Дизель-генератор 18-9ДГ. Шатунный механизм

  Главная       Учебники - Тепловозы      Дизель-генератор 18-9ДГ (для тепловозов 2ТЭ116, 2ТЭ116У)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..

 

 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Шатунный механизм

Предназначен для преобразования поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Состоит из главного и прицепного шатунов. Шатуны соединены между собой пальцем, который установлен во втулке, запрессованной в проушины главного шатуна (рис. 16). Прицепной шатун крепится двумя болтами со шлицевыми головками к пальцу, установленному в проушинах главного шатуна. В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки, покрытые свинцовистой бронзой. Для подачи масла к поршневому пальцу в средней части каждой втулки имеется канал с отверстием. Нижняя головка главного шатуна

имеет съемную крышку, которая крепится к стержню четырьмя шатунными болтами. Стык нижней головки стержня и крышки имеет зубцы трапецеидальной формы, препятствующие поперечному смещению крышки.

image

Рис. 16. Шатунный механизм.


 

В нижнюю головку главного шатуна установлены верхний и нижний вкладыши. Наружная поверхность вкладышей бронзирована. Вкладыши устанавливаются с гарантированной величиной выступания поверхности стыков. Положение их фиксируется штифтами, запрессованными в стержень и крышку.

Верхний и нижний вкладыши невзаимозаменяемые. В нижнем вкладыше в отличие от верхнего имеется канавка с отверстиями для перетока масла.

Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала. По отверстиям в нижнем вкладыше и по каналу в крышке масло перетекает в канал нижней головки шатуна, а по втулке, уплотненной кольцом, в канал стержня главного шатуна. Далее часть масла поступает через канал в стержне главного шатуна к втулке.

Другая часть масла поступает к втулке и через отверстие в пальце и каналу в стержне прицепного шатуна к втулке. Из верхних головок главного и прицепного шатунов масло поступает на охлаждение поршней.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Поршень

Предназначен для передачи усилия от давления газов через поршневой палец и шатун коленчатому валу. Составной конструкции, головка к тронку крепится шпильками. В отверстия бобышек тронка вставлен палец плавающего типа. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами (рис. 17).

Поршень состоит из стальной головки и алюминиевого тронка, скрепленных четырьмя шпильками и специальными гайками. Под гайками установлены втулки. Гайки застопорены шплинтами. Поршень имеет два компрессионных кольца с односторонней трапецией, одно компрессионное (минутное) кольцо и два

маслосъемных кольца. Кольцо снабжено экспандером (пружинным расширителем). Поршни охлаждаются маслом, поступающим через шатуны из масляной системы дизеля.


 

image

Рис. 17. Поршень.


 

В отверстия бобышек тронка установлен поршневой палец плавающего типа, осевое перемещение которого ограничивается стопорными кольцами. Рабочая поверхность тронка для улучшения условий приработки покрыта антифрикционным покрытием.

Головка поршня охлаждается маслом. Масло в полость охлаждения головки поступает из шатуна через стакан, плотно прижатый к шатунной головке пружиной. Из стакана по отверстиям масло проходит в полость охлаждения, а оттуда по трубке и по отверстиям сливается в картер дизель-генератора. Резиновое уплотнительное кольцо предотвращает утечку масла через зазор между головкой и тронком.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Лоток с распределительным механизмом

Предназначен для размещения в нем распределительного вала и рычагов привода клапанов. Лоток с распределительным валом установлен на верхней части блока. На лотке установлены топливные насосы и механизм управления топливными насосами (рис. 18). Лоток состоит из двух частей, отлитых из алюминиевого сплава и скрепленных болтами и шпильками, крепится к блоку цилиндров шпильками и фиксируется двумя коническими штифтами. В лотке установлены распределительный вал, который вращается в разъемных алюминиевых подшипниках, и рычаги. Первый подшипник от фланца - упорный, удерживающий распределительный вал от осевого перемещения, стопорится в лотке фиксатором, а опорные подшипники – фиксаторами. Фиксаторы уплотняются резиновыми

кольцами. С переднего торца лоток закрыт крышкой. Стык крышки и лотка уплотняется резиновыми кольцами.


 

image

Рис. 18. Лоток с распределительным механизмом.


 

Масло из масляной системы дизеля поступает по каналам на смазку:

  • подшипников распределительного вала;

  • толкателей топливных насосов;

  • привода распределительного вала;

  • по зазору между болтами и лотком по канавкам, каналу в осях рычагов, по каналам в рычагах на смазку трущихся поверхностей рычагов и роликов, далее по отверстиям в штангах и рычагах крышек цилиндров в гидротолкатели.

Масло из лотка стекает через окно по патрубкам в крышки цилиндров и далее в картер дизеля.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Распределительный вал

Предназначен для управления движением впускных и выпускных клапанов крышек цилиндров посредством рычагов и штанг и работой топливных насосов соответственно порядку работы цилиндров, привода регулятора, предельного выключателя, стартер-генератора и возбудителя.

Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала посредством шестерен привода и приводной втулки, напрессованной на вал, расположенной на заднем торце блока цилиндров. Приводная втулка образует опорно-упорную шейку, а втулки – опорные шейки распределительного вала (рис. 19).

Втулки, кулаки впускные, выпускные и топливные состоят из двух половин, закрепленных на валу гайками. Гайки разрезные застопорены болтами и обвязываются проволокой.


 

image

Рис. 19. Распределительный вал.


 

Шпонки фиксируют кулаки в строго определенном положении согласно порядку работы цилиндров дизеля. Каждый кулак служит приводом клапанов и топливных насосов ряда А и ряда В цилиндров.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Привод насосов

Предназначен для передачи вращения от коленчатого вала дизеля к рабочим колесам водяных насосов, шестерням насосов масла и топливоподкачивающего насоса. Установлен на переднем торце блока цилиндров и представляет собой зубчатую передачу из прямозубых шестерен, размещенных в корпусе, состоящем из трех корпусов: переднего, среднего и заднего (рис. 20).

На ступице установлены ведущие шестерни, которые приводятся во вращение коленчатым валом дизеля посредством шлицевого вала.

Ведущая шестерня передает вращение шестерням. Шестерня через шестерню и шлицевое соединение передаѐт вращение на ведущую шестерню топливоподкачивающего насоса.

Шестерни посредством шлицевых валов передают вращение рабочим колѐсам водяных насосов, а шестерни посредством шлицевых валов - ведущим шестерням насосов масла. Все шестерни и ступица вращаются в подшипниках качения, установленных в стальных обоймах корпусов. Обоймы зафиксированы от проворачивания замками. Также замками стопорятся наружные кольца подшипников качения.

Масло к трущимся деталям поступает из канала блока цилиндров по каналу корпуса.(рис. 21). Маслом, поступающим в штуцер, смазываются шестерни, а через отверстия в корпусе, обоймах и проставках масло поступает на смазку шлицев приводных валов водяных насосов и далее через каналы в валах на смазку подшипников водяных насосов. После смазки и охлаждения деталей масло сливается в поддизельную раму.


 

image

Рис. 20. Привод насосов.


 

По каналу масло поступает из рамы во всасывающую полость насоса масла.

Канал служит для прохода масла на терморегулятор.


 

image

Рис. 21. Привод насосов.

Отверстие в переднем корпусе привода предназначено для подсоединения трубопровода от маслопрокачивающего насоса. Через каналы охлаждающая жидкость проходит в каналы и через фланцы в водяные коллекторы блока цилиндров. Слив охлаждающей жидкости из каналов производится только при полном сливе охлаждающей жидкости из дизеля.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Привод распределительного вала

Предназначен для передачи вращения от коленчатого вала распределительному валу, а также шестерне вентилятора, приводному валу регулятора и валу с грузом предельного выключателя (рис. 22). Кроме того, привод используется для передачи вращения якорю стартер-генератора и якорю возбудителя во время работы дизеля, а также для передачи вращения коленчатому валу от стартер-генератора во время пуска.

image

Рис. 22. Привод распределительного вала.


 

Привод распределительного вала установлен на заднем торце блока цилиндров и представляет собой зубчатую передачу, состоящую из прямозубых и конических шестерен, помещенных в корпус, который состоит из четырех частей (корпусов). На корпусе привода установлен вентилятор охлаждения генератора. Шестерни привода вращаются в подшипниках качения, установленных в стальных взаимозаменяемых обоймах (рис. 23).

Обоймы в корпусы посажены на клей и зафиксированы от проворачивания замками. Замками стопорятся также наружные кольца подшипников качения. Шестерня коленчатого вала посредством находящихся в зацеплении шестерен и шлицевой втулки вращает распределительный вал. Кроме того, через шестерню приводится во вращение шестерня вентилятора.

Для замера частоты вращения ручным тахометром служит вал, который на конце

определения частоты вращения коленчатого вала необходимо результаты замера разделить на 2,25.

image

Рис. 23. Кинематическая схема привода распределительного вала и смазки.


 

Шестерни привода смазываются маслом, выходящим из форсунок, к которым оно поступает из лотка по каналам в корпусе привода. Из канала в корпусе по трубе и отверстию в крышке масло поступает на смазку шлицевой втулки.

image

Рис. 24. Привод распределительного вала.

По каналу в корпусе привода масло подается на смазку подшипников вентилятора

(рис. 24). Подшипники привода смазываются масляными парами, а сферические подшипники шестерен смазываются маслом, поступающим по каналам в корпусе привода и отверстиям в обойме и наружных кольцах подшипников. Маслоотбойники установленные на валах шестерен, препятствует вытеканию масла из привода.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Механизм валоповоротный

Установлен на корпусе привода распределительного вала и предназначен для вращения коленчатого вала перед подготовкой к пуску, после остановки и при техническом обслуживании и ремонтах дизеля.

Валоповоротный механизм состоит из кронштейнов, валов, червяка, стопора и пружин (рис. 25). Кронштейн крепится к корпусу привода распределительного вала и фиксируется штифтами. Червяк вместе с валом вращается во втулках, которые запрессованы в кронштейн, от осевого перемещения червяк удерживается кольцами.

image

Рис. 25. Валоповоротный механизм.


 

Кронштейн установлен на валу, застопорен штифтами и вместе с червяком поворачивается на определѐнный угол. От произвольного зацепления червяка с зубчатым венцом муфты кронштейн удерживается пружинами. Масло для смазки трущихся поверхностей вала и червяка поступает из маслѐнки по отверстиям в вале.

В отключенном положении кронштейн с валом и червяком находится в верхнем положении и фиксируется стопором. В таком положении стопор своим концом нажимает на шток выключателя. При этом замыкаются контакты электрической цепи блокировки пуска – пуск дизеля возможен (рис. 26).

В рабочем положении стопор проходит через отверстия в кронштейнах, минуя шток выключателя. Электрическая цепь блокировки пуска остается разомкнутой и пуск дизеля невозможен.


 

image

Рис. 26. Валоповоротный механизм.


 

Для вращения коленчатого вала необходимо:

  • открепить скобу и вынуть стопор;

  • рукояткой повернуть кронштейн, ввести червяк в зацепление с зубчатым венцом муфты и через отверстия стопором зафиксировать положение кронштейна;

  • ключом за шестигранную головку вала вращать коленчатый вал в нужном направлении.


 

Дизель-генератор 18-9ДГ. Вентилятор

Предназначен для охлаждения генератора, установлен на приводе распределительного вала. Ротор вентилятора вращается коленчатым валом посредством шестерен привода и шестерен вентилятора. Максимальная частота вращения ротора вентилятора равна 93,7 с-1 (5620 об/мин). Воздух поступает в вентилятор через полость всасывания, обтекатель к рабочим лопаткам колеса вентилятора и направляется через патрубки на охлаждение генератора. Вентилятор состоит из статора и ротора (рис. 27).

Статор состоит из обтекателя, корпуса и патрубка. Обтекатель крепится к корпусу и предназначен для снижения гидравлических потерь.

Корпус является остовом вентилятора. В нижней части корпуса установлена цапфа, на которой установлены роликовые подшипники с шестерней. К переднему торцу корпуса прикреплен спрямляющий аппарат, состоящий из двух концентрических ободов с приваренными к ним лопатками и уменьшающий потери давления воздуха на выходе из рабочего колеса. Он придает воздушному потоку осевое направление.

Ротор состоит из вала, рабочего колеса, втулки с уплотнительными кольцами, двух подшипников: шарикового и роликового, и втулки. Рабочие лопатки установлены в кольцевом пазу, выполненном в рабочем колесе и диске, и крепятся болтами с помощью диска. Подшипники от осевого перемещения удерживаются буртом вала, втулками и гайкой, застопоренной штифтом.


 

image

Рис. 27. Вентилятор генератора.


 

Рабочее колесо и шестерня насажены на конусные части вала с гарантированным натягом и от осевого смещения зафиксированы гайками. Гайки относительно ротора застопорены шайбами. Ротор в сборе удерживается от осевого перемещения в корпусе вентилятора фланцем и крышкой, прикрепленной к корпусу шпильками и колпачковыми гайками. Гайки попарно обвязаны стопорной проволокой. Подшипники смазываются маслом, поступающим из привода распределительного вала. Шестерни и роликовые подшипники смазываются разбрызгивающимся маслом, сливающимся с подшипников ротора. Масло по отверстиям сливается в привод распределительного вала и далее в раму дизеля. Для предотвращения попадания масла в воздушную полость вентилятора и далее в генератор в вентиляторе имеется многоступенчатое комбинированное уплотнение.


 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  ..