Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 13

 

 

у ребенка при стимуляции движения голова поднимается вверх хотя бы на 1
—2 с.

четании  е  массажем  на  расслабление  спастически  сокращенных

мышц)

;

 Массаж  сочетают  с  пассивным  сгибанием  и  разгибанием  ног,  со

стимуляцией  рефлекса  ползания  как  активного  упражнения.  Последнее
достигается  ритмичным  надавливанием  на  подошвы  ребенка,  который
лежит  на  животе.  Таким  образом  осуществляются  ползание  на  животе,
ползание  полувертикальное  (грудь  ребенка  лежит  на  руке  массажиста)  и
четвереньках.

Навык  ползания  важен  не  только  для  укрепления  мышц  туловища,

конечностей,  общего  развития  ребенка.  При  ползании  преодолевается
повышенный  тонус  приводящих  мышц  бедер,  включаются  в  деятельность
ягодичные мышцы, устраняется эквиноварусная установка стоп.

При  асимметрии  мышечного  тонуса  туловища  и  конечностей  —

гемисиндроме  (рис.  48,  а)  —  на  фоне  общеукрепляющих,  дыхательных
упражнений,  а  также  упражнений  и  приемов  массажа,  стимулирующих
поэтапное  (возрастное)  развитие  психомоторики,  эмоциональной  сферы,
проводятся  специальные  приемы  массажа,  лечебной  гимнастики,  лечение

положением  (рис.  48,  б).  С  помощью  расслабляющих-приемов  массажа
(поглаживание,  легкое  растирание,  вибрация,  валяние,  катание),  а  также
точечного  массажа  (расслабляющий  метод)  проводят  расслабление
сгибателей  пораженной  стороны  (мышц  шеи,  большой  грудной  мышцы,
трапециевидной,

широчайшей  мышцы  спины,  подвздошно-поясничной,  ягодичных,

аддукторов  бедер,  икроножной  мышцы).  Затем  делают  укрепляющий
массаж  антагонистов  мышц  спины  (классические  приемы  и  точечный
массаж мышц спины — укрепляющий метод). Укрепляющий массаж спины
проводят более детально и глубоко на здоровой стороне.

Для  устранения  кривошеи  производится  расслабляющий  точечный

массаж

в

области

прикрепления

напряженной

грудиноключично-

сосцевидной  мышцы  —  на  сосцевидном  отростке,  на  ключице  и  I  ребре.
Делают также длительно массаж всей мышцы расслабляющими приемами
(легкое поглаживание и растирание, вибрация), сочетающийся с приемами
мягкого  разминания  и  легкого  растягивания  мышцы.  Проводится
расслабляющий  массаж  не  только  грудиноключичнососцевидной  мышцы,
но  и  верхней  части  трапециевидной,  широчайшей  и  ромбовидной  мышц
спины, в тяжелых случаях— длинной круглой мышцы лопатки. Последнее
необходимо делать потому, что рефлекторное синергичное сокращение этой
мышцы  и  грудиноключично-сосцевидной  приводит  нередко  к  тому,  что  к
явлениям кривошеи присоединяется приведение плеча.

После  массажа  при  асимметрии  мышечного  тонуса  туловища  и

конечностей,  при  которой  таз  ребенка  имеет  тоже  асимметричное  (косое)
положение,  делают  и  специальные  упражнения.  Они  обязательно
перемежаются  и  сочетаются  с  расслабляющими  приемами  массажа.  Так,
вибрация  мышц  туловища  и  ноги  (со  стороны  повышенного  тонуса)
сопровождается растягиванием этих мышц в положении ребенка на спине,
ногами к массажисту; в этом же положении также в сочетании с вибрацией
мышц туловища, покачиванием таза с боку на бок проводят массаж в точке
7, расслабляющий аддукторы бедер. После этого массажист приводит ногу,
несколько  согнутую  в  колене,  к  другой  выпрямленной  ноге,  накрывая  ее
согнутой  ногой  и  одновременно  потягивая  так,  чтобы  несколько
выпрямилось косое положение таза.

Рекомендуем  упражнение,  проводимое  также  после  приема  на

расслабление  мышц  туловища,  по  Боббат  и  других  расслабляющих
приемов  массажа.  Упражнение  заключается  в  мягком  пластичном
растягивании спастически сокращенных мышц, проводимом одновременно
с их вибрацией. Массажист укладывает ребенка на спину, здоровым боком

к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватывает ребенка со стороны
спастически сокращенных мышц и, прижимая его к себе здоровым боком,
проводит  вибрацию  и  растягивание  туловища  и  ноги,  как  бы  опоясывая
себя ребенком. Ладони массажиста, пальцами ДРУ

Г к

ДРУ

Г

У>

лежат

плашмя

на  боковой  поверхности  туловища  ребенка.  Производя  одновременно
вибрацию  и  растягивание,  ладони  массажиста  движутся,  одна  к
подмышечной  впадине  ребенка,  другая  к  его  ноге  и  по  ноге  вниз  к  стопе.
Голова ребенка, оказывающаяся между предплечьем и плечом массажиста,
мягко  отклоняется  в  сторону,  противоположную  кривошее,  таз  занимает
положение небольшой гиперкоррекции.

Некоторые

средства

ЛФК,

способствую

щие

расслаблению

приводящих  мышц  бедер,  задней  группы  мышц  голеней,  стоп,  развитию
основных  функций  нижних  конечностей.  При  повышенном  напряжении
приводящих  мышц  бедер,  прежде  чем  делать  упражнения  ЛФК,
необходимо расслабить эти мышцы путем применения точечного масса жа.
Для  его  осуществления  надо  коснуться  подушечкой  III  пальца  кожи  в
месте,  соответствующем  проекции  тазобедренного  сустава  сбоку,
почувствовать  при  надавливании  как  бы  углубление,  а  затем  мягко,
медленно  оказывать  одновременно  вращающее  и  мягкое  давящее
воздействие  на  точку  (зону).  Вначале  с  постепенным  нарастанием
увеличения давления, вибрацией, остановкой и последующим ослаблением
воздействия  (без  отрыва  от  зоны)  вызывают  ослабление  мышечного
напряжения в приводящих мышцах.

Точечный массаж внутренней поверхности бедра на 2—
3  см  ниже  паховой  складки  также  способствует  расслаблению

приводящих мышц бедер. Расслабление их вызывает и легкие покачивания
(влево  —  вправо)  таза  ребенка,  лежащего  на  опоре  Расслабления
аддукторных  мышц  можно  добиться  при  быстром  приведении  бедра  с
одновременным  сгибанием  в  тазобедренных  и  коленных  суставах  вначале
той ноги, аддукторы которой менее напряжены. После расслабления мышц
надо  слегка  согнутые  ноги  ребенка  разводить  в  стороны  мягкими
вибрационными  движениями  без  насилия  Целесообразно,  чтобы  угол,  на
который  разводят  ноги,  был  ’несколько  меньше  максимально  отведенных
взрослым ног ребенка*

После  расслабления  мышц  можно  делать  пассивные  упражнения:

сгибание и разгибание ног, поднимание прямых ног и отведение их вправо
и  влево  с  поворотом  таза.  В  положении  ребенка  на  спине,  держа  его  за
голени  (руки  массажиста  обхватывают  голени  спереди,  ступни  на  опоре),
проводят  ступнями  ребенка  по  опоре,  желательно  по  шершавой  материи,

ударяют ими по опоре («топанье»)*

При  повышенном  напряжении  задней  группы  мышц  голеней,  при

котором ребенок в вертикальном положении опирается на пальцы ног или
на  передние  отделы  стоп  (тонус  Передней  группы  мышц  голени  снижен),
массаж ног проводят следующим образом.

1.  И.  п.—  на  спине.  Ноги  согнуты  в  коленях,  слегка  разведены.

Вначале  проводят  точечный  массаж  стоп  и  голеней  с  одновременным
потряхиванием  стоп  и  сгибанием  их  вперед  к  голени.  Затем  для
укрепления  растянутых,  ослабленных  мышц  проводят  массаж  мышц
передней  поверхности  голени  и  стоп  (поглаживание,  растирание,
разминание).

2.  И.  п.—  на  животе.  Вначале  проводят  массаж  голеней  для

расслабления

задней

группы

мышц

(легкое

поглаживание,

потряхивание,  вибрация,  валяние  —  см.  гл.  2).  Делают  также
точечный массаж (расслабляющий метод) задней поверхности голени в
области  прикрепления  двух  головок  икроножной  мышцы  и  у  начала
пяточного  сухожилия.  Затем  сгибают  ноги  в  коленях  (стопы  под
прямым  углом  к  голеням)  и,  положив  кисти  рук  на  стопы  ребенка,
мягко,  пластично  с  вибрационными  движениями  надавливают  на
ступни,  сгибая  стопы  к  передней  поверхности  голени,  таким  образом
очень  осторожно  растягивая  пяточные  сухожилия.  Точечный  массаж
тыльной  поверхности  голеностопного  сустава  облегчает  тыльное
сгибание стопы. Целесообразно это упражнение проводить поочередно:
например, левой рукой фиксировать правую голень ребенка, а правой
— надавливать на ступню по осевой линии стопы, сгибая ее к голени,
то же — с левой стопой ребенка (см. рис. 43).

Помимо этого, для формирования правильной реакции опоры, навыков

ходьбы

рекомендуются

соответствующие

упражнения.

При

всех

упражнениях,  рекомендуемых  для  развития  опоры,  полезно,  чтобы  стопы
скользили,  касались  грубой  ткани.  Лучше  всего  использовать  для  этого
картон,  обшитый  буклированной  шерстяной  тканью.  Это  самодельное
пособие  Надо  подставлять  под  стопы  ребенка  во  время  проведения  этих
упражнений.

Одним из важнейших рефлексов, подготавливающих организм ребенка

к  освоению  вертикального  положения  тела,  является  рефлекс  опоры  и
шаговых  движений.  Эти  рефлексы  надо  стимулировать  в  исходном
положении  ребенка  стоя  с  поддержкой;  полезно  ставить  ребенка  на
жёсткую шероховатую поверхность. При этом происходят разгибание ног и
их опора о  стол. В этом  же положении, поддерживая  одной рукой  ребенка

за туловище, другой рукой, обхватывая голень ребенка, проводят его стопой
по  опоре,  отводя  ногу  назад,  а  затем  и  ударяют  ножкой  ребенка  по  опоре
(поочередно  правой  и  левой).  Для  более  устойчивой  опоры  стоп  проводят
глубокий массаж или отрывистый щеточный массаж подошв.

Для стимуляции опорной функции стопы с успехом также используют

упражнение по Войту. Ногу ребенка ставят на край стола так, чтобы пятка
свешивалась,  согнутую  в  колене  ногу  удерживают  в  этом  положении.
Кистью захватывают

бедро  ребенка  так,  чтобы  I  палец  массажиста  устанавливался  на

внутренней поверхности бедра. Ребенка наклоняют вниз за одноименную с
коленом  руку  (рис.  49),  а  туловище  его  резко  поворачивают.  Ребенок
рефлекторно  делает  обратный  поворот  туловища  и,  выпрямляя  его  и  ногу,
становится вертикально с опорой на стол.

Также  улучшает  опору  стоп  (при  напряжении  мышц-аддукторов)

выведение  в  нормальное  положение  I  пальцев  стоп.  Это  достигается
массажем у основных фаланг I пальцев, что нормализует положение стоп и
влечет за собой уменьшение тонуса аддукторов.

Реакция  опоры  вырабатывается  и  на  мяче  (упражнение  по  Боббат).

Ребенка  укладывают  животом  на  мяч.  Левой  рукой  массажист  удерживает
ребенка  за  ножки,  правой  проводит  стимулирующий  точечный  массаж  в
паравертебральной области. Придерживая левой рукой верхнюю половину
туловища  ребенка,  опускают  его  ноги  вниз  до  соприкосновения  с  опорой.
Если  этот  рефлекс  проявился  еще  недостаточно,  то  надо  перед
упражнением  на  мяче  сделать  глубокий  массаж  подошв,  раздражая  их
щеткой  (прерывисто).  Необходимо  чередовать  упражнение  на  мяче
(ребенок  на  животе)  со  стимуляцией  (точечный  массаж,  классические
приемы)  мышц  спины  и  живота.  Поэтому  следует,  уложив  ребенка  уже  на
спину, делать укрепляющий массаж — точечный и классические приемы —
прямых  и  косых  мышц  живота,  а  также  расслабляющий  массаж  —
точечный,  поглаживание  и  выбрация  большой  грудной  мышцы  —  для

устранения  сгибательных  синергий  в  мышцах  плечевого  и  тазового  пояса
(синергистами  большой  мышцы  являются  другие  приводящие  мышцы
плеча и, главное, подвздошно-поясничная мышца).

Опоры  на  стопы  добиваются  также  и  следующим  образом.  Ребенка

ставят  спиной  к  массажисту  на  колени  на  стол  так,  чтобы  стопы  ребенка
были вне стола. Массажист держит ребенка за туловище, придавая ему чуть
наклонное  (вперед)  положение.  Это  стимулирует  самостоятельное
вставание ребенка на одну, а затем на вторую стопу.

Нередко  у  детей  отмечается  варусная  или  вальгусная  установка  стоп.

Коррекции  этих  установок  добиваются  приемами  массажа.  При  варусной
установке  стоп  укрепляют  мышцы,  поднимающие  их  наружные  края,—
делают  укрепляющий  массаж  передне-  и  заднеберцовых  мышц,
разгибателей  стопы  и  пальцев  и  расслабляющий  —  камбаловидной
мышцы.  При  вальгусной  установке  делают  укрепляющий  массаж
камбаловидной  мышцы  и  мышц  внутреннего  свода  стоп  и  голеней  (см.
приложение  6).  Целесообразно  для  детей  с  10  мес  использовать  для
упражнения  в  ходьбе  доску  или  горку,  обшитую  буклированным
материалом,  или  резиновые  коврики  с  рифленой  поверхностью.  Во  время
проведения  консультации  в  поликлинике  важно  показать  родителям,  как
проводить упражнения.

Некоторые  упражнения,  способствующие  развитию  равновесия  и

координатор-ных функций у ребенка.

1  И.  п.—  ребенок  на  руках  массажиста,  лицом  к  нему,

поддерживается за спину или под мышки. Покружиться с ребенком на
руках вправо и влево.

2.  И.  п.—  ребенок  на  руках  массажиста,  лицом  к  нему,

поддерживается  за  спину.  Ногами  ребенок  обхватывает  взрослого
(«лягушка»).  Покачивать  ребенка  от  себя  —  к  себе  (вниз  —  вверх
головой)

3.  И.  п.—  стоя  на  четвереньках.  Массажист  слегка  подталкивает

ребенка  вперед  —  назад,  в  стороны.  Упражнение  проводится  в  виде
игры с побуждением ребенка удержаться на четвереньках.

4.  И.  п.—  лежа  на  доске-качалке  (на  животе).  Упражнение

осуществляется  покачиванием  ребенка  на  доске-качалке  вправо  —
влево, вверх — вниз, 10—12 раз.

5.  Ребенок  сидит  на  качелях,  поддерживаемый  взрослым.

Раскачивать качели 2—6 раз.

6. На детских каруселях (с поддержкой взрослого). Покружиться 2

—6 раз.

7 Покачивание на плече, на спине и на животе с разной скоростью

и изменением направления.

8. Покачивание в гамаке.
9.  Мягкие  пружинящие  движения,  передаваемые  телу  ребенка,

лежащего в коляске (в домашних условиях),

10.

Активно-пассивные

пружинящие

движения

ребенка,

находящегося  в  штанишках-прыгалках-пружинках  с  поворотом
вправо — влево и отталкиванием ног от пола.

Дыхательные  упражнения  (см.  гл.  2)  должны  перемежать  все

упражнения  и  приемы  массажа  в  занятиях  ЛФК  с  ребенком  (2—6
упражнений). Необходимость включения этих упражнений в занятия ЛФК,
так  же  как  и  проведение  подряд  2—4  дыхательных  упражнений  (вне
комплекса  ЛФК)  в  течение  дня,  объясняется  хронической  гипоксией  у
ребенка с неврологическими нарушениями.

Развитие

зрительной

и

слуховой

реакции,

эмоциональной

деятельности,  интеллекта  детей,  координации  руки  и  взора,  руки  и  слуха.
Ребенок  познает  окружающий  мир,  основываясь  на  ощущениях  и
восприятиях.  Узнает  он  этот  мир,  предметы,  явления  при  помощи  зрения,
слуха,  осязания,  по*  этому  воспитание  этих  сенсорных  функций  имеет
большое  значение.  Они  тем  более  важны,  что  развиваются  в  тесной
взаимосвязи  с  двигательными  навыками.  Такая  взаимосвязь  обеспечивает
всю  деятельность  ребенка:  познавательную,  двигательную,  развитие  речи.
Особенно  важно  для  детей  с  задержкой  психомоторного  развития
воспитание  у  них  познавания  предметов,  которые  их  окружают.  Для  этого
надо  использовать  все  режимные  моменты  в  течение  дня.  Например,
изучение  ребенком  лица  матери,  разговаривающей  с  ним,  игрушек.  Это
должно  обязательно  вестись  с  одновременным  привлечением  слуха
ребенка,  зрения,  с  использованием  кожного  и  мышечного  чувства,
движения. Для изучения окружающих его предметов ребенку вкладывают в
руку  яркую  звучащую  игрушку,  привлекают  его  внимание  (зрительное  и
слуховое) к этой игрушке. При этом его побуждают, ласково просят самому
взять игрушку. Важно, чтобы ребенок при общении с ним взрослого видел,
как тот произносит те или иные слоги, слова, видел движения губ, улыбку
склонившегося над ним человека. Надо побуждать ребенка при общении с
ним взрослого повторять за ним слоги, слова, которые взрослый терпеливо
повторяет  многократно.  Для  развития  ребенка  совершенно  необходимо
взаимопонимание  родителей  и  ребенка  —  эмоциональный  контакт  между
ними.  Ребенок  на  жесты,  мимику,  ласково  произносимые  слова  взрослого
отвечает  «комплексом  оживления»  —  он  как  бы  «смеется»  всем  телом:

радостно двигает руками, ногами, гулит, улыбается.

Развитие зрения, слуха, осязания надо проводить регулярно, усложняя

методы  воспитания  в  зависимости  or  уровня  психомоторного  развития  и
возраста ребенка.

С  6  мес  жизни  зрительные,  слуховые  реакции,  а  также  кожное  и

мышечное чувства ребенка надо обязательно связывать, сочетать со словом
взрослого.  Слово  должно  стимулировать  восприятие  ребенком  предмета,
явления.  Например,  давая  ребенку  игрушку,  надо  одновременно  называть:
«Мишка»,  «Ляля»  и  т.  д.  Необходимо  побуждать  игровую  деятельность
ребенка.

Некоторые упражнения для развития взаимодействия эмоциональных,

психических и двигательных функций.

1.  И.  п.—лежа  на  спине.  Вызывание  зрительного,  слухового

сосредоточения  и  прослеживания.  Взрослый  показывает  яркую,
блестящую (звучащую) игрушку на расстоянии 30 см от глаз ребенка

и,  вызвав  сосредоточение,  двигает  ею  вправо,  влево,  вверх,

ребенок поворачивает голову за предметом.

2.  И.  п.—  попеременно  лежа  на  спине,  животе,  сидя,  стоя  на

четвереньках.  Звучащие  игрушки  с  удобной  для  держания  ручкой
вкладывают  в  руку  ребенка  для  развития  чувства  ощущения  в
сочетании  со  зрительной  фиксацией  глаз  на  игрушке.  Повторять  в
разных  исходных  положениях  ребенка  4—5  раз  в  день.  Сопровождать
занятия соответствующим разговором с ребенком.

3.  И.  п.—то  же,  что  и  в  предыдущем  упражнении.  Тренировка

равномерной  подвижности  взора  во  всех  направлениях  и  сочетание
развития  зрительного  сосредоточения  с  двигательной  активностью
ребенка  осуществляются  следующим  образом:  яркие  звучащие
игрушки  помещают  на  таком  расстоянии  от  ребенка,  чтобы  он  мог
захватить их при простом соприкосновении с ними.

4.  И.  п.—  на  мяче.  Одной  рукой  мать  поддерживает  ребенка,  а  в

другой  ее  руке  —  яркая  звучащая  игрушка,  которой  мать  привлекает
внимание ребенка.

Ребенку  с  4—8  мес  жизни  предлагают  игрушки  разной  толщины,

массы,  фактуры.  Игрушки  для  ребенка  с  9  мес  жизни  должны  также
отличаться размером и формой. Можно начинать давать игры с наливанием
и  выливанием  воды  в  тазик,  игрушки,  в  захватывании  которых  должны
участвовать  I  палец  и  ногтевые  фаланги  пальцев.  Таким  образом
тренируется  координация  зрения,  слуха,  кожной  чувствительности  и
мышечной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  11  12  13  14   ..