Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года - часть 19

 

 

290

Страховая и пенсионная система

Источники: анализ рабочей группы

Обязательная пенсия (один уровень)

Обязательная пенсия + сбережения (два уровня)

Для данного типа пенсионной системы характерно активное вовлечение 
работодателей в формирование пенсионного дохода собственных 
сотрудников. Государство обеспечивает наименее обеспеченные слои 
общества и финансирует выплаты за счет бюджета

• Стимулирование частной финансовой 

индустрии

• Общественное давление
• Дополнительная нагрузка на бюджет
• Сокращение статей пополнения 

государственного бюджета

2

Обязательная пенсия + добровольная пенсия + сбережения (три уровня)

Третий уровень основан преимущественно на добровольном и 
сберегательном типах пенсии. Государство обеспечивает минимальные 
выплаты всем гражданам, но для достижения комфортного уровня жизни 
необходимы собственные накопления. Реализация сценария потребует 
развития доступности инвестиционных продуктов для частных пенсионных 
вложений на капитальных рынках 

• Снижение нагрузки на бюджет
• Стимулирование частной финансовой 

индустрии

• Снижение общественного давления 

3

Государство является единственным гарантом пенсионного дохода 
населения. Данный тип специфичен для развивающихся стран, либо для 
социальных государств, которые не испытывают дефицита в ресурсах для 
формирования бюджета под пенсионный фонд

• Дополнительные средства в управлении
• Мотивация государственных и муниципальных  

служащих

• Общественное давление
• Дополнительная нагрузка на бюджет

• Сокращение статей пополнения 

государственного бюджета

• Сохранение опасности стремительного роста 

государственных пенсионных обязательств

1

Базовая

Социальная 

поддержка / 

ресурсная база

Минимальный 

размер пенсии

Государство

План с 

установленными 

выплатами

Бальная система 

начисления

Условные 

пенсионные счета

План с 

установленными 

взносами

План с 

установленными 

выплатами

Государство

Частная

План с 

установленными 

взносами

План с 

установленными 

выплатами

Частная

Постепенный переход пенсионного обеспечения к частной системе пенсионного обеспечения

Примеры стран:

Молдова

Великобритания

Примеры стран:

Ирландия

Чили

Примеры стран:

США

Австралия

Стратегические опции пенсионной системы

Целевая опция развития

291

Пенсионная система Канады (3 элемента)

Источники: анализ рабочей группы

1. Программа обеспечения в старости (ПОС).

ПОС обеспечивает базовый уровень пенсионного дохода всем лицам в возрасте 65 лет и старше, которые прожили 
в стране более 10 лет в зрелом возрасте. По программе ПОС выплачивается три вида пособий:

· Пенсия ПОС. Это фиксированная пенсия, выплачиваемая всем жителям, которые имеют на нее право, независимо 
от уровня их дохода.

· Гарантированная надбавка к доходу (ГНД). Размер надбавки зависит от дохода и является дополнением к 
фиксированной пенсии, которое выплачивается получателям фиксированной пенсии с низкими доходами. 

· Пособие/Пособие иждивенца. Это временное денежное пособие, выплачиваемое имеющим низкие доходы 
мужьям/женам получателей пенсии ПОС, а также вдовцам/вдовам в возрасте 60 — 64 лет, до тех пор, пока они не 
начнут получать базовую фиксированную пенсию ПОС.

2. Пенсионный план Страны

Является обязательной общенациональной распределительной, финансируемой за счёт взносов пенсионной 
программой, основанной на системе установленных пособий, привязанных к заработной плате получателя. Она 
финансируется за счет налога с заработной платы, поровну уплачиваемого нанимателем и работником. Государство 
взносов не делает.

Участие в этом плане начинается с 18 лет. Нормальная пенсия выплачивается по достижении 65 лет. 
Соответствующим образом скорректированные пособия можно также получать до и после 65 лет. В рамках этой 
программы также выплачивается пособие по инвалидности и пособие по потере кормильца. Средняя заработная 
плата за весь стаж работы индексируется к дате достижения 65-летнего возраста в соответствии с ростом средней 
заработной платы по стране. 15% периода занятости, когда зарплата была самой низкой, исключаются, так же, как и 
годы, в течение которых выплачивалось пособие по инвалидности, и (если это приводит к увеличению пособия) 
годы, в течение которых плательщик взносов имел детей моложе 7 лет. Таким образом, по прошествии примерно 
40 лет обычно достигается максимальный размер пособия, равный 25% от среднего заработка в течение периода 
занятости.

3. Добровольные пенсионные программы (ДПС)

ДПС включают в себя традиционные профессиональные пенсионные фонды, финансируемые работодателями, 
профсоюзами или отраслями промышленности. Сюда также входят персональные пенсионные счета, управляемые 
такими финансовыми институтами, как банки и страховые компании. Некоторые профессиональные пенсионные 
фонды финансируются исключительно работодателями, но большинство финансируется и работодателями, и 
работниками.

292

Страховая и пенсионная системы

Активное содействие развитию страховой системы

Финансирование

млн долларов, накопленным итогом 

2035

2030

2025

Основные стратегические инициативы

• Интеграция банковских, 

страховых и инвестиционно-
сберегательных продуктов

Источники: анализ рабочей группы

Цифровые показатели

Размер страховой системы, в % к ВВП

Доля добровольного страхования

Доля обязательного страхования

0,4%

2,8%

80%

20%

20%

80%

• Развитие профессионального 

страхования

• Трёхуровневая пенсионная 

система

• Обязательное медицинское 

страхование

• Стимулирование частного 

страхования

• Двухуровневая пенсионная 

система

• Индустриальная пенсия

• Введение электронного полиса

Целевое видение пенсионной системы 2035

Размер пенсионной системы, в % к ВВП

Размер пенсионного фонда на 
человека, тыс. долл. США

Доля государственной пенсии в 
общей структуре пенсионных выплат

4%

7%

0,74

2,51

100%

35%

Цифровые показатели

Финансирование

млн долл. США, накопленным  итогом 

• Частная страховая система, поддерживающая 

основные направления экономики и общества, 
нацеленная на снижение совокупных издержек 
населения, бизнеса и государства

• Необходимо введение обязательного медицинского 

страхования

• Пенсионная система состоит из трёх уровней: базовая 

государственная пенсия, корпоративная пенсия и 
индивидуальная

• Частная пенсионная система с вариативной 

структурой накопления позволяет гражданам самим 
определять, на какой доход им рассчитывать в 
будущем

Трехуровневая пенсионная система

до 2035 г.

до 2025 г.

до 2030 г.

2257 - 2758

4778 - 5839

2258 - 2759

до 2035 г.

до 2025 г.

до 2030 г.

412 – 503

647 – 791

647 – 791

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Целевое видение страховой системы 2035

293

Рынки капитала

Развитие экономики

2.6.3

294

23%

35%

44%

11%

120%

KAZ

RUS

UKR

UZB

MYS

TUR

5%

Рынки капитала

Источник: Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан

Рыночная капитализация листинговых компаний

% от ВВП

Комментарии

• На начало 2017 года в биржевом 

котировальном листе находилась               
191 компания

• Рыночная капитализация не 

только отстаёт в абсолютном 
выражении, но и уступает многим 
развивающимся рынкам с точки 
зрения объёма к ВВП страны

• В числе листинговых компаний —

коммерческие банки, страховые 
компании, предприятия 
нефтегазовой промышленности, 
производства строительных 
материалов, агропромышленного 
комплекса, энергетики, 
металлургии и др.

• Наибольшую часть оборота 

составляют иностранные 
инвесторы; по мере роста рынка их 
доля может достигнуть 80% 
(пример – Южная Корея)

Рыночная капитализация компаний по секторам экономики

Комментарии

171

Листинговая 

компания 

Размер рыночной 

капитализации

млрд долл. США 

1,8

293

Строительство 

и материалы

9%

Банки

75

163

188

Прочие

10%

16%

Минералы 
и Металлы

4%

Нефть и газ

60%

1 082

86%

Доля банковских акций от всех 

торгуемых акций

Структура фондовой 
биржи

32%

Иностранные Физ. лица

Прочие

43%

25%

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

Очень низкая рыночная капитализация 
компаний Узбекистана 

Оценка игроков за пределами 
банковского сектора является крайне 
низкой

Международные инвесторы 
составляют относительно низкую долю 
в структуре оборота в сравнении с 
развитыми рынками

Высокая ожидаемая доходность на 
капитал ввиду высокого уровня 
страновых рисков, что значительно 
ограничивает инвестиционный 
потенциал Республики Узбекистан 

Невысокая рыночная капитализация компаний Узбекистана 
относительно развивающихся рынков, доля банков составляет 
60%. Акции банков являются наиболее торгуемыми и 
составляют 86% оборота

Высокая ожидаемая доходность на капитал ввиду высокого 
уровня страновых рисков, что значительно ограничивает 
инвестиционный потенциал Республики Узбекистан 

Ввиду высокого уровня ожидаемой доходности акционерного 
капитала инвесторы не склонны осуществлять значительные 
вливания капитала в рынок Узбекистана

Институциональные инвесторы удерживают ценные бумаги 
корпоративного сектора Узбекистана в качестве 
«экзотических» активов, призванных дать более высокую 
доходность по сравнению с активами «инвестиционного» 
качества

В корпоративном секторе крайне низкий уровень развития 
коммуникации с инвесторами (IR – investor relations)

Отсутствие достаточной информации о корпоративном 
секторе на портале биржи препятствует активному развитию 
рынка

Текущий уровень развития рынков капитала

295

Рынки капитала

Примечание: 1 - Юридические лица, 2 - Ke - стоимость акционерного капитала, 3 - ERP – риск-премия акционерного капитала, 4 - CRP - страновая риск-премия, 
5 - RfR – безрисковая ставка (на основе долгосрочных облигаций гос.займа правительства США).

Источник: Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг Республики Узбекистан

Стоимость акционерного капитала в разрезе по другим 

показателям, 2017 г.

%

Комментарии

22,7%

Ke

(2)

2,7%

RfR

(5)

CRP

(4)

8,5%

ERP

(3)

11,4%

CRP

(4)

2,7%

3,0%

10,7%

ERP

(3)

Ke

(2)

5,0%

RfR

(5)

Стоимость акционерного капитала по компонентам
%

Комментарии

• Поскольку система будет основана 

на опыте Сингапура, то по мере 
развития ключевых институтов 
рынков капитала уровень показателя 
ERP снизится до 5%

• При дальнейшем развитии 

финансовой системы и 
государственных институтов уровень 
показателя СRP Республики 
Узбекистан достигнет 3%, что 
эквивалентно уровню наиболее 
развитых стран Центральной Азии

20%

14%

14%

12%

12%

9%

5%

3%

3%

3%

25%

19%

19%

17%

17%

14%

10%

9%

8%

8%

6%

6%

5%

5%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

3%

0%

0%

1%

1%

9%

11%

8%

Дания

Южная Корея

Узбекистан

Беларусь

Венесуэла

31%

18%

Северная Корея

31%

23%

25%

Армения

15%

Азербайджан

Сирия

36%

Сомали

Либерия

36%

49%

10%

Япония

8%

Сингапур

9%

Казахстан

Таджикистан

13%

14%

RfR,%

ERP, %

CRP, %

2017

2035

Текущий уровень развития рынков капитала

• Высокая ожидаемая доходность на 

капитал ввиду высокого уровня 
страновых рисков, что значительно 
ограничивает инвестиционный 
потенциал Республики Узбекистан

• Высокий уровень ожидаемой 

доходности на капитал значительно 
ограничивает число проектов и 
компаний, в которые локальные и, в 
особенности, иностранные 
инвесторы, готовы вкладывать 
капитал

• Снижение стоимости капитала 

возможно за счёт снижения 
странового риска: снижение риска 
ведения бизнеса, установление 
верховенства закона и судебной 
системы, а также за счёт снижения 
риска акционерного капитала: рост 
уровня корпоративного управления,

развитие корпоративной культуры, 
принятие и соблюдение 
международных стандартов 
финансовой отчетности (МСФО) и 
международных стандартов аудита. 
Улучшение суверенного кредитног

о 

рейтинга будет индикатором и 
катализатором снижения странового
риска

296

Рынки капитала

Примечание: 1 – среднее отношение долговых инструментов к акционерному капиталу в корпоративном сегменте соответствующей страны
Источники: OECD Data: Financial corporations debt to equity ratio, анализ рабочей группы

1

Менее консервативная опция, которая, как правило, 
свойственна более зрелым экономикам. Умеренная 
степень подверженности экономическому циклу 
позволяет обеспечить рост стоимости акционерного 
капитала в фазе роста экономики и поддерживает 
предложение капитала в фазе спада

• Способствует умеренному росту стоимости 

акционерного капитала

• Оптимальный выбор для зрелой экономики

• Не является оптимальным выбором для 

быстрорастущей экономики страны

2

3

Высокий долг корпораций означает низкую 
склонность к рискам, а также низкие ожидания роста 
рынка и ожидаемой доходности корпоративного 
сектора. Характерна низкая чувствительность к 
инвестициям

• Такая модель менее подвержена колебаниям 

рынка

• Более выгодна для держателей акционерного 

капитала во время фазы роста

• Высокий уровень обслуживания долга ставит 

корпоративный сектор под риск банкротства в 
случае экономических шоков

D/E

1

> 9

D/E

1

> 6

Высокий уровень заемных средств по отношению к акционерному капиталу

Объём долговых инструментов превышает акционерный капитал в 10 раз 

Акционерный капитал и заёмные средства – в среднем в равных пропорциях

Пропорциональное использование долга и 
акционерного капитала позволяет получить 
максимальную выгоду от быстрорастущего рынка 

• Высокая финансовая устойчивость 
• Меньшая зависимость предприятия от 

заемного капитала и обязательств

• Повышение доверия к финансовым институтам 

страны у населения и иностранных инвесторов

• Большая нагрузка на бизнес, особенно в фазе 

экономического спада

• Снижение предложения капитала в фазе 

экономического спада 

ф

Целевая опция развития

D/E

1

< 1

Примеры стран:

Великобритания

Чехия

Примеры стран:

Япония

Австралия

Примеры стран:

Сингапур

Ирландия

Венгрия

Стратегические опции

Преимущественно – долговые инструменты

Максимальное использование долговых инструментов

Баланс между долговыми инструментами и акционерным капиталом

297

Рынки капитала

Источники: Islamic Business and Finance Development fund: Привлечение инвестиций с помощью сукук

4

Альтернативная опция предполагает отказ от 
использования долговых инструментов в пользу 
применения долевых инструментов, где наиболее 
перспективным источником капитала является рынок 
Исламских облигаций (инвестиционный сертификат
сукук).

Международная значимость использования сукук
увеличивается: рынок исламского финансирования 
ежегодно растет в среднем на 15–20%.

Мировая практика доказывает, что производство 
сукук способствует поддержанию благоприятной 
экономической ситуации, особенно в период кризиса.

• Высокая финансовая устойчивость – бумага 

должна быть обеспечены активами: 
материальными или нематериальными

• В случае дефолта, держатели сукук имеют 

право реализовать свои имущественные права 
и продать свою долю в активах, тем самым 
вернув основную сумму инвестиций.

• Независимость предприятий от заёмного 

капитала и обязательств

• Альтернативный источник привлечения средств 

в условиях действия санкций недоступности 
внешних рынков капитала

• Не требует изменений действующего 

законодательства в области эмиссии ценных 
бумаг

• Такая модель полностью зависит от колебаний 

рынка

• Основным условием организации выпуска 

сукук является соответствие канонам Шариата 
целей финансирования (покупка активов, 
строительство, инвестиционный проект, 
развитие бизнеса и т.д.) и самих сертификатов.

D = 0

Отсутствие долговых инструментов, заёмных средств 

Примеры стран:

Иран

Пакистан

Стратегические опции

Максимальное использование альтернативных долевых инструментов (Исламские финансовые 
продукты: сукук)

298

Рынки капитала

Примечание: 1 – ценные бумаги с фиксированной доходностью, 2 – производные финансовые инструменты 
Источники: Monetary Authority of Singapore

Баланс между долгом и акционерным капиталом

Финансирование

до 2035 г.

10,8 – 13,1

до 2030 г.

3,4 – 4,1

до 2025 г.

1,3 – 1,5

млрд долл. США, накопленным  итогом 

Целевая структура рынков капитала

Цифровые показатели

Размер рынка капитала, млрд долл. США

Размер рынка капитала в % от ВВП

Доля иностранных инвесторов

2,5

114

3,7

%

80

%

43

%

70

%

• Рынок капитала отвечает всем современным 

требованиям с точки зрения регулирования, 
инфраструктуры и технологий

• Высокое качество представления информации и 

скорость доступа

• Стабильный надзор и прозрачное регулирование
• Создание системы котировки ценных бумаг путём 

развития рыночной инфраструктуры

• Прогнозируемая налоговая политика
• Поддержание баланса между долговым и 

акционерным финансированием

• Привлечение международных институциональных 

инвестиций

• Развитие локальных компаний

Ожидаемая доходность капитала

22,7

%

11,7

%

Инструменты

Государственные облигации

Облигации корпораций и ЦБФД

1

Акционерный капитал

ПФИ

2

1. Основные принципы и правила

2. Система 
надзора

Регулирующие 
органы и их 
иерархия

Управление и 
собственность

Разделение 
игроков по 
типам

Наличие 

индексов

Предложение

капитала

Спрос на 

капитал

Открытость для 

глобальных игроков

Свобода 

рынка

Возможность поиска 

равновесной цены

3. Институты

Прозрачные 
правила

Прогнозируемое 
поведение 
регулятора

4. Регулирование
и стандарты

Прогнозируемое 
налогообложение

Налоговые 
привилегии

5. Налоги

Высокая 
техническая 
оснащённость

Организация и 
стабильность 
торгов

6. Инфраструктура 
и технологии

Рынки капитала

Целевое видение рынков капитала 2035

299

Рынки капитала

Примечание: 1 – The Markets in Financial Instruments Directive - Директива Евросоюза «O рынках финансовых инструментов»

Международный опыт

Прозрачность

Контроль

Защита 

инвесторов

Направление 

отчётности

Инфраструктура 

рынка

Товарные 

деривативы

Ведение 

учета сделок

Что 

обеспечивает 

MIFID II 

• Организации обязаны осуществлять разделение 

клиентуры на определённые категории: компания 
должна узнать уровень финансовой грамотности, что 
послужит основным фактором, необходимым для 
предоставления более подходящей услуги

• Все организации, предлагающие услуги, обязаны в 

полном объёме информировать клиентов об условиях 
торговли

• Выполнение сделок должно осуществляться мгновенно, 

после направления запроса клиентом

• MiFID способствует созданию единого рынка, благодаря 

чему участникам предоставляются более выгодные 
условия

• Осуществляется регулирование услуг в сфере финансов. 

Рассматриваются основания для лицензирования 
организаций, имеющих разрешение на осуществление 
деятельности

1. Составление долгосрочных целей и достижение консенсуса

В конце 1990-х годов Премьер-министр и заместитель Премьер-министра избрали 
подход топ-даун для трансформации Сингапура в главный финансовый центр с полным 
спектром услуг в Азии

Видение стало национальным приоритетом и связано с достижением социально-
экономических целей создания рабочих мест и высокого роста ВВП соответственно

2. Создание и расширение возможностей регулирующих институтов

Полномочия по реализации видения были даны верховному органу: Монетарному 
управлению Сингапура (MAS)

MAS уполномочено принимать все необходимые меры для достижения видения

3. Управление широким кругом заинтересованных сторон

Частный сектор активно привлекался для участия в разработке политики и ее реализации

Частному сектору были предложены стимулы для расширения участия на рынке

4. Создание драйвера роста путем выявления катализаторов изменений

Биржи были объединены и открыты для широкого круга участников

Рынок государственных облигаций был модернизирован для создания дополнительных 
точек роста долгового рынка

Управление фондами и частный банкинг были трансформированы, чтобы более полно 
отвечать актуальным вызовам роста локального рынка капитала

5. Обеспечение долгосрочной доступности талантов

Был реформирован сектор образования, например, специализированные курсы, приглашения в 
зарубежные университеты, сделан акцент на исследованиях и инновациях в академических кругах 
и т. д., с тем чтобы создать пул талантов для финансовой сферы

Иностранным талантам была оказана поддержка, чтобы приехать и остаться в Сингапуре

6. Инвестиции в стратегическое продвижение

Широкое продвижение и прозрачность со стороны правительства, в том числе регулярное привлечение прессы и высокий уровень 
развития коммуникации с инвесторами со стороны государства и компаний 

Создание специального отдела по продвижению для обработки роудшоу и кампаний инвесторов

1

2

3

4

5

6

Кейс Сингапура по повышению ёмкости капитального рынка

Внедрение MIFID1 II для развития рынков капитала

300

• Адаптация международных 

стандартов регулирования и 
контроля, включая стандарты 
корпоративного управления, 
отчётности фондов и 
компаний (в т.ч. 

МСФО и МСА

), 

стандарты классификации 
клиентов, хранения и 
раскрытия информации и т.д.

• Создание кодексов этики и 

стандартов поведения для 
профессиональных участников 
рынка

• Вступление в ведущие 

мировые ассоциации стран-
участниц рынков капитала, в 
частности, азиатские и 
европейские надзорные и 
регулирующие организации

• Повышение 

привлекательности 
отечественного РЦБ, 
внедрение ИИС и 
предоставление 
соответствующих налоговых 
льгот для физических лиц

• Выпуск государственных и 

корпоративных еврооблигаций 
инвестиционного класса, а 
также государственных 
краткосрочных облигаций и 
облигаций в местной валюте с 
высоким кредитным 
рейтингом

• Развитие локальных 

брокерских компаний с точки 
зрения стандартизации и 
надзора, а также интеграция 
международных игроков на 

рынках 

капитала в качестве 

участников и/или партнеров

• Создание инвестиционных 

инкубаторов и 
акселераторов для 
интеграции инвесторов и 
владельцев бизнеса, в 
частности, по 
инновационным 
направлениям развития

• Развитие продуктового 

портфеля, который в 
большей мере отвечает 
требованиям современной 
экономики, в частности, ETF 
для частных лиц, ресурсных 
и валютных деривативов для 
производственных 
компаний и структурных 
продуктов для 
институциональных 
инвесторов

• Развитие технологической 

оснащенности и 
вычислительной мощности 
ИТ-инфраструктуры бирж 

• Разработка принципов 

особых налоговых режимов 
для привлечения 
иностранных инвесторов

• Создание систем размещения 

ликвидности

и интеграция с 

банковскими продуктами в 
корпоративном сегменте

• Интеграция банковских, 

страховых и инвестиционно-
сберегательных продуктов в 
розничном сегменте и 
переход к модели 
обслуживания жизненного 
цикла

Рынки капитала

2035

2030

2025

Источники: анализ рабочей группы 

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

301

• Создание независимого 

финансового регулятора на 
примере FCA 
(Великобритания) с 
широкими полномочиями

• Лицензирование работников 

финансовых рынков через 
тестирование и проверку

Рынки капитала

Источники: анализ рабочей группы 

2035

2030

2025

кадры

финансы

технологии

законодательство и гос. регулирование

инфраструктура

Основные стратегические инициативы

302

3. Развитие социальной 

сферы

Концепция Стратегии развития 

Республики Узбекистан до 2035 г.

303

Здравоохранение

Развитие социальной сферы

3.1

304

Здравоохранение

Примечание: 1 – По оценкам некоторых экспертов доля личных платежей граждан в финансировании здравоохранения составляет около 70% 

Источники: Всемирная организация здравоохранения, анализ рабочей группы

1

Госкомстат  

Младенческая смертность, случаи смертей детей в возрасте до 5 лет на 1 000 новорожденных, 2016 г.

• Младенческая смертность в Узбекистане 

является высокой. Из 1 000 родившихся 
детей 15,4 умирают в возрасте до 5 лет

• Самая высокая смертность наблюдается в 

возрасте до 1 года – 21,4 смертей на 1 000 
новорожденных, при этом смертность в 
возрасте до 28 дней составляет 13,8 
смертей на 1000 новорожденных

Объем расходов на здравоохранение на душу населения, долл. США, 2015 г.

• Низкое финансирование сектора приводит 

ко многим проблемам, среди которых: 
― Низкая заработная плата врачей, что 

порождает коррупцию 

― Коррупция, которая ограничивает 

доступ для малообеспеченных слоев 
населения 

― Низкое финансирование (в том числе 

капитальные расходы) снижает качество 
здравоохранения

Позиция в международном рейтинге по данным Всемирной организации здравоохранения 

127

7,7

2,8

24,1

9,9

11,4

Узбекистан

Сингапур

Китай

Казахстан

Россия

80

146

130

185

125

523,8

2 280,3

133,9

426,0

379,1

Узбекистан

Сингапур

Китай

Казахстан

Россия

70

82

27

90

130

Ключевые вызовы

Ключевые выводы

• Высокий уровень сердечно-сосудистых 

заболеваний и высокая детская 
смертность

• Низкое финансирование системы 

здравоохранения 

• Неравный доступ к здравоохранению 
• Низкая заработная плата работников 

системы здравоохранения 

• Низкая доля капитальных расходов и, как 

следствие, низкий уровень 
технологического развития 
здравоохранения (недостаточное 
оснащение современным 
оборудованием)

• Угроза распространения СПИДа

и ВИЧ

• Низкое качество медицинского обучения

• Состояние здоровья населения характеризуется средней 

продолжительностью жизни при рождении (73,3 года

1

) при 

низкой смертности (4,9 смертей на 1 000 человек). На 
длительность здоровой жизни влияет высокий уровень 
сердечно-сосудистых заболеваний и высокая детская 
смертность (входит в число лидеров соответствующих 
рейтингов по данным ВОЗ)

• Основной проблемой здравоохранения является текущее 

состояние системы финансирования, что проявляется в: 

• Низком объеме расходов на здравоохранение на душу 

населения (оценочно показатель снизился до 54 долл. США на 
человека в 2018 г.)  

• Неравном доступе к здравоохранению. Вторичная и третичная 

медицинская помощь в большинстве случаев является 
платной, доля личных платежей граждан в финансировании 
здравоохранения составляет более 40%

1

• Неразвитых инструментах финансирования. Так, отсутствует 

обязательное медицинское страхование

• Как следствие, падает качество медицинского обслуживания, 

что может негативно сказаться на состоянии здоровья 
населения

Текущий уровень развития 

305

Здравоохранение

Источники: Всемирная организация здравоохранения, анализ рабочей группы  

Доля частных платежей превалирует в системе финансирования здравоохранения, при этом 
отсутствует обязательное медицинское страхование, что ограничивает равноправный доступ 

46%

39%

36%

48%

40%

34%

37%

10%

27%

20%

41%

60%

54%

Казахстан

7%

0%

Сингапур

Россия

Узбекистан

0%

Китай

100%

Прочее

Доля обязательного
медицинского страхования

Доля государственных расходов

Доля частных платежей

• В Узбекистане отсутствует система обязательного медицинского страхования, а система добровольного 

медицинского страхования слабо развита

• Система предоставления государственной медицинской помощи в РУз включает в себя предоставление 

первичных медицинских консультаций на безвозмездной основе с необходимостью оплаты дополнительных 
услуг и повторных консультаций

• Частные платежи включают в себя оплату медицинских услуг в государственных учреждениях и взносы по 

частной страховке. В РУз частные платежи практически полностью состоят из личных расходов граждан на 
медицинские услуги

• Системы финансирования сферы здравоохранения в других странах, например, в Сингапуре, функционируют на 

основе обязательных отчислений работающих граждан и государственной поддержки наиболее 
малообеспеченных групп населения. Размер обязательных отчислений варьируется в зависимости от возраста и 
общего состояния здоровья гражданина

• Согласно мнению экспертов рабочей группы, данные официальной статистики не отражают действительности, 

доля частных платежей граждан может достигать 70-80%. 

Средняя заработная плата работника системы здравоохранения

долл. США/мес.

• Уровень заработной платы врачей в 

Узбекистане ниже средней зарплаты в 
стране

• Надбавки зависят от 

квалификационной категории, стажа и 
специальности врачебной 
деятельности. Например, средняя 
зарплата хирургов высшей категории в 
Узбекистане – 351 долл. США

• Низкая заработная плата врачей 

приводит к развитию теневой 
экономики в секторе
. Например, к 
зарплате медицинского персонала 
могут добавляться неофициальные 
поступления от пациентов
. Также, по 
мнению экспертов, значительная доля 
медицинских работников сотрудничает 
с фармацевтическими компаниями и 
получает от них зачастую неэтичные 
вознаграждения, что негативно влияет 
на качество медицинских 
рекомендаций

Средняя заработная плата работника системы здравоохранения 

Средняя заработная плата в стране

191

581

1 004 

3 116

402 

285

671

848

3 067

Узбекистан 

Россия

Китай

Сингапур

Казахстан

480

-32%

-13%

+18%

-17%

+2%

Текущий уровень развития

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..