ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

  Главная      Учебники - Строительство     Инструкции по охране труда для машинистов дорожно-строительных машин

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 


 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ НА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ ВБЛИЗИ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

 

Глава 1

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


 

  1. К самостоятельной работе в качестве машиниста, работающего на дорожно-строительной машине (далее -машинист), допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:

    соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории и удостоверение машиниста;

    медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для управления машиной; вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам

    охраны труда.

    Вновь принятые на работу водители проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.

  2. Лица, допускаемые к управлению дорожно-строительными машинами и оборудованием с электроприводом, а также машинисты грузоподъемных машин, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II.

  3. Машинист должен:

    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; ежегодно проходить проверку знаний по охране труда; выполнять только порученную работу;

    знать и совершенствовать методы безопасной работы;

    применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638);

    соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по эксплуатации;

    содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;

    использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

    знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

    пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

    при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;

    соблюдать правила личной гигиены.

  4. На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы: электрический ток при работе вблизи или под проводами линий электропередачи; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

    повышенная запыленность и загазованность воздуха; повышенная или пониженная температура воздуха; физические и нервно-психические перегрузки.

  5. О случаях травмирования необходимо незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.

  6. Металлические части дорожно-строительных машин с электроприводом должны иметь защитное заземление (зануление).

  7. Выключатели, рубильники и другие коммутационные электрические аппараты, устанавливаемые на дорожно-строительных машинах, должны быть в защищенном исполнении.

  8. Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


     

    Глава 2

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ


     

  9. Перед началом работы дорожно-строительных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи должно обеспечиваться снятие напряжения с воздушной линии электропередачи.

  10. При наличии обоснований возможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу дорожно-строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии соблюдения следующих требований:

    под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ;

    при наличии письменного разрешения организации -владельца линии; при наличии наряда допуска, определяющего безопасные условия работ.

  11. Перед началом работы машинист должен:

    надеть спецодежду и спецобувь установленного образца;

    проверить наличие в кабине машины огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, медицинской аптечки, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;

    ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы, выяснить и уточнить местонахождение подземных коммуникаций и прочее;

    убедиться в отсутствии на участке посторонних предметов, проверить исправность ограждений и предупредительных знаков;

    предупредить о запуске двигателя машинистов, обслуживающих машину или находящихся в зоне ее работы, и убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении;

    после запуска двигателя проверить работу на холостом ходу всех механизмов и на малом ходу работу тормозов.

  12. В кабине машины не допускается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.

  13. Если в радиусе выполняемых работ имеются подземные сооружения и коммуникации, работы должны выполняться под непосредственным руководством мастера или производителя работ.


     

    Глава 3

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ


     

  14. Для электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются охранные зоны:

    вдоль воздушных линий электропередачи в виде участка земли и пространства, заключенного между параллельными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотключенном их положении) на 2 м с каждой стороны;

    вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участков земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах и под тротуарами -на 0,6 м в сторону зданий и сооружений и на 1 м в сторону проезжей части улицы.

  15. Охранная зона линии электропередачи напряжением свыше 1000 В определяется параллельными прямыми, отстоящими от крайних проводов на расстоянии, указанном в данной таблице:


     

    Напряжение, кВ

    Расстояние (включительно), м

    До 20

    10

    35

    15

    110

    20

    150, 200

    25

    300, 500, +/-400

    30

    750, +/-750

    40

    1150

    45


     

  16. В пределах охранных зон линий электропередачи без письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:

    осуществлять строительные, монтажные, взрывные, поливочные, погрузочно-разгрузочные работы;

    устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом и без груза от поверхности дороги более 4,5 м, и стоянки автомобильного транспорта, машин и механизмов;

    производить земляные работы на глубине более 0,3 м и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин.

  17. Организации, производящие взрывные, строительные, монтажные, другие работы, которые могут вызвать повреждения электрических сетей, обязаны не позднее чем за 3 дня до начала выполнения работ согласовать их проведение с организацией, эксплуатирующей электрические сети, и принять меры к обеспечению сохранности этих сетей.

  18. Строительно-монтажные работы в охранных зонах воздушных линий при наличии письменного разрешения организации -владельца линии следует осуществлять под непосредственным руководством должностного работника, ответственного за безопасное

    производство указанных работ с обязательным оформлением наряда-допуска. Наряд-допуск подписывает главный инженер и лицо, ответственное за электрохозяйство строительной организации, производящей работы. Последний несет ответственность за выполнение необходимых мер по электробезопасности.

  19. При проезде под воздушными линиями электропередачи подъемные и выдвижные части грузоподъемных машин и механизмов должны находиться в транспортном положении.

  20. Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по равной площадке с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под неотключенными шинами и проводами воздушных линий.

  21. Под воздушными линиями электропередачи грузоподъемные машины и механизмы должны проезжать в местах наименьшего провеса проводов (у опор).

  22. Установка и работа стреловых грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами воздушных линий, находящихся под напряжением, запрещаются.

  23. Устанавливать грузоподъемную машину (механизмы) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Запрещается привлекать для этих целей других работников.

  24. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных, выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть не менее указанных в данной таблице:


     

    Напряжение, кВ

    Расстояние от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, м

    До 1

    1,5

    От до 20

    2,0

    35 -110

    4,0

    150 -220

    5,0

    330

    6,0

    От 500 до 750

    9,0

    800 (постоянного тока)

    9,0


     

  25. У телескопических вышек и гидроподъемников перед началом работы должны быть проверены в действии выдвижная и подъемные части, а у телескопических вышек, кроме того, подъемная часть должна быть установлена вертикально и зафиксирована в таком положении.

  26. При всех работах в охранной зоне воздушных линий электропередачи автомобили, грузоподъемные машины и механизмы на пневмоколесном ходу должны быть заземлены. Запрещается прикасаться к корпусу автомобиля (грузоподъемной машины, механизма) и проводить какие-либо перемещения их рабочих органов, грузозахватных приспособлений и опорных деталей до установки переносного заземления.

  27. Грузоподъемные машины и механизмы на гусеничном ходу при установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

  28. При работе с телескопической вышки (грузоподъемника) должна быть зрительная связь между находящимся в корзине (люльке) членом бригады и водителем. При отсутствии такой связи у вышки должен находиться человек, передающий водителю команды о подъеме или спуске корзины.

  29. Запрещается установка стреловых самоходных кранов за пределами охранной зоны на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего безопасные условия такой работы.

  30. В этом случае выдача разрешения на работу организацией, эксплуатирующей линию электропередачи, не требуется.

  31. Организации, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство этих работ, обязаны немедленно прекратить работы, принять меры к сохранности кабеля и сообщить об этом организации, эксплуатирующей электрические сети.


     

    Глава 4

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


     

  32. В случае прикосновения стрелы крана или корзины (люльки) подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей.

  33. Не допускается спускаться с механизма (машины) на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле, когда механизм остается под напряжением.

  34. В случае загорания автомобиля, грузоподъемной машины или механизма, находящихся под напряжением, водитель (машинист) должен спрыгнуть на землю, соединив ноги и не прикасаясь руками к машине. Затем следует удалиться от машины на расстояние не менее 8 м, передвигая ступни по земле и не отрывая их одну от другой.

  35. При возникновении пожара или загорания машинист должен: немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101; принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;

    приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных средств пожаротушения;

    немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.

  36. Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его от действий травмирующего фактора (электротоков, механизмов).

  37. При получении травмы на производстве немедленно обратиться в лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к аварии.

  38. При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности устранения машинистом технических неисправностей машинист должен вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.


     

    Глава 5

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ


     

  39. По окончании работы необходимо:

    поставить машину в отведенное место, поставить рычаг переключения скорости в нейтральное положение и включить тормоз, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

    очистить машину от грязи и снега;

    в холодное время года спустить из радиатора и трубопровода воду, дать двигателю поработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

    закрыть кабину на замок;

    сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.

  40. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

  41. Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..