300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 33

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 33

 

 

1

* -

 — -w

2

i

f-

f

!

t

3

4

Рис. 137 Экономичный способ складывания наждач-

ной шкурки

Перед шпаклевкой 162

Перед шпаклевкой просушенный и «ошкрабенный»

корпус деревянного судна обрабатывают наждачной бу-

магой до тех пор, пока не будут удалены заусенцы и

сглажены неровности. (Не следует стремиться снимать

шкуркой краску, которая хорошо держится.)

Экономьте наждачную бумагу 1Ьо

При работе вручную наждачную бумагу обычно на-

вертывают на деревянный брусок или складывают в па-

кет (как это делать наиболее экономно, показано на

рис. 137). Еще удобнее использовать для этой цели ста-

рое пресс-папье. Его нижнюю половину надо подстрогать

или подклеить к ней плоскую деревянную планку. Если

зачищаемая поверхность неровная, к деревянной планке

приклеивают слой поропласта.

Шнуровальный диск

Обычная электрическая дрель превращается в шкуро-

вальную машинку, если закрепить в ее патроне держа-

тель для дюрикса — эластичного шкуровального диска

133

164

(рис. 138). Диск намертво за-

- крепляется на держателе посред-

ством гайки и шайбы увеличен-

ного диаметра.

Если нет готового дюрикса,

вырезают диск из фибры или

жесткой 3—4-миллиметровой ре-

зины и закрепляют на нем наж-

дачную бумагу. Лучше использо-

Рис. 138. Дрель -шку-  '

в а т ь

 большую дрель: ее удобнее

ровальная машина держать двумя руками.

165

Шпаклевка

Шпаклевку выбирают в зависимости от краски, кото-

рая наносится поверх нее, материала корпуса и состоя-

ния его поверхности.

Из шпаклевок заводского изготовления наибольшее

применение получили:

масляно-лаковая ПФ-00-2 желтая или красная — под

все краски и эмали;

НЦ-00-9 желтая, перхлорвиниловая ПХВШ-2, мас-

яяно-глифталевые № 175 и 185 — для металлических

и деревянных поверхностей под различные краски и

нитроэмали;

эпоксидная шпаклевка Э-4002—для выравнивания ме-

таллических поверхностей;

подмазка № 201 —для заполнения отдельных цара-

пин и пор деревянного корпуса.

Для приготовления шпаклевки на месте можно вос-

пользоваться рецептами, приведенными в табл. 7. Свя-

зующие надо профильтровать (если они имеют механиче-

ские примеси), а наполнители и красители просеять до

помола зубного порошка.

Приготовляют шпаклевку на противне с загнутыми

краями либо на листе фанеры с набитыми по краям рей-

ками. Рекомендуется сначала смешать все сухие ком-

поненты, а потом уже добавлять в них связующие. Гото-

вую шпаклевку можно сохранять несколько месяцев

в полиэтиленовом мешочке или в банке, залив сверху

водой.

134

Таблица 7
Рецепты шпаклевок на основе масляной олифы и лака
(в граммах, для приютовления 1 кг шпаклевки)

Материал

Олифа
Скипидар
Сиккатив

Костный клей (10%

раствор)

Мыло

Сухая охра
Мел
Железный сухой

сурик

Подмазочный лак

Вода
Цинковые белила

Сухой малярный

клей

Резина № 3 со ски-

пидаром (1 : 1)

Масляная

для металлических

и деревянных

поверхностей

145

28

14

28

3

782

_

18

9

64

4

905

_


179

27

14

27

3

56

694

_


20

19

34

341

586

Лаковая для

металличе-

ских и

деревянных

поверхностей

20
20

60

660

200

40


65

585

30

235

20
65


50

570

30

350


Масляно-

клеевая для "

деревянных

поверхностей

39


112

665

74

ПО


50

730

180


40

150


750


40

60

Как правильно наносить шпаклевку

Обшивку судна после зачистки и просушки следует

пропитать горячей олифой (лучше дважды).

Новую древесину шпаклюют сплошь, т. е. по всей

поверхности, а старую (ремонтируемую) в зависимости

от состояния — сплошь или частично.

Шпаклевку наносят шпателем (рис. 139), лучше ме-

таллическим, толщиной 0,6—0,8 мм, ведя его под углом

60—75° к поверхности. Массу шпаклевки надо прижимать

так, чтобы она вошла во все трещины и пазы.

Не следует пытаться зашпаклевать глубокие неровности

за один раз. Слой шпаклевки более 1 мм не только долго

сохнет, но и плохо держится. Поэтому глубокие выбоины

шпаклюют по два-три раза (при необходимости их пред-

варительно выравнивают мастикой на эпоксидном клее),

давая просохнуть каждому слою в течение одних-двух

суток, если шпаклевка лаковая, или одного-двух часов,

если употреблялась нитрошпаклевка.

135

166

в)

Рис. 139. Шпатели: а—металлический; б — деревянный, в — рези-

новый

Отдельные участки со снятой старой краской шпак-

люют по два-три раза до толщины прочного старого слоя.

В этом случае надо проолифить одновременно с участ-

ками, на которые будет нанесена шпаклевка, и старую

краску, чтобы обеспечить корпусу лучшую водонепро-

ницаемость.

После того, как шпаклевка просохнет, корпус надо

зачистить наждачной шкуркой, протереть от пыли и

снова проолифить перед грунтовкой.

Во всех случаях после шпаклевки поверхность грун-

туют сплошным слоем. Желательно, чтобы шпаклевка

и грунт по цвету соответствовали наружной декоратив-

ной окраске. Для этого в шпаклевку вводят соответству-

ющий пигмент, а для грунта подбирают краску тех же

тонов.

Загрунтованный корпус должен сохнуть в течение

двух-трех суток. Участки матовой поверхности следует

покрыть вторым слоем грунта, а выявленные неровности

снова зашпаклевать и зашкурить. Когда вся загрунто-

ванная поверхность приобретет однородную глянцева-

тость, можно приступать к декоративной окраске.

• О/ Какую кисть выбрать

Кисти различаются по весу волоса:

от 0,50 до 0,20 кгс — большие, так называемые махо-

вые кисти (рис. 140, а); они используются для окраски

больших поверхностей;

от 0,20 до 0,15 кгс — средние; к ним относят ручники

всех видов, применяемые при окраске внутренних по-

мещений и сравнительно небольших площадей;

от 0,150 до 0,08 кгс — малые; это различные разде-

лочные кисти: филенчатые (рис. 140, в) — для окраски

мелких деталей и нанесения различных полос; флейцы

136

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33  34   ..