300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 13

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 13

 

 

из концов троса. Основой амортизатора служит тройник

из растительного троса с заплетенными на концах ко-

ушами (рис. 46). Внутри сшитого амортизатора помещают

набивку из войлока, резины или обрезков растительных

тросов.

Амортизатор крепится двумя концами на палубе (за

коуши) и одним на форштевне или одним на палубе и

двумя по бортам лодки.

Амортизирующий буртик

Буртик на яхтенном тузике почти всегда ободран и

побит. Можно также поцарапать им и окраску высокого

борта яхты.

При очередной замене буртика прикрепите к нему

полосу 3 (рис. 47) толстой парусины шириной 100 мм (шу-

рупами через дюралевую пластинку 5), вложите в нее

резиновый шланг 4 диаметром 25 мм (или несколько более

тонких, свитых жгутом старых канатов) и туго заверните

парусину так, чтобы ее край накрыл буртик 6. Планши-

рем 2 на шурупах / край парусины прочно закрепляется

к буртику. Парусину окрашивают под цвет борта

лодки.

58

Волнорез

Забрызгивания носовой палубы на ходу не избежать,

а избавиться от воды, которая может попасть внутрь судна,

можно, если установить на палубе волнорез (рис. 48).

Для этого достаточно при- 2.

крепить (шурупами или

винтами) к палубе две

дубовые планки. Угол

между планками 30—35°.

Высота планок посредине

палубы равна примерно

150 мм, у бортов — 50 мм.

Для стока воды в фальш-

бортах перед волнорезом

делаются отверстия.

Рис. 47. Амортизирующий буртик

53

59

'•'I

Рис. 48. Волнорез

Рис. 49. Палубные

приемники

60 Палубные приемники

Для заливки в цистерны топлива и воды на палубе

судна полезно установить приемники, соединив их с ци-

стернами гибкими шлангами / (рис. 49). Даже при за-

правке с помощью канистр и ведер приемники облегчают

труд, кроме того, они предотвращают попадание горючего

в трюм катера.

Приемники состоят из втулки 4 с фланцем и заплечи-

ком, имеющей диаметр 60 мм и длину 120 мм. Внутрен-

ний диаметр втулки до заплечика имеет резьбу. Втулка

фланцем крепится к палубе 2. К нижнему концу втулки

с помощью хомутиков 5 присоединяется гибкий шланг,

связанный с цистерной. Фильтр 6 из мелкой сетки встав-

ляется во втулку и удерживается на заплечиках без до-

полнительного крепления.

Закрывается втулка резьбовой пробкой 3. Фланец

нужно утопить вровень с настилом и закрепить шуру-

пами на мастике, чтобы забортная вода не проникала

внутрь судна; под палубу подкладывается дублирующее

кольцо (подушка). Под пробку надо подложить кольцо

из тонкой маслостойкой резины для приемника топлива

и из обычной для приемника воды.

Приемник для топлива делается из латуни, а для воды—

из нержавеющей стали.

54

Рис. 50. Утки чз прутка

Две простые утки из прутка

Красивые и практичные утки можно сделать из сталь-

ного прутка (рис. 50, а). В любой кузнице найдется штамп,

с помощью которого посредине прутка делается шаровое

утолщение. Расклепав затем это утолщение в плоское

основание и согнув «рога», можно превратить заготовку

в утку. Остается просверлить два отверстия для креп-

ления ее к палубе, зачистить и скруглить все неровности,

отполировать и отдать готовую утку в хромировку.

На рис. 50, б показана утка сварной конструкции.

Она одновременно может служить подъемным рымом

(в этом случае ее нужно закрепить за надежную подпа-

лубную связь, например за привальный брус или кар-

лингс). Сваривается утка из прутка диаметром 8—14 мм

(в зависимости от веса лодки) и опорной площадки с от-

верстиями под болты.

61

Крепление рыма для буксировки тузика

Отправляясь в поход на парусном или моторном судне

с большой осадкой, часто берут на буксир шлюпку —

тузик. Шлюпка не будет рыскать, если рым для буксира

закрепить на форштевне, как показано на рис. 51, при

этом шлюпка легко всходит на волну, не зарываясь

в воду.

И еще один совет. На большой попутной волне шлюпка,

скатываясь с гребня, все же стремится к зарыскиванию.

Выпустите с кормы шлюпки длинный пеньковый конец —

и устойчивость хода будет обеспечена.

62

Рис. 51. Рым для буксировки тузика

63

Брага для аварийной буксировки

Возможны различные аварийные ситуации: плотная

посадка на мель, затопление с пробоиной в обшивке

и т. п., при которых катер необходимо буксировать, но

в то же время к буксиру должно быть приложено такое

усилие, которое ни кнехт, ни битенг выдержать не спо-

собны.

В этих случаях прочный буксир в виде кольца —

браги обносится вокруг всего корпуса судна (рис. 52).

Чтобы брага не сползла вниз, ее прихватывают тонким

тросом к битенгам, кнехтам, уткам, а от срыва вверх

страхуют прочными концами, пропущенными под киль.

На острых углах корпуса, например у транца, под брагу

Рис. 52. Брага для буксировки

56

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..