-
К самостоятельной работе в качестве машиниста щебнераспределителя
(далее -машинист) допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и
прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам
охраны труда, имеющие водительское удостоверение соответствующей
категории и удостоверение машиниста щебнераспределителя;
медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для
управления щебнераспределителем;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и
проверку знаний по вопросам охраны труда.
Вновь принятые на работу водители проходят стажировку в количестве
не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к
самостоятельной работе.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать
правила дорожного движения;
ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным
руководителем работ; знать и совершенствовать методы безопасной
работы;
соблюдать технологию производства работ, применять способы,
обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах,
инструкциях по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства
индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать
руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения;
уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при
несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором
медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку
(сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение;
соблюдать правила личной гигиены; не принимать пищу на рабочем
месте;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8
декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N п/п |
Наименование |
Срок носки в месяцах |
1 |
Костюм хлопчатобумажный |
12 |
2 |
Жилет сигнальный с элементами из световозвращающего
материала |
Дежурный |
3 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
4 |
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые) |
12 |
5 |
Рукавицы комбинированные |
До износа |
В холодное время года на наружных работах дополнительно: |
6 |
Костюм для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани |
36 |
7 |
Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве |
24 |
8 |
Подшлемник зимний |
24 |
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами
изделия, конструкции и
материалы;
повышенный уровень шума и вибрации;
повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха;
физические и нервно-психические перегрузки.
-
Машинисту запрещается:
появляться и находиться на территории организации в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с
остаточными явлениями опьянения;
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении,
алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными
явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять токсические или
наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля;
приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и
масла, в системе смазки и гидравлике;
управлять щебнераспределителем в болезненном или утомленном
состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих
внимание и быстроту реакции, а также передавать управление
автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
управлять не закрепленным за машинистом щебнераспределителем;
отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его
для обогрева кабины на длительных стоянках;
при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его
ртом;
хранить в кабине щебнераспределителя топливо и другие
легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять щебнераспределитель, если не
приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
-
Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах,
не допускается курение в неустановленных местах и пользование
открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и
маслом.
-
Привлекаться к участию в ремонте и техническом обслуживании
щебнераспределителя машинист может при соответствии своей
квалификации характеристике выполняемых работ или наличии
соответствующей смежной профессии.
-
Закрепление щебнераспределителя за машинистом оформляется приказом
руководителя организации.
-
Щебнераспределитель должен использоваться согласно технологической
документации на производство работ (проекты производства работ,
технологические карты), в которой указаны меры и приемы
безопасности.
-
Реконструкция и ремонт щебнераспределителя, требующие внесения
изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и
техническим условиям, разработанным организациями -изготовителями
дорожно-строительной машины, головной и специализированными
организациями, имеющими лицензию на проектирование.
-
Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться
специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и
продувать систему питания ртом не допускается.
-
В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить
соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа
машин.
-
О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ
или диспетчеру.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Перед началом работы необходимо:
-
проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и
деталей щебнераспределителя, влияющих на безопасность движения,
в том числе:
двигателя, рулевого управления, тормозной системы; подвески,
колес и шин;
зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и
стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува
стекол;
приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
спидометра, противоугонных устройств;
замков дверей кузова или кабины;
запоров горловин цистерн и пробок топливных баков; механизма
регулировки положения сиденья водителя; проблескового маячка
оранжевого цвета у автомобиля;
-
проверку производить при заторможенных колесах;
-
надеть спецодежду и спецобувь;
-
получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись
с проектом производства работ или технологической картой;
-
проверить наличие в кабине щебнераспределителя огнетушителя с
опломбированной запорной арматурой (порошкового ручного
вместимостью не менее 5 л), аптечки первой медицинской помощи,
не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной
остановки или мигающего красного фонаря;
-
определить рабочую зону щебнераспределителя, границы опасной
зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими
щебнераспределитель, и машинистами других машин. В зоне работы
щебнераспределителя должны быть установлены знаки безопасности и
предупредительные надписи. Рабочая зона в темное время суток
должна быть освещена;
-
убедиться, что рычаг переключения скоростей находится в
нейтральном положении;
-
после запуска двигателя опробовать его на холостом ходу;
-
загрузить бункер щебнем.
-
При запуске двигателя в холодное время в радиатор необходимо
заливать горячую воду, а в картер -подогретое масло.
-
Проверять уровень топлива в баке разрешается только мерной линейкой.
-
Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе
питания и масла, в системе смазки и гидравлике.
-
В кабине щебнераспределителя не допускается хранить топливо и другие
легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал.
-
При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления
грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах
валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и
других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю
работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
Перед началом движения щебнераспределителя машинист должен подать
звуковой сигнал, который всегда должен быть исправным.
-
При движении под уклон следует включать первую скорость. Не
допускается переключать скорости при движении на подъем.
-
Машинист во время движения щебнераспределителя должен находиться на
своем месте у механизмов управления, следить за режимом работы
двигателя.
-
Во время движения не допускается сидеть или стоять на раме.
-
Машинист щебнераспределителя во время работы обязан следить за:
состоянием регулирующих заслонок для регулирования слоя щебня;
показаниями контрольно-измерительных приборов;
нормальным режимом работы двигателя;
исправной работой механизмов управляемым рабочим оборудованием;
рабочей зоной.
-
С наступлением сумерек на всех ограждениях участка работ должны быть
установлены световые сигналы.
-
При необходимости остановки щебнераспределителя на дороге его
следует оградить красными флажками, а в темное время -красными
фонарями.
-
Во время работы щебнераспределителя не допускается: передавать
управление щебнераспределителем другому лицу; оставлять
щебнераспределитель с работающим двигателем; перевозить в кабине
людей;
работать с неисправным инструментом;
выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы, находящейся под
давлением.
-
Перемещение, установка и работа щебнераспределителя вблизи выемок
(котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами разрешается
только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии,
установленном проектом производства работ.
-
Не допускать посторонних лиц на щебнераспределитель во время его
работы.
-
Не допускается находиться под щебнераспределителем (механизмами) при
работающем двигателе.
-
Машинист должен следить за состоянием шлангов и их присоединений, не
допуская просачивания гидравлики из системы.
-
Смазывать, регулировать и производить какие-либо исправления
механизмов управления, гидропривода при работающем двигателе не
допускается.
-
Оставлять без надзора щебнераспределитель с работающим (включенным)
двигателем не допускается. При перерыве в работе должны быть приняты
меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение при наличии
уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.
-
Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими
жидкостями производятся закрытым способом.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести
к аварии или несчастным случаям.
-
При возникновении пожара или загорания машинист должен:
немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и
руководителю объекта; принять меры по обеспечению безопасности и
эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных
средств пожаротушения.
-
Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь
пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
-
При разрыве шланга гидросистемы немедленно отключить двигатель и
принять меры к его замене.
-
При получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к
аварии.
-
Не допускается привлекать к ремонту щебнераспределителя на участке
дороги лиц, не имеющих на это права (грузчиков, сопровождающих,
пассажиров и других лиц).
-
При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить
ремонт запрещается.
-
Если движение щебнераспределителя с техническими неисправностями не
запрещено правилами дорожного движения, включить аварийную световую
сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением
необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности
дорожного движения.
-
При невозможности движения сообщить в организацию, которой
принадлежит щебнераспределитель, или в ближайшую
аварийно-техническую службу.
-
При появлении во время движения запаха автомобильного топлива
немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления запаха и
устранить ее.
-
При возникновении пожара на автомобиле немедленно остановить его,
заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть
подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.
-
В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на
территории организации эвакуировать автомобиль в соответствии с
разработанным планом эвакуации.
-
При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности
устранения машинистом технических неисправностей машинист должен
вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной
стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
По окончании работы необходимо:
поставить автомобиль в отведенное для стоянки место, приняв меры,
исключающие возможность запуска двигателя посторонними лицами,
закрыть кабину на замок;
включить тормоз и выключить двигатель; закрыть кабину на замок;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние щебнераспределителя обо всех неполадках, возникших во
время работы.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.