300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 64

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  62  63  64  65   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 64

 

 

Носы байдарок связаны поперечиной, соединенной

с носовыми металлическими оковками двумя болтами

К поперечине крепят стаксель-штаг. Позади мостика'

соединяя пятые шпангоуты корпусов, проходит кормовая

поперечная балка, к которой прикрепляется гнка-шкот.

Рули остались без изменения; только веревочные

штуртросы, допускающие люфт, заменены жесткими ры-

чагами-румпелями (оба румпеля можно шарнирно соеди-

нить поперечиной, тогда управлять ими может один че-

ловек).

Мачта шарнирно закрепляется одним поперечным

болтом в степсе на носовой поперечной балке мостика

и поддерживается двумя парами вант, укрепленных на

концах обеих балок мостика, и штагом (рис. 238). Мачта

деревянная круглого сечения (диаметром 60 мм), состы-

кована из двух частей длиной по 2200 мм при помощи ме-

таллической трубки-муфты. Шарнир гика крепится к ней

на высоте 600 мм, а гафеля — 3300 мм от палубы. Грот

по передней шкаторине пришнуровывается к мачте. При

убранном парусе гафель и гик поворачиваются и плотно

притягиваются к мачте. Стаксель поднимают по штагу

на петлях. '

Катамаран очень остойчив. С экипажем в три человека

под парусом, он развивает скорость до 18 км/ч. В плава-

нии на нем можно разместиться и впятером.

Размещение грузов при плавании под парусами та-

кое же, как и на обычных байдарках, и только при по-

путном ветре надо разгрузить носовую часть.

На веслах катамаран идет не хуже байдарки. Грести

удобно одной лопастью, сидя на спинке кокпита или на

поперечных балках. Можно грести и стоя.

Парусное вооружение байдарки „Салют" 298

Какие паруса наиболее эффективны и безопасны для

этой байдарки, сказать трудно, здесь приводится воору-

жение, изготовленное и опробованное туристом Ю. В. Бар-

каном на озерах и реках Карельского перешейка.

Мачта 6 (рис. 239) состоит из трех дюралюминиевых

труб диаметром 30 мм, собранных на соединительных

втулках 16; у топа 14 мачты в трубе сделан вырез, в кото-

ром на осях закреплены два шкива 13 для грота-фала

и стаксель-фал а. Топ заканчивается деревянной пробкой 8

257

Рис. 239. Парусное вооружение байдарки «Салют»
/ — галс, 2 — стаксель; 3 — стаксель-фал; 4 — сегарсы; 5 — грота-фал;

6 — мачта и ЗОх 2,5; 7 — грот, 8 — деревянная пробка; 9 — гика шкот;

10 — стаксель-шкот; II — гик (дюралюминиевая трубка 0 20X1,5); 12 ~<

степс, 13 — шкивы для фалов, 14 — топ, 15 — бугель-подпятник; 16— со-

единительная втулка

с вставленным в нее вымпелом. На расстоянии 500 мм

от шпора на мачте неподвижно крепится бугель 15, ко-

торый служит подпятником для гика 11. Но прежде чем

вставить мачту в степс 12, ее надо продеть через пярт-

нерс — планку с вырезом для прохода мачты, которая

крепится к шверц-балке.

258

Гик составляют из двух дюралюминиевых трубок

диаметром 20 мм, глушат с нока деревянной пробкой,

а другим концом надевают на штырь бугеля.

Размеры парусов указаны на рисунке. Грот крепится

к мачте и гику на сегарсах 4, роль которых с успехом

выполняют пластмассовые кольца от оконных зана-

весок.

Шверцы длиной 500 мм и шириной 200 мм делают из

дюралюминия или из бакелизированной фанеры.

Поперечная шверц-балка собирается из брусьев се-

чением 25x50 мм. Между верхними и нижними брусьями

по концам вырезают пазы по форме длинных закладных

болтов (100—150 мм).

К фальшборту шверц-балка крепится при помощи

согнутых под прямым углом шпилек с гайками-барашками

на расстоянии 100—150 мм в корму от мачты.

Шверцы навешивают на концы закладных болтов

и крепят большими гайками с шайбами или гайками-

барашками. Дюралюминиевые шверцы должны свободно

вращаться на болтах, а деревянные затягиваются на-

столько, чтобы они не всплывали. Откидывающиеся

шверцы помогут избежать поломок, сами сбрасывают

зацепившиеся водоросли.

Парус на резиновой лодке

Надувную резиновую лодку, даже самую маленькую

из имеющихся в розничной продаже (2200x1000 мм),

можно превратить в парусную.

На резиновой лодке нельзя установить мачту обычного

типа, поэтому туристы применяют парусное вооружение,

несколько напоминающее латинское.

Стоячий такелаж отсутствует. Рангоут (рис. 240)

состоит из базовой трубы-поперечины 15, двух трубок 7

(собственно мачты) и рея 4.

Базовая труба диаметром 25—30 мм вставляется

в уключины 14. Затем к ее концам винтами 13 (М5) крепят

нижние концы трубок 7 сдвоенной Д-образной мачты,

верхние концы трубок соединяются между собой и с реем

сквозным соединительным винтом 16 с гайкой 17. Трубки,

образующие мачту и рей, имеют диаметр 15 мм и могут

быть изготовлены из дюралюминиевых лыжных палок.

Рей можно сделать разборным, причем соединительную

2S9

299

Рис. 240. Парус резиновой лодки: а — схема основных размеров дета-

лей вооружения; 6 — парус Люнгстрома (в развернутом виде);

в — рангоут и шверцы (вид сбоку); г — поперечный разрез

трубу 5 длиной 200 мм удобно поставить как раз в месте

соединения рея с мачтой. '

На верхнем конце рея устанавливают блок 6 для

фала; своим нижним концом рей крепится к резиновой

петле 2 на носу лодки при помощи мочки (скобы) 3. Петля

представляет собой круг из листовой резины толщиной

5 мм, диаметром 60 мм; нижнюю часть круга приклеивают

к корпусу 1 лодки, а в верхней, свободно отгибаемой по-

ловине, делают отверстие для мочки.

Рей наклонен под углом 60° (меньший угол ухудшит

работу паруса на полных курсах, а больший — увели-

чит давление рея на корпус лодки).

Размеры трубок зависят от длины лодки. Выбрав

место крепления рея к корпусу на носу лодки, замерьте

расстояние а до базовой трубы, продетой через уключины.

Затем можно вычислить длину трубок мачты по формуле

— 4- 100 мм.

где" 6— расстояние между уключинами по базовой трубе.

Длина рея зависит от выбранной центровки. При

центровке 10% длину рея можно вычислить по формуле
260

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  62  63  64  65   ..