Системы АРС и поездная автоматика вагонов типа Еж-3 и 81-717. Пособие - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Системы АРС и поездная автоматика вагонов типа Еж-3 и 81-717. Учебное пособие для машинистов электропоездов

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Системы АРС и поездная автоматика вагонов типа Еж-3 и 81-717. Пособие - часть 15

 

 

Система АСОТП «Игла» 

(автоматическая система обнаружения и тушения пожара). 

 

АСОТП  «ИГЛА»  предназначена  для  обнаружения,  тушения  и  контроля  за  эффективностью  тушения 
пожаров на вагонах метрополитена. АСОТП « Игла®-М.5К-Т » работает совместно с системой контроля 
температуры букс (СКТБ) и выполняет следующие функции: 

 

автоматическое  обнаружение  пожароопасных  ситуаций  и  пожара на подвижном составе; 

 

контроль  и  оповещение о  месте  пожара  с  использованием  Центрального  Блока  Контроля  и  

Индикации  (ЦБКИ); 

 

автоматическое  тушение пожара  в  контролируемых  зонах с отключением ЦУ вагона даже при  

наличии  пожароопасной  ситуации; 

 

оповещение  о  применении  Исполнительных  Средств  Тушения  (ИСТ); 

 

выдачу    информации    на    ЦБКИ    о    снижении    температуры    в    контролируемых    зонах  после  

успешного  тушения  пожара; 

 

выдачу    информации    на    ЦБКИ    о    повторном    росте    температуры    в    случае    повторного  

загорания; 

 

хранения  в  Энергонезависимой  Памяти (ЭНП)  информации  обо  всех  изменениях  состояния  

системы  с  привязкой  к  реальному  времени  возникновения  события; 

 

возможность  просмотра  информации  без  применения  специализированного оборудования; 

 

самодиагностику  состояния  компонентов  Системы; 

 

Информация  обо  всех  событиях  в  системе  отображается  на  дисплее  блока  ЦБКИ,  установленного  в  
кабине машиниста  с  сопровождением  звуковой  и  световой  сигнализации  и  содержит  серийный  номер  
вагона,    наименование    отсека    возникновения    события,    его    содержание    и    изменения    в    режиме  
текущего    времени.  Система  тушит  пожары  твердых  горючих  материалов,  горючих  жидкостей  и 
электрооборудования,  находящегося  под  напряжением  до 5000  вольт. 

 

Компоненты    Систем    соединяются    между    собой    посредством    Линии    Связи    (ЛС)    и  линий  
ТермоМониторинга    (ТМ),    проходящих    по    всей    длине    вагона.  Информационный    обмен    между  
вагонами, оборудованными  АСОТП, осуществляется по  отдельно  выделенному  или  согласованному  с  
«потребителем»  вагонному  проводу  и  поступает  на  ЦБКИ  головных  вагонов. 
 

Компоненты и их назначение. 

Блок  ЦБКИ  (центральный  блок  контроля  информации)  обеспечивает  взаимодействие  между 
АСОТП  и  машинистом,  обеспечения    звуковой    и    визуальной    информации,

 

регистрации  

событий  в  реальном  времени и диагностики  неисправностей  Системы. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Рис. 36                                                                          Рис. 37 

 

На лицевой панели (рис. 36) расположены: светодиод красного цвета «Пожар», светодиод жёлтого 
цвета «Неисправность», 4 светодиода активного состояния кнопки управления, а также 4 кнопки 
управления  и  гнездо  разъёма  PS/2  для  подключения  наладочного  стенда.  На    задней      панели   
блока  ЦБКИ (рис. 37)  расположен разъём подключения  питания  блока  и  линий  ТМ   системы. 

 

 

Блок    ПЦБК  (промежуточный  центральный  блок  контроля)    предназначен  для  контроля  пожарной  
ситуации в защищаемых объёмах, отключения ЦУ вагона при пожаре, формирования данных о состоянии 
АСОТП и передачи их на ЦБКИ. 

                                Рис. 38                                                                                  Рис. 39 

54 

Блок  ЛБК  (локальный  блок  контроля)  контролирует  пожарную    ситуацию  в  отдельно  взятом  объёме  и 
формирует данные о состоянии ДПС и ИСТ в отдельно взятом объёме для ПЦБК. 

                                Рис. 40                                                                       Рис. 41 

 

На  лицевой  панели  блока  ЛБК (рис. 40)  расположен разъём для подключения питания и связи  с  ЛБК.   
На  задней  панели  блока  ЛБК  (рис. 41)  расположены: разъём для подключения кабеля связи ДПС и   
разъём для подключения кабеля пуска ИСТ системы. 
 
Датчик  Пожарной  Сигнализации  (ДПС)
Предназначен для определения изменения  температуры в защищаемом  
объёме  и  формирования  сигнала    ТермоЭлектроДвижущей    Силы  
(ТЭДС)  батареи термопар (рис. 42). 
                                                                 
                                                                                                                                     Рис. 42                       
Исполнительные средства тушения (ИСТ). 
В  пожароопасных  отсеках  вагона  устанавливаются  огнетушители  самосрабатывающие  порошковые 
«ОСП» (рис. 43) и модули порошкового пожаротушения «Буран» (рис. 44 и 45).   

 
                                  
 
 
 

                                 

Рис.43  ОСП-1.                                                        

 
 
 
 

 
                            Рис. 44 МПП Буран - 0,3.                                                         Рис.45  МПП Буран – 0,5. 

 

ОСП-1  представляет  из  себя  герметичный  стеклянный  сосуд  с  огнетушащим  порошком  и 
газообразователем жёлтого цвета в центре сосуда. При возгорании происходит нагрев газообразователя, он 
разлагается, увеличивая давление в сосуде, что приводит к его разрушению и распылению огнетушащего 
порошка. Зона тушения возгорания и разлёта осколков составляет 4 метра! 

 

Модуль порошкового пожаротушения «

Буран»

 состоит из цилиндрического корпуса, предназначенного 

для  хранения  огнетушащего  порошка,  газообразователя  и  электрического  активатора.  В  днище  корпуса 
модуля  выполнен  выпускной  насадок,  выходное  отверстие  которого  закрыто  алюминиевой 
профилированной  мембраной.  Для  формирования  огнетушащего  облака  порошка  к  выпускному  насадку 
модуля крепится специальный конус.  

 

Электрозапуск модуля может осуществляться как от системы сигнализации, так и кнопки ручного пуска. 
Импульс  тока  должен  быть  не  менее  100  mA,  длительностью  не  менее  0,1  с.  Напряжение  на  контактах 
модуля должно быть не менее 2В. 

 

Срабатывание  модуля  осуществляется  следующим  образом:  при  подаче  импульса  тока  на  активатор 
происходит  разложение  газообразователя  с  интенсивным  газовыделением,  что  приводит  к  нарастанию 
давления  внутри  корпуса  модуля,  разрушению  мембраны  и  выбросу  огнетушащего  порошка  в  зону 
горения. 

 

Линии связи и питания. 

Весь  информационный  обмен  между  блоками  разных  вагонов  осуществляется  по  двух-  или 
четырёхпроводной линии связи (ЛС), совмещенной с линией передачи сигнальных звонковых сообщений 
(7 поездной пр.) между кабинами машиниста. Питание электронных блоков осуществляется от АКБ вагона 
напряжением 75 В в диапазоне от 40 до 95 В. Индикация изменений пожарной обстановки производится на 
электронных блоках, расположенных в кабине машиниста. 

 

55 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Рис.46  Место установки ЦБКИ «Игла» и ММС в кабине. 

 

Принцип работы АСОТП. 

При    увеличении    температуры    в    защищаемом   отсеке    выше  72

0

  С  (  +  3

0

С)    и/или  скорости  её   роста  

более  5

С  в  секунду,  в  кабине  машиниста  срабатывает  световая  и  звуковая  сигнализация.  На  дисплее 

ЦБКИ  высвечивается  информация  о  месте  возникновения  возгорания,  номер  вагона  и  сокращённое 
наименование защищаемого отсека, в котором происходит рост температуры.   

 

После  определения  факта  возгорания или продления периода пожароопасной ситуации более 12 секунд 
система формирует  команду  на  разбор  цепей  управления  аварийного  вагона  с  целью  ликвидации  
возможных  очагов  пожара  в  виде  вольтовой  дуги. При этом размыкаются контакты «Игла» в цепи 1 и 
20 вагонных проводов, что приведёт к разбору схемы с ходового режима. Если срабатывание произошло в 
тормозном  режиме,  то  из-за  отклюсения  ЛК2,  тормозной  эффект  на  данном  вагоне  снизится,  а  после 
перевода КВ в «0» схема собираться не будет на «Ход» и «Тормоз». 

 

Через 3 секунды после отключения ЦУ вагона, происходит  запуск  ИСТ  в  автоматическом  режиме. Весь  
процесс  контроля  развития  пожара  и  его  ликвидации  сопровождается  выдачей  соответствующей  
информации на панели  ЦБКИ  в  реальном масштабе времени. 
 

Защищаемые отсеки вагона. 

 

Еж-3 РУ1 

Ем-508Т РУ1 

81-717+ 

81-714+ 

Отсек радиостанции 
Отсек АРС 
ЭКГ-18 (ПП) 
АКБ 
БУ-13 ТРП 

Отсек ручного тормоза 
Отсек автоматиков 
ЭКГ-18 (ПП) 
АКБ 
БУ-13 ТРП 
 

Кабина машиниста 
Аппаратные отсеки 
БУ-13 ТРП 
АКБ 
ПКГ-761 
БПСН 

БУ-13 ТРП 
АКБ 
ПКГ-761 
БПСН 
БП-18 

81-717.5м 

81-714.5м 

81-717.6 

81-717.6 

Кабина машиниста 
Аппаратные отсеки 
АКБ 
ПКГ-761 

БУ-13 ДРП 
АКБ 
ПКГ-761 

Аппаратные отсеки 
АКБ 
БСКА 

Аппаратные отсеки 
АКБ 
БСКА 

 
 

 
 
 
 
 
 

56 

Система СКТБ

 (система контроля температуры букс). 

Дополнительной функцией системы «Игла» является обнаружение и оповещение машиниста о перегреве 
букс вагонов подвижного состава.  

 

Компоненты и их назначение. 

 

ДТ (цифровой датчик контроля температуры букс, рис. 47).  
Предназначен  для  постоянного  контроля  за  изменением 
температуры отдельной буксы. Выходным сигналом цифрового 
ДТ  является  изменение    вида    его    кода    на    выходе.  ДТ 
формирует    извещение  о  нагреве  конкретной  буксы  при 
повышении  температуры  поверхности  крышки  буксы  на  34

0

С 

относительно остальных букс вагона. 
 
Датчик устанавливается на  крышке  корпуса каждой  буксы . 
Все  датчики  вагона  по  линиям  связи  подключаются  к  блокам 
ЛБК-ТЦ,  ведущим  контроль  за  температурой  букс  согласно 
компоновочным схемам  СКТБ  на  вагонах:                                       Рис. 47 Датчик температуры                      

                                                                                                                                  

 

по  сторонам  вагона:  «чётная» -  № 2, 4, 6, 8  и  «нечётная» -  № 1, 3, 5, 7. 

 

по  тележкам:  «головная» -  №1, 2, 3, 4  и  «концевая» -  №5, 6, 7, 8. 

57 

Блок  ЛБК  ТЦ  (локальный  блок  контроля  температуры 
цифровой, рис. 48). Предназначен для: 

 

автоматического    контроля      за    температурой    букс    в  

процессе эксплуатации вагона  

 

автоматического  обнаружения  нагрева  букс  колёсных  

пар   

 

формирования   данных  о состоянии  Датчика  контроля  

Температуры (ДТ) отдельно взятой  буксы  для  ПЦБК. 

                           

 

Блок  ЛБК-ТЦ  проводит  мониторинг  состояния  линий  связи  
до    датчиков    и  циклический    опрос    датчиков.    После  
завершения    каждого    цикла    опроса    производиться  сравнение  
полученных  значений  температурного  режима  работы  букс.                  Рис. 48  ЛБК ТЦ 

 

Блок  ЛБК-ТЦ формирует и передает на ПЦБК  извещение  о  нагреве  конкретной  буксы. Блок  ПЦБК, в  
свою  очередь,  формирует  и  передает  сообщение  о  повышении  температуры  на  ЦБКИ    в    кабине  
машиниста с указанием номера нагретой буксы и номера вагона. 

 

Информация от всех компонентов системы поступает на ЦБКИ головных вагонов по 7 поездному проводу. 
Вся  информация  о  работе  системы  накапливается  в  энергонезависимой  памяти  (ЭНП).  Срок  хранения 
информации  в  ЭНП  -  10  лет.  При  необходимости  система  может  быть  дооборудована  передающим 
устройством  и  подключена  к  сети  канала  дистанционной  передачи  информации  (КДПИ),  при  этом 
информация,  содержащаяся  в  в  энергонезависимой  памяти  ЭНП  в  виде  сжатого  электронного  пакета, 
передается  на  компьютер  расположенный  в  депо  и    при  каждом  заходе  состава  в  депо    или  при 
прохождении составом любых оборудованных КДПИ точек, расположенных на линии. 

 

Принцип работы СКТБ. 

Система включается в работу после появления напряжения на 10 поездном проводе, т.е., после включения 
ВБ первой аккумуляторной батареи. При этом происходит самотестирование системы, после чего сначала 
выводится  информация  от  пожарной  части  системы,  а  затем  приходит  информация  от  подсистемы 
«Буксы».  На  мониторе  появляется  информация  №  ВАГОНА  -  БУКСЫ  –  «OК»,  что  соответствует 
нормальному  режиму  температур  букс.  Сообщение  сопровождается  коротким  звуковым  сигналом 
высокого тона. 

 

При  индикации  в  дежурном  режиме  указывается  количество  вагонов,  находящихся  в  составе, 
оборудованных системой «ИГЛА-МТ». 

 

В случае следующих неисправностей: 

 

обрыв датчика температуры буксы ДТБ  

 

короткое замыкание ДТБ  

 

обрыв линии связи-ЛС с Локальным блоком контроля температуры буксы ЛБКТБ  

 

короткое замыкание линии связи с ЛБКТБ 

На  дисплее  ЦБКИ  загорается  светодиод  «ОТКАЗ»  и  высвечивается  номер  неисправной  буксы  и  номер 
вагона, в котором возникла нештатная ситуация. 

57 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..