На троллейбусе установлена 4-х канальная АБС конфигурации 4S/4М (4
датчика/4 модулятора).
Задачей АБС является автоматическая, независимая от интенсивности
воздействия водителя на тормозную педаль, регулировка продольного
проскальзывания колеса, создающая возможность эффективного использования
коэффициента сцепления колеса с дорожным покрытием во время торможения,
особенно на покрытиях с низким коэффициентом сцепления, что повышает
устойчивость транспортного средства при торможении на покрытии с низким
коэффициентом сцепления.
АБС является частью рабочей (основной) тормозной системы, которая
автоматически вступает в процесс торможения каждый раз, когда возможное
сцепление между дорогой и шиной, контролируемого колеса, оказывается
меньше, чем тормозная сила, приложенная к колесу, и предотвращает его
блокирование.
АБС имеет следующие основные элементы:
датчики скоростей колес, которые регистрируют скорость колес;
управляемые пневмоклапаны (модуляторы давления), которые регулируют
давление в тормозных цилиндрах;
электронный блок управления, который управляет пневмоклапанами,
обрабатывая сигналы датчиков скорости колес.
Датчик скорости колеса используется для определения мгновенной скорости
вращения колеса (колес), в ступице которого он устанавливается, и
передачи электрического сигнала, прямо пропорционального окружной
скорости вращающегося колеса в электронный блок управления.
Зубчатый ротор, установленный в ступице колеса, порождает переменное
напряжение в катушке датчика. Поскольку частота переменного напряжения
пропорциональна скорости вращения ротора, это позволяет датчику
постоянно отслеживать изменение скорости вращения колеса.
Клапан управления давлением (модулятор давления) применяется для
управления давлением воздуха в тормозной камере проскальзывающего колеса
в процессе работы АБС. Клапан управления состоит из двух диафрагм,
открытие которых осуществляется двумя электромагнитными клапанами.
Электронный блок управления (ЭБК) отслеживает сигналы датчиков скорости
и определяет потребность вмешательства АБС в процесс торможения, который
осуществляется посредством введения в действие соответствующих клапанов
управления давлением для оптимизации тормозного давления, установлен в
кабине водителя.
Блок непрерывно контролирует систему. Информация о неисправности
поступает к водителю при загорании сигнального светодиода.
Работа системы
При торможении из-за разности коэффициентов сцепления отдельных колес с
дорожным покрытием возможна блокировка колес и троллейбус может пойти
юзом, потеряв при этом управляемость. АБС предотвращает блокировку
колес, в большей степени реализуя сцепление, возникающее между шиной и
дорогой в случае экстренного торможения.
Троллейбус, оборудованный АБС, обеспечивает:
повышение активной безопасности за счет обеспечения устойчивости (нет
скольжения ) и управляемости (возможности маневра) в процессе торможения
и повышения тормозной эффективности троллейбуса, особенно на мокрых и
скользких дорогах, продление срока службы шин;
возможность увеличения средней безопасной скорости движения.
Подробное описание системы АБС, рекомендации по ее обслуживанию
приведены в технической документации на нее.
Централизованная система смазки троллейбуса 42003А
Троллейбус оборудован системой централизованной смазки фирмы Lincoln,
Германия. Техническое описание, указания по эксплуатации и обслуживанию
в соответствии с тех-
нической документацией на систему.
Устройство и работа электрооборудования троллейбуса
При изучении электрооборудования троллейбуса необходимо
пользоваться схемой электрической принципиальной
АКСМ42003А-000000.000 Э3.
Система электроснабжения троллейбуса обеспечивает:
электропитание потребителей (оборудования) постоянным током
номинальным напряжением 550 В от контактной сети (согласно СНиП
2.05.09-90 "Электрофицированный городской транспорт. Трамвайные и
троллейбусные линии", ГОСТ 6962-75);
электропитание потребителей (оборудования) постоянным током
номинальным напряжением 550 В в автономном режиме работы (работа от
КБ);
электропитание потребителей (оборудования) переменным током
номинальным напряжением 380 В частотой 50 Гц от статических
преобразователей600
В/~380 В;
электропитание потребителей (оборудования) постоянным током
номинальным напряжением 28 В от статических преобразователей550
В/28
В, работающих в буфере с АБ и обеспечивающих подзаряд АБ при
включенных потребителях;
заряд КБ от контактной сети во время движения троллейбуса и при
рекуперировании кинетической энергии электродинамического
торможения.
На троллейбусе предусмотрена индикация заряда блока накопителей и
возможность автоматического включения питания троллейбуса от блока
накопителей при исчезновении напряжения в контактной сети и
соответствующая сигнализация.