Особенности эксплуатации самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Особенности эксплуатации самосвалов Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 

Перед троганием автомобиля проверить давление воздуха в тормозной системе. Начинайте движение при давлении воздуха в тормозной системе нe ниже 5 кГ/смА.

Трогание автомобиля с места следует начинать на первой или второй передаче (в зависимости от дорожных условий) плавно, что способствует повышению долговечности дисков фрикционов и других деталей трансмиссии. Для обеспечения плавности включения передачи и плавности трогания автомобиля с места включать передачу надо при минимальных оборотах двигателя (не свыше 600 об/мин).

 

После включения передачи подать сигнал о начале движения,
опустить рычаг ручного тормоза в крайнее нижнее положение и, плавно увеличивая подачу топлива (нажимая па педаль), начинать движение, переходя по- мере разгона автомобиля на последующие передачи.

Переключение передач производить плавно, без резких движений и без приложения значительных усилий к рычагу.

Во избежание случайного нажатия фиксатора и включения передачи заднего хода при переключении передач переднего хода рычаг переключения передач держат правой рукой ладонью вниз и только при включении передачи заднего хода руку держат ладонью вверх.

Необходимо стремиться к сокращению количества переключений передач до минимума, так как каждое переключение передач (особенно неправильное) сокращает долговечность фрикционов гидромеханической передачи.

При переключении передач с низшей на высшую следует производить промежуточное снижение оборотов коленчатого вала двигателя. После разгона автомобиля одновременно с выключением низшей передачи быстро отпустить педаль управления подачей топлива, включить высшую передачу и затем увеличить подачу топлива. В момент снижения оборотов коленчатого вала двигатели происходит притормаживание ведущего вала коробки передач и таким образом происходит уравнивание скоростей вращения шестерен, т. е. наступает наиболее благоприятный момент для включения фрикциона.

При переключении передач с высшей на низшую нельзя снижать (лучше увеличивать) подачу топлива. Подача топлива при переходе на низшую передачу в большинстве случаев получается максимальной и в момент выключения передачи двигатель разгоняет ведущий вал коробки передач, т. е. скорости вращения шестерен уравниваются и получается безударное включение фрикциона.

Включать передачу для изменения направления движения автомобиля на противоположное можно только после полной остановки, так как в противном случае происходит резкое нагружение и пробуксовка дисков включаемого фрикциона, что приводит к повреждению фрикционов переднего и заднего хода.

 

 

Для увеличения межремонтных пробегов автомобилей и повышения срока службы шин надо избегать экстренного торможения колесными тормозами. Этого можно достигнуть за счет своевременного снижения скорости путем использования наката автомобиля, а также путем использования на автомобилях гидродинамического тормоза-замедлителя при движении на спусках.

Во время движения на затяжных спусках нельзя превышать следующие скорости движения: на первой передаче — 15: на второй передаче — 30; на третьей передаче — 55 км/ч, так как при превышении указанных скоростей обороты валов коробки передач и карданного вала заднего моста могут превысить допустимую величину.


 

Применение гидротормоза-замедлителя позволяет снижать и поддерживать постоянную скорость движения автомобиля на затяжных спусках. За счет применения гидротормоза-замедлителя достигается уменьшение износов деталей (в первую очередь фрикционных накладок) колесных тормозов, что увеличивает межремонтные пробеги автомобилей. Нарастание и снижение тормозного момента, развиваемого гидротормозом-замедлителем, происходит медленно (в течение нескольких секунд), поэтому включать и выключать гидротормоз следует заранее.

При работе гидротормоза-замедлителя происходит быстрый нагрев масла в гидромеханической передаче, так как вся механическая энергия, затрачиваемая на торможение автомобиля, превращается в тепло. Поэтому во избежание перегрева гидромеханической передачи на затяжных спусках гидротормоз следует периодически включать и после нагрева масл-а свыше +120° С немедленно выключать для охлаждения гидромеханической передачи.

При включенном гидротормозе-замедлителе не переключать передачи, так как в этом случае сильно' нагружается трансмиссия автомобиля и возможна поломка ее деталей.

При недостаточном тормозном моменте на высшей передаче надо снизить скорость движения (торможением), выключить гидротормоз-замедлитель, включить низшую передачу и снова включить гидротормоз-замедлитель.

Тормозной момент при работе гидротормоза-замедлителя возникает только при включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем меньше тормозной момент.

Наибольшая эффективность гидротормоза достигается при следующих скоростях движения: первая передача — 12—15; вторая передача — 20—25; третья передача — 40—50 км/ч.

 

Для долговечной раооты автомобиля большое значение имеет техническое состояние цилиндров пневмогндравлической подвески. Эксплуатация автомобилей при неправильно заряженных цилиндрах подвески ведет к повреждению не только деталей подвески, но и других деталей и узлов автомобиля.

Шины следует предохранять от понллянии на них нефтепродуктов и других веществ, разрушающих резину. Не следует допускать стоянку на шинах автомобилей без груза более 10 дней, груже-ных — более двух дней. В случае более длительной стоянки автомобиль поставить на подставки, полностью разгрузив шины.

В зимний период эксплуатации (особенно при низких температурах) после длительной стоянки автомобиля на открытом воздухе в течение первых 15—20 мин надо двигаться с малой скоростью (не свыше 10 км/ч) для того, чтобы детали трансмиссии и ходовой части и особенно шины прогрелись на малых нагрузках, что повысит их работоспособность при возрастании нагрузок.

При загрузке автомобилей экскаваторами выполнять следующие требованйя:

автомобиль установить таким образом, чтобы погрузка производилась сбоку или сзади; перенос экскаваторного ковша над кабиной запрещается;

автомобиль надежно затормозить, а двигатель оставить работать на минимальных оборотах;

ковш экскаватора должен раскрываться на минимально возможной высоте от днища платформы, так как при падении с большой высоты глыбы груза могут привести к повреждению платформы и рамы, особенно при низких температурах, когда снижается ударная вязкость металла. Груз должен располагаться равномерно по платформе;

автомобиль ставить под погрузку и отъезжать от экскаватора после погрузки только с разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

 

 

При эксплуатации одноосного автомобиля-тягача БелАЗ-531 со скрепером на выемке грунта в качестве вспомогательного тягача (толкача) применяют тракторы с гидромеханической или электрической трансмиссией (например, трактор ДЭТ-250), так как в этом случае обеспечивается наилучшая согласованность в работе всего комплекса и до минимальной величины снижаются динамические нагрузки в узлах скрепера, автомобиля-тягача и толкача. Грунт забирают на первой передаче и включенной понижающей ступени в дополнительной коробке автомобиля-тягача.

 

 

 

Остановка автомобиля и двигателя

Для остановки автомобиля нужно: отпустить педаль управления подачей топлива; установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

при необходимости притормозить автомобиль колесным тормозом;

после полной остановки автомобиля затянуть до отказа рычаг ручного тормоза;

остановить двигатель (предварительно охладив его), прекратив подачу топлива перемещением рукоятки ручной подачи топлива (на автомобилях с двигателями типа Д12А) или потянув к себе рукоятку останова двигателя (на автомобилях с двигателями ЯМЗ);

выключить электрическую сеть автомобиля (выключить массу), вынув из замка-включателя ключ.

Не следует останавливать двигатель при температуре охлаждающей жидкости в системе выше +75° С, а также при высоких оборотах коленчатого вала, так как возникающие в таких случаях тепловые и инерционные нагрузки отрицательно сказываются на его работоспособности.

 

 

Помните, что длительная работа двигателя на холостом ходу более 10 мин нежелательна, так как приводит к закоксовыванию форсунок и повышенному нагарообразованию.

 

В случае экстренной остановки двигателя в аварийной ситуации при температуре охлаждающей жидкости и масла выше +75° С периодически производят прокачку системы смазки двигателя маслозакачивающим насосом с проворотом коленчатого вала стартером (если такой проворот возможен по состоянию двигателя) при выключенной подаче топлива.

При остановке двигателя ЯМЗ-240Н не снижать резко обороты, так как при этом могут быть повреждены трубокомпрсссоры.

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..