Подвеска автомобиля воспринимает основные динамические нагрузки от
воздействия неровностей дороги. Для обеспечения большей плавности хода и
для гашения колебаний автомобиля в его передней подвеске установлены
гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.
Автомобили КАМАЗ различных моделей и комплектаций имеют подвески
переднюю и заднюю различающиеся: применяемыми рессорами в зависимости от
нагрузки; для передних подвесок —наличием стабилизатора поперечной
устойчивости; амортизаторами и кронштейнами крепления амортизаторов;
дополнительными буферами и их конструкцией; стремянками и элементами
крепления. Особенности наиболее применяемых подвесок даны в таблице.
Передняя и задняя подвески представлены на рисунке 201.
Подвеска передняя автомобилей (рис.202) состоит из двух продольных
полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя телескопическими
амортизаторами и двумя полыми резиновыми буферами сжатия. В средней
части рессоры прикреплены двумя стремянками 7 к площадке балки передней
оси. Между рессорами и балкой установлены кронштейны 10 амортизаторов
11.
Передние концы рессор с помощью отъемных ушков 23 и пальцев 21
прикреплены к кронштейнам 20. Втулки 22 отъемных ушков изготовлены из
антифрикционного ковкого чугуна, повышающего износостойкость соединений
с пальцами рессор. Задние концы передних рессор скользящие и опираются
на сменные защитные сухари 15 и боковые вкладыши 19.
Коренной лист рессоры прямоугольного сечения, а остальные листы
Т-образного сечения. Всего 15 листов. На скользящем конце коренного
листа заклепка-
ми закреплена накладка 16, предохраняющая его от
износа. Пальцы рессор смазываются через масленку.
Амортизаторы передней подвески соединены с рамой автомобиля и передней
осью при помощи пальцев и резиновых втулок. Втулки компенсируют перекосы
и смягчают ударные нагрузки, передаваемые от оси автомобиля на раму. С
обоих торцов резиновых втулок установлены шайбы.
При движении автомобиля по дороге с небольшими препятствиями амплитуда
колебаний подвески незна-чительна и сопротивление, создаваемое
амортизаторами, невелико. На неровной дороге амплитуда колебаний
подвески возрастает, при этом амортизатор оказывает большое
сопротивление, предотвращая раскачивание автомобиля и поглощая энергию
как при плавном, так и при резком сжатии и отдаче рессор.
Для ограничения хода передней подвески служат резиновые полые буферы 6,
закрепленные на лонжеронах рамы.
Подвеска передняя автомобилей КамАЗ-53212, КамАЗ-65115, КамАЗ-53228,
КамАЗ-53229 и КамАЗ-54112 имеет стабилизатор поперечной устойчивости,
который увеличивает угловую жесткость подвески, уменьшая угол крена
подрессорной части автомобиля при действии на автомобиль поперечной
(боковой) силы, повышает устойчивость движения автомобиля.
Штанга стабилизатора в средней части закреплена на балке передней оси в
резиновых подушках с помощью обойм, накладок и стремянок. Штанга
стабилизатора стойками шарнирно соединена с кронштейнами, установленными
на левом и правом лонжеронах рамы. Соединение стоек с кронштейнами рамы
аналогично креплению амортизатора.
Амортизатор (рис. 203) верхней пружиной прикреплен к кронштейну на раме,
а нижней — к нижнему кронштейну амортизатора. Принцип действия
гидравлических амортизаторов заключается в следующем. При относительных
перемещениях под-рессорных и неподрессорных частей автомобиля имеющаяся
в амортизаторе жидкость, перетекая из одной его полости в другую через
небольшие отверстия, оказывает сопротивление вертикальному перемещению
штока и гасит колебания рессор.
Задняя подвеска — балансирная, на двух полуэл-липтических рессорах, с
реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами( см.рис. 299).
Концы рессор скользящие по опорам, приваренным к балкам мостов. Ось
балансира выполнена цельной, без стяжки. Пальцы реактивной штанги
азотированы, опоры рессор усилены. Рессоры в средней части прикреплены
стремянками 7 к башмаку 19 рессоры. Концы рессор установлены в опорах
11. При проги-бе рессор концы их скользят в опорах. При ходе мостов вниз
рессоры удерживаются в опорах пальцами 8, зафиксированными от осевых
перемещений шплинтами и шайбами. Для ограничения хода мостов вверх и
смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены буферы 1.
Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на
раму шестью реактивными штангами 4. Шарниры реактивных штанг
самоподвижные.
Балансирное устройство автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-55102 и КамАЗ-5410
состоит из двух осей 31, запрессованных в кронштейны 33, и башмаков 19 с
запрессованными в них втулками 25 из антифрикционного материала.
Кронштейны балансирного устройства соединены стяжкой 34 и закреплены
шпильками на кронштейнах задней подвески, которые в свою очередь
крепятся болтами к лонжеронам рамы. В крышке 23 имеется отверстие с
пробкой для заливки масла.
Для предотвращения вытекания смазки в башмаках установлены резиновые
армированные манжеты, а для защиты уплотнений от грязи — уплотнительные
кольца. Башмаки 19 закреплены на осях разрезными гайками, стянутыми
болтами 24.
Подвеска задняя автомобилей КамАЗ-53212, КамАЗ-55111 и КамАЗ-54112
(рис. 208), в отличие от задней подвески, изображенной на рис. 167,
имеет балансирное устройство с одной осью, запрессованной в кронштейн
оси балансира и выполняющей роль стяжки. Опоры рессоры и нижние
реактивные рычаги для улучшения ремонтоспособ-ности выполнены съемными.
Опоры зафиксированы от перемещения установочными пластинами. Для
ограничения хода мостов вниз на опорах рессор установлены ограничители
качания мостов.
Штанги реактивные (рис. 209) одинаковы по
конструкции. В каждом наконечнике реактивной штанги расточено отверстие,
в которое установлен внутренний вкладыш 7, который для предотвращения от
проворачивания в наконечнике зафиксирован заклепкой 6, шаровой палец 8 и
наружный вкладыш 9. Наружный вкладыш поджат пружиной и закрыт крышкой с
уплотнительной прокладкой 11. Для смазывания вкладышей в каждой крышке
установлена масленка 1. Для уплотнения шарнира реактивной штанги от
вытекания смазки и попадания грязи поставлен торцовый сальник 4 с
натягом на коническую поверхность пальца: он одной стороной упирается в
торец кронштейна рычага, другой, рабочей, прижимается к торцу
наконечника штанги.
— затяните гайки стремянок рессор передней и задней подвесок. Для
сохранения продольного наклона шкворней затягивайте гайки стремянок
рессор передней подвески в следующем порядке: сначала затяните гайки
передней (по ходу автомобиля) стремянки, затем — задней;
— смажьте шарниры реактивных штанг через пресс -масленки до появления
свежей смазки в зазорах.
При сервисе С:
— проверьте зазор в шарнирах реактивных штанг, при зазоре более 1,3 мм
замените вкладыши и пальцы шарниров;
— проверьте уровень масла в башмаках балансир-ного устройства задней
подвески, при необходимости долейте масло до уровня заливных отверстий;
— затяните гайки болтов крепления кронштейнов задней подвески к
лонжеронам рамы.
Ремонт
При разборке рессор в случае износа накладки скользящего конца коренного
листа передней рессоры снимите накладку, в дальнейшем эксплуатируйте
рессору без накладки. Замерьте зазоры между пальцами и втулками отьемных
ушков. Номинальный зазор между пальцем и втулкой 0,17... 0,39 мм при
номинальном диаметре пальца 39,95... 40,00 мм. Если зазор больше 2 мм,
то замените изношенные детали.
Замените втулки, имеющие значительные выкрашивания одного из торцов
(свыше 60 % от поверхности торца втулки). При износе боковых сухарей
передних рессор на глубину до 3 мм замените
их (номинальная толщина сухарей — 8 мм). При износе
верхних сухарей передних рессор на глубину до 3 мм спрессуйте их с
кронштейнов, разверните на 180° и вновь напрессуйте. При износе концов
первых коренных листов рессор задней подвески на 40... 50% толщины
поменяйте местами первый и третий листы.
Для предохранения опор рессор задней подвески от интенсивного износа на
их опорные поверхности наплавлен слой твердого сплава (HRC 56... 62) на
глубину 2... 4 мм. При износе этого слоя произведите его повторную
наплавку электродом ЭН-60М-3,0-1 ГОСТ 9466-75. На автомобилях
КамАЗ-53212, КамАЗ-55111 и КамАЗ-54112 твердый сплав глубиной 2... 4 мм
наплавлен и на боковые стороны опор. При суммарном зазоре более 10 мм
между наружными и внутренними боковинами опор и рессорами произведите
наплавку твердого сплава на боковины опор рессор, обеспечив суммарный
зазор 3... 5 мм.
При сборке рессор смажьте графитной смазкой трущиеся поверхности листов,
так же смажьте ушки и пальцы передних рессор. Передние и задние рессоры
устанавливайте на автомобиль попарно с разницей прогиба не более 10 мм.
Во избежание поломок рессор и износа щек башмаков при проведении
ремонта:
Для снятия реактивных штанг с автомобиля используйте съемник: для этого,
отвернув гайки 5 (рис. 210), снимите крышку 4, штангу пропустите между
шпильками съемника, наденьте на шпильки крышку
4 и заверните гайки 5. Клин 3 заведите до упора
между торцами наконечника штанги и проушины пальца, при этом винт 1
должен быть в крайнем правом положении. Затяните гайки 5 и, вворачивая
винт 1 в корпус 2, выпрессуйте палец из проушины. Замена вкладышей и
пальцев реактивных штанг производится при осевом люфте в реактивной
штанге более 1,3 мм.
Для регулирования осевого зазора в башмаке балансирного устройства:
— поднимите автомобиль за раму и установите на подставки. Обеспечьте
возможность поворачивания балансира, отделив концы задней рессоры от
опор мостов или сняв рессору;
— заверните разрезную гайку так, чтобы балансир не поворачивался от
руки;
— отверните гайку на 1/6 оборота, затяните стяжной болт с моментом
78,2... 98,1 Н.м (8... 10 кгс.м) и проверьте возможность поворачивания
балансира от руки. Если балансир не поворачивается, дополни-
При разборке балансирного устройства в случае износа осей и втулок
башмаков балансирного устройства выше допустимого отшлифуйте оси до
устранения следов износа и установите ремонтные (уменьшенные по
внутреннему диаметру) втулки. При номинальном диаметре оси балансира
87,93... 88,00 мм номинальный зазор между осью и втулками должен быть
0,120... 0,305 мм. Допустимый без ремонта зазор между осью и втулками не
более 1,0 мм.
Амортизаторы заменяйте при снижении максимальных сил сопротивления на
ходе сжатия и отбоя более чем на 25% по сравнению с нижним пределом,
указанным в табл. 38.
При появлении на амортизаторе следов подтекания
масла, снимите амортизатор с автомобиля и подтяните гайку резервуара.
Если течь не устраняется подтягиванием гайки резервуара, замените
амортизатор.
— поднимите за раму переднюю часть автомобиля, установите подставку под
раму и опустите на нее автомобиль, при этом обеспечьте зазор между
накладкой коренного листа и вкладышем в заднем кронштейне рессоры 40...
80 мм;
— подъемным приспособлением снимите рессору с передней оси.
Для установки передней рессоры:
— подъемным приспособленном опустите рессору на переднюю ось,
предварительно установив кронштейн амортизатора под рессору;
— установите накладку рессоры и совместите их центрирующие элементы;
— вставьте стремянки рессоры в отверстия площадки передней оси и
затяните гайки стремянки;
— подведите передний конец рессоры к кронштейну, совместите отверстие
ушка рессоры с отверстиями в кронштейне, вставьте палец и стяжные болты,
наденьте на них шайбы и затяните гайки;
— поднимите за раму переднюю часть автомобиля,
уберите подставку и опустите автомобиль;
— присоедините амортизатор к передней оси;
— вставьте распорную втулку и стяжной болт в задний кронштейн рессоры и
закрепите его.
Проконтролируйте момент затяжки гаек стремянок.
Смажьте палец ушка рессоры до появления свежей смазки из втулки ушка.
— расшплинтуйте пальцы опор рессоры и выбейте пальцы опор рессоры (у
автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102) или снимите
ограничители качания мостов (если это автомобили КамАЗ -53212,
КамАЗ-54112, КамАЗ-55111);
— поднимите за раму заднюю часть автомобиля, установите подставку под
раму и опустите автомобиль на нее, при этом обеспечьте зазоры между
концами рессоры и опорами не менее 25... 30 мм;
— отверните гайки стремянок рессоры и снимите стремянки, накладку
рессоры и верхние листы рессоры, не скрепленные хомутами;
— подъемным приспособлением снимите рессору с башмака.
Для установки задней рессоры:
— подъемным приспособлением установите рессору на башмак, совместив их
центрирующие элементы;
— затяните гайки стяжных шпилек щек башмака до соприкосновения щек с
рессорой;
— установите накладку рессоры, стремянки и затяните гайки стремянок;
— поднимите заднюю часть автомобиля, уберите подставку и опустите
автомобиль;
— установите пальцы опор рессоры, наденьте шайбы и зашплинтуйте пальцы
(у автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-55102, КамАЗ-5410) или установите
ограничители качания мостов (если это автомобили КамАЗ-55111,
КамАЗ-53212, КамАЗ-54112). Проконтролируйте моменты затяжки гаек
стремянок.