Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 37

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  35  36  37  38   ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 37

 

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

 

94 

 

034.00.00  ЧАСТЬ  3 

ТРАНСМИССИЯ

 

 

Таблица 59 

№ пункта 

СОДЕРЖАНИЕ 

№ стр. 

034.10.00 

Раздел  1  Сцепление 

95 

034.10.01 

Общее описание 95 

 

Сцепление с диафрагменной пружиной 

96 

034.10.02 

Техническая характеристика данные по наладке 96 

034.10.03 

Перечень спец. инструментов 99 

034.10.04 

Ремонт и проверка сцепления 99 

034.10.05 

Ремонт гидропривода сцепления

104 

034.10.06 

Ремонт рабочего цилиндра сцепления 104 

034.10.07 

Ремонт главного цилиндра сцепления 106 

034.10.08 

Регулировка свободного хода педали сцепления 106 

034.20.00 

Раздел  2  Ремонт коробки передач 

108 

034.20.01 

Перечень специальных инструментов 108 

034.20.02 

Детали конструкции 110 

034.20.03 

Контрольные технические данные 112 

034.20.04 

Снятие и установка коробки передач 112 

034.20.05 

Разборка коробки передач 113 

034.20.06 

Разборка и сборка узлов коробки передач 115 

034.20.07 

Сборка коробки передач 122 

034.20.08 

Ремонт верхней крышки КПП 126 

034.20.09 

Ремонт рычага переключения передач демонтаж и сборка 127 

034.30.00 

Раздел  3  Ремонт карданного вала 

129 

034.30.01 

Перечень специальных инструментов 129 

034.30.02 

Контрольные технические данные 130 

034.30.03 

Снятие и установка карданных валов на автобус 130 

034.30.04 

Замена подвесного подшипника карданного вала 131 

034.30.05 

Замена карданного шарнира с крестовиной 133 

034.30.06 

Осмотр карданных валов 134 

 

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

95

 

034.10.00  РАЗДЕЛ  1 

СЦЕПЛЕНИЕ 

034.10.01  ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 

 

Сцепление – это механизм трансмиссии, расположенный между двигателем и коробкой передач, позво-

ляющий передавать крутящий момент от двигателя к коробке передач. Когда педаль сцепления выжата, сцепле-
ние  не  задействовано,  и  крутящий  момент  от  двигателя  на  коробку  передач  и  оттуда  на  колеса  не  передается. 
Важными функциями сцепления  являются следующие: 

 

Приведение в движение автобуса с места: 

Двигатель дает крутящий момент, необходимый для приведения в движение автобуса с места только на по-

вышенных  оборотах.  Поэтому  необходимо  дать  возможность  двигателю  развить  повышенные  обороты  и  затем 
соединить с коробкой передач, это достигается путем рассоединения дисков сцепления. Сейчас двигатель может 
работать на более высоких оборотах, при которых получается достаточная энергия для старта и соединение с ко-
робкой передач при более высокой скорости путем медленного зацепления дисков сцепления. 

 

Переключение передач: 

При переключении передач необходимо, чтобы шестерни в коробке передач не испытывали нагрузки переда-

ваемой  энергии.  Потому  во  время  каждого  переключения  на  более  высокую  или  низкую  передачу  необходимо 
прерывать поток энергии от двигателя на коробку передач. Это достигается путем рассоединения дисков сцепле-
ния перед переключением передач. 

 

Защита внутри трансмиссии: 

Сцепление  является  единственным  гибким  связующим  звеном  в  трансмиссии,  так  как  передача  крутящего 

момента проходит только через фрикционное сцепление. Не существует жесткой связи между ведущими и ведо-
мыми  узлами.  Сцепление  также  поглощает  колебания  в  потоке  энергии  с  помощью  демпферного  механизма, 
встроенного в ведомый диск сцепления. На автобусах «БАЗ А079» применяется сцепление с диафрагменной пру-
жиной. 

Сцепление автобуса «БАЗ А079» сконструировано таким образом, чтобы обеспечить достаточный срок служ-

бы при самых суровых условиях работы, если обращаться с ним аккуратно. Однако подобно тормозам автомоби-
ля, они подвергаются определенному износу. Степень износа зависит от следующего: 

 

Техобслуживание: 

Техобслуживание сцепления включает в себя периодическую смазку выжимного подшипника, шарнира вилки 

выжимного подшипника и эксцентрика педали сцепления. 

 

Вождение: 

Следующие приёмы вождения могут оказаться пагубными для качественной работы сцепления: 
 

а) Использование педали сцепления в виде подставки для ноги (постоянное нахождение ноги на педали 

сцепления) при вождении может быть причиной частичного разъединения сцепления. Пробуксовка и преждевре-
менный выход из строя сцепления будут результатом такого вождения. 

 

в) Слишком долгая пробуксовка сцепления. Если водить машину с половинным сцеплением, то есть на-

меренно позволить сцеплению слишком долго проскальзывать (буксовать), результат будет тот же, что и в пре-
дыдущем случае. 

 

с) Включение сцепления рывками. 

Внезапное зацепление при повышенных оборотах двигателя, особенно при движении с места, вызовет мгно-

венную перегрузку сцепления, в результате чего возникнет пробуксовка сцепления и сгорание накладки местами, 
что приведет к серьезной поломке сцепления. 

 

Условия работы: 

Автобусы, работающие на небольших расстояниях, в городе, за пределами шоссе, в горной местности, чаще 

задействуют сцепление, что ведет к повышенному его износу. 

 

Предварительная проверка сцепления.  

Сцепление  требуется  заменять  в  основном  из-за  пробуксовки  или  не  надлежащего разъединения  (сцепление 

ведёт). Это может случиться из-за износа или разрушения деталей сцепления. Желательно осуществить следую-
щие предварительные проверки перед тем, как снимать сцепление для замены деталей: 

 

Проверка пробуксовки сцепления: 

Если автобус в движении не способен развивать скорость в ответ на нажатие педали акселератора, а двигатель 

развивает обороты, или если ощущается запах гари от пробуксовки накладки, это указывает на пробуксовку сце-
пления. 

 

Проверка зацепления и разъединения сцепления (сцепление ведёт): 

Во  время  проверки,  описанной  выше,  когда  автомобиль  находится  в  движении,  выжмите  педаль  сцепления 

полностью, не изменяя положения педали акселератора. Если обороты двигателя сразу возрастут, это говорит о 
хорошем сцеплении. 

 

ВНИМАНИЕ: Эту проверку следует осуществлять очень аккуратно, так как в результате внезапного 

отпускания сцепления получается сильный рывок и это вредит накладкам сцепления. 

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

 

96 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: Рекомендуется проверять и регулировать свободный ход педали сцепления перед тем, как выполнять две вышеупо-

мянутые проверки, потому что слишком сильный или слишком слабый свободный ход педали вызывает плохое сцеп-
ление или разъединение сцепления соответственно. В отличие от механического привода сцепления, гидравлический 
привод  сцепления  не  требует  наладки  свободного  хода  педали  сцепления  для  компенсации  износа  ведомого  диска 
муфты сцепления. 

 
 

СЦЕПЛЕНИЕ С ПРУЖИНОЙ ДИАФРАГМЕНОГО ТИПА 

 
На рисунке 176 показан общий вид сцепления с диафрагменной пружиной диаметром 310мм, а ниже приведе-

ны техническая характеристика и его ремонт. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. Заклепка кожуха; 5. 

соединительные пластины; 

 2. 

пружина диафрагмы; 6. 

заклепка соединительной пластины к нажимному диску; 

 3. 

кожух; 7. 

нажимной диск; 

 4. 

заклепка накладки к кожуху; 8. 

кольцо поворотного шкворня. 

 

РИС .176 

 
 

034.10.02  Технические характеристики. 

Сцепление с  диафрагменной пружиной было установлено вместо сцепления рычажного типа с диаметром 310. 

В него входит (см. рис. 176) коническая диафрагменная пружина - 2 с пазами, расположенными лучеобразно от 
центра для образования лепестков. В установленном состоянии пружина диафрагмы почти плоская, так что пыта-
ясь обрести коническую форму она испытывает одинаковое давление по внешнему краю, где нажимной диск - 7 
вступает с ней в контакт. Разъединение сцепления выгибает пружину диафрагмы в форму перевернутого конуса и 
освобождает нажимной диск от нагрузки. С конической диафрагмой усилие на педаль уменьшается. Достигается 
более ровное и одинаковое давление на диск сцепления. При износе накладки давление пружины диафрагмы на 
нажимной диск незначительно уменьшается. Эта особенность уникальна для этого типа сцепления, она улучшает 
работу сцепления и его долговечность. Количество компонентов и, следовательно, количество  

 

А079-000.00.00-10РК 

 

 

97

 

деталей и механизмов в этом типе сцепления очень невелико по сравнению с сцеплением рычажного типа. Это 
обусловливает его большую надежность. Технические данные приведены в виде таблицы 60 и рисунков 177-180. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС.177 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 178 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 179 

 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 180 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  35  36  37  38   ..