Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 4

 

  Index      Автомобили - Тата     Автобусы БАЗ А-079 - руководство по ремонту А079-0000000-10 РК

 

Search            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  1  2  3  4  5  ..

 

 

Автобусы БАЗ А-079. Руководство - часть 4

 

 

14 

 

072.10.02  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПО ДЕМОНТАЖУ ДВИГАТЕЛЯ 

 
Для  снятия  двигателя  автобус  необходимо  установить  на  смотровую  яму,  эстакаду  или  подъёмник.  Рабочее 

место должно быть оборудовано талью и электрогидравличе-
ским  ножничным  подъёмником  или  гидравлическими  стой-
ками типа КЕ грузоподъёмностью не менее 0,6 тонны. Место 
и способ установки определяется по месту ремонтных работ. 

* - операции выполняются снизу автобуса; 
** - операции выполняются в салоне автобуса. 
1)*  Слейте  моторное  масло  и  охлаждающую  жидкость, 

снимите радиатор и вентилятор. 

2)**  Снимите крышку мотоотсека, снимите верхнюю ма-

гистраль охлаждения с термостатом. 

3)**  Снимите  крышку  головки  блока  цилиндров  с  про-

кладкой и закройте отверстия всасывания в головке блока ци-
линдров  для  предотвращения  попадания  посторонних  пред-
метов.    

РИС. 3 

4)**  Снимите ремни привода водяного насоса. 
5)**  Отсоедините трос газа топливного насоса высокого давления. 
6)**  Открутите и снимите патрубок воздушного фильтра  

7)* 

Снимите стартер, генератор переменного тока, водяной насос, КПП. 

После этих операций установите подъёмник или стойку под двигатель, открутите и снимите резиновые по-

душки, переднюю и заднюю опоры и снимите двигатель с шасси. Установите его на стенд для сборки и разборки 
двигателя. 

8) 

Открутите  все  болты,  крепящие  теплообменник  к  блоку  цилиндров  и  снимите  теплообменник.  Не  от-

кручивайте 12 болтов в центре теплообменника, так как они крепят только две половинки радиатора вместе  

(см. рис.3). 

9) 

Открутите установочные болты кронштейна оси клапанного механизма и снимите его (см. рис. 4). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

РИС. 4 

РИС. 5 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 6 

РИС. 7 

10)  Снимите штанги толкателя клапана и положите их по порядку номеров. 
11)  Снимите трубопроводы высокого давления, крепящие зажимы и пробки отверстий в головке блока ци-

линдров. 

12)  Отсоедините трубки высокого давления от ТНВД и корпуса форсунок и снимите их, закрыв концы труб 

подходящими колпачками. 

13)  Открутите резьбовые пробки в головке блока цилиндров и болты топливопроводов (см. рис. 7), также 

открутите и снимите трубку обратной подачи топлива (см. рис. 5). 

 

15

14)  Открутите гайки крепления форсунок специальным гаечным ключом 0005890209 и вытяните форсунки 

с помощью съемника 0005890119 (см. рис. 6-7). 

15)  Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров в порядке обратном затягиванию 

(см. п. 072.40.07). Снимите головку блока цилиндров, используя ручки 3125890131 (рис. 8). 

16)  Снимите ручки с головки блока цилиндров. 
17)  Запишите в соответствующих документах серийный номер головки блока цилиндров. 
18)  Снимите ТНВД вместе с промежуточной пластиной, раскрутив установочные болты (5 штук), и снимите 

прокладку. 

19)  Снимите крышку камеры штоков толкателей клапанов с прокладкой. Вытяните толкатели клапанов и 

положите их по номерам. 

20)  Снимите узел масляного фильтра двигателя с блока цилиндров. Снимите прокладку. 
21)  Снимите головку цилиндра воздушного компрессора с прокладкой и цилиндр воздушного компрессора 

с картера двигателя, выкрутив четыре болта. Снимите прокладку, поршневой палец воздушного компрессора, 
поршень и шатун. 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 

РИС. 8 

РИС. 9 

22)  Поверните двигатель на рабочем стенде поддоном вверх. 
23)  Снимите поддон и прокладку. 
24)  Снимите картер сцепления вместе с рычагом выключения сцепления и трубкой для консистентной смаз-

ки (если она установлена). 

25)  Застопорите маховик соответствующим образом и снимите установочный болт демпфера. 
26)  Снимите демпфер колебаний  используя съемник 3125890933 (рис. 9). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

РИС. 10 

РИС.11 

27)  Ослабьте болты крепления нажимного диска сцепления к маховику, снимите диски сцепления (нажим-

ной и ведомый). 

28)  Открутите болты крепления масляного насоса и снимите узел масляного насоса с фильтром. 
29)  Снимите крышку корпуса распределительного механизма и прокладку. 
30)  Раскрутите болт специальным ключом 2610 5890 0304 и снимите узел регулятора для доступа к болтам, 

которые крепят упорную шайбу распределительного вала на блоке цилиндров (рис. 10 и 11). 

31)  Поверните двигатель на рабочем стенде так, чтобы коленчатый вал стал вертикально. 
32)  Демонтируйте болты и гайки крышек больших головок шатунов и снимите поршни, положите поршни и 

узлы шатунов по номерам. 

33)  Разшплинтуйте и раскрутите болты крепления маховика, снимите маховик. 
34)  Поверните двигатель так, чтобы крышки коренных подшипников были доступны для снятия. 
35)  Раскрутите болты крышек корпусов коренных подшипников и снимите крышки корпусов подшипников 

с вкладышами подшипников. 

36)  Осторожно снимите коленчатый вал из блока. 
37)  Снимите вкладыши подшипника с крышки и блока. Пометьте их для идентификации на спинке вклады-

шей (желательно краской). 

16 

38)  Выкрутите болты корпуса распределительной шестерни и выньте корпус из его штифтов. 
39)  Снимите блок цилиндров со стенда. 
40)  Раскрутите болты крепления корпуса маховика и снимите корпус маховика из направляющих штифтов. 
 
 

072.10.03  ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 
(блок  цилиндров  демонтируется,  снимаются  корпус  распределительных  шестерен,  корпус  маховика, 

теплообменник и водяной насос) 

Испытательное давление _____ 2 кг/см

2

 

Температура воды __________ 70-80° С 
Специальные приспособления для: 
уплотнения крышки – верх 
уплотнения крышки – бок 
уплотнения  крышки – передняя  часть  с  переходником.  Комплект  приборов  и  инструментов  для  проверки 

герметичности. 

1) 

Тщательно удалите консистентную смазку, удалите на-

кипь и нагар и вычистите блок цилиндров. 

2) 

Установите стальную пластину с резиновыми проклад-

ками  на  верхней  части  блока  цилиндров,  чтобы  закрыть  отвер-
стие водяной рубашки. Таким же образом, установите боковую 
уплотняющую пластину на месте теплообменника. 

3) 

Установите уплотняющую пластину с переходником на 

переднюю поверхность блока и соедините резиновый шланг, как 
показано,  с ручным  насосом  погруженным  в  ёмкость  с  горячей 
водой(70-80° С). 

4) 

Поднимите  давление  в  блоке  цилиндров  до 2 кг/см

2

  и 

тщательно проверьте блок цилиндров на утечку. 

5) 

Альтернативно,  погрузите  весь  блок  цилиндров  с  уп-

лотняющими пластинами в бак, содержащий воду в 70-80° С. 

РИС.12 

Соедините воздушный шланг с передней уплотняющей пластиной и пустите сжатый воздух в 2 кг/см

2

, проверьте 

блок на утечку. 

6) 

Замените блок, если есть утечка. 

 
 072.10.04 

 

ОСМОТР И РЕМОНТ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 
 

БЛОК ЦИЛИНДРОВ

1) 

Проверьте сопряженную поверхность головки блока цилиндров на неплоскостность с помощью лекаль-

ной линейки, если необходимо, отшлифуйте эту поверхность, чтобы устранить неплоскостность. Следите за тем, 
чтобы допуск при механической обработке не превысил допустимые значения (см. табл. 4 и рис. 13-14) 

2) 

Допустимая минимальная высота блока составляет 358,70 мм. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РИС. 13 

РИС.14 

 

 

17

 
 

ОСМОТР И РЕМОНТ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ 

 

 

Таблица 4 

 

 
(Размеры в мм.) 

Высота блока цилиндров: размер «А» 
размер «D» 

359,10 
359,00 

Максимальный припуск на механическую обработку 0,2 
Неплоскостность в продольном направлении ‘C’/ поперек ‘B’ (см. рис. 13-14) 

0,03/0,0 

Допуск паралельности между верхней частью блока 
цилиндров и нижней частью блока, обработанными механически 

0,2 максимум 

Диаметры отверстий подшипников коленчатого вала: 
Внутренний диаметр гильз цилиндров 93,000-93,022 
Допустимая овальность исходного отверстия -0,01 
Конусность исходного отверстия -0,01 
Диаметры цилиндров и ремонтные размеры 
стандарт 
стандарт -1                           оба для гильзовых и безгильзовых блоков цилиндров 
стандарт -11  

97,000 + 0,01 
97,075 + 0,01 
97,125 + 0,01 

стадия ремонта –I                           только для безгильзовых блоков цилиндров 
стадия ремонта –II                           

97,500 + 0,01 
98,000 + 0,01 

Максимально допустимый конус и овальность обработанного отверстия цилиндра 0,01 
I. блок цилиндров с гильзами 

Исходное отверстие в блоке цилиндров для гильзы 

100+0,035 

-0,0 

Наружный диаметр гильзы 

100+0,065 

-0,0 

Диаметр манжеты гильзы -103,5 
Внутренний диаметр необработанной гильзы 96+0,15 
Максимально допустимый сдвиг в перпендикулярности отверстия цилиндра от оси 
коленчатого вала при 200 мм от линии центра коленчатого вала 

0,04 

Отделка поверхности отверстия цилиндра 0,0032-0,0025 

 
 
 

 

ПОСАДОЧНЫЕ ОТВЕРСТИЯ КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ: 

1) 

Тщательно  очистите  места  посадки    коренных  подшипников  и  соответствующие  поверхности  картера 

двигателя после механической обработки. 

2) 

Установите крышки коренных подшипников на место, удостоверившись в том, что канавки для высту-

пов вкладышей подшипников находятся на одной и той же стороне, не путайте серийные номера на блоке цилин-
дров крышках при монтаже. 

3) 

Закрутите  и  затяните  болты  крышек  коренных  подшипников  с  начальным  крутящим  моментом  в.5+1 

кг·м  и наконец, вращайте под 90

0

+20

0

, используя инструмент угловой индексации (рис.15). 

4) 

Измерьте посадочные отверстия коренных подшипников, используя нутромер, и запишите показания в 

лист осмотра-2 (см. табл. 6), (рис. 16) 

 
ПРИМЕЧАНИЕ: Так как существует незначительный зазор между установочными штифтами крышек коренных подшипников и со-

ответствующими отверстиями под установочные штифты в блоке, возможно, если крышка когда-то снималась, сместится центр. Если 
размеры “B” и “C” равны, крышка подшипника должна центрироваться. Если отмечена разность в этих двух измерениях, крышка подшип-
ника может быть отцентрирована путем легкого постукивания деревянным молотком по крышке в требуемом направлении после ослабле-
ния болтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Content   ..  1  2  3  4  5  ..