Лебедь - Тютчев (анализ поэтического текста)

  Главная      Учебники - Литература     О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Лебедь - Тютчев (анализ поэтического текста)

                                                

   Пускай орел за облаками

Встречает молнии полет

    И неподвижными очами     

    В себя впивает солнца свет.

                                                      

      Но нет завиднее удела,      

   О лебедь чистый, твоего.  

   И чистой, как ты сам, одело

   Тебя стихией божество.    

                                                      

   Она, между двойною бездной,

   Лелеет твой всезрящий сон -

      И полной славой тверди звездной

    Ты отовсюду окружен.        

                             

   Показательно, что  при  таком  сопоставлении  "орел"

оказался совмещенным с днем, а "лебедь" - с ночью.    

   В связи с представлением о  том,  что  герои  одного

уровня совмещаются в однотипном пространстве, возникает

ощущение контакта как слияния или растворения  меньшего

в большем:

                                            

   Как душу всю свою она вдохнула,

   Как всю себя перелила в меня.

                      

   Как мы видим, в интересующем нас тексте представлены

обе пространственные модели:                           

                       

я (низ)___________________________

ты (верх)

я и ты ___________________________

земной мир

(безграничное пространство)

(тесное пространство)

                                                      

Но обе модели,  утверждаемые по очереди текстом,  сняты

его  вопросительной  концовкой,  которая воспринимается

как жажда "простого", нетеоретического, реального и бы-

тового  свидания  в земном ("пошлом" и "ограниченном" с

точки зрения обеих этих моделей) пространстве.        

   Таким образом,  текст говорит на языке  систем  тют-

чевской лирики, но реализует "антисистему", разрушающую

этот язык. Он раскрывает двойную трагедию: краха "плохо

устроенных" теорий перед лицом "простой жизни" и плохую

устроенность этой "простой жизни", исключающей счастье.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..