ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

  Главная      Автомобили - Белаз     Автомобили-самосвалы Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А и автомобили-тягачи БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИБОРЫ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Расположение органов управления и оборудования в кабине водителя показано на рис. 4.

Указатель поворотов имеет три положения:

среднее — нейтральное положение, при котором указатели поворотов выключены (рукоятка устанавливается в нейтральное положение автоматически при выходе автомобиля из поворота);

вперед — включены указатели правого поворота;

назад — включены указатели левого поворота.

 

Положения рычага при переключении передач показаны на рис. 5. Включенная передача контролируется на автомобилях-самосвалах по положению рычага в прорези кулисы, на автомобилях-тягачах по положению указателя на шкале.

Включение передачи заднего хода возможно только при нажатом фиксаторе 2. Кроме того, на автомобилях-тягачах имеется выключатель 3 передачи, с помощью которого можно с любой передачи перейти на нейтраль, минуя промежуточные ступени. Выключатель 3 передачи имеет два положения: влево — система переключения передач подключена к источнику электрического тока (возможно переключение передач);

вправо —. система переключения передач отключена от источника электрического тока (в гидромеханической передаче включена «нейтраль», включение передачи невозможно).

Переключатель 8 (см. рис. 4) датчиков уровня топлива в баках имеет три положения:

среднее нейтральное положение — указатель уровня топлива отключен;

верхнее — указатель уровня топлива подключен к датчику верхних топливных баков;

нижнее — указатель уровня топлива подключен к датчику нижнею топливного бака.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Органы управления:

 

 

 

 

 

Включатель фрикциона имеет два положения:

верхнее — фрикцион включен; нижнее — фрикцион выключен.

Рукоятка 11 управления ручной подачей топлива на автомобилях с двигателем Д12Л-375Б одновременно является рукояткой останова двигателя. При перемещении рукоятки вниз подача топлива увеличивается, вверх — уменьшается.

Рукоятка 16 управления подъемом платформы имеет три положения:

среднее (рукоятка установлена параллельно задней стенке кабины) — нейтральное положение (гидравлическая система подъема платформы не работает);

вперед — гидравлическая система включена на подъем платформы;

назад — гидравлическая система включена на опускание платформы.

Рукоятка управления дополнительной коробкой на автомобилях-тягачах имеет два положения:

прямая передача — рукоятка установлена параллельно задней стенке кабины;

понижающая передача — рукоятка смещена вперед и установлена перпендикулярно задней стенке кабины.

Для останова двигателя ЯМЗ рукоятку 17 вытянуть на себя до отказа и удерживать в таком положении до полного останова двигателя, после чего возвратить рукоятку в первоначальное положение.

На автомобилях с двигателем Д12А-375Б останавливать двигатель с помощью рукоятки аварийного останова допускается только в аварийных случаях, когда двигатель идет «вразнос».

Для затормаживания автомобиля рычаг 18 потянуть па себя до отказа, для растормаживания — нажать на защелку, находящуюся на рычаге, и опустить рычаг вниз до отказа.

С помощью заслонки регулируется поступление теплого воздуха в кабину.

При перемещении рукоятки 19 вправо поступление теплого воздуха в кабину увеличивается, влево — уменьшается.

Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления на панели приборов показано на рис. 6.

Переключатель 1 противотуманных и задней фар имеет три положения: среднее — все выключено; вперед — включены противотуманные фары; назад — включена задняя фара

 

 

 

Рис. 5. Положения рычага переключения передач: а — па автомобилях-самосвалах; б — на автомобилях-тягачах;
1 — рычаг переключения передач; 2 — фиксатор передачи заднего хода; 3 — выключатель передачи

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Панель приборов:
1 — переключатель противотуманных и задней фар; 2 — указатель температуры масла в гидромеханической передаче; 3 — спидометр; 4 — контрольная лампа (синий свет) дальнего света фар; 5 — указатель давления масла в гидротрансформаторе гидромеханической передачи; 6 — контрольная лампа (красный свет) задней фары; 7 — указатель температуры масла в двигателе; 8 — указатель давления масла в двигателе; 9 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления масла в системе смазки двигателя (ЯМЗ); 10 — контрольная лампа (красный свет) аварийного состояния масляного фильтра двигателя (ЯМЗ); 11 — указатель температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя (ЯМЗ) или в левом блоке цилиндров двигателя (Д12А-375Б); 12 — технологическая заглушка (ЯМЗ-240), или указатель давления масла в корпусе подшипников турбокомпрессора (ЯМЗ-240И), или указатель температуры охлаждающей жидкости в правом блоке цилиндров двигателя (Д12А-375Б); 13 — указатель уровня топлива в баках; 14 — переключатель вентилятора и отопителя кабины; 15 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления воздуха в пневматической системе тормозов; 16 — воздушный манометр пневматической системы тормозов; 17 — включатель плафона кабины; 18 — кнопка предохранителя цепи освещения; 19 — замок-включатель; 20 — рукоятка центрального переключателя света фар; 21 — вольтамперметр; 22 — тахометр; 23 и 24 — выключатели электромагнитных муфт привода вентиляторов (для автомобилей в северном исполнении); 25 — переключатель нагрева ветрового стекла кабины (для автомобилей в северном исполнении); 26 — счетчик часов работы двигателя; 27 — контрольная лампа (зеленый свет) указателей поворотов; 28 — контрольная лампа (красный свет) аварийного давления масла в системе смазки гидромеханической передачи; 29 — указатель главного давления масла в гидромеханической передаче

 

 

 

Свечение лампы 9 сигнализирует о низком давлении (ниже 1,7 кГ/см2) масла в системе смазки двигателя (ЯМЗ).

Свечение лампы 10 на прогретом двигателе сигнализирует о поступлении к трущимся парам двигателя (ЯМЗ) неочищенного масла в связи с загрязнением фильтрующих элементов.

Переключатель 14 имеет три положения: среднее нейтральное положение — все выключено; верхнее — включен вентилятор кабины; нижнее — включен отопитель кабины.

Свечение лампы 15 сигнализирует о низком давлении (ниже

4,5 кГ/см2) воздуха в пневматической системе.

На автомобилях БелАЗ-540, БелАЗ-540А верхняя стрелка манометра 16 постоянно показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозов задних колес, на автомобиле БслАЗ-548А — давление воздуха в промежуточном воздушном баллоне, нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах передних колес.

На автомобиле-тягаче БелАЗ-531 верхняя стрелка манометра постоянно показывает давление воздуха в воздушных баллонах тормозной системы, нижняя стрелка — в тормозных цилиндрах ведущих колес.

В зависимости от положения ключа замка-включателя 19 включаются следующие потребители: ключ вставлен до отказа — включена масса (электрическая сеть автомобиля подключена к аккумуляторным батареям);

ключ повернут по ходу часовой стрелки на 45° — включен маслозакачивающий насос двигателя;

ключ повернут по ходу часовой стрелки на 90° — дополнительно включен стартер двигателя.

В первоначальное положение ключ в свободном состоянии возвращается автоматически под действием пружины. Ключ вставляется в замок и вынимается из него только в положении, когда все потребители выключены.

Центральный переключатель света фар имеет три положения: рукоятка смещена вперед до отказа — освещение полностью выключено; рукоятка смещена назад наполовину хода — включены подфарники и задние фонари; рукоятка смещена назад до отказа — включены фары и задние фонари.

Вольтамперметр 21 предназначен для контроля за работой генератора, реле-регулятора и аккумуляторных батарей.

Переключатель 25 имеет три положения: среднее нейтральное

положение — нагрев стекла выключен; верхнее —. максимальный нагрев стекла; нижнее — минимальный нагрев стекла.

Свечение лампы 28 сигнализирует о низком давлении (ниже 0,7 кГ/см2) масла в системе смазки гидромеханической передачи.

Панель управления (рис. 7) пусковым подогревателем двигателя устанавливается на задней стенке кабины справа от сиденья водителя. Контрольная спираль 1 свечи подогревателя включена последовательно со свечой накаливания и по нагреву спирали контролируется нагрев свечи подогревателя.

Выключатель 2 электромагнитного клапана имеет два положения: верхнее (работа) — электромагнитный клапан включен, топливо поступает к форсунке подогревателя; нижнее (продув) —' электромагнитный клапан выключен, подача топлива к форсунке
перекрыта.

Переключатель 3 электродвигателя имеет три положения: среднее нейтральное — электродвигатель подогревателя выключен; верхнее (работа) — электродвигатель развивает повышенные обороты; нижнее (пуск) — электродвигатель включен через сопротивление и развивает пониженные обороты.

Свеча накаливания включается при повороте рычажка включателя 5 по ходу часовой стрелки; рычажок возвращается в первоначальное положение автоматически под действием пружины.

 

 

 

Рис. 7. Панель управления пусковым подогревателем двигателя:
1 — контрольная спираль свечи подогревателя; 2 — выключатель электромагнитного клапана; 3 — переключатель электродвигателя; 4 — кнопка биметаллического предохранителя цепи электродвигателя подогревателя; 5 — включатель свечи накаливания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..