КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАЦИИ

  Главная      Учебники - Самолёты     Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП) - 3 издание - 2013 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..

 

2.6 КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ В АВИАЦИИ


 

      1. Культура характеризуется убеждениями, ценностями, склонностями и их отражением в реальной жизни, разделяемыми членами общества, группы или организации. Понимание компонентов культуры и взаимодействия между ними важно для управления безопасностью полетов. Тремя наиболее влиятельными компонентами культуры являются организационная, профессиональная и национальная культуры. Культура представления данных является одним из основных компонентов этих различных культур. Варианты смешения компонентов культуры могут значительно отличаться друг от друга в разных организациях, негативно влияя на представление данных об опасных факторах, совместный анализ глубинных причин этих явлений и достижение приемлемого уровня уменьшения рисков. Постоянное повышение эффективности обеспечения безопасности возможно в том случае, если безопасность станет одной из главных ценностей в системе координат организации, приоритетом на национальном и отраслевом уровне.


         

      2. Культура безопасности охватывает широко распространенные представления и убеждения членов организации в отношении безопасности общества и может быть определяющим фактором поведения для членов этой организации. Действенная культура безопасности опирается на высокую степень доверия и уважения, сложившиеся между коллективом и руководством, поэтому должна создаваться и всячески поддерживаться на уровне руководства организации.


         

      3. Действенная культура безопасности связана с активным поиском улучшений, бдительным отношением к опасным факторам и использованием систем и инструментов для непрерывного мониторинга, анализа и проведения расследований. Она должна существовать в государственных организациях гражданской авиации, а также в организациях поставщиков продукции и обслуживания. Другими характеристиками действенной культуры безопасности являются личная ответственность за безопасность полетов каждого члена коллектива и руководства организации, уверенность в системе безопасности, а также документально оформленный свод правил и процедур в области безопасности полетов. Окончательная ответственность за установление и выполнение эффективных методов обеспечения безопасности полетов лежит на руководстве организации. Культура безопасности не сможет быть эффективной, если не встроена в собственную культуру организации.


         

      4. Организационная культура относится к характеристикам и представлениям о безопасности полетов, сложившимся между членами, взаимодействующими в одной авиационной организации. Системы ценностей организаций включают приоритизацию или нахождение необходимого баланса в таких вопросах, как "производительность или качество", "безопасность или эффективность", "финансовая или техническая эффективность", "практический опыт или академические знания", "обеспечение исполнения или корректирующие меры".


         

      5. Наибольшее поле деятельности для создания и развития эффективной, самоподдерживающейся культуры для управления безопасностью полетов находится на организационном уровне. Организация является одним из главных детерминантов поведения индивидуумов в процессе управленческой или производственной деятельности, обеспечивающей авиаперевозки или надзор за ними. Организационная культура обозначает границы приемлемой руководящей и производственной деятельности на рабочем месте, устанавливая нормы и ограничения. Таким образом, организационная культура является краеугольным камнем при принятии решений как на уровне руководства, так и на уровне каждого конкретного сотрудника.


         

      6. Организационная культура способна влиять на:


         

        1. взаимодействие между старшими и младшими по должности участниками группы;


           

        2. взаимодействие между специалистами отрасли и регламентирующего органа;


           

        3. степень обмена информацией внутри организации и с регламентирующим органом;


           

        4. распространенность группового метода работы в регулирующем органе или отраслевой организации;


           

        5. реакцию персонала при работе в тяжелых условиях;


           

        6. принятие и применение тех или иных технологий; а также


           

        7. тенденцию принятия строгих мер в ответ на эксплуатационные ошибки, допущенные поставщиками продукции или обслуживания, или принятие строгих мер регламентирующим органом.


           

      7. На организационную культуру влияют такие факторы, как:


         

        1. корпоративные правила и процедуры;


           

        2. практика и методы руководства;


           

        3. задачи по повышению безопасности и минимальные допустимые уровни;


           

        4. отношение руководства к вопросам качества и безопасности;


           

        5. обучение и мотивация сотрудников;


           

        6. взаимоотношения между регламентирующим органом и поставщиками продукции и обслуживания;


           

        7. правила, регулирующие баланс между трудовой деятельностью и личной жизнью.


           

      8. Характер повседневной деятельности руководства по решению вопросов безопасности полетов также имеет исключительное значение для совершенствования организационной культуры. Позитивная организационная культура характеризуется эффективным взаимодействием эксплуатационного персонала с их коллегами, занимающимися вопросами качества и безопасности, и представителями регламентирующего органа. Такие взаимоотношения должны быть отмечены профессиональной вежливостью с соблюдением участниками возложенных на них ролей, что необходимо для обеспечения объективности и ответственности.


         

      9. Для эффективного содействия обеспечению безопасности полетов необходимо, чтобы эксплуатант создал такую рабочую среду, в которой все сотрудники осознают свою ответственность за безопасность полетов. Необходимость этого становится очевидной, когда сотрудники при выполнении любых операций учитывают их возможные последствия для безопасности полетов, докладывают обо всех ставших им известными опасных факторах, ошибках и угрозах и содействуют в выявлении и управлении связанных с ними рисков. Кроме того, руководство обязано создать условия, обеспечивающие ознакомление сотрудников с факторами риска для безопасности полетов, обеспечить их достаточными средствами индивидуальной защиты и гарантировать защиту в случае разглашения ими информации о безопасности полетов через систему представления данных о безопасности полетов. Эффективная культура безопасности служит методом синхронизации разнообразных национальных и профессиональных культур в контексте организации.


         

      10. Профессиональная культура дифференцирует характеристики конкретных профессиональных групп (типичное поведение пилотов по сравнению с поведением диспетчеров УВД, поведение сотрудников ведомства гражданской авиации или инженеров по техническому обслуживанию). В результате отбора персонала, образования и подготовки, опыта практической работы, влияния со стороны коллег и т. д. профессионалы склонны усваивать систему ценностей и вырабатывать характер поведения, свойственные их коллегам или предшественникам. Эффективная профессиональная культура отражает способность профессиональных групп отличать вопросы эффективности обеспечения безопасности от задач договорного или отраслевого характера. Действенную профессиональную культуру можно охарактеризовать как способность всех профессиональных групп в организации к совместным действиям по решению вопросов обеспечения безопасности полетов.


         

      11. Национальная культура дифференцирует характеристики тех или иных народов, включая роль индивидуума в обществе, способ распределения властных полномочий, национальные приоритеты в отношении ресурсов, подотчетности властей, морали, задач государства и особенностей правовой системы. С точки зрения управления безопасностью полетов национальная культура играет большую роль в определении характера и сферы правоприменительной деятельности регламентирующего органа, включая взаимоотношения между сотрудниками регламентирующего органа и отраслевыми специалистами, а также степень защищенности информации, касающейся безопасности полетов.


         

      12. Национальная культура является естественным компонентом личностных убеждений, легших в основу формирования представлений индивидуума о безопасности еще до того, как он стал членом организации. Таким образом, организационная культура может подвергаться значительному влиянию национальных культур, присутствующих в среде сотрудников организации.


         

      13. Реализуя на практике программу управления безопасностью полетов, руководители должны самым тщательным образом оценивать и учитывать различия в национальных культурах своих сотрудников. Например, представления о факторах риска для безопасности полетов могут сильно отличаться у представителей разных национальных культур. Аспекты, связанные с безопасностью полетов, включая вопросы обмена информацией, стиля руководства и отношения руководителей с подчиненными необходимо решать в мультикультурном коллективе.


         

      14. Культура представления данных возникает из убеждений сотрудников о пользе и возможных недостатках систем отчетности и соответствующего отношения к ним и их окончательного влияния на принятие и использование таких систем. Культура представления данных подвержена сильному влиянию со стороны организационной, профессиональной и национальной культур и служит критерием при вынесении суждения об эффективности системы безопасности полетов. Действенная культура представления данных ставит своей целью проведение грани между намеренными и ненамеренными отклонениями и определение наиболее оптимального плана действий как для эксплуатанта, так и для лиц, которых это непосредственно касается.


         

      15. Успех системы представления данных зависит от непрерывности потока информации, поступающего от эксплуатационного персонала. Правила, проводящие различия между намеренным неисполнением обязанностей и непреднамеренной ошибкой и предусматривающие наказание или его отсутствие, настоятельно необходимы для обеспечения эффективной системы информирования о недостатках в организации безопасности полетов, имеющих систематический характер. Культура, исходящая из "абсолютного отсутствия вины", не только неразумна, но и практически невозможна. Хотя руководство и получает информацию о безопасности полетов, система отчетности не будет эффективной, если будет препятствовать адекватным мерам наказания. И наоборот, та культура, которая не в состоянии провести грань между неумышленными ошибками/просчетами и действиями, являющимися намеренным неисполнением обязанностей, только тормозит процесс информирования. Если сотрудники не докладывают из-за боязни наказания, руководство не получает важную информацию о безопасности полетов.


         

      16. В целом, сотрудники должны быть уверены в том, что их поддержат в решениях, принятых в интересах безопасности, однако, должны также сознавать, что руководство не будет мириться с намеренным нарушением политики в области безопасности полетов. Поэтому система добровольного представления данных должна быть конфиденциальной и строиться на принципах ненаказуемости информаторов. Система должна также обеспечивать обратную связь с сотрудниками, информируя их об улучшениях в организации безопасности полетов, сделанных на основании полученных донесений. Для того чтобы решить эту задачу, необходим безопасный и несложный доступ к системам представления данных о безопасности полетов, активный сбор данных о безопасности полетов и инициативная работа с такими данными со стороны руководства.


         

      17. Сбор информации о безопасности полетов должен осуществляться с единственной целью повышения безопасности полетов, а защита информации является непременным условием постоянного наличия информации. Этого можно добиться, если система информирования о безопасности полетов будет конфиденциальной и строиться на основе принципов добровольности и ненаказуемости информаторов. Выгоды носят двоякий характер. Часто сотрудники находятся наиболее близко от опасных факторов, поэтому система информирования позволяет им активно выявлять такие факторы. В то же время руководство имеет возможность собирать информацию, касающуюся опасных факторов, и выстраивать отношения доверия с коллективом.


         

      18. После того как данные собраны и сохранены, эта информация обрабатывается для обоснования принимаемых мер, которые должны своевременно доводиться до рядовых сотрудников.


         

        Стимулирование и оценка культуры безопасности


         

      19. Эффективность культуры безопасности можно реально измерить и контролировать с помощью количественных показателей. В развитой среде культуры безопасности можно ожидать, что организации в


 

состоянии ввести механизм внутренней оценки культуры безопасности полетов организации (OSC). Такая оценка может быть расширена и дополнена оценкой характера организационных рисков (ORP) с большим техническим уклоном и учетом специфики сектора. Одновременно отраслевые организации и/или регулирующие органы могут рассмотреть возможность разработки вариантов стимулирования (например, премия за достижения в области культуры безопасности полетов) поставщиков продукции и обслуживания к участию в добровольной оценке (OSC/ORP) своих организаций. Параметрами, оцениваемыми в рамках OSC/ORP, должны стать факторы и результаты деятельности организаций, выходящие за рамки традиционных нормативных требований, которые, тем не менее, относятся к культуре безопасности организации и, следовательно, оказывают влияние на показатели эффективности в области безопасности полетов. Это основная цель оценки OSC/ORP. Она служит дополнением к традиционной организации контроля за безопасностью полетов со стороны регулирующих органов, затрагивая организационные факторы (скрытые условия), которые в противном случае остались бы вне поля нормативно-правового регулирования. Контрольная карта OSC касается более общих по своему содержанию вопросов, тогда как контрольная карта ORP создается с учетом специфики деятельности конткретной организации. Возможный вариант контрольной карты OSC/ORP – см. добавление 1.


 

2.7 УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДИЛЕММА В АВИАЦИИ


 

      1. Процессы управления безопасностью позволяют выявлять опасные факторы, которые потенциально могут иметь негативные последствия для безопасности полетов. Кроме того, такие процессы обеспечивают эффективный и объективный механизм для оценки рисков, вытекающих из опасных факторов, и позволяют реализовать способы устранения таких факторов или уменьшения связанных с ними рисков. Результатом указанных процессов является содействие в достижении приемлемого уровня безопасности полетов при балансе ресурсов, распределяемых между производством и защитными мерами. С точки зрения распределения ресурсов, особенно полезной для понимания механизма достижения баланса является концепция пространства безопасности.


         

        Пространство безопасности


         

      2. В любой организации, занятой предоставлением услуг, производительность системы и факторы риска для безопасности взаимосвязаны. По мере роста производства могут увеличиваться и факторы риска для безопасности полетов, если не обеспечены необходимые ресурсы или не реализованы меры, повышающие возможности процессов. Организация должна определять задачи в области производства и безопасности, находя баланс между производительностью и факторами риска для безопасности полетов. Кроме того, при определении производственных целей организации необходимо определить и средства защиты для того, чтобы держать под контролем факторы риска для безопасности полетов. Для поставщиков продукции и обслуживания, основными средствами защиты являются техника, обучение, внутренние правила и процедуры. Для государства основные средства защиты аналогичны, т.е. это обучение сотрудников, правильное использование техники, эффективный надзор, а также обеспечивающие его внутренние правила и процедуры. Пространство безопасности - это зона, в пределах которой организация обеспечивает баланс между желаемым уровнем производительности и защитой посредством системы контроля факторов риска для безопасности полетов. Например, производитель или поставщик аэронавигационного оборудования могут принять решение поддержать ожидаемый рост, инвестировав средства в новые технологии. Эти технологии могут одновременно повысить эффективность оборудования, а также улучшить его надежность и повысить эффективность обеспечения безопасности полетов. Процесс принятия решений должен включать оценку добавочной стоимости продукции организации, изменения производственных задач и присутствующих в таком решении факторов риска для безопасности полетов. Выделение чрезмерных ресурсов для защиты или контроля рисков могут сделать продукцию или услуги нерентабельными, угрожая тем самым финансовой состоятельности организации.


         

      3. С другой стороны, когда избыточные средства направляются в производство за счет защиты, это может сказаться на характеристиках безопасности продукции или обслуживания и, в конечном счете, привести к авиационному происшествию. Поэтому так важно определить границы безопасности, предупреждающие еще на ранней стадии, что существует или складывается несбалансированное распределение средств. Поэтому границы пространства безопасности должны быть определены руководством и постоянно проверяться на предмет того, насколько адекватно они отражают текущую ситуацию. Границы пространства безопасности организации наглядно показаны на рис. 2-6.


         

      4. Необходимость в установлении баланса между производством и защитой стала понятным и признанным требованием с точки зрения поставщиков продукции и обслуживания. Такой баланс равным образом применим и к управлению государством разработанной им ГосПБП, учитывая требования баланса ресурсов, необходимого для осуществления государством защитных функций, включающих сертификацию и наблюдение.


 

2.8 УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В АВИАЦИИ


 

      1. В авиационных организациях, включая регламентирующие органы, постоянно происходят изменения, связанные с их расширением или сокращением, а также с изменениями, вносимыми в существующие системы, оборудование, правила, программы, услуги и регламенты. Всякий раз, когда происходят изменения, в авиационную систему могут быть непроизвольно внесены опасные факторы. Кроме того, изменения касаются и существующих в настоящее время базовых процедур ослабления факторов риска для безопасности полетов. Методика управления безопасностью полетов требует, чтобы опасные факторы, возникающие вследствие изменений, систематически выявлялись, чтобы разрабатывались, внедрялись и в дальнейшем оценивались стратегии управления косвенными рисками для безопасности полетов. Действенная система управления рисками для безопасности полетов, связанными с проведением изменений, является важнейшим требованием ГосПБП и СУБП.


         

        Финансовое управление

         


         

        image

        Пространство

         

        безопасности

         

        Банкротство


         


         

        Управление безопасностью

         

        Защита

         

        Катастрофа


         


         

        Производство


         

        Источник : James Reason


         


         

        Рис. 2-6. Пространство безопасности


         

      2. В процессе управления изменениями следует принимать во внимание следующие три соображения:


         

        1. Критичность систем и видов деятельности. Критичность связана с потенциальными последствиями факторов риска для безопасности полетов, будь то на этапе проектирования системы или в период внесения изменений. Изменения, вносимые в оборудование и деятельность, особенно важные для обеспечения безопасности полетов, необходимо анализировать для того, чтобы иметь возможность предпринять корректирующие действия в целях контроля потенциально возникающих факторов риска для безопасности полетов.


           

        2. Стабильность систем и условий эксплуатационной среды. Изменения могут быть следствием запрограммированных изменений, находящихся непосредственно под контролем организации. Запрограммированные изменения могут ассоциироваться с расширением или сокращением деятельности организации, внедрением нового оборудования, продуктов и услуг. Незапланированные изменения, включая эксплуатационные изменения и изменения, имеющие под собой политическую или экономическую основу, также создают риски, требующие от организации принятия мер по их уменьшению. Частые изменения, носящие систематический характер, или изменения в условиях эксплуатационной среды требуют, чтобы руководители обновляли оценки ключевых рисков и важную информацию чаще, чем в условиях стабильных ситуаций.


           

        3. Эффективность функционирования в прошлом. Эффективность функционирования критических систем в прошлом является надежным показателем эффективности функционирования в будущем. Анализ тенденций в сфере обеспечения безопасности полетов помогает отслеживать в динамике количественные параметры обеспечения безопасности полетов и учитывать эти данные при планировании будущей деятельности в меняющейся ситуации. Более того, если в результате прошлых проверок, оценок, анализов данных, расследований или донесений обнаружены и устранены недостатки, чрезвычайно важно, чтобы такая информация учитывалась для обеспечения эффективности корректирующих действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6   ..