ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АВИАЦИИ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

2.9 ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АВИАЦИИ


 

      1. Авиационные организации сильно различаются с точки зрения масштаба и сложности их работы. Каждая организация имеет многоуровневую систему управления, включающую многочисленные подсистемы, чья деятельность направляется через определенную выстроенную систему управления. Организация должна интегрировать управленческие системы, предназначенные для достижения определенных организационных целей, т. е. предоставление продукции и услуг заказчикам. Управленческую систему организации в целом часто называют комплексной системой управления или просто "системой управления" организации.


         

      2. К типичным системам управления авиационной организации относятся:


         

        1. система менеджмента качества (СМК);


           

        2. система управления безопасностью полетов (СУБП);


           

        3. система управления авиационной безопасностью (SEMS);


           

        4. система экологического менеджмента (EMS);


           

        5. система охраны труда и управления безопасностью полетов (OHSMS);


           

        6. система управления финансовыми ресурсами (FMS);


           

        7. система управления документооборотом (DMS).


           

      3. Каждая управленческая система контролируется "ответственным руководителем". Комплексные организации поставщиков продукции и обслуживания могут иметь более тридцати различных управляющих систем, которые должны быть интегрированы в рамках одного предприятия. Некоторые из этих систем представлены ниже:


         

        1. система управления поставщиками;


           

        2. система управления сбытом;


           

        3. система управления кадрами;


           

        4. система управления зданиями и сооружениями;


           

        5. система управления наземным оборудованием;


           

        6. система управления производством;


           

        7. система управления обучением персонала;


           

        8. система управления полетами;


           

        9. система управления грузовыми операциями;


           

        10. система управления техническим обслуживанием и ремонтом ВС;


           

        11. система диспетчерского управления;


           

        12. система управления факторами риска, связанными с утомлением (FRMS).


           

      4. В гражданской авиации все больше проявляется тенденция к интеграции всех этих различных систем управления в виде функциональных компонентов общей корпоративной системы управления. Преимущества такой интеграции очевидны:


         

        1. уменьшение дублирования и, следовательно, затрат;


           

        2. уменьшение общих организационных факторов риска и увеличение рентабельности;


           

        3. нахождение баланса между потенциально конфликтующими целями;


           

        4. устранение потенциально конфликтующих обязанностей и взаимоотношений.


           

      5. Каждая организация интегрирует указанные выше системы с учетом собственных производственных требований. Процессы управления рисками являются важнейшими характеристиками СУБП, СМК, EMS, FMS, OSHSMS и SeMS. Если СУБП должна была бы функционировать изолированно от других управляющих систем, то возникла бы тенденция концентрации внимания исключительно на факторах риска для безопасности полетов без понимания характера угроз для организации в плане качества, системы физической безопасности или экологии.


         

      6. Несмотря на то, что интеграция в настоящее время выходит за рамки сферы действия согласованных SARPS ИКАО по управлению безопасностью полетов и настоящего руководства, многие ведомства гражданской авиации, а также поставщики продукции и обслуживания сознают преимущества от


 

интеграции и гармонизации многочисленных систем управления. Подробный материал об интеграции СУБП и СМК приводится в главе 5.


 

2.10 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ И РАССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ


 

Эффективное представление данных о безопасности полетов


 

      1. Точное и своевременное представление информации об опасных факторах, инцидентах и авиационных происшествиях является одним из основополагающих направлений деятельности в сфере управления безопасностью полетов. Данные, используемые для обоснования результатов анализов безопасности полетов, публикуются многочисленными источниками. Одним из важнейших источников такой информации являются непосредственные свидетельства эксплуатационного персонала, поскольку именно эти сотрудники ежедневно сталкиваются с опасными факторами при выполнении своих служебных обязанностей. Место работы, в котором сотрудники прошли обучение и где поощряется информирование о допущенных ошибках и практическом опыте, является необходимой предпосылкой системы эффективного представления данных о безопасности полетов.


         

        image

        Люди осведомлены о человеческих, технических

        и организационных факторах, которые определяют безопасность системы в целом.


         

        Готовность

         

        Эффективное

        представление данных о безопасности полетов

         

      2. Системам эффективного представления данных о безопасности полетов повсеместно свойственны пять основных характеристик (рис. 2-7). Эффективное представление данных о безопасности полетов является ключевым компонентом управления безопасностью полетов. После представления данных об опасных факторах их можно анализировать совместно с данными из других источников для поддержки процедур SRM и SA.


         

        Информированность

        Гибкость

         


         

        В необычных обстоятельствах люди

        могут изменить метод представления информации, направляя ее

        не в установленном порядке,

        а напрямую, что позволяет такой информации быстро поступить на соответствующий уровень принятия решений.

        Люди готовы сообщать

        o своих ошибках и опыте.

         


         

        Способность учиться

         


         

        Ответственность


         

        Представление важной информации, касающейся безопасности полетов, поощряется (и вознаграждается).

        Однако имеется четкое разграничение между

        приемлемым и непримемлемым поведением.

        Люди способны делать выводы

        на основании использования информационных систем

        o безопасности полетов

        и готовы осуществлять радикальные реформы.

         


         

        Рис. 2-7. Эффективное представление данных о безопасности полетов.

        Пять основных особенностей


         

      3. Еще одним источником данных, используемым для поддержки процедур SRM и SA, являются отчеты о происшествиях. Отчеты могут содержать как информацию о происшествиях, имеющих самые серьезные последствия (авиационные происшествия, серьезные инциденты), так и о событиях с незначительными последствиями, таких как эксплуатационные инциденты, отказы систем/оборудования или дефекты. Хотя требования регламентирующих документов об обязательном представлении данных о происшествиях с серьезными последствиями (авиационных происшествиях, серьезных инцидентах) являются общими для всех, в развитой системе управления безопасностью полетов предусматриваются также уведомления об имевших место событиях с незначительными последствиями. Это позволяет создать необходимый механизм мониторинга для своевременного прогнозирования всех возможных вариантов развития происшествий с серьезными последствиями. Тенденция динамики (частотности) событий с незначительными последствиями неминуемо становится предвестником происшествий с последствиями серьезного характера.


         

      4. Дополнительный инструктивный материал о государственных системах добровольного и обязательного представления данных представлен в добавлениях 2 и 3 к главе 4 соответственно. Инструктивный материал по системам добровольного представления данных в рамках СУБП приводится в добавлении 5 к главе 5.


         

        Расследование авиационных происшествий и инцидентов


         

      5. Когда происходит авиационное происшествие или серьезный инцидент, запускается процесс расследования с целью выявления возможных отказов в авиационной системе и их причин, а также выработки контрмер для предотвращения подобного происшествия в будущем. Таким образом, в системе управления безопасностью полетов процесс расследования авиационных происшествий играет четко определенную роль, наступающую после того, как со своей задачей не справились средства защиты, барьеры, проверки и контрмеры, предусмотренные системой.


         

      6. Будучи одним из важных реагирующих компонентов структурных элементов СУБП и ГосПБП, расследования авиационных происшествий способствуют постоянному совершенствованию авиационной системы, предоставляя сведения об основных причинах авиационных происшествий/инцидентов и уроках, усвоенных из анализа событий. Это помогает обосновывать решения при разработке корректирующих мер и соответствующем распределении ресурсов и определять необходимые улучшения авиационной системы, включая СУБП, ГосПБП и процесс государственного расследования авиационных происшествий. Если обязательные расследования на государственном уровне ограничиваются авиационными происшествиями и серьезными инцидентами, то в рамках развитой системы управления безопасностью могут также расследоваться события с незначительными последствиями.


         

      7. Помимо заключений по основным причинам авиационных происшествий/инцидентов в ходе большинства расследований выявляются также опасные факторы/угрозы. Эффективное и всестороннее расследование включает выявление фактов и установление различий между конечными последствиями, небезопасным действием и опасными факторами/угрозами, способствующими авиационному происшествию/ инциденту. Оно может включать любые факторы систематического, скрытого или организационного характера, присутствующие в рамках всей авиационной системы. В современной проактивной среде управления безопасностью полетов существует важная и необходимая интеграция между процессом расследования авиационного происшествия/инцидента и процессом выявления и представления данных об опасных факторах на уровне организации. Формы отчетов о результатах расследования должны содержать четко сформулированное положение о документировании опасных факторов/угроз, не выявленных в процессе расследования и требующих отдельного изучения в рамках осуществляемого организацией процесса выявления опасных факторов и уменьшения связанных с ними рисков. Для отдельных отчетов по результатам расследований характерно ограничение содержащихся в них "заключений" и "мер принятых/рекомендуемых" исключительно непосредственными и прямыми причинами происшествий. Таким образом, любые вторичные или косвенные опасные факторы/угрозы


 

имеют тенденцию игнорироваться, если только этот пробел не удается ликвидировать, связав процессы расследования авиационного происшествия/инцидента и выявления опасных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..