На мотоцикле установлены усиленные тормоза с шириной тормозных колодок
35 мм. Основные детали тормозов переднего и заднего колеса
взаимозаменяемы.
На рис. 23 представлена конструкция тормоза переднего колеса. Тормозные
колодки 8 опираются сферическими гнездами на головки толкателей 2, а
нажимными площадками — на кулак
5. Кулак имеет паз, в который установлен уравнитель 6. При повороте
кулака уравнитель вместе с ним поворачивается до тех пор, пока колодки
не прижмутся к тормозному барабану. Этим обеспечивается равное усилие
нажима на обе колодки, и эффективность торможения повышается.
Аналогичное устройство имеет тормоз заднего колеса.
По мере износа тормозных накладок зазор между тормозными колодками и
тормозным барабаном колеса увеличивается. Чтобы поддержать зазор в
необходимых пределах (0,2—
0,4 мм), в тормозах предусмотрен компенсатор износа в виде конуса J.
Конус по мере надобности заворачивается (с наружной стороны тормозного
диска) и раздвигает толкатели 2, которые приближают тормозные колодки к
барабану. Для фиксации положения конуса на его поверхности предусмотрены
продольные канавки, в которые заскакивают толкатели под действием
пружины 9, стягивающих тормозные колодки.
Рычаг тормоза заодно с кулаком размещен внутри тормозного диска у
тормоза переднего колеса или с внутренней стороны картера главной
передачи у тормоза заднего колеса. Привод тормоза переднего колеса1-
осуществляется тросом (диаметром 2,16 мм), а заднего колеса — системой
жестких тяг (рис. 27).
Долговечность и надежность работы тормозов зависит от правильности их
регулировки.
Регулировка тормозов. Действие тормозов проверяется при движении
мотоцикла, контрольных осмотрах, технических обслуживаниях № 1, 2 и 3;
регулируются тормоза по мере надобности.
1. Регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном колеса.
Необходимость в данной регулировке вызывается
износом тормозных колодок при эксплуатации мотоцикла, а также в связи с
ремонтными работами.
Регулировка производится одинаково для тормозов переднего и заднего
колес, без их снятия.
Тормоза должны быть отрегулированы таким образом, чтобы торможение
начиналось:
а) на переднем тормозе — при перемещении конца рычага на руле на 5—10
мм;
б) на заднем тормозе—при перемещении книзу конца тормозной педали на
10—15 мм. Для восстановления нормального хода педали и рычага до начала
торможения необходимо ключом с зевом 8 мм повернуть выступающий квадрат
регулировочного конуса 1 (см. рис. 23), как показано на рис. 27, по
часовой стрелке на один или несколько фиксирующих интервалов, которые
ощутимы, как соответствующие щелчки.
При этом длина задней тяги заднего и оболочки
переднего тормозов должна быть заранее отрегулирована, как указано ниже.
2. Регулировка троса тормоза переднего колеса заключается в установлении
необходимой длины оболочки троса и производится при установке троса, а
также в процессе эксплуатации мотоцикла (без снятия колеса) по мере
появлений люфта оболочки троса более 1 мм.
Порядок регулировки при установке троса (рис. 24):
а) после установки троса (при снятом колесе) сдвинуть вверх по оболочке
троса защитную резиновую муфту;
б) ослабить контргайку 2;
в) вращать регулировочный винт 1 до тех пор, пока люфт оболочки троса не
составит 0,5 ~ 1 мм. (Рычаг кулака тормоза при этом находится в, заднем
положении, в которое его устанавливают колодки тормоза, стянутые
пружинами).
3. Регулировка длины тяги тормоза заднего колеса заключается в
установлении необходимой длины тяги и производится при ее установке на
мотоцикле, а. также при ремонтных работах.
Регулировка производится при снятом колесе (рис. 25) и прижатой снизу
педали заднего тормоза к подножке (см. рис. 26) в таком порядке:
а) отсоединяется передний конец задней тяги от промежуточного рычага;
б) освобождается контргайка вильчатого наконечника.
Удерживая тягу от проворачивания навинчивается или свинчивается
вильчатый наконечник тяги до тех пор, пока длина тяги не обеспечит в
собранном виде зазор между торцом гайки 11 и осью 9 рычага 0,5— 1 мм.
Рычаг 10 кулака тормоза при этом находится в заднем положении,
определяемом колодками тормоза, стянутыми пружинами.
в) закрепляется вильчатый наконечник, переднего конца тяги (законтривается,
зашплинтовывается).