содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
Особенности эксплуатации самосвалов Белаз-540,
Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г
Перед троганием автомобиля проверить давление
воздуха в тормозной системе. Начинайте движение при давлении воздуха в
тормозной системе нe ниже 5 кГ/смА.
Трогание автомобиля с места следует начинать на первой или второй
передаче (в зависимости от дорожных условий) плавно, что способствует
повышению долговечности дисков фрикционов и других деталей трансмиссии.
Для обеспечения плавности включения передачи и плавности трогания
автомобиля с места включать передачу надо при минимальных оборотах
двигателя (не свыше 600 об/мин).
После включения передачи подать сигнал о начале
движения,
опустить рычаг ручного тормоза в крайнее нижнее положение и, плавно
увеличивая подачу топлива (нажимая па педаль), начинать движение,
переходя по- мере разгона автомобиля на последующие передачи.
Переключение передач производить плавно, без резких движений и без
приложения значительных усилий к рычагу.
Во избежание случайного нажатия фиксатора и включения передачи заднего
хода при переключении передач переднего хода рычаг переключения передач
держат правой рукой ладонью вниз и только при включении передачи заднего
хода руку держат ладонью вверх.
Необходимо стремиться к сокращению количества переключений передач до
минимума, так как каждое переключение передач (особенно неправильное)
сокращает долговечность фрикционов гидромеханической передачи.
При переключении передач с низшей на высшую следует производить
промежуточное снижение оборотов коленчатого вала двигателя. После
разгона автомобиля одновременно с выключением низшей передачи быстро
отпустить педаль управления подачей топлива, включить высшую передачу и
затем увеличить подачу топлива. В момент снижения оборотов коленчатого
вала двигатели происходит притормаживание ведущего вала коробки передач
и таким образом происходит уравнивание скоростей вращения шестерен, т.
е. наступает наиболее благоприятный момент для включения фрикциона.
При переключении передач с высшей на низшую нельзя снижать (лучше
увеличивать) подачу топлива. Подача топлива при переходе на низшую
передачу в большинстве случаев получается максимальной и в момент
выключения передачи двигатель разгоняет ведущий вал коробки передач, т.
е. скорости вращения шестерен уравниваются и получается безударное
включение фрикциона.
Включать передачу для изменения направления движения автомобиля на
противоположное можно только после полной остановки, так как в противном
случае происходит резкое нагружение и пробуксовка дисков включаемого
фрикциона, что приводит к повреждению фрикционов переднего и заднего
хода.
Для увеличения межремонтных пробегов автомобилей и
повышения срока службы шин надо избегать экстренного торможения
колесными тормозами. Этого можно достигнуть за счет своевременного
снижения скорости путем использования наката автомобиля, а также путем
использования на автомобилях гидродинамического тормоза-замедлителя при
движении на спусках.
Во время движения на затяжных спусках нельзя превышать следующие
скорости движения: на первой передаче — 15: на второй передаче — 30; на
третьей передаче — 55 км/ч, так как при превышении указанных скоростей
обороты валов коробки передач и карданного вала заднего моста могут
превысить допустимую величину.
Применение гидротормоза-замедлителя позволяет
снижать и поддерживать постоянную скорость движения автомобиля на
затяжных спусках. За счет применения гидротормоза-замедлителя
достигается уменьшение износов деталей (в первую очередь фрикционных
накладок) колесных тормозов, что увеличивает межремонтные пробеги
автомобилей. Нарастание и снижение тормозного момента, развиваемого
гидротормозом-замедлителем, происходит медленно (в течение нескольких
секунд), поэтому включать и выключать гидротормоз следует заранее.
При работе гидротормоза-замедлителя происходит быстрый нагрев масла в
гидромеханической передаче, так как вся механическая энергия,
затрачиваемая на торможение автомобиля, превращается в тепло. Поэтому во
избежание перегрева гидромеханической передачи на затяжных спусках
гидротормоз следует периодически включать и после нагрева масл-а свыше
+120° С немедленно выключать для охлаждения гидромеханической передачи.
При включенном гидротормозе-замедлителе не переключать передачи, так как
в этом случае сильно' нагружается трансмиссия автомобиля и возможна
поломка ее деталей.
При недостаточном тормозном моменте на высшей передаче надо снизить
скорость движения (торможением), выключить гидротормоз-замедлитель,
включить низшую передачу и снова включить гидротормоз-замедлитель.
Тормозной момент при работе гидротормоза-замедлителя возникает только
при включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем
меньше тормозной момент.
Наибольшая эффективность гидротормоза достигается при следующих
скоростях движения: первая передача — 12—15; вторая передача — 20—25;
третья передача — 40—50 км/ч.
Для долговечной раооты автомобиля большое значение
имеет техническое состояние цилиндров пневмогндравлической подвески.
Эксплуатация автомобилей при неправильно заряженных цилиндрах подвески
ведет к повреждению не только деталей подвески, но и других деталей и
узлов автомобиля.
Шины следует предохранять от понллянии на них нефтепродуктов и других
веществ, разрушающих резину. Не следует допускать стоянку на шинах
автомобилей без груза более 10 дней, груже-ных — более двух дней. В
случае более длительной стоянки автомобиль поставить на подставки,
полностью разгрузив шины.
В зимний период эксплуатации (особенно при низких температурах) после
длительной стоянки автомобиля на открытом воздухе в течение первых 15—20
мин надо двигаться с малой скоростью (не свыше 10 км/ч) для того, чтобы
детали трансмиссии и ходовой части и особенно шины прогрелись на малых
нагрузках, что повысит их работоспособность при возрастании нагрузок.
При загрузке автомобилей экскаваторами выполнять следующие требованйя:
автомобиль установить таким образом, чтобы погрузка производилась сбоку
или сзади; перенос экскаваторного ковша над кабиной запрещается;
автомобиль надежно затормозить, а двигатель оставить работать на
минимальных оборотах;
ковш экскаватора должен раскрываться на минимально возможной высоте от
днища платформы, так как при падении с большой высоты глыбы груза могут
привести к повреждению платформы и рамы, особенно при низких
температурах, когда снижается ударная вязкость металла. Груз должен
располагаться равномерно по платформе;
автомобиль ставить под погрузку и отъезжать от экскаватора после
погрузки только с разрешающего сигнала машиниста экскаватора.
При эксплуатации одноосного автомобиля-тягача
БелАЗ-531 со скрепером на выемке грунта в качестве вспомогательного
тягача (толкача) применяют тракторы с гидромеханической или
электрической трансмиссией (например, трактор ДЭТ-250), так как в этом
случае обеспечивается наилучшая согласованность в работе всего комплекса
и до минимальной величины снижаются динамические нагрузки в узлах
скрепера, автомобиля-тягача и толкача. Грунт забирают на первой передаче
и включенной понижающей ступени в дополнительной коробке
автомобиля-тягача.
Остановка автомобиля и двигателя
Для остановки автомобиля нужно: отпустить педаль управления подачей
топлива; установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
при необходимости притормозить автомобиль колесным тормозом;
после полной остановки автомобиля затянуть до отказа рычаг ручного
тормоза;
остановить двигатель (предварительно охладив его), прекратив подачу
топлива перемещением рукоятки ручной подачи топлива (на автомобилях с
двигателями типа Д12А) или потянув к себе рукоятку останова двигателя
(на автомобилях с двигателями ЯМЗ);
выключить электрическую сеть автомобиля (выключить
массу), вынув из замка-включателя ключ.
Не следует останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости
в системе выше +75° С, а также при высоких оборотах коленчатого вала,
так как возникающие в таких случаях тепловые и инерционные нагрузки
отрицательно сказываются на его работоспособности.
Помните, что длительная работа двигателя на
холостом ходу более 10 мин нежелательна, так как приводит к
закоксовыванию форсунок и повышенному нагарообразованию.
В случае экстренной остановки двигателя в аварийной
ситуации при температуре охлаждающей жидкости и масла выше +75° С
периодически производят прокачку системы смазки двигателя
маслозакачивающим насосом с проворотом коленчатого вала стартером (если
такой проворот возможен по состоянию двигателя) при выключенной подаче
топлива.
При остановке двигателя ЯМЗ-240Н не снижать резко обороты, так как при
этом могут быть повреждены трубокомпрсссоры.
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|