ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 10

 

 

146 

 

Тип  Ландшафта  возвышенный,  представлен  луговыми  степями  в  сочетании  с 

широколиственными 

дубово-липовыми 

и 

липовыми 

травяными 

лесами, 

произрастающими  на  выщелоченных,  оподзоленных  черноземах  и  аллювиальных 
дерново-насыщенных  почвах.  Современная  лесистость  составляет  9,2%,  в  1800  г.  она 
составляла 30,8%. [2, c 2 ] 

Природно-заповедный 

фонд 

района 

достаточно 

богат, 

представлен 

гидрологическими  памятниками  природы  реки  Малый  Черемшан  и  Толкишка,  а  также 
государственным природным заказником регионального значения комплексного профиля 
«Чистые луга».  

Атмосферный  воздух  является  одним  из  основных  жизненно  важных  элементов 

окружающей  среды.  Основными  источниками  загрязнения  атмосферного  воздуха  в 
Чистополе 

являются 

предприятия 

дорожного 

и 

строительного 

комплекса, 

теплоэнергетики,  производства  и  переработки  сельскохозяйственной  продукции: 
Чистопольский  филиал  ОАО  ПРСО  «Татавтодор»,  ООО  «Чистопольремстрой»,  ОАО 
«Чистопольское  предприятие  тепловых  сетей»,  Чистопольский  речной  порт,  ОАО 
«Чистопольский 

элеватор», 

ОАО 

«Чистопольская 

птицефабрика», 

ООО 

«Чистопольагрохим»,  Филиал  НГДУ  «ТатРИ-  ТЭКнефть».  На  71  предприятии  района 
действует  1095  стационарных  источников  выбросов.  Оксид  углерода,  твердые  вещества, 
оксиды азота являются основными веществами, загрязняющими атмосферный воздух.  [1, 
c 89] 

В  северной  части  города  расположен  асфальто-бетонный  завод  ООО  «Шарм», 

однако  он  расположен  на  достаточном  удалении  от  населенных  пунктов,  режим 
санитарно-защитной зоны АБЗ не нарушен. 

На  состояние  атмосферного  воздуха  Чистополя  негативное  влияние  оказывают 

автодороги,  в  том  числе  пересекающая  территорию  автодорога  регионального  значения, 
но  жилая  застройка  города  расположена  на  достаточном  удалении  от  автодороги  и  не 
испытывает серьезного дискомфорта. [2, c 4] 

По  количеству  выбросов  вредных  веществ  в  атмосферу  состояние  атмосферного 

воздуха  в  Чистопольском  муниципальном  районе  оценивается  как  удовлетворительное 
(средний показатель в 10,8 кг на одного жителя), в республике – 76,4 кг. В 2016 году 1124 
единицы  автотранспорта  перевели  на  газовое  оборудование  вследствие  чего  количество 
выбросов в атмосферный воздух уменьшилось более чем на 5 тонн/год.  [1, c 88] 

Речная  сеть  района  принадлежит  р.  Каме  с  ее  притоками,  крупнейшим  водным 

объектом является Камский залив Куйбышевского водохранилища. Основные источники 
загрязнения  речной  сети:  сточные  воды,  не  канализованная  жилая  застройка, 
коммунальные объекты и животноводческие фермы.  

Забор воды для водоснабжения города Чистополя составляет ~ 4,18 млн. м 3 /год, 

98 %, производится из подземных и 2 % из поверхностных источников. По химическому 
составу  забираемые  подземные  воды  преимущественно  гидрокарбонатные,  жесткость 
достаточно высокая от 6,8-8,8 ммоль/дм3, на некоторых скважинах до 14 ммоль/дм3. Это 
очень  высокие  показатели,  регулярное  использование  жесткой  воды  чистопольцами  в 
качестве  питья,  может  навредить  здоровью,  спровоцировать  развитие  мочекаменной,  и 
других болезней.[3, c 135] 

В  целях  улучшения  санитарно–экологической  обстановки  Чистопольского 

муниципального  района  и  города  Чистополя  проводятся  водоохранные  мероприятия,  но 
они  недостаточны  и  требуют  более  действенных  мер,  направленных  на  улучшение 
качества водных ресурсов. 

Анализ  состояния  почв  показывает,  что  существует  серьезная  угроза  деградации 

черноземов  в  результате  физического  разрушения,  основными  причинами  являются 
эрозия,  локальное  переувлажнение,  загрязнение  и  засорение  земель  бытовыми  и 
производственными отходами.[3, c 168] 

147 

 

В  Чистопольском  муниципальном  районе  экологическими  ограничениями 

являются  санитарно-защитные  зоны  предприятий,  скотомогильников,  инженерных 
сооружений  и  территорий  специального  назначения,  а  также  водоохранные  зоны 
поверхностных  водных  объектов,  зоны  санитарной  охраны  источников  питьевого 
водоснабжения и особо охраняемые природные территории.  

Состояние  качества  окружающей  среды  по  данным  Министерства  экологии  и 

природных  ресурсов  Республики  Татарстан  в  целом  в  Чистопольском  муниципальном 
районе  и  городе  Чистополе  характеризуется  как  умеренно-напряженное,  комплексная 
техногенная нагрузка оценивается ниже среднереспубликанского уровня. [1, c 101] 

2015  году  по  историческому  центру  совершил  пешеходную  прогулку  Президент 

Татарстана  Рустам  Минниханов,  он  отметил  высокий  туристский  и  рекреационный 
потенциал  Чистополя,  но  также  отметил,  что  городу  предстоит  серьезная  работа. 
Чистополь  впечатлил  пышной  растительностью,  живописными  берегами  р.  Камы, 
старинной архитектурой, Скарятинским садом и многочисленными скверами.  

Но  несмотря  на  достаточно  благоприятное  экологическое  состояние  города 

Чистополя,  и  Чистопольского  муниципального  района  сегодня  существует  ряд  проблем, 
которые  необходимо  решить:  провести  модернизацию  городских  Биологических 
очистных  сооружений;  построить  сети  канализации  с  системой  КНС  в  сельских 
населенных  пунктах;  произвести  рекультивацию  нарушенных  земель;  вложить 
дополнительные  средства  в  берегоукрепительные  работы  на  Куйбышевском 
водохранилище  (участок  г.  Чистополь);  очистить  малые  реки  Берняжка,  Ржавец  и 
родники;  по  программе  РосРао  вывезти  и  очисть  четыре  места  захоронения 
радиоактивных  отходов;  перенести  литейное  производство  предприятия  ООО  «Новые 
технологии» с загрязняющими выбросами за пределы города.  

Решение  выше  перечисленных  проблем  приведет  к  снижению  экологических 

рисков,  будет  способствовать  созданию  благоприятной  среды  для  жителей 
Чистопольского  муниципального  района,  способствующей  улучшению  здоровья 
населения, продлению активного периода жизнедеятельности и развитию туризма.  

Список литературы: 

1. 

Стратегия 

социально-экономического 

развития 

Чистопольского 

муниципального района Республики Татарстан на 2016-2021 годы и плановый период до 
2030 года. 

2. 

http://pandia.ru/text/78/386/19130-2.php  Генеральный  план  Чистопольского 

района, 2012 года, Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране 
окружающей среды Республики Татарстан в 2016 году: - Казань, 2017 г. 

3. 

http://eco.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_67858.pdf 

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ДЕТЕЙ НА 

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ 

 

О.Н. Шарыгина 

ФГБОУ ВО «Уральский государственный  юридический университет» г. 

Екатеринбург 

 
Аннотация:  В  статье  рассматриваются  актуальные  проблемы  правового 

регулирования прав детей на медицинскую помощь в Российской Федерации. 

Ключевые  слова:  медицинская  помощь,  права  детей,  проблемы  правового 

регулирования. 

Говоря  об  отличиях  в  оказании  медицинской  помощи  детям,  нужно  вспомнить 

статьи  Федерального  закона  №  323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан  в  РФ» 
(далее по тексту Федеральный закон № 323-ФЗ). Одним из принципов, перечисленных в 
законе,  указан  приоритет  охраны  здоровья  детей  (ст.  4).  [4]  В  связи  с  этим  правовая 

148 

 

политика  государства  в  сфере  охраны  здоровья  и  медицинской  помощи  детям  должна 
быть  организована  на  высшем  уровне.  Однако  на  сегодняшний  день  можно  увидеть 
несовершенства, которые присутствуют даже в федеральном законодательстве. 

В  рамках  реализации  принципа,  изложенного  в  положениях  Федерального  закона 

№ 323-ФЗ (п. 3 ст. 51), гарантируется право одного из родителей, иного члена семьи или 
иного  законного  представителя  на  бесплатное  совместное  нахождение  с  ребенком  в 
медицинской  организации  при  оказании  ему  медицинской  помощи  в  стационарных 
условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При детальном 
рассмотрении вышеуказанного положения можно увидеть, что не уточняется:  

1. 

вид медицинской организации, в которой может быть оказана медицинская 

помощь в стационарных условиях; 

2. 

какого  рода  медицинские  показания  могут  быть  взяты  во  внимание  для 

определения совместного пребывания ребенка с его родителем; 

3. 

способность  медицинской  организации  создать  условия  для  реализации 

данного права. 

Также  в  пункте  3  статьи    51  сказано,  что  до  достижения  ребенком  4  лет  и  при 

наличии  медицинских  показаний  у  ребенка  старше  4  лет  –  медицинская  организация 
должна  создать  условия  для  совместного  нахождения  ребенка  с  родителем.  При  этом 
должно быть предоставлено спальное место и питание бесплатно. Однако если показаний 
для  совместного  нахождения  родителя  с  ребенком  нет  –  получается,    что  медицинская 
организация уже не обязана предоставлять родителю ни питание, ни спальное место.  

Для более полного раскрытия права на совместное нахождение с ребенком одного 

из родителей обращаемся к информационному письму Министерства здравоохранения РФ 
от 21 июня 2013 г. № 15-1/10/1-2884  «О порядке нахождения родителя вместе с ребенком 
в  медицинском  стационаре  в  течение  периода  лечения  ребенка».  [2]  В  соответствии  с 
положениями документа право на бесплатное совместное нахождение с ребенком может 
быть  реализовано  независимо  от  вида  медицинской  организации,  в  которой  ребенку 
оказывается  медицинская  помощь  в  стационарных  условиях.  Говоря  о  независимости 
реализации права от вида медицинской организации, законодатель не уточняет, есть ли у 
данной организации возможность обеспечить соответствующие условия для нахождения в 
ней ребенка совместно с родителем.  В документе также отсутствует ссылка на перечень 
медицинских  показаний,  используя  который  можно  определить  необходимость 
нахождения ребенка со своим родителем на протяжении всего лечения. 

Обратимся к части 2 статьи 54 Федерального закона № 323-ФЗ, в которой сказано, 

что  несовершеннолетние  в  возрасте  старше  пятнадцати  лет  или  больные  наркоманией 
несовершеннолетние  в  возрасте  старше  шестнадцати  лет  имеют  право  на 
информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от 
него в соответствии с  Федеральным законом. Далее по тексту документа перечисляются 
исключительные  случаи,  при  которых  медицинское  вмешательство  осуществляется 
независимо  от  воли  несовершеннолетнего  гражданина  с  согласия  его  законных 
представителей до достижения им совершеннолетия. 

Согласие  на  медицинское  вмешательство  законных  представителей  ребенка 

(родителей,  усыновителей,  опекунов,  попечителей)  после  достижения  им  15  лет  имеет 
место в следующих случаях: 

• 

если  несовершеннолетний  гражданин  является  реципиентом  при 

трансплантации (пересадки) органов и тканей; 

• 

если несовершеннолетний болен наркоманией (до достижения 16 лет); 

• 

если  несовершеннолетний,  признанный  недееспособным,  по  своему 

состоянию не способен дать согласие на медицинское вмешательство; 

• 

если несовершеннолетний (до 18 лет) болен наркоманией - при оказании ему 

наркологической 

помощи 

или 

при 

медицинском 

освидетельствовании 

несовершеннолетнего  в  целях  установления  состояния наркотического  или токсического 

149 

 

опьянения  (кроме  случаев  приобретения  несовершеннолетними  полной  дееспособности 
до достижения им 18 лет). [1] 

Исходя  из  вышесказанного,  можно  увидеть,  что,  если  не  брать  во  внимание 

исключительные случаи, в соответствии с законом ребенок получает право распоряжаться 
своим правом на жизнь и здоровье уже с 15 лет.  

Статья  54  Семейного  Кодекса  также  раскрывает  нам  понятие    ребенка,  где  им 

признается  лицо,  не  достигшее  возраста  18  лет.  [3]  В  соответствии  со  статьей  64 
Семейного Кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Речь 
идет  о  несении  родителями  ответственности  за  действиями  ребенка  до  достижения  им 
восемнадцатилетнего  возраста.  Таким  образом,  возникает  пробел  в  законодательстве: 
ребенок отказывается от оказания ему помощи, а родители несут полную ответственность 
за ухудшение состояния здоровья ребенка.  

Немаловажным  является  право  ребенка  или  его  законных  представителей 

знакомиться  с  медицинской  документацией,  отражающей  информацию  о  состоянии  его 
здоровья,  диагнозе,  ходе  лечения  и  о  прогнозах.  Об  этом  говорится  в  статье  22 
Федерального  закона  323-ФЗ.  В  статье  законодателем  не  ограничен  список  документов, 
которые  предоставляются  для  ознакомления.  В  связи  с  этим  на  практике  зачастую 
возникают конфликтные ситуации.  

Были  приведены  лишь  некоторые  примеры  проблем,  возникающих  в  процессе 

применения норм на практике.  

Список литературы: 

1. 

Медицинский  портал  для  врачей.  [Электронный  ресурс]  URL: 

http://www.umedp.ru/articles/realizatsiya_prav_nesovershennoletnikh_patsientov_pri_okazanii_
meditsinskoy_pomoshchi_problemy_pravo.html 

2. 

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. № 15-1/10/1-

2884   «О порядке нахождения родителя вместе с ребенком в медицинском стационаре в 
течение периода лечения ребенка» // СПС «Консультант- Плюс». – 2018. 

3. 

Семейный Кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ // СПС «Консультант- Плюс». 

– 2018. 

4. 

Федеральный  закон  от  21.11.2011  №  323-ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья 

граждан в Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс». – 2018. 

 

ПЕРЕВОД ИЛИ ДИАЛОГ КУЛЬТУР? 

 

Джурабекова А. А.,  

МБОУ “Актанышская средняя общеобразовательная школа №1” Актанышского  

муниципального района Республики Татарстан, ученица 6б класса 

Мугтазирова А. А.

МБОУ “Актанышская средняя общеобразовательная школа №1” Актанышского  

муниципального района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы 

 
Хорошо  известно,  что  русская  литература  развивалась  гораздо  позднее,  чем 

литература  западноевропейских стран, и ей надлежало  стать наследницей литературных 
ценностей других народов. Появляется перевод или новое произведение? Именно об этом 
я  хочу  с  Вами  поделиться.  Тема  моей  исследовательской  работы  «Перевод  или  диалог 
культур?»  

Цель  исследовательской  работы:  показать,  что,  благодаря  переводам  на  русский 

язык,  произведения  зарубежных  писателей  стали  частью  и  русской  культуры,  их  герои 
вошли  в  нашу  жизнь,  а  образные  выражения,  цитаты  стали  крылатыми;  выявить,  что 
писатели-переводчики  интерпретируют  тексты    произведения  зарубежного  писателя, 
обогащают и развивают их мысли и образы, однако каждый из них для раскрытия образа 

150 

 

обращается  к  различным  художественным  приемам  и  акцентирует    свое  внимание  на 
различных деталях.  

Задачи исследования: предварительно ознакомиться с текстами произведений и их 

героями; выделить сюжеты, сопоставить произведения зарубежных писателей. 

Предмет  исследования:  сказка  «Снежная  Королева»  Х-К.  Андерсена  и  Е.  Л. 

Шварца; басни Лафонтена «Муравей и Кузнечик», И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»  

Гипотеза:  художественный  перевод  –  это  настоящее  искусство,  творчество.  А 

творчество  несовместимо  с  въедливым  буквализмом,  и,  получается,  что  переводчик 
художественных текстов – это тот же самый писатель, который практически заново пишет 
книгу, вновь создает ее для читателя. 

1. 

Художественный  перевод  –  часть  творческого  наследия  некоторых 

писателей 

Хочу остановиться  на сказке  Х. – К. Андерсена «Снежная королева».  
Пожалуй,  самым  талантливым  восприемником  андерсеновской  традиции  был 

русский  писатель  XX    века  Евгений  Львович  Шварц  (1896-1958),  сказочник,  драматург, 
автор сценариев.  

В  сказке  Е.  Л.  Шварца  все  по-другому  потому,  что  он  превращает  эпическое 

произведение  в  пьесу.  А  пьесы  строятся  по  своим  законам.    Чтобы  убедиться  в  этом,  
давайте  внимательнее  вчитаемся  в  пьесу-сказку    Шварца  с  таким  же  названием  – 
«Снежная королева» и попробуем сравнить ее с первоисточником. 

Совсем  по-разному  начинаются  сказки,  на  разное  настраивают.  И  заканчиваются 

они по-разному. Герои Андерсена возвращаются домой тем же путем, которым Герда шла 
в поисках Кая. После долгой дороги они вновь оказываются дома и замечают, что успели 
за  это  время  сделаться  взрослыми  людьми.  Бабушку  они  застают  за  чтением  Евангелия: 
«Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное!» А в подтверждение того, что 
эту заповедь герои выполнили, Андерсен завершает эту сказку такими словами:  

«Так  сидели  они  рядышком,  оба  уже  взрослые,  но  дети  сердцем  и  душою,  а  на 

дворе стояло теплое, благодатное лето!» 

Здесь есть, над  чем поразмышлять  – герои, оказывается, прожили в сказке целую 

жизнь,  и,  следя  за  их  приключениями,  мы  тоже  узнали  нечто  важное  –  о  добре  и  зле,  о 
вере и неверии, о детстве и взрослении.  

А вот каков финал сказки Шварца. Герда и Кей также благополучно возвращаются 

домой,  где  застают  всех  своих  друзей.  Они  по-прежнему  дети,  а  их  приключения 
благополучно окончены. С помощью друзей им без труда удается изгнать из своего дома 
Снежную Королеву и Советника. А завершается действие, конечно, словами Сказочника: 
«Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! Пусть только покажутся, и 
мы скажем им: «Эй, вы! Снип-снап-снурре…» 

Совсем  иное  настроение?  Читая  Шварца,  мы  с  интересом  следили  за 

приключениями  героев,  иногда  смеялись,  иногда  удивлялись  и,  конечно,  благодаря 
драматическому таланту автора, живо представляли происходящее. 

Я  сравнила  только  начала  и  финалы  сказок.  Но  и  после  осуществленного  нами 

краткого сравнения можно многое понять. Например, то, что каждый автор на протяжении 
всего повествования остается верен себе: Андерсен рассказывает историю, исполненную 
глубоким  философским  смыслом,  призывая  к  сопереживанию  и  соразмышлению  не 
только  юных  читателей,  но  и  взрослых.  Щварц  же  создает  сказку  динамичную,  яркую, 
оптимистическую и главное  – абсолютно самобытную. Это не перевод, не пересказ и не 
переложение, это – интереснейший диалог с датским сказочником, который Шварц вел на 
протяжении всего творческого пути.  

2. 

Басня Жана Лафонтена«La Cigale et la Fourmi» в русских переводах 

А  теперь  остановимся  на  баснях.  Лучшими  переводами  Лафонтена  считаются 

переводы Ивана Андреевича Крылова.  

3.3 Герои басни 

151 

 

У Лафонтена герои басни Цикада и Муравей. Муравей, как и у россиян, считается у 

французов  символом    трудолюбия.  Цикада  –  очень  распространенное  на  Средиземном 
море  прыгающее  и  стрекочущее  насекомое.  Во  французском  языке  слова  «цикада»  (la 
cigale) и «муравей» (la fourmi) женского рода.  

В России в 18 веке цикада была известна плохо, поэтому в русском переводе  она 

превращается в Стрекозу. Муравей же остается Муравьем, но слово это в русском языке 
мужского  рода.  Поэтому  получилось,  что  беседуют  уже  не  две  кумушки,  а  кум  и  кума: 
изящная и легкомысленная «попрыгунья»  Стрекоза и крепкий, хозяйственный мужичок – 
Муравей.  -  Сделать  второй  собеседницей  какую-то  никому  не  понятную  иностранку 
«цикаду» он  не мог». 

Однако ведет себя русская героиня басен не как Стрекоза, а именно как Цикада  – 

она  у  Крылова  «прыгает»,  «поет»/  «вспевает».  А  «прыгает»  и  «поет»  в  траве,  явно  как 
кузнечик.  Стрекозы  –  насекомые,  которые  в  траву  попадают  только  благодаря  какой-
нибудь  несчастной  случайности;  это  летучие  и  воздушные,  совершенно  безголосые, 
немые красавицы. Ясно, что, написав «стрекоза», Крылов думал о дальнем родиче южной 
цикады, о нашем стрекотуне-кузнечике».  

3.4 Сходства и различия разных переводов басни  
Перевод И. А. Крылова, с одной стороны, точен и довольно близок к оригиналу, с 

другой стороны – настолько гармоничен, что иногда  подозреваем, что сюжет взят не из 
российской  жизни.  Многие  образы,  выражения,  ставшие  потом  крылатыми,  русский 
баснописец не заимствовал из французского текста, а нашел сам: «попрыгунья стрекоза», 
«лето красное пропела», «зима катит в глаза», «под каждым… листком / Был готов и стол 
и  дом»,  «…  кому  же  в  ум  придет  /  На  желудок  петь  голодный»,  «до  того  ль,  голубчик, 
было,/в мягких муравах у нас…». 

Басни  Лафонтена,  благодаря  переводу  на  русский  язык,  стали  частью  и  русской 

культуры,  их  герои  вошли  в  нашу  жизнь,  а  образные  выражения,  цитаты  стали 
крылатыми.  

Итак,  изучив  литературу  по  теме  исследования,  решив  поставленные  в  работе 

задачи, приходим к следующим выводам:  

1) 

Русские  авторы  рассказали  старые  произведения  по-новому  и  сделали  это 

талантливо, и диалог с зарубежными писателями у каждого свой. 

2) 

Произведения  зарубежной  литературы,  благодаря  переводам  на  русский 

язык,  стали  частью  и  русской  культуры,  их  герои  вошли  в  нашу  жизнь,  а  образные 
выражения, цитаты стали крылатыми.  

Список литературы: 

1. 

Загот  М.  А.  Мужской  шовинизм,  или  мой  первый  опыт  художественного 

перевода. – Мосты, 2005. – №1. – стр. 86-89 

2. 

Казакова Т. А. Художественный перевод. Теория и практика. –  Инъязиздат, 

2006. 

3. 

Мень А. В. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь: Лекции и 

беседы. – М.; Н. Новгород, 1997.  – стр. 457 

4. 

Оболенская  Ю.  Л.  Художественный  перевод  и  межкультурная 

коммуникация. –Высшая школа, 2006. 

5. 

Попович А. Проблемы художественного перевода. –  2000 – стр. 198. 

6. 

Успенский  Л.  В.  Слово  о  словах.  Почему  не  иначе.  –    Ленинград,  Детская 

литература. –  1971. 

7. 

Якобсон  Р.  О.  О  лингвистических  аспектах  перевода.  Вопросы  теории 

перевода в зарубежной лингвистике. –  М., 1978 – стр. 16-24 

 

 
 
 

152 

 

ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

 

Гилязидинов И. С., 

Казанский кооперативный институт Российского университета кооперации 

 

Аннотация.  В  статье  рассматриваются  причины  снижения  рождаемости  в 

современной  России,  ее  истоки,  способы  ее  стимулирования,  а  также  приводятся 
прогнозы на будущее и дается характеристика национальной демографической политики. 

Ключевые  слова:  рождаемость,  демографическая  политика,  смертность,  

демографический кризис. 

Общая  численность  населения  Российской  Федерации  на  1  января  2018  года 

составляет 146 880 432  человека по данным  Росстат. Согласно предварительной оценки 
Росстата,  численность  постоянного  населения  России  за  январь-декабрь  2017г.  возросла 
на  77,  4  тыс.  человек,  или  на  0,  05%  (за  аналогичный  период  предыдущего  года  также 
наблюдалось  увеличение  численности  населения на  259,  7  тыс.  человек,  или  на  0,  18%). 
Можно  сказать,  что,  несмотря  на  положительную  статистику,  страна  переживает 
демографический кризис.  

Прежде чем говорить о современном кризисе, надо знать, что уровень рождаемости 

перестал  обеспечивать  воспроизводство  населения  России  еще  в  60-х  годах  прошлого 
века. Последние 9 лет (2009-2017гг.) население растет, но и этот рост невелик (при этом 
прирост  населения  в  последние  годы  обеспечивается  в  основном  за  счет  миграции).  За 
последние 9 лет роста население увеличилось всего на 1,8 млн. человек (без учета Крыма), 
и даже с учетом населения Крыма оно не вернулось к уровню 1993 года, когда началась 
непрекращающаяся убыль населения. 

Коэффициент суммарной рождаемости в России составляет 1, 760 (данные на 2016 

год).  Для  сохранения  численности  населения  на  одном  уровне  нужен  суммарный 
коэффициент рождаемости около 2,1.  

В 2017 году количество семей в России равнялось примерно 50 миллионам. Из этих 

50  миллионов  семей  многодетных  всего  лишь  7-8%,    основная  часть  воспитывает  трех 
детей. В нашей стране троих детей воспитывают 1 миллион 233 тысячи семей, четверых 
детей  – 233 тысячи семей, от  пяти до семи  – 95 тысяч семей. Растят по восемь  – десять 
детей в 5 тысяч семей, а 11 и более – в 929 семьях. В 2017 году число многодетных семей 
в  России  составило  1  миллион  566  тысяч,  что  на  25%  больше  показателей  последней 
переписи населения (тогда был 1 миллион 250 тысяч многодетных семей).  

На  проблемы  смертности  в  России  весьма  ощутимо  влияют  такие  факторы,  как 

пожары,  аборты,  разводы,  болезни  системы  кровообращения,  употребление  табака, 
алкоголя и наркотиков, ДТП, самоубийства.Приведем факты: 

 

в 2017г. в пожарах погибли 7782 человека. По числу погибших Россия делит 

первое место с Индией и Пакистаном.  

 

За 2017 год в ДТП (дорожно-транспортное происшествие) погибли 19 тысяч 

человек, еще 215 тысяч человек было ранено. 

 

1 место в мире по смертности от сердечнососудистых заболеваний;  

 

От  болезни  системы  кровообращения  умерло  904 055  человек  (данные  на 

2016 год). 

 

От  злокачественных  образований  скончалось  295 729  человек  (данные  на 

2016 год). 

 

1 место в мире по числу разводов на 2012 год, на данный момент по этому 

показателю Россия находится на 4 месте; 

153 

 

 

1  место  в  мире  по  количеству  абортов  (каждый  час  в  стране  происходят 

около 300 абортов). По этому показателю Россия опережает США в восемь раз. Но есть и 
положительная  тенденция:  если  в  1991  году  абортов  было  –  3608421,  в  1992  году  – 
4436695, то в 2017 году – 600 000. 

 

1 место в мире по числу курящих детей; 

 

1 место в мире по объему потребления табака. Всего в стране курят  

 

43,  9  миллиона  человек  (39,1%),  среднестатистический  россиянин 

выкуривает 17 сигарет в день. В идущих следом Китае и Америке курят 26% и 16%. 

 

1 место в мире по числу сирот.  Всего у нас свыше 760 тысяч детей-сирот и 

около миллиона беспризорных детей. 

 

1 место в мире по детскому алкоголизму. Более 10 миллионов юных россиян 

– от 11 до 18 лет – регулярно употребляют алкоголь; 

 

1 место в мире по объему потребления героина; 

Наплевательское отношение к жизни человека в России было всегда, так например, 

строительство  Санкт-Петербурга,  строительство  Беломор  -  Балтийского  канала, 
неоправданные смерти миллионов людей в Первую мировую и в Великую Отечественную 
войны,  в  ходе  коллективизации  и  гражданской  войны  -  все  это  подорвало 
демографическую  силу  и  потенциал  России,  хотя  в  начале  20  века  перспективы  были 
радужные.  По  расчетам  Дмитрия  Ивановича  Менделеева,  к  концу  20  столетия 
численность населения должна была достигнуть 400-600 млн. человек.  

В  2001  году  была  принята  «  Концепция  демографического  развития  Российской 

Федерации на период до 2015 года», а  в 2007 году – 

 «  Концепция  демографической  политики  Российской  Федерации  на  период  до 

2025 года». 

В 2007 году был принят Федеральный закон о  поддержке семей, имеющих детей, 

так  называемый    закон  о  «материнском  капитале»,  в  соответствии  с  которым  семьям,  в 
которых  рождается  второй  или  последующий  ребенок,  выделяются  денежные  средства 
для участия в ипотеке, оплаты образования, прибавки к пенсионным накоплениям. Кроме 
того, в большинстве субъектов РФ выплачивается региональный материнский капитал. 

C 1 января 2018 года введена ежемесячная выплата пособия матери при рождении 

первого ребенка, в размере 1 прожиточного минимума, до достижения возраста ребенка в 
1, 5 года. 

Какие прогнозы даются в области демографии?[1] 

Официальный 

прогноз 

Росстата до 2036 года предполагает изменение численности населения страны в диапазоне 
от 136,7 миллионов человек (низкая рождаемость и низкая миграция) до 157,1 миллионов 
человек  (высокая  рождаемость  и  высокая  миграция).  Прогноз  ООН  по  численности 
населения  Российской  Федерации  -    115  миллионов  человек.  Самый  пессимистический 
прогноз  дан  Институтом  социально-политических  исследований  РАН  –  83  миллиона 
человек.    Демографический  кризис  угрожает  безопасности  Российской  Федерации  и 
сохранению России в ее современных границах. На данный момент Россия находится на 9 
месте  по  количеству  населения.  Ужасная  демографическая  ситуация,  дефицит 
трудоспособного  населения  тормозят  экономику  Российской  Федерации.  По  прогнозам 
Всемирного  банка,  численность  трудоспособного  населения  России  сократится  к  2030 
году  на  11  миллионов  человек.  Показатель  демографической  нагрузки  вырастет  с 
сегодняшних  50%  до  почти  58%  к  2030  году.  Количество  нетрудоспособного  населения 
растет.  В  начале  1960-х  гг.  примерно  60%  всего  населения  в  возрасте  20-64  года 
приходилось на возрастную группу 20-39 лет, что создавало благоприятные  условия для 
быстрого обновления рабочей силы за счет притока молодых кадров. В 2015 году эта доля 
упала  до  47%,  и  ее  падение  будет  продолжаться  до  начала  2030-х  годов,  когда  она 

154 

 

опустится до 36-38%.   Чем меньше работников, тем меньше объем выпуска продукции и 
тем ниже уровень потребления, а это негативно отражается на экономическом росте. 

По  прогнозам  экспертов  Центра  стратегических  разработок,  к  2035  году 

естественная убыль населения может приблизиться к 400 тыс. человек. А если реализуется 
наиболее  пессимистический  вариант,  то  она  может  достичь  1  млн.  человек.  Из-за  таких 
темпов  убыли  населения  можно  ожидать  снижение  места  России  в  мировой 
демографической иерархии: к 2050 году, если верить прогнозу ООН, она будет занимать в 
списке крупнейших стран только 15-е место. 

Кардинально изменится и этнический состав. Доля русского населения продолжает 

сокращаться с 81,5% в 1989 году до 77,7% в 2010 году. За этот же период доля тех, кто 
указал свою этническую принадлежность, выросла в 363 раза. 

Есть ли  пути выхода из кризиса? Назовем главные из них: 
Экономические пути: создание большого числа новых, высококвалифицированных 

и высокооплачиваемых рабочих мест; создание рабочих мест для пенсионеров и людей с 
ограниченными возможностями. 

Социальные пути: меры социально-экономической поддержки и помощи семьям с 

детьми  (увеличение  денежных  выплат  для  семей  с  детьми,  при  выходе  на  пенсию 
учитывать количество детей, транспортные и всевозможные другие виды льгот). 

Религиозные  пути:  еще  одним  значимым  фактором,  который  позволяет  повысить 

рождаемость,  является религиозность населения. В Кавказских республиках Российской 
Федерации,  где  основная  масса  населения  религиозна,  уровень  многодетности  очень 
высок по сравнению с другими субъектами. Для сравнения можно взять Санкт-Петербург, 
где эта цифра составляет всего 1% и Республику Ингушетия с 53,4%. Доля многодетных 
семей  в  других  Кавказских  республиках  от  общего  числа  домохозяйств  так  же 
значительна:  Чеченская Республика  – 40,5%,  Республика Дагестан  -  24,8%, в Карачаево-
Черкесии - 8,9%, Северная Осетия-Алания – 8,5%. 

 Также  по  некоторым  данным  еще  одним  из  путей  выхода  из  демографического 

кризиса  может  служить  увеличение  расходов,  направленных  на  материнский  капитал. 
Если  увеличить  расходы  до  1  трлн.    рублей,  то  это  могло  бы  увеличить  число  детей  на 
одну женщину на 0,15, а долю домохозяйств с двумя и более детьми – на 10% (в 2016 году 
Пенсионный  фонд  России  направил  на  выдачу  государственных  материнских  капиталов 
всего лишь 304, 3 млрд.  рублей). 

Пока вы читали эту статью, в Индии родилось около 300 человек, население России 

сократилось  на  10  человек.  Привлечение  высококвалифицированных  мигрантов  и 
повышение  пенсионного  возраста  (особенно  для  женщин)  остаются  для  России  двумя 
наилучшими 

вариантами 

государственной 

политики 

для 

решения 

проблем, 

обусловленных  меняющейся  демографией.  С  учетом  того,  что  ожидаемая 
продолжительность  жизни  в  России  увеличилась  с  65,5  года  в  2005  году  до  71  года  на 
настоящий момент, сейчас для этого благоприятное время. 

Список литературы: 

1.Афиногенова  И.Н.,  Пиндюрина  Е.А.  Демографическая  ситуация  в  России  // 

Территория  науки.  2014.  №1.  URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskaya-
situatsiya-v-rossii-2 

 

 
 

 

 

 

 

155 

 

СЕКЦИЯ 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В РФ, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА 

СТУДЕНЧЕСКУЮ МОЛОДЁЖЬ 

 

 

МОТИВАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА 

 

Зинатуллина А.Н., 

студентка группы 671 Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель- Ивкина В. В.,старший преподаватель Казанского  

кооперативного  института (филиал) Российского университета кооперации 

 
Научные  исследования  специалистов  показало  о  ясно  выраженных  возрастных 

особенностях мотивов и интересов, что необходимо знать при формировании мотивации у 
разных  групп  населения.  По  данным  педагогических  наблюдений,  одним  из  основных 
показателей  в  области  физической  культуры  является  физическая  активность, 
квалифицирующая  степенью  вовлечения  студентов  в  занятия  физической  культурой  в 
урочное и неурочное время. Это и стало актуальностью выбранной нами темы. 

Ключевые слова: студенты, игровые виды спорта, спортивная деятельность. 
Цель  исследования:  выявить  наиболее  основную  мотивационную  деятельность 

студентов для занятий физической культуры и спортом в урочное и неурочное время. 

Реализация  мотивов  студентов  при  физкультурной  деятельности  происходит  по 

определенному  плану:  программа  действия  ;быстрая  готовность  к  действиям;  наличие 
обратной  связи.  Мотив  же  образуется  на  основе  сопоставления  студентом  определенной 
деятельности со своими интересами и возможностями [1]. 

Для  того,  чтобы  реализовать  мотивации  студентов  необходимо  проявить  стимул, 

играющая  весьма  часто  в  роли  непосредственной  причины  поведения.  Неоднократно 
стимул  является,  так  сказать,  кратковременный  характер,  но  постоянные  побуждения  в 
занятиях  физической  культурой  обретают  ценностные  тенденции.  По  словам 
исследователей  к  стимулам  относятся  такие  факторы,  как  получение  дополнительных 
баллов  на  зачете  или  же  на  экзамене,  удобное  расписание  занятий,  агитацию  и 
пропаганду,  хорошую  финансовую  базу,  расширение  возможностей  в  выборе  форм 
физкультурной 

деятельности, 

педагогический 

профессионализм 

преподавателя, 

укрепление  здоровья,  отдых,  развлечения.  Исходя  из  вышесказанного,  мы  полноценно 
используем  объективные  и  субъективные  факторы,  потребности,  способствующие 
повышению  результативности  решения  педагогических  задач,  как  по  формированию 
личности  студента,  так  и  по  присоединению  к  систематическим  занятиям  различными 
видами физической культуры [2]. 

МЫ провели опрос среди студентов ККИ РУК 1 и 2 курса, что бы выявить какой 

физкультурно-спортивной деятельностью они занимаются. Был задан вопрос студентам: « 
Каким  бы  видом  игровой  деятельности  вы  хотели  бы  заняться  в  урочное  и  неурочное 
время?» 

30% опрошенных ответили, что хотели бы заняться паркуром;  
20% опрошенных – боулингом;  
20% опрошенных – настольным теннисом;  
20% опрошенных – сноубордингом;  
10% опрошенных – гольфом. 

156 

 

 

Рисунок 1 –Результаты опроса 

Как видим по результатам опроса можно сделать вывод, что малая часть студентов 

хотели бы заняться гольфом, но большая часть хотела бы заниматься паркуром. 

Паркур  очень  интересный  вид  игровой  деятельности.  Главной  сутью    паркура 

является  движение  и  преодоление  различных  препятствий  с  помощью  прыжковых 
элементов.  Важной  идеей  паркура  является  принцип  «нет  границ,  есть  лишь  только 
препятствия, и любое препятствие можно преодолеть, если даже будет очень сложным». 
Люди, занимающиеся таким видом игровой деятельности, являются экстремалами, так как 
паркур  –  это  стильно,  модно,  молодёжно  и  порой  весьма  опасно  для  жизни.  Именно 
поэтому, наверно, большая часть опрошенных хотели бы заняться паркуром. Очень важно 
чтоб профессионалы поддерживали начинающих. 

Боулинг  –  это  самая  настоящая  игровая  деятельность,  не  требующих  специальных 

подготовок  и  усиленных  тренировок.  Сутью  боулинга  является  сбивание  кеглей 
специальными шарами. Сейчас многие играют в боулинг в разных торговых центрах, где 
можно в него сыграть. Многие просто для отдыха приходят туда и играют в него. Боулинг 
очень популярен в США. Но наверно сейчас он популярен и в России. 

Настольный  теннис  –  это  игра  с  ракеткой  и  мячом,  проходящая  между  двумя 

соперниками или двумя парами соперников. Главной сутью настольного тенниса является 
при  помощи  ракеток  отправить  мяч  на  сторону  соперника  так,  чтобы  он  не  смог 
возвратить его назад. 

Сноубординг  как  и  паркур  является  экстремальным  видом  игровой  деятельности, 

заключающийся  в  спуске  с  заснеженных  гор  и  склонов  на  сноуборде.  Но  многие 
экстремалы  занимались  данным  видом  игровой  деятельности  и  летом.  Они  катались  на 
сноуборде на песчаных склонах. 

Гольф  –  это  один  из  видов  игровой  деятельности,  в  которой  отдельные  участники 

или команды  соревнуются  между  собой,  загоняя  маленький  мячик  в  специальные  лунки 
ударами  клюшек,  пытаясь  пройти  отведенную  дистанцию  за  минимальное  количество 
ударов [3]. 

Исходя  из  вышесказанного,  можно  сказать,  что  виды  игровой  деятельности 

помогают  пробудить  мотивацию  у  студентов  заниматься  физкультурно-спортивной 
деятельностью  в  урочное  и  неурочное  время.  Главной  целью  данной  деятельности 
является  не  только  удовольствие  от  самого  процесса,  но  и  получение  высоких 
результатов.  С  помощью  них  Мы,  студенты,  становимся  более  активными, 
экстремальными,  сосредоточенными,  пунктуальными,  а  самое  главное,  что  из-за  таких 
игровых деятельностей мы хотим заниматься спортом. 

Выводы.  Таким  образом,  формирование  мотивации  является  одним  из  основных 

условий обеспечения высокой результативности любого образовательного процесса. 

Можно  сделать  вывод  исходя  из  вышесказанного,  что  определяющими  мотивами 

физкультурно-спортивной деятельности может являться игровая деятельность в урочное и 
неурочное время 

 

Паркур 

Боулинг 

Настольный теннис 

Сноубординг 

Гольф 

157 

 

Список литературы: 

1.  Илькевич,  К.Б.  Анализ  мотивационной  сферы  профессионально-спортивной 

деятельности студентов / К.Б. Илькевич, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Электронный научный 
журнал. - 2016. - № 5 (8). - С. 553-558. 

2.  Технологии  физкультурно-спортивной  деятельности  в  адаптивной  физической 

культуре: Учебник / Евсеев С.П., Евсеева О.Э. - М.:Сов. спорт, 2016. - 384 с. 

3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс  «Готов к труду и обороне» 

(ГТО) – путь к здоровью и физическому совершенству: Общее / Виноградов П.А., Царик 
А.В., Окуньков Ю.В. - М.:Спорт, 2016. - 234 с.

 

 

СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К 

МАССОВОМУ СПОРТУ 

 

Горлова К. А. 

студентка группы 671 Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Илюшин О. В.,к.п.н, доцент кафндры физической 

культуры и спорта Казанского  кооперативного  института (филиал) Российского 

университета кооперации 

 

Массовый  спорт  –  основа  спорта  высших  достижений,  условие  физического 

совершенствования  подрастающих  поколений,  этот  спорт  помогает  выявить 
индивидуальные возможности и способности человека в той или иной сфере спортивной 
деятельности. 

Ключевые слова: массовый спорт, молодежь, студенты, способы привлечения. 
 Массовый спорт, объединяет людей и выполняет такие функции как: 

 

развивающая  

 

воспитательная  

 

патриотическая  

 

коммуникативная 

Он поддерживает и сохраняет здоровье, а также работоспособность человека. 
С  каждым  годом  возникают  и  формируются  различные  формы  занятий 

физическими упражнениями, улучшаются новые, необыкновенные виды спорта. 

Истинный  объем  двигательной  активности  молодых  людей  не  может  полностью 

обеспечить  их полноценное  и  гармоничное  физическое  развитие  и  укрепление здоровья. 
Увеличивается число учащихся и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. 
В нынешний период физическая культура приобретает настолько высокую значимость в 
обществе, что появляются основания считать его одним из основных видов человеческой 
деятельности [1]. 

Физическая  культура  и  спорт  необходимы  для  развития  молодого  организма.  В 

данный момент спорт очень сильно внедряют в образовательный процесс университетов и 
школ,  огромное  множество  людей  стараются  следить  за  собой,  люди  отказываются  от 
вредных  привычек,  начинают  правильно  питаться  и,  конечно  же,  увлекаются  спортом. 
Ведь от нашего поколения зависит будущее нашей страны России [2]. 

Сегодня,  занятия  спортом,  как  и  многие  вещи  в  нашей  жизни,  стоят  не  малых 

денег. У студентов на еду бывает не хватает, а тут еще и абонемент в спорт зал покупать. 

Другая  причина  –    обычные  развлекательные  заведения,  такие  как  кафе,  клубы, 

бары.  Студенты  их  посещают  для  того  чтобы  развеяться,  но  после  этого  их  организм 
наоборот теряет силы. Ну и еще одна причина так это легкий доступ к наркотикам [3]. 

158 

 

К  сожалению,  инфраструктура  спорта  развита  недостаточно:  плохие  условия, 

недостаток  мест  для  занятий  спортом,  нехватка  специалистов  в  этой  области  -  всё  это 
влияет на отношение молодых людей к спорту [4]. 

Например,  в  Республике  Татарстан  подъем  строительства  спортивных  объектов 

наблюдался только в 2013 (год Универсиады) и в 2015 (год Международных соревнований 
по  плаванию)  году.  Сейчас  же  идет  упад.  Причем  данные  показатели  касаются  только 
города  Казань,  близлежащие  города  страдают  от  недостатка  спорт  объектов.  Чтобы 
привлечь  студентов,  нужно  усиленно  пропагандировать  занятие  физической  культурой, 
ведь  молодежь  стремится  к  тому,  что  сейчас  в  «моде».  Проводить  различные 
соревнования  среди  первых  курсов,  спартакиады,  флешмобы,  конкурсы  студенческих 
спортов,  спортивные  праздники(мероприятия),  проводить  встречи  с  известными 
спортсменами  города,  работы  с  аудиторией  на  семинарах,  конференциях,  публикации 
новостей в соц.сетях и т.д.Организовывать туристические походы, организации движений 
за  здоровый  образ  жизни.  Можно  также  использовать  такой  метод,  как  привлечь 
молодежь  за  счет  призовых  фондов,  скидок,  акций  в  фитнес  центры.  Строить  новые 
сооружения для занятия спорта, например как: ледовые дворцы, бассейны, волейбольные, 
баскетбольные,  футбольные  площадки,  физкультурно-оздоровительные  комплексы, 
создание    бесплатных    спортивных    секций    и    кружков.      Итак,  мы  выяснили,  что  на 
отношение  молодых  людей  к  спорту  оказывают  влияние  различные  факторы,  но  самый 
главный, как я считаю, это незаинтересованность студентов в спортивной деятельности и 
плохо развитая инфраструктура. 

Список литературы: 

1.  Антипов  В.А.  Реализация  функций  физической  культуры  и  спорта  в 

государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2008. - № 3.- С.12. 

2.  Бауэр,  В.Г.  Социальная  значимость  физической  культуры  и  спорта  в 

современных  условиях  развития  России  /  В.Г.  Бауэр  //  Теория  и  практика  физической 
культуры. - 2001. - № 1. 

3. Илюшин О.В. Парадоксы здорового образа жизни будущих инженеров. Вестник 

Казанского технологического университета. 2014. №.С.444-448. 

 

ЗНАЧИМОСТЬ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В 

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 

 

Хайруллина А. А. 

студентка 251 группы Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Научный руководитель - Баранова А. А.,старший преподаватель кафедры 

физической культуры и спорта Казанского  кооперативного  института (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

Физическое  самовоспитание  студентов  отражает  актуальные  потребности 

физического  самообразования  и  развития  личности  и  одновременно  выступает  как 
условие и результат эффективной постановки процесса физического воспитания. 

Ключевые слова: самовоспитание, физическая культура, спорт, воспитание, туризм, 

социализация, личность. 

Вопросам  воспитания  и  самовоспитания  всегда  уделяется  внимание  в  школах, 

средних  специальных  и  высших  учебных  заведениях,  а  так  же  в  различных  секциях, 
кружках,  включая  занятия  по  физической  культуре,  спорту  и  туризму  [4,  с.98]. 
Существует мнение, что физкультурно-оздоровительная и туристическая работа  –  самая 
благоприятная  форма  для  осуществления  процесса  социализации  детей,  подростков  и 
молодежи.  

159 

 

Какие  же  основные  качества  и  черты  характера  развивает  спорт?  Чтобы  узнать 

ответ на этот вопрос, мы провели опрос. В опросе участвовало 50 человек, им был  задан 
лишь один вопрос: «Какие  три основных качества и черты характера развивает спорт?».  
Данные указаны в таблице 1. 

Таблица 1 – Данные по опросу 

Качества, черты характера 

Кол-

во ответов 

Проце

нтное 

соотношение 

Целеустремленность 

43 

28,6% 

Настойчивость 

36 

24% 

Ответственность 

25 

16,6% 

Лидерство 

19 

12,6% 

Инициативность и самостоятельность 

15 

10% 

Работа в команде 

12 

8,2% 

Итого 

150 

100% 

Разберем  поподробнее  основные  черты  характера  и  качества,  которые  развивает 

спорт. 

Целеустремленность.  Занятия  спортом  учат  студента  ставить  перед  собой  цели: 

освоить  новое  упражнение,  научиться  делать  блок,  выше  прыгнуть,  быстрее  проплыть, 
получить  заветную  медаль  на  соревнованиях,  стать  сильнее.    Движение  к  своим  целям 
очень мотивирует и дисциплинирует. В процессе их достижения он понимает, что каждую 
цель проще делить на несколько маленьких, ведь так двигаться к большим целям гораздо 
проще [2, с.315]. 

Настойчивость.  Это  качество,  абсолютно  незаменимое  в  каждой  сфере  нашей 

жизни. Ведь, действительно, без настойчивости в спорте не добиться успеха. Если студент 
всерьез  увлекся  своим  спортивным  занятием,  то  он  обязательно  научится  терпению, 
настойчивости  и  умению  не  сдаваться.  Ведь  в  спорте  практически  никогда  ничего  не 
получается с первого раза, и чтобы научиться новому нужно пробовать снова и снова. 

Ответственность.  В  спорте,  особенно  в  командных  видах,  каждый  спортсмен 

является  важным  звеном  цепи.  Студент  не  будет  отказываться  от  участия  в 
соревнованиях, лениться и что-то не доделывать во время тренировок, ведь он осознает, 
что  тем  самым  подводит  тренера  и  свою  команду.  Таким  образом,  спорт  учит 
ответственности к своим делам, обязанностям и событиям жизни [1, с.487]. 

Лидерство.  Умение  вдохновлять  людей,  руководить и  организовывать  слаженную 

работу  команды  не  приходит  после  прочтения  книг,  а  требует  практики.  Спорт  —  это 
отличный способ выработать в себе качества лидера. В командных видах спорта студент 
научится  находить  подход  к  каждому  игроку,  а  в  личном  первенстве  сможет  развить 
качества лидера, принимая участие в соревнованиях. 

 Инициативность и самостоятельность.  Занятия спортом доказывают, что в жизни 

можно  достичь  практически  всего.  Главное,  приложить  достаточное  количество  усилий, 
быть терпеливым и не сдаваться, несмотря на возможные трудности [5, с.176]. Осознание 
этих  вещей  помогает  студентам  быть  смелее,  учит  самостоятельности  в  принятии 
решении, помогает лучше понимать, чего они хотят в жизни. 

Работа в команде. Если от личного результата спортсмена зависит общий результат 

команды,  свои  потребности  отходят  на  второй  план.  Это  качество  развивается  даже  в 
некомандных  видах  спорта:  ведь  студент  и  тренер  —  это  тоже,  пусть  небольшая,  но 
команда.  Желание  показать  хороший  результат,  не  подвести  и  порадовать  своего 
наставника учат студента работать в команде.  

Развивает зрительно-моторную координацию. Данный вид координации необходим 

практически в каждом виде спорта. ЗМК — это способность согласовывать движения глаз 
и рук для выполнения определенной функции, цели. Занятия спортом доводят этот навык 

160 

 

до совершенства за счет выполнения регулярно повторяющихся движений. Одним словом, 
осуществление спортивной деятельности эффективным образом улучшает координацию и 
учит умению сосредотачиваться на вещах. 

Снимает стресс и напряжение, предупреждая или уменьшая симптомы депрессии. 

Одним  из  основных  преимуществ  занятий  спортом  является  его  расслабляющее 
воздействие  с  психологической  точки  зрения.  В  сложные  периоды  жизни  большинство 
людей  начинают  злоупотреблять  наркотиками  или  алкоголем,  которые  практически 
полностью разрушают здоровье человека. Спортивная деятельность, напротив, закаливает 
дух, отодвигая на второй план боль, обиды и напряжения. Спорт учит студента тому, что 
жизнь не всегда состоит из удовольствий, а жизненный путь каждого из нас включает ряд 
препятствий  и  трудностей,  от  преодоления  которых  зависит  наш  дальнейший  успех. 
Спортивная закалка помогает в борьбе со стрессом, депрессией и учит с улыбкой смотреть 
в лицо проблемам и опасности. 

Умение чувствовать и понимать свое тело. Студент, который регулярно занимается 

спортом,  находится  в  балансе  тела  и  разума.  Это  позволяет  ему  быстро 
сконцентрироваться,  понять  и  направить  внутренние  ресурсы  на  восстановление  и 
поддержание  своего  организма  при  недомогании  или  плохом  самочувствии.  Это 
интересное качество называется «умение договариваться со своим телом». 

Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии, вероятно, нельзя 

ограничиваться  только  решением  задач  развития  и  совершенствования  различных 
функций  организма,  а  надо  ещё  раз  обратить  внимание  на  повышение  психологической 
подготовленности. Ведь очень часто молодые специалисты сетуют на то, что их многому 
научили за годы профессиональной подготовки в специальном учебном заведении, только 
не  научили  работать  с  людьми,  не  вооружили  психологической  уверенностью  и 
устойчивостью  при  руководстве  коллективом.  И  вот  здесь  следует  особо  отметить  роль 
спорта  в  формировании  людей  с  сильной  волей  и  твёрдым  характером,  что  напрямую 
связано  с  постоянной  необходимостью  переносить  разнообразные  физические  и 
психические  напряжения  не  только  в  соревнованиях,  но  и  в  процессе  регулярных 
тренировок [3, с.206]. 

И  здесь  хочется  ещё  раз  привести  слова  о  том,  что  «нельзя  сделать  человека 

смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в 
условия,  требующие  проявления  указанных  качеств».  В  такие  условия  студента 
многократно ставит спорт. 

Список литературы: 

1.  Алексеев  С.В.  Физическая  культура  и  спорт  в  Российской  Федерации:  новые 

вызовы современности: Монография- М.: Теор. и практ. физ. культ., 2015. - 780 c. 

2.  Барчуков  И.С.  Физическая  культура:  Учебник  для  студентов  учрежедений 

высшего  профессионального  образования  /  Под  общ.  ред.  Н.Н.  Маликов.  -  М.:  ИЦ 
Академия, 2016. - 528 c. 

3.  Виленский  М.Я.  Физическая  культура  и  здоровый  образ  жизни  студента: 

Учебное пособие - М.: КноРус, 2016. - 240 c. 

4.  Дианов  Д.В.  Физическая  культура.  Педагогические  основы  ценностного 

отношения к здоровью - М.: КноРус, 2017. - 184 c. 

5.  Попов,  С.Н.  Лечебная  физическая  культура:  Учебник  для  студентов 

учреждений высшего профессионального образования - М.: ИЦ Академия, 2016. - 416 c. 
 

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛА В СПОРТЕ 

 

А.А. Тимофеева 

студентка  450/4  гр. 

Казанский кооперативный институт (филиал)  

«Российский университет кооперации»г. Казань 

161 

 

 

Научный руководителль - Мифтахов Р. А.,к.п.н., доцент кафедры физической 

культуры и спорта Казанского  кооперативного  института (филиал) Российского 

университета кооперации 

 
В  этой  статье  раскрывается  влияние  волейбола  на  оздоровление  организма 

молодежи  и  повышение  интереса  молодежи  к  этой  игре.  Особое  внимание  уделяется 
достоинству волейбола, как средству физического и нравственного воспитания молодежи. 
Ключевые словаволейбол, спорт, здоровья. 

Актуальность темы данной работы состоит в том, чтобы проанализировать влияние 

игры  волейбол  на  студенческую  молодежь  и  повысить  у  студентов  интерес  к  этой  игре. 
Волейбол  –  олимпийский  вид  спорта,  в  котором  участвуют  две  противоборствующие 
команды и целью каждой из них является направить мяч на площадку противника таким 
образом, чтобы он приземлился на половине соперника или добиться ошибки со стороны 
игрока противоположной команды. 

Новизна исследования состоит в том, что в наше время очень остро стоит вопрос о 

здоровье  молодежи  и  ее  спортивном  воспитании.  Основной  задачей  преподавателя 
дисциплины  физической  культуры  является  привлечение  студентов  к  занятиям 
физической культурой и спорта. 

Здоровье  любого  человека,  а  в  особенности  студенческой  молодежи  неразрывно 

связано  со  спортом  и  физкультурой,  которые  позволяют  повысить  защитные  функции 
организма,  чтобы  он  мог  противостоять  пагубному  воздействуют  неблагоприятной 
экологической  обстановке  и  прочим  негативным  факторам  окружающей  среды. 
«Достигается  это  не  только  за  счет  выполнения  различных  тренингов  и  монотонных 
упражнений в тренажерном зале, но и активными спортивными играми» [1]  

Волейбол в нашей стране является одним из самых массовых средств физического 

воспитания  молодежи.  Волейбол  воспитывает  в  подрастающем  поколении  физические 
качества, развивает анатомо-физиологические особенности организма.  

Волейболу  характерно  большое  многообразие  игровых  ситуаций,  необходима 

быстрая  реакция  реагирования  на  них,  многочисленные  прыжковые  движениями, 
постоянная изменчивость интенсивности как физических, так и эмоциональных нагрузок. 
Все  это  оказывает  положительное  влияние  на  организм  студента  и  способствует 
укреплению его здоровья, долголетию. Но и вместе с тем, волейбол – травмоопасный вид 
спорта,  поэтому  очень  важно  и  необходимо  перед  началом  игры  хорошо  разогреть 
организм  и  провести  разминку.  Интенсивность  и  продолжительность  игры  зависит  от 
физического  состояния  и  индивидуальных  особенностей  студентов  и  слаженности 
команды. 

Как средство физического воспитания игра волейбол очень эффективна и по праву 

занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания и развития молодежи. 

«Регулярная  игра  в  волейбол  оказывает  закаливающее  действие  на  молодой 

организм  студентов  и  повышает  его  выносливость.  Укрепляет  сердечно-сосудистую 
систему и улучшает кровообращение» [2] 

Переменная  интенсивность  нагрузки  и  разнообразие  движений  при  занятиях 

волейболом  тренируют  практически  все  группы  мышц,  укрепляют  опорно-двигательный 
аппарат  и  улучшают  подвижность  суставов.    Обоснована  эффективность  занятия 
волейболом и для коррекции осанки. 

Игра  положительно  влияет  на  нервную  систему,  улучшает  настроение,  помогает 

бороться  с  депрессиями  и  стрессами.  Она  развивает  у  молодежи  такие  качества  как 
трудолюбие, смелость, настойчивость, упорство, дисциплинированность и умение быстро 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  8  9  10  11   ..