-
К самостоятельной работе в качестве машиниста автогудронатора (далее
-машинист) допускаются лица мужского пола, имеющие непрерывный стаж
работы в качестве водителя категорий C; C и E; B и C не менее трех
лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными по состоянию
здоровья, прошедшие специальную подготовку в обучающих организациях,
имеющих разрешение Проматомнадзора, сдавшие экзамен и получившие
свидетельство о подготовке водителя транспортных средств,
выполняющих перевозки опасных грузов.
-
Свидетельство об обучении действительно в течение 3 лет. Для его
продления машинист в течение года, предшествующего дате истечения
срока действительности свидетельства, должен пройти переподготовку в
обучающей организации и сдать соответствующие экзамены.
-
Вновь принятый на работу машинист проходит стажировку в количестве
не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к
самостоятельной работе.
-
Машинист должен:
ежегодно проходить организуемое нанимателем обучение по вопросам
охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке
нефтепродуктов по разработанной и утвержденной нанимателем программе
с последующей проверкой знаний и оформлением протокола;
проходить вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте,
повторный, внеплановый и целевой инструктаж; периодическую и
внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности
движения и безопасной перевозке нефтепродуктов; в установленном
порядке предрейсовый медицинский осмотр.
-
Машинист кроме документов, перечисленных в правилах дорожного
движения, должен при себе иметь копию лицензии на право перевозки
опасного груза; маршрут перевозки опасного груза; свидетельство о
допущении транспортного средства к перевозке определенных опасных
грузов, регистрационную карточку транспортного средства,
калибровочный паспорт на цистерну, свидетельство о подготовке
водителя транспортного средства, выполняющего перевозку опасных
грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, адреса и
номера телефонов должностных лиц перевозчика, ответственных за
перевозку опасных грузов, удостоверение на право обслуживания
объектов, подконтрольных Проматомнадзору, товарно-транспортные
документы на перевозимый нефтепродукт, путевой лист.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать
правила дорожного движения;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным
руководителем работ; знать и совершенствовать методы безопасной
работы;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об
их неисправностях сообщать руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения; соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать технологию производства работ, применять способы,
обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах,
инструкциях по эксплуатации;
пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и
уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при
несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;
в соответствии с характером выполняемой работы правильно
использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в
случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом
непосредственного руководителя;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8
декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N п/п |
Наименование |
Срок носки в месяцах |
1 |
Костюм хлопчатобумажный |
12 |
2 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
3 |
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые) |
12 |
4 |
Рукавицы комбинированные |
До износа |
В холодное время года дополнительно: |
5 |
Костюм для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани |
36 |
6 |
Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве |
24 |
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами
изделия, конструкции и
материалы;
повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей
зоны; повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем
месте; повышенный уровень шума и вибрации;
недостаточная видимость рабочей зоны из кабины машиниста; повышенная
температура поверхностей оборудования;
вредные вещества, с которыми машинист находится в контакте при
обслуживании транспортного средства;
возможность возникновения пожара; повышенный уровень статического
электричества; нервно-психические перегрузки.
-
Машинисту запрещается:
появляться и находиться на территории организации в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с
остаточными явлениями опьянения;
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении,
алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными
явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять токсические или
наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля;
приступать к работе при подтекании топлива и масла из систем и
агрегатов автогудронатора; управлять автогудронатором в болезненном
или утомленном состоянии, под воздействием
лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а
также передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком
состоянии;
при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его
ртом;
хранить в кабине топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости,
промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять автогудронатор, если не приняты
меры, исключающие его самопроизвольное движение.
-
О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ
или диспетчеру.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для
выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и
другие средства индивидуальной защиты.
-
При недостаточной видимости перевозка нефтепродуктов запрещена.
-
Проверить автогудронатор на соответствие следующим требованиям:
цистерна должна быть оборудована устройствами и приспособлениями для
опломбировки запорной арматуры;
сливные рукава должны конструктивно обеспечивать снятие статического
электричества, должны быть закрыты заглушками и уложены в пеналы,
закрыты крышками.
-
Цистерна автогудронатора должна быть оборудована следующими
устройствами для защиты от статического электричества:
розеткой с защитным кожухом, электропроводно соединенной с корпусом
цистерны;
гибким многожильным проводом сечением не менее 2,5 кв.мм и длиной не
менее 20 м с двухполюсными вилками на концах для заземления цистерны
на площадке слива-налива;
заземляющей цепочкой из материала, не дающего искр, или из
электропроводящей резины, электропроводно соединенной с корпусом
цистерны, имеющей касание земли на 200 мм.
-
Автогудронатор должен быть укомплектован двумя знаками "Опасность" и
двумя фонарями автономного питания с мигающими (или постоянными)
огнями оранжевого цвета и должен быть
обозначен в соответствии с правилами перевозки опасных грузов
автомобильным транспортом в Республике Беларусь.
-
Автогудронатор должен быть укомплектован:
одним огнетушителем ОП-10 либо двумя ОУ-5(8) для тушения пожара на
транспортном средстве и одним огнетушителем ОП-5 либо ОУ-5(8) для
тушения пожара при загорании нефтепродукта в цистерне. Огнетушители
должны быть испытаны, опломбированы и размещены в местах,
предусмотренных заводом-изготовителем;
ящиком с сухим песком объемом не менее 0,25 куб.м; противопожарным
полотнищем;
лопатой;
не менее чем двумя противооткатными упорами (башмаками) для
подкладывания под колеса; двумя таблицами системы информации об
опасности, установленными на переднем бампере и
на задней стенке цистерны;
проблесковым маячком оранжевого цвета; двумя знаками "Въезд
запрещен"; комплектом инструмента;
аптечкой первой медицинской помощи.
-
Перед началом работ машинист должен:
проверить исправность форсунок, трубопроводов, вентилей и
манометров, крепление топливного бака;
проверить состояние распределителей, при необходимости прочистить
их; проверить состояние системы пневматического привода тормозов;
проверить заправку двигателя водой, топливом;
проверить состояние покрышек и давление в шинах.
-
Перед пуском двигателя затормозить автогудронатор стояночным
тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное
положение.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
Скорость движения автогудронатора должна выбираться машинистом в
соответствии с требованиями правил дорожного движения, но не более
60 км/ч.
-
Во время движения по маршруту машинист должен периодически
осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного
средства, обращая внимание на отсутствие утечек нефтепродуктов.
-
При перевозке нефтепродуктов машинисту запрещается: резко трогать с
места транспортное средство;
производить обгон транспортных средств, движущихся со скоростью
более 50 км/ч; двигаться с выключенными коробкой передач и
двигателем;
резко тормозить;
курить во время движения, разводить огонь ближе 100 м от стоянки
транспортного средства; перевозить посторонних лиц и груз, не
предусмотренный документами;
буксировать транспортные средства.
-
При наполнении цистерны автогудронатора вяжущим материалом машинист
должен следить за указателем уровня.
-
Не допускается подавать горячее вяжущее в цистерну автогудронатора
при наличии в ней растворителя или воды.
-
При наборе вяжущего материала самотеком необходимо устанавливать
автогудронатор так, чтобы люк цистерны находился ниже наливного
трубопровода. При этом необходимо надежно закрепить сливной лоток
или трубу и не находиться вблизи них во избежание возможных ожогов.
-
Розжиг горелок, подогревающих вяжущее в цистерне, должен
производиться факелами с ручкой, имеющей длину не менее 1,5 м. В
качестве топлива горелок не разрешается применять бензин.
-
Перед началом розлива вяжущего материала машинист должен погасить
форсунку и закрыть вентили трубопровода подачи топлива.
-
Наполнять цистерну автогудронатора можно только через фильтр на
средних и малых оборотах насоса при условии отсутствия в ней
растворителя или воды. Не допускается разжижать вяжущий материал в
цистерне автогудронатора.
-
Не допускается производить крепежные работы, находясь под цистерной,
наполненной вяжущим.
-
При заполнении цистерны автогудронатора нельзя допускать ее
переполнения и вытекания наружу вяжущего через переливную трубу.
-
При зажигании форсунки топливо подавать сначала слабой струей,
постепенно увеличивая его подачу до нормальной.
-
Во время розжига следует находиться сбоку форсунки, чтобы не
получить ожога при выбивании пламени.
-
Порядок розжига форсунки должен соблюдаться согласно инструкции по
эксплуатации.
-
При перекачивании вяжущих, имеющих высокую температуру, наборный
рукав можно отсоединять только в рукавицах, чтобы не получить
ожогов.
-
Перед розливом вяжущего материала необходимо закрепить
распределитель и разогреть его переносной горелкой. При этом следует
соблюдать следующие меры предосторожности:
перед началом подогрева необходимо проверить уровень вяжущего
материала в цистерне (он должен перекрывать жаровые трубы в самой
верхней их точке не менее чем на 200 -250 мм);
не разжигать переносную горелку (форсунку) вблизи
легковоспламеняющихся материалов;
при работе переносной горелки следует следить за давлением в
топливном баке по манометру; не оставлять работающие горелки без
постоянного наблюдения;
не допускать применения в качестве топлива для горелок (форсунок)
бензина; по окончании разогрева следует закрепить крышку дымовой
трубы.
-
Во время розлива вяжущего автогудронатором не допускается
приближаться к распределительным трубам ближе 10 м.
-
При установке распределительных труб необходимо следить за тем,
чтобы прорези сопел были повернуты от продольной оси распределителя
на 22 -25 град. C.
-
Перед розливом машинист должен включить насос, поставить большой
кран в положение "Розлив", а распределитель -в рабочее положение и
дать звуковой сигнал.
-
При розливе битума из распределительного шланга не разрешается
кому-либо, кроме машиниста, находиться ближе 10 м от места розлива.
-
При перерывах в работе сопло распределителей трубы должно быть
опущено вниз.
-
После окончания розлива вяжущего необходимо установить
распределительный кран на циркуляцию, а затем только поднять
распределительные трубы.
-
При эксплуатации автогудронатора во избежание утечки вяжущего
материала машинист должен периодически подтягивать болты крепления
фланцев крана, проверять сальниковые уплотнители поплавкового
указателя уровня. В случае выплескивания и подтекания через крышку
верхнего люка следует сменить уплотняющую прокладку.
-
После окончания поступления вяжущего материала машинист должен
выключить насос, закрыть запорный клапан и слить остатки битума из
шланга, закрыть крышку люка и закрепить ее.
-
Остаток вяжущего из цистерны разрешается сливать только на базе в
битумоплавильный котел.
-
После слива остатков вяжущих материалов из цистерны последнюю
необходимо промыть.
-
Транспортировку полуприцепа-цистерны во избежание его заноса и
опрокидывания на крутых поворотах (особенно под уклон), ухабах,
съездах и въездах по насыпи под острым углом производить только с
полным надежным выключением.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
В случае возникновения инцидента или аварии при перевозке
нефтепродуктов первичная ликвидация их последствий до прибытия
аварийной бригады перевозчика и специальных служб должна
осуществляться машинистом.
-
При возникновении в пути неисправностей автогудронатора, при которых
запрещается участие в дорожном движении, прекратить движение,
включить аварийную световую сигнализацию.
-
В случае возникновения аварии или инцидента при перевозке
нефтепродуктов (ДТП, загорание, утечка нефтепродукта, повреждение
тары или другое событие) машинист должен:
-
при появлении во время движения запаха автомобильного топлива
немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления
запаха и устранить ее;
-
при невозможности движения сообщить в организацию, которой
принадлежит автомобиль, или в ближайшую аварийно-техническую
службу;
-
при возникновении пожара на автогудронаторе немедленно
остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание,
отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению
огня с помощью огнетушителя;
-
в случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на
территории организации эвакуировать автогудронатор в
соответствии с разработанным планом эвакуации;
-
оградить зону аварии или инцидента знаками "Опасность",
установив их спереди транспортного средства на расстоянии 100 м
от него;
-
не допускать посторонних лиц в зону аварии или инцидента;
-
сообщить о случившемся в органы Государственной автомобильной
инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь,
органы и подразделения МЧС и руководителю организации;
-
оказать при необходимости доврачебную помощь пострадавшим
(потерпевшим), указанную в аварийной карточке;
-
в соответствии с указаниями аварийной карточки системы
информации об опасности принять меры по первичной ликвидации
аварии или инцидента;
-
при утечке нефтепродукта предотвратить попадание его в сточные
воды, засыпав место разлива сорбционным материалом и создав
временное обвалование места аварии или инцидента с помощью
лопаты и других подручных средств;
-
по прибытии на место аварии или инцидента представителей органов
Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних
дел Республики Беларусь, подразделений МЧС и других служб
проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить
транспортные документы на перевозимый груз;
-
в случае возгорания топлива машинист должен перекрыть топливный
кран, остановить двигатель, открыть капот (если он закрыт) и
направить струю из огнетушителя на очаг пожара;
-
при воспламенении битума в цистерне машинист должен плотно
закрыть крышку, а если имеются горящие подтеки на цистерне,
направить на них струю из огнетушителя.
При невозможности ликвидировать очаг возгорания своими силами
машинист должен: немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу
по телефону 101;
принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте
первичных средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта;
-
при разрыве битумопровода машинист должен выключить насос или
двигатель автомобиля, закрыть запорный клапан, слить остатки
битума из шланга и заменить поврежденный участок битумопровода;
-
при ожоге горячим битумом необходимо смыть битум керосином,
затем водой с мылом и перевязать поврежденное место сухой
стерильной повязкой, а затем обратиться к врачу;
-
при неисправности двигателя или рабочего оборудования работу
автогудронатора необходимо прекратить и принять меры к
устранению неисправности;
-
в случае необходимости оказать необходимую первую доврачебную
медицинскую помощь пострадавшему на производстве, освободив его
от действий травмирующего фактора;
-
при получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет
к аварии.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
После прибытия с линии произвести осмотр автогудронатора согласно
перечню операций, установленных руководством по эксплуатации.
-
По окончании работы необходимо:
поставить автогудронатор в отведенное место, слить из цистерны и
распределительных битумопроводов остатки вяжущих материалов, промыть
насосы, краны и трубопроводы керосином, дизтопливом;
очистить автогудронатор от вяжущих материалов, прочистить и
поставить на место сетки фильтров;
закрыть кабину на замок;
в холодное время года слить воду из системы охлаждения двигателя,
топливо из бензинового и керосинового баков;
поставить под оси автогудронатора металлические козелки, чтобы
освободить шины от давления.
-
Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях
сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и
эксплуатацию автогудронаторов.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.