Mercedes A W-168. Руководство - часть 22

 

  Главная      Автомобили - Мерседес     Mercedes A-Klasse W-168 с 1997 года. Двигатели A140, A160, A190, A210 EVO - руководство

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..

 

Mercedes A W-168. Руководство - часть 22

 

 

Система впрыска топлива -

бензиновые двигатели

Раздел 4А

1 Общее описание и

меры предосторожности

Электронный блок управления

двигателем регулирует объем по-

даваемого топлива и управляет

системой зажигания. Системы

электронного управления двигате-

лем имеют свои преимущества, ко-

торые заключаются в следующем:

а) точное дозирование количе-

ства топлива в каждом ре-

жиме работы двигателя, что

обеспечивает меньший рас-

ход бензина с сохранением

хороших динамических пока-

зателей;

б) снижение количества вред-

ных выхлопных газов в ре-

зультате точного дозирова-

ния топлива и очищения

отработавших газов (ОГ) с

помощью катализатора,

работающего под управле-

нием кислородного датчика;

в) самодиагностика электрон-

ного блока, что позволяет

быстрее найти неисправ-

ность. Электронный блок уп-

равления двигателем имеет

функцию самопроверки и ре-

гистрации сбоев и неисправ-

ностей при эксплуатации ав-

томобиля. Если в процессе

эксплуатации возникают

сбои в системе зажигания или

впрыскивания, то они регист-

рируются. При появлении сбо-

ев в работе системы впрыс-

кивания гни двигателя в целом

в специализированной мас-

терской можно за плату по-

лучить лист с распечаткой

кодов неисправностей, что-

бы при необходимости само-

стоятельно устранить тот

или иной дефект.

Электронный блок управления

двигателем - это маленький быстро

работающий компьютер. Он опре-

деляет оптимальный угол опереже-

ния зажигания, впрыскивания топ-

лива и объем впрыскиваемого

топлива. При этом блокуправления

двигателемсогласуетсвоидействия

с управляющими блоками иных си-

стем автомобиля, например, с бло-

ком управления коробкой передач

или с противоугонной системой.

Все детали систем зажигания и

впрыска топлива рассчитаны на

длительный срок эксплуатации и

практически не требуют ремон-

та. В рамках технического об-

служивания необходимо лишь

менять съемный фильтрующий

элемент воздушного фильтра, а

также свечи зажигания. Основ-

ные регулировочные и ремонт-

ные работы могут быть выполне-

ны только при использовании

дорогостоящих контрольно-изме-

рительных приборов.

По этой причине ремонт и регули-

ровку следует поручать специали-

зированным мастерским, обладаю-

щим необходимыми приборами и

устройствами.

Правила безопасности

при работах с системой

впрыска топлива

 Никакого открытого огня или

искрообразования вблизи ра-

бочего места!

 Не курить!

 Рабочее место должно

быть оборудовано огнету-

шителем!

 Обеспечьте хорошую про-

ветриваемостъ рабочего

места. Топливные испаре-

ния ядовиты.

 Топливная система нахо-

дится под давлением. Пе-

ред отсоединением шлангов

сбросьте давление в топлив-

ной системе.

 Перед разъединением тру-

бопроводов на место соеди-

нения положите ветошь.

2 Принцип действия

системы впрыска

топлива

Топливо всасывается из топ-

ливного бака топливным насосом

с электроприводом и через топ-

ливный фильтр, установленный

топливным баком, подается в рас-

пределительную магистраль.

Редукционный клапан поддер-

живает давление в топливной си-

стеме постоянным в пределах око-

ло 3,8 - 3,9 бар.

Топливо подаётся через элект-

ронно управляемые клапанные

форсунки, т.е. прерывисто впрыс-

кивается в распределительную

магистраль прямо перед впуск-

ными клапанами двигателя.

Блок управления двигателем

управляет работой форсунок,

обеспечивая последовательный

впрыск топлива. Это значит, что

клапанные форсунки срабаты-

вают по очереди в соответствии

с порядком воспламенения. Од-

новременно происходит и регу-

лирование количества впрыски-

ваемого топлива.

Воздух всасывается двигате-

лем через воздушный фильтр и

через штуцер дроссельной зас-

лонки и впускной коллектор по-

падает к впускным клапанам.

Количество поступающего воз-

духа регулируется дроссельной

заслонкой, угол открытия кото-

рой выполняется шаговым элек-

тродвигателем по «команде»

блока управления.

Объем поступающего возду-

ха учитывается расходомером

массы воздуха, который встро-

ен в блок управления двигате-

лем. В корпусе расходомера

массы воздуха в качестве эле-

мента накаливания находится

тонкая чувствительная пленка,

98

Система впрыска топлива - бензиновые двигатели

охлаждаемая проходящей мас-

сой всасываемого воздуха.

Чтобы температура пленки, не-

смотря на охлаждение воздухом,

оставалась постоянной, блок уп-

равления двигателем регулирует

силу тока накала в соответствии

с количеством (массой) поступа-

ющего воздуха.

Если, к примеру, из-за увеличе-

ния объема поступающего возду-

ха пленка начинает охлаждаться,

то подаваемое напряжение немед-

ленно увеличивается, чтобы со-

хранить температуру накала плен-

ки. По изменению силытоканакала

пленки блок управления определя-

ет нагрузку на двигатель и соот-

ветственно регулирует объем

впрыскиваемого топлива.

Электронный блок управления

двигателем - это небольшой

быстро работающий компью-

тер. Он определяет оптималь-

ный угол опережения зажигания,

впрыскивания топлива и объем

впрыскиваемого топлива.

Информация, получаемая элек-

тронным блоком от датчиков, а

также команды, подаваемые ис-

полнительным или регулирую-

щим механизмам, обеспечивают

оптимальную работу двигателя в

любой ситуации, складывающей-

ся в момент движения.

При отказе одного или несколь-

ких основных датчиков блок уп-

равлениявыполняетаварийную про-

грамму, чтобы снизить степень

опасности для двигателя и обеспе-

чить продолжение движения.

В таких случаях двигатель на-

чинает работать с перебоями и

при нажатии на педаль акселера-

тора может заглохнуть.

Датчики и

исполнительные

механизмы системы

впрыска топлива

 Датчик положения коленча-

того вала установлен в блоке

цилиндров рядом с махови-

ком. Этот датчик передает

на блок управления инфор-

мацию о количестве оборо-

тов, с которыми вращается

коленчатый вал, а также

информирует о положении

поршня цилиндра №1 в ВМТ.

 Датчик положения распре-

делительного вала находит-

ся на торцевой стороне

крышки головки блока ци-

линдров. Он вместе с дат-

чиком положения коленча-

того вала передает блоку

управления информацию о

нахождении поршня цилин-

дра №1 в ВМТ, что служит

основанием для синхрониза-

ции угла опережения зажи-

гания и последовательнос-

ти впрыска топлива.

 Исполнительный привод дрос-

сельной заслонки состоит из

электродвигателя с двумя по-

тенциометрами. Электродви-

гатель регулирует положение

дроссельной заслонки. Этим

обеспечивается неизменность

оборотов холостого хода вне

зависимости от числа подклю-

ченных к бортовой сети по-

требителей, таких как, напри-

мер, гидроусилитель рулевого

управления или компрессор

кондиционера.

 Датчик/потенциометр уг-

лового перемещения дрос-

сельной заслонки располо-

жен непосредственно на

исполнительном приводе

заслонки и передает блоку

управления информацию об

угле открытия дроссельной

заслонки на текущий мо-

мент. Второй потенцио-

метр является запасным и

дублирует информацию. В

случае отказа первого по-

тенциометра он выполня-

ет его функцию.

 Датчик положения педали

акселератора находится в

пространстве для ног с во-

дительской стороны. По-

средством короткой тяги

датчик распознает положе-

ние педали акселератора и

передаёт на блок управле-

ния двигателем информа-

цию в виде сигнала с изменя-

ющимся напряжением. По

соображениям безопаснос-

ти датчик дублирует пере-

даваемый сигнал.

 Датчик температуры ох-

лаждающей жидкости, на-

ходящийся в корпусе тер-

мостата, представляет

собой сопротивление с от-

рицательным темперагт'р-

ным коэффициентом. Это

означает, что сопротивле-

ние датчика уменьшается

при увеличении температу-

ры охлаждающей жидко-

сти. Датчик температуры

впускаемого воздуха также

является сопротивлением

(резистором) с отрица-

тельным температурным

коэффициентом и входит в

состав блока управления

двигателем.

 Вентиляция топливного бака

осуществляется с помощью

емкости с активированным

углем и электромагнитного

клапана, называемого еще

регенерационным клапаном.

Активированный уголь по-

глощает пары топлива, ко-

торые образуются в баке в

результате нагрева топли-

ва. При работающем двига-

теле происходит выделение

поглощенного углем топли-

ва и оно поступает в двига-

тель для сгорания.

 Лямбд-зонд (кислородный

датчик) предназначен для уп-

равления работой катализа-

тора, определяя содержание

кислорода в ОГ и передавая

соответствующую информа-

цию в блок управления.

 Датчик детонационного сго-

рания располагается на блоке

цилиндров возле направляю-

щей стержневого указателя

уровня масла и служит для

предотвращения детонацион-

ного сгорания топлива, под-

держивая оптимальный угол

опережения зажигания. Таким

образом лучше используется

энергия, образующаяся в ре-

зультате сгорания топпива, и

снижается расход топлива.

В рамках технического обслу-

живания автомобиля нет необ-

ходимости выполнять регулиров-

ку оборотов холостого хода, угла

опережения зажигания и содер-

жания СО в отработавших газах

Эти показатели поддерживают-

ся неизменными электроникой.

В случае, если эксплуатаци-

онные показатели начинают

сильно отличаться от номиналь-

ных, то причиной тому дефект

деталей, которые надлежит за-

менить. Проверка системы

впрыска топлива возможна

только с использованием соот-

ветствующего диагностическо-

го оборудования.

Визуальная проверка

системы впрыска

топлива

Поиск неисправностей в систе-

ме впрыска топлива или устране-

ние возможных неисправностей

требуют использования специаль-

ных контрольно-измерительных

приборов. Такие приборы весьма

дорогостоящи и, как правило, име-

ются лишь в специализированных

мастерских.

Система впрыска топлива - бензиновые двигатели

99

Автовладелец может своими

силами выполнять лишь визуаль-

ный контроль и проверку элемен-

тов системы впрыска.

1 Проверьте аккумулятор, см.

соответствующую главу.

2 Проверьте все предохраните-

ли, см. соответствующую главу.

3 Отсоедините, а затем устано-

вите на место все штекеры или

разъемы соответствующей сис-

темы. Убедитесь, что посадка и

крепление штекерных соедине-

ний и проводов в моторном отсе-

ке в порядке.
4 Осмотрите все точки «мас-

сы» (-) и убедитесь, что крепле-

ние проводов не ослабло, а кон-

такты не заржавели.

5 Осмотрите все шланги и тру-

бопроводы и убедитесь, что они

герметично подсоединены, не

имеют трещин или разломов, а

резина шлангов не стала порис-

той. Ослабшие крепления шлан-

гов и трубопроводов подтяните.

3 Топливные форсунки -

проверка

Негерметичные топливные фор-

сунки затрудняют запуск горяче-

го двигателя, приводят к само-

произвольной работе двигателя и

вызывают пропуски в его работе.

1 Запустите двигатель и оставь-

те его работать на холостом ходу.

2 Воспользуйтесь стетоскопом и,

не выключая двигатель, послушай-

те, как работает каждая форсунка.

При работе форсунка издаёт

щелкающий звук, вызванный от-

крытием и закрытием форсунки.

Если стетоскопа нет, то можно

воспользоваться отверткой или

просто приложить к форсунке па-

лец и на ощупь убедиться, что

форсунка работает.

Если шума работающих форсу-

нок не слышно, то следует прове-

рить поступление к форсункам

напряжения, а также её сопротив-

ление и герметичность.

Проверка питания
и сопротивления форсунки
3 Проверьте поступление напря-

жения к форсунке. Для этого от-

соедините от форсунок штекеры

и подсоедините контрольную ди-

одную лампочку к обоим контак-

там штекера. Попросите помощ-

ника поработать стартером.

Диодная лампочка должна ми-

гать. Если диодная лампочка не

мигает, то возможен обрыв про-

вода питания или же причиной

отказа форсунок может быть де-

фект блока управления.

4 Выключите зажигание.

5 Подсоедините омметр к обо-

им контактам каждой форсунки

и поочередно измерьте сопро-

тивление форсунок. Если на од-

ной из форсунок сопротивление

не будет соответствовать но-

минальным значениям, то эту

форсунку следует заменить.

4 Распределительная

топливная магистраль -

снятие и установка

Снятие

При работах с системой пода-

чи топлива должны тщательно

выполняться следующие прави-

ла соблюдения чистоты и меры

безопасности:

 Никакого открытого огня

или искрообразования вбли-

зи рабочего места!

 Не курить!

 Рабочее место должно

быть оборудовано огнету-

шителем!

 Обеспечьте хорошую про-

ветриваемость рабочего

места. Топливные испаре-

ния ядовиты.

 Топливная система нахо-

дится под давлением. При

открытии системы может

произойти выброс топли-

ва. Соберите вытекшее

топливо ветошью. При вы-

полнении работ надевайте

защитные очки.

1 Отсоедините клемму провода

«массы» (-) от отрицательного

вывода аккумулятора при вык-

люченном зажигании.

Внимание! При отсоедине-

нии аккумулятора из радио-

приемника удаляется защит-

ный код, а также все

автоматические настройки

на радиостанции. Если код не-

известен или не записан, то

4.4 Отсоедините штекеры 1 от форсунок 2,

отжав проволочные скобы

ввести радиоприемник в экс- \

плуатацию будет можно

лишь прибегнув к помощи ма-

стерской или изготовителя

радиоприемника. Поэтому

предварительно убедитесь,

что код известен.

2 Снимите воздушный фильтр,

см. соответствующую главу.

3 Высвободите провода топлив-

ных форсунок, обозначив места

крепления хомутов, чтобы впос-

ледствии установить их на эти же

места.

4 Отсоедините штекеры 1 от

форсунок 2, отжав проволочные

скобы (см. иллюстрацию).

5 Сбросьте давление в топлив-

ной системе, см. соответствую-

щую главу.

6 Отсоедините подающий шланг

3 от распределительной магист-

рали 4, ослабив затяжку хомута

крепления и сместив хомут на

шланг (см. иллюстрацию 4.4).

7 Отсоедините распределитель-

ную топливную магистраль, вы-

винтив два болта крепления с го-

ловками под многогранный

торцовый ключ, и вместе с топ-

ливными форсунками отделите ее

от впускного коллектора.
8 Снимите сбоку на форсунке

удерживающий зажим 5 и извле-

ките форсунку из распределитель-

ного топливопровода (см. иллюс-

трацию 4.4)

Установка

9 Наденьте на форсунки 2 новые

уплотнительные кольца 3 и 4 и

смажьте их тонким слоем мотор-

ного масла (см. иллюстрацию).

10 Установите форсунки на рас-

пределительную топливную ма-

гистраль и закрепите зажимами 1

(см. иллюстрацию 4.9).

100

Система впрыска топлива - бензиновые двигатели

4.9 Наденьте на форсунки 2 новые уплотни -

тельные кольца 3 и 4 и смажьте их тонким

слоем моторного масла

Зажим устанавливается так,

чтобы он зафиксировался в пря-

моугольной направляющей на

форсунке (см. стрелку на иллю-

страции 4.9).

11 Подсоедините распредели-

тельный топливопровод с закреп-

ленными форсунками к впускно-

му коллектору и закрепите его с

приложением усилия 15 Нм.

12 Подсоединитетопливныйшланг

краспределительному топливопро-

воду и закрепите его хомутом.

13 Подсоедините штекеры к топ-

ливным форсункам и зафиксируйте

их зажимными скобами. Провода

уложите и закрепите так, как они

были проложены перед снятием.

14 Установите воздушный фильтр.

15 Подсоедините клемму прово-

да «массы» (-) к отрицательному

выводу аккумулятора, предвари-

тельно убедившись, что зажига-

ние выключено.

16 Настройте электронные часы.

17 Введите защитный код в ра-

диоприемник.

18 Запустите двигатель и проверь-

те герметичность соединений.

5 Функция аварийной

программы блока

управления двигателем

Отказ датчика положения

педали акселератора

В этом случае выполняется пе-

реключение блока управления на

прием сигнала от запасного (дуб-

лирующего) датчика.

Максимальный угол открытия

дроссельной заслонки ограничи-

вается 60°, а скорость её откры-

тия замедляется.

При отказе обоих датчиков регу-

лируются только обороты холос-

того хо-да, а исполнительный элек-

тродвига-тель привода дроссельной

заслонки отключается.

Отказ потенциометра

положения дроссельной

заслонки

В этом случае выполняется пе-

реключение блока управления на

прием сигнала от запасного (дуб-

лирующего) датчика.

При отказе обоих датчиков

дроссельная заслонка с помощью

возвратной пружины механичес-

ки отводится в аварийное поло-

жение, а исполнительный элект-

родвигатель привода дроссельной

заслонки отключается.

Отказ исполнительного

электродвигателя

привода дроссельной

заслонки

Дроссельная заслонка удержи-

вается возвратной пружиной в

неизменном положении с углом

открытия 8-10°.

Обороты холостого хода со-

ставляют около 900 оборотов в

минуту, а скорость вращения ко-

ленчатого вала - около 1800 обо-

ротов в минуту.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19  20  21  22  23  ..