-
К самостоятельной работе в качестве машиниста, работающего на
дорожно-строительной машине (далее -машинист), допускаются лица
мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам
охраны труда, имеющие водительское удостоверение соответствующей
категории и удостоверение машиниста;
медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для
управления машиной; вводный и первичный инструктаж на рабочем месте,
стажировку и проверку знаний по вопросам
охраны труда.
Вновь принятые на работу водители проходят стажировку в количестве
не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к
самостоятельной работе.
-
Лица, допускаемые к управлению дорожно-строительными машинами и
оборудованием с электроприводом, а также машинисты грузоподъемных
машин, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; ежегодно
проходить проверку знаний по охране труда; выполнять только
порученную работу;
знать и совершенствовать методы безопасной работы;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8
декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638);
соблюдать технологию производства работ, применять способы,
обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах,
инструкциях по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства
индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать
руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения;
пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и
уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при
несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в
лечебное учреждение;
соблюдать правила личной гигиены.
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: электрический ток при работе вблизи или под проводами линий
электропередачи; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем
месте;
повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенная или
пониженная температура воздуха; физические и нервно-психические
перегрузки.
-
О случаях травмирования необходимо незамедлительно сообщить
руководителю работ или диспетчеру.
-
Металлические части дорожно-строительных машин с электроприводом
должны иметь защитное заземление (зануление).
-
Выключатели, рубильники и другие коммутационные электрические
аппараты, устанавливаемые на дорожно-строительных машинах, должны
быть в защищенном исполнении.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Перед началом работы дорожно-строительных машин в охранной зоне
воздушной линии электропередачи должно обеспечиваться снятие
напряжения с воздушной линии электропередачи.
-
При наличии обоснований возможности снятия напряжения с воздушной
линии электропередачи работу дорожно-строительных машин в охранной
зоне линии электропередачи разрешается производить при условии
соблюдения следующих требований:
под непосредственным руководством инженерно-технического работника,
ответственного за безопасное производство работ;
при наличии письменного разрешения организации -владельца линии; при
наличии наряда допуска, определяющего безопасные условия работ.
-
Перед началом работы машинист должен:
надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;
проверить наличие в кабине машины огнетушителя с опломбированной
запорной арматурой, медицинской аптечки, не менее чем двух
противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего
красного фонаря;
ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса,
рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы,
выяснить и уточнить местонахождение подземных коммуникаций и прочее;
убедиться в отсутствии на участке посторонних предметов, проверить
исправность ограждений и предупредительных знаков;
предупредить о запуске двигателя машинистов, обслуживающих машину
или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг
переключения скоростей находится в нейтральном положении;
после запуска двигателя проверить работу на холостом ходу всех
механизмов и на малом ходу работу тормозов.
-
В кабине машины не допускается хранить топливо и другие
легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.
-
Если в радиусе выполняемых работ имеются подземные сооружения и
коммуникации, работы должны выполняться под непосредственным
руководством мастера или производителя работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
Для электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются
охранные зоны:
вдоль воздушных линий электропередачи в виде участка земли и
пространства, заключенного между параллельными плоскостями,
проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов
(при неотключенном их положении) на 2 м с каждой стороны;
вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участков
земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних
кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в
городах и под тротуарами -на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и
на 1 м в сторону проезжей части улицы.
-
Охранная зона линии электропередачи напряжением свыше 1000 В
определяется параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов
на расстоянии, указанном в данной таблице:
Напряжение, кВ |
Расстояние (включительно), м |
До 20 |
10 |
35 |
15 |
110 |
20 |
150, 200 |
25 |
300, 500, +/-400 |
30 |
750, +/-750 |
40 |
1150 |
45 |
-
В пределах охранных зон линий электропередачи без письменного
разрешения организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:
осуществлять строительные, монтажные, взрывные, поливочные,
погрузочно-разгрузочные работы;
устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с
грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м, и стоянки
автомобильного транспорта, машин и механизмов;
производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку
грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных
машин.
-
Организации, производящие взрывные, строительные, монтажные, другие
работы, которые могут вызвать повреждения электрических сетей,
обязаны не позднее чем за 3 дня до начала выполнения работ
согласовать их проведение с организацией, эксплуатирующей
электрические сети, и принять меры к обеспечению сохранности этих
сетей.
-
Строительно-монтажные работы в охранных зонах воздушных линий при
наличии письменного разрешения организации -владельца линии следует
осуществлять под непосредственным руководством должностного
работника, ответственного за безопасное
производство указанных работ с обязательным оформлением
наряда-допуска. Наряд-допуск подписывает главный инженер и лицо,
ответственное за электрохозяйство строительной организации,
производящей работы. Последний несет ответственность за выполнение
необходимых мер по электробезопасности.
-
При проезде под воздушными линиями электропередачи подъемные и
выдвижные части грузоподъемных машин и механизмов должны находиться
в транспортном положении.
-
Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных
машин по равной площадке с поднятым рабочим органом без груза и
людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение
разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется
проезжать под неотключенными шинами и проводами воздушных линий.
-
Под воздушными линиями электропередачи грузоподъемные машины и
механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у
опор).
-
Установка и работа стреловых грузоподъемных механизмов
непосредственно под проводами воздушных линий, находящихся под
напряжением, запрещаются.
-
Устанавливать грузоподъемную машину (механизмы) на выносные опоры и
переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее
должен управляющий ею машинист. Запрещается привлекать для этих
целей других работников.
-
При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и
механизмов расстояния от подъемных, выдвижных частей, стропов,
грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей,
находящихся под напряжением, должны быть не менее указанных в данной
таблице:
Напряжение, кВ |
Расстояние от механизмов и грузоподъемных машин в
рабочем и транспортном положении, м |
До 1 |
1,5 |
От до 20 |
2,0 |
35 -110 |
4,0 |
150 -220 |
5,0 |
330 |
6,0 |
От 500 до 750 |
9,0 |
800 (постоянного тока) |
9,0 |
-
У телескопических вышек и гидроподъемников перед началом работы
должны быть проверены в действии выдвижная и подъемные части, а у
телескопических вышек, кроме того, подъемная часть должна быть
установлена вертикально и зафиксирована в таком положении.
-
При всех работах в охранной зоне воздушных линий электропередачи
автомобили, грузоподъемные машины и механизмы на пневмоколесном ходу
должны быть заземлены. Запрещается прикасаться к корпусу автомобиля
(грузоподъемной машины, механизма) и проводить какие-либо
перемещения их рабочих органов, грузозахватных приспособлений и
опорных деталей до установки переносного заземления.
-
Грузоподъемные машины и механизмы на гусеничном ходу при установке
непосредственно на грунте заземлять не требуется.
-
При работе с телескопической вышки (грузоподъемника) должна быть
зрительная связь между находящимся в корзине (люльке) членом бригады
и водителем. При отсутствии такой связи у вышки должен находиться
человек, передающий водителю команды о подъеме или спуске корзины.
-
Запрещается установка стреловых самоходных кранов за пределами
охранной зоны на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи без
наряда-допуска, определяющего безопасные условия такой работы.
-
В этом случае выдача разрешения на работу организацией,
эксплуатирующей линию электропередачи, не требуется.
-
Организации, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля,
не указанного в технической документации на производство этих работ,
обязаны немедленно прекратить работы, принять меры к сохранности
кабеля и сообщить об этом организации, эксплуатирующей электрические
сети.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
В случае прикосновения стрелы крана или корзины (люльки) подъемного
механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением,
машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего
контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих
частей.
-
Не допускается спускаться с механизма (машины) на землю или
подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле,
когда механизм остается под напряжением.
-
В случае загорания автомобиля, грузоподъемной машины или механизма,
находящихся под напряжением, водитель (машинист) должен спрыгнуть на
землю, соединив ноги и не прикасаясь руками к машине. Затем следует
удалиться от машины на расстояние не менее 8 м, передвигая ступни по
земле и не отрывая их одну от другой.
-
При возникновении пожара или загорания машинист должен: немедленно
сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101; принять меры по
обеспечению безопасности и эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных
средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.
-
Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь
пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
-
При получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к
аварии.
-
При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности
устранения машинистом технических неисправностей машинист должен
вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной
стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
По окончании работы необходимо:
поставить машину в отведенное место, поставить рычаг переключения
скорости в нейтральное положение и включить тормоз, выключить
двигатель, перекрыть подачу топлива;
очистить машину от грязи и снега;
в холодное время года спустить из радиатора и трубопровода воду,
дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить остатки
воды из системы охлаждения;
закрыть кабину на замок;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.