Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 57

 

  Главная      Автомобили - Рено     Renault Megane, Scenic (1999-2002 года). Бензиновые двигатели 1.4 л, 1.6 л, 2.0 л. Дизельные двигатели 1.9 л

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58 ..

 

 

Renault Megane (Scenic). Руководство - часть 57

 

 

5Б•2 Система зажигания - бензиновые двигатели 

1 Система зажигания -

общие сведения и меры 

предосторожности 

Системы зажигания, описанные в на­

стоящей главе, совмещены с системами 

впрыска топлива и образуютсними комбини­

рованную систему управления двигателем 

по командам из блока БЭУ (см. главу 4А для 

получения подробной информации). 

Система зажигания двигателей E7J 

включает в себя свечи зажигания, две 

катушки зажигания, заключенные в общий 

блок, датчик положения коленвала (датчик 

ВМТ) и датчик детонации. Каждая катушка 

обеспечивает работу двух цилиндров (1 и 4, 

2 и 3]. Система зажигания - двухискровая, 

это означает, что каждая свеча искрит 

дважды за цикл работы цилиндра - в конце 

такта сжатия и в конце такта выпуска. 

На двигателях K4J, К4М и F4R каждая 

свеча зажигания снабжена своей отдельной 

катушкой зажигания, которые смонтирова­

ны непосредственно на свечах. Катушки 

получают питание последовательно, по две 

одновременно, что соответствует также 

"двухискровой" системе зажигания, как и в 

двигателях E7J. 

Датчик положения коленвала предназ­

начен для определенияположения поршней 

и скорости вращения коленвала двигателя. 

Силовой модуль зажигания встроен в БЭУ. 

БЭУ определяет момент зажигания и 

длительность импульса тока в первичной 

обмотке катушки зажигания, обрабатывая 

сигналы от различных датчиков, которые 

установлены в различных местах двигателя. 

Датчик детонации укреплен на блоке ци­

линдров, он определяет момент начала 

наступления детонации до того, как она бу­

дет слышна. По его сигналам БЭУ задер­

живает зажигание, делая его более позд­

ним, исключая, таким образом, наступле­

ние детонационного сгорания и поддержи­

вая его на границе начала наступления 

детонации. 

Меры предосторожности 

Чтобы предупредить повреждение ком­

понентов системы зажигания и снизить риск 

получения травмы, необходимо соблюдать 

следующие меры предосторожности. 

а) Перед тем. как отсоединить какой-либо 

разъем или провод, убедитесь в том. что 
зажигание выключено. 

б) Перед тем. как подключить какое-либо 

измерительное или сканирующее обору­
дование, убедитесь в том. что зажигание 
выключено. 

в) Не закорачивайте первичную или вторич­

ную цепь катушки зажигания на "массу

-

предельно осторожны, выключайте зажи­

гание. Тем, у кого установлен электрон­

ный кардиостимулятор, нужно держаться 

подальше от систем зажигания и тести­

рующего оборудования. Перед началом 

работ с системой всегда выключайте 

зажигание. 

Предупреждение. Если магнитола на 

Вашем автомобиле оборудована про­

тивоугонным устройством, перед тем, как 

отключить аккумулятор, убедитесь в том. 

что секретный код активации магнитолы 

Вам известен. 

1. Большинство неисправностей систем 

зажигания происходит из-за грязных элек­

трических соединений или пробоя старой 

или поврежденной изоляции, особенно при 

повышенной влажности. Если появилась не­

исправность в системе управления двига­

телем, прежде всего, проверьте состояние 

всех контактов, разъемов, проводки, чистоту 

воздушного фильтра, состояние свечей 

зажигания, состояние воздуховодов и 

шлангов вентиляции картера. 
2. Устаревшие методы проверки зажига­

ния 'на искру" (отсоединяя высоковольтные 

провода по одному от свечей зажигания) не 

рекомендуются, не только потому, что велика 

вероятность получения сильного электри­

ческого удара, но и есть возможность пов­

редить катушку зажигания или БЭУ. Про­

верить состояние провода и свечи в работе 

можно, вывернув свечу и прикрепив ее к 

массе крокодилом от прикуривателя. Очень 

важно при этом обеспечить хорошийконтакт 

с массой. Никогда не пытайтесь проводить 

"диагностику", снимая высоковольтные 

провода на работающем двигателе. 

Двигатель не запускается 

3. Если двигатель не врашается стар­

тером, или вращается очень вяло, прежде 

проверьте состояние аккумулятора, стар­

тера и системы зарядки, как описано в гла­

ве 5А. 
4. Если двигатель вращается, как поло­

жено, но не запускается, на двигателях E7J 

проверьте систему зажигания, подключив 

стробоскоп (согласно инструкции произ­

водителя) и провернув двигатель стартером. 

Если стробоскоп вспыхивает, значит, ток 

добирается по высоковольтному проводу до 

свечи зажигания, которые нужно снять и 

проверить. Если стробоскоп не вспыхивает, 

проверьте высоковольтные провода, как 

описано в главе 1 А. 
Примечание: На двигателях K4J, К4М и 

F4F) катушки зажигании укреплены на 
свечах, поэтому обычный стробоскоп здесь 
не подключить. 

5. Если искру не удалось обнаружить и в 

этом случае, Проверьте омметром сопро­

тивления обмоток катушек и сравните их с 

данными, приведенными в Спецификациях. 

На двигателях Е7 J выводы разъема указаны 

Рис. 2.5 Выводы разъема катушек зажи­

гания 

А Сигнал на свечи 1 и 2 

В Сигнал на свечи 2иЗ 
С Питание 
D Питание (внутренняя перемычка) 

на рис. 2.5. На другихдвигателяхдля доступа 

к контактам катушек от них необходимо 

отсоединить разъемы. 
6. Если эти проверки двигатель не выяви­

ли причину неисправности, обратитесь к ди­

леру Renault за консультацией. В цепь уп­

равления двигателем встроен диагности­

ческий разъем, которому присоединяется 

специализированный диагностический 

прибор. Прибор определит неисправность 

быстро и просто, исключая подетальный 

поиск, могущий привести к повреждению 

БЭУ. Если необходимо, электрические цепи 

можно проверить, как описано в главе 12, 

прежде отключив разъем БЭУ при вык­

люченном зажигании. 

Пропуски в работе цилиндров 

7. Нерегулярные пропуски указывают на 

возможную ненадежность соединений в 

низковольтной части системы зажигания 

или нарушение высоковольтной цепи. 
8. Выключите зажигание, проверьте на­

дежность и чистоту контактов всех разъемов 

системы зажигания. 
9. Убедитесь в чистоте высоковольтных 

проводов и катушек зажигания. 

10. Регулярные пропуски указывают на не­

исправность одной из свечей зажигания, 

высоковольтного провода, потерю компрес­

сии в одном из цилиндров или неисправность 

одной из топливных форсунок. Регулярные 

сбои в работе цилиндров 1 и 4 или 2 и 3 на 

двигателях E7J могут быть следствием 

неисправности соответствующей катушки 

зажигания. Перебои в работе всех цилиндров 

могут происходить по вине неисправной 

топливной системы (забитый топливный 

фильтр или неисправный топливный насос). 

Снятие 

1. Отсоедините провод 'массы" от аккуму­

лятора (см. Отключение аккумулятора в главе 
5А) и отведите его в сторону. 

Renault Megane 

2 Система зажигания -

проверка 

3 Высоковольтные катушки 

зажигания - снятие, 

проверка и установка 

Внимание! Напряжения, выраба­

тываемые электронной системой 

зажигания значительно выше на-

пряжений, вырабатываемых обычными 
системами. Работая с системой, будьте 

Система зажигания - бензиновые двигатели 5Б•3 

Рис. 3.2 Катушки зажигания 

Рис. З.З.а. Отсоедините от катушек 

высоковольтные провода... 

Рис. З.З.б.... и от свечей зажигании 

Двигатели Е7 J 

2. Катушки зажигания установлены в 

правой части клапанной крышки (рис. 3.2). 

'3. Запомните установку, отсоедините 

высоковольтные провода от свечей зажи­

гания и от катушек (рис. З.З.а, б). Если не­

обходимо, нанесите на провода маркировку. 

На двигателях D7F провода уложены в спе­

циальный держатель.ккоторому прикреплен 

ключ для снятия их наконечников со свечей. 
4. Отсоедините многополюсный разъем от 

каждой катушки (рис. 3.4). 
5. Отверните винты крепления и снимите 

катушки с пластины крепления - запомните 

положение подавителя помех (рис. 3.5). 

Примечание: Основания катушек -разные, 
поэтому их можно установить топькона свои 

места. 

Двигатели K4J.  К 4 М и F4R 

6. Доступ к катушкам зажигания возмо­
жен через отверстия во впускном коллек­

торе. Прежде отсоедините проводку от 
катушек. Не повредите разъемы (рис. 3.6). 

7. Отверните винты крепления и снимите 
все катушки со свечей зажигания (рис. 3.7, 
а - в). 
8. Проверьте состояние уплотнительных 
колец катушек в клапанной крышке, повреж­
денные - замените. 

Проверка 

9. Каждую катушку можно проверить, как 
описано выше - омметром, сверяясь со 
Спецификациями (рис. 3.9,а, б). 

Рис. 3.4 Отсоедините от катушек мно­

гополюсный разъем 

10. Проверку всей системы нужно доверить 

дилеру, обладающему специализированным 

диагностическим оборудованием. 

Рис. 3.5 Подавитель помех крепится од­

ним из винтов 

Установка 

11. Установка - обратная процедура. Затя­

гивайте болты предписанными моментами. 

Правильно присоединяйте проводку. 

Рис. 3.6 Отсоедините проводку от катуш- Рис. 3.7,а. ... и отверните винт крепле-

ки зажигания... ния... 

Рис. 3.7.б... 

зажигания 

и снимите катушку со свечи 

Рис. 3.7.в. Катушка зажигания, снятая с 

головки цилиндров 

Рис. З.9.а. Проверка низковольтной об­

мотки катушки зажигания 

Renault Megane 

Глава 5 часть В 

Система подогрева свечей накаливания 

и топливного фильтра дизельного двигателя 

Содержание 

Система предварительного подогрева -

общее описание и проверка 1 

Свечи накаливания - снятие, проверка и установка 2 
Блок управления системы предварительного подогрева -

снятие и установка 3 

Датчик температуры охлаждающей жидкости -

снятие, проверка и установка 4 

Система подогрева топливного фильтра -

обшая информация и замена компонентов 5 

Степени сложности 

Спецификации  

Идентификация двигателей 

Двигатели без турбонаддува - модели D F8Q 620, F8Q 622, FBQ 788 
Двигатели с турбонаддувом: 

Модели dТ - форкамерный впрыск F8Q 784, F8Q 786 
Модели dTi - непосредственный впрыск F9Q 730, F9Q 734 
Модели dCi - непосредственный впрыск "common rail" F9Q 732 

Свечи накаливания 

Сопротивление 0.80м 

Тип: 

Модели D Bosch О 250 202 024 
Модели Dt Bosch О 250 201 050 
Модели Dti Bosch О 250 202 025 

Модели dCi Bosch О 250 202 022 

Термоплунжеры [двигатели F9Q) 
Сопротивление 0.45 ± 0.05 Ом 

Сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости 
Двигатели F8Q 620. F8Q 784, F8Q 786 и FBQ 788: 

20°С 3060...4045 Ом 

40°С 1315...1600 Ом 
80°С 300...370 Ом 
90°С 210...270 Ом 

Двигатели F8Q 622, F9Q 730, F9Q 734 и F9Q 732 

0°С................................................................................5290...6490 0м 

20°С 2400...2600 ОМ 

40°С 1070... 1270 Ом 

80°С 300...450 Ом 

Моменты затяжки резьбовых соединений H • м 

Свечи накаливания 20 
Гайка вывода свечи накаливания . 4 

Легко, 
доступно новичку 

с минимальным 

опытом 

Довольно легко, 

доступно 

для начинающего 

с небольшим опытом 

Довольно сложно, 

доступно 

компетентному 

автомеханику 

Сложно, 
доступно огытному 

автомеханику 

Очень сложно, 

доступно очень 

опытному механику 

или профессионалу 

5 В • 2 Система подогрева свечей накаливания и топливного фильтра дизельного двигателя 

1 Система 

предварительного 

подогрева -

описание и проверка 

Описание 

1. В камеру сгорания (непосредственный 

впрыск) или в форкамеру (предкамерный 

впрыск) каждого цилиндра ввернута свеча 

подогрева [обычно называемая "свеча 

накаливания"). Блок управления укреппен под 

капотом в левом углу на моторном щите. 

Датчик температуры охлаждающей жид­

кости установлен в корпусе термостата. Блок 

управления подогревом свечей управляется 

по командам из БЭУ двигателя. 
2. Свечи получают питание из блока 

управления. Предусмотрено пять стадий по­

догрева свечей накаливания: переменный 

предварительный подогрев, фиксирован­

ный предварительный подогрев, пусковой 

подогрев, фиксированный подогрев после 

пуска и переменный подогрев после пуска. 
3. Переменный предварительный подо­

грев применяется при включенном за­

жигании, в этой стадии на панели приборов 

загорается предупреждающая лампочка. 

Время предварительного переменного 

подогрева зависит от температуры охлаж­

дающей жидкости, напряжения аккумуля­

тора и атмосферного давления (высоты над 

уровнем моря). Максимальное время по­

догрева в этой стадии равно 15.5 секунд -

при низкой температуре охлаждающе жид­

кости, напряжении аккумулятора ниже 9.3 В 

и высоте над уровнем моря выше 2000 

метров. Длительность этой стадии варьи­

руется от 15.5 секунд до нуля (при темпера­

туре ОЖ - 80°С), уменьшаясь с прогревом 

двигателя. 
4. Стадияфиксированного предваритель­

ного подогрева наступает сразу после 

стадии переменного предварительного 

подогрева, как только предупреждающая 

лампочка на панели приборов погаснет и 

длится до 8 секунд на двигателях F8Q 7  3 0 / 

734/788, Юсекундна двигателяхF9Q732 

и до 30 секунд на двигателях F8Q 622. 

Обычно водитель заводит двигатель в этой 

стадии подогрева свечей. 

Рис. 2.2 Отсоедините проводку (указана 

стрелкой) от вывода свечи 

5. При вращении двигателя стартером 

свечи постоянно получают питание. 
6. Стадия фиксированного подогрева 

после пуска длится 10 секунд после запуска 

двигателя. 
7. Стадия переменного подогрева после 

пуска наступает по окончании стадии фик­

сированного послепускового подогрева, ее 

длительность зависит оттемпературы охлаж­

дающей жидкости, оборотов двигателя и на­

грузки на него [согласно сигналу потенци­

ометра, установленного на рычаге управле­

ния ТНВД). Максимальная длительность 

этой стадии - 3 минуты, после чего система 

отключается. Длительность последней ста­

дии снижается, если температура охлаж­

дающей жидкости превышает 60°С, если 

"полный газ" длится более 3 секунд или на­

пряжение аккумулятора вырастает выше 

16 В. Стадия снова вступает в силу, если дви­

гатель возвращается к холостым оборотам 

или нормальной нагрузке или напряжение 

аккумулятора падает ниже 15 В. 
8. Если датчик температуры ОЖ выходит 

из строя, БЭУ использует информацию от 

датчика температуры окружающеговоздуха. 

На некоторых двигателях F9Q, предназна­

ченных для эксплуатации в условиях особо 

низкихтемператур, предусмотрена система 

подогрева охлаждающей жидкости - под 

впускным коллектором расположены три 

термоплунжера, подогревающих охлажда­

ющую жидкость, ускоряя прогрев двигателя. 

Проверка 

9. При появлении в системе неисправ­

ностей можно обратиться за помощью к 

дилеру компании Renault, имеющему спе­

циализированное диагностическое обору­

дование, но все же некоторые предвари­

тельные испытания провести стоит. 

10. Присоедините вольтметр или 12-воль-

товую контрольную лампочку между про­

водом питания свечей накаливания и "мас­

сой" автомобиля (металлическим частям 

кузова или двигателя). Нужен хороший 

контакт с "массой". Проследите, чтобы щуп 

"горячего" провода не касался оголенных 

металлических частей двигателя - не "сел 

на массу". Попросите помощника включить 

"зажигание" и проверьте напряжение на 

свечах. Обратите внимание на продол-

Рис. 2.3 Выверните свечу и снимите ее с 

головки цилиндров 

жительность свечения на приборной пане­

ли предупреждающего сигнала и продолжи­

тельность наличия напряжения на свечах, 

сравните с приведенным в п.п. 1 ...7 опи­

санием стадий подогрева. 

11. Если питания и свечения нет вовсе -

неисправность кроется в блоке управления, 

реле или электрических цепях. 
12. Чтобы отыскать неисправную свечу, 

отверните гайки, снимите шайбы и отсо­

едините провод питания и шину питания от 

свечей. Не уроните шайбы и гайки. Ис­

правная свеча имеет очень низкое сопро­

тивление - менее 1 Ом. Можно подключить 

контрольную лампочку между проводом 

питания и центральным выводом свечи. При 

включении "зажигания" и исправной свече 

лампочка должна гореть. Если лампочка не 

горит, или омметр показывает большое 

сопротивление,свеча - неисправна. 

13. При наличии амперметра можно про­

верить ток через каждую свечу. После 

первого импульса в 15...20 А ток должен 

упасть до 10 А. Свеча, ток через которую 

меньше или больше вышеуказанных ве­

личин, возможно, неисправна. 

14. В заключение, свечу можно вывернуть и 

проверить, как описано в параграфе 2. 

15. Если система подогрева неисправна, 

прежде проверьте состояние электричес­

ких соединений между различными ком­

понентами системы. Если после этого не­

исправность не выявлена, можно проверить 

систему заменой компонентов на заведо­

мо исправные. Если такая проверка не 

представляется возможной, обратитесь к 

специалистам, имеющим необходимое 

оборудование для проверки. 

2 Свечи накаливания -

снятие, проверка 

и установка 

Снятие 

Предупреждение: Если зажигание только 

что было включено, или двигатель только 

что работал, свеча может быть очень 

горячей. 

1. Отсоедините провод "массы" от аккуму­

лятора (см.Отключение аккумулятора в главе 

5А) и отведите его в сторону. 

Рис. 3.1 Блок управления подогревом 
свечей 

Renault Megane 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58 ..