Тормозной воздухораспределитель № 337-004 вагонов метро

  Главная       Учебники - Метро      Пневматическое оборудование вагонов метро (Е, Еж, 81-714, 81-717)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8   ..

 

 

Тормозной воздухораспределитель № 337-004 вагонов метро

Тормозной воздухораспределитель № 337.004 является одним из ведущих мировых образцов  пневматического тормозного оборудования. Не имея притертых узлов и обладая высокой скоростью наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом из напорной магистрали, воздухораспределитель показывает высокие эксплуатационные характеристики.

Тормозной воздухораспределитель предназначен для производства всех видов пневматического торможения и отпуска пневматического тормоза, а также для замещения электродинамического торможения пневматическим.

Рис. 3.38. Тормозной воздухораспределитель №337-004

Воздухораспределитель работает совместно с электропневматическим авторежимом. Установлен под вагоном и крепится при помощи четырех болтов крепления к специальному кронштейну, расположенному cлева на раме кузова перед  второй тележкой.

По принципу работы воздухораспределитель является автоматическим, прямодействующим, двухпроводным, неистощимым и обладает свойством мягкости, нормально работает при давлении в напорной магистрали до 2 АТ включительно.

По конструкции тормозной воздухораспределитель является клапанно-диафрагменно-поршевым прибором. В устройстве воздухораспределителя используются резиновые диафрагмы и клапаны мягкой посадки (они имеют резиновые посадочные поверхности), что упрощает ремонт и обслуживание прибора.

 Устройство тормозного воздухораспределителя № 337-004

Комплект воздухораспределителя №337-004 состоит из следующих частей:

  • вентильная часть, включающая два вентилями замещения
  • камерная часть, расположенная между главной и вентильной частями
  • главная часть с расположенными на ней основными подвижными элементами

Рис. 3.39. Тормозной воздухораспределитель. Разрез

Камерная часть укреплена на раме вагона и к ней подсоединены трубопроводы. В корпусе камеры имеются две изолированные друг от друга полости - рабочая камера объемом 7 литров и камера разрядки объемом 1 литр.

Камерная часть снимается только при заводском ремонте.

В условиях депо для ревизии снимаются главная и электропневматическая (вентильная) части.

На рабочей камере установлен отпускной клапан. Сбоку имеется отверстие для подводки проводов к электропневматической части.

Для очистки воздуха тормозной магистрали в камерной части вмонтирован фильтр.

 Вентильная часть тормозного воздухораспределителя № 337-004 вагонов метро

В вентильной части установлены два вентиля замещения №1 и №2.

Рис. 3.40. Вентильная часть

Вентиль замещения №1 (ВЗ №1) предназначен для замещения электродинамического тормоза пневматическим. При торможении на малой скорости электродинамическое торможение неэффективно, и на 17 (18) позиции реостатного контролера ВЗ №1 включается и замещает электродинамическое торможение на скорости 5 - 7 км/ч.

ВЗ №1 является вентилем включающего типа. При включении катушки в электрическую цепь обеспечивается поступление сжатого воздуха в нужные полости и камеры прибора. В его работе принимает участи напорная магистраль (НМ). Также при участии ВЗ №1 (при его срабатывании на остановках) осуществляется контроль тормоза от системы АРС.

Вентиль замещения №2 (ВЗ №2) предназначен для замещения электродинамического торможения пневматическим в случае, если при переводе главной рукоятки КВ в тормозное положение, произошел отказ электродинамического торможения на каком либо из вагонов состава или на всем составе (например, срабатывание реле перегрузки на всем составе). В этом случае ВЗ №2 включается при положении главной ручки КВ «тормоз 2».

ВЗ №2 также участвует в работе системы АРС. Например, при ОЧ или частоте «0», при горящей лампе ЛКВД на некоторых типах подвижного состава включается ВЗ №2. ВЗ №2 относится к вентилям выключающего типа, у которых при выключенной катушке обеспечивается питание прибора сжатым воздухом. В его работе принимает участие тормозная магистраль.

Рис. 3.41. Вентильная часть. Разрез

На вентилях сверху установлены кнопки, при помощи которых можно включить вентили вручную для проверки работы их клапанных механизмов.

 Камерная часть тормозного воздухораспределителя № 337-004

Камерная часть (рис. 3.42) представляет собой литую чугунную пустотелую конструкцию массой около 38 кг. В камерной части расположены четыре отверстия для болтов крепления воздухораспределителя к раме кузова вагона. С двух сторон камерной части расположены фланцы, к которым через резиновые уплотнительные прокладки при помощи специальных шпилек крепятся вентильная и главная части.

Рис. 3.42. Воздухораспределитель. Камерная часть

В камерной части расположены:

  • рабочая камера (РК)
  • камера дополнительной разрядки (КДР)
  • пять трубопроводов
  • полость для фильтра тонкой очистки воздуха тормозной магистрали
  • полость для электрических контактов вентильной части

Рис. 3.43. Воздухораспределитель. Камерная часть (разрез)

Рабочая камера (РК) объемом 7 литров расположена вверху камерной части воздухораспределителя. По каналу  рабочая камера камерной части ВР сообщается с рабочей камерой в главной части воздухораспределителя (под магистральной диафрагмой) и предназначена для увеличения её объема. 

Камера дополнительной разрядки тормозной магистрали (КДР) расположена внизу камерной части и по каналу сообщается с атмосферой или с тормозной магистралью, в зависимости от положения стержня с тремя уплотнительными манжетами. КДР предназначена для дополнительной разрядки тормозной магистрали во время пневматического торможения, для увеличения скорости последовательного срабатывания ВР на вагонах состава, чем обеспечивается более высокая скорость распространения тормозной волны по составу. Объем КДР – 1 литр.

Отпускной клапан (рис. 3.44) расположен в верхней части рабочей камеры. Отпускной клапан предназначен для принудительного выпуска воздуха из РК камерной части и рабочей камеры главной части воздухораспределителя. Для этих целей к нажимному стержню отпускного клапана крепится два тросика, рукоятки которых расположены в нижней части кузова вагона на его раме с левой и правой стороны  около третьих дверных проёмов. На вагонах 81.717 (714) 5.М тросик отпускного клапана и кран воздухораспределителя выведены также и в салон вагона и установлены под третьим длинным диваном слева, ближе к третьему дверном проёму. Это сделано для возможности отключения воздухораспределителя из салона вагона.

Рис. 3.44. Отпускной клапан

Трубопроводы, расположенные в камерной части:

  • трубопровод напорной магистрали (НМ). Проходит по камерной части к ВЗ №1 и, если он включен, заканчивается в камере под поршеньком. Одновременно трубопровод напорной магистрали подходит к питательной камере (камере над питательным клапаном главной части). Именно на трубопроводе напорной магистрали расположен трехходовой разобщительный кран ВР.
  • трубопровод тормозной магистрали (ТМ). Проходит по камерной части через фильтр тонкой очистки и ВЗ №2,  заканчиваясь в магистральной камере (камере над магистральной диафрагмой) главной части. Одновременно трубопровод тормозной магистрали подходит к стержню с тремя манжетами. На трубопроводе тормозной магистрали расположен двухходовой разобщительный кран ТМ.
  • трубопровод тормозных цилиндров (ТЦ), ведущий из-под питательного клапана в тормозные цилиндры через трехходовой разобщительный кран ТЦ. Трубопровод в верхней части имеет боковой канал диаметром 4 мм, ведущий в тормозную камеру (камеру над режимной диафрагмой).
  • обратная трубка цилиндров (ОТЦ). Трубопровод, сообщающий тормозную камеру через двухходовой разобщительный кран ОТЦ с тормозными цилиндрами. ОТЦ фактически дублирует боковой канал, ведущий из трубопровода ТЦ в тормозную камеру. Это предусмотрено для того, чтобы в случае засорения бокового канала исключить превышение давления в тормозных цилиндрах свыше установленных норм, а также для более эффективного наполнения тормозных цилиндров из тормозной камеры и исключения дросселирования питательного клапана ВР.
  • трубопровод, сообщающий авторежимную камеру (камеру под режимной диафрагмой) с камерой под диафрагмой пневмореле авторежима (АР).

 Главная часть тормозного воздухораспределителя № 337-004 вагонов метро

Главная часть является основным и наиболее сложным органом воздухораспределителя. Благодаря ее работе происходят тормозные процессы, отпуск тормоза, ликвидация сверхзарядки рабочих камер воздухораспределителя, дополнительная разрядка тормозной магистрали, а также замещение электродинамического тормоза пневматическим.

Рис. 3.45. Воздухораспределитель. Главная часть

Главная часть включает в себя пять узлов, которые при своей работе постоянно взаимодействуют друг с другом:

  • клапан ликвидации сверхзарядки
  • магистральный узел
  • промежуточный узел
  • режимный узел
  • питательный узел

Рис. 3.46. Воздухораспределитель

Клапан ликвидации сверхзарядки вагонов метро

Клапан ликвидации сверхзарядки (КЛСЗ) предназначен  для понижения избыточного давления в рабочей камере камерной части воздухораспределителя и рабочей камере магистрального узла воздухораспределителя. При перезарядке камер (перезарядка тормозной магистрали) сжатым воздухом с давлением свыше 5 АТ, КЛСЗ при каждом срабатывании воздухораспределителя в режиме торможения с участием магистрального узла  сообщает эти камеры с атмосферой, пока давление в них не достигнет уровня в 5 АТ.

Рис. 3.47. Клапан ликвидации сверхзарядки

Основные элементы клапана ликвидации сверхзарядки:

  • Регулировочный стакан. При помощи стакана регулируется усилие пружины на диафрагму. Снизу в стакане имеется атмосферное отверстие. После регулировки стакан стопорится контргайкой
     
  • Регулировочная пружина, расположенная в стакане. Через центрирующую шайбу нагружает снизу диафрагму КЛСЗ
     
  • Диафрагма КЛСЗ. Резиновая диафрагма установлена внутри корпуса КЛСЗ. В центре диафрагмы установлен полый толкатель (плунжер), нижний торец которого через регулировочный стакан сообщается с атмосферой, а верхний торец является подвижным седлом  резинового клапана
     
  • Клапан. Внутри КЛСЗ, в подпружиненной обойме, расположено резиновое уплотнение, являющееся клапаном. Подвижным седлом клапана является верхний торец полого толкателя
     
  • Камера над диафрагмой КЛСЗ. Через каналы в подпружиненной обойме и полую трубку, верхний торец которой является внутренним седлом клапана зарядки магистрального узла, камера над диафрагмой сообщается при торможении (кроме ВЗ №1) с рабочей камерой и РК камерной части воздухораспределителя.

Магистральный узел вагонов метро

Магистральный узел является ключевым звеном в работе воздухораспределителя. Именно в нем при разрядке или зарядке тормозной магистрали берут свое начало процессы, благодаря которым происходит торможение и отпуск тормоза. Магистральный узел представляет собой диафрагменно-клапанную систему. Его работа основана на принципе разницы давления сжатого воздуха в рабочей и магистральной камерах.

Рис. 3.48. Магистральный узел

Основные элементы магистрального узла:

  • Магистральная диафрагма установлена внутри корпуса главной части воздухораспределителя. Сверху магистральная диафрагма имеет нагрузочную пружину. Для исключения разрывов диафрагма установлена между двумя металлическими дисками, в центре которых расположен зажим. Зажим  имеет внутреннюю полость. В верхней части зажима высверлено наклонное калиброванное отверстие диаметром 0,8 мм. В верхней части зажима расположен также захват для крепления стержня с манжетами. Процессы торможения и отпуска тормоза зарождаются благодаря реакции магистральной диафрагмы на разницу давления в рабочей и магистральной камерах.
     
  • Клапан зарядки установлен внутри металлического зажима магистральной диафрагмы. Сверху клапан имеет возвратную пружину. Клапан зарядки – двухседельчатый. Внешним седлом клапана зарядки является кольцевой выступ отверстия в нижней части зажима магистральной диафрагмы. Внутренним седлом клапана зарядки является верхний торец полой трубки, которая ведет в камеру над диафрагмой клапана ликвидации сверхзарядки.
    Нейтральным положением магистральной диафрагмы является промежуточное положение, которое она занимает благодаря усилию нагрузочной пружины. При этом внутреннее седло клапана зарядки закрыто, а внешнее открыто, и рабочая камера и РК камерной части  сообщаются с магистральной камерой и далее по каналу тормозной магистрали через ВЗ №2 с тормозной магистралью. Таким образом, очевидно, что при нейтральном положении магистральной диафрагмы давление сжатого воздуха в РК камерной части, рабочей камере главной части воздухораспределителя, магистральной камере и тормозной магистрали одинаково.
     
  • Стержень с тремя манжетами. С его участием происходит процесс дополнительной разрядки тормозной магистрали в камере дополнительной разрядки. Стержень установлен в специальном захвате, расположенном в верхней части зажима магистральной диафрагмы. Верхний торец стержня воздействует на режимный шток снизу. 
    Стержень представляет собой  конструкцию, состоящую из трех отдельных элементов, на каждом из которых расположена  уплотнительная манжета воротникового типа. Элементы соединены между собой штифтами. Манжеты воротникового типа пропускают воздух только в одном направлении. Верхняя манжета отсекает камеру под поршеньком от атмосферы и камеры дополнительной разрядки. Средняя и нижняя манжеты при нейтральном положении отсекают тормозную магистраль от камеры дополнительной разрядки, которая сообщается с атмосферой.
    При торможении (кроме ВЗ №1) нижняя и средняя манжеты сообщают тормозную магистраль с камерой дополнительной разрядки. Нижняя манжета необходима для обеспечения четкой работы ВЗ №2. Воротники верхней и нижней манжет направлены вверх, а средней манжеты вниз.

Камеры магистрального узла:

  • Рабочая камера - это камера под магистральной диафрагмой. По каналу она сообщается с РК камерной части и, при нейтральном положении магистральной диафрагмы через открытое внешнее седло клапана зарядки и отверстие в верхней части зажима магистральной диафрагмы диаметром 0,8 мм, с магистральной камерой.
     
  • Магистральная камера - это камера над магистральной диафрагмой. По каналу через ВЗ №2 она сообщается с тормозной магистралью и, при нейтральном положении магистральной диафрагмы через отверстие в верхней части зажима магистральной диафрагмы диаметром 0,8 мм и открытое седло клапана зарядки, с рабочей камерой главной части воздухораспределителя и РК камерной части.

Питательный узел

Работа питательного узла обеспечивает зарядку тормозных цилиндров воздухом из напорной магистрали.

Рис. 3.51. Питательный узел

Основные элементы питательного узла:

  • Питательный клапан. На полой латунной трубке установлено металлическое кольцо с резиновым уплотнением, которое является питательным клапаном. Седлом питательного клапана является втулка, запрессованная внутри корпуса питательного узла воздухораспределителя. Нижний торец полой трубки является подвижным седлом атмосферного клапана.  Канал полой трубки сообщается с атмосферой через семь атмосферных отверстий в верхней цокольной крышке воздухораспределителя. Внизу полая трубка имеет треугольное направляющее сечение для свободного прохода воздуха. Сверху питательный клапан имеет возвратную пружину.
     
  • Верхняя цокольная крышка на резьбе навинчена на верхнюю часть главной части воздухораспределителя. Крышка является опорой для возвратной пружины питательного клапана. В крышке высверлены семь атмосферных отверстий диаметром 4 мм каждое.
     
  • Камера над питательным клапаном при открытом кране воздухораспределителя по каналу напорной магистрали постоянно сообщается с запасным резервуаром и, следовательно, с напорной магистралью. При открытом питательном клапане камера над питательным клапаном сообщается с каналом ТЦ и с тормозной камерой.

Промежуточный узел

Рис. 3.49. Промежуточный узел

Элементы промежуточного узла:

  • Малый поршень (поршенёк) установлен в направляющей втулке. Поршенек имеет  две резиновых уплотнительных манжеты: внешнюю и внутреннюю (установленную внутри поршенька). В центральной части поршенька имеется сквозное отверстие для скользящего прохода режимного штока.
     
  • Накидная (регулировочная) гайка навинчена сверху на резьбовую часть направляющей втулки.  Ограничивает ход поршенька вверх. Вращение регулировочной гайки меняет ход поршенька,  а ее фиксация осуществляется стопорным болтом сбоку.
     
  • Распорная втулка (упорка).  С ее помощью поршенек при подъеме вверх воздействует снизу на большую режимную пружину.
     
  • Камера под малым поршнем (поршеньком). При выключенном ВЗ №1 по каналу сообщается  с атмосферой (через атмосферное отверстие вентиля), а при включенном ВЗ №1 - с напорной магистралью.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8    ..