300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 11

 

  Главная      Учебники - Морское дело     300 советов по катерам, лодкам и моторам - 1973 год

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..

 

 

300 советов по катерам, лодкам и моторам - часть 11

 

 

Рис. 32 Цепной ящик

не рассчитана на большое усилие, поэтому во всех слу-

чаях, отдав якорный канат, необходимо закрепить его

за битенг или утку.

Хранение якорной цепи на судне

Чтобы якорная цепь вытравливалась без задержки,

ее необходимо правильно уложить. Для этого делается

простое приспособление. В носу под поликом или койкой

устанавливают цепной ящик 1 (рис. 32), а через палубу

пропускают трубу 2, закрепляемую к настилу палубы

на фланце 3. Цепной ящик делают съемным и по конфи-

гурации борта, чтобы он занимал меньше места.

Цепь при подъеме якоря спускается по трубе и равно-

мерно укладывается в ящике. Трубка сверху закрывается

крышкой или пробкой, установленной на звене цепи.

42

Когда якорь ползет

Случается (и нередко, если вес якоря или длина ка-

ната меньше, чем нужно), что якорь не держит судно и

его начинает сносить течением и ветром. Если не помогли

такие обычные меры, как отдача второго якоря или вы-

травливание цепи, опустите дополнительный балласт на

канат (цепь) якоря.

45

43

Рис. 33. Схема подвески балласта к якорной цепи

Балласт подвяжите к большой скобе (рис. 33), пред-

варительно надев ее на якорную цепь, и опустите на тон-

ком лине примерно на половину длины цепи. После этого

линь необходимо закрепить. Под балласт можно исполь-

зовать любые тяжелые предметы. Груз придаст нижнему

участку цепи более пологое направление, веретено якоря

прижмется к грунту, и якорь станет держать надежнее.

Якорный трос приобретет и необходимые амортизацион-

ные свойства, смягчающие рывки при качке судна. Можно

«помочь» якорю, подработав двигателем. \

44

Битенг-вентилятор

Предлагаемая конструкция битенга (рис. 34) позволяет

улучшить вентиляцию форпика, не делая лишнего отвер-

стия в палубе.

Битенг состоит из трубы 5 диаметром 80—90 мм и

высотой 180—200 мм, которая с помощью фланца на че-

тырех болтах прикреплена к настилу палубы. Под палубу

для жесткости подложена деревянная подушка 6 толщи-

ной 25—40 мм. Она должна быть надежно прикреплена

к бимсам. К поперечной планке 4 приварена гайка для

болта /, также прикрепленного с помощью сварки

к крышке 2. При завинчивании крышка плотно прижи-

мается к торцу трубы битенга, что гарантирует водоне-

проницаемость. Крышка имеет заплечик по всему пери-

46

Рис. 34. Битенг, совмещенный

с вентилятором

Рис. 35. Палубный клюз —

швартовный кнехт

метру и уплотнительную резиновую прокладку 3. На

стоянке или при хорошей погоде на ходу, отвинтив крышку

на несколько оборотов, можно проветривать форпик,

даже если на битенге закреплены швартовы или якорная

цепь.

Палубный клюз — швартовный кнехт

Еще одно рациональное использование детали (рис. 35).

Разумеется, подобный кнехт нужно надежно закрепить

к палубе, подложив снизу деревянную подушку и свя-

зав ее с бимсами. Тогда на ней можно крепить как саму

цепь, так и швартовный либо буксирный канат.

45

Палубный клюз для якорного каната

На небольшой лодке палубный клюз можно сделать

из деревянной колобашки, закрепив ее к палубе шуру-

пами (рис. 36). Сверху отверстие закрывается металли-

ческой пластинкой, которую можно сдвинуть для бы-

строй выборки каната на палубу.

Ci

Рис. 36. Клюз для каната

46

47

г,

47

49

Рис. 37. Клюз для цепи

Клюз для цепи

Клюз для якорной цепи делается металлическим.

Пробка клюза может одновременно являться и звеном

цепи (рис. 37, а). Недостаток этой простой конструкции

заключается в том, что на стоянке в корпус через клюз

все-таки попадает небольшое количество воды.

Клюз всегда будет закрыт от воды, если поставить

на него простую откидывающуюся крышку (рис. 37, б).

В бортике крышки и в трубе клюза необходимо сделать

вертикальный пропил шириной по калибру цепи, чтобы

этот пропил мог служить временным стопором. Тогда

цепь не будет самопроизвольно стравливаться с палубы

в ящик. Шарнир для крышки нужно расположить так,

чтобы бортик не мешал ей свободно открываться.

Роульс на форштевне

Чем ближе к носу расположены клюз, киповая планка

или якорная утка, тем устойчивее стоит лодка на якоре.

Несомненные удобства представляет роульс (шкив, ро-

лик) для якорного каната (или цепи), установленный на

самом форштевне (рис. 38). С его помощью удобно подни-

мать якорь, кроме того, трос не трется о клюз или кипо-

вую планку, а поэтому и служит дольше.

Чтобы при качке канат не соскочил с роульса, следует

предусмотреть закладной штырь.

Стопор якорь-цепи

Стопор якорной цепи — не последнее приспособление

на маленьком судне, где, как правило, нет лебедки для

подъема якоря (рис. 39). Если на форштевне имеется

роульс, стопором может служить «собачка» /, которая упи-

48

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12   ..