Chevrolet Lanos / Daewoo Lanos. Руководство - часть 294

 

  Главная      Автомобили - Chevrolet     Chevrolet Lanos / Daewoo Lanos - руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  292  293  294  295   ..

 

 

Chevrolet Lanos / Daewoo Lanos. Руководство - часть 294

 

 

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 287 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ 

И РАБОТА СИСТЕМЫ 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ 

ДЛЯ УЗЛОВ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 

Следующие определения и сокращения 
приводятся для того, чтобы описывать яв­
ления, связанные с автоматической короб­
кой передач, на едином языке. Нижеприве­
денные термины используются в разделе 5 

настоящего руководства по ремонту. 

Положения дроссельной заслонки 
(ДЗ) 

• Минимальное открытие ДЗ - соответст­

вует минимальному углу открытия ДЗ, 
позволяющему переключение коробки 
передач на соседнюю высшую передачу. 

• Небольшое открытие ДЗ - соответствует 

приблизительно 1/4 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 25%). 

• Среднее открытие ДЗ - соответствует 

приблизительно 1/2 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 50%). 

• Сильное открытие ДЗ - соответствует 

приблизительно 3/4 хода педали акселе­
ратора (открытие ДЗ на 75%). 

• Полное открытие ДЗ - соответствует пол­

ному ходу педали акселератора (открытие 

Д3 на 100%). 

• Включение низшей ступени полным от­

крытием ДЗ - быстрое и полное нажатие 
на педаль акселератора, приводящее к пе­
реключению коробки передач на соседнюю 
низшую передачу. 

• Накат - движение автомобиля при вклю­

ченном диапазоне D и полностью закры­
той ДЗ (педаль акселератора отпущена). 

• Торможение двигателем - движение ав­

томобиля при полностью закрытой ДЗ, 

когда двигатель используется для тормо­
жения автомобиля посредством принуди­

тельного включения низшей передачи. 

Явления и состояния при 

переключении передач 

• Удар - резкое и сильное включение фрик­

циона или ленточного тормоза коробки 
передач. 

• Толчки - кратковременные продольные ус­

корения и замедления автомобиля, кото­
рые более всего заметны при заблокиро­
ванном гидротрансформаторе. Такие толч­
ки сходны с теми, которые могут наблю­

даться при буксировке прицепа. 

• Запаздывание - состояние, при котором 

ожидается переключение передачи, одна­
ко это переключение не происходит в те­
чение какого-то промежутка времени. За­

паздывание может происходить из-за 
медленного включения фрикциона или 

ленточного тормоза при частично или 

полностью открытой ДЗ или после вклю­

чения вручную низшего фрикциона короб­

ки передач. 

• Двойной удар - два резких и сильных 

включения муфты или ленточного тормоза 
коробки передач. 

• Опережение - переключение передач до 

того, как автомобиль достигнет необходи­

мой скорости перехода на следующую пе­
редачу. Опережение вызывает перегрузку 

двигателя при переключениях на высшую 

передачу. 

• Конечный удар - ощущение более жест­

кого переключения на конечной стадии 
процесса переключения передачи по 
сравнению с начальной стадией этого пе­
реключения. 

• Жесткое переключение - ощутимое быст­

рое включение фрикционных элементов 
или тормоза коробки передач. Это явле­
ние считается нормальным для переклю­
чений при средней степени открытия ДЗ 
или полностью открытой ДЗ. Не путайте с 

термином "РЕЗКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ". 

• Разрыв потока мощности - резкое уве­

личение частоты вращения двигателя 

вместе с кратковременной потерей враща­

тельного момента. Данное состояние чаще 

всего возникает при переключении пере­

дач. 

• Резкое переключение - более заметное 

включение фрикционных элементов или 

ленточного тормоза коробки передач, чем 
для термина "ЖЕСТКОЕ ПЕРЕКЛЮЧЕ­

НИЕ". Данное состояние является нежела­

тельным при любой степени открытия ДЗ. 

• Колебательные переключения - повто­

ряющаяся быстрая последовательность 
переключений коробки передач вверх и 
вниз. Такие переключения вызывают зна­
чительные изменения в частоте вращения 

двигателя. В качестве примера можно при­

вести последовательность переключений 

4 - 3 - 4 передачи. 

• Начальный удар - ощущение более жест­

кого переключения на начальной стадии 
процесса переключения передачи по 
сравнению с конечной стадией этого пе­
реключения. 

• Позднее переключение - переключение 

передачи при частоте вращения двигателя 
большей, чем номинальная для осуществ­

ления данного переключения. 

• Тряска - повторяющиеся интенсивные 

продольные толчки, похожие на описанные 

5А - 288 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 

в пункте "ТОЛЧКИ", но более сильные и 
резкие. Данное состояние обычно более 
всего заметно на определенном диапазо­
не скоростей автомобиля. 

• Буксование - заметное повышение час­

тоты вращения двигателя, не сопровож­
дающееся соответствующим ростом ско­

рости автомобиля. Буксование обычно 
происходит в процессе начальной фазы 
переключения передачи или включения 

ленточного тормоза или после ее завер­

шения. 

• Вялое переключение - медленное, почти 

незаметное переключение коробки пере­

дач или включение ленточного тормоза с 
чувством очень медленного переключе­

ния. 

• Волнообразное переключение - сопро­

вождается незначительными повторяющи­
мися ускорениями/замедлениями автомо­
биля, менее интенсивными, чем при толч­
ках. 

• Переключения с перекрытием передач -

состояние, когда два противоположных 
фрикционных или тормозных элемента пы­

таются включиться одновременно. Данное 
явление вызывает значительное падение 
частоты вращения двигателя. 

Шум коробки передач 

• Шум цепной передачи - воющий или гро­

хочущий шум, уровень которого увеличи­
вается или уменьшается при изменении 
частоты вращения вала двигателя. Такой 
шум незаметен при разгоне автомобиля с 
небольшим углом открытия ДЗ или при 
неподвижном автомобиле с включенными 

диапазонами D (движение) или R (задний 
ход) коробки передач. 

• Шум главной передачи - гул, уровень ко­

торого зависит от скорости движения ав­
томобиля. Такой гул более всего заметен 
при разгоне автомобиля с небольшим уг­
лом открытия ДЗ или во время движения 
накатом при отпущенной педали акселе­
ратора. 

• Шум планетарной передачи - воющий 

шум, который сильнее всего проявляется 
на 1-й передаче и передаче заднего хода и 
зависит от скорости автомобиля. Шум пла­
нетарной передачи может уменьшиться 
или пропасть при переключении коробки 
передач на высшую передачу. 

• Шум гидравлического насоса трансмис­

сии - воющий шум высокого тона, который 
увеличивается с возрастанием частоты 
вращения двигателя и может быть слы­
шен на всех диапазонах. 

• Шум гидротрансформатора - воющий 

шум, который обычно заметен на непо­

движном автомобиле при включении диа­

пазона D (движение) или R (задний ход) ко­
робки передач. Шум гидротрансформато­
ра увеличивается с ростом частоты вра­
щения вала двигателя. Для дальнейшей 

информации см. главу "Проверка техни­
ческого состояния гидротрансформа­
тора" в этом разделе. 

Принятые сокращения - рус. (англ.) 

• БУТ (ТСМ) - Блок управления трансмис­

сией. 

• ДВхВ АЯ, ДСВхВ АЯ - Датчик угловой 

скорости входного вала  ( А Я ISS Sensor) 
автоматической трансмиссии. 

• ДВыхВ АЯ, ДСВыхВ АЯ - Датчик угловой 

скорости выходного вала  ( А Я OSS Sensor) 
автоматической трансмиссии. 

• ДЗ-Дроссельная заслонка. 
• Код (DTC) - Диагностический код неисп­

равности. 

• ДТТ (TFT) - Датчик температуры рабочей 

жидкости трансмиссии. 

• НЗ (NC) - Нормально-замкнутый (контакт); 

нормально-закрытый (клапан). 

• HP (NO) - Нормально-разомкнутый (кон­

такт), нормально-открытый (клапан). 

• ФБГ (ТСС) - Фрикцион блокировки гидро­

трансформатора. 

• ШИМ (PWM) - Широтно-импульсная моду­

ляция сигнала. 

• ЭБУ (ЕСМ) - Электронный блок управле­

ния. 

• ЭМК (Sol. Valve) - Электромагнитный кла­

пан. 

• ЭМК ФБГ (ТСС Sol. Valve) - Электромаг­

нитный клапан фрикциона блокировки гид­
ротрансформатора. 

• ЭМК РД (PCS) - Электромагнитный клапан 

регулятора давления. 

• об/мин (RPM) - Обороты в минуту. 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ КОРОБКИ 

ПЕРЕДАЧ 

Устройство 4Т40-Е предназначено для пе­
редне-приводных автомобилей и представ­
ляет из себя автоматическую коробку пе­
редач с электронно-гидравлическим управ­
лением. Данная коробка передач обеспечи­
вает 4 передачи переднего хода, включая 
ускоряющую (повышающую) передачу, и од­
ну передачу заднего хода. Управление ко­
робкой передач осуществляет БУТ с помо­
щью двух исполнительных ЭМК переклю­

чения передач. Гидравлическая система 
трансмиссии питается от лопастного насо­
са. Давление рабочей жидкости в системе 
регулируется блоком управления трансмис-

сией (БУТ) с помощью электромагнитного 

клапана регулятора давления (ЭМК РД). 
Коробка передач может работать в одном из 
следующих 7 диапазонов: 

 Р (стоянка) - Диапазон Р (стоянка) предот­

вращает самопроизвольное движение ав­

томобиля как вперед, так и назад. (С точки 
зрения безопасности, применяйте стоя­

ночный тормоз в дополнение к диапазону 
Р (стоянка)). 

• R (задний ход) - Диапазон R (задний ход) 

позволяет управлять автомобилем при 

движении в обратном направлении. 

• N (нейтраль) - Диапазон N (нейтраль) поз­

воляет запустить двигатель и управлять 

автомобилем в процессе движения. При 
необходимости, данный диапазон можно 
использовать при запуске заглохшего дви­
гателя на движущемся автомобиле. 

• D (движение) - Диапазон D (движение) -

ускоряющая (повышающая) передача -

используется во всех обычных условиях 

движения автомобиля. Он обеспечивает 

автоматическое переключение всех пере­

дач переднего хода и управление блоки­

ровкой гидротрансформатора. Для выпол­
нения безопасных обгонов и проездов 
применяется включение пониженной пе­
редачи при полном нажатии на педаль ак­

селератора. 

• 3 - Данный диапазон применяется при по­

ездках по городу, при движении по хол­
мистой местности или при буксировке при­
цепа. Диапазон обеспечивает автомати­
ческое переключение 1-й, 2-й и 3-й пере­

дач и препятствует включению 4-й пере­
дачи. Также, как и на диапазоне D (дви­
жение), применяется включение понижен­
ной передачи при полном нажатии на пе­

даль акселератора. 

• 2 - Диапазон ручного включения 2-й пе­

редачи. Данный диапазон обеспечивает 
включение только 1-й и 2-й передачи (в 
большинстве случаев управления автомо­
билем). Она используется для интенсив­
ного разгона и интенсивного торможения 

двигателем. Диапазон 2 может быть вклю­

чен на любой скорости автомобиля, одна­
ко коробка передач не переключится вниз 
на 2-ю передачу до тех пор, пока скорость 
автомобиля не упадет ниже приблизитель­
но ниже 100 км/час. 

• 1 - Диапазон ручного включения 1-й пе­

редачи. Данный диапазон обеспечивает 
максимальное торможение двигателем. 
Он может быть использован на любой 

скорости автомобиля, однако коробка пе­
редач не переключится вниз на 1-ю пе­

редачу до тех пор, пока скорость авто-

АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 5А - 289 

мобиля не упадет приблизительно ниже 
60 км/час. 

ОПИСАНИЕ И РАСПОЛОЖЕНИЕ 
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ И 
ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ 
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ 

Автоматическая коробка передач 4Т40-Е 

состоит из следующих основных узлов. 

Механические узлы коробки передач 

• Гидротрансформатор с фрикционом бло­

кировки. 

• Цепная передача. 
• Пять многодисковых фрикционов: фрикци­

он 2-й передачи, фрикцион передачи зад­
него хода, фрикцион прямой передачи, 
фрикцион торможения двигателем и фрик­

цион передач переднего хода. 

• Два ленточных тормоза: тормоз средней/ 

4-й передачи и тормоз 1-й передачи/ пе­

редачи заднего хода. 

• Три муфты свободного хода: две роли­

ковые муфты свободного хода (1-й и 2-й 
передач) и одна кулачковая муфта сво­
бодного хода. 

• Двухрядная планетарная передача. 
• Главная передача с дифференциалом. 
• Одна гидравлическая панель управления 

с клапанами. 

• Один гидравлический насос трансмиссии 

лопастного типа. 

Электромеханические узлы и 

электронные устройства 

• Электромагнитный клапан регулятора 

давления (ЭМК РД). 

• Два электромагнитных клапана переклю­

чения коробки передач (ЭМК1-2 и ЭМК2-3). 

• Электромагнитный клапан управления 

фрикционом блокировки гидротрансфор­
матора (ЭМК ФБГ) с широтно-импульсной 
модуляцией управляющего сигнала. 

• Два датчика угловой скорости валов 

трансмиссии: ДСВхВ А/Т и ДСВыхВ А/Т. 

• Датчик температуры рабочей жидкости 

трансмиссии (ДТТ). 

• Блок реле давления (выключатель конт­

роля диапазонов). 

• Электрическая проводка трансмиссии. 

5А - 290 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  292  293  294  295   ..