Механические приборы безопасности подъемников - часть 2

  Главная      Учебники - Лифты     Строительные подъемники (Галиченко А.Н., Гехт А.Х.) изд. 2 - 1979 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Механические приборы безопасности подъемников - часть 2

 

 

Механические блокирующие и предохранительные защитные устройства. К механическим блокирующим устройствам относятся замки дверей в кабинах и шахтах грузопассажирских подъемников, устройства для блокировки двигателя механизма подъема грузового подтемника при подаче груза в проем здания, шпиндельные конечные выключатели. К предохранительным защитным устройствам . относятся упоры, буфера, противоугонные тупики, устройства для аварийного перемещения кабин, ограничители грузоподъемности.

Установка замков на дверях кабин и шахты обязательна по «Правилам устройства и безопасной эксплуатации -лифтов».

Шпингалетные замки, открываемые вручную, устанавливают на дверях кабин и шахты нижнего ограждения грузопассажирских подъемников. Такой замок имеет два подвижных вертикальных стержня (шпингалета), которые при запирании замка раздвигаются от середины двери вверх и вниз соответственно и входят в гнезда в обвязке дверной коробки.

Автоматическими ригельными замками оборудуют двери нижнего ограждения. Ригельный замок представляет собой подпружиненную задвижку. На кабине в этом случае устанавливают отводку (линейку), которая при опускании кабины нажимает на ролик рычага, воздействующего на задвижку, и отодвигает ее. Отводку делают такой длины, чтобы замок открывался только тогда, когда кабина остановлена на требуемом уровне или на расстоянии от него, не большем 150 мм. Если кабина находится на большем расстоянии, то замок закрыт.

Ригельными или шпингалетными замками, запираемыми ключами, оборудуют не только двери ограждений пути движения кабины в нижней части мачты, но и двери,
 

устанавливаемые на этажах (если кабина не имеет трапа для безопасного выхода людей).

Электрические контакты, устанавливаемые на ригеле, позволяют контролировать, заперты ли двери. При шпингалетных замках каждая половина дверей имеет свои контакты со штырями, воздействующими на дверь или шпингалет. При открытой двери, незапертом ригельном замке или открытом шпингалете разрывается цепь управления двигателя механизма подъема и подъемник не может быть пущен в ход.
Устройства для аварийного перемещения поднятой кабины установлены в грузопассажирских подъемниках на случай выключения тока, неисправности электрооборудования, выполнения ремонта.

На подъемнике ПГС-800 таким устройством служит съемная рукоятка З.(см. рис. 24). Ее надевают на быстроходный вал лебедки, на котором смонтирован грузоупорный тормоз. Для перемещения кабины вращают рукоятку и одновременно растормаживают вручную тормоза 4 и 7. На подъемниках МГП-1000 МГПР-1000 на быстроходный вал механизма подъема устанавливают безопасную рукоятку, в которой, грузоупорный тормоз смонтирован на валу 1 (рис. 42).

Крутящий момент от массы груза и кабины, действующий на валу 1 рукоятки, вызывает в винтовой резьбе осевое усилие, заставляющее рукоятку 5, храповое колесо 3 и вал 1 с посаженной на шпонке втулкой 2 вращаться вместе, так как рукоятка, навертываясь на резьбовую втулку 2 вала затягивает тормозные диски 4. Во время подъема кабины сблокированные трением части вращаются по часовой стрелке, причем зубья храпового колеса 3 скользят под собачкой 5, которая все время находится с ними в зацеплении. Если усилие на рукоятку прекращается, то храповое колесо под действием момента от массы кабины делает небольшое движение в противоположном направлении и останавливается, как только его ближайший зуб упрется в собачку. Дальнейшее опускание кабины прекращается.

 

 

 

 

Рис. 42. Безопасная рукоятка и грузоупорный тормоз:
1 — вал, 2 — резьбовая втулка, 3 — храповое колесо,
4 — тормозные диски, 5 — рукоятка, 6 — собачка

 

 

 



Чтобы опустить кабину, рукоятку вращают против часовой стрелки, т. е. в сторону опускания. В это время она поворачивается на резьбе вправо на определенный регулируемый зазор, и работа трения прекращается. Кабина опускается. Как только скорость вращения вала начнет превышать скорость вращения рукоятки, последняя опять навинчивается и прижимается к неподвижному колесу; происходит торможение, и вращение вала 1 замедляется. Он находится в этом состоянии до тех пор, пока скорость вращения рукоятки и вала не уравняется.

На подъемнике ПР1-172 вместо безопасной рукоятки применяют аварийный механизм перемещения кабины (см. рис. 27, в).

Для привода штурвала открывают люк, расположенный на боковой стенке кабины. Затем при помощи рычажной системы включается кулачковая муфта 28, вводится в зацепление с храповиком собачка грузоупорного тормоза 29 и при дальнейшем движении рычага растормаживается тормоз 1 механизма подъема. При этом привод механизма подъема автоматически отключается. Вращая штурвал 26 в ту или иную сторону, машинист через цепную передачу 27 передает крутящий момент на быстроходный вал редуктора 3 и далее через раздаточную коробку 24 на две ведущие звездочки 4, 4'. При выключении аварийного механизма при помощи той же рычажной системы вначале затормаживается тормоз 1 механизма подъема, затем выводится из зацепления собачка храповика грузоупорного тормоза 29 и выключается кулачковая муфта 28. Наличие штурвала и рычагов в зоне, доступной машинисту, позволяет ему самостоятельно, без посторонней помощи перемещать кабину. При этом машинисту не приходится выходить на крышу через люк.

Устройства, блокирующие вертикальное перемещение грузонесущих органов при разгрузке их на этажах, устанавливают на некоторых грузовых мачтовых подъемниках.

В соответствии с ГОСТ 21208—75 требуется, чтобы в грузовых мачтовых подъемниках не совмещались горизонтальное и вертикальное перемещение грузонесущего органа. При горизонтальном перемещении, грузонесущего органа подъемников, не опускающих груз на перекрытие здания, механизм подъема должен отключаться одновременно с началом движения грузонесущего органа и при нахождении его в выдвинутом положении (для подъемников с ручным приводом грузонесущего органа при перемещении последнего не более чем на 100 мм от исходного положения или повороте его не более чем на 10°). Такие устройства

выполняют с блокирующим рычагом или с блокирующей поворотной вилкой.

На модернизированных подъемниках С-447 и С-953 установлено устройство для блокировки с рычагом (рис. 43). Послё подхода грузовой платформы 4 к оконному проему здания 1 открываются створки 2 и 9 дверей ограждения, а трап 3 откидывается на подоконник. На створке 9 есть кулачок, который давит на плечо поворотного рычага 8, когда открывается створка. Конец рычага 8, в свою очередь, давит, на канат 7, протянутый вдоль всей мачты. Канат запасован между двумя роликами 11, закрепленными в скобе 6. Под действием рычага 8 канат отклоняется от вертикали (положение . каната показано штрихпунктирной линией) и отключает за счет натяжения расположенный в основании подъемника конечный выключатель, который установлен в цепи управления двигателя механизма подъема. Падение платформы

при обрыве грузового каната или неисправности лебедки предотвращается фиксатором 10, который в случае аварии, упирается в подоконник, и платформа стопорится на мачте 5.

 

 

 

Рис. 43. Устройство с рычагом для блокировки перемещения грузонесущего органа подъемника С-953:
1 — здание, 2, 9—створки дверей ограждения, 3— откидной трап, 4— грузовая платформа, 5 — мачта, 6 — скоба, 7 — канат, 8 — рычаг,
10 — фиксатор, 11 — ролики

 

 

На подъемниках ТП-9 и ТП-12 при вдвигании в оконный проем выдвижной площадки используется тот же принцип блокировки, но вместо поворотного рычага служит вилка, вращающаяся вокруг своей оси. Между двумя па'льцами вилки проходит канат, протянутый с верху мачты до низа и связанный с конечным выключателем. При выдвижении площадки вилка поворачивается, канат натягивается и двигатель механизма подъема отключается.

Канат, применяемый в блокировочных устройствах, используют также и для ограничения высоты подъема грузонесущего органа на подъемниках С-953 (с платформой), ТП-9 и ТП-12. Для этой цели на канате на определенной высоте устанавливают зажим, на который воздействует грузонесущий орган, поднятый в крайнее верхнее положение. Канат натягивается и приводит в действие конечный выключатель.

Фиксаторы препятствуют произвольному смещению выдвижной площадки.

Конечные выключатели рычажного типа обеспечивают остановку грузонесущего органа на заданной высоте, в крайних верхнем и нижнем положениях. Выключатели срабатывают при взаимодействии с установленными в требуемом месте отводками (выключающими линейками). На подъемнике ПГС-800, кроме того, есть шпиндельный ограничитель перемещения 8 (см. рис. 24). Вращению гайки при работающем шпинделе препятствует выступ на ее корпусе, движущийся в пазе направляющего устройства. Гайка в крайних заданных положениях на шпинделе воздействует на конечный выключатель. Для подъемников с канатоведущими шкивами применение шпиндельных выключателей недопустимо, так как вследствие скольжения канатов по канатоведущему шкиву нарушается синхронность движения вала лебедки и кабины.

Ограничители грузоподъемности, установленные на некоторых мачтовых и шахтных подъемниках (ЖК-40, БП-0,5), состоят из. трех последовательно установленных блоков. Оси блоков смещены таким образом, что запасованный между ними грузовой канат отклоняется на среднем блоке от первоначального прямого направления. Оси двух крайних блоков закреплены неподвижно, а ось среднего блока подпружинена и может упруго смещаться в зависимости от натяжения каната, вызываемого действием нагрузки от. поднимаемого груза и грузонесущего органа.

При достижении предельной нагрузки блок смещается на некоторую величину. При этом срабатывает конечный выключатель, отключающий двигатель механизма подъема.

На самоходном подъемнике ПГП-27-500 в верхней секции мачты устанавливается ограничитель грузоподъемности рычажного типа. Он также состоит из трех блоков, из которых два крайних

неподвижны, а средний установлен на качающемся кронштейне с рычагом. На этом рычаге в положении, соответствующем данной грузоподъемности, устанавливаются контргрузы. С кронштейном связан конечный выключатель, срабатывающий при определенных углах поворота кронштейна. Момент от силы натяжения каната должен уравновешиваться моментом от контргрузов на рычаге; при превышении грузоподъемности это равенство нарушается и кронштейн поворачивается.

Жесткие упоры с амортизирующей подушкой (дерево, резина), установленные на подъемниках С-953, предназначены для того, чтобы предотвращать удары грузонесущего органа о землю в крайнем нижнем положении.

Пружинные буфера в грузопассажирских и грузовых подъемниках играют ту же роль.

Противоугонные захваты устанавливают по обеим сторонам ходовой тележки самоходного подъемника ПГП-27-500. Эти захваты представляют собой пару губок, свободно висящих на поперечной оси. Они работают как тиски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..