SKF. Общий каталог подшипников - часть 62

 

  Главная      Учебники - Производство     SKF. Общий каталог подшипников

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63   ..

 

 

SKF. Общий каталог подшипников - часть 62

 

 

Смазывание маслом

Обычно масло используется для смазывания 

подшипников качения в тех случаях, когда из­

за высоких скоростей или рабочих температур 

использование пластичной смазки невозможно, 

когда требуется обеспечить отвод теплоты, 

возникающей при трении, или внешнего тепла 

от месторасположения подшипника или когда 

сопряженные детали (зубчатые колеса и пр.) 

смазываются маслом.

При использовании методов смазывания 

циркуляцией масла и точечного смазывания 

необходимо предусмотреть, чтобы сечение 

маслоотводящих каналов было достаточным 

для отвода потока масла, поступающего из 

подшипникового узла.

Для увеличения ресурса подшипников 

могут быть использованы любые методы 

смазывания, предусматривающие использо­

вание очищенного масла, например, циркуля­

цией с фильтрацией, впрыском или точечное  

с фильтрацией масла и воздуха. При использо­

вании циркуляционного и точечного смазыва­

ния необходимо обращать внимание на сечение 

маслоотводящих каналов, чтобы оно было 

достаточным для отвода потока масла, чтобы 

масло могло вытекать из узла.

Способы смазывания маслом

Масляная ванна

Простейший способ смазывания маслом – 

масляная ванна (

† рис. 6). Масло, увлекаемое 

вращающимися деталями подшипника, распре­

деляется внутри подшипника, а затем стекает 

назад в масляную ванну. Высота уровня масла 

должна доходить почти до центра самого 

нижнего тела качения подшипника в непод­

вижном состоянии. Для поддержания опти­

мального уровня масла рекомендуется исполь­

зовать специальные устройства, например, SKF 

LAHD 500. В случае, если корпус подшипника, 

вращающегося с высокой скоростью, перепол­

няется маслом в результате неправильной 

работы устройства для поддержания уровня 

масла, вызываемого значительным пониже­

нием уровня масла, просим обратиться за 

консультацией к специалистам технической 

службы SKF.

Pис. 6

Смазывание

248

Маслоподающие кольца

В тех случаях, когда смазывание маслом 

обусловлено скоростями и рабочими темпера­

турами, для обеспечения высокой надежности 

смазывания рекомендуется использовать смазы­

вание маслоподающим кольцом (

† рис. 7), 

которое служит для создания циркуляции 

масла. Это кольцо свободно расположено на 

втулке вала и погружено в масло, находящееся 

в нижней половине корпуса. Вращаясь вместе 

с валом, кольцо переносит масло из нижней 

части корпуса в маслосборник, откуда оно, 

пройдя через подшипник, стекает обратно  

в нижний коллектор. Стационарные корпуса 

SKF серии SONL специально предназначены 

для смазывания маслоподающим кольцом.  

За дополнительной информацией просим 

обращаться в техническую службу SKF.

Циркуляция масла

Высокие скорости приводят к повышению 

рабочей температуры и ускоряют старение 

масла. Чтобы избежать частой замены масла  

и создать условия полного погружения, обычно, 

выбирают смазывание циркуляцией масла 

(

† рис. 8). Циркуляция масла, как правило, 

создается при помощи насоса. После прохож­

дения через подшипник масло, как правило, 

стекает в масляный резервуар, где оно при 

необходимости фильтруется и охлаждается 

перед возвратом в полость подшипника. Над­

лежащая фильтрация способствует повыше­

нию коэффициента h

c

 и тем самым увеличивает 

ресурс подшипника (

 раздел «Теория 

ресурса SKF» на стр. 52).

Охлаждение масла позволяет поддержи­

вать рабочие температуры подшипника на 

низком уровне.

Pис. 7

Pис. 8

249

Смазывание впрыском масла

Для обеспечения достаточного смазывания 

без лишнего повышения рабочей температуры 

в условиях очень высоких скоростей в подшип­

ник должно поступать достаточное, но не 

избыточное количество масла. Одним из наибо­

лее эффективных методов достижения такого 

режима является способ смазывания впрыском 

масла (

† рис. 9), при котором струя масла под 

высоким давлением направляется в подшип­

ник со стороны его торца. Скорость струи масла 

должна быть достаточно высокой (не менее  

15 м/с) для преодоления завихрений, возни­

кающих вокруг вращающегося подшипника. 

Точечное смазывание 

В процессе точечного смазывания (

† рис. 10), 

которое также называют масловоздушным 

смазыванием, очень небольшое и точно дози­

рованное количество масла направляется  

в каждый отдельный подшипник при помощи 

сжатого воздуха. Это минимальное количество 

позволяет подшипникам работать при таких 

низких температурах и на таких высоких 

скоростях, каких не может обеспечить никакой 

другой способ смазывания. Масло подается  

в каналы дозирующим устройством, например, 

SKF TOS­EX2, через заданные интервалы 

времени. Прижимаясь к стенкам каналов под 

воздействием сжатого воздуха, масло «спол­

зает» по ним и поступает в подшипник через 

штуцер или просто перетекает на дорожки 

качения под воздействием сил поверхностного 

натяжения. Сжатый воздух используется для 

охлаждения подшипника и создания избытка 

давления в подшипниковом узле, препятствую­

щего проникновению внутрь загрязняющих 

веществ.

За дополнительной информацией по конст­

рукциям систем точечной смазки просим обра­

титься к изданию компании VOGEL 1­5012­3 

«Oil + Air Systems» или посетить веб­сайт 

www.vogelag.com.

Pис. 9

Pис. 10

Смазывание

250

Смазывание масляным туманом

В последнее время смазывание масляным тума­

ном не рекомендуется из­за того, что оно оказы­

вает вредное воздействие на окружающую 

среду.

Однако новое поколение генераторов масля­

ного тумана позволяет производить масляный 

туман плотностью 5 ppm масла, а новые конст­

рукции уплотнений уменьшают рассеяние 

масляного тумана до минимума. В случае 

использования нетоксичного синтетического 

масла вредное воздействие на окружающую 

среду уменьшается еще больше. Сегодня 

область применения смазывания масляным 

туманом ограничена подшипниками, имею­

щими сугубо узкое применение, например,  

в нефтеперерабатывающей промышленности.

Смазочные масла

Для смазывания подшипников качения, как 

правило, лучше всего подходят минеральные 

масла, не содержащие антизадирных добавок 

EP. Масла, содержащие антизадирные, антииз­

носные и другие добавки, служащие для 

улучшения некоторых смазочных характеристик, 

обычно используются только в особых случаях. 

Замечания, касающиеся добавок  и изложен­

ные в подразделе «Антизадирные и антиизнос­

ные добавки» на стр. 234, также относятся к 

использованию этих добавок в маслах.

Имеются синтетические варианты многих 

популярных классов смазочных масел. Как 

правило, возможность использования синте­

тических масел рассматривается только в 

Таблица 3

Характеристики типов масла

Свойства 

Тип масла

 

Минеральное  PAO 

Эфирное 

PAG

Температура застывания (°C)  –30 .. 0 

–50 .. –40 

–60 .. –40 

прим. . – 30

Индекс вязкости 

низкий 

средний 

высокий 

высокий

Коэффициент зависимости  

высокий 

средний 

низкий­средний 

высокий

вязкости от давления 

исключительных случаях, например, при очень 

низких или очень высоких рабочих темпера­

турах. Термин «синтетические масла» охваты­

вает широкий спектр разных базовых компо­

нентов, главными из которых являются 

полиальфаолефины (PAO), сложные эфиры  

и полиалкиленгликоли (PAG). Свойства этих 

синтетических масел отличаются от свойств 

минеральных масел (

† табл. 3).

Что касается усталостного ресурса подшип­

ника, то здесь главную роль играет реальная 

толщина смазывающей пленки. В полностью 

погруженном состоянии на реальную толщину 

смазочной пленки на поверхности контакта 

оказывает влияние вязкость масла, индекс 

вязкости и зависимость вязкости от давления. 

Поскольку большинство смазочных масел на 

минеральной основе имеет одинаковый коэф­

фициент зависимости вязкости от давления, 

общие величины этого коэффициента, указан­

ные в специальной литературе, могут быть 

использованы без большой ошибки. Однако 

реакция вязкости на повышение давления 

определяется химической структурой исполь­

зуемых базовых компонентов. В силу этого 

коэффициент зависимости вязкости от дав­

ления у разных типов синтетических масел 

может изменяться в широких пределах. Ввиду 

разницы величин индекса вязкости и коэффи­

циента зависимости вязкости от давления 

следует помнить, что процесс образования 

смазочной пленки при использовании синтети­

ческого масла может отличаться от аналогич­

ного процесса при использовании минераль­

ного масла той же вязкости. Следует всегда 

251

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63   ..