-
К самостоятельной работе в качестве машиниста бурильной и
бурильно-крановой машины (далее -машинист) допускаются лица мужского
пола не моложе 18 лет и прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам
охраны труда, имеющие водительское удостоверение соответствующей
категории и удостоверение машиниста бурильной и бурильно-крановой
машины;
медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для
управления бурильной и бурильно-крановой машиной;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и
проверку знаний по вопросам охраны труда.
Вновь принятые на работу машинисты проходят стажировку в количестве
не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к
самостоятельной работе.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать
правила дорожного движения;
ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным
руководителем работ; знать и совершенствовать методы безопасной
работы;
соблюдать технологию производства работ, применять способы,
обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах,
инструкциях по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства
индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать
руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения;
уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при
несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором
медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку
(сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение;
соблюдать правила личной гигиены;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных
дорог, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной
защиты Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. N 166 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N
п/п |
Наименование |
Срок носки в месяцах |
1 |
Костюм хлопчатобумажный |
12 |
2 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
3 |
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые) |
12 |
4 |
Рукавицы комбинированные |
До износа |
В холодное время года дополнительно: |
5 |
Костюм для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани |
36 |
6 |
Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве |
24 |
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами
изделия; разрушающиеся конструкции и материалы;
опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по
высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов
грузоподъемными кранами);
повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей
зоны; повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем
месте; повышенный уровень шума и вибрации;
недостаточная видимость рабочей зоны из кабины машиниста; обрушение
грунта;
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях
инструментов и оборудования; физические и нервно-психические
перегрузки.
-
Закрепление бурильной и бурильно-крановой машины за машинистом
оформляется приказом руководителя организации.
-
Бурильная и бурильно-крановая машина должна использоваться согласно
технологической документации на производство работ (проекты
производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и
приемы безопасности.
-
Не допускается использовать бурильную и бурильно-крановую машину без
технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных
условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок
(котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.
-
Не допускается использовать бурильную и бурильно-крановую машину в
непогоду (при скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице,
тумане).
-
Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов,
нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под
напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения
организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под
наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению
должен быть приложен план с указанием расположения и глубины
заложения коммуникаций.
-
Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах,
не допускается курение в неустановленных местах и пользование
открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и
маслом.
-
Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться
специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и
продувать систему питания ртом не допускается.
-
В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить
соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа
машин.
-
О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ
или диспетчеру.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Перед началом работы необходимо: надеть спецодежду и спецобувь;
получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с
проектом производства работ или технологической картой;
проверить наличие в кабине бурильной и бурильно-крановой машины
огнетушителя с опломбированной запорной арматурой (порошкового
ручного вместимостью не менее 5 л), аптечки
первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров,
знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;
определить рабочую зону бурильной и бурильно-крановой машины,
границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими,
обслуживающими бурильную и бурильно-крановую машины, и машинистами
других машин. В зоне работы должны быть установлены знаки
безопасности и предупредительные надписи. Рабочая зона бурильной и
бурильно-крановой машины в темное время суток должна быть освещена;
проверить исправность шин, тормозов, рулевого управления, болтов
крепления карданного вала, исправность проводки, фар, стоп-сигнала,
указателей поворотов, звукового сигнала, контрольно-измерительных
приборов, зеркал заднего вида;
проверить, чтобы рычаг переключения скоростей находился в
нейтральном положении; проверить работоспособность двигателя на
холостом ходу и его исправность, а также
исправность осветительных и контрольно-измерительных приборов и
рулевого управления; проверить отсутствие трещин и деформаций в
металлоконструкциях мачты;
проверить исправность манометров в системе гидропривода (манометры
должны быть испытаны и опломбированы).
-
Проверить комплектность автомобиля. Автомобиль должен быть
укомплектован: набором исправных инструментов и приспособлений;
домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата
размером, равным двух-трехкратной площади пяты домкрата;
не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для
подкладывания под колеса; аптечкой первой медицинской помощи;
знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
огнетушителем.
-
Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе
питания и масла, в системе смазки и гидравлике.
-
В кабине бурильной и бурильно-крановой машины не допускается хранить
топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный
обтирочный материал.
-
При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления
грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах
валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и
других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю
работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
Перед началом маневрирования машинист должен убедиться в отсутствии
людей на расстоянии не менее 5 м от зоны действия бурильной и
бурильно-крановой машины и ее рабочих органов.
-
Перед установкой бурильной и бурильно-крановой машины на месте
работы машинист должен проверить выполнение следующих требований:
грунт на пути движения должен быть спланирован и утрамбован, под
выносные опоры следует подложить инвентарные подкладки;
территория расположения бурильной и бурильно-крановой машины должна
быть достаточной для ее маневрирования;
уклон площадки не должен превышать допустимый по паспорту;
при установке бурильной и бурильно-крановой машины над действующими
коммуникациями необходимо предварительно уложить железобетонные
дорожные плиты.
-
При необходимости переезда на другое место машинисту следует поднять
рабочий орган и опустить мачту в транспортное положение.
-
При перебазировке бурильной и бурильно-крановой машины на буксире
машинист должен находиться в кабине бурильной и бурильно-крановой
машины и выполнять при этом требования правил дорожного движения.
-
При установке в пробуренные ямы столбов различного назначения, в том
числе воздушных линий электропередачи, телефонно-телеграфных линий
связи, дорожных знаков и других, с помощью бурильной и
бурильно-крановой машины машинисту не разрешается:
подтаскивать столбы, находящиеся на расстоянии более 3 м от центра
ямы;
поднимать столбы с неотрегулированной предохранительной муфтой,
которая должна быть отрегулирована на грузоподъемность машины
согласно ее паспорту и опломбирована;
переезжать с поднятым столбом даже на незначительные расстояния;
устанавливать столбы без помощи вспомогательного рабочего органа;
допускать нахождение людей в опасной зоне, возникающей при
перемещении столбов.
-
При техническом обслуживании машинист должен остановить двигатель и
снять давление в гидросистеме, если это допускается инструкцией
завода-изготовителя по эксплуатации этой машины.
-
Во время заправки бурильной и бурильно-крановой машины горючим
машинисту и другим лицам, находящимся вблизи машины, запрещено
курить и пользоваться открытым огнем.
-
Во время работы не допускается:
оставлять рычаги управления бурильной и бурильно-крановой машиной
при работающем двигателе;
изменять резко число оборотов двигателя, а также давление в
гидросистеме; снимать защитный кожух на фрикционе или барабане
лебедки;
включать бур с незашплинтованным пальцем его крепления или с не
полностью закрепленными ножами на буре;
включать лебедку во время бурения грунта;
растормаживать машину при бурении грунта или установке опор;
работать бурильной и бурильно-крановой машиной, если
предохранительная муфта лебедки не отрегулирована на
грузоподъемность, указанную в ее паспорте;
обслуживать бурильную и бурильно-крановую машину, в том числе
чистить или смазывать отдельные ее части;
передавать управление бурильной и бурильно-крановой машиной
посторонним лицам; перевозить в кабине бурильной и бурильно-крановой
машины посторонних лиц; допускать к строповке столбов работников, не
аттестованных в качестве стропальщиков.
-
При выходе из кабины машинист должен поставить рычаг переключения
передач в нейтральное положение и затормозить бурильную и
бурильно-крановую машину стояночным тормозом.
-
Не допускается во время работы двигателя регулировать натяжение
ремня вентилятора и производить какие-либо ремонтные работы.
-
Перемещение, установка и работа бурильной и бурильно-крановой машины
вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами
разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на
расстоянии, установленном проектом производства работ.
-
Чистить, смазывать и ремонтировать бурильную и бурильно-крановую
машину необходимо только после ее полной остановки (при выключенном
двигателе), при этом должна исключаться возможность ее запуска.
-
Не допускается находиться под машиной (механизмами) при работающем
двигателе.
-
При транспортировании бурильной и бурильно-крановой машины на
трейлере под колеса необходимо положить тормозные башмаки, машину
прикрепить к платформе с помощью растяжек.
-
Оставлять без надзора бурильную и бурильно-крановую машину с
работающим (включенным) двигателем не допускается. При перерыве в
работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное
перемещение и включение, опрокидывание машины под действием ветра,
при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и
оползня.
-
Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими
жидкостями производятся закрытым способом.
-
Ремонтные работы автомобиля с оборудованием бурильной и
бурильно-крановой машины производить только в стационарных условиях.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести
к аварии или несчастным случаям.
-
При возникновении пожара на бурильной и бурильно-крановой машине:
немедленно остановить ее, заглушить двигатель и приступить к тушению
пожара первичными средствами пожаротушения;
сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю
объекта; принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей.
-
Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь
пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
-
При обнаружении во время бурения грунта кабелей электропередачи,
трубопроводов, взрывоопасных или неизвестных предметов работу
бурильной и бурильно-крановой машины следует незамедлительно
остановить до получения разрешения на дальнейшее выполнение работы
от соответствующих органов надзора.
-
При получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к
аварии.
-
При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности
устранения машинистом технических неисправностей машинист должен
вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной
стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
По окончании работы машинист должен:
поставить бурильную и бурильно-крановую машину в отведенное место;
очистить бурильную и бурильно-крановую машину от грязи и грунта,
подтянуть болтовые соединения, смазать трущиеся части;
выключить двигатель;
в зимнее время года слить воду, масло поместить в чистую тару и
плотно закрыть пробкой; закрыть кабину на замок;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние машины обо всех неполадках, возникших во время работы.
-
Во всех случаях после постановки автомобиля на место стоянки
выключить зажигание (подачу топлива) и отключить массу (если имеется
выключатель), затормозить автомобиль стояночным тормозом.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.