300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 57

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  55  56  57  58   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 57

 

 

шипником закрепляют к дейд-

вуду сбоку на сквозных бол-

тах. Под гайки необходимо под-

ложить металлическую полосу.

Предлагаемый способ удо-

бен тем, что не потребуется

сверлить отверстие в дейдву-

де, где обычно проходят основ-

ные крепежные болты, а также

усиливать дейдвуд металличе-

ской коробкой или накладками из твердого дерева.

Двигатель нужно установить под углом к диаметраль-

ной плоскости шлюпки или немного сместить к одному

борту. Такое расположение винта на его работе и упра-

вляемости шлюпки практически не сказывается.

Рис. 214. Гребной винт на

шлюпке

Гребной винт в туннеле

Для того чтобы уменьшить габаритную осадку катера,

гребной винт иногда размещают в углублении — туннеле

на днище (рис. 215). Высота туннеля подбирается так,

чтобы по возможности углубить винт в корпус. Лучше,

если кормовой срез туннеля будет ниже поверхности воды.

Лопасти же винта могут выступать над водой — на ходу

туннель заполняется водой и винт развивает нормальный

упор. Длина туннеля определяется условиями плавного

и с минимальным скосом натекания воды на гребной винт.

Она может составлять 4—6 h—высоты туннеля.

А-А В±

273

Рис. 215. Гребной винт в туннеле

229

В поперечных сечениях туннель в месте установки

винта должен быть цилиндрическим, ближе к носовому

концу — овальным. Зазор между лопастью и стенкой

туннеля равен 10—15% диаметра винта. Кромки туннеля

в носовой части желательно скруглить, чтобы исключить

образование вихрей, нарушающих равномерную работу

винта.

На глиссирующих катерах туннели применяют редко,

так как они увеличивают сопротивление воды движению

катера и требуют дополнительной затраты мощности

двигателя.

274 Два подвесных мотора на лодке

Их нужно устанавливать так, чтобы гребные винты

при работе не мешали один другому. Практика судострое-

ния показывает, что минимальное расстояние между

концами их лопастей составляет около 15% диаметра

винта.

Расстояние между валами должно быть не менее

1,15 D. Однако для подвесных моторов это расстояние

оказывается критическим, так как при повороте моторов

вихри с лопастей наружного (по отношению к циркуляции

лодки) винта попадают на лопасти внутреннего. Причина

заключена в том, что плоскость винта не совпадает с осью

поворота мотора (рис. 216, а). Расстояние между осями

подвесных моторов (рис. 216, б) рекомендуется принимать

не менее 1,4 D (для «Ветерка» и «Москвы» — 370 мм, для

«Вихря» — 420 мм).

Разносить моторы шире чем на 500 мм не имеет смысла.

На лодках со значительной килеватостью днища, имеющих

заметный крен на циркуляции, близкое к борту располо-

б)

420-SOO

"300

'////%(//////////////¥//////.

Ось вращения

Рис. 216. Два подвесных мотора на лодке

230

жение мотора окажется причиной прорыва воздуха к винту

и, как следствие, работы мотора в разнос и потери уп-

равляемости лодки.

Никаких разделительных пластин между винтами

при указанных расстояниях устанавливать не надо.

Высоту транца лодки в месте установки моторов следует

увеличить с учетом подъема днища от киля к бортам,

чтобы кавитационная плита мотора находилась на рас-

стоянии 5—20 мм от днища. При большем углублении

подводная часть мотора образует много брызг и увели-

чивает сопротивление движению.

Если моторы разной мощности с,/О

Иногда на лодку навешивают два разных мотора,

например «Вихрь» и «Москву». При этом менее мощный

мотор может оказаться не полностью загруженным и ра-

ботать вследствии этого с повышенной частотой вращения,

что приводит к преждевременной выработке моторесурса.

Причина — несоответствие шага гребного винта скорости

катера. Выход из положения — 'установить винт с боль-

шим шагом.

Так как винты на подвесных моторах имеют правое

вращение и реакция воды от винта стремится отбросить

корму лодки влево, более мощный мотор лучше повесить

справа от центра транца. Расстояние от ДП до оси мотора

можно принять обратно пропорциональным его мощности.

Например, при установке «Вихря» (20 л. с.) и «Ветерка-12»

420 12

первый мотор нужно повесить на расстоянии -

12 2

^ =

= 160 мм от ДП. Ось «Ветерка» должна отстоять от ДП

на 420—160 = 260 мм (420 мм — расстояние между осями

моторов).

Защита гребного винта в/О

При плавании на мелководных и засоренных корягами

и камнями реках гребной винт хорошо защищается сталь-

ной пластиной — «лыжей» 2, приваренной к килевой

полосе 1 (рис. 217). «Лыжа» может иметь треугольную

и овальную форму; важно только, чтобы ее ширина была

близка к диаметру винта. Она предохраняет винт и от

наматывания водорослей.

231

Рис. 217. Защита гребного винта

с!I Скуловые накладки-брызгоотбойники

Красиво выбивающиеся из-под носа лодки «усы»

свидетельствуют о вредном явлении. На их образование

затрачивается дополнительная энергия двигателя. По-

лезно в таких случаях установить на днище или бортах

лодки накладки-брызгоотбойники. Два типа накладок

для быстроходного остроскулого корпуса показаны на

рис. 218. Нижняя грань накладки должна быть горизон-

тальной или слегка наклоненной вниз. Минимальная

ширина накладки принимается равной 1—3%В — ши-

рины лодки по скуле (рис. 218, а), но для типа, показанного

на рис. 218, б, при значительной килеватости днища (10—

20°), имеет смысл увеличить ее до 4—5% В. Накладки

отражают брызги и растекающуюся к бортам воду вниз,

благодаря чему уменьшается сопротивление лодки, улуч-

шается выход на глиссирование и повышается скорость

хода. На глиссирующей лодке скуловые накладки ус-

танавливают по всей длине скулы.

Рис. 218. Скуловые накладки-брызгоотбойники

232

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  55  56  57  58   ..