-
К самостоятельной работе в качестве машиниста автовышки и
автогидроподъемника (далее -машинист) допускаются лица не моложе 18
лет, прошедшие медицинский осмотр, имеющие водительское
удостоверение на право управления автомобилем соответствующей
категории и талон к нему.
-
Машинисты допускаются к выполнению работ после прохождения
специальной подготовки, вводного инструктажа и первичного
инструктажа на рабочем месте, который проводится не реже одного раза
в 3 месяца, стажировки, ежегодной проверки знаний по вопросам охраны
труда. Вновь принятые на работу машинисты проходят стажировку в
количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск
к самостоятельной работе.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать
правила дорожного движения;
содержать автомобиль в укомплектованном и технически исправном
состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом
движения;
содержать в исправном состоянии набор ручного инструмента для
аварийного ремонта автомобилей;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным
руководителем работ; соблюдать технологию производства работ,
применять способы, обеспечивающие безопасность
труда, установленные в инструкциях по охране труда и руководстве по
эксплуатации; содержать рабочее место в соответствии с требованиями
охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь по назначению, об
их неисправностях сообщать руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения; соблюдать правила личной гигиены;
не принимать пищу на рабочем месте;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8
декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N
п/п |
Наименование |
Срок носки в месяцах |
1 |
Костюм хлопчатобумажный |
12 |
2 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
3 |
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые) |
12 |
4 |
Рукавицы комбинированные |
До износа |
5 |
Каска защитная |
24 |
В холодное время года дополнительно: |
6 |
Костюм для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани |
36 |
7 |
Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве |
24 |
8 |
Подшлемник зимний |
24 |
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: нахождение рабочего места на высоте;
повышенный уровень шума и вибрации; повышенная загазованность
воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
возникновение напряжения на металлических конструкциях и частях
оборудования, нормально находящегося без напряжения;
движущиеся машины и их рабочие органы; опрокидывание машин, падение
их частей;
опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по
высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов
грузоподъемными кранами);
обрушение грунта;
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях
инструментов и оборудования; нервно-психические перегрузки.
-
Водителю запрещается:
появляться и находиться на территории организации в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с
остаточными явлениями опьянения;
управлять автомобилем в болезненном состоянии, при переутомлении,
алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными
явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять токсические или
наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля;
приступать к работе при подтекании топлива и масла из систем и
агрегатов;
управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, под
воздействием лекарственных препаратов и других веществ, снижающих
внимание и быстроту реакции, а также передавать управление
автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
использовать автомобиль в личных целях;
управлять не закрепленным за водителем автомобилем;
отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его
для обогрева кабины на длительных стоянках;
хранить в кабине автомобиля топливо и другие легковоспламеняющиеся
жидкости, промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять автомобиль, если не приняты меры,
исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
-
Закрепление автовышки и автогидроподъемника за машинистом
оформляется приказом руководителя организации.
-
Автовышка и автогидроподъемник должны использоваться согласно
технологической документации на производство работ (проекты
производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и
приемы безопасности.
-
Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник без
технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных
условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок
(котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.
-
Не допускается использовать автовышку и автогидроподъемник в
непогоду (при скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице,
тумане).
-
Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов,
нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под
напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения
организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под
наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению
должен быть приложен план с указанием расположения и глубины
заложения коммуникаций.
-
Реконструкция и ремонт автовышки и автогидроподъемника, требующие
внесения изменений в конструкцию машины, должны производиться по
проекту и техническим условиям, разработанным организациями
-изготовителями дорожно-строительной машины, головной и
специализированными организациями, имеющими лицензию на
проектирование.
-
Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться
специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и
продувать систему питания ртом не допускается.
-
В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить
соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа
машин.
-
О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ
или диспетчеру.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Перед началом работы надеть спецодежду и спецобувь.
-
Получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с
проектом производства работ или технологической картой.
-
Проверить наличие в кабине автовышки и автогидроподъемника
огнетушителя с опломбированной запорной арматурой, аптечки первой
медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака
аварийной остановки или мигающего красного фонаря.
-
В кабине автовышки и автогидроподъемника не допускается хранить
топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный
обтирочный материал.
-
До начала работы машинист должен:
получить путевой лист, уточнить маршрут движения и характер
выполняемых работ на объекте, получить в путевом листе отметку о
проверке технического состояния автовышки и автогидроподъемника;
убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций,
приборов и устройств безопасности, других частей автовышки и
автогидроподъемника;
проверить исправность электрооборудования (внешний осмотр без снятия
кожухов и разборки), электрических аппаратов (рубильники, пусковые
сопротивления, концевые выключатели), при питании автовышки и
автогидроподъемника от внешней сети следует проверить исправность
гибкого кабеля;
проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие
смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен
стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки,
гидроцилиндры и их крепления), а также металлоконструкцию и сварные
швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части, проверить состояние
болтовых и шарнирных соединений;
осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а
также укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма
подъема груза, если такой механизм предусмотрен на автовышке и
автогидроподъемнике;
проверить исправность гидропривода, гибких шлангов, насосов и
предохранительных клапанов на напорных линиях при их наличии;
определить рабочую зону автовышки и автогидроподъемника, границы
опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими
автовышку и автогидроподъемник, и машинистами других машин.
-
В зоне работы должны быть установлены знаки безопасности и
предупредительные надписи.
-
Рабочая зона автовышки и автогидроподъемника в темное время суток
должна быть освещена.
-
Перед началом работы машинист должен убедиться в достаточной
освещенности рабочего места и отсутствии посторонних людей в зоне
работы автовышки и автогидроподъемника.
-
Перед запуском двигателя машинист должен предупредить работников,
которые заняты обслуживанием автовышки и автогидроподъемника или
находятся на пути следования, о начале работы.
-
Перед запуском двигателя проверить нахождение рычага переключения
скоростей в нейтральном положении.
-
Перед началом движения необходимо убрать все посторонние предметы из
люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на вращающихся
деталях.
-
После запуска двигателя машинист должен: проверить работу тормозов и
сцепления;
проверить исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
проверить исправность механизмов подъема люльки и установки выносных
опор; привести все выдвижные конструкции в транспортное положение.
-
Машинист не должен приступать к работе в следующих случаях: при
наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях подъемника; при
неисправности следящей системы люльки;
при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях
звеньев рычажных систем;
при наличии дефектов, угрожающих безопасности работы;
при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии;
при наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования;
при выявлении неисправностей тормозов, канатов, цепей и их
креплений, крюков, лебедок, ходовых колес, блокировочных устройств и
приборов безопасности.
-
Не разрешается допускать к использованию автовышку и
автогидроподъемник, не прошедшие технического обслуживания и имеющие
неисправности.
-
Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе
питания и масла, в системе смазки и гидравлике.
-
При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления
грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах
валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и
других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю
работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
Во время работы на автовышке и автогидроподъемнике машинист должен
находиться в защитной каске, не должен отвлекаться от своих прямых
обязанностей, а также производить чистку и смазку механизмов.
-
Прежде чем осуществить какое-либо движение автовышкой и
автогидроподъемником, машинист должен убедиться, что в зоне работы
подъемника нет посторонних людей, а рабочие в люльке пристегнуты
карабинами предохранительных поясов к предназначенной для этого
скобе.
-
Необходимо следить за тем, чтобы вес людей, инструмента и
материалов, находящихся в люльке, не превышал грузоподъемность,
предусмотренную паспортом.
-
При эксплуатации автовышки и автогидроподъемника необходимо принять
меры, предотвращающие их опрокидывание или самопроизвольное
перемещение под действием ветра или при наличии уклона.
-
Перед началом подъема людей машинист должен:
установить подъемник на все опоры во всех случаях; при этом он
должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены
прочные и устойчивые подкладки;
установить порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
определить совместно с руководителем работ границы опасной зоны
внизу под люлькой.
-
Во время нахождения работников в люльке машинист должен находиться в
кабине управления и следить, чтобы работники в люльке были
прикреплены предохранительными поясами к перилам люльки, не
перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
-
Подъем, остановку и опускание люльки машинист должен производить
только по сигналу находящихся в ней работников.
-
Подъем на высоту, близкую к предельной, машинист должен выполнять на
пониженной скорости.
-
Для выполнения работ автогидроподъемником необходимо: наличие
подъездного пути;
уклон не должен быть более 5 град. C;
размеры площадки должны позволять установку автогидроподъемника на
полностью выдвинутые опоры.
-
При подъеме люльки необходимо следить, чтобы она не поднималась выше
положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету.
-
Не допускается производить резкие движения люльки, если в ней
находятся рабочие или
груз.
-
Не разрешается поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в
неустойчивом
положении, защемленный груз, а также груз в таре, заполненной выше
бортов.
-
Установка автовышки и автогидроподъемника для производства
строительно-монтажных работ должна предусматривать:
соответствие автовышки и автогидроподъемника условиям
строительно-монтажных работ; объем работ, выполняемых с люльки, с
учетом недопустимости выполнения работ,
вызывающих дополнительные нагрузки на стрелу;
мероприятия по безопасному производству работ на месте, где
установлены автовышка и автогидроподъемник (ограждение зоны работ,
соответствующий уровень освещения).
-
Передвижение автовышки и автогидроподъемника под линией
электропередачи должно производиться только при опущенной стреле.
-
При работе автовышки и автогидроподъемника расстояние между
поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений, или
штабелями грузов, или другими предметами должно быть не менее 1 м, а
расстояние между люлькой и каким-либо предметом не допускается менее
0,5 м.
-
При установке и перемещении автовышки и автогидроподъемника вблизи
выемок (котлованов и траншей) машинист должен соблюдать расстояние
приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей опоры
подъемника (не менее указанного в таблице):
Глубина выемки, м |
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до
ближайшей опоры подъемника, м |
Грунт |
песчаный |
супесчаный |
суглинистый |
глинистый |
1,0 |
1,5 |
1,25 |
1,00 |
1,00 |
2,0 |
3,0 |
2,40 |
2,00 |
1,50 |
3,0 |
4,0 |
3,60 |
3,25 |
1,75 |
4,0 |
5,0 |
4,40 |
4,00 |
3,00 |
5,0 |
6,0 |
5,30 |
4,75 |
3,50 |
-
Чистить, смазывать и ремонтировать автовышку и автогидроподъемник
необходимо только после их полной остановки (при выключенном
двигателе), при этом должна исключаться возможность их запуска.
-
При транспортировании автовышки и автогидроподъемника на трейлере
под колеса необходимо положить тормозные башмаки, опустить стрелу,
машину прикрепить к платформе с помощью растяжек.
-
При техническом обслуживании и ремонте автовышки и
автогидроподъемника необходимо соблюдать нижеследующее:
не оставлять без надзора автовышку и автогидроподъемник с работающим
(включенным) двигателем;
не допускать самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание
автовышки и автогидроподъемника под действием ветра, при наличии
уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня;
не производить смазку, крепление и регулировочные работы при
работающем двигателе.
-
Заправка и дозаправка автовышки и автогидроподъемника
топливно-смазочными материалами и рабочими жидкостями производятся
закрытым способом.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
При возникновении в пути неисправностей запрещается участие в
дорожном движении. Прекратить работу, включить аварийную световую
сигнализацию.
-
При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности,
установленные для ремонта и технического обслуживания в
соответствующих инструкциях по охране труда, технологической
документации на ремонт и техническое обслуживание автовышки и
автогидроподъемника, эксплуатационных документах
завода-изготовителя.
-
Не допускается привлекать к ремонту автовышки и автогидроподъемника
на участке дороги лиц, не имеющих на это права.
-
При возникновении пожара или загорания машинист должен: немедленно
сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101; принять меры по
обеспечению безопасности и эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на транспортном
средстве первичных средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.
-
Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь
пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
-
При потере устойчивости автовышки и автогидроподъемника (проседание
грунта) машинист должен прекратить подъем, подать предупредительный
сигнал, опустить люльку на землю и установить причину аварийной
ситуации.
-
Если элементы автовышки и автогидроподъемника оказались под
напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и
отвести люльку от электропроводов, при необходимости покинуть
кабину.
-
Машинист должен опустить люльку с людьми или груз и прекратить
работу в следующих случаях:
при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает
допустимую для данного автогидроподъемника и указанную в его
паспорте; при этом машинист должен выполнять указания руководства по
эксплуатации о предотвращении угона автогидроподъемника ветром;
при недостаточной освещенности места работы, сильном снегопаде или
тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает
сигналы стропальщика, перемещаемые люльку или груз;
при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в
паспорте автогидроподъемника.
-
При внезапном отключении электропривода или гидропривода
автогидроподъемника машинист должен принять меры для безопасной
эвакуации рабочих люльки.
-
При получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к
аварии.
-
При поломке транспортного средства в пути следования и невозможности
устранения машинистом технических неисправностей машинист должен
вызвать техническую помощь и сообщить о месте своей вынужденной
стоянки в органы Государственной автомобильной инспекции
Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
После прибытия с линии произвести осмотр согласно перечню операций,
установленных руководством по эксплуатации автовышки и
автогидроподъемника.
-
По окончании работы машинист должен:
высадить людей из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
поставить автовышку и автогидроподъемник в отведенное место;
установить стрелу в положение, определяемое инструкцией
завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации;
затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель, отключить
рубильник, питающий автогидроподъемник током, если
автогидроподъемник питается от внешнего источника;
закрыть кабину на замок и сдать ключ от автовышки и
автогидроподъемника в установленном в организации порядке;
сдать путевой лист на автовышку и автогидроподъемник;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние автовышки и автогидроподъемника обо всех неполадках,
возникших во время работы.
-
Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях
сообщить лицу, ответственному за техническое состояние и
эксплуатацию автовышки и автогидроподъемника.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.