|
|
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
Лебедь - Тютчев (анализ поэтического текста)
Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего. И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон - И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.
Показательно, что при таком сопоставлении "орел" оказался совмещенным с днем, а "лебедь" - с ночью. В связи с представлением о том, что герои одного уровня совмещаются в однотипном пространстве, возникает ощущение контакта как слияния или растворения меньшего в большем:
Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня.
Как мы видим, в интересующем нас тексте представлены обе пространственные модели:
Но обе модели, утверждаемые по очереди текстом, сняты его вопросительной концовкой, которая воспринимается как жажда "простого", нетеоретического, реального и бы- тового свидания в земном ("пошлом" и "ограниченном" с точки зрения обеих этих моделей) пространстве. Таким образом, текст говорит на языке систем тют- чевской лирики, но реализует "антисистему", разрушающую этот язык. Он раскрывает двойную трагедию: краха "плохо устроенных" теорий перед лицом "простой жизни" и плохую устроенность этой "простой жизни", исключающей счастье.
содержание .. 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 ..
|
|
|