ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт - часть 15

 

  Главная      Учебники - Геология, Геодезия     ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15 

 

 

 

ГКИНП-45. Руководство по обновлению топографических карт - часть 15

 

 

Аэровизуальное обследование при обновлении топографических карт включает: 
- подготовительные работы; 
- полеты аэровизуального обследования местности с необходимыми посадками; 
- послеполетные работы. 
В состав подготовительных работ входят: 
- изготовление полетной основы; 
- составление проекта аэровизуального обследования; 
- подготовка полетной карты; 
- подготовка вертолета к выполнению работ. 
В  качестве  полетной  основы  могут  использоваться  фотокопия  исправленного  по 

аэроснимкам  оригинала  обновляемой  карты  либо  сам  оригинал,  а  в  местностях,  бедных 
ориентирами,  предварительно  отдешифрированные  фотосхемы  или  фотопланы,  на  которых 
выделяются участки, подлежащие обследованию в натуре. 

В полете используют также контактные отпечатки аэроснимков. 
При составлении проекта обследования намечают маршруты, количество которых должно 

быть  наименьшим,  однако  обеспечивающим  обследование  всех  участков,  требующих 
доработки  результатов  камерального  дешифрирования  и  определения  необходимых 
характеристик  (дорог,  мостов,  колодцев,  опор  линий  электропередачи,  элементов 
растительности, глубины ям и др.). 

Основными  данными  для  проектирования  маршрутов  обследования  служат 

фиксированные  на  восковке  при  камеральном  дешифрировании  (см.  пункт 4.2) участки  и 
отдельные  объекты,  не  поддающиеся  дешифрированию  или  отдешифрированные 
неуверенно, объекты, не изобразившиеся на аэроснимках, но выявленные по ведомственным 
материалам  картографического  значения,  объекты  для  которых  требуется  определение 
дополнительных характеристик или названий. 

Сначала  проектируют  маршруты  обследования,  а  затем  разделяют  их  по  технике 

выполнения на наземные и аэровизуальные. При этом учитывают характер дешифрируемых 
объектов,  их  удаленность  друг  от  друга,  труднодоступность  местности,  возможность 
использования  транспорта  и  посадок  вертолета  и  др.  факторов.  На  маршрутах  со  сложной 
изменившейся  ситуацией  (крупные  и  средние  населенные  пункты,  промышленные 
предприятия, газо- и нефтепромыслы и т.п.) замена наземных маршрутов аэровизуальными 
нецелесообразна. 

Для  каждого  аэровизуального  маршрута  или  его  отдельных  участков  намечают  высоты 

полета  с  учетом  характера  дешифрируемых  объектов  и  безопасности  ведения  работ  (по 
положениям Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР - НПП ГА - 
66).  Изменения  высот  полета  должны  выполняться  постепенно.  Поэтому  следует  избегать 
проложения маршрутов поперек горных хребтов или речных долин. Следует избегать резких 
изломов маршрутов. Если же изломы необходимы, их стараются приурочить к характерным, 
легко  опознаваемым  объектам.  По  возможности  маршруты  проектируют  вдоль  линейных 
объектов. 

Одновременно  с  проектированием  аэровизуальных  маршрутов  намечают  места  посадок 

вертолета  для  определения  характеристик  и  выполнения  наземного  дешифрирования 
(например,  около  новых  населенных  пунктов).  Намечают  также  участки  для  проведения 
воздушного фотографирования в крупном масштабе. 

Ориентиры  вдоль  маршрута  или  в  стороне  от  него  выбирают  с  таким  расчетом,  чтобы 

пилот,  пролетая  над  одним  из  них,  мог,  по  возможности,  видеть  следующий.  Исходя  из 
этого, расстояния между ориентирами должны быть порядка 5 - 10 км. 

Проект  аэровизуального  обследования  составляют  на  тиражном  оттиске  обновляемой 

карты  с  использованием  новых  фотопланов  или  фотосхем.  На  карту  наносят  маршруты 
полетов,  отмечают  и  нумеруют  места  посадок  и  ориентиры.  Рядом  с  обозначением  места 

посадки  вертолета  на  карте  рекомендуется  помещать  перечень  работ,  которые  надлежит 
выполнить во время посадки. 

Намеченные  маршруты  аэровизуального  обследования  переносят  на  полетную  карту, 

которой служат тиражные оттиски топографических карт масштабов 1:100000 - 1:300000. 

Для  каждого  маршрута  обозначают  и  нумеруют  ориентиры  (в  том  числе  входной  и 

выходной),  места  посадок  и  участки  воздушного  фотографирования.  У  прямолинейных 
участков  маршрута  подписывают  значение  магнитного  путевого  угла.  Указывают  также 
намеченные высоты и скорости полета. 

Длина  маршрутов,  как  правило,  не  должна  превышать 200 - 300 км.  При  этом  первые 

маршруты рекомендуется делать короче - порядка 100 - 150 км. Высота полета - до 250 - 300 
м.  Средняя  скорость  полета  вертолета  непосредственно  при  проведении  аэровизуальных 
наблюдений  в  условиях  малообжитой  местности  задается 60 - 70 км/ч,  а  над  населенными 
пунктами  и  другими  сложными  для  дешифрирования  объектами - по  возможности 20 - 50 
км/ч.  Скорость  полета  между  участками,  требующими  аэровизуального  обследования,  не 
ограничивается. 

Подготовка  вертолета  к  выполнению  аэровизуального  обследования  заключается  в 

оборудовании  рабочих  мест  для  дешифровщиков,  установке  и  подключении  портативного 
магнитофона  и  малоформатного  аэрофотоаппарата,  установке  дополнительного  бака  для 
горючего.  На  каждом  рабочем  месте  нужно  иметь  подключенный  к  сети  переговорного 
устройства  (СПУ)  вертолета  шлемофон  с  ларингофоном  (для  связи  наблюдателей  с 
экипажем и записи на магнитофон в полете результатов аэровизуального обследования). 

Приступая к аэровизуальному обследованию, нужно выполнить несколько тренировочно-

рекогносцировочных  полетов,  что  позволит  наблюдателям-дешиф-ровщикам  приобрести 
необходимые  навыки,  уточнить  параметры  полетов  (в  особенности  скорость  и  высоту), 
отработать  взаимодействие  с  экипажем  вертолета,  проверить  работу  магнитофона  и 
аэрофотоаппарата  в  полете,  ознакомиться  с  районом  работ  с  воздуха  и  уточнить  проект 
аэровизуального  обследования.  Целесообразно  сначала  выполнить  маршруты  наземного 
обследования,  а  потом  аэровизуального.  Первые  аэровизуальные  (тренировочно-
рекогносцировочные) полеты рекомендуется прокладывать по линиям наземных маршрутов 
и  результаты  их  сравнивать  для  выявления  и  устранения  погрешностей  наблюдений  в 
полете. 

Аэровизуальное  обследование  выполняется  по  запроектированным  маршрутам;  при 

необходимости  допускаются  отклонения  от  них,  виражи,  зависания  и  дополнительные 
посадки  по  просьбе  наблюдателей-дешифровщиков.  Обследование  начинают  с  более 
простых маршрутов. Сложные маршруты должны быть по возможности короче. 

В  полете  и  на  посадке  выполняются  работы,  предусмотренные  для  полевого 

обследования, в том числе: 

-  уточнение  класса  новых  или  реконструированных  автомобильных  дорог,  материала 

покрытия и характеристик, дешифрирование искусственных сооружений (выемок, насыпей, 
труб, мостов) и характеристик последних; 

- доработка дешифрирования небольших населенных пунктов и отдельных построек; 
- нанесение поворотных столбов линий электропередачи и связи, километровых столбов и 

прочих точечных объектов; 

- уточнение содержания контуров растительного покрова, грунтов и болот, гидрографии и 

других  объектов,  которые  не  удалось  полностью  распознать  камерально,  определение 
некоторых характеристик рек, лесов, болот и т.п., отсутствовавших на старой карте. 

Объекты  дешифрирования  при  аэровизуальном  обследовании  фиксируют  на  полетной 

основе  карандашом - условными  знаками  или  сокращенными  надписями  либо  отмечают 
точками  с  порядковыми  номерами.  Одновременно  на  магнитофоне  записывается 
пояснительный текст. Например, 30 - поворотный столб линии связи; 31 - карьер, песок, 3 м; 

32 - лес:  береза,  сосна, 15 на 0,17 на 3 м  и  т.п.  Диктовать  следует  медленно  и  четко,  по 
возможности дважды. 

Обследование сложных для дешифрирования объектов, в частности населенных пунктов, 

производится  путем  их  облета  по  периметру,  а  если  этого  недостаточно - то  и  вдоль 
основных улиц. При необходимости производятся посадки рядом с селениями, что позволяет 
собрать дополнительные сведения о новых объектах и географических названиях. 

Труднораспознаваемые и не изобразившиеся на аэроснимках мелкие объекты (например, 

линии  связи  и  электропередачи,  колодцы,  мелкие  мосты,  ручьи  и  канавы,  маскируемые 
деревьями,  и  проч.)  фотографируют  малогабаритным  аэрофотоаппаратом  в  крупном 
масштабе,  а  иногда  перспективно,  что  позволяет  сократить  число  посадок  для  наземного 
обследования. 

Обследование новых автомобильных и железных дорог и сооружений на них (особенно с 

тяжелых вертолетов) рекомендуется вести так, чтобы маршрут проходил в 300 - 400 м от оси 
дороги - так лучше виден ее профиль, мосты, трубы. 

Во  время  посадок  вертолета  обследуют  топографические  объекты,  которые  не  удалось 

распознать  или  нанести  с  воздуха,  а  также  определяют  (измеряют)  требуемые 
характеристики.  При  необходимости  на  посадках  выполняют  работы  по  инструментальной 
досъемке или проверке точности обновляемой карты. 

Обработка 

результатов 

аэровизуального 

обследования 

должна 

выполняться 

непосредственно  после  полета.  Ее  начинают  с  прослушивания  и  расшифровки 
магнитофонных  записей.  Данные  расшифровки,  включая  номера  отдешифрированных 
объектов,  заносят  в  рабочие  тетради.  Затем,  используя  эти  записи  и  пометки  на  полетной 
основе, производят дополнение и исправление оригинала обновляемой карты. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Блюмин Н.А. Ускоренные методы обновления топографических карт с использованием 

прозрачных пластиков. - Известия вузов, Геодезия и аэрофотосъемка, 1967, № 4. 

2.  Вольпе  Р.И.  Использование  материалов  картографического  значения  при  создании  и 

редактировании топографических карт. - Труды ЦНИИГАиК, вып. 155, 1962. 

3.  Галкин  В.М.  Технология  составления  составительских  и  издательских  оригиналов  при 

обновлении  карт.  Технология  одновременного  обновления  топографических  карт  всего 
масштабного ряда. ГУГК, М., 1973. 

4.  Гольдман  Л.М.,  Вольпе  Р.И.  Дешифрирование  аэроснимков  при  топографической 

съемке и обновлении карт масштабов 1:10000 и 1:25000 - Труды ЦНИИГАиК, вып. 185, 1968. 

5.  Кожевников  Н.П.  К  вопросу  обновления  топографических  карт.  Геодезия  и 

картография, 1969, № 5. 

6.  Кожевников  Н.П.,  Ванин  А.Г.  Анализ  различных  технологических  вариантов 

обновления топографических карт. Геодезия и картография, 1971, № 1. 

7.  Кожевников  Н.П.,  Гвоздева  В.А.  Трансформирование  аэроснимков  при  обновлении 

топографических карт. - Труды ЦНИИГАиК, вып. 211, 1975. 

8.  Кожевников  Н.П.  Опыт  планового  фотограмметрического  сгущения  с  опорой  на 

контурные точки карты. Геодезия и картография, 1973, № 4. 

  

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Общие положения.  

Составление технического проекта работ 

2. Аэрофотосъемка.  
3. Подготовительные работы 

Сбор материалов картографического значения 
Ведение дежурных карт изменений местности 

Анализ объема и характера изменений местности 
Анализ качества обновляемой карты 
Составление рабочего проекта камеральных работ 

4. Дешифрирование аэроснимков при обновлении карт 
5. Геодезическая основа; фотограмметрическое сгущение геодезической основы..  
6. Обновление карт на основе новых фотопланов 
7. Исправление копии оригинала карты на прозрачной основе 

Трансформирование аэроснимков и приведение их к масштабу карты 
Изготовление ортофотоснимков 
Исправление копии карты 
Исправление  карты  с  помощью  универсального  топографического  проектора 
УТП-2.  

8. 

Исправление 

карт 

по 

модели 

местности 

на 

универсальных 

стереофотограмметрических приборах.  
9. Исправление изображения рельефа 
10. Оформление оригинала, сводки по рамкам, контроль и приемка работ.  
11. Полевое обследование 
12.  Исправление  составительских  и  издательских  оригиналов  методом  двойного 
копирования или фотохимического гравирования 
13. Обновление карт путем впечатки изменений в тиражные оттиски.  
14. Одновременное обновление топографических карт масштабного ряда (1:10000 - 
1:100000)  
15. Редакционные работы при обновлении топографических карт 
Приложение 1.  

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15