Комбайн П110-01. Устройство и работа комбайна и составных частей

  Главная      Учебники - Горное дело     Комбайн проходческий П110-01. ТУ У12.00174065.134-2000 Руководство по эксплуатации - часть 1

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..



1.4

Комбайн П110-01. Устройство и работа комбайна и составных частей

Комбайн (см. рисунок 1 2П110.00.00.000НРЭ1) представляет собой самоходную гусеничную машину со стреловидным исполнительным органом.

С помощью комбайна производится отбойка, погрузка и транспортировка горной массы на транспортные шахтные средства.

Конструкция комбайна, благодаря наличию подъемно-поворотной секции конвейера, позволяет осуществлять погрузку отбитой горной массы в любые транспортные средства шахты, которые применяются для данных работ.

Комбайном производится обработка всей площади забоя во всем диапазоне сечений проводимых выработок с одной установки.

Ходовая часть комбайна, состоящая из двух тележек с индивидуальным гидроприводом, позволяет производить движение вперед-назад и вправо-влево.

Конструкция из соединенных рам 3, 4 и 5 является базой комбайна, на которой крепятся исполнительный орган 11, питатель 12, конвейер 13, ходовая

 

 

часть 14, гидроопоры, гидросистема 16, электрооборудование 17, система орошения 18, установка насосная 19.

Устойчивость комбайна при обработке забоя обеспечивается опорным питателем 12 и гидроопорами.

Для различных условий работы комбайна исполнительного органа. 11 имеет две скорости вращения (30 и 60 об/мин), а питатель 12 - сменные части (уширители и подлапники), позволяющие проходить выработки различной ширины.

Гидравлические и электрические средства управления комбайном позволяют с носимого (радио-), переносного (по двухпроводному каналу связи) и местного пультов управления управлять всеми приводами, механизмами и исполнительным органом.

Обработку забоя необходимо выполнять в следующей последовательности. Опустить питатель на зачищенную почву. Поднять опоры. Включить привода исполнительного органа, конвейера, питателя, гусеничного хода и подъехать к груди забоя. Выключить привода гусеничного хода, опустить опоры и с помощью гидроцилиндров выдвижения исполнительного органа произвести забуривание вращающихся резцовых коронок исполнительного органа в массив на допустимую глубину, после чего вернуть гидроцилиндры выдвижения исполнительного органа в исходное (с втянутыми штоками) положение. Поднять опоры, включить привода хода и подъехать к забою на величину произведенного забуривания (вращение исполнительного органа не выключать!). Выключить привода хода, выжаться на опорах и питателе, тем самым разгрузив гусеничные тележки хода, на сколько позволит почва выработки. Обработку забоя производить по выбранной схеме, зависящей от горно-геологических условий. Перед обработкой забоя по почве привод питателя отключить!

Рекомендуемая схема обработки забоя - вертикальные и горизонтальные резы сверху вниз (от кровли к почве). При этом снижается обрушение негабаритных кусков породы и уменьшается запыленность воздуха.

Обработку забоя производить при втянутых гидроцилиндрах выдвижения исполнительного органа. Это снижает вибрацию комбайна и увеличивает усилие на коронках исполнительного органа. При больших сечениях выработки оконтуривание забоя производить при выдвинутых гидроцилиндрах выдвижения исполнительного органа.

После обработки забоя, погрузки горной массы, установки крепи и других операций цикл повторяется.

1.4.1 Исполнительный орган (см. рисунок 6 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначен для разрушения в забое угля и породы, оформления выработки по заданному сечению, выполнения приямков под ножки крепи и подъема арочной части крепи к кровле выработки (частичной механизации установки крепи).

Исполнительный орган выполнен в виде телескопической стрелы и состоит из продольно перемещающейся части (редуктор, коронки, двигатели) и рамы 5, которая своими проушинами (диаметром 120 мм) соединена с поворотной рамой комбайна.

Продольно перемещающаяся часть исполнительного органа состоит из двух электродвигателей 41 мощностью по 110 кВт, редуктора 6 и двух коронок 7, 8 с наконечниками 3.

Продольное перемещение (телескопическое выдвижение) коронок исполнительного органа на 555 мм осуществляется двумя гидроцилиндрами 9.

Продольно перемещающаяся часть установлена в раме 5 с помощью специальных гидрозажимов с ползунами, скользящими в направляющих редуктора 6.

В вертикальной и горизонтальной плоскостях исполнительного органа, перемещается с помощью гидроцилиндров подъема и поворота.

Разрушение забоя производится коронками 7, 8, оснащенными резцами, установленными в гнездах резцедержателей и закрепленных стопорными кольцами 13. Коронки имеют форму усеченной сферы с максимальным диаметром по резцам 950 мм.

Для предотвращения попадания штыба в зазор между втулками 18 и вертлюгами 1 на валы коронок установлены торцевые уплотнения 24 и наружные штоковые уплотнения 46.


В зависимости от крепости разрушаемой горной массы коронкам можно придавать две различные скорости вращения (30 и 60 об/мин). Это достигается с помощью ручного перемещения блока шестерен в редукторе 6.

При работе на малой скорости (режим «1 ДВИГАТЕЛЬ») включается только левый двигатель.

При работе на большой скорости (режим «2 ДВИГАТЕЛЯ») включаются оба двигателя.

Примечание - Работа от одного двигателя на большой скорости и работа от двух двигателей на малой скорости не предусмотрена.

Резцовые коронки крепятся на выходных валах редуктора 6 с помощью стяжных винтов 16, 17 со скругленной резьбой. Стяжные винты 16, 17

фиксируются от вывинчивания наконечниками 3, которые зафиксированы проволочными чеками 15 диаметром 6 мм.

ВНИМАНИЕ! ДЛЯ НАДЕЖНОЙ ФИКСАЦИИ НАКОНЕЧНИКОВ СВОБОД НЫЕ КОНЦЫ ПРОВОЛОЧНЫХ ЧЕК ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАГНУТЫ ПОД УГЛОМ 90°.

Крутящий момент от редуктора 6 на коронки 7, 8 передается посредством шлицевых соединений.

Вращение коронок осуществляется против часовой стрелки, если смотреть на исполнительный орган с левой стороны комбайна. Подвод воды для орошения к коронкам осуществлен следующим образом. От системы орошения трубопровод подведен к штуцеру, приваренному на редукторе 6, от которого через систему сверлений вода поступает через неподвижные вертлюги 1 и уплотнительные втулки 18 во внутренние полости коронок 7, 8 и через отверстия в наружных оболочках коронок в резцедержатели, направляющие воду в след резца или под резец - в зависимости от места установки форсунки в резцедержателе - в верхнее или нижнее отверстие.

 

 

Рама исполнительного органа (см. рисунок 7 2П110.00.00.000НРЭ1)

представляет собой сварную металлоконструкцию 5, состоящую из двух балок коробчатого сечения, соединенных между собой поперечными связями. В расточках рамы 12 установлены штоки 16, 20 с ползунами 21, 22, образующими гидрозажимы, предназначенные для фиксации редуктора исполнительного органа при обработке забоя. Через внутренние полости рамы 5 проложены рукав 11 для подвода воды к трубопроводам орошения 3, 4 и рукава 9 и 10 для подвода масла в поршневые полости гидрозажимов. По обеим сторонам рамы 5 с помощью болтовых соединений размещены кронштейны 1 и 2, предназначенные для крепления штоков гидроцилиндров подъема исполнительного органа.

Редуктор исполнительного органа (см. рисунок 8 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначен для передачи крутящего момента от электродвигателей к коронкам и состоит из сварно-литого корпуса 14, в расточках которого установлены подшипниковые узлы, валы и зубчатые передачи. Выходные валы электродвигателей через зубчатые полумуфты 87, 88 и обоймы 86 передают вращение валу 4, колесам 45 и далее - блок-шестерне 3, конической шестерне 21 и колесу 22. Для передачи крутящего момента только от одного двигателя (гг=30 об/мин) необходимо снять разрезное кольцо 23, переместить влево блок шестерен 3 и опять закрепить на нем разрезное кольцо 23. С вал-шестерни 20 момент передается колесу 32, шестерне 39, паразитным колесам 1, 2 и вал-шестерне 51, которая через шлицевое соединение передает момент коронкам исполнительного органа.

Корпус редуктора внутренней стенкой разделен на две ванны, имеющие отдельные сливные и заливные горловины с пробками 19. На боковых поверхностях корпуса 14 крепятся направляющие 116, 117 и 125, 126, по которым редуктор перемещается в раме исполнительного органа.

Коронки (см. рисунок 9 2П110.00.00.000НРЭ1) представляют собой сварную конструкцию сферической формы, состоящую из корпуса 6 и резцедержателей 1, 2, 3, 4, 7, приваренных на наружной оболочке корпуса. Каждая коронка (левая и правая) имеет по 45 резцедержателей и оснащается резцами РШ 32-85/16, RG501D-16S, РТ-3212 или РКС-2. В резцедержателях выполнены сверления для подвода воды от системы орошения в зону работы резцов.

Пробка 5 обеспечивает доступ к внутренней полости коронки, для ее промывки водой, в случае засорения каналов подвода воды в резцедержателях. Пробка установлена с применением резьбового фиксатора Loctile 270.

Конструкция исполнительного органа позволяет проходить выработки значительно отличающиеся по размерам и форме, а сравнительно небольшой диаметр коронок допускает селективную выемку полезного ископаемого и породы.

Диапазон сечений, проходимых с одной установки выработок от 9 м~ до 30 м2,обеспечивается конструкцией исполнительного органа и в целом комбайна без маневров и монтажных работ, кроме наращивания питателя сменными уширителями и подлапниками. При этом может быть получена форма сечения с плоской почвой.

Кинематическая схема исполнительного органа показана на кинематической схеме комбайна (см. рисунок 2 2П110.00.00.000НРЭ1).
 

 

 

1.4.2 Питатель (см. рисунок 10 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначен для погрузки отбитой горной массы на скребковый конвейер комбайна и представляет собой наклонный стол с двумя загребающими лапами с синхронизированными индивидуальными гидроприводами.

Питатель шарнирно крепится к раме 1 и имеет возможность подъема (450 мм) и опускания (250 мм) относительно уровня почвы с помощью двух гидроцилиндров. При опускании на почву питатель становится дополнительной опорой, повышающей устойчивость комбайна при разрушении забоя.

Питатель состоит из привода питателя 1 и опорной рамы 2, соединенных между собой осями 4. Опорная рама является носком питателя.

При необходимости питатель дополняется уширителями и подлапниками, которые позволяют увеличить ширину погрузочной части с 2400 мм до 4000 мм.

Так как питатель снабжен гидромеханическим приводом, то предохранительных элементов в нем не предусмотрено.

Привод питателя (см. рисунок 11 2П110.00.00.000НРЭ1) состоит из сварного корпуса 1, обводной головки 6 для скребковой цепи, лап 12, 13, коромысел 3, 4, приводных кривошипов 7, гидромоторов 161 и цилиндрических зубчатых передач. Вращение от гидромоторов 161 передается через шестерню 53 колесам 65, 66, 67 и с помощью шлицевого соединения - кривошипам 7, на которых установлены загребающие лапы 12, 13. Подшипниковые узлы лап 13, 14, коромысел 3, 4, кривошипов 7 уплотнены торцевыми уплотнениями. В корпусе 1 выполнены расточки для крепления питателя к раме 2П110.00.01.000М и крепления гидроцилиндров подъема питателя.

Сливные отверстия привода закрыты пробками 77 (находятся снизу под осями вращения кривошипов). Заливная горловина закрыта пробкой 21, находящейся под крышкой 88 (вдоль оси штока левого гидроцилиндра), контрольное отверстие закрыто пробкой 77 (на задней стенке питателя с левой стороны).

К питателю (шириной 2400 мм) может стыковаться для увеличения фронта погрузки комплект уширителей 4000 мм.

Установка комплекта уширителей 4000 (см. рисунок 24 2П110.00.00.000НРЭ1) состоит из двух уширителей 1, 2 и двух подлапников 3, 4.

Уширители 1 и 2 крепятся к питателю с помощью осей 16 и 17 и клиньев 21. Для предотвращения пересыпаний породы со стола питателя предусмотрены борта 8, 10, 12. Клинья и отверстия под них в корпусе питателя примаркированы ударным способом двузначными цифрами.

Подлапники 3 и 4 крепятся к лапе питателя с помощью болтов 29. Для предотвращения пересыпания породы со стола питателя предусмотрены резиновые борта.

Головка обводная (см. рисунок 12 2П110.00.00.000НРЭ1) является местом смены направления движения скребковой цепи конвейера и устанавливается в специальных карманах питателя. Она состоит из двух корпусов 4, в расточках которых на подшипниках 14 установлен вал 10. С внешней стороны корпуса закрыты крышками 5, 6, а с внутренней - торцевыми уплотняющими кольцами 1,2.

1.4.3 Конвейер (см. рисунок 13 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначен для

транспортирования отбитой горной массы от питателя и погрузки ее на перегружатель или в шахтные транспортные средства.

Он состоит из трех основных сварных желобчатых секций: приемной 4, линейной 5, приводной 6 и сменной подъемно-поворотной секции 25.

Приемная секция 4 крепится неподвижно на раме 2П110.00.01.000М, линейная секция 5 левым концом крепится шарнирно на раме 2П110.00.01.000М, а к правому ее концу стыкуется или приводная 6 или подъемно-поворотная секция 25, которые с помощью двух гидроцилиндров соединяются с рамой-баком 2П110.00.02.000Е. Между собой секции соединяются жестко с помощью шпилек 15 и гаек 18.

Подъемно-поворотная секция 25 вместе с приводной секцией может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол 35° от продольной оси конвейера с помощью гидроцилиндра.

Высота подъема приводной секции скребкового конвейера может регулироваться в диапазоне 700 - 2000 мм относительно почвы.

В качестве привода конвейера применены два электродвигателя мощностью 15 кВт каждый, установленные по обеим сторонам приводной секции и работающие на один вал.

Привод конвейера установлен в направляющих приводной секции и с помощью винтов может перемещаться в осевом направлении и регулировать натяжение скребковой цепи. Амортизаторами натяжного устройства служат пружины.

Для удобства заведения скребковой цепи имеются два окна, закрываемых крышками 7.

Привод конвейера (см. рисунок 14 2П110.00.00.000НРЭ1) состоит из двух редукторов 1, 2, двух двигателей, вала 9 со звездочкой 8 и каретки 3, которая является связующим узлом двух редукторов.

Крепление звездочки 8 на валу 9 осуществляется с помощью разрезного кольца 10, кольца 11 и стопорного кольца 27.

Редукторы (см. рисунок 15 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначены для

передачи крутящего момента от двигателя звездочке. Он состоит из корпуса 90, проставки 9 и системы зубчатых передач. Вращение от вала электродвигателя через полумуфту 8 и обойму 34 передается валу 5 с конической вал-шестерней. От нее через коническое колесо - валу 6 и далее колесам 28, 27, 19. Уплотнение выходного вала 3 осуществляется с помощью торцевых уплотнений. В редукторе предусмотрены окна для заливки и установки сапуна 2 и фильтра 1.

Цепь скребковая (см. рисунок 25 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначена для транспортировки горной массы по желобу конвейера. Она состоит из 45 секций скребковой цепи. Между собой секции собираются с помощью пальцев 4 и штифтов 3. Каждая секция состоит из правого и левого скребков, проушин, вилок и звеньев.

В случае комплектования покупной цепью обозначение деталей цепи приведено в сопроводительной эксплуатационной документации на цепь.

 

 

При работе комбайна с боковой разгрузкой горной массы для исключения соскальзывания скребковой цепи с приводной звездочки необходимо после поворота конвейера на требуемый угол произвести регулировку натяжения скребковой цепи.

Провисание скребковой цепи относительно верхней кромки трубы рамы в районе приводной звездочки должно быть в пределах 90.2о мм. Проверку проводить в крайнем верхнем, крайнем левом и крайнем правом положениях конвейера.

1.4.4 Ходовая часть (см. рисунок 16 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначена для обеспечения перемещения комбайна по выработке. Она состоит из правой 4 и левой 3 натяжных тележек, правого 6 и левого 5 редукторов, цапф 1 и 2 для крепления к раме 2П110.00.01.000М, гусеничной цепи 7 и рукавов 14-17, подводящих рабочую жидкость к гидромоторам и тормозам.

Тележка натяжная (см. рисунок 18 2П110.00.00.000НРЭ1) представляет собой сварной коробчатый корпус с направляющими для редуктора, в расточках которого на оси 17 и подшипниках 28 установлены ленивцы 1, на цапфы напрессованы втулки, на которые установлены катки. Скольжение катков происходит по наружной поверхности втулок.

Смазка подшипниковых узлов ленивцев выполняется через масленку. Смазка катков Mobil grease ХНР222 закладная (при заводской сборке).

Подшипниковые узлы защищены от воздействия внешней среды лабиринтными уплотнениями в ленивцах 1 и фланцах 6, а также роторными уплотнениями с «пыльником» 27. Для обеспечения натяжения траковой цепи служит винт 10, который вставляется в редуктор, и гайка 11. Для смазки подшипниковых узлов ленивцев предусмотрена масленки 29.

Редуктор (см. рисунок 19 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначен для передачи крутящего момента от гидромоторов 84 звездочкам 1, 2, приводящим в движение траковую цепь. Он состоит из сварного корпуса 90 и цилиндрическо-планетарной передачи. Вращение от вала гидромотора 84 через паразитную шестерню 43 с одной стороны передается колесу 7 и валу-шестерне 8, который кулачками соединен с тормозом 89, а с другой стороны - паразитному колесу 6 и центральному колесу 11, которое приводит во вращение плавающие шестерни 5 и водила 3, на которых: установлены сателлиты относительно зубчатых венцов 22.

Для растормаживания хода масло под давлением подается в полость тормоза 89, при этом поршень с кулачками перемещается на ход 12 мм и выходит из зацепления с вал-шестерней 8.

Для крепления к раме 2П110.00.01.000Б в корпус 90 вставлена цапфа 23.

ВНИМАНИЕ! В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗБОРКИ И РЕВИЗИИ ПЛАНЕТАРНОЙ ЧАСТИ РЕДУКТОРА ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЕГО СБОРКИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОВПАДЕНИЯ ОСЕЙ ВПАДИН ЗУБЬЕВ ЗВЕЗДОЧЕК 1,2 В ПРЕДЕЛАХ 1 ММ НЕОБХОДИМО:

- редуктор положить на бок демонтируемой стороной вверх. Работы проводить при зафиксированном от проворота центральном колесе 11 (при установленном тормозе на гидромоторе);

 

- не допуская поворота демонтируемых деталей относительно друг друга, в процессе разборки необходимо примаркировать кернением взаимное расположение сопрягаемых деталей:

а) звездочки 1 (2) и торцевой части шлицевого конца водила 3 (выполнять в случае отсутствия маркировки, которая на этих деталях, как правило, выполняется при заводской сборке);

б) крышки 4 и корпуса 90;

в) зубчатого венца 22 и корпуса 90;

г) водила 3 и зубчатого венца 22;

д) каждой сателлитной шестерни водила относительно торца водила, при этом маркировка на торцах сателлитных шестерен должна располагаться на прямых линиях, проведенных через ось вращения водила и выточки R6 мм на торце водила под проволочные шплинты (у отверстий под оси сателлитов);

е) солнечной шестерни 5 и колеса 11;

ж) колеса 11 и втулки 25;

При сборке редуктора без маркировки деталей, в произвольном порядке^ возможное смещение впадин зубьев звездочек приведет к преждевременному износу цапф гусеничных цепей, повышенному износу и разрушению элементов передач;

В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ДЕМОНТАЖ ПЛАНЕТАРНОЙ ЧАСТИ РЕДУКТОРА ПРОИЗВОДИЛСЯ БЕЗ МАРКИРОВКИ ДЕТАЛЕЙ, НЕОБХОДИМО:

а) установить центральное колесо 11 с подшипниками, втулки 25, седла 35, солнечные шестерни 5;

б) до установки водила в редуктор установить сателлитные шестерни водила так, чтобы отверстия диаметром 3 мм на торцах сателлитных шестерен (заводская маркировка) располагались на прямых линиях, проведенных через ось вращения водила и выточки R6 мм на торце водила (под проволочные шплинты) у отверстий под оси сателлитов, на сателлитные шестерни установить зубчатый венец 22;

в) водило с установленным зубчатым венцом установить в редуктор на солнечную шестерню 5;

г) крышку 4 не устанавливать;

д) демонтировать шплинты 26;

е) установить звездочку на водило и, вращая ее со стороны снятой крышки, совместить оси впадин ее зубьев с осями впадин другой звездочки с погрешностью не более 1 мм. При вращении звездочки со стороны снятой крышки звездочка, водило 3, сателлитные шестерни и зубчатый венец 22 будут поворачиваться относительно неподвижной шестерни 5 (при заторможенном колесе 11);

ж) примаркировать звездочку и шлицевый конец водила, снять звездочку;

з) установить крышку 4, не поворачивая зубчатый венец 22. При несовпадении крепежных отверстий крышки и корпуса приподнять крышку (вывести из зацепления с венцом), развернуть вокруг оси, установить в корпус при неподвижном зубчатом венце 22 так, чтобы крепежные отверстия крышки сместились на цельный металл корпуса;
 

 

и) используя крышку в качестве шаблона, выполнить в торце резьбовые отверстия под болты и отверстия под штифты, закрепить крышку болтами и штифтами;

к) установить звездочку на водило по ранее выполненной маркировке.

Цепь гусеничная (см. рисунок 17 2П110.00.00.000НРЭ1) взаимодействуя с почвой выработки обеспечивает передвижение комбайна.

В случае комплектования комбайна покупной цепью обозначение деталей цепи приведено в сопроводительной эксплуатационной документации на цепь.

При поднятом на питателе и гидроопорах комбайне стрела прогиба нормально натянутой гусеничной цепи должна быть в пределах (100±25) мм. При необходимости производить натяжение цепи винтовым устройством.

1.4.5 Рама (см. рисунок 3 2П110.00.00.000НРЭ1) выполняет функцию несущей опорной конструкции комбайна. Она выполнена в виде сварной коробчатой конструкции и имеет в средней части разнесенные по высоте расточки для шарнирного, с помощью подшипниковых узлов, крепления поворотной рамы, в задней части - проушины для соединения с рамой-баком и в передней части -проушины для подсоединения питателя и гидроцилиндров подъема питателя. В нижней части рамы в боковых листах вварены втулки с расточками для крепления ходовых: тележек, и на вертикальных стойках имеются кронштейны для крепления приемной и линейной секций скребкового конвейера.

Таким образом к раме 1 крепятся: рама-бак, поворотная рама, ходовая часть, две секции скребкового конвейера и гидроцилиндры подъема питателя.

1.4.6 Рама-бак (см. рисунок 4 2П110.00.00.000НРЭ1) является

продолжением корпуса комбайна и служит в качестве емкости для масла гидросистемы. Она стыкуется с рамой 1, для чего предназначен шип и две расточки по бокам. В задней части рама-бак имеет две расточки для установки в них гидроопор комбайна. На боковых стенках выполнены резьбовые отверстия для крепления кронштейна под станцию управления и установку насосную. Кроме того, в раме-баке имеются сливное и всасывающее отверстия и отверстия для крепления гидроцилиндров подъема конвейера, гидроцилиндров поворота исполнительного органа и тяги перегружателя.

1.4.7 Рама поворотная (см. рисунок 5 2П110.00.00.000НРЭ1) предназначена для установки в нее исполнительного органа. Она на подшипниковых узлах крепится в раме 2П110.00.01.000М и имеет проушины для крепления гидроцилиндров подъема и поворота исполнительного органа.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..