Аэровизуальное обследование при обновлении топографических карт включает:
- подготовительные работы;
- полеты аэровизуального обследования местности с необходимыми посадками;
- послеполетные работы.
В состав подготовительных работ входят:
- изготовление полетной основы;
- составление проекта аэровизуального обследования;
- подготовка полетной карты;
- подготовка вертолета к выполнению работ.
В качестве полетной основы могут использоваться фотокопия исправленного по
аэроснимкам оригинала обновляемой карты либо сам оригинал, а в местностях, бедных
ориентирами, предварительно отдешифрированные фотосхемы или фотопланы, на которых
выделяются участки, подлежащие обследованию в натуре.
В полете используют также контактные отпечатки аэроснимков.
При составлении проекта обследования намечают маршруты, количество которых должно
быть наименьшим, однако обеспечивающим обследование всех участков, требующих
доработки результатов камерального дешифрирования и определения необходимых
характеристик (дорог, мостов, колодцев, опор линий электропередачи, элементов
растительности, глубины ям и др.).
Основными данными для проектирования маршрутов обследования служат
фиксированные на восковке при камеральном дешифрировании (см. пункт 4.2) участки и
отдельные объекты, не поддающиеся дешифрированию или отдешифрированные
неуверенно, объекты, не изобразившиеся на аэроснимках, но выявленные по ведомственным
материалам картографического значения, объекты для которых требуется определение
дополнительных характеристик или названий.
Сначала проектируют маршруты обследования, а затем разделяют их по технике
выполнения на наземные и аэровизуальные. При этом учитывают характер дешифрируемых
объектов, их удаленность друг от друга, труднодоступность местности, возможность
использования транспорта и посадок вертолета и др. факторов. На маршрутах со сложной
изменившейся ситуацией (крупные и средние населенные пункты, промышленные
предприятия, газо- и нефтепромыслы и т.п.) замена наземных маршрутов аэровизуальными
нецелесообразна.
Для каждого аэровизуального маршрута или его отдельных участков намечают высоты
полета с учетом характера дешифрируемых объектов и безопасности ведения работ (по
положениям Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР - НПП ГА -
66). Изменения высот полета должны выполняться постепенно. Поэтому следует избегать
проложения маршрутов поперек горных хребтов или речных долин. Следует избегать резких
изломов маршрутов. Если же изломы необходимы, их стараются приурочить к характерным,
легко опознаваемым объектам. По возможности маршруты проектируют вдоль линейных
объектов.
Одновременно с проектированием аэровизуальных маршрутов намечают места посадок
вертолета для определения характеристик и выполнения наземного дешифрирования
(например, около новых населенных пунктов). Намечают также участки для проведения
воздушного фотографирования в крупном масштабе.
Ориентиры вдоль маршрута или в стороне от него выбирают с таким расчетом, чтобы
пилот, пролетая над одним из них, мог, по возможности, видеть следующий. Исходя из
этого, расстояния между ориентирами должны быть порядка 5 - 10 км.
Проект аэровизуального обследования составляют на тиражном оттиске обновляемой
карты с использованием новых фотопланов или фотосхем. На карту наносят маршруты
полетов, отмечают и нумеруют места посадок и ориентиры. Рядом с обозначением места