поиск по сайту правообладателям
|
|
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
Глава вторая ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВДВ Умелое использование боевой машины в бою — непременное условие для достцжепия победы над протіівііиком. В мнрное время наряду с нзучением машнны важное значение и.меет ее сбе-реженне, содержанне в іюстоянноіі боевой готовностп н \ величе-нне сроков службы. На решение этих задач направлена техниче-ская подготовка. Она организуется и проводнтся в целях изучення материальной части техипки, правил ее эксплуаташін и сбереже-ния, приобретення » совершеиствования практнческих навыков в техническом обслуживанни н войсковом ремонте машин. Сержант должеп в совершенстве знать ыатериальную часть и правила ее эксплуатацин н лично руководнть техническим обслужнваннем машші.
I. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БОЕВОЙ МАШИНЫ ДЕСАНТНОЙ (БМД-І) Машнна БМД-І (рис. I)—боевая, броннроваиная, гусеничная, плавающая, десантнруемая с современиых самолетов парашютным способом. Основные частц машниы: бропевоіі корпус н башия, вооруже-нпе, силовая устаиовка, снловая персдача. ходовая часть с гндро-системой изменения велнчииы клиренса п иатяжепня гусеииц, во-дометпые двнжнтели, электрооборудовапие и средства связи, сис-тсма коллектіівной защиты от оружия массового поражеипя п узлы для креплення систем десаитировапня. На машине нмеется возимыіі комплект запасных частеіі, ипструмента н прпнадлеж-ностсіі (31ІП). Корпус машниы условно разделен на три отделения: отделенне управления, средпее и снловое. 1. Силовая установка Снловая установка включает двпгатель п обслуживаюіцие его системы: питаиия топлпвом н воздухом, смазки, охлаждения, подо-грева, запуска н механнзм защиты двигателя от попадания поды. Двигатель устаиовлен в силовом отделенни машниы в общем 45 силовом блоке с главиым фрнкцноном, коробкой передач и борто-вымн фріікционами на трех опорах. а) Д в іі г ател ь. Двигатель — шестицилиндровый, Ѵ-образныіі, четырехтактный, быстроходный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлажде-ния со струйны.м распыливаннем топлива.
Рис. 12. Боевая машина десантная БМД-1 Отбор ыощности от двигателя производится иа силовую пере-дачу со стороны маховика, на привод гндравлического насоса НШ-39 с противоположной стороны. Врашеііпе вала двпгателя правое (по ходу часовой стрелки), если смотреть со стороыы, противоположной маховику. Двигатель состоит из следующих основных частей: блок-кар-тера, кривошипно-шатунного ыеханизма, уравновешивающего ме-ханнзма, головок блока цилиндров, механизма газораспределения, мехаиизма передач, впускных и выпускных коллекторов. б) Система питания двигателя топливом. Система питания двигателя топливом (рис. 13) предназначена для нодачи топлива из баков к топливному насосу и для впрыска необ.чодимых его порцпй в цилиндры двпгателя в последователь-ности, соответствующем порядку работы цилиндров. В систеыу входят: два правых топливных бака, левый топлив-ный бак, топливораспределительный кран, топливозакачивающий насос, топліівный фильтр грубой очистки, обратныи клапан, топли-воподкачивающий насос двигателя, фильтр тонкой очистки топли-ва с обрагным клапаном, топливный насос высокого давления, ав-томатическая муфта опережения подачи топлива, форсунки, кла-паны слнва топлива, трубопроводы низкого и высокого давления, 46 / воздушная (дренажная) система й привод управления топливным насосом.
в) Система питання двигателя воздухом. и подвода его к цилиндрам двнгателя. В систему входят: воздухо-очиститель с воздухозаборным устройством и радиатором подогре-ва всасываемого воздуха, система эжекциоиного отсоса пыли из пылесборипка воздухоочнстнтеля и раздаточніле трубопроводы. г) Система смазкн двигателя. Система смазки служнт для подачи масла к трущіімся деталям двнгателя в целях уменьшення треішя и износа деталей, a также для отвода от них тепла, вознпкающего в результате треішя. Система смазкн двигателя комбнпированііая: под давлением и разбрызгпванііем. Она состоит нз масляного бака 11 (рис. 15), масляного насоса 25 двигателя, центробежного масляного фпльтра (центрифугн) 21, масляного радиатора 41,маслозакачнвающего насоса 15 с электроприводом, заборного маслофильтра 24, пере-пускного клапана 40, датчика 18 п указателя 17 ыасляного ма-нометра, датчика 29 п указателя 10 масляиого термометра, трубо-проводов іі арматуры. д) Система охлаждения двпгателя. Система охлаждения предназначена для отвода тепла от дета-лей двигателя, соприкасающихся с горячими газами, и поддержа-ния температуры этих деталей в пределах, допустнмых для нор-мальноіі работы двигателя. Система охлаждения двигателя жидкостная, прішуднтельная, закрытого типа, с эжекционным прососом воздуха через раіиато-ры. Для охлаждения применяются: легом — вода, зпмой — низко-за.мерзающая охлаждающая жндкосгь. В спстему охлаждення двигателя (рис. 17) входят: водяноіі насос двигателя, водяиые рубашки циліпідров и головок, два ра-днатора // ц 22, расширительным бачок 13 с паровыы п воздуш-ным клапанами, два эжектора с глушіітелями, два термостата 5, установлепные в коробках 12 и 23, клапан 34 слива охлаждаю-щей жидкосги нз двигателя, сливпая нробка 35, трубопроводы п термометр, a также радиатор 9 подогрсва всасываемого двпгате-лем воздуха. е) Спстема подогрева и отопления. Система подогрева предназпачена для подготовки двигателя к запуску, поддержапия его в состоянші постоянной готовности к запуску в зимнее время и отоплення среднего отделения путем подогрева охлаждающе» жидкости и масла (рис.18). ж) Система воздушного запуска. Снстема воздушного запуска (рис. 19) служит для запуска двигателя сжатым воздухом в случае отказа в рабете стартера. Она состоит из баллона / со сжатым воздухом, крана 4, мано-метра 6, зарядного штуцера 7 для зарядки баллона без снятия его с ыашины, воздухораспрецелителя 10, трубопроводов и шести пусковых клапанов 5. 47
48 Bis....................................... **■ 5 sc re sc n * o r> n- i -"S**121 П E 3 = S«>7 *:,1|P& o ж I ! f.. aп co i o nrC b« O?* O I 4 o ге^ѵз I '5 »E4 ■ail il § 2.8171s S
4 ra
o H Я ! o f- c °"= S L. ng;; ю.. 5 re S "L-I^ Ь £ u и *J a. •=! Ijooc « 1 >0 '-< L- П Д
s я se a<: * x I ea £ =c* У*= ^"^ c tj x ш H * re en 5 Ч Ч g o- I ra ь Fl < I r; n . ■ Я oh K XЈJ S o O _ ~ п « Ы, ш CЈ * m 3 s- ° S S 3 ■o ..o S c o. - = ££ 5 ,.он a.4 ^ *x*g g s=|lл8 s S«s &.. Я ra n ou m | . .\д o -e C*-1 I I;KE9 ' te п O O Я 3—4054дсп з) Механнзм з а ш п т ы д в н г а т е л я о т попадання воды Механизм защиты (рис. 20) сл>жнт для предот-вращения попадания воды в шілиндры двигателя при его остановке во время плавания машпны и ее монки при неработающем дшігателе. Мехапизм состопт нз двух клапапных коробок 1, водосборника, клапана 7 отключенпя воздухоочисти-теля от эжектора отсоса пыли, дву\ гидроцилпн-дров 6 управлеиия механнзмом защпты двнгателя, тяг іі рычагов привода управлеиия мсхаіінзмом н тру-бопроводов. Регулировка привода управления механизма защиты двигателя от попадапня воды Во время регулировки нсобходпмо: — установпть расстояние между осямн пальцев тяги 2 (рнс. 20) в пределах 110±3 мм; регулнровать расстояние изменешіем длины тяги 2; — установить зазор между проушиной тяги 2 и пальцами рычага предохраннтелыюго клапана в пре-делах 4—6 мм; — установить зазор между седлом слнвного кла-пана іі ннжнеіі часгыо клапана в пределах 14±2 мм. Регулировать зазор измснеішем длнны тяги 27; — па правом підроцплиндре для обоспечения плотноіі посадкіі клапана водосборпнка иа седло уста-повлен зазор между поршнем и дном підроцплпндра в пределах 3—5 мм. Регулировать зазор іізмеіісіпіем длины тягн 10. и) Спстема дымопуска. Спстема дымопуска предііазпачена для поста-новкн дымовых завес. Ыа машшіе установлена термо-конденсацнонная дымовая аппаратура (ТДА) миого-кратного деііствня. В качестве дымообразующего ве-щества используется днзельное топливо. Система дымопуска состоит из насоса МЗН-2, пре-дохранительного клапана, трубопроводов, двух фор-сунок и электрооборудования. Для пуска системы надо пключить выключатель « ТДЛ» на центрально.м щитке ыеханика-водитсля. Дыыопуск разрешается включать только при ра-ботающем и нагруженном двигателе. 49 5 s ES s ° S и S* = ч
ииёкёа |nrsc
si
u „se o ^-So10 э
II« ef o * = x: K -S* ra K = a=^atftnj..nre^re = -
J9s3 I I = 2 = c лс i i «.Ci" I I TO r rc re c- >. I I •Ore .- e-.-.!■*-. er re rr e -* л-> _
5л=»Н»
50
m L* i И п cl S Ь Г - O *«-Э * i o " >з- % l=ч|g5 1 5 se ' н s = .^ I КП
1 re ю II il tfь! Иф I Ь Sil 5 SP *- 3 > n R o.Њ п ^ я ж mп s* „ -^S 1 "I ill ■£ ej '-i 2 n | ь p !? i s ^-e-ьesi - ч 0 S „ s » I - § ! = * 2 К i ""£ ^ШтУь-ё 9 B ПQ -п S s?" s I o -- з: er ' I с.и_ ю i З c* Г o - « O _ ^ •: o 5я я ° £ = J!a le"5
n ra o I i 3- i ; 5e...S • e o o з; i = I g I ! 2 --^ £&••=? 4 -c K = o *п " i > ne I c опl '• I SP P H ....D «J * * S C3 ° O S C Ш I *D I S K I >>h t г; с^ O-O э U4 H P; t
51 СЛ to
Рис. 16. Схема системы смазки двигателя: / —датчик манометра; 2 — центробежный масляный фнльтр-, 3 — укаэатсль манометра; 4 — указатель термометра; 5. J.I. 14, 15 и 17 — тру-бопроводы; 6 — гндроцнлиндрм механнзма защиты двигателя; 7 — клапан перепускной; 8 — заправочная горловнпо-суфлср; 9— раднатор водомасляный; 10 — датчик термометра масла; //— масляныіі Слк с котлом подогрсвателя; 12 — маслозакачивающий начос M3U-3; 16 —. масляныіі иасос двиіателя; 18 —• обратный клалан і
ycЯoenbie обозначвния- 1 _ -шдность при роботающіи о-»- —ниаиость при равотвкщі cucm.ve дшичтгм —^. — pap Рис. 17. Схема системы охлаждения, подогрева и отопления: / — двигатель; 2 — раднатор подогрева всасываемою двнгатслем воздуха; 3 и 13 — муфты отключення раднаторов; 4 — указатель термометра: 5 н 10 — термостаты; 6— радиатор во-дяноіі; 7 — бачок расшнрнтслыіыЛ; 8— пробка с паровыч и воздушньім клананами; 9-« радиатор водомасляный; //— радиатор отопителя; 12 — водяиая рубашка заборноіо масло-нровода; /4 —коіел подогреватсля; 15 — проика; 16 — нагнетате іь в сборе; П — клаиаіі слива; 18 — пробка; 19 — водяноіі насос двш атсля 53
O K Ej SC O = • 4> . W * s re c ce SC O — a- H ■o * я ' 4 I * ! I • oj s i) I sc I Ira t-rfO^OJC^CSiEf o ас ,а о et , -. n .. a cw _ M co 2 I ^ п i * £•_
s« giisa «§!*"" "3« 54
Рис. 19. Система воздушного запуска: I — баллон; 2 — запорныіі вентиль; 3 — трубопроводы; 4 — кран: 5 в — манометр; 7 —зарядный штуцер; 8 — отверстне для подвола смазкн і S — разъемное соединение; 10 — воздухораспределнтель оycKOBofi клапан; ; валику привода; 55 Ol Cl
Рис. 20. Ѵіеханизм защиты двига-тсля: 1 — клапаниая коробка; 2 — тяга с про-речью; 3 — рычаі; 4, 13, IS н 23 — пру-жниы; 5, 10 н 27 — тяги; 6 •—гидроци-лнидр; 7 — клапан пылеотсоса; S — патру-бок; 9 —рычаг клапана пылеотсоса; II — корпус золотмика с заглушкой; 12—зо-лотпик; 14 — іюршень со штоком; lb — ци-лнндр в сборе; П — крышка; 18— втулка; 19 — маслоотводящая трубка; 20 — зажим-ноіі болт; 21 — рычаг; 22— валик; 24 и 28 — водосливная трубка; 25 — клапан сли-ва; 2Ь — рычаг; 29 — предохраинтелыіый клапан; 30— форсунка ТДА; 31 — ось кла-иана 2. Силовая передача Силовой передачей называется группа соединенных ыежду со-бой агрегатов, предназначенная для преобразоваішн крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам и к ра-бочим колесам водометных движителей. Силовая передача машниы механическая, со ступенчатым из-менением передаточных чисел, расположена в кормовой части кор-пуса. Она состоит нз след>ющнх агрегатов: главного фрикциона 2
Рис. 21. Кинематическая схема трансмиссии: 7 —двигатель; ! — главпый фрикциои; 3 — коробка передач; 4 —валы привода водометных движителей; 5 — водометиые движнтели; 6 — бортовые передачн; 7 — бортовые фрикционы (рис. 21), коробіш передач 3, двух бортовых фрнкцнонов 7 с тор-ыозами, двух бортовых передач 6 и соединительных узлов и де-талей. Главный фрикцион, коробка передач, борговые фрикцпоны с тормозамн и двигатель объединены в единып сііловой блок. а) Главный фрикцион. Главиый фрикцион предназначен: для отключения двигателя от коробки передач при переключенни передач, при запуске двига-теля, a также при резком торможешш; для обеспечения плавного трогания машины с места; для нредохранснпя деталей двпгателя И силовой передачи от ноломки ири резком изменении нагрузки 57 na вечущнх колесах нли na рабочнх колесах воіометных движи-телеіі. Главныи фрпкшіон состоцт из ведущнх частей (ведущий диск, нажимной диск, кожух, пружины, стаканы), ведомых частей (ве-домый днск), соединенных с ведущим валом коробки передач и механизма выключения. Привод управления (рис. 22) предназначен для выключсния и включенпя главного фрикциона механиком-водителем из отделе-ния управления. Регулировка главиого фрикциона н его нривода может нару-шаться вслсдствие износа днсков треиия, износа рычагов ме.ха-низма выкліочеиия п шарннрных сосдинеиші привода. Зазор между рычагами выключения ц обоймоіі механизма вы-ключения главного фрикциопа должеп быть 1,5—2,3 мм, что соот-ветствует свободпому ходу продольной тяги привода управлення 9—13 мм. Регулируегся изменением длины тяги 30. Ход нажимного диска главиого фрикциона должен быть не ме-нее 0,9 ым, что обеспечивается полныы ходом продольной тяги 43—48 мм. Регулируется болтом 37. б) Коробка передач. Коробка персдач предназначена: для нзменения тягового уси-лия на гусенішах и скоростц движення машины в более шнроких пределах, чем это можно сделать нзменением оборотов двигателя; для переіачн кругящего момента к водяиым иасосам водометных движителеіі; для осуществления заднего хода машины; для отклю-чения двигателя и обеспечения его работы на холостом ходу прн запуске и на стоянке. Пріівод управления коробкой передач іі его регулнровка Привод управлеішя (рпс 23) предназначен для переключення передач и включения водометных двпжителей нз отделения управ-ления. При эксплуатацни машнны регулнропка прцвода нарушается вследствне износа шарнирных, шпоночных и шлицевых соединений. Прн нравпльно отрегулированном приводе должны совпадать стрелкн на поводковых валпках с рискамп lia картере коробки передач прп всех положешіях кулисы. Регулировка осушествля-ется сгонными м\фтамн 9 тяг 10, 11, 12. У правпльно отрегулированного привода включения водометов отверстня в вилке тягп 29 н валпка 28 должны совпадать, a coe-дннительный иалец должен свободно устанавливаться. Регулиров-ка осуществляется сгонноп муфтой 9 тяги 13. в) Бортовые фрикііііоны и тормоза. Бортовоп фріікцнон предназначен для отключения соответству-ющего ведущего колеса машины от грузового вала коробкн пере-дач при поворотах машины. 58
Рис. 22. Прнвод управ.іепия главным фрикцнопом и остановочным тормозом: 1, 14, 30 и 32 — тягн привода >правлоння главным фрнкцноном: 2, 20, 31 н 34 — тягн прнвода управіония остаиовочпым тормозом; 3 — уі ор; 4 — зацеп; 5 защелка; в н 2Д — пружниы; 7 кронштойн; 8— пробка; S — оіюрпый кронштиин; 10 сфернческнй подшппннк: 11 — рычаг защглки: 12, 15, 21 и 22 — промежуточпые трубы с рычагамн; 13 и 33 валнкн персходмыі с рычагами; 16 м 23—тяги прнвода мцавления тормо аТий; П и 25 — пальцы; / . 24 н 26 — рычзгц; /Р — раздаточный валнк; 27 — рьічаг главного фрмкциона; 29 — коктріaiihd; 35 —псдаль управлския главным фрнкцноіюм; 36 — лсдаль управлення остаіювочным тормозом; 37—регулнровочпый болт Сп
Рис. 23. Привод управлеиия коробкой передач и водометами: 1 — рычаг кулисы: 2 — рычаг реверса: 3 — кропштсЛн: 4 — фиксатор; 5 —крышка подшипннка: 6 — пробка сма-зочного отверстия; 7, 32 и 33 — валнки переходные с рычагами; S — рычаг включения водометов; 9 — регулиро-ночные муфты; 10, 17 н 34 — тяги первой и второіі передач; //, 16 и 35 — тяги третьеЛ н четвсртой передач; 12, 19 и 36 — тяги реверса; 13 и 29 — тягн включения водометов; M — валики вертнкальныс: /5 — пробка сма-эочного отверстия; 13 — стрелка; 20 — кронштеПн; 21 — поводковый валнк реверса: 22 — палец; 23 — упор; 24 — стойка; 25 — рычаг; 26 — валик механизма выключення главного фрикциона; 27— рычаг прнвода главного фрикциона; 2S — валик привода включения водометов: 30— стакаіі подшипника: 3/ — фиксатор Тормоз предназначен для замедления вращения или торможе-нпя одной из гусениц прн поворотах машнны, a также для останов-кн машппы, удержанпя ее на иодъеме и спуске. Бортовые фрикциоііы (рнс. 24) представляют собой многодиско-вые выключающнеся ыуфты сцеплення с сухим трением (сталь по стали). Тормоза — ленточные, плавающего типа. Каждый бортовой фрикцнон состонт нз ведущих и ведоыых частей и механизма выключения.
Рис. 24. Бортово» фрикцион: /— регулнровочный болт; 2 — лодвижная обоПма; 3 — днск улорныЛ; 4 — диск нажимноП; 5 — барабан ведомый; 6 — пробка смазочного отверстия; 7 — пресс-масленка; 8 — вннт; 9 — стопорная млаика; 10 — контргаПка; 11 — муфта зубчатая; 12 — рычаг двуплечиП; 13 — барабан ведущий; 14 — диск ведомыЛ; 15 — диск ведущий Привод управлення бортовыми фрнкционами н т о р м о з a м и Привод управления бортовыми фрнкцнонами и тормозами (рис. 25) предназначен для включения и выключення фрнкционов и тормозов из отделения управления. Прнвод управлення ручной, общий для бортового фрнкциона и тормоза каждого борта. Кроме того, для управлення торЛюзами обонх бортов (одновременно) нмеется ножной прнвод, который используется как остановочныіі тормоз. 61
Рис. 25. Привод управления бортовыми фрикционами: 1 и 29 — регулировочные Солты; 2 н 30 — упоры; 3 — иробка для смазки; 4 — кронштейи; 5, 31 — ры-чаги уііравлсиия: 6' — труба пере-ходная с рычагом; 7—крышка ВидА Регулнровка привода управления остановочным тормозом н бортовыми фрикционами Регулировка привода упрачлення остановочным тормозом производится в следующем порядке: отсоединить тягу 23 (рис. 22) и, изменяя ее длнну, устранить зазор между пальцем 25 и ско-сом рычага 26. Отсутствие зазора проверяется при подсоеднненнон тяге 23; вращая регулнровочную ганку тормозной ленты, восста-новить зазор 0,5—1 мм между тормозной лентой н барабаном п распределить его равномерно на окружностн винтамн огтяжных пружин; отсоединить тягу2, п, нзменяя длнну этойтягн спомошью вилки, добиться такого положення, при котором зацеп 4 педали 36 будет заходить в зуб защелкн. При СНЯТІІИ педалп с защелки пе-даль должна возвращаться в исходное положение. Регулпровка привода управления бортовыми фрикционами и тормозамн нроизводнтся в следующем иорядке: денствуя рычагом 5 (рнс. 25), пронзвестн двух-трехкратное выключение бортового фрнкциона и установить рычаг 5 до упора в болт /, снять стопор-ную планку 9 (рнс. 24), отверн>ть коитрганку 10 и, вращая болт/, восстаріовить зазор 8—9 мм. Установить на ыесто снятые деталн, отсоедшшть тягу 10 (рис. 25) от рычага н, нзменяя длину этоп тяги вилкоіі, установить зазор 6—8 мм между пальцем 12 и ско-сом рычага 13. Зазор замеряется ирн подсоедпненной тяге 10; проверить величину полиого хода тягн 27 (он должен быть 46— 49 мм). Регулировать ослаблением нли натяжением тормозной лен-ты; отсоедішить тягу 25 от рычага п, измеряя длину ее вилкоіі, ус-тановить зазор 6—'8 мм между пальцем 24 п скосом рычага 23; проверить величнну полного хода тяги 32. г) Бортовые передачп. Бортовые передачи предназначены для постоянного увелпчення крутящего момеита, подводимого к ведущим колесам. Размещены по бортам корпуса машины в его кормовой части. Левая борто-вая передача отличается от правой наличием привода к спидо-метру. 3. Водометные движители и водооткачивающие средства а) Водометные движнтелн. Водометные движители по пріінцнпу действия относятся к типу реактивных гидравлнческих аппаратоп. Включаются н выключают-ся водоыетные движители с места механика-водителя с помощью рычага 8 (рис. 23). Поворот машины на плаву осуществляется за-слонками, управление которыми пронзводится посредством рыча-гов, находящихся справа н слева от сиденья механнка-водителя. Регулировка привода осуществляется нзменением длины троса с помощью регулировочных муфт, соединяющнх концы тросов с рычагами управления заслонками. Правильно отрегулированный прнвод уиравления заслонками 63 должен обеспечнвать полное открытие кормовых патрубков при краинем передием иоложениіі рычагов управления и полное за-крытие нх прн краіінем заднем положении рычагов. б) Водооткачивающие средства. Водооткачивающие средства предназначены для удаления воды, просочившейся внутрь корпуса во время плавания машины. Они состоят из двух насосов с электрическим приводом, труб, фильт-ров и клапанов. Система работает как автоматнческн путем замы-кания поступившеіі внутрь машины водой контактов и включення насосов, так и вручиую п>тем включения переключателя в режнм ручная работа. 4. Ходовая часть Ходовая часть машины (рнс. 26) состонт из гусенпчного движи-теля, подвески н гидравлической системы нзменепия клиренса и натяжения гусенцц. Гусеничный движитель предназначен для сообщення машине поступательного движения за счет крутящего момента, под-воднмого от двпгателя к ведущим колесам, и сцеплснпя гусеннцы с грунтом. Он состонт нз двух гусенпц, двух ведущнх колес, двух направ-ляющпх колес с механнзмами натяження гусениц, десяти опорных катков, вось.мн ночлерживаіоших роликов п десятн рсчіпювых упо-ров. Механизм натяження состонт нз двух кривошнпов, двух ры-чагов, двух силовых підравлпческих цнлиндров, регулятора давле-ння, крана-распределителя и підравлической снстемы, общеіі спід-равлической системоп изменеиня клпренса. Подвеской называется грунпа ыеханизмов и детален, с по-мощью которых корпус машпны упруго связывается с опорными катка.ми. Подвеска предназначена для обесиечеиия плавного хода машины ііри двііжешш по местности и для смягчения ударов и толчков нріі наезде на препятствня. Подвеска машины независимая, состонт из дссятн узлов, по одному узлу иа каждый опорный каток. В узел входят: пневматн-ческая рессора, балансир, рычаг балансира, трубопроводы, непод-тіжнаяопора. Пневматическая рессора выполняет четыре функціш: работает как рессора (упрупін элемент поірессорнваіпія), как гндравлп-ческніі амортизатор для гашемня колебашш корпуса машнны, как нсполнительный силовой цилнндр при изменении клиренса машн-иы и как меѵанизм удержания опорных катков в верхнем поло-жении при вывешенном корпусе. Гидравлическая система предназначена для измене-ння клиренса машины, натяжения гусениц, регулирования степени патяжеиня гусеннц и подъема опорных катков на вывешенной машине (на плаву и при подготовке к десантированию). Управ-ленне підросистемоіі электропідравлпческое с места мехацика-водителя. 64
Сл Рис. 26. Ходовая часть: 7 —опора; 2 — силовой гидравлическиЛ цилиндр в сборе; 3 — рычаг; 4 — палец: 5 — кривоиінп в сборе: 6 — направляющес колесо п сборе; 7 — крышка; «— шарики; 9 — прокладки; 10 и /2 — текстолитовыс втулки; //— рычаг; /3 — сальннк; 14 — балансир; 15 и /« — пробки; 17 — ішовматическая рессора; IS — опориый каток; 19 и 20 — поддерживающие ролики; 2/— упоры балансиров; 22 —защитиая накладка; 23 — ведущее колесо; 24— бортовая пер^дача; 25 — заклеика; 26 — пробка; 27— налец; 28 — трак en a Рис. 27. Гидравлическая схема машины-J - пнсвморессора левая; 2-гидрозамок односторонний ГА-113; 3 - силовой гидравличе-ский цилиидр левый; 4 - краи-распрсделитель; 5 - силовой гидравлический цилніідр мра-вы$ ^Г,і,п,«ул^тор дав-1ен»я; 7-кран дву.хпозиционный ГА-1К5; S - кран треѴозицион-7|ЫЙ ,ьД"^м/2;<ьгі,гйаТЧЛК маном"Ра ЭДП-300; /0-предохраннт'ельный клапанГА-Ж5-/J-фнльтр ФГІІСН; /-?—кран Двухпозищюнный ГА-165Б; 13 - обратный клапан ОК-10А: і,Ги/а»СОС РУЧН0Й НР"01: «-гидронасос НШ-39; /5-фільтр сливиой 14ГФ 9СН- /7 _ бак; IS - пневморсссора правая; /9-мультипликатор; 20 - тройник; 2/-трубУа от линни ослабления гусениц _ Условиые обозначеиия: —— -лииив давмеиип ---------- яинип сяива
І)-'--.ь-.'-'-І -090/» Гидравлическая система (рнс. 27) состонт из бака 17, муфты привода и гидронасоса 15, регулятора 6 давления, крана-расире-деліітеля 4, ручного гидронасоса 14, двух фильтров // и 16, двух электромагнитных трехпозиционных кранов 8, трех электромагнит-ных двухпозиционных кранов 7 н 12, мультиплнкатора 19, предо-хранительного клапана 10, пяти обратных клапанов 13, датчи-ка 9, приемнпка манометра и трубопроводов. 5. Электрооборудование Электрооборудование ыашины состоит из источннков электри-ческой энергиіі, потребителей электрнческой энергии, вспомога-тельной аішаратуры, коитрольно-измерителыіых приборов и элект-рическон сети (рис. 28). Нсточники электрической энергин: одна аккумуля-торная батарея 12CT-70 и генератор постоянного тока ВГ-7500, работающий совместно с реле-регулятором Р-ЮТМ. Потребнтели электрической энергии: электриче-ский стартер; электропривод наведения; электродвнгателн вентиля-торов, транспоитера механизпроваиной укладкн, насосов (масло-закачивающего, іопливозакачнваіощего и водооткачпвг,ющпх), тер-моконденсаииопном дымовой аппаратуры и пагнетателя подсгрева-теля; реле элекгроспусков пулеметов; электрозапальное устройство орудня; приборы наружного и внутреннего освещения и световой сигнализации; звуковой сигнал; ночные приборы, приборы наблю-дения и прішеливания; обогреватели стекол прицелов, прнборов наблюдения и колпака мехапика-водителя; радиостанция P123M п танковое переговорное устройство Р-124; электроприборы системы коллектнвноіі защиты; гирополукомпас; свеча накаливання в по-догревателе; аппаратура снстемы противопожарного оборудова-ния; апішратура пуска н управлення снарядом ПТУРС; реле; кон-такторы; контрольно-нзмернтельные прнборы. Вспомогательная аппаратура: розетка внешнего за-пуска; ЩІІТКИ (центральный, распределительный, башни и подогре-вателя); вращающееся контактное устройство; выключатель бата-рей; аппаратура ксммутациоиная п защнты. Контрольрі о-и з м е р н т е л ь н ы е п р и б о р ы: вольтметр ВА-440; термометр 2ТУЭ-1П; манометр ТЭМ-15 н ІЭДММ-300; тахометр ТЭ-4В; спидометр СП-106 с дагчиком ЛІЭ-301; счетчик моточасов 563-4П-Л\. Электрическая сеть предназначена для передачи электрической энергии от источников к потребителям. Напряжение бортовой сети 24—28,5 в. 6. Специальное оборудование машины а) Противопожарное оборудование. Противопожарное оборудование (ППО) предназначено для гу-шения пожара в ыашине, оно сосгоит из автоматической установ« ки и ручного огнетушителя. 67
Рис. 28. Схема размсщения приборов электрооборудоваиия в корпусс: 1 — рогулятор тсмпсратуры стекол РТС-27-1 прнборов ТНПО-170: 2, //, 41 и 67 — светнльники; 3 — выключатель цепеЯ питання электроспу-ска и светильника освеідсиня правого пулемета; 4 — звуковоП сигнал; 5 и 65 — фары со свстомаскнровочными шігадками; 6 — распредсли-телыіый щиток; 7 — клсммная коробка Дк: S — ііснтральный щиток; 9 и 62 — псрсдние габаритные фонари: 10 и 7і— блоки пнтамия ириборов ТВНЕ-4: 12 н 71 — регуляторы темнсратуры стекол РТС-27-3 прнборов ТВНЕ-4 и ТНПП-220; 13, 16, 2S и 32 — конечные выключа-тсли блокировок крышек люков; 14 и 27— пігепссльные рстткн; /5— выключатель обогрева стекол ТНП-350Б; /7 и PS—іглафоны: /Я— ріле включения фильтра ФПТ-ІСЮМ; 19 — контакюр включеиия нагнстателя; 20 — электродвигатель нагнетатгля; 21 — фильтр радиопомсх; 22—выключатель обогрева стекол шаровых установок; 23 — рсле закрытия ктапанов »агнетатсля (воздухозаборного и выброса пыли); 24 — реле-рсіулятор; 25 — конечныЛ выключатель клапана внешиего воздухозабора двигателя; 26 — коробка с добавочным сопротивлепном: 30 — гснерлтор ВГ-7500; 31 — стартер: 33 и 43 — заднио габаритпые фоиари: .44 —датчик манометра; 35— рсле закрытня клапаиа возду-хозаборпого устройства прнбора ПРХР: 36 — электродвигатель вытнжпиго вентилятора; 3S — выключатсль светнльника освещения котла подогрснатсля; 39 — датчик тахометра; 40 —дятчнк ічіидометра; 42 — датчнк термометра охлаждпющеіі жидкости; 44 —датчик тсрмомстра маіѵіа; 45 и 50 — элсктродвигатслн водооткачивающих ііасосов; 46 и 52 — контактпые свечи включения зодооткачкваюших иа^осов; 47 — іци-ѵок подогревателя: 48—электродвигатсль маслозакачивающего насоса; 49 — свсча иакалнвания; 51 — элсктродвигятель нагистателя модогрс-ватсля; 53 — элоктродвигатель топлнвозакачивающего насоса; 54 — элѵктромапштііая муфта; 55 — электродвнгатель насоса дымовой ашіа-ратуры; 56 — датчнк иакометра гидросистемы: 57 — электродвигатель вгнтмлятора охлаждения геиератора; 5S — контактор включсння эліж- При автоматическон работе система обеспечнвает: сиг-нализацию о пожаре; остановку двпгателя н задержку по-дачн опіегасящсго состава на время, неоохочнмое для остановки двигателя; тушенне пожара п^тем подачи со-става «3,5» к очагу пожара. При ручном включении си-стема также обеснечнвает остарювку двигателя, задержку подачи огнегасящего состава и тушенне пожара. Ручной огнетушитель предназначен для тушення по-жара как внутрн, так и спаружн машины. б) Снстема коллектнвиой защнты экипа-ж a о т о р y ж н я массового п o p a ж е н н я. Снстема устропств коллектнвиой защнты предназна-чена для защиты экипажа и оборудовашія, расположен-ных внутри машпны, от воздеііствия ударной волиы, взрыва ядерного боеприпаса, радиоактивноп пылн (PB), отравля-ющнх веществ (OB) и бактернальных аэрозолей. Защнта от ударнон волны ос\ществляется спешіаль-ІІЫМІІ уплотняющимн устроііствамн, установленнымн на машине, нз которых одни постоянно уплотняют среднее отделенне, другие закрываются автоматически по сигналу прибора радиациоініон н химическоіі разведкн (ПРХР). Защита экипажа от воздействия радиоактивноГі пыли, отравляющих веществ н бактериалыіых аэрозолей осу-ществляется очнсткон воздуха н созданііем в среднем отделенин избыточного давления, которое исключает по-паданне в него неочнщенного воздуха через отдельные не-плотностн. Очнстка воздуха н созданне избыточного давлення обес-печнваются фильтровентііляциоиіюй установкой, состоя-щей нз нагнетателя-сепаратора н фіільтра-поглотнтеля. Размещеріие и состав основны.х элементов системы кол-лектнвной защнты показан на рис. 29. 7. Правила пользования специальным оборудованием машины Пользованпе гндроснстемой Натяжение гусеннц счнтается рюрмальным, когда они натянуты с усилием 400 кгс. Для натяження гусеннц иеобходимо: — установить машину на ровную горизонтальную пло-щадку с твердым грунтом; — подготовить двигатель к запуску, запустить его и установить обороты 800—1000 об/мпн; — включить выключатель «ГИДРОСИСТЕМА» на цен-тралыюм щнтке механика-воднтеля; ири этом должна за-гореться сигнальная ламііочка, находящаяся рядом с вы-ключением. 69
70 В знмнее время после стояикн машииы выключатель «ГИДРО-СПСТЕМА» включать не менее чем за 3 мнн до пачала работы с гпдроснстемоіі; при нерабогающем двнгателе и прн ненсправном гидронасосе необходимо пользоваться ручным насосом гидро-системы; — установнть указатель регулятора давления на деление, сб-ответствующее угилию натяжения; — перевести переключатель «ОСЛАБЛЕНИЕ—НАТЯЖЕ-НИЕ» на цеитралыюм щитке механнка-водителя в положение «НАТЯЖЕНИЕ;> н удержнвать его в этом положении в течение всего временн иатяження; при этом обороты двигателя должны быть не более 1500 об/мнн. Ослаблять натяженне гусениц только при стоянке машины. Для этого необходимо перевести переключатель ослабленне—натяже-нне в положенне «ОСЛАБЛЕНІІЕ» п удерживать его в этом поло-жении в течение всего времеип ослабления натяжения гусениц. После натяжения гусениц выключить выключатель «ГИДРО-СИСТЕМА». Изменение величнны клнренса пронзводнтся в такой иоследо-вательности: — запустить двнгатель и установить обороты 800—1000 об/мин; — включнть выключатель «ПІДРОСИСТЕМА» на центральном щитке механнка-водителя; — неревестн исреключатель по іъем—опусканне иа црГітраль-ном щнтке механпка-водителя в положеіше «ОПУСКАНИЕ» и удерживать его в этом положеніш в течение всего времеии опуска-ния машины; — для установки машины на макснмальный клиренс необхо-димо перевести переключатель подъем—опускание на централь-ном щитке механнка-водителя в положение «ПОДЪЕМ» и удер-живать его в этом положенин в течение всего времени подъема машнны; прн этом обороты двнгателя должны быть не более 1500 об/мин;
— отпустить переключатель подъем — опусканне, в случае зна-чительного проседания машины (вследствие недостаточного разо-грева масла) после отпускания переключателя для выхода на рабочий клнренс допускается нроизвестн 1—3 подъема из проме-жуточного положения с обязателыіым возвращеннем переключате-ля нодъем—онусканне после каждого подъема в нентральное по-ложение; — произвестн натяжение гусерищ и выключить выключатель «ГИДРОСИСТЕМА». Подъем катков прн вывешенной машине производится в такой последовательности: — включить выключатель «ПОДЪЕМ КАТКОВ»; — установить переключатель подъем — опускание в положение «ОПУСКАНИЕ» н после окончания подъема катков отпустить пе-реключатель; при нод ьеме катков обороты двигателя должиы быть ре более 1500 об/мин; 71
72 Ti I г 1 a- .. Ш tf t= 0> * **■ ' « v H W E- ь 2 =■ 2 й « Ч Ч П rta t o sc sc y —. s ta 3 л at *l « r = s S5 "пf- v | gn^s—Ш 4 ЈuЈu™ Я Э-Г- l • ч« *;; _ I x I я~.0 Е •» 3 ' * ge;Ц *5^..!ыi
•5 «Н-:<ош Ч й^ г e; o. 1 S»h"o ч O я w ь X ^ Э 2 o. a- ч и e; H I " _ 3 n _: v Ф ' i ra fr* я g ПIBIП-» a*i-~ 3 2 i «I ai ' ssпOS
U'sl Ш * 5fr- -£»£ = -O ' c | = dы.* '
КЈ :- i? «g ••c" o •=-?-£• S. Г^ S^ w (-. Д °5--° =- — l 5« a-or"
— произвести натяжение гусениц; — выключить выключателн «ПОДЪЕМ КАТКОВ» и «ПІДРОСПСТЕМА». Пользоваиие системой противопожар-ного оборудования (ППО). Еслп пожар обнаружен раньше, че.м сработяет авто-матика ППО, необходимо заглушить двигательи нажать на кнэпку ППО на щитке механика-воднтеля. Пожар в средне.м п переднем отделениях тушптся ручным огне-тушигелем и всеми подручпымн средствами. Длптелыюе пребывание в машине, из которой не удален состав «3,5» после пожара, не допускается, это опаспо для жпзнп. Пользование с п с т е м о п д ы м о п y c к а Для постаиовки дымовой завесы иеобходнмо вклю-чить выключатель «ТДА» на централыюм щитке меха-ника-воднтеля. Аппаратуру включать только пріі про-гретом н работающем под иагрузкон двигателе. Во время дымопуска не допускается переключеиие передач и уменьшемие оборотов двнгателя. Продолжителыюсть каждого дымопуска не должна превышать 10 міш. П о л ь з о в а н и е с н с т е м о й в е н т и л я ц и и Прн закрытых люках удаление загазованного воз-духа из машнны производится с помощью нагнетателя и двух вытяжных вентнляторов;
— пуск и
остаиовка нагиетателя и вытяжного венти- Пользованне ночным прибором меха-н нка-во д ител я Для этого необходимо: — отсоедннить розетку обогрева и вынуть нз централь-иоіі шахты дтевноіі смотровой прнбор ТНПО-170; — вынуть из укладочного ящика ночной прибор н убеднться, что шторка н диафрагма прибора закрыты; — снять с окуляров колпак и вывернуть заглушки с высоковольтного ввода н разъема обогрева; — вставить прибор в шахту и закрепить его боко-выми зажимамн; — вывернуть заглушку с разъема высоковольтного кабеля блока пнтания, вставнть штырь в гнездо высоко-вольтного ввода и от руки плотно, ио без большого уси-лия завериуть накндную гайку; — подключить розетку обогрева к колодке прибора; 73 t — уложить енятый прибор ТНПО-170, колпак окуляров и за-глуінки D ящнк для иочного прибора; — убедиться, что пот. насадку СМУ правоіі фары установлен светофильтр; если не установлен, то снять насадку, наложить на фару светофильтр так, чтобы светофильтром закрывалась верхняя половина рассеивателя и установить насадку на место; — выключить в машине светилышки, мешающие наблюдению через прибор, и включить тумблер на блоке питання; — наблюдая в прибор, открыть шторку и диафрагмы в объ-ективах (поставнть рукоятку шторки в левое положение, a рукоят-ку диафрагмы п.іавио ішдиять вверх до получення контрастного іізображепня местиости); — ііри иеобходи.мостіі включить правую фару нереключателем «БОЛЬШОЙ СВЕТ». Фары регулируются в почиое время и прн отсутствнп посторон-него освещення так, чтобы в прибор былп видны иеровпости доро-ги на установлениоіі дальности. Пользоваіше гирополукомнасом Включенне и выключеіше прибора пронзводится только в не-подвижпой машиііе: — сорнентнровать машнну (ее продолыіую ось) на точку, нахо-дящуюся на направленпн предстоящего двнжеінія; направленне определяется с помощью прибора ТНПП-220 (правого или левого) при застопоренной установке ію-походному; корпус машины на-правляется так, чтобы вертикальная ліппія централыюн марки в поле зрения прибора совпала с намеченной точкой; — убедиться, что прибор заарретнрован (рукоятка арретира на-ходится в положеиии от себя), и включить выключатель «ГПК»; — через 5 мнн после включения преобразователя установнть по шкале гироиолукомпаса требуемый угол, плавно поворачи-вая рукоятку арретира; — прогретьприбор (летом — в теченне Юмнн, зимой — 20мин), после чего разарретировать его, отстопорив и плавно оттянув руч-ку арретира иа себя (до щелчка); прн этом поворачивать ручку нельзя, так как это может исказить показания прнбора. Движе-ние с работающнм заарретированным прибором запрещается;
— для выдерживания курса необходимо совмещать установлен-ное деление шкалы катушкн с визиром прибора путем поворога машины; — после окончания работы прибор должен быть заарретирован перемещением рукоятки арретира до отказа от себя, выключить выключатель «ГПК» на центральном щитке механика-водптеля. Пользование электрообогревом прнборов на-б л ю д е н и я Электрообогрев наружных окон прнборов включается при тем-пературе окружающего воздуха примерно от +5 до —5°С, при дожде, мокром снеге, изморози и обледененни:
— электрообогрев
внутренних окон очслючается при необходи- 74 V
— для обогрева окон прпборов ТППО-170 включается выклю-чатель «ОБОГРЕВ TIIIIЬ» ііри срелнем ноложепии переключателя «НАРУЖН. — ВНІТРЕН.»; прн необходнмостн обогрева только наружных илн только внутречннх окон приборов перекіючатель переводится соответственно в положенпе «НАРУЖН.» или «ВНУТРЕН.»; — для обогрева окон приборов ТМПП-220 включается в одно из трех положений выключатель на регуляторе темпера-туры стекол, маходящемся на правом подкрылке в переднем отде-лении; — для обогрева защитного стекла прибора 1ПН22М1 вклю-чается выключатель «ОБОГРЕВ СТЕКЛА» на щитке среднего от-деления; для обогрева ок\ляра прибора 1ПП22М1 включается вы-ключатель «ОБОГРЕВ ТНПО», a переключатель переводится в по-ложение «ВНУТРЕН> или средиее положение; — для обогрева стекол шаровых установок включается выклю-чатель «ОБОГРЕВ СТЕКОЛ», расположенный на крышке рядом с правым прибором ТНПО-170; — для обогрева окон прибора ТНП-350Б подключить разъем обогрева от прибора ТНПО-170 к колодке прибора, включить вы-ключатель ТНП-ЗоОБ ма крыше слева от механика-водителя и выключатель яа самом приборе. Пользование розеткоіі внешнего запуска дви-гателя Для запуска двигателя стартером от аккумуляторной батареи другой машины необходнмо: — выключить выключатель аккумуляторной батареи данной машины; — вставить в гнезда розеткн внешнего запуска штыри двух проводов, приыеняемых для этон цели; вторые концы проводов включить в гнезда такой же розетки машнны, батарея которой служит источником питання. При включенин проводов нужно стро-го соблюдать полярность; — включить выключатель аккумуляторной батарен машины внешнего источника и приступить к нормальному запуску двигате-ля стартером; — после запуска двигателя отсоедннпть провода внешнего за-пуска н включить выключатель аккумуляторноіі батареи. II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВЛНИЕ БОЕВОЙ МЛШИНЫ 1. Виды и объем техиического обслуживания Для машины предусмотрены следующие виды технического об-служивания: контрольные осмотры, ежедневное техническое об-служивание, техническое обслуживание № 1, техническое обслужи-вание № 2, сезонное техннческое обслуживание. Необходимо строго соблюдать периодичность обслуживания н Полностью производить все предусмотренные работы. 75 Смазку узлов и механнзмов, a также замену масла производнть сразу же после возвращения машііны из пробега, когда оиа ра-зогрета, особенно в зпмнее время. 2. Контрольные осмотры Контрольные осмотры проводятся перед каждым выходом, на малых привалах и перед преодолением воднон преграды в целях проверки ГОТОВНОСТІІ машины к движению (плаванню). Продолжительность осмотра: перед выходом — 20 мин; на ма-лых привалах—10 мин; перед преодолением водной преграды — 12 ыин. Перед выходом выполнить следующие работы: — снять брезент, свернуть его и закрепить по-походному; — проверить заправку машины топливом, маслом иохлаждаіо щей жидкостью; при необходнмости произвести дозаправку; — проверить иаличие, крепленне и плотность закрывання кры-шек люков и пробок в дннще и крыше корпуса; состояние узлов ходовой части (впзуально); надежность креплення наружной ук-ладки ЗИП, крепление фар, сигнала и габаритных фонарей; креп-ление защитных чехлов, надетых на агрегаты, приборы и узлы; — убедиться, что выключатели «ТДА» и «ГИДРОСИСТЕМА» на центральном щитке механика-водителя находятся в выклю-ченном положенни; — включить выключатель «АКБ» и проверить нсправность на-ружного и внутреннего освещення, звукового сигнала, габзритных фонарей, сигнальной лампы ППО, вентиляторов; — подготовнть двигатель к запуску, запустить его, прогрегь и и проверить работу в режиме 800—2600 об/мин по показаниям при-боров; — проверить, нет ли подтекания топлива, ыасла и охлаждаю-щеіі жидкостп из систем двигателя; работу приводов управления коробкой передач, главным фрикционом, бортовыми фрнкционамп н тормозамн; наличпе зарядиого тока' н напряжения в электричес-кой цепп; креплеиис ночных приборов, блоков пнтания и высоко-вольтных кабелей и их работоспособность; работоснособность ги-рополукомпаса н его заарретировку; работоспособность радиостан-цин и ТПУ;
—
натянуть гусешщы с уснлием 400 кгс, натяжение пропзво- H a малых привалах проверить: — заправку системы смазки двигателя; "" — заправку системы охлаждения двигателя; — наличие, крепление и плотность закрывания крышек люков и пробок в дннще н крыше корпуса; — состояние узлов ходовой части (визуально); — надежность крепления наружнон укладкн ЗИП, крепление фар,сигнала и габарнтных фонарей; 7Ь — нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости из систем двпгателя и агрегатов снловон переяачп; — нагрев бортовых передач и узлов ходовой части, нет ли вы-брасывания из них смазки и течи масла; — натянуть гусеницу с усилием 400 кгс; — после преодоления водной преграды (при наличии воды в корпусе маішшы) откачать воду откачивающими насосами или слить ее через отверстия в днище, a также протереть насухо смот-ровые прнборы н их гнезда. Перед преодолением водной преграды: — провернть калнчне, крепление и плотность закрывания кры-шек люков и пробок в днище и крыше корпуса; — проверить состоиние узлов ходовон части и затяжку пробок смазочных отверстин; — проверпть исправность приЕода управления механизмом за-щиты двигателя от попадания воды и четкость закрывания клапа-нов в клапанных коробках; — проверить исправность привода управления волноотража-тельным щитом; — проверить іісправность прнвода включения водометов и управления заслонками с последуюідим прокручиваннем водомет-ных движителей в теченне 1—2 мин; — проверить легкость хода клапанов на водоотливных трубах откачивающнх насосов;
— проверить работу водооткачивающих насосов; — провернть надежность крепления буя и налпчие жнлетов около рабочих мест; — зацепить буксирный трос за задний крюк машины, свобод-ный конец троса уложить на крышу силового отделеиия и прн-вязать к нему канатик буя; — убедиться в наличии обилыюй смазки в подшнпниках крон-штейнов педалей н рычагов управления п переходных валиков, a также в шарннрных соединениях и резьбах тяг приводов управ-ления; — дозаправить смазку во втулки опор балансиров, лабиринто-вые уплотнения бортовых передач, подшнпники опорных катков, поддерживающих роликов и направляющих колес; — проверить на плаву герметичность корпуса машины (перед длительным плавание.м) прослушнваниеы и осмотром прн нера-ботающем двигателе в течение 5—10 мин. 3. Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) ЕТО проводнтся после каждого выхода машины независимо от колнчества отработанных двигателем часов и пройденных машиной километров. Время, необходимое экнпажу для проведения ЕТО с нспользо-ганнем ЗПП машины, — 2—2,5 ч. 77 P a б о т ы, в ы п о л н я е м ы е п р и ЕТО: — дозаправить снстему питання топлнвом. Уровень топлива должен быть на 30—40 мм ннже верхних кроыок заправочных гор-ловин; — дозаправцть бак системы смазки двигателя маслом до от-меткн «40» на стержне для замера топлива и ыасла; — проверить заправку системы охлаждения и при необходимо-сти дозаправить; уровень воды в системе должен быгышже верхнеи кромки заправочиой горловины расшпрнтельного бачка ча 40— 50 мм, шізкозамерзающей жндкостн (холоіной)—на 70—80 мм; — проверить, нет ли течи масла в соедннениях гидросистемы, и прн необходнмостн дозаправнть гидросистему маслом; прове-рнть іроверіь масла в баке на рабочем клпренсе (уровень масла должен быть между метками на стержне); дозанравку маслом пронзводить на минимальном клиренсе по верхнюю метку «МАКС.» на стержне для замера топлива и масла; — произвести чистку и мойку машины снаружи; неред мойкой закрыть наружный клапан воздухозаборннка двигаіеля, клапаны нагнетателя, клапаны вытяжных вентнляіоров и крышку воздухо-заборного устронства ПРХР; убедиться, что трубка отвода воз-духа пріібора ПРХР закрыта резііповой иробкоіі; прн моііке не направлять струю воды на прнзмы смотровых приборов;
—
осыотреть корпус машины (снаружи), проверить, нет ли — проверить исправность работы фар, сигнала и габаритных фонарей; — проверить наличне и плотность затяжкн всех крышек люков и пробок корпуса машины;
—
пронзвести чнстку наружных поверхностеіі агрегатов и при- верить крепление этих агрегатов и подводящих проводов к ним. По ходовой части проверить: — состоянне траков и пальцев гусениц; допускается удаление из каждой гусеницы не более шести траков (в новой гусенице — 86 траков); — натяженне гусениц; они должны быть натянуты усилием 400 кгс; — состоянне и надежпость креплепия опорных катков, направ-ляющих, ведущнх колес, поддержнваюшліх роликов, упоров, a также наличие и затяжку пробок смазочных отверстпй в узлах ходовоіі части;
—
величину нзноса профиля зубьев ведущих колес; при дости-
— нет ли
течи масла из пневматических рессор подвески. в условнях осенней и весеннен распутицы проіпвести смазку под-шнпников опорных катков, направляюшцх колес, опоры крпвощи- 78 пов, подшііпников поддерживающих роликов, втулок опор балан-снров (операция пронзводнтся Fia мнннмальном клиренсе), лаби-ринтовых унлотнений бортовых передач. В силовом отделении произвести очистку агрегатов от пыли и грязи и проверить: — нет ли течи топлива, масла и охлаждающей жидкости из спстем двигателя, a также смазки из агрегатов силовой передачи; — >ровень масла в бортовых передачах н нет ли воды в масле п>те.м частичного слива масла; — исправность механизма защиты двигателя от попадания воды; — исправность и регулнровку привода управления топлнвным насосом. Работоснособиость системы ТДА проверяется через каждые 300 км пробега включеннем аппаратуры на 20—30 с; при необхо-димостн очнстить сопла форсунок; -
—
затяжку хомутов соединения раздаточноіі трубы с патруб- — легкость хода клапана водосборинка; — нсправность привода клапана пылеотсоса;
—
легкость хода клапанов на водоотливиых трубах откачи- Произвести смазку:
—
подшипника механнзма выключення главного фрикциона
—
подшипннка механизма выключення бортового фрикциона пробега машины;
—
подшнпников переходных валнков, осей, шарнпров, н резьбы В среднеы отделенин произвести очистку отделения, приборов н аппаратуры от грязи (пьіли) н провернть:
— работу
механизма открывання и закрывання клапанов воз- — исправность освещення н снгнализации среднего отделення;
—
легкость открываиия и закрывашія, состояние уплотнений,
—
состоянпе ручного огнетушнтеля; вес углекислоты в балло- Пронзвести чнстку стекол прнборов наблюдения, их гнезд и проверить исправность электрообогрева смотровых приборов и окон шаровых установок. В переднем отделенни произвести очистку ©тделения от пыли и грязи и проверить: •— легкость откривания и плотность закрывання, состоянне уп» 79 ЛоТнення. a также надежность работы замка И стопора крышки люка механика-водителя; — нсправность прнвода управления волноотражательным щи-том; — действие привода управлення главным фрикцноном и на-личие свободного хода педали; — действие привода управления бортовыми фрикционами и тормозами; — работу приводов управления коробкой передач н реверсом; — депствне приводов включения водометов и управления зас-лонкамн водометов; — наличие п нсправность спасательных жилетов;
—
давленпе воздуха в баллоне, a
также, нет ли утечкн воздуха должно быть ne менее 45 кгс/см2, зимоіі — не менее 80 кгс/см2; — исправность внутреннего освещения отделения и освещения контролыю-измернтельных приборов; — состоянне, крепление н степень заряженности аккумулятор-ной батарен п крепление проводов к выводным зажимам; еслп прп работаюіцеы двпгателе и полностыо выключенных потребптелях вольтамперметр показывает зарядныіі гок больше 35 a плн нри запуске двнгателя стартером иапряжение падает ниже 18 в, то ие-обходпмо сдать АКБ на зарядку; — исправиость гирополукомпаса и преобразователя, a такжеза-тяжку электропроводов, накидных гаек и штепсельных разъемов; — работоспособность радиостанции и ТПУ, сочленение разъе-мов нагрудных переключателей с колодками разъемов на аппара- ' тах ТПУ, крепление приемопередатчика, антенного изолягора н блока питания радиостанцин; очистить радиостанцию, изолятор антенны, приборы наблюдения от пыли (грязи), проверить нсправ-ность электрообогрева приборов. Запустнть двигатель и провернть его работу на слух и по по-казашіям прпборов на всех режимах работы. Проверить готовность системы ППО и почиых прпборов к работе. Смазать подшипники педален, кронштейнов, рычагов управле-ния, переходных валиков, осей, шарниров и резьбы тяг приводов управления. 4. Техническое обслуживание № 1 (ТО-1) ТО-1 проводится через каждые 1300—1500 км пробега машины, но не более чем через 100—120 ч работы двигателя. Время на про-ведение ТО-1 экнпажем 5—6 ч. Прн ТО-1 выполняются все работы ЕТО и дополнителыю объем работ, определенный инструкцией по эксплуатации машины. 5. Тсхническое обслуживание № 2 (ТО-2) ТО-2 проводится через каждые 3000—3200 км пробега машины, но не более чем через 200—240 ч работы двигателя. Время на про-ведение ТО-2 экипажем 8—10 ч 80 , При ТО-2 выполняются все работіл ТО-1 и дополннтельно обье.м работ, опредслеіпіьііі ііііструкцпсн поэксплуатацин машниы. 6. Сезонное техническое обслуживание Сезонное техническое обслуживанне проводится при подготовке машнны к эксплуатации в летнші нли зішниіі пернод. При сезоином техническом обслужішапіш проводится очеред-ное техннческое обслужипанпс № 1 плм № 2 н дополііптельно: При подготовке к летпеіі эксплуатацин: — слить нпзкозамсрзающуіо охлаждающую жидкисть пзсисте-мы охлаждення, промыть систему водоіі с трехкомпонентноіі прп-садкой и заправить ее чистом пресиой водоіі с той же прнсадкоіі; — заправіггь систему питаппя летініы топливом. Разрешается доработка зпмнего дмзельного топлива летоы; — отключить радиатор подогрева воздуха от системы охлаж-дения; — отключнть радиатор отопителя от системы охлаждения; — проверить состояние радиаторов, трубопроводов н их соеди-ненмй; радиаторы продуть снаружп сжатыы воздухоы, дюритовые соедішения, нмеющие вздутия п трещины, заыенить; — проверить регулнровку парового п воздушного клапанов на специальном приборе; — подкрасить ыеста с повреждениой окраской на корпусе ма-шпны, агрегатах и узлах; — произвестп подфокусмровку объектива прпбора 1ПП22М1 в режиме «ночь»; — пополнпгь ЗПП ыаіиииы; — заыенить зимние шлемофоны летними. П р п подготовке к з и м н е іі э к сп л y a т a цн и: — заменить в системе пптания летнее топливо зимним. После замены топлива. запустить двигатель и выработать в теченпе 10— 15 мнн нз трубопроводов п фильтров летнее топливо; — слить воду пз системы охлаждения, заправить ее полностью низкозамерзающей охлаждающей жидкостью п слить ее до уровня 70—80 мы ииже верхнен кромки заправочноіі горловины; — включить в спстему радиатор подогрева воздуха н радиатор отопителя; — проверить нсправность системы подогрсва, для чего запус-тнть подогреватель п пропе]>пть его работу; — проверить чпстоту сегкп нагнетателя подогревателя и при необходимостп пронзвестп чистку ссткп волосяпой щеткой; — тщателыю ировсрпть состояппе раднаторов, трубопроводов и пх соедпнениіі; подтекапия устраішть; — пропзвестп подфокусировку обьектива прпбора ІПН22Л1І в режпме «ночь», для чего отверн^ть крышку с надпнсыо «ФОКУ-СИРОВКЛ» н повернуть шлпцевым валпк протпв хода часовой стрелки до совмсщення белоіі рпскн с белоіі точкой па корпусе прпбора; 4—4054дсп 81 — проверпть состоянпе брезента н утеплительных коврпков; порвашіып брезеііт отремонтпровать, сьіроп — просушпть; — иодкрасить места с повреждеиноіі окраской на корпусе ма-шины, ее агрегатах м узлах; — пополпмть комплект 31ІП, замснить летние шлеыофоны зпмними. III. ПОДГОТОВКА БОЕВОЙ МАШИНЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ВОДНОЙ ПРЕГРАДЫ Перед выходом машпны в предвиденіш преодоления водноіі преграды необходпмо провсстп спецііальные операціш по технн-ческому обслужпванию, предусмотренные разделоы II «Техничес-кое обслужпванпе боевоіі ыашины» настоящеіі главы. Перед входом машипы вводу коыапдир боевоіі машнны должен произвестм разведку участка переправы, чтобы убедиться в от-сутствии подводных препятствіш (отмслей с крутыми обрываыи, подводных сваіі, кампсіі п т. п.). Плаванне допускается при волненип до двух баллов. На берегу составом экипажа ыашины проделать следующие работы: — закрыть иаружныіі клапан воздухозаборнпка двигателя (вы-полняет стрелок-гранатометчпк) ; — открыть люк выдачн ПТУРС и установпть рукоятку меха-ипзыа открытия крышкн этого люка на стопор (паводчпк-опера-тор);
— убедиться в том, что воздух для охлаждения генератора поступает из среднего отделенпя, проверить положенпе заслон-кп (помощпик гранатометчпка); — закрыть клапан нагнетателя п клапан вытяжного вентпля-тора корпуса (старший стрелок); — закрыть клапан воздухозаборного устройства прпбора ПРХР и убедиться, что трубка отвода воздуха этого прибора закрыта резиновой пробкой, что под грибок устроііства установлено рези-новое уплотнительное кольцо, a фильтр датчика ПРХР закрыт чех-лоы (иулеметчпк); — закрыть заслонкп амбразур и установить чехлы пулеметов ПКТ (пулеметчпк) ; — проверпть налпчпе и затяжку пробок в днпще машпны н сыазочных иробок в узлах хочовой части (мехаішк-водптель); — зацеппгь букспрньііі трос за зачшій крюк ыашпны; свобод-ный конец троса уложпть ііа крышку сплового отделения, прнвязав к неыу канатик буя; открыть решетку над укладкоп буя (пулемет-чик) ;
— вместо
прпбора ТНПО-170 мехапика-водителя поставить — экипажу надеть спасательные жилеты; 82 1
— закрыть заслонки амбразур и крыіики вссх люков маши-ны (ВЫПОЛІІЯСТ экппаж); — проверпть цсправность внутрсннсм связп; ирн эго.м должна быть чстко сльшіна разговорная речь иа всех ашіаратах (экппаж); — перевести рычапі управленпя заслонками водоыетов в край-нее переднее положение (механпк-воцитель); — установпть переключатель «ВОДООТКАЧКА» на централь-ноы щитке механика-водителя в нпжнее положенпе (автоматичес-кая работа); — поднять волноотражательнып щпт в крайнее переднее поло-женне (механнк-водитель). Если на центральном щитке механика-водителя не горит сиг-нальная лампочка «ДВЕРЬ», входить в воду запрещается. В этом случае необходимо надежно закрыть крышки всех по-садочных люков и открыть внутреннпіі клапан воздухозаборника двнгателя. Для предотвращения аварпііных случаев на плаву запре-щается: работа двпгателя на оборотах ниже 1400 об/миіі, откры-вать заднин люк н амбразуры, опускать волноотражательньгіі щпт, a также глушпть двпгатель. В случае засоренпя заборпых отверстпй водометов прп входе машнны в воду на топкнх, нлистых пли глинистых бсрегах, a так-же во время перехода по мелководью со скольженнем днища по грунту или заросляы водорослей, камыша п кустарника необхо-димо (после того как машнна полностью всплывет на воде) про-мыть заборные отверстия обратной струей от водоыетов. Для этого надо рычаг реверса установмть в положение «ЗХ» и открыть за-слонки водометов.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
|
|
|