ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 12

 

 

178 

 

 1. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. 

Багнетова. - М.: Феникс, 2013. - 256 c. 

 2. 

Марченко А. Ю. Отношение студентов, занимающихся и не занимающихся 

спортом,  к  занятиям  физическим  воспитанием  /  О.  Ю.  Марченко  //  Педагогика, 
психология и медико-биологические проблемы. - 2014. - №9. - С. 88-91. 

3.  Аракелян  Е.  Россияне  стали  меньше  пить  и  больше  заниматься  спортом  // 

Аракелян Елена // Комсомольская правда. – 2015. – 29 марта. 

4.  Барабанова  А.И.  Развитие  физической  культуры  и  спорта  в  современных 

условиях. // Статья. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.rusnauka.com/– (Дата обращения: 17.04.2018). 
5.  Все  о  нормах  ГТО/  Нормы  ГТО  –  Всероссийского  физкультурно-спортивного 

комплекса  в  2018  году.  –  Режим  доступа:  http://www.gtonorm.ru–  (Дата  обращения: 
17.04.2018) 
 

ВЛИЯНИЕ БАСКЕТБОЛА НА ОРГАНИЗМ МОЛОДЕЖИ 

 

И.И. Гимадиева 

студентка  450/4  гр. 

Казанский кооперативный институт (филиал)  

«Российский университет кооперации», г. Казань 

 

Научный руководитель - Р.А. Мифтахов,к.п.н., доцент, 

отличник физической культуры и спорта РФ 

 

В  данной  статье  акцентируется  внимание  на  ухудшение  здоровья  молодежи  в 

результате  вредных  привычек  и  раскрывается  преимущество  баскетбола,  как  средства 
гармоничного  развития  личности    молодежи  его  физического,  психологического  и 
интеллектуального развития. 

Ключевые слова: баскетбол, спорт, здоровья. 
Спорт  всегда  занимал  важное  положение  в  развитии  физической  культуры 

общества.    Ведь  с  самого  детства  люди  начинают  понимать,  что  движение  –  это  жизнь. 
Для кого-то это ежедневные тренировки, для других- это развлечение или хобби, но лишь 
для  избранных  спорт  –  это  неотъемлемая  часть  их  образа  жизни.  «Однако  анализ 
состояния  здоровья  современной  молодежи  по  данным  целого  ряда  ученых 
свидетельствует о том, что сейчас отмечается его ежегодное ухудшение, прежде всего, в 
результате курения, употребления алкогольных напитков, наркотических и психотропных 
веществ»  [1].  Именно  поэтому  современная  система  спортивного  воспитания 
студенческой  молодежи  ВУЗов  является  хорошей  альтернативой  для  становления 
физической культуры как вида общего формирования личности, здорового и спортивного 
образа  жизнедеятельности будущих специалистов.  

Каждое направление в спорте имеет свою широкую аудиторию, ведь любой из нас 

вправе  выбирать  то,  чем  ему  больше  всего  нравится  заниматься.  Учебная  программа 
старается  учитывать  различные  пожелания  студентов,  поэтому  предоставляет  полную 
свободу  в  предпочтении  своей  деятельности.  Учащемуся  основного  и  спортивного 
отделения  предлагается  самостоятельно  выбрать  один  из  видов  спорта  или  комплекс 
физических  нагрузок  для  систематических  занятий  в  процессе  обучения  в  вузе. 
Современные  системы  физических  упражнений  представляют  собой  специально 
подобранные движения и позы, направленные на общее или избирательное воздействие на 
определенные  функциональные  системы  организма.  В  некоторых  из  них  имеются 
соревновательные  элементы.  Особое  внимание  занимают  такие  виды  спорта  как  легкая 
атлетика,  гимнастика,  плавание,  хоккей,  футбол,  спортивные  игры.  «Однако 

179 

 

многочисленные  исследования  указывают  на  значительную  популярность  баскетбола 
среди студенческой молодежи» [2].  

Баскетбол  как  средство  физического  воспитания  получил  широкое  применение  в 

системе образования всех категорий учащихся. В вузах проводятся соревнования высших 
учебных заведений за первенство по баскетболу между группами различных факультетов, 
самими факультетами, курсами. Простая на первый взгляд игра может надолго привлечь 
внимание юных спортсменов, которые желают вести здоровый образ жизни.  

Воздействуя многосторонне, баскетбол является средством гармонизации личности 

студента,  их  физического,  психологического  и  интеллектуального  развития.  Играя  с 
мячом,  человек  отлично  развивает  свою  координацию,  а  также  становится  более 
выносливым.  Движения  в  баскетболе  заставляют  организм    во  время  игры  работать 
слаженно,  как  часы,  поэтому  благоприятному  влиянию  поддаются  органы  сердечно  – 
сосудистой  и  пищеварительной  систем.  В  процессе  также  задействована  и  нервная 
система,  которая  в  результате  постоянного  контроля  активности  органов  подвергается 
определенным нагрузкам и развитию. С помощью перевода взгляда с близких предметов 
на  дальние,  одновременно  следя  за  мячом  и    движениями  других  игроков,    улучшается 
периферическое зрение.  

Что касается интеллектуального развития, то при данном виде спорта действовать 

приходиться  по  ситуации,  а  не  по  заранее  продуманному  сценарию.  Здесь  и  вступает  в 
свою  силу  творческое  мышление,  т.е.  мгновенная  оценка  ситуации,  выбор 
соответствующих  действий,  а  также    быстрое  нахождение  ее  решения.  Во  время  матча  
человек  постоянно  должен  быть  сконцентрирован  на  игре  и  находиться  во 
взаимодействии  с  другими  игроками  своей  команды,  что,  в  свою  очередь,  способствует 
повышению его коммуникабельности. Следовательно, занятия данными видом спорта не 
только  держат  спортсмена  в  тонусе,  укрепляют  его  здоровье  и  предупреждают  развитие 
различных заболеваний, но тренируют упорство, а также дисциплинируют его, прививают 
инициативность и самостоятельность в принятии быстрых и смелых решений в процессе 
двигательной активности. 

Отличным  примером  положительного  влияния  баскетбола  на  студенческую 

молодежь  послужит  женская  сборная  команда  ККИ  РУК  факультета  СПО.  С 12  по 14 
февраля в городе Альметьевске прошел финал соревнований по баскетболу Спартакиады 
обучающихся  профессиональных  образовательных  организаций  Республики  Татарстан, 
в которых  приняла  участие  наша  сборная.  Девушки  проявили  огромную  силу  воли  и 
терпения,  столкнувшись  с  сильнейшими  командами  нашей  республики,  и  в  финале 
одержали  значительную  победу  над  факультетом  СПО  «Набережночелнинского 
государственного торгово-технологического института» со счетом 32:24. Также Суботину 
Дарью,  участницу  под  номером  7,  судейская  коллегия  решила  выделить,  как  самого 
лучшего игрока среди девушек и присвоить диплом «MVP».  

Несомненно,  успехи  и    результаты  молодых  спортсменов  -  это  заслуга 

преподавательского  состава  кафедры  физической  культуры  и  спорта  ККИ  РУК. 
Существует  поговорка  «Хороший  пример  подражания  достоин»,  именно  это  и  показала 
команда  преподавателей  на  открытом  турнире  по  стритболу  среди  студентов  и 
преподавателей,  посвященному  Дню  защитника  Отечества,  заняв  первое  место.  Второе 
место досталось 1-ой команде студентов  ВПО, а почетное третье место заняли студенты 
ФСПО.  «Соответственно,  поддержка  студенческой  баскетбольной  команды,  содействие 
успеху  коллектива  в  той  или  иной  форме  могут  быть  удачным  выражением  интереса 
молодого  человека  к  локальной  среде  его  существования,  направлять  такой  интерес  в 
более широкое русло – в сферу истории, культуры, традиции» [3]. 

Таким  образом,  в  корпоративном  аспекте  развитие  баскетбола  среди  молодежи 

способно  активно  способствовать  вытеснению  из  студенческой  среды  негативных 
асоциальных 

явлений, 

укреплению 

здоровья 

и 

физической 

выносливости, 

организованности  и  целеустремленности,  общественной  толерантности  и  патриотизма. 

180 

 

Данные  успехи,  касающиеся  развития  как  сферы  образования,  так  и  спортивных 
достижений  выпускников,  окажут  положительное  влияние  на  их  дальнейшей 
востребованности среди работодателей. 

Список литературы: 

1.  Статья  «Анализ  образа  жизни  и  занятий  физической  культурой  и  спортом 

студенческой молодежи»/ О.П. Кокоулина. –№6. 2016 – 26 с. 

2.  Статья  «Баскетбол  в  физическом  воспитании  студентов  не  физкультурных 

вузов»/ Защук С. Г., Ивчатова Т.В. – №5. 2010 – 69-70 с. 

3. Научно-теоретический журнал «Ученые записки»/ Соколов Н.Г. //Студенческий 

баскетбол как средство корпоративного воспитания учащейся молодежи – №11(45). 2008 – 
93 с. 

 

ВЛИЯНИЕ СПОРТА НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 

 

Аббасова Д.А 

студентка группы 473/3 Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Илюшин О. В.к.п.н, доцент Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 

В  данной  статье  рассмотрена  проблема  влияния  спорта  на  жизнь  и  здоровье 

современного  человека.  В  статье  раскрыто  влияние  спорта  на  основные  жизненные 
системы  организма:  опорно-двигательный  аппарат,  сердечно-сосудистую,  дыхательную 
систему и обмен веществ в организме. 

Ключевые  слова:  спорт,  физическая  активность,  здоровье,  организм,  влияние, 

система. 

В  современных  условиях  напряженной  жизни,  с  высоким  уровнем  занятости 

городского населения, нехваткой времени на ежедневную заботу о собственном здоровье, 
а также ухудшением экологической ситуации всё более остро встаёт вопрос о значении и 
оздоровительном потенциале физической активности населения и спорта. 

Тема актуальна как никогда. Несмотря на возрастающую популярность здорового 

образа  жизни,  занятий  в  фитнес  клубах  и  фитнес  моделей  статистика  говорит  обратное. 
Проблема  ожирения  стоит  в  нашей  стране  особенно  остро.  В  2017  году  ожирение  стали 
диагностировать  у  пациентов  в  2  раза  чаще,  чем  в  2013.  Основная  причина  — 
неправильное  питание  и  нехватка  физической  активности,  а  также  неграмотность 
населения в вопросах спорта. 

В  повседневной  жизни  человек  использует  два  вида  активности:  физическую  и 

психологическую.  Так  как  в  современном  мире  появляется  всё  больше  профессий, 
связанных с умственной деятельностью, а также активно развиваются новые технологии, 
человек  наиболее  часто  задействует  именно  психологическую  активность:  эмоции, 
чувства, интеллект, общение. Данный вид деятельности не позволяет включить в работу 
все системы организма на должном уровне, именно поэтому так часто люди обращаются 
за помощью к врачам, жалуясь на боли. 

Физическая  активность  напротив,  включает  все  системы  организма.  Во  время 

занятий спортом человек задействует не только мышцы и опорно-двигательный аппарат, 
но и центральную нервную систему. В организме запускается ряд адаптивных процессов, 
которые  помогают  адаптироваться  к  новому  виду  деятельности.  Основная  задача  — 
правильно подобрать уровень нагрузки, чтобы не навредить организму [3]. 

Рассмотрим  основные  положительные  изменения,  происходящие  в  организме  при 

регулярных занятиях спортом. 

1. Влияние на опорно-двигательный аппарат 

181 

 

Основная  нагрузка  при  занятиях  спортом  приходится  именно  на  опорно-

двигательный  аппарат,  а  именно  на  всю  систему  мышц,  костей,  связок,  суставов  и 
сухожилий. 

Так  как  все  движения  человек  производит  за  счёт  мышц,  а  именно  за  счёт 

сокращения  мышц,  что  невозможно  без  включения  нервной  системы.  Как  следствие, 
тренируются  не  только  мышцы,  но  и  нервные  центры,  отвечающие  за  их  работу. 
Происходит  выработка  гормона  дофамина,  так  называемого  гормона  удовольствия,  что 
помогает поддерживать психическое здоровье человека на высоком уровне [4]. 

Регулярные  занятия  спортом  позволяют  не  только  увеличить  мышечную  массу  и 

сделать мышцы функциональными, но и способствует разрастанию кровеносных сосудов 
в  мышцах,  что  обеспечивает  более  полное  снабжение  организма  кислородом  и 
питательными веществами. 

Под  воздействием  физической  активности  положительный  эффект  получают  не 

только мышцы, но и связки и сухожилия. Они утолщаются, становятся более прочными и 
менее подвержены травмам [3]. 

2. Влияние на сердечно-сосудистую систему 
Регулярные  занятия  спортом  оказывают  благоприятное  воздействие  на  сердечно-

сосудистуюсистему  человека.  Физическая  активность  стимулирует  работу  сердца, 
заставляя  его  обеспечивать  более  активную  циркуляцию  крови  и  снабжение  организма 
питательными  веществами.  При  этом  сама  сердечная  мышца  слегка  утолщается  и 
становится  более  выносливой.  Во  время  занятий  спортом  стенки  сосудов  начинают 
сокращаться быстрее и проталкивать больший объем крови. Это позволяет сделать сосуды 
более  эластичными,  предотвратить  расширение  вен,  тромбоз  верхних  и  нижних 
конечностей [2]. 

3. Влияние на дыхательную систему 
Если  сравнить  лёгкие  людей  которые  занимаются  спортом  с  теми,  кто  ведёт 

пассивный образ жизни можно заметить существенную разницу. В первом случае за счёт 
расширения  бронх  и  открытия  дополнительных  альвеол  жизненная  ёмкость  лёгких 
увеличивается,  происходит  их  более  качественное  кровоснабжение,  следовательно  все 
ткани и органы организма получают гораздо больше кислорода, чем у обычного человека. 
Именно  благодаря  спорту  и  тренировке  дыхательной  системы  спортсмены  реже  болеют 
такими болезнями как бронхиальная астма, воспаление лёгких [3]. 

4.  Влияние  на  обмен  веществ  в  организме  В  организме  человека  постоянно 

происходит обмен веществ. Белки, жиры, углеводы, минералы, вода. 

Благодаря  занятиям  спортом  белковый  обмен  организма  начинает  работать  на 

восстановление и наращивание мышечной ткани, что не влечет 

за  собой  негативных  продуктов  распада  белков,  которые  выделяются  у  людей, 

которые не занимаются спортом. 

Обмен  жиров  также  ускоряется.  Спортсмен  использует  основной  запас  жиров  во 

время тренировки для получения энергии, а значитменьшее их количество откладывается 
под  кожей  и  на  внутренних  органах.  Это  позволяет  предотвратить  такие  болезни  как 
ожирение, сахарный диабет, атеросклероз и другие [1]. 

Таким  образом,  регулярные  занятия  спортом  помогают  предотвратить  такие 

болезни  как  гипертоническая  болезнь,  гипертоническая  болезнь,  ишемическая  болезнь 
сердца,  атеросклероз,  нарушение  обмена  веществ,  сахарный  диабет  2  тип,  заболеваний 
опорно-двигательного аппарата - остеохондроз, артроз. 

Занятия  спортом  рекомендованы  всем.  Необходимо  лишь  грамотно  подобрать 

нагрузку,  учитывая  особенности  организма,  возраст,  перенесённые  заболевания  и 
начальную  подготовку.  Если  говорить  не  о  профессиональном  спорте,  то  можно 
заниматься  такими  видами  физической  активности  как  пешие  прогулки,  катание  на 
велосипеде, катание на лошадях, бег, плавание, аэробика, фитнес. 

182 

 

Основная 

задача 

спорта 

— 

укрепление 

как 

физического, 

так 

и 

психоэмоционального состояния человека. 

Список литературы: 

1. Кулиненков Олег Семёнович. Биохимия в практике спорта. Издательство: Спорт, 

2018. 

2. Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П., Спорт высших достижений. Теория и методика. 

Учебное пособие 

3. Илюшин О.В. Парадоксы здорового образа жизни будущих инженеров. Вестник 

Казанского технологического университета. 2014. №.С.444-448. 

4.  Фудин  Н.А.,  Орлов  В.  А.,  Хадарцев  А.А.  Медико-биологические  технологии  в 

физической культуре и спорте. 

 

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В 

ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 

 

Сухотская Е.В 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации 

 

Научный руководитель - Ивкина В. В.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
В этой статье анализируется отношение студентов к здоровью и здоровому образу 

жизни, а также к физической культуре. Раскрывается сущность физической культуры как 
фундамента  здоровья  человека.  Делаются  выводы  о  необходимости  постоянной 
пропаганды  физической  культуры,  развития  желания  посещения  занятий  физической 
культуры. 

Ключевые  слова  –  физическая  культура,  мотивация,  спорт,  здоровье,  здоровый 

образ жизни, студенты, пропаганда, молодежь. 

Студенчество  –  это  далеко  не  одно  слово,  это  обширное  собирательное  понятие, 

которое  охватывает  возраст  18  –  23  лет,  а  вызывает  в  памяти  только  положительные 
эмоции,  трепетные  воспоминания,  красочные  события  и,  конечно  же,  искренний  смех. 
Считается,  что  студенческая  молодежь  –  это,  несомненно,  будущее  страны,  которое 
должно хорошо учиться и успешно построить профессиональную карьеру. К сожалению, 
в  нашем  современном  мире  в  последние  годы  наблюдается  негативная  тенденция 
ухудшения состояния здоровья студентов. Основной причиной данной проблемы является 
снижение  уровня  физического  развития.  Такая  ситуация  вызвана  не  только 
неблагоприятными  изменениями,  которые  произошли  в  таких  сферах  как  социальная, 
экономическая  и  экологическая,  но  также  и  недооценкой  важности  повсеместной 
пропаганды занятий физической культурой. 

Анализ результатов направленности личностей разных возрастных групп показал, 

что  к  старшему  школьному  возрасту  существенно  и  стремительно  уменьшается  число 
учащихся,  которые  с  положительной  направленностью  идут  на  занятия  физической 
культурой (всего лишь до 30 %), а в вузе данный результат только укореняется. 

Таким  образом,  нам  следует  заметить,  что  в  данной  ситуации  необходимо 

применять  незамедлительные  меры.  Занятия  по  физической  культуре  будут  намного 
эффективнее, если молодежь будет четко и ясно осознавать цели физической культуры и 
личностную  ценность,  и  полезность  таких  занятий.  Поэтому  необходимо  применять 
методы  организации  занятий  по  физической  культуре,  положительных  способов 
воздействия  на  студентов,  которые  наиболее  действенно  могли  бы  обеспечить 
формирование желания посещения занятий по физической культуре. Например, на основе 
деятельностного  подхода,  который  проявляется  во  включении  всех  студентов  высшего 

183 

 

учебного  заведения  в  различные  виды  физкультурно-спортивной  деятельности,  каждый 
студент  получит  возможность  найти  область  деятельности,  которая  в  большей  степени 
будет  соответствовать  его  индивидуальному  физическому  развитию,  интересам,  и 
склонностям. 

Учет  интереса,  который  проявляется  студентами  к  какому-либо  виду  спорта, 

конечно  же,  позволил  бы  повысить  эффективность  занятий  физической  культурой  в 
дальнейшем.  Полученная  информация  показывает,  что  для  большей  части  респондентов 
наиболее  привлекательны  такие  спортивные  занятия  как  бег  (38%),  аэробика  (24  %), 
спортивные игры (20 %), плавание и прыжки в воду (18 %). 

Мотивы  занятий  физической  культурой–  это,  несомненно,  главное  и  основное 

условие  их  эффективности.  Анонимное  анкетирование  студентов  высшего  учебного 
заведения показало, что примерно 70 % студентов ходят на занятия физической культуры 
только  для  того,  чтобы  получить  зачёт  (экзамен)  по  этой  учебной  дисциплине;  20  %  – 
чтобы отвлечься и отдохнуть от занятий в аудиториях; 7 % – чтобы хоть где-то скоротать 
время;  и  лишь  3  %  –  чтобы  повысить  уровень  своей  физической  подготовленности  и 
укрепить  здоровье  в  целом.  Таким  образом,  можно  понять,  что,  в  первую  очередь, 
большее количество студентов не осознаёт полезности занятий физической культурой для 
своего  здоровья  и  будущего  успеха  как  в  профессии,  так  и  жизни.  Также  можно 
предположить,  что  большинству  из  молодежи  недостаточно  интересно  содержание  этих 
занятий. 

Также  негативная  тенденция  наблюдается  и  в  отношении  студентов  высшего 

учебного  заведения  к  возможности  включения  обязательных  занятий  физической 
культурой на 4 и 5 курсах. Если же у молодых людей 1 курса выявляется явное желание 
продолжать  занятия  физической  культурой  на  протяжении  всего  периода  обучения  в 
высшем  учебном  заведении,  то  уже  на  2  и  3  курсах  наблюдается  видимое  снижение 
данного  интереса  к  занятиям.  У  девушек  проявляется  ещё  более  низкий  интерес  к 
регулярным, постоянным занятиям физической культурой на 4 и 5 курсах. Уже на 1 курсе 
желающих  заниматься  физическими  упражнениями  в  будущем  на  старших  курсах 
выявляется немного, а в дальнейшем таких студенток становится ещё меньше. 

Таким  образом,  необходимость  поиска  путей  повышения  интереса  к  занятиям 

физической  культурой  и  спортом  студентов  высшего  учебного  заведения  не  вызывает 
сомнения.  Занятия  физической  культурой,  которые  будут  грамотно  организованные, 
разнообразные,  динамичные,  а  также  увлекательные  будут  служить  целому  ряду 
перспективных  целей,  такие  как  укрепление  здоровья  студентов,  повышение  их 
выносливости  и  работоспособности  и  многое  другое,  что,  конечно  же,  пойдет  на пользу 
любому  человеку.  Всё  вышесказанное  свидетельствует  о  необходимости  принятия 
серьёзных  мер  по  привитию  и  формированию  интереса  у  студентов  к  различным  видам 
двигательной  активности,  по  формированию  направленности  личности  на  занятия 
физической  культурой  и  спортом,  а  также  в  целом  формирования  у  них  желания  для 
ведения здорового образа жизни. 

Список литературы: 

1. 

Физическая  культура:  учеб.  пособие  для  бакалавров/С.И.  Бочкарева,  Т.П. 

Высоцкая, Н.Е. Копылова, О.П. Кокоулина; под ред. А.Г. Ростеванова. – М.: Российский 
экономический университет имени Г.В. Плеханова.- 2017. – 236 с. 

2. 

Андрющенко Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении 

состояния здоровья студентов и сотрудников вуза // Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. 
Шутова// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 261. 

3. 

Алхасов,  Д.  С.  Теория  и  история  физической  культуры  :  учебник  и 

практикум для академического бакалавриата / Д. С. Алхасов. — М. : Издательство Юрайт, 
2018. — 191 с. 
 

 

184 

 

РОЛЬ ГИМНАСТИКИ НА ОЗДОРОВЛЕНИИ МОЛОДЕЖИ 

 

А.Д. Скворцова 

студентка 474/1 группы  Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО 

ЦС РФ «Российский университет кооперации» 

 

Научный руководитель - Мифтахов Р. А.к.п.н., доцент Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
Данная  статья  посвящена  гимнастике,  как  одному  из  видов  спорта,  актуальность 

которой возрастает. Рассмотрены ее особенности и роль в жизни молодежи. 

Ключевые слова: Гимнастика, молодежь, спорт. 
Здоровый  образ  жизни  будущего  поколения  –  это  одна  из  самых  актуальных 

проблем  в  наши  дни.  Исследования  показывают,  что  человеческий  организм 
запрограммирован  на  интенсивную  и  длительную  активность.  Цель  исследования: 
доказать  эффективность  влияния  занятий  гимнастикой.  Гимнастика  –  отличный  вариант 
держать  свое  тело  и  здоровье  в  тонусе.  Ниже  рассмотрим  более  детально  влияние 
физических упражнений на человека: 

Опорно-двигательный аппарат. Кости становятся более крепкими и устойчивыми к 

нагрузкам.  Появляется  объем  мускулов  и  сила.  Во  время  любого  из  подвижных  видов 
спорта  улучшается  снабжение  мышц  кислородом,  активируются  не  используемые  в 
обычном  состоянии  организма  капилляры.  Частые  занятия  спортом  предотвращают 
появление  различных  заболеваний  органов  опоры  и  движения,  а  также  остеохондроза, 
атеросклероза и других заболеваний. 

Нервная  система.  С  помощью  комплекса  упражнений  и  скорости  их  реализации, 

обширно  совершенствуется  контроль  движений.  Регулярные  тренировки  вырабатывают 
новые  рефлексы  организма.  Увеличивается  скорость  процессов  нервной  системы,  мозг 
начинает  быстрее  реагировать  на  внешние  раздражители  и  принимать  правильные 
решения. 

Органы  дыхания.  Во  время  тренировок  организму  нужно  больше  кислорода, 

поступающего  в  легкие.  Так  как  во  время  физических  упражнений  объем  воздуха 
увеличивается более чем в 10 раз, то увеличивается объем легких. 

Иммунитет  и  улучшение  состава  крови.  Люди,  ведущие  активный  образ  жизни 

меньше подвержены атакам вирусов. Эритроцитов становится больше и 

они  устраняют  вредные  факторы,  поступающие  в  организм.  «При  многих 

заболеваниях  правильно  дозированные  физические  нагрузки  замедляют  развитие 
болезненного  процесса  и  способствуют  более  быстрому  восстановлению  нарушенных 
функций.  Таким  образом,  под  влиянием  физических  упражнений  совершенствуется 
строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, 
укрепляется здоровье» [3]. 

Отношение к  жизни.  Люди,  ведущие  активный  образ  жизни,  меньше  подвержены 

психическим  дисбалансам,  депрессиям.  Их  тело  всегда  в  тонусе  и  они  более 
жизнерадостны. 

После  регулярных  занятий  гимнастикой  происходит  укрепление  мышечной 

системы,  повышение  ее  работоспособности,  улучшается  кровообращение  в  суставах  и 
связочном  аппарате,  утолщается  костная  ткань.  Значительные  изменения  происходят  в 
мышцах.  Симпатический  отдел  нервной  системы,  иннервирующий  мышечную  ткань, 
регулирует  в  ней  обмен  веществ,  приспосабливая  ее  к  функциональной  деятельности 
мышечных  волокон,  в  результате  чего  происходит  рост  мышечной  массы.  Химические 
процессы в мышцах тренированного человека совершаются более интенсивно. 

В  настоящее  время  молодежь  более  подвержена  частым  стрессам,  отчего 

формируется  неустойчивый  характер.  Спорт  помогает  избавляться  от  негативных 

185 

 

воздействий  в  течение  дня  и  способствует  уменьшению  стрессовых  состояний. 
«Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические 
качества  и  двигательные  возможности,  укреплять  здоровье  и  продлевать  творческое 
долголетие,  а  значит,  противостоять  нежелательным  воздействиям  на  организм 
современного производства и условий повседневной жизни» [1]. 

Замечательно, на мой взгляд, что министры молодежной политики и спорта многих 

стран  стали  уделять  большее  внимание  популяризации  различного  вида  гимнастики  и 
спорта  среди  молодежи.  Создаются  различные  спортивные  программы,  благодаря 
которым  начинающий  спортсмен  может  развивать  свои  умения  и  навыки.  Чтобы 
приобщить большее количество молодежи к физической культуры и спорту, я хочу внести 
свой вклад и предложить несколько идей по его совершенствованию. Национальные виды 
спорта  и  народные  игры  помогают  развивать  организм  детей  и  молодежи  любых 
коренных  жителей  планеты.  Они  дают  импульс  развития  воспитания  национальных 
традиций, устного народного творчества, хозяйственной деятельности, физического труда. 
«Народные традиции национальных видов спорта и народные игры оказывают влияние на 
молодежь: воспитывают уважение к сопернику, отказ от вредных привычек, соблюдение 
порядка  и  дисциплины,  употребление  сбалансированного  питания,  лечение  народными 
средствами» [2]. 

Так как большинство молодежи в настоящее время не имеют достаточно времени, 

чтобы  уделять  его  спорту,  то  многие  решают  приобрести  абонемент  в  фитнес-клуб  и 
посещать его по несколько часов в неделю для поддержания тонуса и формы своего тела. 

Я,  как  студентка,  думаю,  что  будет  верным  решением  открыть  фитнес-клуб  в 

Казанском кооперативном институте (РУК).  Причина проста:  многие студенты проводят 
¾ части своей студенческой жизни в институте. Поэтому нам будет крайне удобно после 
занятий посещать зал, который будет находиться в 2-3 минутах от аудитории, в которой 
закончились  занятия.  Не  нужно  будет  тратить  деньги  на  проезд  до  фитнес-клуба  и 
обратно.  Я  считаю,  что  нужно  развивать  модернизацию  Казанского  кооперативного 
института (РУК) во всех направлениях спортивной деятельности. 

Следует  провести  опрос  в  каждом  ВУЗе  на  тему  спорта  и  здоровой  жизни.  В 

России  спортивная  инфраструктура  недостаточно  развита,  но  к  счастью  она 
совершенствуется. Правительство выделяет всё больше финансовых средств для создания 
оптимальных условий развития спорта и привлечения к нему нашей молодёжи. Поэтому я 
надеюсь, что совсем скоро спорт станет неким «молодежным культом». 

Список литературы: 

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В.И. Ильинича. 

М.: Гардарики, 2003.- 448 с. 

2.  Мифтахов  Р.А.  Национальные  виды  спорта  в  России.  Учебное  пособие  Р.А. 

Мифтахов,  Казанский  кооперативный  институт  АНО  ОВО  ЦС  РФ  «Российских 
университет кооперации», Казань, 2017. – 138 с. 

3.Электронный 

ресурс. 

Режим 

доступа: 

https://vuzlit.ru/369886/vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy_organizm_cheloveka

 

 

ВОСПИТАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ 

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА 

 

Шакирова Р. Я 

Казанский кооперативный институт (филиал) АНО ОВО ЦС РФ «Российский 

университет кооперации» 

 

Научный руководитель - Баранова А. А.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 

186 

 

Физическая  культура  в  системе  высшего  профессионального  образования 

выступает  как  средство  профессионального  и  личностного  становления  студентов  – 
будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, профессионально 
важных качеств, как средство достижения высокого физического самосовершенствования. 
Именно  профессиональной  образовательной  организации  принадлежит  роль  ведущего 
компонента всей системы высшего образования в стране и интеллектуального потенциала 
государства. 

Ключевые  слова:  высшее  образование,  физическая  подготовка,  физическое 

воспитание студентов, физическая культура, физическое развитие. 

Введение.  Физическая  воспитание  –  это  один  из  основных  структурных   

компонентов  общего  воспитания,  в  процессе  которого  закладывается  фундамент  для 
полноценного  физического  развития  и  дальнейшего  совершенствования  человека. 
Полноценное  и  гармоничное  развитие  подрастающего  поколения  возможно  при 
правильной  постановке  физического  воспитания  в  органической  связи  с  другими 
направлениями  воспитания:  умственным,  нравственным,  эстетическим,  трудовым.  Такая 
связь может проявляться как в открытой (явной) форме, так и в скрытой (опосредованной) 
форме. [3] 

Раскрытая  модель  взаимосвязи  заключается  в  том,  что  в  ходе  физического 

обучения  проявляет  прямое  непосредственное  влияние  в  формирование  трудовых, 
интеллектуальных,  эстетических  способностей  студентов.  В  упражнениях  регулярно 
возникают  учебно-познавательные  условия,  связанные  с  овладением  искусством  и 
техникой  физических  упражнений,  их  совершенствованием,  овладением  наиболее 
эстетичными способами практических действий, к примеру, как осуществить физические 
упражнения  выразительно,  четко,  конкретно,  красиво,  как  разделить  силы  на  длинные 
дистанции и др. [3] 

Преподаватель  физической  культуры  намеренно  создает  на  занятиях 

познавательно-проблемные  условия  разного  уровня  сложности.  Обучающиеся  обязаны 
сами  принимать  соответствующие  решения,  творчески  подходить  к  разрешению 
установленных  перед  ними  нравоучительных  трудностей  и  стремительно  действовать. 
Такой  подход  с  использованием  новых  разнообразных  приемов  в  рамках  физического 
воспитания,  служит  духовному  обогащению  студентов  способствует  развитию  и 
формированию  их  интеллектуальных  способностей,  позволяет  более  эффективно 
использовать  традиционные  средства  и  методы  физического  воспитания  в  спортивной 
деятельности обучающихся. 

Тайная  модель  выражается  в  том,  что  улучшение  и  сохранение  здоровья,  как 

отмечал еще известный ученый П.Ф. Лесгафт, формирование физических сил в процессе 
физического воспитания студентов составляют необходимое условие для их нормального 
умственного  развития.  В  собственном  научно-методическом  издании  «Руководство  по 
физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт утверждал:  «Между 
физиологическим  и  интеллектуальным  формированием  личности  имеется  близкая  связь, 
целиком  выясняющаяся  при  содержательном  изучении  человеческого  организма  и 
особенностей его периодических отправлений. Интеллектуальное формирование требуют 
соответствующего физического и физиологического развития и наоборот». [3] 

В  результате  реализации  физкультурно-оздоровительных  задач  физического 

воспитания  поднимается  общая  жизнедеятельность  и  жизнеспособность  организма,  его 
сопротивляемость различным негативным явлениям, что ведет к высокой продуктивности 
в результате умственной деятельности. 

Существенную значимость  представляет  физическая  культура  учащихся  и  в  их 

нравственном  воспитании.  Квалифицированное  предприятие  физического  воспитания 
содействует развитию положительных личностных качеств морального облика студентов. 
В ходе интенсивной тренировочной деятельности испытываются и создаются моральные 
качества  обучающегося,  закаляется  и  укрепляется  его  воля,  обретает  навык 

187 

 

нравственного,  эстетического  поведения.  С  другой  стороны,  от  уровня  нравственного 
воспитания  студентов,  их  дисциплинированности,  трудолюбия,  организованности, 
настойчивости,  воли  и  других  личностных  качеств  зависит  продуктивность  занятий  по 
физической культуре. [2] 

На  нравственной  основе  осуществляется  воспитание  ценностного  отношения  к 

здоровому  образу  жизни,  к  физической  культуре,  развитие  спортивного  трудолюбия, 
приобретение способности к преодолению проблемных ситуаций, сильной воли и других 
значимых личностных свойств. 

Результаты  исследования  и  их  обсуждение.  Полученные  итоги  свидетельствуют, 

что позитивное отношение к физической культуре сформировано у 95,5% анкетированных 
студентов,  у  5,5%  –  нейтральное  отношение,  к  физической  культуре  и  спорту,  68,8% 
респондентов  отметили,  что  большинство  студентов  считают  физическую  культуру 
необходимым элементом общей культуры личности студента, 99,4% студентов отмечают 
положительное  влияние  занятий  физической  культурой  на  организм  человека.  Однако 
только  45,5%  из  них полагают,  что  занятия  физической  культурой  необходимыми  для 
будущей  профессиональной  деятельности.  Анкетирование  показали,  что  большинство 
студентов  считают,  что  занятия  физической  культурой,  отказ  от  вредных  привычек 
(алкоголь,  курение,  переедание)  и  правильное  питание  являются  основными 
составляющими здорового образа жизни (75,3%, 70,8% и 53,9% соответственно). 

В  последнее  время  всё  больше  можно  услышать  о  попытках  подражания 

зарубежным  странам в отмене обязательности занятий физической культурой в  учебных 
планах  вузов,  что,  по-моему,  может  привести  к  ещё  более  катастрофическим 
последствиям в состоянии здоровья будущих поколений. 

Заключение.  Подводя  итоги  результатов  анкетирования,  возможно  сделать 

несколько  заключений:  абсолютное  большинство  студентов полагают,  что  физическая 
культура  является  необходимым  компонентом  общей  культуры  личности  студента и 
отмечают позитивное влияние занятий физической культурой на организм человека.  Так 
же подчеркнем, что физические упражнения, двигательная активность считаются главным 
орудием  формирования  и  развития  познавательных  нужд,  интересов  и  способностей 
студентов. 

Список литературы: 

1. 

Воробьева  И.Н.  Теоретические  основы  формирования  мотивационно-

ценностного  отношения  школьников  к  здоровому  образу  жизни  средствами  физической 
культуры Педагогика, психология. 2014. №1. (16). С. 37-40. 

2. 

Коломийченко  Е.В.  Мотивация  студентов  вуза  к  занятиям  физической 

культурой  и  спортом  как  компонент  развития  физической  культуры  личности  //Северо-
Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. №4. С. 11-15. 

3. 

Цись  Д.И.  Спортивная  направленность  занятий  физической  культурой  – 

один  из  факторов  повышения  физической  подготовленности  студенческой  молодежи 
//Слобожанки научно-спортивный вестник. 2013. №1 (34). С. 5-7. 

 

РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ 

 

Исхакова А.Ф. 

студентка 671 группы Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Ивкина В. В.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 

Данная тема является актуальной в связи с недостаточным исследованием проблем, 

освещающих  использование  методов  и  средств    для  увеличения  физической 

188 

 

подготовленности  студентов  вузов  в  рамках  академических  занятий  в  течении 
продолжительного  периода,  а  кроме  того  отсутствием  требуемых  наработок, 
непрерывного мониторинга здоровья, физической подготовленности  у учащихся высших 
учебных  заведений.  Недостаток  свободного  времени  из-за  высокий  учебной  нагрузки  в 
вузе  повышает  значимость  занятий  физической  культурой,  которые  служат  одним  из 
немногих  легкодоступных  средств  увеличения  двигательной  активности  обучающихся. 
Ценность занятий физической культурой возрастает в связи с невозможностью посещения 
основной  части  студенческой  молодежи  многих  спорт  секций  из-за  их  деятельности  в 
условиях самоокупаемости. 

Ключевые слова: физическое воспитание, подвижные игры,  физическая культура,  

студенты,  роль физической  культуры 

Цель  исследования:  выявить  роль  подвижных  игр  в  физическом  воспитании 

студентов 

Игра  занимает  важное  место  в  жизни  человека    давних  времен.  Являясь  

относительно  самостоятельной  деятельностью,  как  детей,  так  и  взрослых,  она 
удовлетворяет  целый  комплекс  потребностей  людей  такие,  как  развлечение,  отдых, 
развитие  духовных  и  физических  сил,  познание.  Большое  влияние  в  подвижных  играх 
оказывает  мотивированность  сюжетом  игры,  который  и  обуславливает  характерные 
активные  творческие  двигательные  действия.  Действия  в  подвижных  играх 
ограничиваются правилами, которые направлены на преодоление различных препятствий 
на  пути  к  поставленной  цели.  Целью  игры  является  физическое  развитие  и  воспитание 
подрастающего поколения. Игру можно определить как активную деятельность, в которой 
студенты,  проявляя  изобретательность  и  показывая    физическую  подготовленность, 
готовятся к социальной жизни. Такая подготовка формирует умственные и нравственные 
понятия,  создает  потребность  в  правилах.  Современные  студенты  всё  меньше  и  реже 
играют  в  подвижные  игры.  Это  связано  с  привязанностью  к    различным  гаджетам  и 
уменьшением  открытых  мест  для  игр.  Для  увеличения  интереса  студентов  к  играм 
преподавателям  следует  проводить  как  дополнительные  подвижные  игры  на  занятиях 
физической  культурой,  так  и  организовывать  соответствующие  мероприятия.  В 
педагогической  практике  отмечают  индивидуальные  и  коллективные  подвижные  игры. 
Коллективные подвижными играми называют игры, в которых одновременно принимают 
участие  небольшие  группы  игроков  или  целые  спортивные  секции.  Индивидуальные 
(одиночные)  подвижные  игры  чаще  организовываются  по  инициативе  студентов.  Такие 
игры отличаются не строгой ограниченностью в правилах и их изменчивостью.  

Элементарные  двигательные  навыки,  которые  студенты  получают  в  играх,  без 

труда  развиваются,    и    при  дальнейшем    углубленном  изучении  техники  движений 
облегчает владение ими. Многократное повторение двигательных действий во время игры 
помогает  формировать  у  занимающихся  людей  умение  экономно  и  целесообразно 
выполнять  их  в  законченном  виде.  Подвижные  игры  развивают  такие  умения  как: 
способность  адекватно  оценивать  пространственные  и  временные  отношения,  а  также 
одновременно  воспринимать  многое  и  реагировать  на  восприятие.  В  подвижных  играх 
участникам  приходится  использовать  различные  роли,  что  развивает  у  них 
организаторские  навыки.  Таким  образом,  подвижные  игры  в  наибольшей  степени 
способствуют  воспитанию  таких  физических  качеств  как:  быстрота,  ловкость,  сила, 
выносливость,  гибкость,  и,  конечно  же,  эти  физические  качества  развиваются    только  в 
комплексе. Большинство игр, которые построены на необходимости мгновенных ответов 
на  звуковые,  зрительные  и  тактильные  сигналы,  требует  от  участников  быстроты.  
Обстановка в игре, которая постоянно изменяется,  требует быстрого перехода участников 
от одних движений к другим, это способствует развитию ловкости. А для развития силы 
нужно использовать игры, которые требуют проявления умеренных по нагрузке, а также 
кратковременных напряжений по скорости и силе. [1].  

189 

 

Подвижные  игры  относят  к  играм,  подводящим  к  спортивной  деятельности,  они 

требуют  устойчивых  условий  проведения,  что  способствует  успешному  овладению 
студентам  простейшими  тактическими  действиями  в  отдельных  видах  спорта  и 
определенными  элементами  спортивной  техники.  Также,  подвижные  игры  отличаются 
ярковыраженной  активной  деятельностью,  что  создает  благоприятные  возможности  для 
тренировки функций головного мозга и увеличивает подвижность нервных процессов.  

Анализ  литературных  источников  позволил  нам  сделать  вывод  об  ухудшении 

здоровья,  повышении  заболеваемости,  различных  отклонениях  в  состоянии  здоровья 
нынешней  молодого  поколения.  Наравне  с  увеличением  заболеваемости  у  учащихся 
замечается  ухудшение  показателей  физического  здоровья,  их  несоответствие 
общепринятым  нормам.  Среди  условий,  оказывающих  большое  влияние  в  рост 
заболеваемости  учащихся  и  низкий  уровень  их  физического  развития,  необходимо 
выделить  дефицит  двигательной  активности.  Совокупность  отмеченных  факторов 
обусловливает  степень  физической  подготовленности  и  трудоспособности,  которые,  в 
свою  очередность,  считаются  важными  показателями  профессиональной  подготовки 
учащихся[2].  

Мы  решили  выяснить,  как  студенты  различных  курсов  относятся  к  подвижным 

играм,  проводимым  на  занятиях  физической  культурой  в  институте.  Для  этого  мы  
провели  различные  игры  у  студентов  ККИ  РУК  каждого  курса  и  опросили  их  после 
занятия. 

Студентам  1  курса  была  предложена  игра  «Соблюдай  равновесие»  для  развития 

координационных  способностей.  Студенты  2  курса  соревновались  в  акробатической 
эстафете, направленной на развитие скоростно-силовых качеств учащихся. Игра «Меткое 
метание»,  цель  которой    развитие  ловкости,  досталась  студентам  3  курса,  а  4  курс 
развивал силу в игре «Метание с предельным отскоком». 

Всем  участвовавшим  студентам  был  задан  вопрос:  «  Понравилось  ли  занятие, 

проводимое  по  данной  методике  и  хотели  ли  они  повторить  данную  практику  в 
дальнейшим?»  

43 % опрошенных ответили, что данная методика им понравилась, и они хотели бы 

применять подвижные игры на последующих занятиях физической культурой. 

36  %  опрошенных  считают,  что  данная  методика  эффективна,  но  не  готовы  к  её 

использованию на каждом занятии. 

15 % опрошенных ответили, что хотели бы использовать подвижные игры только в 

редких случаях. 

6  %  опрошенных  отказались  от  применения  подвижных  игр  на  занятиях 

физической культурой. 

Главной  задачей  занятий  физической  культуры  в  Университетах  является 

поддержание хорошего самочувствия и профилактика развития заболеваний у студентов. 
Так включение в занятия ряда подвижных игр способствует общей активности и снятию 
излишнего психоэмоционального напряжения вызываемого большой учебной нагрузкой у 
студентов. 

Подвижные  игры  в  старшем  возрасте  могут  помочь  здоровому  содержательному 

отдыху,  укрепляют  физические  силы  занимающихся.  При  педагогически  оправданном 
применении  они  содействуют  формированию  целенаправленного  восприятия, 
последовательности  и  логичности  суждений,  живости  воображения,  могут  помочь 
проявлению  волевой  двигательной  активности,  заинтересованности  к  занятиям 
спортом[3].  

 

190 

 

 

Рисунок 1 – Результаты опроса 

К  18-24  годам  юноши  и  девушки  имеют  значительный  опыт  участия  в 

разнообразных подвижных играх еще с занятий физкультурой в школе. 

На  занятиях  физической  культуры  использование  некоторых  подвижных  игр 

указывается программой в качестве вспомогательных упражнений: при изучении метания 
по легкой атлетике, волейболу, баскетболу. 

Подвижная  игра    является  средством  воспитания,  которое  дает  результат,  но  при 

условии,  что  она  проводится  с  учётом  поставленных  задач,  гендерных  особенностей, 
физической подготовленности, числом учащихся, условиями проведения игры, местом её 
проведения, наличием пособий, а также необходимого инвентаря. 

Список литературы: 

1. 

Физическая  культура:  учеб.  пособие  для  бакалавров/С.И.  Бочкарева,  Т.П. 

Высоцкая, Н.Е. Копылова, О.П. Кокоулина; под ред. А.Г. Ростеванова.  – М.: Российский 
экономический университет имени Г.В. Плеханова.- 2017. – 236 с.  

2. 

Андрющенко Л.Б. Физкультурно-оздоровительные технологии в укреплении 

состояния здоровья студентов и сотрудников вуза // Л.Б. Андрющенко, С.Ю. Витько, Т.Н. 
Шутова// Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 261. 

3. 

Алхасов,  Д.  С. Теория  и  история  физической  культуры  :  учебник  и 

практикум для академического бакалавриата / Д. С. Алхасов. — М. : Издательство Юрайт, 
2018. — 191 с. 

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ГАНДБОЛА НА ФИЗИЧЕСКОЕ 

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ. 

 

А.С. Столбова 

студентка 472/1 группы Казанский кооперативный институт (филиал)  

«Российский университет кооперации», г. Казань 

 

Научный руководитель - Р.А. Мифтахов,к.п.н., доцент, 

отличник физической культуры и спорта РФ 

 

43% 

36% 

15% 

6% 

Результаты опроса 

Регулярное примение  

Частое применение  

Редкое применение 

Против подвижных игр 

191 

 

В  данной  статье  поднимается  вопрос  популяризации  гандбола  среди  молодежи  и 

его  оздоровительного  эффекта  на  организм  в  целом.  Особый  акцент  делается  на 
раскрытии влияния технических приемов. 

Ключевые слова: Гандбол, спорт, молодежь 
Целью  данной  статьи  является  популяризация  гандбола  как  оздоровительного  и 

увлекательного вида спорта. 

В  последние  годы  развитию  спорта  и  физической  культуры  придается  большое 

значение. Происходит массовое привлечение к спорту детей, подростков и молодежи. 

С момента включения гандбола в программу Олимпийских игр его популярность в 

мире  резко  возросла.  Гандбол,  как  и  любой  вид  спорта,  требует  хорошей  физической 
подготовки  и  одним  из  основных  качеств  является  выносливость.  Гандбол  – 
универсальная спортивная игра, которая имеет общие корни с футболом и баскетболом, а 
по атлетизму не устает регби. 

Основные  технические  приемы  гандбола  –  это  ускорение,  перемещение,  бег, 

отрывы,  опорные  броски  в  прыжке  по  воротам,  передача  и  ловля  мяча  самыми 
различными способами, борьба за мяч и позицию, а также игра гандбольного вратаря. Все 
технические  и  тактические  приемы  тесно  связанны  с  такими  видами  спорта,  как  легкая 
атлетика, гимнастика, борьба и акробатика. 

Календарный  план  учебно-воспитательного  процесса  в  ВУЗе  и  способствует 

повышению  уровня  развитию  личных  качеств  обучающихся,  направленных  на  благо 
коллектива  в  целом,  формированию  чувства  коллективизма  и  гуманизма  обучающихся. 
Участие  молодежи  в  общевузовских  мероприятиях  помогает  тренеру  заполнить  досуг 
молодежи интересными и познавательными, веселыми и развлекательными 

мероприятиями,  тем  самым  сведя  к  минимуму  влияние  вредных  привычек,  что 

особенно  важно  для  подросткового  поколения.  «Соревнования  служат  самым 
эффективным  средством  воспитания  таких  важных  черт  характера  спортсмена,  как 
настойчивость,  воля  к  победе,  самообладание,  чувство  дружбы,  уважение  к  соперникам, 
умение подчинять личные интересы интересам коллектива» [3]. 

В  общей  системе  физического  воспитания  молодежи  спортивные  игры  занимают 

особое место. Соревнования и занятия воспитывают у мальчиков и девушек сознательное 
отношение  к  общественной  и  спортивной  деятельности,  спортивное  трудолюбие, 
настойчивость,  смелость,  решительность,  умение  преодолевать  трудности,  развивают 
умение молодежи работать в коллективе, волю и дисциплину, высокую организованность. 
Правила  гандбола  создают  благоприятные  условия  для  воспитания  у  обучающихся, 
умению  управлять  организмом,  при  неудаче  не  падать  духом.  Овладение  основами 
техники  и  тактики  гандбола,  правилами  игры  позволяет  обучающимся  добиться 
повышения показателей  уровня физической подготовленности, приобрести необходимые 
знания,  умения  и  навыки,  используемые  и  во  многих  других  спортивных  дисциплинах. 
Игра  положительно  влияет  на  подвижность  суставов,  развивает  связочный  аппарат, 
повышает  выносливость  организма,  развивает  быстроту  движений  реакцию  и 
координацию. увеличивает мышечную силу. 

Так же занятие гандболом обладает большим оздоровительным эффектом. Так как 

практически  все  группы  мышц  в  упражнениях  задействуют  все  системы  организма,  то 
развивается  и  улучшается  быстрота  и  координация  движений,  и  обеспечивается 
гармоничное  физическое  развитие  обучающихся.  «Динамика  движений  положительно 
влияет  на  подвижность  суставов,  развивает  связочный  аппарат,  увеличивает  мышечную 
силу,  повышает  выносливость  организма,  развивает  быстроту  движений,  реакцию  и 
координацию» [1]. 

Регулярные занятия в секции ручным мячом развивают дыхательную мускулатуру, 

укрепляют  суставно-связочный  аппарат,  сердечно-сосудистую  систему,  формируют 
правильную  осанку,  усиливают  мышечный  корсет  позвоночника.  Во  время  игры 

192 

 

спортсменам  присуще  чувство  патриотизма  и  ответственности,  уважение  к  сопернику, 
формируются нравственные, физические, эстетические, умственные и духовные качества. 

Тактические  приемы  развивают  во  время  игры  индивидуальную  и  коллективную 

оценку ситуации, умение управлять своими чувствами, дисциплинированность, морально-
волевые качества, а также совершенствуется гармоничное развитие молодежи. 

Одним из основных преимуществ гандбола является его простота. Эту игру можно 

организовать для мальчиков и девушек, как в зале, так и на открытом воздухе. В гандбол 
играют  на  площадках  различных  размеров,  грунт  может  быть  любым:  от  травяного 
покрытия до асфальтного. Для игры требуется: игровая площадка, мяч и ворота размером 
2х3м. 

Техника гандбола перемещения шагом и бегом, передачи мяча друг другу, броски в 

ворота  мяча  руками.  Всё  это  знакомо  и  привычно  детям  с  ранних  лет.  «Однако  эти 
простые  движения,  соединенные  вместе,  делают  гандбол  одним  из  наиболее 
эмоциональных видов спорта» [2]. 

На мой взгляд, занятие гандболом позволяет молодежи, раскрыть свой потенциал. 

А для повышения популярности этого вида спорта необходимо: 

1)  внедрить  в  комплекс  физической  культуры  начальную  подготовку  к  игре 

гандбол, тем самым ознакомить студентов с этим спортом; 

2)  создать  студенческие  секции  и  организовывать  турниры  между  учебными 

заведениями; 

3)  приглашать  студентов  на  просмотр  матчей  по  гандболу  высших  дивизионных 

команд. 

Если  внедрить  все  вышеперечисленные  предложения  в  учебный  процесс,  то  в 

скором времени гандбол будет популярен не менее чем футбол или баскетбол. 

Я  предлагаю  Казанскому  кооперативному  институту  (РУК)  создать  гандбольную 

команду  среди  девушек  и  мальчиков.  Участвовать  в  Спартакиадах  высших  учебных 
заведений,  в  городских,  республиканских  и  Всероссийских  соревнованиях.  Так  как 
спортивная  игра  гандбол  воспитывает  сплоченность,  развивает  волевые  и  физические 
качества, готовит молодежь к жизни, воспитывает самодисциплину. 

Список литературы: 

1.Электронный 

ресурс. 

Режим 

доступа: 

http://tselina-

dussh.ucoz.ru/doc/prog/2015/gandbol.pdf 

2.Электронный 

ресурс. 

Режим 

доступа: 

http://studbooks.net/1869902/pedagogika/harakteristika_gandbola_sredstva_fizicheskogo_vospit
aniya 

3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://iknigi.net/ 

 

РОЛЬ БАСКЕТБОЛА НА ЗАНЯТИЯХ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДНЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

(НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА СПО ККИ РУК) 

 

Андреев Н. М. 

Казанский кооперативный институт (филиал) «Российский университет 

кооперации, г. Казань 

 

Научный руководитель - Мисникова В. Ю.,старший преподаватель Казанский 

кооперативный институт (филиал) «Российский университет кооперации» 

 

Было  бы  неправильным  утверждать,  что  физкультура  и  спорт  не  играют  никакой 

роли в жизни человека. Занятия спортом положительно влияют на здоровье, активизацию 
двигательного  аппарата,  развитие  роста  и  психических  процессов,  а  также  является 
незаменимым  для  социализации  индивида.  В  этом  контексте  функции  физического 

193 

 

воспитания имеют биологический, психологический и социальный характер, что связано с 
концепциями сбалансированного и интегрированного развития личности.  

Ключевые слова: баскетбол, игра, спо, физическая культура. 
Что  касается  игр  с  мячом,  то  они  требуют  умений,  которые  включают  в  себя 

наличие физических, технических, умственных и тактических навыков. По этой причине у 
игроков должны быть физические способности, чтобы быть готовыми к защите и атаке в 
игре.  Имплементация  баскетбола  в  образовательный  процесс  можно  рассматривать  как 
часть  культуры,  которая  при  введении  в  данный  процесс  является  идеальным  способом 
поддержания  здоровья,  формирования  тела  и  даже  характера,  а  главной  особенностью 
является  соревнование,  которое  стимулирует  желание  быть  первым  и  известным  среди 
своих  сверстников.  Именно  поэтому  баскетбол  может  также  играть  важную  роль  в 
формировании личности у студентов среднего профессионального образования (СПО).  

О  положительных  эффектах  баскетбола  известно  немало.  Так,  двигательная 

активность,  активизируемая  при  игре  в  баскетбол,  положительно  влияет  на 
жизнедеятельность организма, формирует нервные механизмы [2]. Помимо этого, частота 
дыхания уменьшается, а глубина его увеличивается. Следовательно, улучшается доставка 
кислорода  к  различным  частям  организма,  число  эритроцитов  и  уровень  гемоглобина  в 
крови  увеличивается [1]. Стоит также отметить и положительное влияние баскетбола на 
укрепление суставов и костей опорно-двигательного аппарата [3]. Таким образом, игра в 
баскетбол предполагает развитие у студентов быстроты, ловкости и силы. 

Регулярные занятия баскетболом и дальнейший опрос студентов, проведённый на 

базе  факультета  среднего  специального  образования  Казанского    Кооперативного 
Института  Российского  университета  кооперации,  показывает,  что  баскетбол  оказывает 
положительное  влияние  на  физическое  и  эмоциональное  здоровье  учащихся.  Опрос 
выпускников,  которые  занимались  баскетболом,  свидетельствует  о  том,  что  баскетбол 
имеет  долгосрочные  эффекты,  а  некоторые  студенты  продолжают  и  дальше  заниматься 
баскетболом во взрослой жизни.    

Для того чтобы определить влияние баскетбола на формирование личности, нами 

был проведён опрос среди 50 студентов ККИ РУК. Для проведения нашего опроса нами 
были отобраны 50 случайных студентов, чтобы можно было избежать недостоверности в 
ответах  на  задаваемые  вопросы,  а  сам  опрос  проводился  полностью  анонимно. 
Обеспечивая  принцип  гендерного  равенства,  число  респондентов  мужского  и  женского 
пола было одинаковым.   

Всем студентам нашей выборки были заданы следующие вопросы: 

 

Какая игра на занятиях физической культурой Вам нравится больше всего? 

(Варианты ответов: футбол, баскетбол, волейбол, пинг-понг, другой вид спорта); 

 

Какое  влияние  оказал  выбранный  Вами  вид  спорта  на  Ваш  организм? 

(Вопрос с полем для записи одного ответа); 

 

Каким  видом  спорта  Вы  будете  отдавать  предпочтение  после  выпуска  из 

колледжа?  (Варианты  ответов:  футбол;  баскетбол;  волейбол;  пинг-понг;  другой  вид 
спорта).  

При  анализе  результатов  опроса  выяснилось,  что  из  50  студентов,  выбрали 

баскетбол 25 человек (50%) в качестве любимой спортивной игры на занятиях в колледже, 
футбол – 12 человек (24%), волейбол – 7 человек (14%), а пинг-понг выбрали оставшиеся 
6  студентов  (12%).  Вариант  «другой  вид  спорта»  не  выбрал  ни  один  студент. 
Относительно  вопроса  о  спорте,  которому  студенты  по  окончанию  учебного  заведения 
будут  отдавать  своё  предпочтение,  то  здесь  ситуация  совершенно  другая:  футбол  –  11 
человек  (22%),  баскетбол  –  21  (42%),  волейбол  –  7  (14%),  пинг-понг  –  2  человека  (4%), 
другой  вид  спорта  –  9  (18%)  студентов.  Причём,  стоит  отметить,  что  число  студентов, 
которые выбрали волейбол в качестве любимого вида спорта и в дальнейшем планируют 
отдавать  предпочтение  волейболу  –  студенты  женского  пола.  Для  того,  чтобы  лучше 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..