300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 12

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 12

 

 

Рис. 38. Роульс на фор-

штевне

Рис. 39. Стопоры якорь-цепи

рается в вертикальное звено цепи. Если имеется битенг,

можно поставить с его кормовой стороны латунную пла-

стину 2 толщиной не менее 8 мм с прорезью шириной чуть

больше диаметра цепи.

Если на судне нет ни роульса, ни битенга, можно при-

менить тросовый стопор, состоящий из крюка, скобы

(мочки) и растительного или синтетического троса (можно

использовать и тонкую цепочку). Крюк 5 надо подобрать

такого размера, чтобы он проходил в звено цепи. С одной

стороны троса заплетают петлю 3, а с другой делают

огон 4, к которому скобой присоединяют крюк. Набросив

петлю на кнехт, утку или любую другую прочную деталь

на палубе судна, можно застопорить якорную цепь в нуж-

ном положении.

Еще одна конструкция стопора

Этот стопор можно установить в любом месте между

палубным клюзом и роульсом на форштевне (рис. 40).

Коробка стопора сваривается из стальных полос толщи-

ной 6—8 мм. «Собачка» должна быть достаточно тяжелой

для того, чтобы надежно западать между вертикально

расположенными звеньями якорной цепи под действием

своего веса. К носику «собачки» приварен обушок, за

который закладывается шнур для отдачи стопора.

Подобная конструкция выпускается в Англии для

цепей калибром до 15 мм.

49

50

Рис 40. Сварной стопор

Рис 41. Рычажный механизм

для подъема якоря

51

Приспособление для подъема якоря

Изображенный на рис. 41 рычажный механизм —

простейшее приспособление для подъема якоря за цепь.

К рычагу /, имеющему ось на колодке 2, шарнирно за-

креплена планка 5. Своим нижним раздвоенным концом

планка упирается в звено цепи 4. Рабочий ход — при

опускании рычага вниз. От обратного движения цепь

удерживается клиньями 3, приваренными к колодке.

Размеры рычага должны быть подобраны так, чтобы

обеспечивался пятикратный выигрыш в силе. Габарит

колодки для цепи калибром 6—8 мм — 250 X 50 х 57 мм.

52

Защита битенга

Деревянный битенг на катере или яхте, снабженной

якорной цепью, постепенно изнашивается. Обычно больше

всего «страдают» углы, поэтому их следует защитить ла-

тунными (или из нержавеющей стали) полосами, прикреп-

ляемыми на шурупах. Два способа установки таких на-

кладок-протекторов и показаны на рис. 42.

53

Крепление винта такелажной скобы

Чтобы винт 2 (рис. 43) такелажной скобы 1 («мочки»)

не терялся, его крепят к скобе с помощью шнура 3.

Карабин 4, который употребляют рыболовы для крючков,

позволяет свободно заворачивать винт, не закручивая

шнура.

50

Рис. 42. Защита битенга

Рис 43 Крепление винта
такелажной скобы

Трое для швартовки 04

В снаряжение лодки (о байдарках или больших кате-

рах и яхтах будет разговор особый) должны вхо-

дить два швартовных конца (фалиня) диаметром 15—20 мм.

Длина каждого конца составляет примерно полторы

длины судна. Для этой цели пригодны и растительные,

и синтетические тросы.

Капроновые и нейлоновые тросы долговечнее и в 2—

2,5 раза прочнее растительных, но больше растягиваются

под нагрузкой.

Протектор для пенькового швартова

Кусок резинового шланга предохранит швартовный

конец от перетирания о металлическую киповую планку

или рым (рис. 44). Чтобы шланг не соскользнул по тросу,

на швартове можно завязать узелки из тонкого шнура.

Рис. 44. Протектор пенькового швартова

55

51

Рис. 45. Марка

56

Как продлить срок службы троса

Чтобы растительные тросы служили несколько нави-

1

гаций, за ними нужно ухаживать. После работы не бро-

сайте мокрый трос под палубу, а высушив, соберите в бух-

точку и уложите в кладовую или форпик судна. Если трос

загрязнен илом, промойте его в пресной воде и просу-

шите. Не забывайте, что и капроновые концы нуждаются

в просушке. Тросы нужно оберегать от масла и бензина.

Обычно на оба конца любого троса, независимо от его

назначения, накладываются марки — обвязки (рис. 45).Как

их сделать, легко понять из рисунка. Не забудьте только,

что марку нужно накладывать на сухом тросе, иначе она

сползет, когда трос просохнет.

57 Тройник-амортизатор

Предохранить форштевень от повреждения при ударах

о причал поможет амортизатор из прочной парусины или

Рис. 46. Тройник-амортизатор

I «• концы амортизатора; 2 •= болт; I — коуши

52

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..