КОЛЕСА И ШИНЫ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
На автомобили-самосвалы БелАЗ устанавливается шесть колес, а на
автомобиль-тягач БелАЗ-531 — два колеса. К каждому автомобилю
прикладывается одно запасное колесо.
Колесо состоит из обода 4 (см. рис. 110), бортовых колец / и посадочного
кольца 2, удерживаемого замочным кольцом 3. Обод и посадочное кольцо
имеют конические полки, на которые под действием давления воздуха плотно
насаживается своими бортами шина.
Шина состоит из покрышки 20, камеры 19, ободной ленты 18 и резиновой
прокладки 17. В камере имеется вентиль для накачки шипы, который выведен
наружу через паз, профрезерованный в ободе.
Вентили передних и задних внутренних колес обращены внутрь автомобиля, а
задних наружных колес — наружу. Давление воздуха в шинах — 5 кГ/см2.
Колеса передней оси автомобиля крепятся к ступицам прижимами 5, а колеса
заднего моста — при помощи клиньев 50 (см. рис. 87) и прижимов 2. Между
внутренними и наружными колесами заднего моста устанавливаются распорные
кольца 46.
Монтаж и демонтаж колес. Перед снятием колес во избежание
несчастных случаев выпустить воздух из камер. При снятии заднего колеса
воздух выпустить из камер обоих колес.
Для снятия переднего колеса отвернуть гайки и снять прижимы, а для
снятия задних колес, кроме того, снять направляющий диск 4 и вынуть
клинья 50. При снятии и установке колес необходимо оберегать от
повреждения вентили.
При разборке и сборке колеса нужно пользоваться монтажными лопатками,
имеющимися в комплекте инструмента. Разборку колеса производить в
следующем порядке.
Отжать бортовое и посадочное кольца и сиять
замочное кольцо (рис. 112). Снять посадочное и бортовое кольца и
перевернуть колесо. Вынуть из шины обод и сиять бортовое кольцо. Вынуть
из покрышки ободную ленту и камеру, снять с вентиля подкладку.
Собирают колесо в обратном порядке. Камеру и соприкасающиеся с ней
поверхности при сборке припудрить тальком и убедиться, что внутри
покрышки пет посторонних предметов.
В случае применения покрышек с направленным рисунком при укладке камеры
в покрышку обратить внимание на правильное расположение рисунка. Рисунок
располагать так, чтобы острие выступа (если смотреть на покрышку сверху)
было направлено вперед по ходу автомобиля для ведущих колес и назад для
опорных колес.
Перед сборкой все детали колеса очистить от грязи и осмотреть. Трещины,
забоины и вмятины на деталях колеса не допускаются.
Перед установкой колеса на автомобиль предварительно накачать шину до
давления 0,8—1,0 кГ/см2, после чего проверить правильность посадки
замочного кольца. При накачке колеса замочное кольцо должно быть внизу.
На ступицу переднее колесо устанавливать в следующем порядке.
Совместить паз на ступице с ограничителем обода и надеть колесо на
ступицу. Установить верхний и нижний прижимы и затянуть гайки.
Провернуть колесо на 90°, установить верхний и пилений прижимы и
затянуть гайки с усилием, необходимым для обеспечения неподвижности
колеса на ступице при его поворачивании. Проверить биение колеса и
затянуть гайки до отказа. Затянуть все гайки (момент 45—50 кГм) и
проверить окончательно биение колеса. Биение колеса по боковине покрышки
должно быть не более 8 мм. После этого накачать шину воздухом до
давления 5 кГ/см2. При накачке шины нельзя стоять напротив колеса.
Задние колеса устанавливать в аналогичном порядке.
Колеса одноосного автомобиля-тягача БелАЗ-531 несколько своеобразны по
конструкции. Шина 1 (рис. 113) установлена непосредственно на ступицу 5
колеса. Внутреннее посадочное кольцо приварено к ступице, а наружное
стопорится замочным кольцом 6. Подпорное кольцо 3 поддерживает камеру и
ободную ленту изнутри. Давление воздуха в колесах — 3,5 кГ/см2. Вентили
для накачки шин обращены наружу.
Рис. 112. Разборка колеса: снятие а-замочного
кольца; б —снятие посадочного кольца
Для снятия колеса выпустить воздух из камеры, отжать бортовое и
посадочное кольца и снять замочное кольцо. После этого снять бортовое и
посадочное кольца и шину.
Устанавливать колесо в обратном порядке.
Перед накачиванием шины следует убедиться, что замочное кольцо
установлено правильно.
Техническое обслуживание колес и шин
Ежедневно после возвращения в гараж и при стоянках осмотреть шины и
удалить застрявшие в них посторонние предметы.
Через 100 ч работы проверить давление в шинах, которое должно быть 5 кГ/см2
для автомобилей-самосвалов и 3,5 кГ/см2 для автомобиля-тягача. Подтянуть
гайки крепления колес (момент 45—50 кГм).
Предохранять шины от попадания па них нефтепродуктов, которые разрушают
резину. При попадании нефтепродуктов протереть шины досуха.
Не применять на одном автомобиле шины с различным рисунком и износом
протектора, особенно на сдвоенных задних колесах.
Избегать резких торможений автомобиля, не допускать его перегрузки,
рывков и пробуксовки колес при трогании с места и при переключении
передач. Груз располагать равномерно по всей платформе.
В случае перегрева шин остановить автомобиль и дать остыть шинам. Нельзя
снижать давление в шинах, если оно повышается вследствие нагрева шин,
особенно в жаркую погоду.
Не рекомендуется стоянка автомобиля, а также эксплуатация его при
давлении в шинах, не соответствующем норме, так как это приводит к
быстрому отказу шин в работе.
При хранении автомобиль устанавливать на колодки, разгрузив тем самым
шины. Допускается хранение автомобиля без установки на колодки:
порожнего — не более 10 дней, груженого — не более 2 дней.