конец троса уложить на крышу силового отделеиия и прн-вязать к нему канатик буя;

    убедиться в наличии обилыюй смазки в подшнпниках крон-штейнов педалей н рычагов управления п переходных валиков, a также в шарннрных соединениях и резьбах тяг приводов управ-ления;

    дозаправить смазку во втулки опор балансиров, лабиринто-вые уплотнения бортовых передач, подшнпники опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес;

    проверить на плаву герметичность корпуса машины (перед длительным плавание.м) прослушнваниеы и осмотром прн нера-ботающем двигателе в течение 5—10 мин.

3. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)

ЕТО проводнтся после каждого выхода машины независимо от колнчества отработанных двигателем часов и пройденных машиной километров.

Время, необходимое экнпажу для проведения ЕТО с нспользо-ганнем ЗПП машины, — 2—2,5 ч.

77


 

P a б о т ы,  в ы п о л н я е м ы е  п р и  ЕТО:

    дозаправить снстему питання топлнвом. Уровень топлива должен быть на 30—40 мм ннже верхних кроыок заправочных гор-ловин;

    дозаправцть бак системы смазки двигателя маслом до от-меткн «40» на стержне для замера топлива и ыасла;

    проверить заправку системы охлаждения и при необходимо-сти дозаправить; уровень воды в системе должен быгышже верхнеи кромки заправочиой горловины расшпрнтельного бачка ча 40— 50 мм, шізкозамерзающей жндкостн  (холоіной)—на 70—80 мм;

    проверить, нет ли течи масла в соедннениях гидросистемы, и прн необходнмостн дозаправнть гидросистему маслом; прове-рнть іроверіь масла в баке на рабочем клпренсе (уровень масла должен быть между метками на стержне); дозанравку маслом пронзводить на минимальном клиренсе по верхнюю метку «МАКС.» на стержне для замера топлива и масла;

    произвести чистку и мойку машины снаружи; неред мойкой закрыть наружный клапан воздухозаборннка двигаіеля, клапаны нагнетателя, клапаны вытяжных вентнляіоров и крышку воздухо-заборного устронства ПРХР; убедиться, что трубка отвода воз-духа пріібора ПРХР закрыта резііповой иробкоіі; прн моііке не направлять струю воды на прнзмы смотровых приборов;

—   осыотреть корпус машины (снаружи), проверить, нет ли
трещнн и других ненсправностеіі;

    проверить исправность работы фар, сигнала и габаритных фонарей;

    проверить наличне и плотность затяжкн всех крышек люков и пробок корпуса машины;

—   пронзвести чнстку наружных поверхностеіі агрегатов и при-
боров электрооборудовання от пыли, грязп и масла, 
a также про-

верить крепление этих агрегатов и подводящих проводов к ним. По ходовой части проверить:

    состоянне траков и пальцев гусениц; допускается удаление из каждой гусеницы не более шести траков (в новой гусенице — 86 траков);

    натяженне гусениц; они должны быть натянуты усилием 400 кгс;

    состоянне и надежпость креплепия опорных катков, направ-ляющих, ведущнх колес, поддержнваюшліх роликов, упоров, a также наличие и затяжку пробок смазочных отверстпй в узлах ходовоіі части;

—   величину нзноса профиля зубьев ведущих колес; при дости-
жении величнны износа профиля зубьев 15—17 мм поменять ве-
дуідие колеса местами с заменой войлочных уплотнительных ко-
лец в бортовых передачах;

—   нет ли течи масла из пневматических рессор подвески.
Перед плаваннем машины и после него, 
a также при работе

в условнях осенней и весеннен распутицы проіпвести смазку под-шнпников опорных катков, направляюшцх колес, опоры крпвощи-

78


 

пов, подшііпников поддерживающих роликов, втулок опор балан-снров (операция пронзводнтся Fia мнннмальном клиренсе), лаби-ринтовых унлотнений бортовых передач.

В   силовом   отделении   произвести очистку агрегатов  от пыли и грязи и проверить:

    нет ли течи топлива, масла  и охлаждающей   жидкости из спстем двигателя, a также смазки из агрегатов силовой передачи;

    >ровень масла в бортовых передачах н нет ли воды в масле п>те.м частичного слива масла;

    исправность   механизма   защиты   двигателя    от    попадания воды;

    исправность и регулнровку привода управления топлнвным насосом.

Работоснособиость системы ТДА проверяется через каждые 300 км пробега включеннем аппаратуры на 20—30 с; при необхо-димостн очнстить сопла форсунок;    -

—   затяжку хомутов соединения раздаточноіі трубы с патруб-
ками короба воздухоочистнтеля н впускными коллекторами двн-
гателя;

    легкость хода клапана водосборинка;

    нсправность привода клапана пылеотсоса;

—   легкость хода клапанов на водоотливиых трубах откачи-
вающих насосов.

Произвести смазку:

—   подшипника механнзма выключення главного фрикциона
(операция выполняется через каждые 500—600' км нробега ма-
шины или через 25—30 ч работы машпны на плаву);

—   подшипннка механизма выключення бортового фрикциона
и вала выключения главного фрикциона через каждые 500—600 км

пробега машины;

—   подшнпников переходных валнков, осей, шарнпров, н резьбы
тяг приводов управления перед плаванием ыашііны и после
него.

В среднеы отделенин произвести очистку отделения, приборов н аппаратуры от грязи (пьіли) н провернть:

—   работу механизма открывання и закрывання клапанов воз-
духозаборника двигателя;

—   исправность освещення н снгнализации среднего отделення;

—   легкость открываиия и закрывашія, состояние уплотнений,
a также надежность работы замков н стопоров крышек посадоч-
ных люков;

—   состоянпе ручного огнетушнтеля; вес углекислоты в балло-
не проверяется через каждые три месяца.

Пронзвести чнстку стекол прнборов наблюдения, их гнезд и проверить исправность электрообогрева смотровых приборов и окон шаровых установок.

В переднем отделенни произвести очистку ©тделения от пыли и грязи и проверить:

•— легкость откривания и плотность закрывання, состоянне уп»

79


 

ЛоТнення. a также надежность работы замка И стопора крышки люка механика-водителя;

    нсправность прнвода управления волноотражательным щи-том;

    действие привода управлення главным фрикцноном и на-личие свободного хода педали;

    действие привода управления бортовыми фрикционами и тормозами;

    работу приводов управления коробкой передач н реверсом;

    депствне приводов включения водометов и управления зас-лонкамн водометов;

    наличие п нсправность спасательных жилетов;

—  давленпе воздуха в баллоне, a также, нет ли утечкн воздуха
нз енстсмы   воздухопуска;   давление   воздуха   в   баллопе   летом

должно быть ne менее 45 кгс/см2, зимоіі — не менее 80 кгс/см2;

    исправность внутреннего освещения отделения и освещения контролыю-измернтельных приборов;

    состоянне, крепление н степень заряженности аккумулятор-ной батарен п крепление проводов к выводным зажимам; еслп прп работаюіцеы  двпгателе  и  полностыо  выключенных  потребптелях

вольтамперметр показывает зарядныіі гок больше 35 плн нри запуске двнгателя стартером иапряжение падает ниже 18 в, то ие-обходпмо сдать АКБ на зарядку;

     исправиость гирополукомпаса и преобразователя, a такжеза-тяжку электропроводов, накидных гаек и штепсельных разъемов;

     работоспособность радиостанции и ТПУ, сочленение разъе-мов нагрудных переключателей с колодками разъемов на аппара- ' тах ТПУ,  крепление приемопередатчика,  антенного изолягора  н

блока питания радиостанцин; очистить радиостанцию, изолятор антенны, приборы наблюдения от пыли (грязи), проверить нсправ-ность электрообогрева приборов.

Запустнть двигатель и провернть его работу на слух и по по-казашіям прпборов на всех режимах работы.

Проверить готовность системы ППО и почиых прпборов к работе.

Смазать подшипники педален, кронштейнов, рычагов управле-ния, переходных валиков, осей, шарниров и резьбы тяг приводов управления.

4.   Техническое обслуживание № 1 (ТО-1)

ТО-1 проводится через каждые 1300—1500 км пробега машины, но не более чем через 100—120 ч работы двигателя. Время на про-ведение ТО-1 экнпажем 5—6 ч.

Прн ТО-1 выполняются все работы ЕТО и дополнителыю объем работ, определенный инструкцией по эксплуатации машины.

5.   Тсхническое обслуживание № 2 (ТО-2)

ТО-2 проводится через каждые 3000—3200 км пробега машины, но не более чем через 200—240 ч работы двигателя. Время на про-ведение ТО-2 экипажем 8—10 ч

80


 

, При ТО-2 выполняются все работіл    ТО-1    и    дополннтельно обье.м работ, опредслеіпіьііі ііііструкцпсн поэксплуатацин машниы.

6. Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживанне проводится при подготовке машнны к эксплуатации в летнші нли зішниіі пернод.

При сезоином техническом обслужішапіш проводится очеред-ное техннческое обслужипанпс № 1  плм № 2 н дополііптельно:

При подготовке к летпеіі эксплуатацин:

    слить нпзкозамсрзающуіо охлаждающую жидкисть пзсисте-мы охлаждення, промыть систему водоіі с трехкомпонентноіі прп-садкой и заправить ее чистом пресиой водоіі с той же прнсадкоіі;

    заправіггь систему питаппя летініы топливом. Разрешается доработка зпмнего дмзельного топлива летоы;

    отключить радиатор подогрева воздуха от системы охлаж-дения;

    отключнть радиатор отопителя от системы охлаждения;

    проверить состояние радиаторов, трубопроводов н их соеди-ненмй; радиаторы продуть снаружп сжатыы воздухоы, дюритовые соедішения, нмеющие вздутия п трещины, заыенить;

    проверить регулнровку парового п воздушного клапанов на специальном приборе;

    подкрасить ыеста с повреждениой окраской на корпусе ма-шпны, агрегатах и узлах;

    произвестп подфокусмровку объектива прпбора 1ПП22М1 в режиме «ночь»;

    пополнпгь ЗПП ыаіиииы;

    заыенить зимние шлемофоны летними.

П р п   подготовке   к   з и м н е іі   э к сп л y a т a цн и:

    заменить в системе пптания летнее топливо зимним. После замены топлива. запустить двигатель и выработать в теченпе 10— 15 мнн нз трубопроводов п фильтров летнее топливо;

    слить воду пз системы охлаждения, заправить ее полностью низкозамерзающей охлаждающей жидкостью п слить ее до уровня 70—80 мы ииже верхнен кромки заправочноіі горловины;

    включить в спстему радиатор подогрева воздуха н радиатор отопителя;

    проверить нсправность системы подогрсва, для чего запус-тнть подогреватель п пропе]>пть его работу;

    проверить чпстоту сегкп нагнетателя подогревателя и при необходимостп пронзвестп чистку ссткп волосяпой щеткой;

    тщателыю ировсрпть состояппе раднаторов, трубопроводов и пх соедпнениіі; подтекапия устраішть;

    пропзвестп подфокусировку обьектива прпбора ІПН22Л1І в режпме «ночь», для чего отверн^ть крышку с надпнсыо «ФОКУ-СИРОВКЛ» н повернуть шлпцевым валпк протпв хода часовой стрелки до совмсщення белоіі рпскн с белоіі точкой па корпусе прпбора;

4—4054дсп                                                                                                                      81


 

    проверпть состоянпе брезента   н   утеплительных   коврпков; порвашіып брезеііт отремонтпровать, сьіроп — просушпть;

    иодкрасить места с повреждеиноіі окраской на корпусе ма-шины, ее агрегатах м узлах;

    пополпмть комплект 31ІП, замснить летние шлеыофоны зпмними.

III.   ПОДГОТОВКА   БОЕВОЙ   МАШИНЫ   К   ПРЕОДОЛЕНИЮ   ВОДНОЙ

ПРЕГРАДЫ

Перед выходом машпны в предвиденіш преодоления водноіі преграды необходпмо провсстп спецііальные операціш по технн-ческому обслужпванию, предусмотренные разделоы II «Техничес-кое обслужпванпе боевоіі ыашины» настоящеіі главы.

Перед входом машипы вводу коыапдир боевоіі машнны должен произвестм разведку участка переправы, чтобы убедиться в от-сутствии подводных препятствіш (отмслей с крутыми обрываыи, подводных сваіі, кампсіі п т. п.).

Плаванне допускается при волненип до двух баллов.

На берегу составом экипажа ыашины проделать следующие работы:

    закрыть иаружныіі клапан воздухозаборнпка двигателя (вы-полняет стрелок-гранатометчпк) ;

    открыть люк выдачн ПТУРС и установпть рукоятку меха-ипзыа открытия крышкн этого люка на стопор (паводчпк-опера-тор);

 

    убедиться в том, что воздух для охлаждения генератора поступает из среднего отделенпя, проверить положенпе заслон-кп (помощпик гранатометчпка);

    закрыть клапан нагнетателя п клапан вытяжного вентпля-тора корпуса (старший стрелок);

    закрыть клапан воздухозаборного устройства прпбора ПРХР и убедиться, что трубка отвода воздуха этого прибора закрыта резиновой пробкой, что под грибок устроііства установлено рези-новое уплотнительное кольцо, a фильтр датчика ПРХР закрыт чех-лоы (иулеметчпк);

    закрыть заслонкп амбразур и установить чехлы пулеметов ПКТ (пулеметчпк) ;

    проверпть налпчпе и затяжку пробок в днпще машпны н сыазочных  иробок  в узлах  хочовой   части   (мехаішк-водптель);

— зацеппгь букспрньііі трос за зачшій крюк ыашпны; свобод-ный конец троса уложпть ііа крышку сплового отделения, прнвязав к неыу канатик буя; открыть решетку над укладкоп буя (пулемет-чик) ;

—   вместо прпбора ТНПО-170 мехапика-водителя поставить
прибор ТНП-35СБ и подключнть разъем обогрева к колодке при-
бора; сиятыіі прпбор уложить в ящик для прибора ТНП-350Б (ме-
ханик-водмтель);

—   экипажу надеть спасательные жилеты;

82


 

1


 

 

    закрыть заслонки амбразур и крыіики вссх люков маши-ны (ВЫПОЛІІЯСТ экппаж);

    проверпть цсправность внутрсннсм связп; ирн эго.м должна быть чстко сльшіна разговорная речь иа всех ашіаратах (экппаж);

    перевести рычапі управленпя заслонками водоыетов в край-нее переднее положение (механпк-воцитель);

    установпть переключатель «ВОДООТКАЧКА» на централь-ноы щитке механика-водителя в нпжнее положенпе (автоматичес-кая работа);

    поднять волноотражательнып щпт в крайнее переднее поло-женне (механнк-водитель).

Если на центральном щитке механика-водителя не горит сиг-нальная лампочка «ДВЕРЬ», входить в воду запрещается.

В этом случае необходимо надежно закрыть крышки всех по-садочных люков и открыть внутреннпіі клапан воздухозаборника двнгателя.

Для предотвращения аварпііных случаев на плаву запре-щается: работа двпгателя на оборотах ниже 1400 об/миіі, откры-вать заднин люк н амбразуры, опускать волноотражательньгіі щпт, a также глушпть двпгатель.

В случае засоренпя заборпых отверстпй водометов прп входе машнны в воду на топкнх, нлистых пли глинистых бсрегах, a так-же во время перехода по мелководью со скольженнем днища по грунту или заросляы водорослей, камыша п кустарника необхо-димо (после того как машнна полностью всплывет на воде) про-мыть заборные отверстия обратной струей от водоыетов. Для этого надо рычаг реверса установмть в положение «ЗХ» и открыть за-слонки водометов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9    ..