Geely MK. Руководство по эксплуатации - часть 69

 

  Главная      Автомобили - Geely     GEELY MK (JL7132U, JL7132HU, JL7152U, JL7152HU и JL7162U) - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

Geely MK. Руководство по эксплуатации - часть 69

 

 

 

277

 

Глава 9 Система EFI двигателя 

 

I.  Основные принципы 

Система  включает  в  себя  датчик,  отражающий  параметры  функционирования 

двигателя. Электронный блок управления двигателем использует датчики, установленные 
в разных местах на двигателе и измеряющие разные параметры его работы.  
Блок управления точно управляет дозировкой впрыскиваемого топлива, в соответствии с 
установленными  в  блоке  управления  двигателем  процедурами.  Это  позволяет  добиться 
оптимальной  работы  двигателя  при  разных  условиях  эксплуатации,  а  именно, 
оптимальной  мощности,  наиболее  экономичного  потребления  топлива,  оптимального 
выброса  выхлопных  газов.  Блок  управления  имеет  возможность  управлять  запуском 
двигателя, использовать обратную связь при регулировке оборотов холостого хода и при 
подборе соотношения для смеси воздуха и топлива, работой в неустойчивом( аварийном) 
режиме,  регулировать  угол  впрыска,  управлять  системой  предотвращения  появления 
детонационного  сгорания,  системой  кондиционирования  воздуха,  отсечкой  топлива  при 
превышении  скорости  и  движении  накатом,  прогревом  трехэлементного  катализатора , 
проводить само-тестирование системы и т.д. 
 

II.  Проверка элементов управления 
 

1.  Датчик температуры и давления во впускном коллекторе 

Компонент  датчика,  измеряющий  давление,  является  датчиком  на  пьезоэлементе.  Он 
обеспечивает  блок  управления  “сигналом  нагрузки”,  базирующимся  на  разнице 
атмосферного давления и давления во всасывающем коллекторе. Датчик запитывается 
от блока управления напряжением в 5 В и выдает напряжение 0–5 В в соответствии с 
разностью  давления  забора.  Компонент  датчика,  измеряющий  температуру,  является 
датчиком  с  отрицательным  температурным  коэффициентом.  Его  сопротивление 
меняется  в  зависимости  от  температуры  на  входе.  Соответствующее  напряжение, 
отражающее температуру на входе, подается на электронный блок управления.  

 

 

 

Признак неисправности 

Возможная причина 

Хлопки и выбросы пламени из 

выхлопной системы, 

несоответствующие обороты 

холостого хода 

Слишком высокое напряжение или сильный обратный 
ток  во время использования.  
Датчик давления  поврежден во время ремонта. 

 

Выдаваемое

 

напр

яжение

, В

 

Температура,

 o

Абсолютное давление, кПа 

 

Со

про

тивлен

ие

, Ом

 

Характеристическая кривая датчика 

температуры на входе 

Характеристическая кривая датчика 

давления на входе 

 

278

Датчик температуры и давления во 

всасывающем коллекторе 

Предостережения  в  отношении  ремонта:  Во  время  ремонта  датчик  давления  и 
температуры  запрещено  обрабатывать  сжатым  воздухом.  Перед  заменой  датчика– 
проверьте напряжение и ток на выходе на соответствие заданным значениям. 

 

 

Методы диагностики: 

Датчик  температуры:

  Отсоедините  разъем, 

установите  на  цифровом  мультиметре  режим 
измерения  сопротивления,  измерительные  контакты 
подсоедините  к  контактам  датчика  номер 1 и 2. 
Соответствие  значения  сопротивления  может  быть 
проверено  с  использованием  приведенной  выше 
кривой  характеристик,  стандартное  значение - 2.5 
кОм ± 5% при 20 °C. Для тестирования также может быть применен метод стимуляции, 
при котором датчик обдувается феном (следите за тем, чтобы он не оказывался слишком 
близко)  и  измеряется  изменение  сопротивления  датчика,  которое  должно  уменьшаться 
при нагреве. 

Датчик  давления

:  Снимите  разъем,  установите  на  цифровом  мультиметре  режим 

измерения  напряжения.  Измерительный  контакт  черного  цвета  заземляется,  красного 
цвета  подсоединяется  к  контактам  номер 3 и 4 поочередно.  В  случае  холостого  хода, 
контакт 3 должен  выдавать  напряжение  в 5 В,  напряжение  на  контакте 4 должно  быть 
около 1.3 В  (конкретное  значение  зависит  от  модели  автомобиля).  При  отсутствии 
нагрузки медленно открывайте дроссельную заслонку – напряжение на контакте номер 4 
не должно значительно меняться. Теперь быстро откройте заслонку – напряжение на этом 
контакте должно скачкообразно подняться до, приблизительно, 4 В (конкретное значение 
зависит от модели автомобиля), и затем упасть до, приблизительно 1.5 В.

 

 

2.  Датчик положения дроссельной заслонки 

(1) Данный  датчик  является  угловым  потенциометром,  с  линейной  выходной 

характеристикой.  Триггер  потенциометра  устанавливается  на  одной  оси  с 
дроссельной  заслонкой.  Вращаясь,  дроссель  приводит  в  движение  триггер 
потенциометра,  который  перемещается  в  сторону  центрального  положения. 
Выходной сигнал потенциометра пропорционален положению дросселя.  

 

Признак неисправности 

Возможная причина 

Плохое ускорение и др. 

Привнесенный дефект 

 
 
Предостережения 

относительно 

ремонта

внимательно проследите за правильностью положения 
датчика при установке 

(2) Метод простого измерения: 
Снимите  разъем,  установите  на  цифровом 

мультиметре 

режим 

измерения 

сопротивления, 

измерительные  контакты  подсоедините  к  контактам 
датчика  номер 1 и 2, соответственно.  Стандартное 
значение    сопротивления -  2 кОм ± 20% при  комнатной  температуре.  Подсоедините 
измерительные  разъемы  к  контактам  номер 1 и 3 и  вращайте  дроссельную.  заслонку. 
Сопротивление потенциометра должно линейно падать по мере открытия заслонки, тогда 
как для контактов 2 и 3 ситуация должна быть противоположной.  

Примечание: при тестировании изменения сопротивления, необходимо следить за тем, 

чтобы не происходили  ли его резкие скачки.  

Разъем датчика положения 

дроссельной заслонки

 

279

 
 
3.  Датчик температуры охлаждающей жидкости 
 

(1) Данный  датчик  является  термистором  с  отрицательным  температурным 

коэффициентом.  Его  сопротивление  падает  при  увеличении  температуры,  но  эта 
зависимость является нелинейной. Указанный термистор устанавливается в медной 
теплоотводящей втулке.  

 

Признак неисправности 

Возможная причина 

Затруднененный запуск двигателя 

Привнесенный дефект 

 
Момент затяжки установки: 20 Нм (Максимум) 
 

(2) Методы  проверки: 
Снимите  разъем,  установите  на  цифровом  мультиметре  режим  измерения 

сопротивления, измерительные контакты подсоедините к контактам датчика. Стандартное 
значение  сопротивления  -  2.5 кОм ± 5% при 20 °C.  

Для  тестирования  также  может  быть  применен  метод  стимуляции,  при  котором 

рабочая  поверхность  датчика  опускается  в  кипящую  воду  и  измеряется  изменение 
сопротивления  датчика,  которое  должно  уменьшиться  до 300-400 Ом  (конкретное 
значение зависит от температуры кипящей воды). 
 

Значение сопротивления (кОм) 

Допуск на температуру ±1°C 

Допуск на температуру ±0°C 

№ 

Минимум 

Максимум 

Минимум 

Максимум 

Температура, 

°C 

1  8.16 10.74 8.62 10.28 - 

10 

2 2.27 

2.73 

2.37 

2063 

20 

3  0.290 0.354 0.299 0.345  + 

80 

 
4.  Датчик системы предотвращения появления детонационного сгорания 

(1) Датчик  системы  предотвращения  появления  детонационного  сгорания  является 

датчиком вибрационного ускорения. Вибрация корпуса блока цилиндров двигателя 
передается  пьезокристаллу  через  блок  корпус  датчика.  Так  как  давление, 
производимое  блоком  корпуса  во  время  вибрации,  прилагается  к  пьезокристаллу, 
последний  генерирует  напряжение  между  полярными  плоскостями.  Таким 
образом,  датчик  превращает  вибрацию  в  сигнал  в  виде  напряжения  на  выходе 
датчика. 

 

Признак неисправности 

Возможная причина 

Недостаток мощности 

Привнесенный дефект 

 
Момент затяжки установки: 20 ± 5 Нм (Максимум) 
 
Предостережения  относительно  ремонта:  датчик  должен  устанавливаться  прямо  на 
корпусе  блока  цилиндров  на  металлической  поверхности,  при  этом  нельзя  использовать 
никакие прокладки. В отношении подсоединения разъема датчика помните, что резонанс 
не  должен  воздействовать  на  сигнальные  кабели,  иначе  они  могут  быть  повреждены. 
Также  нельзя  подавать  высокое  напряжение  на  контакты  номер 1 и 2, иначе 
пьезоэлектрический элемент может быть поврежден. 

(2) Метод проверки 
Снимите  разъем  с  датчика,  установите  на  цифровом  мультиметре  режим  измерения 

сопротивления, измерительные контакты подсоедините к контактам датчика номер 1 и 2, 

 

280

соответственно. Значение  сопротивления  при комнатной температуре должно превышать 
1  МОм.  Переключите  цифровой  мультиметр  в  режим  вольтметра  в  минивольтовом 
диапазоне. Слегка постучите молотком около датчика – должен появиться сигнал в виде 
напряжения. 
 
5.  Лямбда-зонд 

(1)  Воспринимающим  элементом  датчика  является  керамическая  трубка,  с  одной 

стороны открытая в систему выхлопа, с другой – в атмосферу. При достижении трубкой 
температуры  в 350 °C, она  приобретает  характеристики  твердотельного  электролита. 
Используя  это  свойство,  она  превращает  разницу  в  концентрации  кислорода  в  разницу 
электрических  потенциалов,  таким  образом,  генерируя  сигнал  на  выходе.  Если  смесь 
оказывается более концентрированной, разница во внешней и внутренней концентрациях 
кислорода со сторон керамической трубки возрастает и возрастает разница электрических 
потенциалов. 

При  высокой  концентрации  анионов  кислорода,  двигающихся  изнутри  наружу, 

напряжение на выходе будет высоким (около 900 мВ), при низкой концентрации газовой 
смеси,  разница  концентрации  анионов  кислорода  снаружи  и  внутри,  относительно 
керамической  трубки,  низкая,  следовательно,  разница  электрических  потенциалов  будет 
небольшой. Если очень мало анионов кислорода двигаются изнутри наружу, напряжение 
на выходе будет низким (около 100 мВ) 

 

Признак неисправности 

Возможная причина 

Несоответствующие  обороты  холостого 
хода, 

недостаток 

мощности, 

перенасыщенные выхлопные газы, слишком 
высокий расход топлива. 

1.  Внутри  сенсора  есть  пары  воды,  резкое 

изменение температуры, поломка зонда. 

2.  Датчик кислорода поврежден химически 

(Pb, S, Br, Si) 

 
Момент затяжки установки: 40-60 Нм  
 
Предостережения относительно ремонта: для очистки 
лямбда-зонда  нельзя  применять  моющие  растворы, 
можно  применять  только  жидкие  или  летучие 
растворители. 

(2)  Метод диагностики 
Снимите  разъем,  установите  на  цифровом 

мультиметре  режим  измерения  сопротивления, 
подсоедините  измерительные  контакты  к  контактам 
датчика номер 1 (белый) и 2 (белый), соответственно(рис. 484). Значение  сопротивления  
при комнатной температуре должно быть в пределах 1-6 Ом.  

Подсоедините разъем. На холостом ходу двигателя, при достижении датчиком рабочей 

температуры  в 350 °C, установите  на  цифровом  мультиметре  режим  измерения 
напряжения, подсоедините измерительные контакты к контактам датчика номер 3 (серый) 
и 4 (черный),  соответственно(рис. 484). Значение  напряжения  должно  колебаться  с 
высокой частотой в пределах 0.1 – 0.9 В. 
 
6.  Датчик частоты вращения коленвала 

(1)  Использует  осциллятор.  Осциллятором  является  гофрированный  диск,  обычно, 

имеющий 60 зубцов,  два  из  которых  отсутствуют.  Осциллятор  устанавливается  на 
коленчатом вале и вращается вместе с ним. Когда вершина зубца проходит около рабочей 
поверхности    датчика,  осциллятор,  изготавливающийся  из  ферромагнитного  материала, 
экранирует  магнитные  линии  магнитного  поля  постоянного  магнита  датчика,  что 

Лямбда-зонд 

Рис. 484 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..