Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 44

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  42  43  44  45   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 44

 

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

 

122 

 

034.20.07 СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 

1) 

Установите промежуточный вал в картер коробки пе-

редач в обратном порядке его снятию (см. рис. 232). 

2) 

Смажьте  кольца  переднего  и  заднего  конических 

подшипников.  Установите  наружное  кольцо  переднего  кони-
ческого  подшипника  в  картер  коробки  передач  спец.  инстру-
ментом 2505 5890 9902. Установите  переднюю  крышку  про-
межуточного вала вместе с прокладкой на передней части ко-
жуха коробки передач и прикрутите её болтами крепления. 

3) 

Установите  наружное  кольцо  заднего  конического 

подшипника  промежуточного  вала  в  заднюю  часть  картера 
КПП  передач  спец.  инструментом  2505  5890  9902                   
(см.  рис. 233). Следите,  чтобы  внутренние  кольца  промежу-
точного  вала  точно  стали  на  посадочные  места  в  наружных 
кольцах, то есть ролики должны быть на рабочих поверхностях 

РИС. 232 

наружных колец. В этом положении промежуточный вал дол-
жен вращаться легко и без осевого зазора. 

4) 

Измерьте расстояние от передней поверхности карте-

ра КПП до передней поверхности ведомой шестерни промежу-
точного  вала,  зацепляющегося  с  шестерней  первичного  вала 
(см.  рис. 234). Это  расстояние  должно  быть 21,7±0,1. Этого 
можно  достичь  с  помощью  регулировочных  колец  необходи-
мой толщины между передней крышкой промежуточного вала 
и наружным кольцом переднего конического подшипника по-
сле  удаления  передней  крышки  и  уплотнительного  кольца. 
Прокладки бывают толщиной 0,05; 0,10; 0,20; 0,40; и 0,80 мм. 
Подберите прокладки нужной толщины, так как поддержание 
этого  расстояния  гарантирует  точное  зацепление  шестерней. 
Установите переднюю крышку вместе с прокладкой. 

РИС. 233 

Затяните болты крепления с усилием 2,5 - 3 кг·м. 

5) 

Измерьте, насколько выступает внешнее кольцо заднего конического подшипника промежуточного вала 

из поверхности картера коробки передач (см. рис. 235). 

 
 

 
 
 

 

 
 
 
 

 
 
 
 

РИС. 234 

РИС. 235 

Это будет размер «А». Установите регулировочное кольцо на 
заднюю крышку промежуточного вала. Измерьте глубину зад-
ней крышки от обработанной поверхности (см. рис. 236). Это 
будет расстояние «В». Регулировочные кольца толщиной «В» 
минус «А» должны быть установлены между задней крышкой 
и  наружным  кольцом  подшипника  промежуточного вала.  Это 
обеспечит  сопряжение  «нет  нагрузки–нет  зазора»  на  кониче-
ских подшипниках промежуточного вала. Выберите и поставь-
те регулировочные кольца так, чтобы осевой зазор на кониче-
ском подшипнике промежуточного вала был 0,03-0,05 мм. Ре-
гулировочные кольца бывают толщиной 0,05; 0,10; 0,20; 0,40; 
и 0,80 мм. Установите заднюю крышку вместе с прокладкой и 
регулировочным кольцом. Затяните болты крепления с усили-
ем 2,5 - 3 кг·м. 

 

 

РИС. 236

 

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

123

 

УСТАНОВКА ШЕСТЕРНИ ЗАДНЕГО ХОДА: 

6) 

Вкрутите удерживающую ось промежуточного вала с внешней стороны. 

7) 

Вставьте  промежуточную  шестерню  заднего  хода 

так, чтобы паз для вилки переключателя смотрел назад картера 
коробки  передач.  Смажьте  и  установите  промежуточный  вал 
шестерни заднего хода в картер коробки передач через проме-
жуточное  зубчатое  колесо  заднего  хода  резьбовым  кольцом  
назад (см. рис. 237). 

 
 

СБОРКА ВТОРИЧНОГО ВАЛА: 

8) 

Нагрейте  внутреннее  кольцо  цилиндрического  под-

шипника  в  горячем  масле (80

0

  С).  Установите  внутреннее 

кольцо на вторичный вал на его посадочное место спец. инст-
рументом 312 5891 439. Выберите  и  установите  стопорное 
кольцо нужной толщины в паз наружного кольца цилиндриче-
ского  подшипника  ведомого  вала  так,  чтобы  упорное  кольцо 
плотно стояло в пазу без осевых зазоров. Упорные кольца 

РИС. 237 

бывают 6-ти размеров, различаясь по толщине от 2,68 мм до 2,93 мм с шагом в 0,05 мм. Установите наружное 
кольцо цилиндрического подшипника. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 238 

РИС. 239 

9) 

Нагрейте  радиально-упорный  шарикоподшипник  в 

горячем масле (80

0

 С). Установите его на посадочное место на 

ведомом вале. Установите ведущую шестерню спидометра на 
её  посадочное  место  на  ведомом  вале,  повёрнутой  шлицевой 
частью  к  задней  части  вала.  Установите  фланец  карданного 
вала  на  заднюю  часть  ведомого  вала.  Прикрутите  стопорную 
гайку. Удерживайте фланец в тисках. При помощи ключа раз-
мером 41 мм  и  динамометрического  ключа  закрутите  гайку  с 
усилием 32-37 кг·м. 

10)  Установите узел 1-й передачи и з.х. на вторичный вал 

в  притык  подшипникам  так,  чтобы  втулка 1-й  передачи  была 
на буртике вторичного вала.  

11)  Следите,  чтобы  иголки  подшипника  не  выпали  во 

время  этой  операции.  Перемещайте  шестерню  заднего  хода 
вместе с синхронизатором. Синхронизатор должен быть  

РИС. 240 

обращен к первой передаче (см. рис.238). 

12)  Наденьте синхронизатор узла 2-й и 3-й передачи на вторичный вал и перемещайте его по валу пока он 

не упрётся в шестерню заднего хода. 

13)  Установите пружину и стопорный палец в отверстие на ведомом вале. Выровняйте шлицы собранного 

синхронизатора с шлицами вторичного вала и переместите его по вторичному валу к узлу 2-й и 3-й передач. 

14)  Выберите регулировочную стопорную шайбу нужной толщины и перемещайте её по вторичному валу 

так, чтобы паз регулировочной стопорной шайбы смотрел наружу. Зафиксируйте шайбу на месте, провернув её 
вправо  или  влево  спец.  инст.№ 2505 5890 0109. Проверьте  осевой  зазор  собранных  шестерен  на  ведомом  вале  
(см. рис. 239). Осевого зазора быть не должно (регулировочные стопорные шайбы бывают 15 размеров: по тол-
щине от 6,9 до 8,00мм). 

15)  Чтобы проверить правильный зазор муфт и ступиц синхронизаторов спец. инструментом. №2505 5890 

7139, вставьте между блокирующим кольцом 5-й передачи и радиальным роликовым подшипником спец. инст-
румент №2505 5890 7139 должен входить плотно без осевых зазоров в муфты синхронизаторов в естественном 
положении (см. рис 240). Надлежащий интервал между муфтами гарантирует то, что они не трутся о вилки  

А079-000.00.00-10РК 

 

 

 

124 

+020 
-0,23 

 

переключателя и таким образом препятствуют излишнему осевому давлению на блокирующие кольца синхрони-
заторов. 

16)  Если спец. инструмент №2505 5890 7139 не входит без усилий в муфты синхронизаторов, снимите шес-

терни с вторичного вала. Снимите и подберите ступицу шестерни 3-й передач и ступицу 1-й передачи нужного 
размера, чтобы гарантировать, что после повторной сборки муфты синхронизаторов 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, пере-
дач не будут оказывать давления на блокирующие кольца. При проверке вторичного вала спец. инструм. №2505 
5890 7139 1-я,2-я,3-я, и 4-я передачи в нейтральном положении должны вращаться свободно, без давления со сто-
роны блокирующих колец. (Ступица для шестерни 3-й передачи бывают 2-х размеров - 44,5 и 44,6мм. Необходи-
мый размер нужно выбрать способом, описанным выше. Ступица шестерни 1-й передачи бывает 8 разных разме-
ров по ширине от 47,2 до 47,9мм с шагом в 0,1мм). 

17)  После проверки зазоров, повторно соберите передачи на вторичном вале и выберите новую регулиро-

вочную  стопорную шайбу  в  том  случае,  если  втулка  с  бурти-
ком 1-й и 3-й передачи заменены. 

18)  Когда передачи собраны на вторичном вале проверь-

те зазоры между пазами блокирующими кольцами и зубчаты-
ми венцами передач (см. рис. 239). Следует поддерживать та-
кое минимальное расстояние: 

а) 

минимальное  осевое  расстояние  между  блокирую-

щими кольцами и зубчатыми венцами передач: 

 

1-я, 2-я, 3-я, и 4-я передача   2,00             мм 

 

5.-я передача 

1,50            мм 

в) 

пределы износа блокирующих колец в контакте с- 

     1-я, 2-я, 3-я, и 4-я передача 1,00 

мм 

     5-я передача 0,80 

мм  

РИС. 241 

19)  Снимите детали с вторичного вала, кроме внутренне-

го  кольца  цилиндрического  роликового  подшипника  и  поло-
жите их отдельно на чистом столе. 

20)  Вставьте  узел 1-й  передачи  и  заднего  хода  в  картер 

КПП  шестерня 1-й  передачи  направлена  назад  (см.  рис.241). 
Вставьте вторичный вал с задней части КПП на 1/3 длины вала 
и наденьте узел 1-й передачи и заднего хода пока не совмести-
те с гнездом направляющего подшипника вторичного вала. 

21)  Вставьте  узел 2-й  и 3-й  передачи, 2-я  передача  на-

правлена к передаче заднего хода (см. рис 242). Сопоставьте с 
шлицами вала узел 2-й и 3-й передачи и перемещайте вторич-
ный  вал  вперед,  пока  не  совместите  с  отверстием  во 
вторичном валу для нажимной пружины и шплинта. Отверстие 
должно быть на 12 часов (смотреть вверх). Установите шплинт 
и нажимную пружину в отверстие вторичного вала. 

РИС. 242 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 243 

РИС. 244 

22)  Вставьте и сопоставьте с шлицами вторичным вала узел 4-й передачи (см. рис. 243). Нажмите нажим-

ную пружину и стопорный палец во вторичном валу и установите узел 4-й передачи на вторичный вал. Установи-
те выбранную регулировочную стопорную шайбу на вторичный вал, толкните вал вперед. Застопорьте регулиро-
вочную стопорную шайбу, провернув её вправо или влево с помощью спец инстр. № 2505 5890 0109, пока сто-
порный  палец  не  застопорит  шайбу.  Установите  наружное  кольцо  цилиндрического  роликового  подшипника  в 
картер коробки передач с помощью спец. инстр. № 312 5891 439 пока стопорное кольцо цилиндрического роли-
кового подшипника не станет в плотную к картеру КПП. Установите радиально-упорный подшипник на заднюю 
часть вторичного вала (см. рис. 244). 

+020
-0,23

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

125

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 245 

РИС. 246 

23)  Измерьте выступ радиально-упорного шарикоподшипника над поверхностью задней части картера ко-

робки  передач  (см.рис 245). Это  будет  расстояние «X». Положите  регулировочное  кольцо  на  крышку  картера 
КПП  измерьте  глубину  крышки,  от  регулировочного  кольца 
задней крышки вторичного вала КПП до упорной поверхности 
крышки (см.рис 246). Это будет расстояние "У". Регулировоч-
ное кольцо, толщиной «Х-У» мм надо установить между ради-
ально  упорным  подшипником  и  задней  крышкой  так,  чтобы 
осевой  зазор был 0,03-0,05 мм. Регулировочные  кольца  быва-
ют 15 размеров по толщине от 2,9 до 3,6 мм. 

24)  Прокладка  задней  крышки  картера  коробки  передач 

должна  быть  установлена  на  задней  крышке  с  помощью  гер-
метика.  Поставьте  заднюю  крышку  вместе  с  проставочным 
кольцом на место. Установите заднюю крышку картера короб-
ки передач. Застопорьте вторичный вал, зацепив одновремен-
но две передачи. Установите фланец карданного вала, шайбу- 
ограничитель  и  новую  гайку  со  стопорным  венцом.  Затяните 
гайку с усилием 32-37 кг·м с помощью головки 41мм и 

РИС. 247 

динамометрического ключа (см. рис.247).Поставьте передачи в нейтральное положение. 

 
 

УСТАНОВКА ВЕДУЩЕГО ВАЛА: 

25)  Перед тем, как заранее собранный ведущий вал будет установлен в переднюю часть картера коробки пе-

редач  убедитесь,  что  отверстие  в  зубчатом  венце  шестерни 5-й  передачи  находится  в  положении  на 12 часов 
(направлено  вверх).  Поверните  вторичный  вал  так,  чтобы  отверстие  в  блокирующем  кольце  было  тоже  на 12 
часов.  Установите  собранный  ведущий  вал  в  картер  коробки  передач,  следя  за  тем,  чтобы  стопорное  кольцо  в 
ведущем вале смотрело вверх. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 248 

РИС. 249 

26)  Нажмите стопорное кольцо ведущего вала и толкните ведущий вал вперед в пазы блокирующего кольца 

5-й передачи, пока стопорный диск не попадет в пазы блокирующего кольца (см.рис.248). Измерьте, насколько 
выступает радиально-упорный шарикоподшипник из картера коробки передач (см.рис. 249). 

 
ПРИМЕЧАНИЕ: 
Выступающий направляющий упор стопорного кольца находится на внутреннем диаметре кольца и никак иначе. В 

случае, если отверстия блокирующего кольца и зубчатого венца не совпадают и не обращены к верху, будет очень 
трудно потом снять первичный вал. 

27)  Установите регулировочное упорное кольцо на переднюю крышку первичного вала и измерьте глубину 

гнезда радиально-упорного подшипника в передней крышке. (см.рис.250). Выберите регулировочное кольцо для 
передней крышки также как вы его выбрали для задней крышки. Осевой зазор радиально-упорного  

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  42  43  44  45   ..