ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Автомобили-самосвалы оборудованы стояночным, рабочим и вспомогательным
тормозами. На автомобиле-тягаче и его модификациях вспомогательный
тормоз отсутствует.
Стояночный тормоз—трансмиссионный, барабанно-ленточного типа, с наружным
расположением ленты и механическим
приводом. Тормоз установлен на фланце ведомого вала
гидромеханической передачи и приводится в действие рычагом,
расположенным в кабине водителя. Привод стояночного тормоза
автомобиля-тягача соединен с рычагом ручного управления тормозного
крана, вследствие чего при включении стояночного тормоза
автомобиля-тягача колеса его прицепного агрегата также затормаживаются.
Стояночный тормоз предназначен для затормаживания автомобилей-самосвалов
и автомобилей-тягачей на стоянках и удержания их на уклонах. При обычной
езде пользоваться стояночным тормозом не следует, так как он сильно
нагружает механизм трансмиссии, а при длительном притормаживании тормоз
нагревается до высокой температуры и может отказать в работе. При
торможении стояночным тормозом лампы сигнала торможения в задних фонарях
не загораются.
Рабочий тормоз — барабанного типа, с двумя внутренними колодками на
неподвижных опорах и фиксированным разжимным кулаком. Тормоз установлен
на всех колесах автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей и имеет
пневматический привод. На автомобилях-самосвалах при помощи обратных
клапанов привод рабочего тормоза разделен на два контура: контур привода
тормозов передних колес и контур привода тормозов задних колес. В каждом
контуре имеется свой тормозной кран и воздушные баллоны. В приводе
рабочего тормоза автомобилей-тягачей использован один тормозной кран,
который обеспечивает возможность автоматического (синхронного с тормозом
автомобиля-тягача) приведения в действие рабочего тормоза прицепного
агрегата. Рабочий тормоз автомобилей-самосвалов и автомобилей-тягачей
приводится в действие педалью, расположенной в кабине водителя слева от
рулевой колонки.
Вспомогательный тормоз — гидравлический тормоз — замедлитель лопастного
типа, установлен на ведущем валу гидромеханической передачи. Тормоз
служит для притормаживания автомобиля-самосвала, не прибегая к помощи
рабочего тормоза, вследствие чего срок службы и надежность в работе
последнего значительно увеличивается. Привод вспомогательного тормоза —
пневматический, подсоединен к пневматическому приводу рабочего тормоза.
Тормоз приводится в действие педалью, расположенной в кабине водителя
справа от педали управления подачей топлива.
Описание устройства и эксплуатации вспомогательного тормоза
(тормоза-замедлителя) изложены в разделе «Гидромеханическая передача».