содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ
Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531,
БелАЗ-531Г
Расположение органов управления и оборудования в кабине водителя
показано на рис. 4.
Указатель поворотов имеет три положения:
среднее — нейтральное положение, при котором указатели поворотов
выключены (рукоятка устанавливается в нейтральное положение
автоматически при выходе автомобиля из поворота);
вперед — включены указатели правого поворота;
назад — включены указатели левого поворота.
Положения рычага при переключении передач показаны
на рис. 5. Включенная передача контролируется на автомобилях-самосвалах
по положению рычага в прорези кулисы, на автомобилях-тягачах по
положению указателя на шкале.
Включение передачи заднего хода возможно только при нажатом фиксаторе 2.
Кроме того, на автомобилях-тягачах имеется выключатель 3 передачи, с
помощью которого можно с любой передачи перейти на нейтраль, минуя
промежуточные ступени. Выключатель 3 передачи имеет два положения: влево
— система переключения передач подключена к источнику электрического
тока (возможно переключение передач);
вправо —. система переключения передач отключена от источника
электрического тока (в гидромеханической передаче включена «нейтраль»,
включение передачи невозможно).
Переключатель 8 (см. рис. 4) датчиков уровня топлива в баках имеет три
положения:
среднее нейтральное положение — указатель уровня топлива отключен;
верхнее — указатель уровня топлива подключен к датчику верхних топливных
баков;
нижнее — указатель уровня топлива подключен к датчику нижнею топливного
бака.
Рис. 4. Органы управления:
Включатель фрикциона имеет два положения:
верхнее — фрикцион включен; нижнее — фрикцион выключен.
Рукоятка 11 управления ручной подачей топлива на автомобилях с
двигателем Д12Л-375Б одновременно является рукояткой останова двигателя.
При перемещении рукоятки вниз подача топлива увеличивается, вверх —
уменьшается.
Рукоятка 16 управления подъемом платформы имеет три положения:
среднее (рукоятка установлена параллельно задней стенке кабины) —
нейтральное положение (гидравлическая система подъема платформы не
работает);
вперед — гидравлическая система включена на подъем платформы;
назад — гидравлическая система включена на опускание платформы.
Рукоятка управления дополнительной коробкой на автомобилях-тягачах имеет
два положения:
прямая передача — рукоятка установлена параллельно задней стенке кабины;
понижающая передача — рукоятка смещена вперед и установлена
перпендикулярно задней стенке кабины.
Для останова двигателя ЯМЗ рукоятку 17 вытянуть на себя до отказа и
удерживать в таком положении до полного останова двигателя, после чего
возвратить рукоятку в первоначальное положение.
На автомобилях с двигателем Д12А-375Б останавливать двигатель с помощью
рукоятки аварийного останова допускается только в аварийных случаях,
когда двигатель идет «вразнос».
Для затормаживания автомобиля рычаг 18 потянуть па себя до отказа, для
растормаживания — нажать на защелку, находящуюся на рычаге, и опустить
рычаг вниз до отказа.
С помощью заслонки регулируется поступление теплого воздуха в кабину.
При перемещении рукоятки 19 вправо поступление теплого воздуха в кабину
увеличивается, влево — уменьшается.
Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления на
панели приборов показано на рис. 6.
Переключатель 1 противотуманных и задней фар имеет три положения:
среднее — все выключено; вперед — включены противотуманные фары; назад —
включена задняя фара
Рис. 5. Положения рычага переключения передач: а
— па автомобилях-самосвалах; б — на автомобилях-тягачах;
1 — рычаг переключения передач; 2 — фиксатор передачи заднего хода; 3 —
выключатель передачи
Рис. 6. Панель приборов:
1 — переключатель противотуманных и задней фар; 2 — указатель
температуры масла в гидромеханической передаче; 3 — спидометр; 4 —
контрольная лампа (синий свет) дальнего света фар; 5 — указатель
давления масла в гидротрансформаторе гидромеханической передачи; 6 —
контрольная лампа (красный свет) задней фары; 7 — указатель температуры
масла в двигателе; 8 — указатель давления масла в двигателе; 9 —
контрольная лампа (красный свет) аварийного давления масла в системе
смазки двигателя (ЯМЗ); 10 — контрольная лампа (красный свет) аварийного
состояния масляного фильтра двигателя (ЯМЗ); 11 — указатель температуры
охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (ЯМЗ) или в левом
блоке цилиндров двигателя (Д12А-375Б); 12 — технологическая заглушка
(ЯМЗ-240), или указатель давления масла в корпусе подшипников
турбокомпрессора (ЯМЗ-240И), или указатель температуры охлаждающей
жидкости в правом блоке цилиндров двигателя (Д12А-375Б); 13 — указатель
уровня топлива в баках; 14 — переключатель вентилятора и отопителя
кабины; 15 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления
воздуха в пневматической системе тормозов; 16 — воздушный манометр
пневматической системы тормозов; 17 — включатель плафона кабины; 18 —
кнопка предохранителя цепи освещения; 19 — замок-включатель; 20 —
рукоятка центрального переключателя света фар; 21 — вольтамперметр; 22 —
тахометр; 23 и 24 — выключатели электромагнитных муфт привода
вентиляторов (для автомобилей в северном исполнении); 25 — переключатель
нагрева ветрового стекла кабины (для автомобилей в северном исполнении);
26 — счетчик часов работы двигателя; 27 — контрольная лампа (зеленый
свет) указателей поворотов; 28 — контрольная лампа (красный свет)
аварийного давления масла в системе смазки гидромеханической передачи;
29 — указатель главного давления масла в гидромеханической передаче
Свечение лампы 9 сигнализирует о низком давлении
(ниже 1,7 кГ/см2) масла в системе смазки двигателя (ЯМЗ).
Свечение лампы 10 на прогретом двигателе сигнализирует о поступлении к
трущимся парам двигателя (ЯМЗ) неочищенного масла в связи с загрязнением
фильтрующих элементов.
Переключатель 14 имеет три положения: среднее нейтральное положение —
все выключено; верхнее — включен вентилятор кабины; нижнее — включен
отопитель кабины.
Свечение лампы 15 сигнализирует о низком давлении (ниже
4,5 кГ/см2) воздуха в пневматической системе.
На автомобилях БелАЗ-540, БелАЗ-540А верхняя стрелка манометра 16
постоянно показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозов
задних колес, на автомобиле БслАЗ-548А — давление воздуха в
промежуточном воздушном баллоне, нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах
передних колес.
На автомобиле-тягаче БелАЗ-531 верхняя стрелка манометра постоянно
показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозной системы,
нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах ведущих колес.
В зависимости от положения ключа замка-включателя 19 включаются
следующие потребители: ключ вставлен до отказа — включена масса
(электрическая сеть автомобиля подключена к аккумуляторным батареям);
ключ повернут по ходу часовой стрелки на 45° — включен маслозакачивающий
насос двигателя;
ключ повернут по ходу часовой стрелки на 90° —
дополнительно включен стартер двигателя.
В первоначальное положение ключ в свободном состоянии возвращается
автоматически под действием пружины. Ключ вставляется в замок и
вынимается из него только в положении, когда все потребители выключены.
Центральный переключатель света фар имеет три положения: рукоятка
смещена вперед до отказа — освещение полностью выключено; рукоятка
смещена назад наполовину хода — включены подфарники и задние фонари;
рукоятка смещена назад до отказа — включены фары и задние фонари.
Вольтамперметр 21 предназначен для контроля за работой генератора,
реле-регулятора и аккумуляторных батарей.
Переключатель 25 имеет три положения: среднее нейтральное
положение — нагрев стекла выключен; верхнее —. максимальный нагрев
стекла; нижнее — минимальный нагрев стекла.
Свечение лампы 28 сигнализирует о низком давлении (ниже 0,7 кГ/см2)
масла в системе смазки гидромеханической передачи.
Панель управления (рис. 7) пусковым подогревателем двигателя
устанавливается на задней стенке кабины справа от сиденья водителя.
Контрольная спираль 1 свечи подогревателя включена последовательно со
свечой накаливания и по нагреву спирали контролируется нагрев свечи
подогревателя.
Выключатель 2 электромагнитного клапана имеет два положения: верхнее
(работа) — электромагнитный клапан включен, топливо поступает к форсунке
подогревателя; нижнее (продув) —' электромагнитный клапан выключен,
подача топлива к форсунке
перекрыта.
Переключатель 3 электродвигателя имеет три положения: среднее
нейтральное — электродвигатель подогревателя выключен; верхнее (работа)
— электродвигатель развивает повышенные обороты; нижнее (пуск) —
электродвигатель включен через сопротивление и развивает пониженные
обороты.
Свеча накаливания включается при повороте рычажка включателя 5 по ходу
часовой стрелки; рычажок возвращается в первоначальное положение
автоматически под действием пружины.
Рис. 7. Панель управления пусковым
подогревателем двигателя:
1 — контрольная спираль свечи подогревателя; 2 — выключатель
электромагнитного клапана; 3 — переключатель электродвигателя; 4 —
кнопка биметаллического предохранителя цепи электродвигателя
подогревателя; 5 — включатель свечи накаливания
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|